Гармония с природой. Катя мейснер о том, как жить в гармонии с природой Как быть гармонии с природой

Вопрос об отношениях природы и человека как субъекта культуры в нынешнее время является наиболее актуальным. С момента своего появления на Земле человек начинает активно преобразовывать природу, в результате этой деятельности все дальше отдаляясь от нее, выступая в качестве покорителя и эксплуататора. Результатом этого многовекового воздействия стало все обостряющееся столкновение между природой и человеком, выражающееся в виде экологического кризиса, нарушении естественного баланса и т.д.

Причины утраты гармонии с природой разными исследователями называются различные. По мнению Л. Уайта, истоки подобного отчуждения следует искать в христианской концепции мира, которая вытеснила языческий анимизм. Каждое дерево или река имели своего духа-покровителя, у которого необходимо было получить соизволение для каких-либо действий по отношению к этому дереву или реке. Л. Уайт полагает, что этот анимизм, который ограждал природу от человека, был разрушен христианским представлением о том, что человек как бы возвышается над природным миром. Эта установка представила человека в роли хозяина природы, имеющего право ее эксплуатировать, способствовала покорению природы.

Существует точка зрения, согласно которой корни отчуждения от природы уходят в дохристианские времена. Так, ряд современных исследователей (например, Ю. Яковец) указывает в качестве исходного момента разрыва человека с природой неолитическую революцию, когда произошел переход от простого потребления даров природы к производящему хозяйству, когда человек начал вести самостоятельное существование, формируя техносферу, когда возникли общество и проблема его взаимоотношений с природной средой.

К. Маркс считает, что все беды человечества начинаются с появлением частной собственности, которая порождает не только эксплуатацию человека человеком, но и эксплуатацию человеком природы.

Э. Фромм усматривает начало утраты гармонии с природой в факте возникновения человеческого сознания, это разрывает естественные связи человека с природой, разрушает изначальную гармонию с ней. Человек не может вернуться к состоянию дочеловеческой гармонии с природой, поэтому он ищет единства с ней на основе своих разумных, сугубо человеческих способностей.

Однако история развития европейской культуры свидетельствует о том, что свои способности человек употреблял скорее на обеспечение независимости от природы, для чего ему потребовалось постичь ее тайны и, следовательно, противопоставить себя ей. Это обусловило утилитарный подход к природе, апофеоз которого выражен в знаменитой формуле: «Природа не храм, а мастерская».

Превращение природы в простой объект научного знания обеспечило многочисленный ряд важных открытий, став нормой человеческой деятельности, убедило человека в могуществе его разума. Направленность западной культуры на практическую деятельность, подкрепленная протестантской установкой на индивидуальную активность, содействовала преобразованию и покорению природы. Интенсивное развитие науки и техники дало возможность усовершенствовать орудия производства, добиться большей эффективности в обеспечении продуктами труда, сделать жизнь человека максимально удобной и комфортной и даже увеличить продолжительность самой жизни. В то же время стремление человека преодолеть зависимость от природы приводит к возникновению новой зависимости - от техники, машин. Тем самым мощь человека одновременно оказывается его слабостью. Из помощника человека техника превращается в его повелителя. По словам Н. Бердяева, техника становится последней любовью человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви.

Изобретение и применение различного рода приспособлений, которые могут облегчить труд и жизнь в целом, сделало неотъемлемой частью человеческого бытия технику. Усовершенствование технических средств на основе научных знаний приобрело все больший масштаб, ускоряя темп в эпоху Нового времени. Научная революция кардинально изменила не только способы и средства деятельности, но и мировоззрение людей, отношение к окружающему миру - как социальному, так и природному. Распространение в массовом сознании точки зрения, сформулированной Ф. Бэконом, согласно которой научное знание есть техническая власть над природой, оказало огромное влияние на развитие западной культуры и мировой цивилизации в целом.

Еще со времен Ж.-Ж. Руссо, выступавшего против технического оптимизма эпохи Просвещения, многие мыслители предостерегали от чрезмерного доверия к науке, считая, что технизация духа, разума, отрывает человека от основ его бытия. Вместе с тем в Новое время распространенным стало представление о том, что прогресс общества и культуры тесным образом связан с прогрессом науки и техники. Однако события XX столетия заставили усомниться в безоговорочном признании научно-технического прогресса как безусловного блага для человечества. Основным противоречием при этом представляется то, что научно-технический прогресс опережает прогресс духовный, нравственный. Все чаще возникают сомнения в благополучной перспективе технизированного будущего и, как следствие, идеализация «неиспорченного» техникой прошлого: «Пока изуродованный утилитаризмом прогресс творит насилие над землей, обезображивая ее поверхность, никогда до конца не исчезнет ощущение, вопреки всем доказательствам от противного, что все, что не поспевает за тенденцией современного развития, все, что находится по эту сторону ее и до нее, в своей отсталости гораздо гуманнее и лучше ожидающего нас будущего». 1

Не случайно над осмыслением проблемы противоречий природы и человека размышляли не только философы, культурологи, представители других областей социально-гуманитарных наук, но и ученые - естественники. Нельзя не признать актуальность мысли, высказанной И. Пригожиным и И. Стенгерс, что отношения человека с природой должны строиться на принципах диалога, при этом наука не должна слишком дистанцироваться от проблем общества и культуры.

