Севрский мирный договор (1920): описание, стороны подписания, история и интересные факты. Рижский договор (1920) Договор 1920

Подписали РСФСР
Латвия Статус не действует
Заменён Языки русский , латышский

Рижский мирный договор 1920 года (латыш. Latvijas - Krievijas miera līgums ) - договор между РСФСР , с одной стороны, и Латвией , - с другой, подписанный 11 августа 1920 года в Риге .

История

,

а Латвия обязалась не поддерживать белогвардейское движение в обмен на дипломатическое признание, уступку части кораблей и имущества Балтийского флота, имущества России на территории Латвии и торговых судов в латвийских территориальных водах, признание перехода к Латвии территорий в Витебской губернии и дополнительно - части территории Псковской губернии. Таким образом в состав Латвии вошли бывшая Курляндская губерния , южная часть Лифляндской губернии (Рижский , Венденский (Цесисский) , Вольмарский (Валмиерский) уезды и большая часть Валкского уезда), северо-западная часть Витебской губернии Двинский (Даугавпилсский) , Люцинский (Лудзенский) , Режицкий (Резекненский) уезды и 2 волости Дриссенского уезда) и часть Островского уезда Псковской губернии (в том числе город Пыталово).

Напишите отзыв о статье "Рижский договор (1920)"

Примечания

См. также

Источники

  • Скан оригинального договора: 4 лист (, ), 5 лист (, ), 6 лист (, ), 7 лист (, ), 8 лист (, ), 9 лист (, ), 10 лист (, ) на сайте . (латыш.) (рус.)
  • Рига: Энциклопедия = Enciklopēdija «Rīga» / Гл. ред. П. П. Еран. - 1-е изд.. - Рига: Главная редакция энциклопедий, 1989. - С. 472. - 880 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-89960-002-0 .

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Рижский договор (1920)

Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.
Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.

Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объявляет, что полномочные представители Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и полномочные представители Латвийской Демократической Республики заключили и подписали в Риге 11‑го августа 1920 года мирный договор между Россией с одной, стороны и Латвией — с другой, который от слова до слова гласит так:

Мирный договор между Россией и Латвией

Россия, с одной стороны, и Латвия — с другой, руководимые твердым желанием прекратить возникшую между ними войну и окончательно разрешить все вопросы, вытекающие из прежней принадлежности Латвии к России, решили вступить в мирные переговоры и возможно скорее заключить прочный, почетный и справедливый мир и для сего назначили своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Адольфа Абрамовича Иоффе и

Якова Станиславовича Ганецкого,

Правительство Латвийской Демократической Республики:

Ивана Ивановича Весмана,

Петра Рембертовича Бергис,

Акса Христофоровича Бушевича,

Эдуарда Андреевича Калинина и

Карла Яковлевича Паулука.

Означенные уполномоченные, съехавшись в Москве, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и полном порядке, согласились в нижеследующем:

Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается.

Статья II.

Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят и в виду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию, — Россия признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России.

Статья III.

Государственная граница между Россией и Латвией проходит:

От Эстонской границы на створе деревень Бабина и Выморск, через Выморск, по реке Глубоца через Вашкова, далее по речке Опочна, р. Опочна и р. Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р. Кухва, далее по р. Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р. Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р. Льжа, что в. двух, верстах севернее надписи Старина, далее по р. Льжа и административной границе Люцинского, Режицкого и Двинского уездов с Опочецким, Себежским и Дриссенским уездами до Пазина на реке Осуница, далее прямыми линиями через оз. Белое, оз. Черное, озеро, что между Василева и Мосишки, через ф. Савейки к устью речки, впадающей в Западную Двину между Коськовцы и Ф. и Д. Новое Село, далее по реке Западной Двине до ф. Шафраново.

К 14-му дню по ратификации мирного договора обе договаривающиеся стороны обязуются отвести свои войска к государственной границе на свои территории.

Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от каких бы то ни было расчетов, вытекающих из прежней принадлежности Латвии к России, и признают, что государственное имущество разных наименований, находящееся на территории каждой из них, составляет неотъемлемую собственность соответственного государства. Право требования на Российское государственное имущество, которое после 1 августа 1914 года было вывезено с территории Латвии в пределы третьего государства, переходит к Латвийскому государству.

Равным образом к Латвийскому государству переходит право требования России на юридических лиц и третьи государства, поскольку эти права касаются Латвийской территории.

К Латвийскому государству переходят все требования Российской казны, лежащие на имуществах, находящихся в пределах Латвийского государства, а равно и все требования на Латвийских граждан, но лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями, подлежащими зачету.

