Как дать тему быстрый этюд по живописи. Что такое этюд

Как написать этюд маслом

(на сайте в скором времени планируется бесплатный просмотр видео «Уроки живописи масляными красками»

Хотелось бы описать, как я применяю на практике вышеописанные материалы и методы работы. Для примера выбран пейзаж «Конец лета».

В конце лета - начале осени листья на деревьях желтеют, трава приобретает различные цвета. Тени от деревьев становятся более холодными, с фиолетовым оттенком. Ближе к горизонту,из-за голубого неба, деревья, растительность кажутся более холодными, чем в жаркое летнее время. Осень - это то время, когда нельзя пропускать ни дня без живописи на пленере. Два-три часа работы масляными красками в день для меня лично превращаются в минуты полного душевного равновесия, покоя и гармонии с природой.

Для написания этого этюда мне понадобился обработанный желатином и акриловым грунтом холст, предварительно наклеенный на планшет. Подмалевок решил сделать темперными красками, поэтому запасся необходимыми материалами для масляной и темперной живописи. Из черной бумаги по размерам заготовленного холста сделал видоискатель. Кроме этюдника, для полного комфорта, взял с собой раскладной стул и зонтик.

Выбрав с помощью видоискателя наиболее привлекательный вид пейзажа, оценив композицию и тональные отношения будущего этюда, я приступил к работе.

Чтобы написать портрет маслом по фото () понадобиться предварительный, точный рисунок карандашом. В моем случае построение композиции и предварительного рисунка на холсте можно выполнить тонкой колонковой кистью №2 и прозрачной, охристой темперной краской. При помощи видоискателя определил, что главной в этюде будет растительность. Исходя из этого, линию горизонта расположил выше середины холста. Для того чтобы подчеркнуть перспективу пейзажа, а также для сбалансированности композиции, наметил уходящую вдаль дорогу.

Перед тем, как приступить к подмалевку темперной краской, мысленно провёл подготовительную работу.

1.Внимательно рассмотрел тональные отношения пейзажа.

2. Установил самые светлые и насыщенные по тону места.

3. Определил, какие цвета будут преобладать в этюде на переднем, среднем и дальнем планах.

Во избежание ошибок в дальнейшем тональном построении работы, я начинаю подмалевок с самых насыщенных фрагментов картины в независимости натюрморт ли это, или человеческая фигура. Далее пишу от самого темного к светлому. Часто случается так, что белый грунт холста является наиболее минимальным по насыщенности местом в этюде. В таких случаях грунту придаю теплый или холодный оттенок, в зависимости от обстоятельств и места написания картины (в аудитории или на пленере).

В пейзаже «Конец лета» оптимальным решением стало выполнение подмалевка, начатое с деревьев дальнего плана. Дело в том, что растительность и поверхность земли дальнего плана отчетливо выделялись фиолетово-голубой полосой и имели светлый тон, приближенный к небу. Используемые краски: небесная голубая, кадмий фиолетовый, неаполитанская красно-фиолетовая, белила цинковые и титановые в пропорции 1:1.

Над деревьями у горизонта небо имело охристо-красноватый оттенок и стало самым светлым по тону элементом картины. Используемые краски: охра золотистая московская, кадмий красный светлый, белила. Такой контраст теплых и холодных оттенков на горизонте обозначил границу между деревьями и небом.

Приведу отрывки из заметок Д. Констебля о небе: «Пейзажист, у которого небо не является одной из важнейших частей композиции, пренебрегает лучшим своим помощником… Небо - очень трудная задача, как в смысле композиции, так и в смысле исполнения. При всем его блеске оно не должно выступать вперед, а должно лишь вызывать представление о бесконечной дали. Это не относится, конечно, к редким явлениям природы или случайным эффектам освещения, которые всегда привлекают особое внимание…»

Переходя к среднему плану, я использовал более контрастные и насыщенные тона для деревьев и другой растительности. Учитывая воздушную перспективу, написал тень и свет более теплыми красками. Используемые краски для тени: кадмий фиолетовый, небесная голубая, умбра жженая, кадмий красный светлый . Краски, используемые для света: охра желтая, охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, белила титановые .

На ближнем к зрителю плане трава и дорога немного светлее и теплее, нежели тон деревьев. Здесь были использованы такие краски, как охра желтая , охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, кармин, английская красная, белила.