Поиски экологической гармонии на путях утопии предлагают несколько вариантов решения этой проблемы. Один из них можно обозначить как слияние с природой, возвращение в естественную среду, к естественному состоянию. Этот тип представлен моделью так называемой утопии сада. Это утопии «земного рая», противопоставляющие рациональным, функциональным моделям утопии города природную неорганизованность, выражают идею близости к природе. Идеализация сельского образа жизни в духе пастушеских идиллий с налетом сентиментализма противостоит урбанизму, техницизму европейской цивилизации. «Сентименталистов в общении с природой, - отмечал Т.

Адорно, - радовало все нерегулярное, несхематическое... Но прогресс цивилизации легко обманывает людей, заставляя их забыть, насколько они еще слабы и незащищенны. Счастье общения с природой было неразрывно связано с концепцией, согласно которой субъект представляет собой некую самодовлеющую и якобы бесконечную величину; поэтому он проецирует себя на природу и как отколовшаяся от нее часть ощущает свою близость к ней; его бессилие в обществе, «затвердевшем» до состояния второй природы, становится побудительным мотивом для бегства в природу якобы первую». Идеи Ж.-Ж. Руссо, Г. Торо, литературные робинзонады в значительной степени определили развитие этой модели экологической гармонии. Этот романтический эскапизм в естественность предполагает отказ от активной природопреобразующей деятельности, отстраненную созерцательность и вместе с тем «погружение» в «чистую» природу. Такой путь к экологической гармонии можно определить как эмоциональную модель гармонии человека и природы.

Другое направление поисков экологической гармонии ориентируется на рациональное решение проблемы. Человек должен осознать и взять на себя ответственность за отношения с природой. Поскольку именно человек повинен в том состоянии природы, до которого он довел ее «благодаря» силе своего разума, то теперь он должен употребить все возможности разума для преодоления этого кризиса. В этой связи моделью искомого состояния гармонии природы и человека выступает учение о ноосфере. Несмотря на то, что учение о ноосфере имеет статус научной теории, в то же время оно несет в себе черты утопизма (В.А. Кутырев, Д. Винер). Основоположниками учения о ноосфере (Э. Ле Руа, П. Тейяром де Шарденом, В.И. Вернадским) была выдвинута идея о превращении человеческого разума в планетарную геологическую силу, которая приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Результатом сознательного преобразования биосферы станет ее переход в качественно новое состояние, т.е. возникнет ноосфера. Однако проблема заключается в том, отмечает В.А. Кутырев, что становление ноосферы и возникновение угрожающего самому существованию людского рода кризиса - один и тот же процесс. Ноосфера, находящаяся в стадии интенсивного воплощения, по масштабам соперничает с биосферой. Появилась угроза существованию природы в качестве самостоятельной целостности. Ноосфера как реальность является искусственной средой, которая теснит и подавляет биологическое бытие. К тому же возникает новая опасность - сциентизации, а не натурализации жизни. Поэтому идею о том, что космос будет рационально управляться человеческим разумом, о триумфе разума в космическом масштабе следует рассматривать как утопию, несущую в себе заряд надежды, что при длительном совместном развитии биосферы и ноосферы «скорость преобразования окружающей среды будет не выше скорости нашей адаптации к ней». Таким образом, ноосфера как гармония природы и общества, основанная на вере в торжество разума и великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой - «сциентистский аналог социально-политической утопии коммунизма и прочих, более ранних мечта- 2

нии о рае».

В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения Д. Винера, что «и культ ноосферы, и культ природы равно игнорируют индивидуальную ответственность и отвергают компромисс с несовершенной реальностью».

Не случайно, Н.Н. Моисеев, анализируя определение ноосферы, данное В.И. Вернадским, что ноосфера - это такое состояние биосферы, при котором человечество, ставшее основной геологообразующей силой планеты, должно взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и природы, и человека, подчеркивает, что ноосфера - это желательное, но отнюдь не единственно возможное состояние биосферы.

Тейяр де Шарден утверждает ноосферу - единую сферу разума - как одухотворенность планеты, которая может быть достигнута лишь при условиях избавления человеческой культуры от эгоцентризма и наполнения ее энергией любви. Переход человеческой культуры на новый, космический уровень мыслится Шарденом как высвобождение духовной энергии за счет сворачивания чувственной жизни посредством организации научных исследований, сосредоточенных на человеке, соединения науки и религии. Таким путем культура, приобретающая все более коллективную и духовную форму, должна достигнуть своей высшей точки, закономерного конца, т.е. слияния с Богом. По сути, гармония природы и общества здесь мыслится как слияние духовного и материального, а точнее говоря, растворения чувственного, т.е. природного, биологического в духовном посредством разума. Иными словами, сознание отделится от своей материальной оболочки, чтобы слиться с Богом. Таким образом, концепция Тейяра де Шардена, соединяя христианскую мистику, рационально-философское теоретизирование, естественнонаучные данные, конечным итогом подразумевает гармонию с природой вплоть до слияния в едином бытии. В этом смысле данная теория обнаруживает свою внечеловеческую тенденцию, что придает учению Шардена характер утопии.

Вместе с тем, в условиях осознания гибельности безудержного осквернения природы обращает на себя внимание другой аспект концепции Шардена - эволюционно-экологический, заключающийся в идее личной ответственности перед эволюцией, одухотворенного понимания природы. Под влиянием этих идей возник так называемый «прикладной шарденизм» как движение, сосредоточенное на поисках альтернативного образа жизни, направление которых задается предчувствием экологической катастрофы. Порывая с индустриальной цивилизацией, «прикладные шарденисты» создают общины, надеясь своим коллективным трудом и возвышенным общением смягчить и одушевить мир любовью.

