Любовные пары в романе отцы и дети. Художественный прием “психологической пары” в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: «герои времени» и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару. Павел Петрович неслучайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой «печоринский» тип. «Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович – холостая душа, ничего от него «родиться», произойти не может; именно в этом и заключается

Все назначение его существования в тургеневском романе», – комментирует А. Жук.

Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто «выпадает» из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения

Молодых нигилистов.

Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века, создает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным «княгиня Р». Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем.

Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем основана его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость «ей самой неведомыми силами», ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.

Любовь и дружба присутствуют и в жизни Базарова.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба – неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непростительной дурью»; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг – Аркадий – наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, ловит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный им общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые так называемые «дворяне-прогрессисты». Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм -веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные – он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя, единомышленника.

Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что «природа – это не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким романтиком» Николаем Петровичем, когда тот играет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, ио, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя».

Базаров не замечает перемену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: «…ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится… Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении.

Итак, первая потеря Базарова – потеря друга, а следовательно, и разрушение психологической дары. Любовь – чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной: «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась». Любовь к А. С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия: и не радуя его своим появлением.

Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать».

А что происходило в Базаровы Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, «с негодованием сознает романтика в самом себе». А между тем Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью – целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с нею. Но Одинцова отказывается от него. «Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Итак, он отвергнут. Это вторая потеря – потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться – в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». Но это он только говорит, что «больше ничего не нужно», на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своей обязанностью благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров понял ее: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Дождавшись ее, на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров – умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Главная психологическая пара романа – это Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Взгляды нигилиста Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?». А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», – говорит Кирсанов. И она произошла. Нигилист необоснованно доказывал необходимость отрицания как образа жизни и, естественно, в силу своей низкой философской культуры наталкивался на логически верные заключения противника. Это и являлось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», – говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», – отвечает Базаров.

Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но, все-таки, как бы правильно ни мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Безусловно, принципы в идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. «Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим». Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя.

Отношение к народу Павла Петровича и Базарова рваное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?». Павел Петрович: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров: «Грубейшее суеверие его душит». Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова «читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою нелепо».

Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепуха». Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, «грубейшими суевериями», казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе насущном».

В романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель «сковывающей, леденящей силы прошедшего», а Евгений Базаров – как часть «разрушительной, освобождающей силы настоящего».

Ценность концепции «психологической пары» в романе Тургенева, на мой взгляд, в том, что она позволяет не просто наблюдать за героями и быть пассивными зрителями, а помогает сравнивать, сопоставлять героев, подталкивает читателя к нужным выводам. Герои Тургенева живут во взаимоотношениях друг с другом.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева поднимает множество идей и проблем своего времени, а именно 60-х гг. 19 века. Одной из важнейших тем произведения является тема любви.

Любовь – это испытание героев, показывая их истинную суть. Для автора любовь – смысл жизни, способность чувствовать любовь – основное в человеке.

Любовь Базарова

Главная любовная линия связна с образом главного героя Евгения Васильевича Базарова и дворянки Анны Сергеевны Одинцовой. Начать следует с того, что Базаров изначально отрицал любовь как таковую, считал ее фантазией, привычкой, сексуальным влечение – чем угодно, только не романтическим бредом. Жизнь главного героя протекала по зову рассудка. Но после встречи с Одинцовой его душа словно перевернулась. Он искренне и глубоко полюбил девушку, не в силах сдерживать все неистовство своей страсти.

Чувства Евгения противоречивы. Он сердится на себя за испытываемые эмоции, но ничего не может с ними поделать. Любовь не покинет его до самого последнего вздоха, перед смертью ему захочется в последний раз увидеть возлюбленную. Анна Сергеевна при последней встрече осторожна, боится заразиться, с неохотой подходит к его смертному ложу. Эта сильная натура не смогла полюбить Евгения. Поначалу он вызывал в ней живой интерес как человек необыкновенный, но, когда чувства Базарова воспылали страстью, ею овладел страх. Она не захотела променять свой покой и уют на любовь этого странного человека. И это ее выбор.

Любовь противников Базарова

Противник Базарова также неудачен в любви. Всю свою жизнь он любил одну женщину, безответная любовь погубила его, вытянула из него все жизненные силы.

Молодой Кирсанов и Катя представляют другую сторону любви. Они счастливы, они способны вместе мечтать, понимают друг друга и видят истинное счастье в семейном уюте.

Счастлив в семье и Николай Петрович – отец Аркадия. Полюбив Фенечку, крестьянскую девушку, и женившись на ней, он счастлив. Тургенев этими двумя примерами показывает, что такое всеобъемлющее чувство как любовь способно преодолеть предрассудки, теории и отрицания.

Тема любви

Тема любви – главная в романе Тургенева. Все герои проходят испытание любовью, любят так, как умеют. Любовь – величина измерения человеческой сущности, придающая смысл существованию или обрекающая на гибель.

Любовь, как и в жизни так и в романе "Отцы и дети" играет существенную роль. Она как разрушает так и создаёт, любовь это испытание, пройти которое не в силах каждого. Все люди проходят это испытание по своему и так же по разному любовь пронеслась сквозь персонажей романа.