Такой подмалевок уже придавал будущему этюду воздушную перспективу и определял колорит работы.

После того, как темперная краска подсохла, я приступил к живописи маслом.

На этой стадии работы мне предстояло:

1.«Подчеркнуть» объем листвы и стволов близстоящих деревьев.

2.Подготовить первый план как основу для следующего.

3.Детально прописать второй план этюда.

4.Добавить, при помощи лессировок, различные оттенки в нужных местах этюда.

Вслед за подмалевком темперными красками продолжил этюд маслом с деревьев дальнего плана. Тени деревьев придал размытый контур смесью красок. Используемые краски: виноградная черная, белила, небесно-голубая; свет показал с помощью лимонно- желтой, белил и небесно-голубой красок.

Щетинной кистью №16 написал небо, применяя, так называемую, растяжку от теплого (у горизонта) тона к холодному и от светлого к темному, с целью придания ему объема. Используемые краски: небесная голубая, голубая - «ФЦ», кадмий фиолетовый, виноградная черная, белила. Прописывая небо, наносил красочный слой в диагональном направлении.

Как описывалось выше, в картине не должно быть двух одинаковых мазков (см. методы масляной живописи). Поэтому мною использовались кисти различного размера (в соответствии с фрагментами работы).

Свет на первом и втором плане этюда был исполнен пастозными мазками, с использованием мастихина.

Придав объем стволам деревьев и растительности на втором плане, я приступил к деталям.

На заключительной стадии работы мне оставалось лишь прописать более тщательно тонкие ветви деревьев, траву и участки дороги тонкой колонковой кистью (№2).

Успех в творческой деятельности обеспечен, в первую очередь, тому художнику, который в упорном желании создать произведение искусства, преодолевает, несмотря на различные трудности, любые барьеры и препятствия на своем жизненном пути. Вспомните Винсента Ван Гога… Ведь этот художник (и не только он) доказал, что человек своим упорством и желанием достичь поставленной цели способен на очень многое.

Однажды известному скульптору Микеланджело задали вопрос: «Как получаются у вас такие замечательные скульптуры?», на что он ответил: - «Я беру камень и отсекаю всё в нём ненужное». В живописи приблизительно так же. По аналогии, следует всего лишь положить нужный тон краски на соответствующее ему место холста… Так художник сможет передать свои чувства и мысли, открывая зрителю новую реальность. Но для того, чтобы знать как, какой и куда положить тон краски, нужно много работать и развиваться, изучать и любить живопись.

Самый лучший учитель для живописца - это природа, и никто не сможет научить большему, чем она. Учителя, преподаватели только направляют, подсказывают и учат начинающего художника основам живописи, делятся собственными наблюдениями. Где бы вы ни находились, что бы ни чувствовали, и каким бы ни было ваше настроение, всегда старайтесь замечать в окружающей вас действительности то, что, на первый взгляд, кажется неинтересным для обычного человека. Наблюдайте и сравнивайте тональные отношения неба и земли, цвета дальнего плана и переднего. Делайте быстрые наброски с натуры каждый день и ни в коем случае не уничтожайте их впоследствии. Даже, в том случае, если некоторые из них не получились такими, какими Вы их видите в идеале.

Попробуйте представить себя в роли натуралиста, который исследует явления природы, повадки животных; физиономистом, изучающим особенности строения и мимики лица людей в попытки угадать, определить черты их характера.

Художник должен отображать на холсте свое время и при этом уметь самовыражаться, для чего необходима постоянная его открытость окружающему миру.

Больше обращайте свое внимание на людей, которые окружают Вас: пантомимика, мимика, стиль одежды (делайте быстрые наброски).

Для расширения собственного профессионального кругозора старайтесь посещать как можно больше выставок и музеев, изучайте репродукции великих живописцев, читайте различную литературу.

Этюд — произведение живописи вспомогательного характера и ограниченного размера, целиком выполненное с натуры.

Работая на пленэре над этюдом, художник ставит перед собой задачу правдивого и живого воплощения природы в живописи.