В этой связи привлекает внимание одно из направлений этого поиска, принявшее форму аркологии (экологической архитектуры), концепция которой была разработана архитектором П. Солери. Под влиянием идей Тейяра де Шардена Солери выступил инициатором и руководителем строительства в Аризонской пустыне города-дома Аркосанти. Он был задуман как идеальная гуманистическая модель поселения будущего, экономящая энергию, одухотворяющая природу. «По идее Солери, - отмечает С.П. Батракова, - своеобразный симбиоз архитектуры и природы явится залогом новой общественной гармо- нии». Несмотря на то, что строительство этой «экоархитектурной ниши» затянулось на несколько десятилетий и воспринимается скорее как пример «старомодной экстравагантности», идея интеграции человека и природы посредством архитектуры оказывается достаточно актуальной и жизнеспособной.

Направление экологической архитектуры, ставшее одной из тенденций современного зодчества, особенно ярко проявилось в последней трети XX в. в связи с обострением проблем взаимодействия человека и окружающей среды. Произведения такого рода тяготеют к «природным» формам, как бы следующим изгибам рельефа, в них широко применяются естественные, несинтетические материалы, а также ресурсосберегающие технологии типа систем энергоснабжения, использующих энергию солнца и ветра. Задача экологической архитектуры заключается в стремлении максимально обеспечить человеку комфортные условия проживания, не отдаляя при этом его от природы, а, напротив, подчеркнув их близость и сведя к минимуму негативное воздействие человека на природную среду.

Будучи моделью мироздания, архитектура, помимо чисто эстетических задач, связана с выполнением прикладных, утилитарных требований в соответствии с запросами времени и потому рассматривается как своеобразное отражение общественной и культурной ситуации эпохи. Экологическая архитектура, выступая моделью новых отношений человека и окружающей среды, выходит за пределы художественной сферы и имеет значение для решения более широкого круга проблем социальной и экологической гармонии. Присутствующий здесь, безусловно, элемент утопизма в духе Морриса, тем не менее, имеет и позитивный смысл - гармонизация всей среды обитания человека, не только материальной, предметной, но и природного окружения.

Среди предпосылок формирования экологической архитектуры следует назвать «органическую архитектуру», основоположником которой был Ф.-Л. Райт. Его произведения, воплощавшие концепцию здания как организма с единым свободно развивающимся пространством, связанного с природной средой, во многом способствовали развитию европейской архитектурной теории и практики. Достижению гармонии с природой, и, одновременно, соответствия здания повседневным потребностям его обитателей способствовало, во-первых, естественное слияние здания с окружающим ландшафтом, чему служит соответствие его композиции особенностям местности, а также применение террас, галерей, широких проемов, подчеркивающих связь с внешним миром; во-вторых, использование естественных строительных материалов; в-третьих, вытекающий отсюда принцип свободного формообразования, отклоняющий все привычные схемы. «Стиль прерий» Райта с некоторой долей романтизма выражал, таким образом, антиурбанизм, идеал руссоистского бегства от индустриальной цивилизации к природе, стремление к прочной гармоничной связи со средой.

Если Райт тяготел к индивидуальному единению с природой (не случайно он строил, преимущественно, индивидуальные жилые дома - Уиллитс-хаус, Дом над водопадом и др.), то Э. Ховард, разработавший концепцию города-сада, стремился воплотить идею гармонии с природой в социально значимых масштабах. Предложенный Ховардом проект небольших, обильно озелененных городов, органично сочетавших преимущества городской и сельской жизни, имел целью преодолеть недостатки современной цивилизации, оторвавшей человека от природы, а в конечном счете гармонизировать социальную сферу архитектурными средствами. В этом смысле программа Ховарда близка к социально-эстетической утопии Морриса. Примечательно, что радиально-кольцевая схема плана ховардовского города-сада имеет сходство с архитектурным обликом Города Солнца Кампанеллы, что, возможно, определило и судьбу самого проекта. Под влиянием идей Ховарда возникло движение дезурбанизма и строительство городов-садов (поселки Лечуорт в Англии, Хеллерау в Германии), хотя и содержащее позитивный опыт планировки, увязанной с окружающей природой, но не нашедшее значительного продолжения в градостроительной практике.

Более широкую известность получили проекты и сооружения «пионеров» современной архитектуры (В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и др.). Хотя их произведения, оцениваемые весьма неоднозначно, отнести к предвестникам экологической архитектуры довольно затруднительно, тем не менее, идея соединения жилья и природы была им не чужда. Дома Ле Корбюзье, поднятые на столбы, например, в отличие от домов Райта, параллельных земной поверхности, как бы «парят» над землей. Связь архитектуры с природой осуществляется здесь в виде расположенных на плоских крышах садов, немногочисленных деревьев, служащих напоминанием о природе, ленточных окон. Обилие стекла и зеркальных поверхностей в «современной архитектуре» имеет двоякий смысл. С одной стороны, большие стеклянные поверхности вплоть до полностью остекленных стен создают впечатление открытости миру, природе, входящей в здание потоками света и воздуха, но с другой стороны, эта прозрачность, открытость содействует соблазну и удобству тотального контроля. Не случайно, «стеклянная» архитектура становится одним из атрибутов антиутопии и объектом критики (наряду с монотонностью, геометризмом) со стороны постмодернистов. В этом проявилась метаморфоза стекла и самой идеи, ведь «прообразом «стеклянной» архитектуры были оранжерейные сооружения, которые издавна связывались с представлением о земном рае, полном тепла, солнечного света, аромата цветов. Отсвет этой райской гармонии лежит на многих творениях «пионеров». В их мечте о «стеклянной» архитектуре сплавляются воедино и романтический образ сияющего идеала, и воспоминания о «Хрустальном дворце»

Джозефа Пэкстона, и томистская идея света, и простая привычка связывать со стеклом (кристаллом) представления о чистоте, ясности и совершенстве».

