Cочинение «Князь Андрей человек чести. Духовные искания героев романа

ДОРОГА ЧЕСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В произведении Война и мир, романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн? ысяча восемьсот пятого?

Ысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал декабристский элемен? в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскры? ие в этом плане облика декабристов стало одной из задач Войны и мира. Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пу? и дороге чести одного из своих любимых героев Андрея Болконского. Духовное разви? ие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходи? ся вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. На лице князя усталость и скука. Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне, – говори? он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне? ысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о своем Тулоне. Его кумир в это время Наполеон, личность деятельная и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стреми? ся не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникну? ы гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу. Роман? ическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотри? в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходи? к выводу, что жизнь для себя и своих близких это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам? ипа Пестеля. Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пу? и возрождения станови? ся встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев крещеной собственности, являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права. После отъезда Пьера Андрей Болконский проводи? в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их бы?. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. О? него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь как будто бесконечный свод, в которомне было ничего вечного и таинственного. Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными собы? иями? ысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испы? ываю? армия и народ. В действиях завоевателей он види? проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский проси? направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называю? его наш князь, любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму. Андрей Болконский любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам да, та любовь, которую проповедовал Бог на землеи которой я не понимал. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь прави? жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий. Итак, Лев Николаевич Толстой в романе Война и мир поднял проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что Война и мир это документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом веке личность сильная, в целях най? и себе в истории России место и дело

Разделы: Литература

Тип урока: Классический. Урок закрепления знаний, умений и навыков анализа художественного текста.

Форма урока: Эвристическая поисковая беседа.

ТЕМА УРОКА: “Дорога чести” князя Андрея Болконского” (Слайд 1)

  • “Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога-это дорога чести.” (Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3, ч. 2, гл. 16.)
  • Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни”. В.Е.Красовский, кандидат филол. наук, доцент МГУ им.М.В.Ломоносова.

Цель урока: (поставлена перед изучением всей темы по творчеству Л.Н.Толстого-это главная цель при изучении литературы в старших классах.)

  • Учиться анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.
  • Воспитывать хорошего читателя, научить видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетические наслаждения.
  • Формировать знания для успешной сдачи экзаменов. Научить видеть в книге инструмент познания жизни, а не просто учебное пособие.

Задачи урока:

  • Учить учащихся анализировать художественный текст, выдепять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, отбирать материал по теме.
  • Развивать умения учащихся читать, воспринимать, анализировать художественный текст.
  • Приобщить учащихся к сложным духовным поискам главного героя.
  • Осмыслить тему и строго соблюдать её границы, подготовить учащихся к сочинению на данную тему.

Оборудование:

  • Цветная фотография Л.Н.Толстого, выполненная С.М.Прокудиным-Горским.
  • Иллюстрация к роману “Прощание Н.А.Болконского с сыном”. Д.А.Шмаринова.
  • Художественный фильм по роману “Война и мир” (кадры “Сватовство князя Андрея”, “Андрей и Пьер в сцене на мосту “(спор).

Ход урока

Организационный момент. (Проверка наличия художественных текстов, тетрадей и т.п.)

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (сообщение темы, задач, плана урока) (слайды 2,3,4)

Каждый урок по творчеству Л. Н. Толстого мы начинаем сообщением из истории одного щедевра. (слайд 5)

(Рассказ учащихся о фотографии Л. Н. Толстого.)

При жизни Льва Николаевича Толстого его портреты писали многие известные художники: Репин, Щербаков, Ге, а вот эта цветная фотография, единственная прижизненная фотография писателя. Она вполнена Сергеем Михайловичем Прокудным-Горским, профессором химии Санкт-Петербургского технологического института. Это был единственный в России учёный, занимающийся научной разработкой вопросов цветной фотографии, исключительно тогда новинкой. Он приехал в Ясную Поляну по поручению журнала “Записки Императорского русского технического общества” и пробыл там два дня. Фотография была сделана 23 мая 1908 года. Снимок появился через несколько дней в Петербурге в августовской книжке журнала. Важнейшая часть работы зпключалась в синтезе цветов. Под опубликованным в журнале снимком была собственная подпись Толстого: “Лев Толстой. 23мая 1908 год. Ниже - авторская подпись: “ С натуры. Прокудин - Горский.”