Этюды могут быть средством изучения природы, учебными упражнениями для художника, средством совершенствования его мастерства. Часто они служат материалом для подготовки картины, например этюды отдельных мест, участков, деревьев, листвы и других деталей, интересующих живописца. Постоянная работа над ними на натуре оказывает помощь в создании пейзажей.

Этюдная живопись дает возможность развивать глазомер, укреплять твердость руки, совершенствовать живописное мастерство.

Этюд требует тщательно проработанного рисунка, который должен быть точен и верен не только по масштабу, но и в отдельных деталях и отношениях между ними. Для него важны общий схематический рисунок с натуры без излишней детализации, верность и точность основных линий и очертаний предметов. В рисунке художник должен уметь передать то, что он наблюдает и изучает в природе. Однако не только увиденное, но и обобщенное — существенное, главное, без второстепенных подробностей.

Рисунок для этюда выполняется на бумаге, картоне или непосредственно на загрунтованной поверхности холста карандашом, углем, но лучше всего кистью, одной краской.

В творчестве наших мастеров пейзажа этюд занимал и занимает очень значительное место. Непревзойденными мастерами этюдной живописи были А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, М. В. Нестеров, К. А. Коровин. По законченности и живописному мастерству исполнения многие их этюды можно считать произведениями, имеющими самостоятельное значение.

Создавая этюды, художники обычно ставят перед собой определенные задачи, решая их различными методами, зависящими от индивидуальных особенностей самого живописца.

Знакомство с работой над этюдами отдельных пейзажистов, их методами выполнения этих произведений, техническими особенностями работы над ними представляет несомненный интерес для молодого, начинающего художника, поможет ему избежать многих ошибок.

Выдающийся мастер пейзажа Н. К. Рерих отводил этюдной живописи большое место в своем творчестве. Как уже отмечалось, творческий метод создания произведения Рерих основывал на пристальном, вдумчивом наблюдении и постоянном, проникновенном изучении природы. Начиная писать этюд, он прежде всего ставил перед собой совершенно определённую задачу, решения которой добивался. Идея композиции произведения, зародившаяся в душе художника в результате его наблюдений и изучения природы, продумывалась им до начала живописной работы. Когда композиционное построение этюда мысленно было решено, когда была определена завязка композиции и намечено в основном колористическое решение, Рерих приступал к рисункам-наброскам, а затем и к живописи.

В процессе длительного изучения натуры найденный художником и поразивший его момент являлся основой впечатлении о нем; творчески осознанное и мысленно переработанное впечатление и возникший на основе этого художественный образ постоянно сохранялся в памяти во время работы над этюдом.

Отлично зная, что однажды наблюденное на природе вновь не увидишь, Рерих писал свои этюды быстро, в течение нескольких часов. Иначе ведь нельзя передать во всей своей первоначальной свежести и непосредственности первого впечатления то или иное состояние природы, так как через день, а иногда и через несколько часов, оно уже будет совершенно иным.

Рерих считал, что, конечно, очень важно уметь изобразить то, что видишь в природе, но не менее важно уметь видеть то, что хочешь изобразить. Это, по мнению Рериха, — основное качество художника, заключающееся в том, что надо смотреть на природу не равнодушным взглядом наблюдателя, а влюбленным, проникновенным взором, мысленно отбирающим и отмечающим то, что по душе. Если не вкладываешь в изучение природы всю страсть своей души, всю любовь к ней, не надо и живописать ее.

В этюде следует уметь находить простые, кажущиеся зрителю несложными решения поставленных перед собой задач. Это решения, как композиционные, так и в части колорита и рисунка должны быть лаконичными. Однако для этого необходимы не только опыт, но и твердая уверенность в основной цели, поставленной в данной работе. Художник должен уметь сосредотачиваться на решении и достижении этой цели, на главном, а не на второстепенном, используя все свои возможности в композиции и живописи. Сосредоточенность, собранность, умение видеть и выделить главное, быстрота и точность в работе — вот залог успеха в создании этюда.

Писать его надо, рассчитав свои силы и возможности, определив с большей или меньшей точностью, в течении какого времени продлится состояние природы, которое интересует художника. Не сделав этого, легко впасть в ошибку — ведь освещение все время меняется. Может получиться и так: начинаешь писать этюд при одних условиях, например пишешь землю — солнце было слева, потом переходишь на живопись неба, а солнце уже перешло на другую сторону, чего ты не заметил и получилось неправдоподобно. Чрезмерно долго писать этюд нельзя — притупляется первое впечатление от натуры, художник утомляется, постепенно утрачивая свежесть и остроту восприятия.