Обобщив достижения предшествующей архитектуры, ее позитивный опыт в части достижения гармонии с природой, экологическая архитектура становится тем третьим, компромиссным вариантом поиска экологической гармонии, интегрирующим стремление к естественности с рациональностью и функционализмом, используя новейшие достижения науки и техники. Можно сказать, что в ней находит выражение «давняя мечта всех градостроителей (от утопистов до современных) - превращение среды, в которой живет человек, в некий гармонический комплекс». Экологическая архитектура способствует также решению проблемы «перенаселенности», которая ставит вопрос: как сохранить качество жизни при растущей плотности. Архитекторы предлагают строить дома в виде многоуровневых парков с использованием высоких технологий, примером чему служит павильон Голландии на выставке Экспо-2000 в Ганновере, этажи которого представляют различные голландские ландшафты - море, дюны и т.д. (архитекторы В. Маас, Я. ван Рийс и Н. де Врис).

По мнению А.В. Иконникова, основополагающим фактором для архитектуры нового тысячелетия станет восстановление связи между людьми и их почвой, как и между самими людьми. Многозначительным в этом смысле является обращение архитекторов к образу Атлантиды (проект группы венгерских архитекторов, утопия- предостережение «К новой Атлантиде»). «Утонувший город здесь - символ гармоничного сосуществования человека и земли, но также - катастрофы, последовавшей за нарушением этой гармонии».

Экологический критерий становится ведущим в строительстве и дизайне, что особенно выражено в концепции экодома, который призван соединить достижения урбанизации и природную среду. Жизнь в нем максимально удобна и практически приближена к естественному существованию и в то же время минимально тревожит окружающую природу. Экодом является не барьером, преградой между человеком и природой, а своеобразным связующим звеном. Характерными чертами экодома (индивидуального дома с прилегающим земельным участком) являются «вписанность» в ландшафт, применение естественных строительных материалов и природных элементов в интерьере, энергосберегающие и малоотходные технологии, использование природных источников энергии, минимизация электромагнитного воздействия бытовых приборов и т.д. Реализация этих проектов, зачастую воспринимаемых как очередная утопия (хотя отчасти это, безусловно, справедливо), начатая в индивидуальном строительстве, должна способствовать становлению экологического мышления, когда критерии практичности и комфортабельности не будут заслонять необходимости взаимодействия с природой, т.е., используя терминологию Фромма, «быть» возобладает над «иметь».

Экологическая архитектура, как способ преодоления оппозиции природы и культуры, составляет своего рода «практическую» часть экологической эстетики, формирующейся в европейской постмодернистской культуре. Экоэстетика, по определению Н.Б. Маньковской, - «это философия гармонии между человеком и природой в контексте культуры». Именно эстетический аспект изменений природы позволяет отказаться от восприятия человека как разрушителя естественной гармонии. В экологической эстетике концепция гармонии человека и

природы приобретает моральное содержание, удерживающее человека

от экологической тирании.

Итак, проблема экологической гармонии как единства человека и природы определяется отношениями человека с окружающей средой, складывающимися в процессе его жизнедеятельности, в условиях современной культуры приобретает особую актуальность. Экологическая гармония подразумевает, в широком смысле, отношения человека и окружающей среды, включающей как собственно природный, так и социальный мир, вплоть до непосредственного места обитания человека - его жилища.

Однако, как было отмечено ранее, современное состояние отношений природы и человека характеризуется как экологический кризис, который порожден социальной дисгармонией, чрезмерным и бесконтрольным развитием материального производства за счет ограничения развития других сфер общества.

Экологическая гармония не означает при этом отказ от научно- технических достижений современной цивилизации в духе призыва

Руссо «Назад, к природе!». Напротив, для достижения этой гармонии необходимо использовать возможности техники в союзе с наукой и искусством под девизом «Вперед, к природе!». В процесс поисков пути к экологической гармонии в европейской культуре включается утопическая мысль, в рамках которой предлагаются различные проекты решения этой проблемы - от «бегства» в природу до конструирования окружающей среды эстетическими средствами (экологическая архитектура). Гармонизация окружающей среды, рассматриваемой не только как мир природы и техники, но и как мир человека, приобретает, таким образом, более масштабное значение воссоздания гармонии социума и Космоса.

Поскольку экологическая гармония - это гармония человека и окружающей среды, куда входит не только природа, но и социальный мир, то характер общественных отношений, уровень социальной организации накладывают отпечаток и на взаимоотношения с природой. Поэтому проблема экологической гармонии находится в тесной связи с вопросами взаимоотношений общества и человека. Гармонии природной среды и общества должна способствовать гармонизация всех сфер общественного развития.

  • Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
  • Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) //Вопросы философии, 1989, № 2. С. 148.
  • Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000. С. 283.
  • Там же. С. 285.

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня я представляю вашему вниманию не совсем обычную статью. Вернее, совсем необычную! Потому что написала её не я. Дело в том, что в нашей семье есть человек, настолько чутко и тонко понимающий природу, что это достойно восхищения! Это моя мама! Она словно греческая богиня Деметра – всё, к чему она прикасается, расцветает! Наш дачный участок похож на ботанический сад! Одних только роз невероятное количество, я уже не говорю о других цветах, ягодах, плодовых деревьях и всякой экзотике!

И конечно же, я не могла не уговорить маму написать статью для моего сайта о её взаимоотношениях с живой природой, с миром растений, с энергией земли. О том, как жить в гармонии с природой. Очень надеюсь, друзья, что эта статья понравится вам так же, как нравится мне!

На этом позвольте откланяться и предоставить слово маме! :))

На дальней станции сойду,

Трава по пояс.

Зайду в нее, как в море, босиком…

Природа. Мир растений. Меня всегда удивляло и восхищало разнообразие видов, форм, оттенков цвета. Каждый цветочек — совершенство, всё в нём гармонично.

Кого-то природа восхищает, а кто-то относится к ней равнодушно. Но последних, я думаю, всё же меньше.

Сейчас у многих есть дачные участки. Люди с энтузиазмом осваивают болота, пески, глины и через какое-то время превращают их в чудесные цветущие сады. Я наблюдаю за своими соседями по даче. Каждый по-своему обрабатывает участок и каждый участок имеет свое лицо, что соответствует характеру хозяина. У одного все грядочки словно по линейке, в междурядьях ни одной травинки, всё вовремя посажено, укрыто, полито. Другой вроде и посадил, но ухаживать некогда и неохота, вырастет, куда оно денется. Каждый по-своему взаимодействует с природой. И работают люди на земле не только потому, что надо вырастить что-то для еды, а просто любят землю.

У меня с растениями свои особые отношения.

Когда мне было 11 лет, мы с папой однажды ходили по рынку и он купил мне луковицу гладиолуса. Я посадила её в горшок с землёй, поставила его на подоконник и стала ждать, что из этого получится. Я не знала, что надо бы её перед посадкой замочить, поэтому очень долго ничего не происходило. Каждый день я смотрела на этот горшок, а потом уж и ждать перестала. И вдруг однажды я в очередной раз заглянула на подоконник и просто онемела от восторга! Росток был сильный, толстый, крепкий, уже сантиметра три высотой. Я до сих пор помню это чувство восхищения, которое невозможно описать словами! Он рос очень быстро, набирал силу, вырос больше метра высотой и наконец … зацвёл! Я тогда ничего не знала ни о каких подкормках, просто поливала его водой из-под крана. Но он, видимо, питался моей любовью и восхищением, поэтому и вырос таким красавцем.

Потом, когда в моей жизни были трудные периоды, растения помогали мне «выживать». Если я сильно уставала, мне достаточно было подумать о каком-нибудь растении и усталость проходила. Как будто оно давало мне свою энергию.

Однажды мне попала в руки книга Ирины Залетаевой «Кактусы и уход за ними». Она была написана так увлекательно, что буквально заворожила меня. И я «заболела» кактусами. Вскоре у меня была уже целая коллекция. Для них нужна была особая земляная смесь, о чём было подробно описано в книге. И обязательно надо было добавить в неё битый кирпич.

И вот я, молодая мама, иду на прогулку с коляской, в которой спит мой двухмесячный сын, и за руку держу трёхлетнюю дочь. И мы вместе с ней начинаем искать осколки кирпичей, разбиваем их камнями на мелкие кусочки. Наверное со стороны я выгляжу не совсем нормальной. Но меня это не смущает. Я счастлива, что нашла этот битый кирпич и теперь могу обеспечить моим любимым кактусам всё, что им необходимо. Хорошо ещё, что муж меня во всём поддерживал, а не крутил пальцем у виска.

В 1988 году мои родители купили дом в деревне с большим участком земли. У меня, наконец, появилась возможность поработать на земле. И хотя деревня эта была очень далеко, в 270 км от Москвы и добираться надо было на трёх электричках, мы ездили туда каждые выходные. Это были мои первые опыты работы на земле. Но у меня было такое ощущение, что я интуитивно знаю, как сажать, сеять. Могла сразу отличить малюсенькие всходы посеянных растений от многочисленных сорняков, хотя видела и то и другое впервые.

Конечно, потом я стала читать книги, изучила всю литературу, которую только могла найти (интернета тогда ещё не было). Везде было написано, что грядки надо перекапывать весной и осенью, сыпать удобрения, вредителей опрыскивать химией. И действительно, весной на даче посмотришь кругом, все копают, копают, копают.

И я тоже поначалу копала. Но вот копаю и чувствую именно интуитивно — что-то я делаю не то. Снова стала искать и, как известно, кто ищет, тот обязательно найдёт. То, что я нашла, называется методом органического земледелия.

Почва — это живой организм. В ней живут миллионы живых существ, которые выполняют определённые функции. На разной глубине — разные микроорганизмы и всё это в гармонии друг с другом. У каждого слоя микроорганизмов своя задача. Одни разлагают органику на свету, другие в темноте. Одни — в присутствии кислорода, другие наоборот — в бескислородной среде. А мы бездумно переворачиваем ком земли лопатой и то, что было в глубине, стало наверху. Гибнут и те и другие и вся гармония разрушена. На поверхности образуется твёрдая корка, которая трескается при высыхании.

