Коршунов ред зож жил за границей. Письмо в газету «Вестник ЗОЖ

ЮБИЛЕЙ

Наш герой не любит пышно отмечать свои юбилеи. Не то чтобы из скромности и уже наверняка не из скупости.

Друзьям о такой своей привычке всегда приводит пример Пастернака, который считал лучшим торжеством возможность в юбилей творить.

Анатолий Михайлович КОРШУНОВ один из тех, кого принято называть корифеями спортивной журналистики, основателями этого, не побоюсь сказать, жанра российской словесности.

Талант всегда многогранен. Каждая грань таланта Анатолия Михайловича в какой-то степени совершенство. Спортсмен, офицер, журналист, миссионер, писатель – каждый этап жизни Коршунова достоин целой повести. Неоконченной повести об удивительно целостном и целеустремленном человеке. Которому исполнилось всего-навсего семьдесят.

ТРИУМФ И ДРАМА

Анатолий Михайлович Коршунов родился в 1933 году в знаменитом теперь, а тогда малоизвестном поселке Клязьма, что в десятке километров по Ярославской дороге от Москвы.

Мальчишкой пережив войну, другого будущего, кроме, как военного, он не видел. В 1952-м Анатолий с блеском оканчивает Калининское суворовское училище. Первой медалью в жизни Коршунова становится серебряная награда выпускника-суворовца.

В те далекие теперь пятидесятые о спорте как о профессии вряд ли кто-то думал всерьез. Но при этом заниматься спортом считалось невероятно модно.

В 1955-м на первой Спартакиаде народов СССР Анатолий завоевывает золото в самом что ни на есть офицерском виде спорта – пятиборье.

Вот как вспоминает об этом Борис Самойленко , мастер спорта СССР, 14-кратный чемпион Грузии, Закавказья и Молдавии, участник пяти Спартакиад народов СССР:

–…Догоняю тебя, Анатолий Михайлович, догоняю, а ты все время на три шага впереди!

Вспоминаю наши выступления на первой Спартакиаде в 1955-м. Тогда ты, чемпион Спартакиады РСФСР, представлял Россию, а я, чемпион Закавказья, – Грузию.

Тогда мы были почти незнакомы. Но каждый пятиборец в СССР знал, что с тобой, Толя, бесполезно соревноваться. Заочно я не то что ненавидел тебя, недостижимого, нет. Бессильны мы были против твоей целеустремленности…

Став чемпионом Спартакиады, мастером спорта СССР Анатолий Коршунов проявил себя и еще в одном виде спорта. Он достигает совершенства и в фехтовании на саблях.

Это было золотое время развития отечественного фехтования. Коллеги – соперники Коршунова по фехтовальной дорожке спустя год выйдут на мировой помост, и окажется, что конкурентов у советских саблистов нет.

С большой теплотой вспоминает Анатолия Коршунова и Лев Федорович Кузнецов, первый советский саблист, завоевавший олимпийскую медаль, и патриарх отечественной школы фехтования Давид Абрамович Тышлер .

По признанию спортсменов – современников Коршунова, остановить Анатолия в атаке было невозможно. Но это был не просто напор физической силы. Это был изощренный штурм, прервать который могла лишь вселенская катастрофа…

После блистательной победы на Спартакиаде, казалось, лишь провидение сможет лишить Коршунова олимпийского золота мельбурнской Олимпиады-56 в пятиборье. И слепой случай сыграл свою драматическую роль.

На одной из последних тренировок перед отъездом в Австралию Анатолий Коршунов получает тяжелейшую травму.

Неопытная лошадь сбросила наездника и наступила на него. Ужаснулись даже видавшие виды эскулапы – Коршунова доставили в госпиталь с тяжелым переломом ключицы и девяти ребер, сложнейшей травмой ноги. К слову сказать, последствия этой травмы юбиляр ощущает по сей день. Правда, вряд ли кто может сказать, что был свидетелем хоть одной жалобы Анатолия Михайловича на здоровье.

Уже лежа в гипсовой броне медицинского корсета, Коршунов узнает, что в Мельбурне наша команда пятиборцев завоевала золото. Для офицера Советской Армии Анатолия Коршунова спортивная карьера была закончена.

САЛЬТО У МОРДЫ ПТИЧКИ

Сам Коршунов о травме, полученной на той злосчастной тренировке, после которой пришлось проститься с олимпийскими надеждами, предпочитает не вспоминать. А рассказывает совсем другую историю о лошади по кличке… Птичка:

–… Помню, сел впервые на лошадь на плацу перед Хамовническими казармами, разогнал на препятствие (земляной вал называлось), мчусь – душа поет! Перед самым препятствием кобыла, Птичка моя – бац! – как вкопанная встала. Я, естественно, из седла. Сальто в воздухе скрутил, пируэтик засадил и прямо на вал мягким местом. Сижу нос к носу с Птичкой. Хорошо! В смысле – жить хорошо! Быть живым. И Птичка тут. Теплом пахнет, конюшней, навозом.