Примечание. Право требования с малоземельных крестьян их долгов бывшему Российскому Крестьянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, и недоимок, равно как и право требования долгов бывшему Российскому Дворянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, лежащих на помещичьих землях, при переходе этих земель к малоземельным или безземельным крестьянам, — к Латвийскому правительству не переходит, но считается уничтоженным. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским правительством Латвийскому правительству, поскольку они находятся и фактическом владении первого. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными.

Статья ХI.

1. Российское правительство возвращает за свой счет в Латвию и передает Латвийскому правительству библиотеки, архивы, музеи, художественные произведения, учебные пособия, документы и прочее тому подобное имущество учебных заведений, ученых, правительственных, религиозных, общественных и сословных учреждений, поскольку указанные предметы были вывезены из пределов Латвии во время мировой войны 1914‑1917 гг., и фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждении России.

Что касается архивов, библиотек, музеев, художественных произведений и документов, имеющих для Латвии существенное научное, художественное или историческое значение: и вывезенных из пределов Латвии в Россию до мировой войны 1914‑1917 гг., то Российское правительство соглашается возвратить таковые в Латвию постольку, поскольку выдел их не причинит существенного ущерба Российским архивам, библиотекам, музеям, картинным галереям, в коих они хранятся.

Вопросы, относящиеся к этому выделу, подлежат разрешению особой смешанной комиссии с равным числом членов от обеих договаривающихся сторон.

2. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству все вывезенные во время мировой войны 1914‑1917 гг. из пределов Латвии в Россию судебные и правительственные дела, судебные и правительственные архивы, в том числе и архивы старших и младших нотариусов, архивы крепостных отделений, архивы духовных ведомств всех вероисповеданий, архивы и планы межевых, землеустроительных, лесных, железнодорожных, шоссейных, почтово-телеграфных и других учреждений; планы, чертежи, карты и вообще все материалы топографического отдела Виленского военного округа, поскольку они относятся к территории Латвийского государства; архивы местных отделений Дворянского и Крестьянского Банков, отделений Государственного Банка и всех других кредитных, кооперативных и взаимного страхования учреждений; равным образом архивы и делопроизводство частных учреждений Латвии, поскольку все означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России.

3. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности всякого рода имущественные документы, как-то: купчие и закладные крепости, арендные договоры, всякого рода денежные обязательства и т. д. , в том числе книги, бумаги и документы, необходимые для производства расчетов, и вообще документы, имеющие значение для определения имущественно-правовых отношений латвийских граждан, вывезенные из пределов Латвии в Россию во время мировой войны 1914‑1917 гг., поскольку таковые фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России. В случае невозвращения в течение двух лет со дня ратификации сего договора, таковые документы считаются утерянными.

4. Россия выделяет из деловых архивов и делопроизводств своих центральных и местных учреждений ту часть их, которая имеет прямое отношение к областям, входящим в состав Латвии.

Статья XII.

1. Российское, правительство возвращает в Латвию эвакуированные в Россию во время мировой войны 1914‑1917 гг. имущество общественных, благотворительных, культурно-просветительных учреждений, а также колокола и утварь церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, поскольку означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России.

2. Российское правительство возвращает в Латвию эвакуированные в. Россию после 1 августа 1914 года из Латвийских учреждений коммерческого, земельного к мелкого кредита разных наименований, как-то: банков, обществ взаимного кредита, сберегательных и ссудо-сберегательных касс и товариществ, равно городских и общественных касс и ломбардов, действовавших в пределах Латвии, принадлежащие означенным банкам или заложенные в них ценности, за исключением золота, драгоценных камней и бумажных денег, поскольку таковые ценности находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных и общественных учреждений.

3. В отношении оплаты находящихся в обращении в пределах Латвии российских ценных бумаг правительственных, гарантированных правительством, а равно частных, выпущенных обществами и учреждениями, предприятия которых национализированы Российским правительством, а также в отношении удовлетворения требований Латвийских граждан к Российской казне и к национализированным учреждениям, — Россия обязуется признавать за Латвией, Латвийскими гражданами и учреждениями все те льготы, права и преимущества, которые прямо или косвенно предоставлены ею или будут предоставлены какой-либо третьей стране или ее гражданам, обществам и учреждениям. Если ценные бумаги или имущественные документы не окажутся налицо, то Российское правительство изъявляет согласие при применении сего пункта сей статьи признавать держателями денных бумаг и пр. тех, кто представит доказательство о произведенной во время войны эвакуации принадлежащих им бумаг.