А как в природе? Нет голой земли, растёт трава, осенью падают листья и земля всегда влажная.

Вы когда-нибудь пробовали лечь на траву и понаблюдать вблизи за той жизнью, которая там происходит? Попробуйте, вы увидите много интересного. Там целый огромный мир со своими жителями. Такой же мир и под землёй, но его мы тем более не видим.

Почву надо создавать. Это, конечно, займёт не один год, но результат того стоит. Как создавать? А как в природе. Землю копать не надо, её надо мульчировать, то есть не оставлять голой, а прикрывать органикой. Посеяли семена на грядку и прикройте их сверху травой или компостом. Показались всходы, снова кладём мульчу между рядами. Её перерабатывают земляные черви и создают гумус на глубине корней. Через пару недель мульча исчезает. Снова добавляем, можно класть те же выполотые сорняки, только пока они ещё не образовали семян. Земля под мульчой всегда влажная и полива требуется меньше. Корка никогда не образуется, а микроорганизмы вообще блаженствуют. А соответственно и ваши растения чувствуют себя отлично. На здоровые растения и вредители не нападают и от болезней их опрыскивать не приходится.

А перекапывать землю никогда не нужно. В конце лета, когда грядка освободится, посейте сидераты (например горчицу, овёс или масличную редьку) и весной у вас будет чистая грядка. Прорыхлите плоскорезом на глубину не более 5 см и сейте. Если это делать из года в год, то земля становится с каждым годом всё лучше и работать на ней очень легко.

Я могла бы написать целый трактат об этом, но всё уже написано, зачем повторяться. По органическому земледелию Галина Кизима написала уже море книг, в них много конкретных советов, у неё огромный опыт. Но мне больше нравятся книги Николая Ивановича Курдюмова. Это мои настольные книги. Они написаны с таким чудесным юмором и читать их очень приятно.

А вот совсем недавно я прочитала замечательную книгу П.Томпкинса, К.Берда «Тайная жизнь растений», из которой узнала, что растения реагируют на мысли людей, вернее, воспринимают вибрации, которыми являются наши мысли. Они отвечают любовью на нашу любовь. И они могут испытывать настоящий ужас, если человек даже ещё не подносит к ним горящую спичку, а только намеревается это сделать.

В этой книге столько удивительных вещей написано о растениях! Я сначала выписывала для себя номера страниц, где описано что-то неожиданно новое и интересное, но этих номеров оказалось очень много. А потом я поняла, что надо выписывать почти всю книгу. В аннотации к ней написано так: «Эта книга перевернёт ваше представление об окружающем мире. Вы ощутите себя частью природы, почувствуете тонкие связи, которые соединяют в одно целое Человека, Природу, Вселенную.»

И в заключение, тем, у кого есть маленький ребёнок, ну примерно дошкольного возраста, я хочу дать один совет. Как-нибудь летом, когда вы будете на даче, разбудите его очень рано утром и покажите ему восход солнца. Он на всю жизнь запомнит это! Это будет ему самый лучший подарок от вас.

Любите природу и она ответит вам любовью.

Наблюдайте за ней, вглядывайтесь внимательно и она откроет вам свои тайны.

P.S. Все цветы, которые представлены здесь на фото, растут на нашем дачном участке! :))

Семья, дом и работа всегда были и остаются для человека на первом месте. Однако Паустовский в повести «Мещерская сторона» поднимает не менее важную тему, это – гармония человека с природой и окружающим миром.

Паустовский создает целую серию очерков, и в каждом из них прописывает самые значительные на его взгляд моменты «ознакомления» с Мещерским краем. Эта земля навеки станет для него родной и будет еще долгое время музой в творчестве писателя. Ведь именно здесь он обрел ту самую гармонию с природой.

Автор рассказывает о том, чтобы понять природу и начать ее чувствовать нужно всего пару дней. За это время окружающий мир и человек – привыкают друг к другу, находят точки «соприкосновения». Еще недавний и простой «потребитель», становится – наблюдателем. Потом,он начинает переосмысливать свое поведение, взгляды на жизнь и даже меняет мечту. В итоге, человек постепенно приходит к удивительному состоянию – гармонии с собой и со всей вселенной.

Именно это состояние и является для автора великим счастьем. Паустовский вдохновляется на новые «свершения». Он оценивает каждый миг уединения с природой, с уважением относясь ко всему живому. Он делится с читателем даже самым незначительным на первый взгляд моментом, но порой именно в нем и заложен весь смысл жизни…

В произведении «Мещерская сторона» гармония присутствует во всем. И в осеннем шумном лесу, и на лугах, где многолетние травы «выстелены» роскошным зеленым ковром, и возле озера, в котором боятся купаться местные жители.

Мещерская земля становится для автора неким своеобразным раем. Именно там мужчина обретает умиротворение, веру в собственные силы и обнаруживает скрытые ресурсы. Так же в той области он стал понимать и принимать те простые правила, без которых жизнь не имела смысла.

Свои «открытия» автор пропускает через свои мысли и чувства. Поэтому произведение «Мещерская сторона» становится настолько жизненным и проникновенным. Каждый очерк, это маленькое «умозаключение» с измененным состоянием сознания и переоценкой действительности. В произведении автор выбирает жизнь, свободную от предрассудков, огорчений и обид.