Ощупал себя – цел. Пошел в столовую. Проверить, не утратил ли от страха глотательные функции. Выяснилось – нет. Глотаю. Радуюсь. Два полковника – интеллигентные такие – садятся за столик. Один другому говорит:

– Не был сейчас на плацу?

– Нет, – отвечает тот, который не был.

– Зря, – говорит тот, который был. – Там сейчас один парень тренировался. Наверное, из группы всемирно известного наездника Кантемирова. На всем скаку останавливает лошадь, вылетает из седла, крутит сальто, крутит пируэт и точно перед лошадиной мордой приземляется на препятствие. Фантастика!

Хотел я рот разинуть, признаться. Но подумал: «На что мне? Разговоры пойдут».

Как-то раз (жили тогда вшестером в одной комнате офицерского общежития) встал ночью. Пошел в ванную, зажег свет, сел и написал рассказ про то, как я учился ездить верхом. То есть я и не знал, что написал рассказ. Накарябал просто так, для себя. Положил в стол. Как-то встречает меня журналист Виктор Фролов. Специально, между прочим, приехал брать интервью. Я дал, жалко, что ли. Он и говорит: «Здорово рассказываешь, писать не пробовал?» – «Пробовал», – отвечаю. Он: «Дай почитать». Дал…

Впрочем, мы немного забежали вперед в рассказе о судьбе Анатолия Михайловича. Литература тогда была для Коршунова даже не увлечением. Кадровый офицер и не задумывался о лаврах писателя. Впрочем, артиллерийский офицер Кавказской войны Лев Толстой тоже вряд ли задумывал «Войну и мир», гоняясь по кавказским горам за имамом Шамилем…

ГОНОРАР, ИЗМЕНИВШИЙ ЖИЗНЬ

История с рассказом, отданным в 1960-м офицером Коршуновым журналисту «Советской России», имеет продолжение, о котором Анатолий Михайлович рассказывает так, что слушатели хватаются за живот:

–… Фролов почитал, пожевал скрепку, забрал рассказ.

Через три месяца звонит: «Подъезжай в издательство «Советская Россия», получи гонорар».

О гонорарах я тогда имел самое смутное представление. Не то что сейчас. Однако уже понимал, что первый рассказ надо «смочить». Положил в карман 200 рублей (старые деньги были), пригласил жену. Думаю: еще рублей 200 получу – нормально будет, пойдем в ресторан.

Подходит моя очередь у кассы. Глазам не верю – 1200 рублей. Сумасшедшие деньги! Выхожу слегка не в себе. Жена: «Что случилось?» Я отвечаю: «Как думаешь, сколько я получил?» Жена молчит – ничего не думает. Я говорю: «1200 рублей». Чувствую, теперь с женой не все в порядке. Она меня выталкивает с проезжей части улицы на тротуар. Кричит: «Осторожней! Под машину попадешь! Да не лезь под дом! Я знаю случай: балконы на людей падают!»

Тут жена закрывает глаза и начинает в уме считать: «За одну ночь 1200 рублей. В неделе семь дней. Тебе, конечно, надо отдыхать. Пусть будет шесть рабочих. Четыре недели в месяце. Ну иногда гости, то да се. Можно, впрочем, сократить до минимума. Пусть 20 ночей в месяц. Это же страшные деньжищи – 24 000 рублей в месяц! Ни один академик столько не получает!»

Так вот все начиналось…

Итак, кадровый офицер, демобилизовавшись, нашел себя в спортивной журналистике. В редакции журнала «Спортивная жизнь России» заведующий отделом Анатолий Коршунов одним из первых в истории отечественной спортивной журналистики начинает писать о взаимосвязи спорта и здоровья. Пишет не как было принято до него – от случая к случаю. Коршунов создает своеобразный «журнал в журнале» – страницы «Здоровье – всему голова». Фактически это было первое издание, пропагандирующее здоровый образ жизни.

КОРШУН, КОТОРОГО ДОЯТ

Коршунов переходит на работу в «Советский спорт». Он курирует десять видов спорта. Сам пишет потрясающие по эмоциональной силе репортажи. По ним, на мой взгляд, можно учиться юным репортерам.