Хотелось бы сначала поговорить о взаимной, светлой любви, к примеру как у Аркадия и Екатерины. Эта история проста, в какой-то степени банальна.

Романтичный Аркадий, который перестал скрывать свое я под маской нигилизма, подражая Базарову, начал раскрываться именно с начала этих отношений. Возможно, если бы ни Екатерина, он бы ещё долго ходил в тени Базарова и боялся бы открыться этому миру таким, каким он хотел себя видеть сам.

То ли дело Петр Петрович и Княгиня Р, история совершенно противоположная. Петр Петрович был настолько влюблен что после потери этого чувства, от потерял и себя самого. Это тот случай когда любовь сломила человека, каким бы сильным он не был. И даже сердцеед и аристократ с высокими "принсипами" и сильной натурой так и не смог вернуться в колею прошлой жизни. Возможно он подумал что в его прежней жизни не было ничего в сравнении с тем что он пережил с Княгиней, на подсознательно уровне не так хотел, не стремился вернутся в прежнюю колею.

В отличает от своего брата Николая Петровича, который после смерти своей любимой все же смог обрести смысл, он нашёл смысл в своём сыне, Аркаше. Для него расставание с любимой было действительно сильным ударом, что можно понять по его ранней седине. Но у этого персонажа есть ещё одна любовная линия, с Фенечкой. Он знал её с детства, и думаю его в ней больше привлекла как раз таки та молодость и свежесть, милое личико.

И наконец, мы перешли к самой противоречивой и интересной истории-истории Одинцовой и Базарова. Нигилист, отрицающий чувства, называющий глупцами тех, кем овладели они. Именно любовь перечеркнула все его теории, она разрушила все во что он так долго верил, она разлушила его самого. Возможно, все было бы не так трагично если бы сама история любви оказалась счастливой, если бы они оба хотели этой любви. Одинцова умна, красива, интересна, необычна как и Базаров, но ей не нужны были эти отношения, она не стала бы жертвовать своей спокойной и размеренной жизнью, ради такого противоречивого, отрицающего все Базарова. Он же, возможно от неожиданной силы данных чувств не смог совладать с ними.

В итоге, я могу сказать что любовь наверное является одним из главных героев этого произведения. Думаю у Базарова и не было бы другой судьбы, так как ею распоряжался Тургеньев, тот человек, для которого любовь так и не стала чем то постоянным и счастливым, чем-то взаимным и беззабытным. Базаров, будучи персонажем Тургенева был обречён на несчастную долю, на несчастный конец его скоропостижной и такой новой любви.

Название романа "Отцы и дети" часто понимается весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии - значит понимать его "по-базаровски". Ведь и сам Базаров считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все, сделанное "отцами", дискредитировать их, с их "принсипами" и моралью, во имя туманного "светлого будущего". Такое вульгарное упрощение смысла эпохи и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно. Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда непростой и небезболезненный. "Дети" принимают в наследство от "отцов" весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать "отцов", необходимо творческое переосмысление их жизненного credo - но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.

В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением оказалось восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих отцов, "Потерянным поколением" станет оно в русской истории. "Толпой угрюмою и скоро позабытой" назовет его один из лучших сынов этого поколения М. Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества событий 14декабря. Произошел разрыв в цепи поколений, одно звено - выпало: И прах наш с строгостью судьи и гражданина Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом, - предрекал он.

Введенное Лермонтовым понятие "герой времени" означает человека, наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.

Разумеется, поколение не может состоять из одних "героев времени". Основную массу людей эпоха как бы "задевает краем", они к любой эпохе умеют приспособиться. И это замечательно - представьте себе поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: "герои времени" и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляют такую психологическую пару.

Павел Петрович неслучайно назван Писаревым "маленьким Печориным". Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой "печоринский" тип. "Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович - холостая душа, ничего от него "родиться", произойти не может; именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе", - комментирует А. Жук.

Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто "выпадает" из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-х-40-х годов Х1Х века, воссоздает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным "княгиня Р". Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость "ей самой неведомыми силами", ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.

Любовь и дружба в жизни Базарова Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, "белибердой, непростительной дурью"; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг - Аркадий - наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые, так называемые, "дворяне-прогрессисты". Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм - веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные - он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя, единомышленника. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще между ними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что "природа - это не храм, а мастерская, и человек в ней - работник". Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над "стареньким романтиком" Николаем Павловичем, когда тот играет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, но, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего "учителя". Базаров не замечает измену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: "... ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор, для нашего дела это не годится... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич". Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении.

Итак, первая потеря - потеря друга.

Любовь - чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь.

Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной: "Нравится тебе женщина - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась".

Любовь к А. С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: "Это что за фигура? На остальных особ не похожа". Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. "Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать".

А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, "с негодованием сознает романтика в самом себе". А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью - целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но "Одинцовой стало страшно и жалко его". "Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете... " Итак, он отвергнут. Это вторая потеря - потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться - в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: "Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно. " Но это он только говорит, что "больше ничего не нужно", на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, "она проста испугалась каким-то холодным и томительным испугом. " Базаров понял ее: "Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих". Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился своего, принес бы практическую пользу России, а может, и не только России.

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.