Этюды Рериха всегда поражают оригинальной композицией, которая помогает с исключительной полнотой раскрыть неповторимое своеобразие природы.

Немаловажное значение для успешной работы художника имеет размер этюда. Поэтому очень важно с учетом своих сил и возможностей выбирать для этюдов тот размер холста, который наиболее легок и удобен для работы в сравнительно короткие сроки и в то же время дает возможность добиться законченности произведения. Обычно Рерих пользовался картоном, имеющим размер 35,5х45,8 см; для этюдов-набросков он применял картон еще меньшего формата.

В этюдах Рерих, как правило, брал тона красок не в полную силу, а несколько сдержаннее, чем они были на самом деле, и не полностью использовал весь диапазон своей палитры. Поступая так, художник учитывал: если сразу взять звучные, напряженные тона, то когда понадобиться нанести цветовой удар, окажется, что весь диапазон уже использован и сделать его будет нечем.

Работая над этюдом, Рерих ограничивал свою палитру, не загромождая ее излишними красками, справедливо считая, что излишество всегда приводит к большим трудностям в объединении цветовой гаммы в единое целое и лишает правдивости в передаче цветовых отношений, наблюдаемых в природе.

В этюдах Рериха с блестящим мастерством достигнуты эффект сопоставления, казалось бы, несовместимых друг с другом тонов, образующих внутреннее единство, и особая, присущая художнику простота и смелость в контрастах цвета. Эти талантливо найденные сопоставления светлых и темных тонов, ярких и глуховато звучащих придают его живописи исключительную светоносность. Его красочные тона как бы наполнены и пронизаны светом. Светоносность цвета — одно из удивительных качеств Рериха-живописца, идущее от проникновенного изучения и наблюдения природы.

Много внимания и времени уделял работе над этюдами В. Н. Бакшеев. Каждая его картина писалась по этюдам. Уже в них художник старался найти самое характерное для выбранной темы, добиваясь не только внешнего сходства с натурой, но и внутренней наполненности. Этюды, безусловно, помогали ему при создании больших полотен — он изучал форму, цвет, свет. Однако художник никогда не списывал бездумно с этюда, считая, что работа над картиной является творческим процессом, в котором передаешь внутреннюю жизнь, психологию.

Вот что говорил Бакшеев в одной из бесед с автором этой книги о требованиях, предъявляемых к этюду: «Прежде всего этюды должны быть строго нарисованы и правдивы по краскам. Нужно очень внимательно штудировать натуру. Важно предварительно выяснить все: пропорции, цветовые отношения, свет и тени, — и уж только после этого приступать к живописи. И потом, когда начнете работать красками, внушите себе, что это будет ваша лучшая вещь, что вы напишете ее хорошо; настройтесь так и тогда начинайте! Поленов советовал мне сначала положить на холст яркие, определенные тона, потом самые темные и светлые; полутона сравнивать как по отношению к светлому и темному, так и по отношению к теплому и холодному. Писать надо без подмалевка, частями и по возможности во всю силу цвета. Этюд должен быть хорошо, детально проработан... Нельзя также писать лучше, чем это есть в природе, иначе выйдет фальшиво » .

Бакшеев затрачивал на этюды различное время: одни ему удавалось написать до полной законченности в течение дня, другие он завершал в более длительный срок. Дома он никогда не вносил никаких поправок и исправлений, потому что, как правило, живопись от этого становилась фальшивой.

Серьезно занимался этюдной живописью С. В. Малютин. Этюды его можно разделить на два вида. Одни — длительные: они создавались на натуре, с тщательной проработкой форм за два-четыре часа и предназначались главным образом для жанровых произведений. Ко второму виду принадлежат 15—20 минутные этюды-нашлепки, выполненные художником на натуре во время его частых поездок в Подмосковье, на Север России, в Крым и другие места нашей страны. В этих этюдиках стандартных размеров (9х15 см), выполненных на пластинках трехслойной хорошо высушенной и выдержанной фанеры, Малютин преследовал двоякую цель. Для него это была, во-первых, постоянная тренировка глаза и руки на натуре, а во-вторых, в этюдах-нашлепках художник находил нужные ему цветовые и тональные отношения .