Вдумаемся в название темы урока “Дорога чести”.

Какое значение слова честь мы читаем в словаре Даля? (слайд 6)

“Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.”

Какие слова-синонимы можно подобрать к слову честь?

Честь-честный-честолюбие-достоинство

Что значит быть честолюбивым? (Это значит стремиться, и добиться высокого положения, жаждать известности и славы.)

А русская пословица гласит: “Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает”.

Значит, “дорога чести” - это дорога стремления к высокой цели, правде, прямоте, добросовестности моральных и этических принципов.

А бывает ли всегда дорога ровной и гладкой?

Значит, “дорога чести” - это дорога, порой, через ухабы, ямы, подъёмы.

В романе “Война и мир” рядом с именем Андрея Болконского в авторской речи всегда стоит слово “князь”: князь Андрей, князь Андрей Болконский.

Почему Болконский всегда называется с титулом и никогда, в авторской речи, просто по имени? (князь - слово многозначное.

В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр I в начале 18 века.)

Значит князь – наследник отца, князь Андрей - наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России.

Какие слова были последними у Н.А. Болконского? (погубили Россию).

Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей - ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси (о главных заповедях христианства много говорилось при изучении творчества Достоевского.)

Известны слова Толстого, сказанные им в беседе с Русановым: “У меня есть лица списанные и несписанные с живых людей, первые уступают последним; несписанные ближе мне.” Князь Андрей – вымышленный, несписанный герой. Толстой отшлифовал детали образа, чтобы вписать его в типичный фамильный клан, где прототипами являются реальные люди. Андрею предшествовал граф Зубцов, и большинство его черт было взято у князя Волконского (фамилия известна среди декабрисотв), только потом Толстой назовет его Болконским.

Какова же жизнь через ошибки к высоким, моральным и этическим принципам сына, достойного своего отца, храброго, мужественного, пришедшего к заветам христианства Болконского? (проблемный вопрос).

Один из современных литературоведов Красовский отметил (обращаемся ко 2-му эпиграфу). (слайд 7)

Когда мы впервые встречаемся с Болконским на страницах романа? -Каков он? Что думает? (т. 1, ч. 1, глава 3-4). (ответ уч- ся).

Кто говорит эти напутственные слова князю Андрею? Перескажите этот эпизод из текста

А какой из эпизодов “Войны и мира” изображен на этой иллюстрации Прощание отца с сыном перед уходом в армию)

Кто мне может передать содержание этого эпизода?

Похожи эти два наказа? Похожи!

(Теперь Кутузов на правах отца дает напутствие князю Андрею.)

А где еще в литературных произведениях, изученных нами, отец-дворянин дает сыну наказ сохранять честь, беречь честь? (Пушкин “Капитанская дочка”.)

Давайте проведём параллель:

“Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал - скверная должность. И помни одно, князь Андрей…(слайд 9)

“На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся… береги честь…

В понятие чести у дворян входило отношение к службе, служба царю и отечеству.

Князь Андрей в армии с донесением от Кутузова, он в Брюнне (ответ учащихся).

По приезде в армию он просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, но Кутузов отвечает: “Хорошие офицеры мне самому нужны”, но всё же Болконский настоял на своём и явился к Багратиону.

“Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер” ,-подумал Багратион. Встреча с героем Шенграбенского сражения капитаном Тушиным показала князю Андрею, кто истинные герои войны (ответ учащихся).

Записать в тетрадь: Духовный кризис после ранения под Аустерлицем, мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с “высоким, справедливым и добрым небом”. Болконский понимает ничтожность своей мечты о военной славе и ничтожность стремления человека к эгоистическому счастью.

Встреча с Пьером (т. 2, г. 2, гл 11,12)

Болконский возвращается в Лысые горы. Что его здесь ждёт? (смерть жены (символ погасшей свечи))

Какое чувство он испытывает перед Лизой? (вины)

(Это чувство долго преследует его.)

Что решает Болконский? /жить для себя и своих близких, воспитывать сына/.

Чувство вины - это основное, с чем живёт Болконский. И только приезд Пьера, разговор, спор с ним преобразил князя Андрея.