4. В отношении вкладов в сберегательные кассы депозитных, залоговых и других сумм, внесенных в бывшие правительственные и судебные учреждения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, равно в отношении вкладов или сумм разных наименований, внесенных в отделения бывшего Государственного Банка и национализированные или ликвидированные кредитные учреждения и их отделения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, — Российское правительство обязуется признавать за Латвийскими гражданами все те права, которые в свое время были признаны за всеми Российскими гражданами, и разрешает поэтому Латвийским гражданам, не имевшим возможности, в виду оккупации, тогда воспользоваться этими своими правами, воспользоваться ими теперь. При возмещении этих претензий оно будет учитывать в пользу граждан Латвии утрату Российскою денежною единицею части своей покупательной силы с момента окончательной оккупации Латвии — 3 сентября 1917 года — к моменту выплаты возвращенных сумм.

5. В отношении ценностей и имуществ, хранящихся или хранившихся в помещении банков или их сейфах, поскольку таковые ценности и имущества принадлежат гражданам Латвии и находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных или общественных учреждений, соблюдаются положения, изложенные в пункте 4 настоящей статьи. Эти же положения применяются к ценностям и имуществам Латвийских граждан, хранившимся в Латвийских кредитных учреждениях и их сейфах, эвакуированных после 1 августа 1914 года.

Примечание. Означенные в сей статье суммы, ценности и имущество передаются Латвийскому правительству для передачи по принадлежности.

Статья XIII.

Российское правительство возвращает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности эвакуированное во время мировой войны 1914‑1917 гг. в Россию имущество Латвийских городов, обществ и частных лиц как юридических, так и физических, поскольку таковое фактически находится или окажется во владении Российских правительственных или общественных учреждений.

Примечание 1. В случае возникновения сомнений, Латвийскими акционерными обществами или товариществами признаются те, большинство акций или паев которых принадлежало Латвийским гражданам до издания Российским правительством соответствующего декрета о национализации промышленности.

Примечание 2. Настоящая статья не относится к капиталам, вкладам да ценностям, находившимся в отделениях Государственного Банка или в частных банках, кредитных учреждениях и сберегательных кассах на территории Латвии.

Статья XXIII.

Настоящий договор подлежит ратификации и вступает в силу с момента ратификации, поскольку в самом договоре не сказано другое.

Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Москве. Повсюду, где в настоящем договоре в качестве срока упоминается момент ратификация договора, под этим понимается момент обмена ратификационными грамотами.

В удостоверение сего уполномоченные обеих сторон собственноручно подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями.

Подлинный в двух экземплярах.

Составлен в Москве, закончен и подписан в Риге, августа 11 дня тысяча девятьсот двадцатого года.

Подписали:

Я. Ганецкий.

A. Buschewitschu.

После рассмотрения сего договора Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов 7‑го созыва 9 сентября 1920 г. подтвердил его и ратификовал во всем его содержании, обещая, что все в вышеозначенных актах изложенное соблюдаемо будет ненарушимо. В удостоверение чего Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, подписав настоящую ратификационную грамоту, утвердил ее государственной печатью.

Подписал:

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов М. Калинин.

Секретарь В. Ц. И.К. А. Енукидзе.

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943, стр. 733−744

Поражение Германии в первой мировой войне и распад Австро-Венгрии выдвинули Англию и Францию в ранг ведущих держав. Большую роль в европейских делах стали играть США. Победа большевиков в России заставила Запад считаться с существованием советского режима и строить внешнюю политику с учетом этого фактора.

В 1920-е годы основными направлениями советской внешней по­литики были: укрепление международных позиций Совет­ского государства, пресечение антисоветских провокаций зарубежных стран, расширение и укрепление мирового ком­мунистического и рабочего движения.

Первым шагом в сторону диплома­тического признания Советского государства стали политические договоры 1920-1921 гг. с пограничными странами и торговые соглашения с Англией и Гер­манией. Вторым ша­гом стало участие РСФСР в 4-х международных кон­ференциях в 1922-1923 гг.

Генуэзская конференция (апрель-май 1922 г.). В работе конференции участвовало 29 стран. США отказались от официального участия, ссылаясь на ее скорее политичес­кий, чем экономический характер. Главной задачей советской делега­ции, которую возглавил нарком иностранных дел Г.В. Чичерин, являлось установление экономических отноше­ний с капиталистическими странами. Западные страны настаивали, чтобы Советское прави­тельство признало все долги царского и Временного правительств, компенсировало все убытки от национализации иностранной собствен­ности, а также отменило монополию внешней торговли.