Очень внимательно относился к этюдной живописи М. В. Нестеров. В его этюдах мы можем наблюдать хорошо продуманную манеру исполнения, в полной мере отвечавшую его отношению к этому виду творчества. Нестеров говорил ученикам: «Этюд — вещь серьезная! Этюды надо писать очень внимательно. Они должны быть не случайными, а заранее хорошо продуманными, найденными и полностью отвечающими творческому замыслу художника. Если вы в этюде наврете, то в картине будет еще больше неправды » .

Этюд. Значительное место в творчестве Малютина занимала этюдная живопись.

Этюды его можно разделить на два вида. Одни-длительные: они создавались по натуре, с тщательной проработкой форм за два-четыре часа и предназначались главным образом для жанровых произведений. К ним относятся, например, следующие: «Подпасок к картине «Пастух с подпаском» (1893, ГТГ), «Избушка› к картине «Сельская ярмарка» (1907, ГТГ), «Мальчик” к картине «Дед и внучка» (1932, ВЦСПС), «Арбузы» к картине «Обед артели» (1934, ГТГ).

Эти этюды выполнены на грунтованном мелкозернистом, плотном льняном холсте. Пастозно стертые краски Малютин энергично наносит корпусными, фактурно выраженными мазками, выразительно лепящими формы.

Ко второму виду этюдов принадлежат 15-20-минутные этюды-“нашлепки”, выполнявшиеся художником на натуре во время его частых поездок в Подмосковье, на север России, в Крым и другие места нашей Родины.

Монастырь в Истре

В этих этюдиках стандартных размеров (9Х15 сантиметров) Малютин преследовал двоякую цель. Для него это была, во-первых, постоянная тренировка руки и глаза на натуре, а во-вторых, в этюдах-“нашлепках” художник искал нужные ему цветовые отношения.

Размер 9х15 сантиметров точно соответствовал маленькому этюднику (подарок К. Коровина). обычно сопутствовавшему Малютину во время его поездок на натуру. Собираясь идти писать этюды, Малютин брал с собой только маленький этюдник. С другими этюдииками он работать на натуре не любил. Выдавив на палитру нужные ему краски, он брал в карман белила и кисти и шел писать.

Основным материалом для этих этюдов служили пластинки прочной, трехслойной, хорошо выдержанной фанеры, толщиной от 1,5 до 2,5 миллиметра. В редких случаях на фанеру наклеивался грунтованный мелкозернистый холст (этюд «Избушка», 1925, собрание О. С. Малютиной).

Приемы кладки красок в маленьких, быстро написанных этюдах отличались исключительным разнообразием. То это была очень тонкая, полулессировочная (довольно жидко разведенными красками) кладка красок в этюде «Алабино. Ручей» с включением в отдельных местах в живописно-красочный слой фактуры фанеры; то более пастозно написанный этюд «Скоротово» (1936) с полулессировочной кладкой красок дальнего плана и массивными, корпусно положенными на небе, рельефными, сильно выраженными мазками (облака); то энергичная кладка короткими, широкими мазками средней густоты красок, четко лепящих формы в “Крестьянском дворике” (1911) ; то широко проложенные во всю длину этюда продольные фактурно выраженные мазки (небо и вода) в сочетании с очень пастозными и рельефными мелкими мазками первого плана (берег и камни) в этюде «Крым. Море» (1925).

Некоторые этюды отличаются массивной кладкой эмалеподобной красочной густой пасты, резко положенной мелкими мазками (этюд “Дерево. Крым” (1925).

Малютин мастерски использовал в этюде фактурную поверхность фанеры. Живопись в этюде «Крым. Пляж» (1925) выполнена таким образом, что фактура фанеры, чуть протертой серой краской (оставившей на ней следы в виде многочисленных черточек), превосходно передает песчаный берег пляжа. Лишь на дальнем плане несколькими мазками голубой краски и белил выразительно переданы вода и пена прибоя. Сидяшая на пляже женская фигура намечена несколькими легко положенными мазками венецианской красной и черной.

Свои этюды Малютин писал всегда щетинными кистями различных номеров.

Этюд. Художник Малютин С.В.