Вы помните, о чём спорят Пьер и Андрей? (о добре и зле, о смысле жизни, о самопожертвовании, т.е. о вечном, о самом главном. Что говорит Пьер? (учащийся) “Надо жить…”) (кадр фильма)

Что поразило Пьера в Болконском? Как князь Андрей преображается в конце их беседы (подготовить индивидуальный ответ т. 2, ч. 2, гл. 11,12).

Князь Андрей два года живёт в деревне. Что он делает, какие преобразования ввёл?

(Одно имение в триста душ перечислил в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком, священник обучает крестьянских детей, выписал бабку для помощи родильницам, читает, занимается и составляет проект об изменении военных уставов и постановлений).

Поездка в Отрадное, “встреча с дубом” (т. 2, ч. 2 , гл.23)

По делам опеки весной 1809 году князь Андрей едет в рязанские имения сына…

Поездка в Отрадное, встреча с Наталией, ночной разговор! В душе Болконского намечается перелом: он чувствует себя помолодевшим, возродившимся к новой жизни. Символом этого возрождения стал дуб.

Возвратившись из этой поездки, князь решает ехать осенью в Петербург (работа со Сперанским т. 2, ч. 3, гл. 4-6,18.)

На бале князь Андрей встречает Наташу Ростову. Он снова собирается “жить для себя” а не для “призрачного благоустройства человечества”. (слайд 11)

Он ездит к Ростовым, слышит пение Наташи. Проходит его презрение к жизни, его разочарование. Толстой отмечает, что князь Андрей казался и был совсем другим человеком. Где была его тоска?

А задумывались ли вы над тем, почему трагичной оказалась любовь Андрея и Наташи?

Не мужской ли эгоизм Болконского тому причина?

Что знает Болконский твёрдо? (учитель). Он любит Наташу. Хорошо воспитанный, почтительный сын, он едет в Лысые горы и спросит у отца согласие на брак. Надо побыть с отцом, сестрой, сыном - всё правильно, во всех поступках он безупречен. Единственное он не почёл нужным сделать - так, пустячок, предупредить Наташу. А она ждёт, что только не думает. Свадьба отстрочена на год. И опять Болконский всё знает, знает, что выдержит разлуку, знает всё о себе, но в который раз забывает подумать о близком любящем человеке. Это мы и называем эгоизмом.

Княжна Марья главным недостатком брата считает его гордыню. (Наташа говорит матери: “Я его боюсь” (просмотр отрывка из художенственного фильма “Война и мир” “Сватовство Болконского”).

Мастер эпизода, Толстой очень точно показывает здесь эгоизм Болконского. А удалось ли режиссёру Сергею Бондарчуку и киноактёру Вячеславу Тихонову передать эту черту характера героя?

Что главное в Болконском разум или чувства, расчёт ума или сердца.

Разрыв с Наташей (анализ гл. 21, ч.3, т.2) Разрыв с Наташей стал причиной нового и, пожалуй, самого острого душевного кризиса Андрея Болконского. Измена Наташи “тем сильнее поразила его, чем старательнее скрывал он ото всех произведённое на него действие!” Болконский хочет встретить Анатоля, мечтает о дуэли. Злоба, неотмщённое оскробление, отравляли “искусственное спокойствие, которое Андрей попытался найти в военной службе

Война 1812 г. В судьбе Болконского (т.3, ч.2) (Сообщения учащихся.)

  1. Гл.5. Князь Болконский в начале войны.
  2. Гл.24. Болконский накануне сражения, его настроение, мысли.
  3. Гл.25. Нервическое раздражение и волнение Болконского, мысли о войне и о Наташе.
  4. Гл.36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение. Перевязочный пункт.(слайд 12).
  5. Гл.37. Умиленное настроение Болконского на перевязочном пункте.

“Ему хотелось любить той новой чистой божеской любовью. Т.3ч., 3 гл.31.(учащиеся) Т.3, ч.3, гл.32. (учащиеся)

“Любовь - есть Бог и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему её вечному источнику”, - думает князь Андрей, чувствуя, что умирает (слайд 13).Сознание отчужденности от жизни не покидает его. Прежде он боялся конца, а теперь уже не понимал его. Уже во сне он увидел смерть. Это и был знак приближения начала конца. Его исповедовали, причастили, он благословил и попрощался с сыном. “Кончилось”, - сказала княгиня Марья, когда тело его, неподвижно холодея, лежало перед ними”.

