Старинные лады. Что такое лады, и как я могу их использовать? Названия аккордов по теории музыки

(первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус » или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).

Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина , основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.

Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией , сколько импровизацией . В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой », подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.

Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта , в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.

Лады в античности

Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Лады в средневековой европейской музыке


Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.

  • Иониийский лад - внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
  • Эолийский лад - внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
  • Дориийский лад - внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
  • Фригийский лад - внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах - от ноты «ми».
  • Лидийский лад - внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
  • Миксолидийский - внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах - от ноты «соль».
  • Локрийский - особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах - от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад Наклонение Особенности Прослушать
Ионийский Мажорное Натуральный Прослушать
Лидийский Мажорное IV↗ ступень повышается Прослушать
Миксолидийский Мажорное VII↘ ступень понижается Прослушать
Эолийский Минорное Натуральный Прослушать
Фригийский Минорное II↘ ступень понижается Прослушать
Дорийский Минорное VI↗ ступень повышается Прослушать
Локрийский Полутон + Два тона + Полутон + Три тона Прослушать

Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Лад Интервалы в ладах
Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима
Лидийский Чистая Большая Большая Увеличенная Чистая Большая Большая
Ионийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Большая
Миксолидийский Чистая Большая Большая Чистая Чистая Большая Малая
Дорийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Большая Малая
Эолийский Чистая Большая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Фригийский Чистая Малая Малая Чистая Чистая Малая Малая
Локрийский Чистая Малая Малая Чистая Уменьшенная Малая Малая

Неевропейские ладовые системы

В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).

Ладовые системы Нового времени

Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное - любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до - ре - ми-бемоль - фа - фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.

Сегодня хочу поговорить о семи основных диатонических ладах (также известны как «modes», «церковные лады», «модальные лады»...).

В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.

Материал ориентирован на тех, кто хорошо знаком с мажором и минором и, возможно, слыхал слова типа «лидийский лад», но пока толком не разбирался, что это такое.

Грубо говоря, мажор - это гамма, которая получается, если сыграть на пианино в порядке возрастания ноты от До до следующего До (C D E F G A B C), по белым клавишам. Интервалы в ней такие: ТТПТТТП (т=«тон», п=«полутон»). Откуда взялась именно такая последовательность - отдельная долгая история (Пифагор, натуральные числа, квинтовый круг, и т. д.) . Начнём ТТПТТТП с другой ноты - получим другой мажор, разумеется. Вот песня в мажоре, для примера.

Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:

Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре .

Мажор так же известен как «ионийский лад» , а минор - как «эолийский» (вообще, все семь ладов имеют названия древнегреческого происхождения, хотя получили они их в эпоху Ренессанса).

Остальные пять диатоник получаются точно так же, но от других нот. Сначала расскажу о двух «мажорных», а потом о трёх «минорных».

Лидийский лад

Лидийский лад получается, если сыграть гамму на белых клавишах от Фа до Фа - F G A B C D E F. Третья ступень отстоит от первой на большую терцию, значит, лад имеет мажорный окрас. Поэтому просто попробуем транспонировать это в «До», чтобы увидеть, в чём отличие от обычного мажора. Получилось C D E F# G A B C. Значит, лидийский лад отличается от обычного мажора только повышенной 4-й ступенью .

Где обычно встречается:
У инструментальных гитаристов - и у Вая и у Сатриани можно найти много песен в нём.
В киномузыке - опять же из-за оттенка загадочности и сказочности.
Кроме того лидийский лад полностью совпадает с одним из индийских народных ладов . В общем-то, если поимпровизировать в лидийском ладу поверх соответствующего мажорного аккорда, можно заметить, что звучит очень «по индийски».

Примеры:
Самая популярная лидийская мелодия - это заставка мультсериала «Симпсоны» . Лидийское настроение создаётся здесь с самого начала - когда хор поёт «the simpsons», на аккорды C-F#dim -C. В мажоре это было бы C-F-C. Потом бас начинает играть C-F#-C-F# (эти же ноты играют пиццикатные скрипки), и вступает мелодия, в которой третьей же нотой попадается тот же самый Фа-диез (C-E-F#-A-G...).

Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот .

На днях пришла ещё вот какая мысль про лидийский лад. Я взял до-мажор (C-E-G) и стал к нему надстраивать терции, оставаясь в рамках тональности. Получился сначала мажор септаккорд (C-E-G-B), потом мажор нонаккорд (C-E-G-B-D), ундецимаккорд (C-E-G-B-D-F) и наконец терцдецимаккорд (C-E-G-B-D-F-A). Я заметил, что последние два звучат как-то нехорошо, диссонансно. А всё потому, что содержат в себе неустойчивый уменьшенный аккорд (B-D-F), и разумеется, уменьшенную квинту (тритон) B-F. Чтобы этого избежать, я заменил «фа» на «фа-диез» и получилось C-E-G-B-D-F#-A. Аккорд зазвучал поприятнее. Разумеется, тритон никуда не делся (теперь это До и Фа-диез), но теперь он так сильно разнесён в пространстве, что уже не режет ухо. Но из-за этого Фа-диеза аккорд приобрёл очевидный лидийский характер. Так что в некоторых ситуациях лидийский лад может звучать гармоничнее обычного мажора. Разумеется, не я первый это придумал

Миксолидийский лад

Получается, если сыграть белые клавиши от Соль до Соль - G A B C D E F G. Опять транспонируем в до и получаем: C D E F G A Bb C. Значит, миксолидийский лад отличается от обычного мажора только пониженной «минорной» седьмой ступенью .

Кстати, в обучении музтеории на английском языке есть большой плюс. В русском «большой» и «мажорный» - это два разных слова, а в английском одно - «major». То же самое с малым/минорным. Плюс интервалы называются не по латыни, как у нас («терция, кварта»), а по английски же - third, fourth («третья, четвёртая»). Соответственно, у нас расстояние от первой ступени до третьей в миноре - это «малая терция». А в английском это, если дословно, «минорная третья» (minor third). Из-за этого темы, связанные с интервалами, ладами и аккордами, легче укладываются в голове, если читаешь англоязычные материалы. Например, «минорный септаккорд легко узнать по minor third и minor seventh».

Поэтому чуть выше я назвал седьмую ступень в миксолидийском ладу «минорной» - она отстоит от тоники на малую септиму (minor seventh!) вместо большой (major seventh), как обычно в мажоре. То есть, миксолидийский лад можно воспринимать в том числе и как мажор, у которого седьмая (опять же seventh!) ступень взята из одноименного минора.

Где обычно встречается:
Всяческая «американщина»: рок, кантри, блюз. Берём гитару и играем аккорды A, G, D, A - Вот оно! Вообще, если в песне встречается тонический мажорный аккорд плюс мажор на тон ниже - это верный признак миксолидийского звучания.

Joe Satriani - Time (начало и первая тема).

И наконец, последний лад, тоже «минорный», но есть нюанс.

Локрийский лад

Играем от Си до Си - B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями .

Где встречается: Используется он ОЧЕНЬ редко, гораздо реже, чем все предыдущие. И на это есть причины. Это единственный из этих 7 ладов, у которого тоническое трезвучие не является ни мажором ни минором (из-за пониженной пятой ступени получается уменьшенное трезвучие). Поэтому он очень неустойчивый. Если всё-таки хотите поиграть в локрийском, попробуйте, например, не пробегать всю гамму снизу вверх, а погуляйте от тоники вверх до 4-й ступени и вниз до 5-й. А фоном включите не тонический аккорд (он будет только сбивать и дико стремиться к разрешению), а просто тонику.
Примеры:
Не нашёл ни одного. Википедия говорит, что басовая партия из «Army of Me» Bjork в локрийском ладу, но я слышу там только натуральный минор (и немного фригийского в вокале куплета).

На гитарных форумах часто можно встретить вещи типа «если играть ноты до-мажорной гаммы под Ре-минор, то я в Дорийском ладу, под Соль-мажор - в миксолидийском, и так далее...».
Это неправильный ход мыслей.
Во-первых, как и всегда в музыке, всё зависит от контекста. Если я играю ноты до-мажорной гаммы под аккорды C-Am-Dm-G, то это не значит, что «в первом такте я играю в До ионийском ладу, во втором в Ля эолийском» и так далее. Такая формулировка неоправданно усложняет происходящее и в корне неверно отражает то, что творится с гармонией. Получается, что каждый аккорд у нас - это тоника, а с каждой сменой аккорда происходит смена тональности и лада. Это неправда: мы просто играем в до мажоре под прогрессию I-vi-iv-V.
Во-вторых, даже если играть, например, в Соль миксолидийском ладу, неправильно называть это всё «до-мажорная гамма под соль-мажорный аккорд». Да, здесь все те же ноты, что и в до-мажоре, но ведь лад - это не только набор нот. Это ещё и определённый центр притяжения (тоника) и определённые соотношения между ступенями. Поэтому Соль миксолидийский лад полезнее мыслить не как «до-мажор начиная с пятой ступени», а как «соль-мажор с пониженной седьмой ступенью».

Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместно используется в самых разных стилях. Однако, чаще всего, ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен, что считается основным ладом, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Однако поскольку я уже о недопустимости трактовать , как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т. Запишем от ноты A:

Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена. Эта ступень вносит мажорное, светлое звучание.

Послушайте пример звучания:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения (m7,m9 и т.д.). Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных содержащих в себе какое-либо минорное :

В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор, следовательно самый простой способ — это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона. Это известная формула обыгрывания аккордов.

Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов. Как правило, в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и

Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда,минор на 2 ступени,мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6 (или полууменьшенный септаккорд). Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.

Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты, появление которого, как правило, вводит дорийский лад.

Как уже упоминалось, данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.

Особенно хорошо звучит он в контексте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответствующем контексте дорийский лад можно использовать для создания ,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.

Что послушать: Miles Davis — So What, Gershwin — Summertime(дорийская гармония), SRV — I wanna testify(импровизация), Shoking Blue — Venus, Santana — Oyo Como ya

Для начала стоит разобраться, что такое лад? Это система взаимоотношений звуков. Из всех 12 нот октавы для сочинения музыкального произведения выбираются определенные звуки, например, 7 нот. Они расположены в октаве неравномерно и, относительно друг друга, имеют неравноправные условия. И в этой ситуации возникают взаимоотношения, такие как, устойчивость, тяготение. Можно прийти к выводу, что эти явления внутри заданного набора звуков можно называть ладом.

Семь ладов народной музыки

Сегодня мы подробно будем рассматривать такие лады народной музыки:

  1. Ионийский
  2. Дорийский
  3. Фригийский
  4. Лидийский
  5. Миксолидийский
  6. Эолийский
  7. Локрийский

Сразу стоит обратить внимание на известные всему миру лады:

  • Мажор. Также называется «ионийский лад».
  • Минор. Имеет называние «эолийский лад».

Наверняка, вам еще в детстве говорили, что мажор – это веселый, оптимистичный лад, а минор – более грустный, нагнетающий. Помимо этих ладов, существует еще 5, которые также относятся или к мажору, или к минору.

Ионийский лад

Как было сказано выше, ионийский – это натуральный мажорный лад, который наиболее удобен и востребован в музыке. Этот лад можно строить от любой ноты и тем самым получить одноименную мажорную . То есть, если вы строите ионийский лад от «до», то вы автоматически получаете «до-мажор». Теперь определим формулу построения ионийского лада. От любой ноты строим такие : тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Это универсальная формула, используя которую от любой ноты, вы получите ионийский лад.

Эолийский лад

Это минорный лад, который также имеет четкую модель построения. С ее помощью вы сможете получить от любой ноты минорную гамму. Если вы начнете строить эолийский лад от ноты «ля», вы получите «ля-минор». Формула такая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Дорийский лад

Данный лад был известен еще в античности и средневековье. Наверняка вы слышали название греческих племен – дорийцев. Вот именно от этого названия и произошел данный лад. Его также можно отнести к минорному, однако он будет иметь отличие от эолийского лада. Запомнить его можно по повышенной шестой ступени. То есть вы строите эолийский лад, который мы прошли выше, и просто в нем понижаете шестую ступень. Однако строение дорийского лада можно совершить по такой формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для примера, попробуем построить дорийский лад от ноты «ми». Получается «ми-фа диез-соль-ля-си-до диез-ре-ми».

Дорийский лад принято называть подвижным и ловким. В наши дни становится популярным смесь дорийского лада и . Даже существует такое название, как «дорийский-блюзовый лад». В нем можно услышать элементы блюзовой пентатоники и уже известный нам дорийский минор. Также стоит отметить, что дорийский лад часто используют в этнических, народных произведениях. Особенно характерно он звучит в музыке кельтских народов. Пример дорийского лада можно услышать у Symphony X в песне The Edge Of Forever уже на первой минуте в перекличке гитары и клавиш.

Symphony X — The Edge of Forever

Фригийский лад

Его отличием от эолийского является пониженная вторая ступень лада. Запоминаем формулу: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Для примера вы можете построить обычную гамму ля-минор и взять в ней си-бемоль. Именно в таком варианте вы получите звучание фригийского лада. Данный лад характеризуют, как стремительный, возбужденный с изобилием скачков. Также можно встретить такие характеристики, как строгий, гневный, побуждающий к борьбе. Поэтому если вы хотите написать произведение в таком характере, то определенно стоит выбирать фригийский лад. Пример этого лада можно услышать у группы Metallica в Welcome Home.