«…Стоит закрыть глаза, и я вижу Саппоро, лыжный стадион Макоманаи в день 4 февраля 1972 года. Вижу бег Вячеслава Веденина. Прекрасный бег по лыжне. Описать его трудно, ибо он состоит из восприятия цвета, ритма, вкрадчивой мягкости, ощущений неотвратимости. Я не назвал силу. Она присутствует. Огромная сила, колоссальная выносливость, твердость характера. Но все это незримо, внутри. Видимой остается лишь легкость движений… И в один прекрасный момент замечаешь, что это уже не бег, а полет…»

В канун юбилея Коршунова журналистка Светлана Пальмова позвонила тому, о ком так необычно для современной журналистики писал Анатолий Михайлович 31 год назад. Немногословный обычно Вячеслав Веденин вдруг разговорился.

– Мы давно не встречались с Коршуновым. Каждый занят своим делом. А тут на меня такое нахлынуло… Все вспомнилось – и как Анатолий на дистанции мне что-то кричал, и как после победы поздравлял, слова замечательные, искренние говорил. Обо мне многие журналисты писали. Но так, как Толя, ни один! У него характер, у меня тоже не сахар, но ведь все искренне, все по-честному. Уважаю этого мужика, настоящий человек…

Такие отзывы, как говорится, не нуждаются в дополнительных комментариях.

А вот что вспоминает о днях работы с Анатолием Коршуновым в «Советском спорте» другая журналистка, Рита Кондратьева (она же М. Шаргина ):

–… В «Советском спорте» Анатолия Михайловича в просторечии шутливо звали «Коровой». Поначалу я удивлялась, почему кличку «корова» навесили такому импозантному, красивому, умному мужику, в которого по очереди и внеочередно влюблялись все женщины редакции. Корова неповоротлива, ленива, опять же что-то бычье проглядывает в глазах. А Коршунов чуть ли не само совершенство – огонь, буря, натиск. Потом дошло. Господи, ведь главное качество коровы в чем? Ее доить можно, да не единожды в день, когда захочется поесть и попить, тогда и подоить можно.

Какие же мы были гады, ползучие гады! У кого-то лыжи вышли из строя – бегут к Коршунову, кому-то крепления нужны – тоже к «Корове». А когда уж клуб бега появился, тут многие встрепенулись – вот что нас спасет от ожирения, от отощания, а заодно и от начальства. И опять хватают его за рукав – остановись, помоги, разъясни, растолкуй! А он – взлетает на последний этаж ракетой, смеется: следуйте за мной, это и есть первый этап тренировки…

Именно Анатолий Михайлович Коршунов задумал и организовал на страницах многомиллионного «Советского спорта» рубрику «Клуб любителей бега». Коршунов стал тем проповедником, с кого начиналось в стране массовое увлечение оздоровительным бегом. Пропагандой этого увлечения миллионов Анатолий Михайлович занимался на страницах «Советского спорта» почти два десятилетия.

А потом в газете появилась поначалу скромная рубрика «Здоровый образ жизни». Рубрика, которой предстояло, завоевав преданность миллионов, стать уникальным спортивным изданием – самостоятельной газетой о здоровом образе жизни. Или просто «ЗОЖ»…

РЕКОРД ГИННЕССА И ЗДОРОВЬЯ

Ее тираж сегодня – для Книги Гиннесса – 3,5 миллиона экземпляров. Каждую газету в среднем прочитывают 3–4 человека. Плюс к этому – два журнала: «Предупреждение» и «Предупреждение Плюс», тираж которых превышает полмиллиона экземпляров.

О том, как относятся к «ЗОЖу» читатели, лучше всего говорят их письма, приходящие в редакцию на имя Анатолия Михайловича. Некоторые из них написаны в стихотворной форме. Что само по себе о многом говорит. В канун юбилея Коршунова в редакцию пришло рукотворное панно. На нем – очаровательная козочка, которую авторы, семья из поселка Куйтун Иркутской области , назвали Зожефиной. И просили передать в год Козы сей подарок Анатолию Михайловичу со стихотворным посвящением:

З овешь козу – бежит и мечет,
О на дает нам молоко.
Ж елудки наши коза лечит,
Е е мы любим глубоко.
Ф ерма наша так прекрасна,
И незачем таблетки пить,
Н ам лекарство неподвластно,
А «ЗОЖ» нам помогает жить!..

А, например, Виктор Александрович Александров из поселка Михайловка Волгоградской области посвятил Анатолию Михайловичу такие строки:

Толя, Толя, Толюшка,
«ЗОЖ» твой – наша долюшка.
Делает он смело
Стоящее дело…

Как говорится, добавить к этому нечего…

Здоровья вам, Анатолий Михайлович!