Закончилось “дорога чести” князя Болконского.

Проблемный вопрос.

Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского “дорогой чести”, и как эта мысль Толстого в Романе “Война и мир” сочетается с его представлением о том, как жить, чтобы жить честно” (ответ ребят). Спокойность к духовной эволюции черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрею Болконского. (слайд 14). Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать - вот нравственная доминанта романа “Война и мир”.

Князь Андрей путался и ошибался, пытаясь разрешить вечные вопросы жизни:

Что дурно?

Что хорошо? Как жить?

Что надо любить, а что ненавидеть.

Что такое жизнь, что смерть?

Непрекращающая работа души, вечной поиск - это печать избранных, признак одарённости, внутреннего благоустройства.

Интереснейшая интерпретация образа Андрея Болконского содержится в недавно вышедшей книге Б.Бермана. “Сокровенный Толстой”. “Князь Андрей, в образе и судьбе которого Толстой уже давно решил личную проблему истинного величия человеческого, мало-помалу в процессе творчества возносится над людьми, и в конце романа, явив образ небесно-земного величия, окончательно становится “личным Богом”, центром ближайшего духовного тяготения, воплощением “духовного солнца” самого Толстого.

Работа по опорному положению темы. Жизнь Болконского можно представить в виде ломаной линии. Нижние точки-моменты духовного и душевного кризиса героя. Верхние - эмоционального и морального взлёта. (канва сочинения) (слайд 15)

Д/з. (слайд16)

1. Пьер в салоне Шерер.

2. Пьер на именинах Наташи.

3. Пьер возле умирающего отца.

4. Пьер I в томе романа “Война и мир”.

Согласны ли вы со словами Пьера:

“Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…”.

Перед вами сочинение «Дорога чести князя Андрея» по произведению Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Сочинение посвящено анализу образа Андрея Болконского и предназначено для учеников 10 класса.

ДОРОГА ЧЕСТИ КНЯЗЯ АНДРЕЯ — сочинение

Чтоб жить честно, надо рваться,

путаться, биться, ошибаться,

начинать и бросать…

А спокойствие — душевная подлость.

Л.Н. Толстой.

Князь Андрей — один из любимых героев Толстого в романе- эпопее «Война и мир». В его образе воплотились идеалы, помыслы, представления о смысле жизни лучшей половины дворянской интеллигенции начала XIX века, размышления о героизме, патриотизме, долге, чести. Князь А. Болконский прошел наиболее интересный и сложный путь становления взглядов. Хотя к двадцати годам он уже достаточно сформировался как личность, перед нами человек, который постоянно «рвется, путается, бьется, ошибается «. ‘Эта жизнь не по мне, » — говорит он Пьеру о вялой салонной жизни людей своего круга. Болконский не хочет и не может жить такой жизнью, он жаждет деятельности, славы, мечтает совершить подвиг во имя людей. Для осуществления своих честолюбивых мечтаний князь Андрей отправляется на войну 1805-1806 гг.

Здесь князь встречается с новыми людьми, переживает ряд крупных событий. Встреча с капитаном Тушиным и его солдатами наиболее сильно повлияла на его представление о героизме. Князь Андрей поражен тем, что героем может быть не только человек, ведущий солдат в бой со знаменем в руке, но и обыкновенный боец, просто и честно выполняющий свой долг. Окончательная ломка его представлении завершается во время Аустерлицкого сражения. Болконский не верит больше в то, что исход сражения может зависеть только от действий одного лица, от планов и диспозиций. Полностью изменяется его представление о подвиге после ранения.

Самым же тяжелым было разочарование Андрея в своем кумире Наполеоне, который теперь показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек счастлив несчастьем других, завершила развенчание героя. Только очень честный и думающий человек мог увидеть античеловеческую сущность в своем кумире.

После таких потрясений князь Андрей изменяет свою жизнь, теперь он хочет жить «для себя «, сына и отца. В споре с Пьером мы видим, что Андрей критически относится к себе. Осознавая, что жил не так, он ищет другие пути. «Жизнь для себя » означает для него, что «в тридцать один год жизнь кончена «. Поэтому после встреч с Пьером, Наташей, наблюдений за преобразовавшимся дубом Болконский понимает, что просто существовать он не может. Он едет в Петербург для того, чтобы принять участие в работе комиссии Сперанского. И опять вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Он отказывается служить и, тем самым, отрекается от блестящей карьеры, которая ждала его на таком пути.