Советская делегация отказалась принять требования капиталистических стран. Вместе с тем правительство России согла­силось предоставить иностранным предпринимателям кон­цессии и признать довоенные долги, при условии возмеще­ния ущерба от интервенции. По советским подсчетам, он был в 2 раза выше долга. Участ­ники конференции отказались принять условия Советской России. Кон­ференция в Генуе не дала практических результатов.

Однако присутствие Советской России в Генуе ста­ло шагом к ее юридическому признанию другими странами. Кроме того, побочным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Рапалло советско-германского договора . В правящих кругах Европы он вызвал переполох. Согласно Рапалльскому договору, стороны отказывались от возмещения военных расходов. Германия отказалась от претензий в связи с национализацией в России частной собственности своих граждан. Договор установил дипломатические отношения между двумя странами. Он также предусматривал развитие торговых, хозяйственных, правовых отношений, военного сотрудничества. Так, Германия в 20-х годах стала фактическим союзником СССР. На территории СССР действовали летная, танковая школы рейхсвера, наряду с советско-германскими предприятиями создавались замаскированные под них предприятия обороной промышленности, выполнявшие немецкие военные заказы. СССР знакомился с достижениями в военном деле Германии. После прихода к власти Гитлера советско-германское военное сотрудничество свернулось, и началась военно-техническая и финансовая помощь Германии капиталистических стран, снабжение ее стратегическим сырьем (алюминием, нефтью, никелем, медью).

Гаагская конференция (июнь-июль 1922 г.) На конференции советская сторона огласила список предприятий, которые предполагалось предоставить иностран­ным концессионерам. Партнеры по переговорам предъявили ультимативные требования в отношении долгов и восстановления иностранной ча­стной собственности. РСФСР прерва­л переговоры, не позволив разговаривать с Россией как с побежденной страной. Таким образом, вторая меж­дународная конференция с участием советской делегаций не дала ожидаемых результатов.

Московская конференция (декабрь 1922 г.) . Еще в Генуе советская делегация поставила вопрос о всеобщем разоружении, но он не был поддержан. На Мос­ковской конференции обсуждался вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств (Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Польши). Советский план разоружения предполагал сокращение личного состава армий стран - участниц кон­ференции на 75% за 1,5-2 года. Эти и другие предложения пра­вительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению.

Однако другие участники конференции после острых дискуссий согласились подписать только договор о ненапа­дении, но не общий договор о разоружении. Ее косвенным результатом стало фактическое сокращение во­оруженных сил стран-участниц. Московская конференция имела важное пропагандистское значение. Это была первая международная конференция на территории Советского государства и посвящена разоружению.

Лозаннская конференция в Швейцарии (ноябрь 1922 г. - июль 1923 г.)былапосвящена ближневосточным вопросам. РСФСР был приглашен на нее для обсуждения вопроса о черноморских проливах. Глава совет­ской делегации Г.В. Чичерин изложил основной принцип советской программы: Дарданеллы и Босфор как в мирное, так и в военное время должны быть закрыты для военных судов, военной авиации всех стран, кроме Турции. Глава английской делегации, министр ино­странных дел лорд Керзон, наоборот, настаивал на свобод­ном прохождении через проливы военных судов всех стран.



На последнее заседание конференции советская деле­гация не была допущена, и без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая свободный проход через проливы как торговых, так и военных судов. Таким образом, Англии удалось создать по­стоянную угрозу СССР со стороны Черного моря. Советское руководство Лозаннскую конвенцию не ратифицировало.

1.1. Сотрудничество СССР с Лигой Наций.

Лига Наций была создана в 1919 г. по инициативе президента США Вудро Вильсона как «ин­струмент мира во всем мире». Советское государство не было ее членом, но со второй половины 20-х годов стало взаимодействовать с данной органи­зацией в интересах укрепления своей и международной бе­зопасности.

Впервые участвуя в работе IV сессии Лиги (1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М.М. Литвинов выдвинул программу всеобщего и полного разо­ружения в течение 1 года или по­этапно в течение 4-х лет. Она предполагала роспуск всех вооруженных сил; уничтожение оружия; ликвидацию морских и сухопутных баз; прекращение военного произ­водства; свертывание военного обучения граждан; принятие законов, отменявших военную службу. После его отклонения Советский Союз представил проект частичного разоружения. Все советские проекты были отклонены.

Власть перешла в руки Временного правительства под руководством Константина Пятса.