КСТАТИ

25 марта родились олимпийские чемпионы Иван Едешко (баскетбол) и венгр Ласло Папп (бокс), русский хирург Николай Склифосовский и… Анатолий Коршунов.

НАША СПРАВКА

Анатолий Михайлович КОРШУНОВ – многократный обладатель звания «Лучший спортивный журналист страны», лауреат конкурсов Олимпийского комитета России, Госкомспорта, Союза журналистов СССР и Федерации спортивных журналистов России. В 2002 году награжден почетным знаком «Лучшее перо России».

БРЕМЯ ПОПУЛЯРНОСТИ
Итак, друзья, сегодняшний, 12-й, выпуск завершает первое полугодие 2004 года. Мне кажется, мы все вместе неплохо поработали, о чем свидетельствуют ваши же письма.
Между тем это было тяжелое полугодие. И не только от того, что приходится постоянно читать письма, наполненные вашей болью.
Хотя... тут несколько дней назад один из наших ведущих корреспондентов говорит:
- Увольте меня от бесед с врачами...

Это шутка? - спрашиваю.
- Да нет, на полном серьезе.
- А в чем дело?
- Да в том, что после каждой беседы - это проверено - я заболеваю тем, о чем мы с врачом говорили.
- Ладно, - как мог, успокоил я его, - на беседу об онкологии мы тебя не пошлем.
Нет, я совершенно серьезно: жить рядом с чужой болью, особенно когда знаешь - невозможно помочь, невероятно тяжело. И все же дело не в этом.
Популярность ЗОЖ все более становится палкой о двух концах. Взять хотя бы туже Е. Пожидаеву, речь о которой шла в "Колонке" "ЗОЖ" № 10. Что заставило врача писать о том, о чем не имеешь понятия? Кстати, я почти уверен, что Пожидаева вестник-то и в глаза не видела. Просто приходят пациенты, начитавшись вестника, задают вопросы, на которые у Пожидаевой нет вразумительных ответов. Надоело - вот и написала.
Точно так же скорее всего не видела вестник и редактор газеты "Нехаевские вести", которая предоставила трибуну врачу. Я говорил с дамой - редактором этой газеты. Спрашиваю:
- Вы знаете, что в вашем районном центре вестник ЗОЖ выписывают более 600 человек?
- Не может быть, - слышу в трубке.
- Но наш корреспондент по югу России Александр Скляренко взял сведения в узле связи...
Молчание.
- Вы же журналист. Должны понимать, что такое бульварная газета, макулатурная...
- Я-то при чем? - взрывается дама на том конце провода. - Пожидаева высказала свое мнение. Имела она право?!
Я бы не стал вспоминать об этой истории. Но вот держу в руках вырезки из газеты "Октябрьский нефтяник" - это уже Башкортостан. Врач Николай Бакаев распространяется по поводу шарлатанов от народной медицины и упоминает ЗОЖ. В качестве примера нелепости приводит рецепт лечения глаз с помощью натирания их солью.
"Слышал звон, да не знает, где он". Действительно, был рецепт лечения глаз с помощью натирания солью... Только не глаз, а определенного участка шейного отдела позвоночника. Дала этот рецепт главный врач тибетской клиники "Наран" в Москве Светлана Чойжинимаева. Кстати, я интересовался - есть положительные результаты подобного метода, но, не стану врать, есть и нулевые. А разве у врачей все результаты лечения только положительные?
То есть давно бы пора закончить эту нелепую конфронтацию. Она прежде всего не делает чести самим врачам.
В том 10-м номере я писал о том, что врачи даже не представляют, сколько нелицеприятных писем приходит в "ЗОЖ" в их адрес. И грубость, переходящая в хамство, и некомпетентность, и поборы, и полное неприятие пациента, особенно если он беден, как человека, с которым необходимо говорить, а не только выписывать рецепты. И так далее, и тому подобное. Мы не публикуем эти письма, ибо знаем: врачи очень разные. И среди них все же гораздо больше таких, которые надели белый халат не случайно, а по призванию души и сердца. Эти люди - за "ЗОЖ", вместе с "ЗОЖ". Они читают газету, берут на заметку все полезное из народного опыта и не отрицают огульно то, чему в "институтах" их не учили.
Впрочем, что это я все о "болячках" да о "болячках". Спасибо не только врачам, но и читателям, которые полугодие шли вместе с нами, спасибо тем, кто с нами остался, и пусть простят нас те, чьих надежд мы не оправдали.
В этом полугодии все!
Главный редактор газеты "Вестник ЗОЖ" Анатолий КОРШУНОВ.