Во главе всего стоит природа. Именно она диктует правила существования. И только на таких условиях она готова «подпустить» к себе людей, «открыть» им глаза, показать первозданную красоту. Она диктует моду, показывая на себе новые цвета и оттенки. Она дарит всем жизнь, и она же ее отнимает…

Тема гармонии человека и природы затрагиваются автором буквально во всем произведении. С самого начала он рассказывает читателю, о том, как найти ночлег на свежем воздухе осенью, знает, почему не клюет рыба перед дождем и даже как получить от нее предупреждающий знак. Весь этот опыт, писатель приобрел только благодаря стремлению и единению с природой. Она подарила Паустовскому самые лучшие эмоции и воспоминания, а мужчина взамен отдал ей свою преданность, уважение и бескорыстную любовь. Эти «настоящие» чувства к природе останутся с ним на протяжении всей жизни.

План

Введение

Глава 1. Гармония человека и природы – сложности построения от античности до средних веков

Глава 2. Обращение к гармонизации взаимоотношений человека и природы в эпоху Возрождения

Глава 3. Поиски гармонии человека и природы в Новое Время

Глава 4. Идея гармонии в контексте глобальных проблем современности

Заключение

Список литературы


Введение

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Все это заставляет задуматься над тем, какими же должны быть отношения человека и природы, как найти гармонию с природой, и почему недостаточно говорить, например, только об их единстве.

И здесь логично обратиться к истории – важному свидетелю и судье сложных природно-человеческих отношений, и с позиции сегодняшнего времени увидеть то позитивное и негативное, что поможет современной цивилизации не разорвать последние нити связующие человека и природу.

История взаимодействия человека и природы – история смены одних взаимоотношений с другими. В первобытном обществе отношения к природе носили черты олицетворения. Позднее отношение к природе характеризовалось такими определениями, как «стихийное», «созерцательное», а в капиталистическом, техногенном обществе – «потребительское», «хищническое».

Осознание того, что же нам может дать природа, зависит от того, как мы воспринимаем природу: как ресурс, как сферу проживания или как ценность.

В процессе обучения, важно показать школьникам сложность процессов взаимодействия человека и окружающей природы, обратить внимание учащихся на те последствия (на основе исторического опыта), которые получило человечество, дабы на горьком опыте предыдущих поколений наша цивилизация смогла построить новые отношения.

Ведь только потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой.

Отсюда вытекает и цель работы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и человека, как гармоничного союза, и вытекающие из этого взаимодействия проблемы.


Глава 1. Гармония человека и природы – сложности построения от античности до средних веков

Сегодня все чаще поднимая вопросы о взаимодействии человека и природы, современный человек обращается не просто к опыту других стран и цивилизаций, но также и к опыту, который оставили нам предыдущие поколения. В данном случае, обратимся к античным философам.Представления о связях, существующих между человеком и природой, имеют давнюю историю, в процессе которой «происходило, с одной стороны, эстетически-художественное осмысление места человека в природе, а с другой, вырабатывались предпосылки теоретического анализа связей человека с природой. На первом этапе человеческой истории преобладало нравственно-эстетическое понимание сущности природной жизни человека, изобретающего орудие труда».Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека, природы и космоса. «Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового Разума». С другой стороны, сам Космос рассматривается как некий живой и одушевленный, совершенно упорядоченный организм, подчиненный ритму, логосу и закону. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Человек проецирует себя на природу как будто для того, чтобы сделать понятной природу. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое. «Сначала все выступало в форме мифологических и фантастических представлений, в них заключалась идея об очеловечивающем природу характере человеческой деятельности» .Действительное очеловечивание природы осуществлялось в той мере, в какой люди втягивали природу в свою практическую деятельность, преобразовывали ее согласно общественно диктуемым задачам и целям. Первоначально человек роднил природу идеально, с помощью силы воображения перескакивая через тот реальный процесс, который осуществляет практически его единство с природой. «Другой путь разработки единства человеческого и природного – рассмотрение человека по аналогии с природой, Космосом. Этот путь предполагает определенноеразвитие научно-философской мысли. Здесь за исходное сознательно берется не человек, а мир с его собственными, независимыми от человека законами, и человек понимается как одно из проявлений всеобщей совокупности Космоса, единого природного целого. Идеи о естественном происхождении человека из атомов, из ила, из тины, от низших существ развивали Демокрит, Эмпедокл, Лукреций Кар». Мир в воззрениях древних выступал как человечески-природное единство, взаимопроникновение человеческого и природного. Поэтому человеческая деятельность естественно вплеталась в жизнь вещей, которые сами выводились из объективированных условий и определений человеческой деятельности. Вода, земля, огонь и воздух являлись первыми естественными условиями и предметами труда. Наиболее основательно к проблеме взаимоотношения общества и природы подошел Аристотель. Его заинтересовала идея места человека в органическом мире. Он первый ввел в лексический оборот слово «антропология». Он выдвинул идею, так называемой «Лестницы существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Этот отличительный критерий он видел в разуме человека. Итак, центральной проблемой философии Аристотеля есть проблема практической деятельности, в которой реализуется то, что еще не есть, но может быть осуществлено. «Понимание отношения человека и природы, сформировавшееся на почве античного мира, принципиально отличалось от того, которое начало складываться в философии Нового времени и нашло свое завершение в современном господстве техницизма. Древние греки принимали природу в ее непосредственной полноте, в богатстве, в своеобразии живого бытия. Но так видит природу только человек открытый для видения. Такими людьми были древние греки, и это имеет свое объяснение в исторических особенностях античной эпохи» .Социальное бытие отрицало свое отношение к природе как к простому объекту, материалу технического потребления и использования. Личность древнего грека формировалась внутри условий античного полиса, в котором политическое общение выступало естественной человеческой связью, не разрушавшей, а утверждавшей живую всесторонность личности. Аристотелевское определение человека как политического животного утверждало, что человек по своей природе есть гражданин городской республики. Для классической древности это также характерно как для буржуазного века определение Франклина, что человек есть созидатель орудий. Касаясь древнегреческого искусства К. Маркс писал: «Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а поэтому и греческого искусства, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа». Древний грек жил в живом сознании своей органической связи с целым, которому он принадлежал по природе, но не был подавлен или нивелирован гигантски развившимися в последующие эпохи разделением труда. Это своеобразное мировосприятие сохранилось и в последующие веке заката эллинского мира. В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было жить в соответствии в природой. В целом необходимо отметить, что античное мировосприятие, пронизанное гуманистическим утверждением природы и самоутверждением человека в ней пережило недолгую победоносную реставрацию в эпоху Возрождения.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия.