Metallica — Welcome Home

Локрийский или гипофригийский лад

Это четвертый и последний минорный лад. Отличие локрийского от натурального минорного лада – это понижение второй и пятой ступеней. Его, как и прошлые лады, можно построить от любой ноты по такой формуле: полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Этот локрийский лад можно назвать скромным или спокойным. Некоторые дают ему характеристику льстивого или болтливого лада. Пример локрийского лада мы можем слышать в басовой партии из «Army of Me» Bjork.

Bjork — Army Of Me

Лидийский лад

Когда мы прошли все минорные лады, можно переходить к мажорным. Первым мы изучим лидийский лад. Он подобен ионийскому, но отличительной чертой является повышенная четвертая ступень. Постройте самый простой C-dur или другими словами До-мажор, только вместо обычного фа, возьмите фа-диез. Вот вы и услышали звучание лидийского лада. А формула его такова: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. По своим оттенкам лад очень неоднозначный. Он может быть скромным, спокойным и в один миг стать веселым и радостным. Его звучание очень светлое, однако, ярко модальное, так как наш слух сразу реагирует на повышенную четвертую ступень. Лидийский лад активно используется различными современными ансамблями. Сейчас можно услышать этот лад даже в рок музыке.

В импровизации очень удобно использовать именно этот лад. Можно даже обратить внимание на работу Джорджа Рассела «Лидийская Хроматическая Концепция». Здесь автор описывает всевозможные способы импровизации, используя лидийский лад. Также его часто применяют в композиции, когда нужно создать ряд (эпизоды, которые повторяются несколько раз от разных звуков). Самая известная мелодия в лидийском ладу – это заставка к мультфильму «Симпсоны». Steve Vai — The Riddle – также яркий пример лидийского лада.

Steve Vai — The Riddle

Миксолидийский лад

Чтобы получить миксолидийский лад, строим ионийский и понижаем в нем седьмую ступень. Если мы играем До-мажор, то вместо «си», мы должны сыграть «си-бемоль». Строение его также можно запомнить: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. Характер этого лада сравнивают с характером юноши. Его считают болтливым из-за быстрых поворотов. Но при этом его звучание очень приятное, радостное. Лад встречается в песнях Tomorrow Never Knows и Norwegian Wood группы The Beatles.

Разбираемся в основах диатонических ладов и учимся различать их на слух.

«Диатонические лады», также известные как «греческие» или «натуральные» - это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, где за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы. Каждый из семи диатонических ладов имеет свое название: Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

Мажорная гамма, которая является ионийским ладом, имеет характерное звучание благодаря своей последовательности интервалов: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (TTSTTTS). Изменяя этот порядок мы получаем остальные 6 ладов, каждый из которых отличается по своему звучанию и настроению.

Если принять одну из 7 ступеней гаммы До-мажор за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:

Данный лад начинается и заканчивается с первой нотымажорной гаммы. В нашем случае это нота До. Звучит ярко и торжественно, и отлично подходит для оптимистичных треков и «парящих» мелодий.

Дорийский лад

Лад начинается со второй ноты мажорной гаммы, то есть вы играете гамму До-мажор начиная и заканчивая нотой Ре. Звучание минора можно назвать ярким, а самое частое использование данный лад находит в блюзе, джазе и роке.

Фригийский лад

Начинается с третей ноты мажорной гаммы, то есть с Ми. Звучит экзотически, имея характерный испанский окрас. Очень часто используется в хэви-метале и других направлениях рок-музыки.

Лидийский лад

Начинается с четвертой ноты мажорной гаммы, а именно с ноты Фа. Часто используется в джазе и инструментальной рок-музыке, например, Стивом Ваем и Джо Сатриани.

Миксолидийский лад

Начинается с пятой ноты мажорной гаммы, то есть в нашем случае с ноты Соль. Широкое применение миксолидийскому ладу нашлось в кантри и роке.

Эолийский лад

Начинается с звука Ля — шестой ноты мажорной гаммы. Также известен как натуральный минорный лад. Можно сказать, что ранний хард-рок и метал базируются на эолийском ладу.

Локрийский лад

Начинается с седьмой ноты мажорной гаммы — Си. Его нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, да и в целом локрийский лад является условно диатоническим, так как в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Наименее редко встречающийся лад, однако, его иногда используют в хэви-метале и музыке в стиле фьюжн.