В Прибалтику для восстановления советской власти были направлены войска Красной Армии. После 13-месячной войны с Советской Россией (28 ноября 1918 года — 3 января 1920 года) 2 февраля 1920 года между РСФСР и Эстонией был подписан Тартуский мирный договор.

Договор со стороны РСФСР подписал член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Адольф Иоффе, а со стороны Эстонской демократической республики — член Учредительного собрания Яан (в русском тексте — Иван) Поска.

По договору РСФСР, исходя из провозглашенного ею права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения, безоговорочно признала независимость и самостоятельность эстонского государства, отказывалась от всех прав, в том числе и имущественных, ранее принадлежавших Российской империи. Эстония обязалась не предъявлять России никаких притязаний, вытекающих из факта своего прежнего пребывания в составе России.

Между РСФСР и Эстонией устанавливалась государственная граница и нейтральные полосы, в которых стороны обязывались не держать никаких войск, кроме пограничных. Договаривающиеся стороны обязывались не иметь вооруженных судов в Чудском и Псковском озерах. При этом воспрещалось пребывание на территории каждого государства войск, организаций и групп, ставящих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной; государствам, находящимся в фактическом состоянии войны с другой стороной. Воспрещалась перевозка через порты и территории "всего того, что может быть использовано для нападения на другую договаривающуюся сторону".

Стороны взяли на себя обязательства информировать друг друга о состоянии неправительственных: войск, военных складов, военного и технического имущества, находящихся на их территории, а также производить обмен военнопленными и возвращать на родину интернированных.

Россия возвращала Эстонии всякого рода ценности, а также все эвакуированные в годы Первой мировой войны на территорию Российской империи архивы, документы и другие материалы, имеющие для Эстонии научное или историческое значение.

Между договаривающимися сторонами устанавливались дипломатические и консульские отношения, а также торговые и экономические на основе режима наибольшего благоприятствования.

С точки зрения РФ, Тартуский мирный договор 1920 года после вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году.

18 мая 2005 года РФ и Эстония подписали в Москве два договора по пограничным вопросам. 20 июня 2005 года парламент Эстонии ратифицировал их, в одностороннем порядке внеся в преамбулу закона о ратификации упоминание о Тартуском мирном договоре. В Москве посчитали, что тем самым подтверждается ряд неприемлемых для РФ оценок вхождения Эстонии в состав СССР, и 1 сентября 2005 года президент России Владимир Путин дал распоряжение отозвать подпись России под пограничными договорами с Эстонией.

Глава МИД РФ Сергей Лавров и его эстонский коллега Урмас Паэт подписали в Москве новый договор о границе и разграничении морского пространства в Нарвском и Финском заливе. В отличие от версии 2005 года, в договоре указано, что он , касающиеся исключительно прохождения государственной границы. Также зафиксировано обоюдное отсутствие территориальных претензий.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

У этого термина существуют и другие значения, см. Рижский договор (1920). Рижский мирный договор (1921) Подписан место 18 марта 1921 Рига, Латвия Утратил силу 17 сентября 1939 … Википедия

Приложение к статье 3 Мирного договора между Россией и Латвией в 1920 г. Рижский мирный договор 1920 года (лтш. Latvijas Krievijas miera līgums) договор между РСФСР, с одной стороны, и Латвией, с другой, подписанный 11 августа 1920 в Риге. 11… … Википедия

Смотрите также: Московский договор РСФСР Грузия (1920) Московский договор 1920 года мирный договор между Литвой и Советской Россией (РСФСР), который был подписан 12 июля 1920 года в Москве. Договор был подготовлен в условиях быстрого наступления… … Википедия

Рижский мирный договор: Рижский мирный договор 1920 между РСФСР и Латвией (11 августа 1920). Рижский мирный договор 1921 между РСФСР и Польшей (18 марта 1921) … Википедия

Между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско польской войны 1920 (См. Советско польская война 1920), развязанной реакционными кругами Польши и… … Большая советская энциклопедия

Орган торгового представительства в Риге при бирже. Представляет собой выборный общественный орган, функционировавший при Рижской бирже. Возглавлял биржевой комитет специально избранный на этот пост председатель; состоял из четырнадцати членов.… … Википедия

Между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско польской войны 1920, развязанной реакц. кругами Польши и империалистами Антанты, пр во РСФСР неоднократно… … Советская историческая энциклопедия

Подписан 18. I II, после окончания польско советской войны 1919 20. Нападения польских войск на советскую территорию имели место в течение всего 1918. Весной 1919 Польша, поддержанная странами Антанты, начала наступление в глубь советской… … Дипломатический словарь