С другой стороны, одновременно появляются и существенно новые моменты в определении природы: природа предстает как «творение Бога, а «начало ее движения и покоя» - не в ней самой, а в Творце. Отсюда характерное разделение на «природу творящую» и «природу сотворенную», отсюда и новое понимание различия между естественным и искусственным, различия, которое вплоть до нового времени свое значение сохраняет» .«Конструктивистское понимание природы предполагает, как мы ви­дим, снятие противопоставления естественного и искусственного, а, стало быть, требует совершенно иного толкования природы, чем то, которое существовало в античности и - в новой интерпретации - в средние века. Вот почему у философов и ученых ХУП-ХУШ вв. возникли описанные выше затруднения с самим понятием природы, которое теперь выглядело для них неясным, двусмысленным, а потому и излишним, ненужным для естествоиспытателя» .Здесь мы видим сложное взаимодействие человека и природы, которое, с одной стороны обусловлено страхом перед величием природы, ее силой, который вынуждает подчинить себе природу, тем самым возвысив себя над ней. Это, в определенной мере, провозглашает и религия, в основном христианство.«Христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей» . «Разрушив языческий анимизм, Христианство открыло психологическую возможность эксплуатировать природу в духе безразличия к самочувствию естественных объектов» .

Уже здесь мы можем наблюдать предпосылки к становлению природного потребительства, к разрушению той гармонии человека и природы, которая накапливалась годами. Человеческая жажда к познанию механизмов природы стала той разрушительной силой, которая из-за своих интересов, амбиций вбила клин в природно-человеческое единство.

Что такое гармония? Это установленное взаимопонимание между двумя или более составляющими. Они не вредят друг другу, не препятствуют развитию, а, наоборот, дополняют и совершенствуются вместе. Это, немного лирическое, вступление подводит нас к раскрытию данной темы.

Природа – матушка, кормилица, без неё человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы планеты – это её богатство. В данный момент природа задыхается от токсинов, которые уже повсюду: в воде, воздухе, почве. Многочисленные животные находятся на грани исчезновения, лесные богатства нещадно вырубаются.

Человек нынешнего времени – эгоистичный потребитель, который привык лишь брать, ничего не отдавая взамен. Он уверен, что на его жизненный век хватит природных ресурсов. На то, как проживут будущие поколения человеку плевать. Если б это было не так, человек сохранял бы, оберегал бы и пытался бы восстановить утраченные потенциалы природы.

На Землю, медленно, но верно надвигается экологическая катастрофа, и пока человек не раскроет свои глаза, всё слишком зыбко в этом мире.

А как было раньше? В прошлом человек уважал и ценил природу, мог взять её дары, ничего не портя. Охота и рыбалка были основными мужскими промыслами, женщины же собирали ягоды, грибы и травы, которые лечили людей. Гармония нарушилась после прихода промышленности. Заводы стали разрастаться, а утилизация отходов была слишком непродуманной. Как результат, сегодня люди пожинают плоды этого. Пытаются хоть как-то остановить, почти необратимые, процессы: берут под охрану животных, ищут альтернативные источники энергии, переходят на почти безотходные производства.

Гармония людей и природы нарушена, хочется верить, что её все же удастся восстановить. Возможно, тогда природа вновь распахнет свои объятия для человечества.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души

    Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести

  • У каждого человека свое отношение к деньгам. Для одних деньги – это показатель благосостояния и получения всех жизненных благ. Для других – средство к выживанию. Но каждый зарабатывает деньги тем что умеет делать

    Человека, который способен бросится на помощь кому-либо, забыв о страхе и опасности, можно назвать смелым. Ведь именно смелость – это способность сильных людей, когда речь идет о преодолении опасности во благо другим.

    В детстве у каждого ребенка существует свой выдуманный мир, который создан его фантазией. Детки часто выдумывают необычные сюжеты для игр

  • Проблемы романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблематика)

    Роман под названием «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пользуется он широкой популярностью среди русскоязычных читателей и ценителей классической отечественной литературу и по сей день.