Любовь Болконского к Наташе как будто возрождает его, наполняет силами. И тем страшнее был для него разрыв с Наташей, приведший к глубокому кризису.

Бедствия народа, война 1812 года вызывает в Болконском подъем духовных сил. Он снова жаждет деятельности и отказывается служить при штабе императора, чем окончательно теряет себя в глазах света. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь «. Андрей не мечтает больше о славе, о подвиге, а на деле является одним из самых полезных в армии офицеров. Он близок к своим солдатам, в нем светится та же «скрытая теплота патриотизма «, но все-таки в силу своего воспитания, образования, принадлежности к самым высшим слоям дворянского общества, он не может до конца сблизиться с народом. Это особенно заметно в сцене купания солдат во время Бородинского сражения. Взгляды Болконского, сформированные за годы тяжелых раздумий, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, не от умелого расположения сил, а от «духа войска «, его уверенности в победе и желании оказаться сильнее противника. Андрей ставит себя радом с Тимохиным и любым из подчиненных ему солдат и тем доказывает, что надо жить не «для себя » и «для других «, а вместе с другими или, говоря словами Пьера, «сопрягать » в себе эти два понятия.

По замыслу Толстого, князь Андрей был убит, но путь его поиска, его «дорога чести » неизбежно привели бы его на Сенатскую площадь, где он вместе с декабристами защищал бы интересы народа. По его стопам пойдет сын Николенька и продолжит его путь. Недаром во сне Николенька видит отца и себя в одном ряду с будущими освободителями народа.

Надеюсь, вам понравилось сочинение на тему «Дорога чести князя Андрея».

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал, как менялись характеры многих героев произведения. Одним из главных жизненных путей, которым дал характеристику писатель, является так называемая дорога чести Болконского Андрея Николаевича, центрального персонажа романа.

Андрей Болконский и общество

На момент знакомства читателя с Андреем Болконским, герой был человеком, которого уважали в обществе. Однако князю Андрею было скучно среди светских людей. Всем своим видом он показывал это пренебрежение к обществу: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Так говорит Болконский Пьеру: «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!».

Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.

Битва под Аустерлицем

Отношение к французскому полководцу меняется после битвы под Аустерлицем. Раненый, князь Андрей смотрит на небо и задумывается о жизни. Герой понимает, что ошибался, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения».

Для Андрея Болконского Наполеон становится маленьким человеком, который сеет только смерть и разрушение.

Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.

Князь Андрей, разочаровавшийся в военной службе, ведет тихую и спокойную жизнь в деревне. Героем овладевают мысли, что жизнь его кончена. Именно в тот момент, когда герой переживает душевный кризис, на Андрея Болконского влияет Пьер Безухов, который говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».

Возрождение

После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.

Однако еще большее значение для героя оказала Наташа Ростова, встреча с которой окончательно возрождает Андрея Болконского. Разочарование, которое принесла героиня, увлекшаяся Анатолем Курагиным, не сломало Болконского. Герой уезжает с целью участия в военных действиях. Там князь Андрей разговаривает с Кутузовым, который говорит ему следующее: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Духовное развитие

Л. Н. Толстой на протяжении всего произведения показывал, как меняется характер Андрея Болконского и его отношение к жизни. Неудовлетворенный собственным образом жизни, герой в начале романа пытается измениться. Князь Андрей несколько раз разочаровывается в собственной деятельности, в собственном существовании. Он несколько раз думал, что жизнь его больше не принесет ему никакой радости. Однако герою всегда удавалось с достоинством продолжать свой путь. Как бы ни было тяжело Андрею Болконскому, он никогда не поступал лживым и лицемерным способом. Именно «дорогой чести» можно назвать жизненный путь князя Андрея.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

В салоне мадам Шерер Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Слайд 4

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Андрей Болконский Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Аустерлицкое сражение Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Небо Аустерлица С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!"

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

«Новая жизнь» В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить".

Слайд 14

Описание слайда:

Жизнь в деревне Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Возвращение к общественной деятельности Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов".

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20