Коршунов Виктор Иванович - один из немногих актеров Советского Союза, которого занесли в Книгу рекордов Гиннесса. На протяжении трех десятков лет он 850 раз появлялся на сцене Малого театра в спектакле «Иван Грозный» в образе .

Мог ли мальчишка, переживший военное время, мечтать об известности и славе. Кажется, что сама судьба вела Виктора навстречу актерскому счастью, давая встретить на жизненном пути проницательных педагогов и талантливых коллег в театре и кино.

Детство и юность

Его мать и отец познакомились в Москве, куда прибыли с родных сел в надежде на хорошую жизнь. Мальчик появился в семье Коршуновых в ноябре 1929 года. Родители Вити работали в торговле и были далеки от искусства. По словам актера, тягу к прекрасному ему привили еще в школе. Виктор Иванович в интервью постоянно с благодарностью отзывался о школьных педагогах, восхищался их добротой и порядочностью.


Когда в 1941 году началась война с Германий, отец Виктора отправился на фронт воевать. Сын старался помогать матери, пытался облегчить ей жизнь. Несмотря на сложности того времени, юноша увлекся театром и пришел в драмстудию Дома пионеров. В компании таких же увлеченными мальчишек и девчонок посещал больницы и госпитали, выступая с программами перед больными и ранеными.

Руководитель студии, профессиональная актриса Варвара Ивановна Стручкова, была душой детского коллектива, старалась передать детям навыки актерского ремесла. После выступлений подростки не разбегались по домам, а оставались помогать медсестрам и няням у в уходе за ранеными. По словам Виктора Ивановича, таким образом он познакомился с редкой гуманитарной наукой - человековедением.


В 1947 году Коршунов поступает в Школу-студию МХАТ. Студенческая жизнь стала одним из лучших периодов в биографии. Виктор учился легко. Куратор курса Александр Карев собрал талантливых педагогов. Благодаря их стараниям студенты получили классическое фундаментальное образование, основанное на высокой морали и нравственности.

Вместе с Виктором Коршуновым на одном курсе актерское мастерство изучали и . и тоже учились в Школе-студии МХАТ, но курсом выше. После завершения учебы молодого специалиста принимают в Центральный театр транспорта. Здесь ему сразу доверили серьезные роли. Благодаря яркой игре и таланту Виктор завоевал признание театральной общественности Москвы. Коршунов получил приглашение стать артистом Малого театра, которое определило творческую судьбу.

Фильмы

В его фильмографии 15 художественных кинолент. Впервые Виктор появился на экране в 1956 году в дилогии молодого режиссера «Первые радости» и «Необыкновенное лето». В съемках участвовали яркие звезды советского кинематографа.


Во всех фильмах Виктор играл главных героев. Он очень тонко выстраивал образ в каждой роли. Зритель ему верил, а фильмы вызывали широкий интерес. Любимыми героями зрителя стали чекист Дмитрий Брагин из киноленты «По тонкому льду», тренер футбольной команды Андрей Таманцев из «Удар, еще удар» и другие.

Кроме кинофильмов, актер активно снимался и в телеспектаклях. Всего вышло 18 телевизионных постановок с участием Коршунова.

Личная жизнь

Самой главной и важной ролью своей жизни Коршунов считал быть главой семьи. С женой Екатериной Еланской познакомился во время обучения в Школе-студии МХАТ. Она из потомственной актерской семьи. На протяжении всей жизни оставалась единственной любимой женщиной, музой творчества.


Виктор и Катя вступили в брак в 1953 году и до самой смерти хранили друг другу верность. Их сын продолжил актерскую династию. Снимается в фильмах, занят в спектаклях Малого театра. Руководит театром «Сфера», который создала Екатерина Еланская. Дети Александра, внуки Виктора Коршунова – и Степан – тоже стали актерами.

О личной жизни Виктор Иванович не любил распространяться. Самое главное, что дома все хорошо. В актерской семье царила творческая атмосфера, основанная на уважении и любви друг к другу. Старшему поколению Коршуновых нравилось собираться вместе с младшими и обсуждать творческие планы, разбирать роли и постановки.


Екатерина Ильинична умерла в 2013 году.

Коршунов любил спорт, фаворитом являлся футбол. В студенческие годы подружился с известным спортивным комментатором , и они создали футбольную команду МХАТа.

Смерть

До последних дней Виктор Иванович не терял связи с коллегами Малого театра. За день до смерти, словно предчувствуя, что больше никого не увидит, разговаривал с ними по телефону. «Словно с нами прощался», - позже рассказывал художественный руководитель театра .


Причиной смерти актера стала продолжительная болезнь. Умер в кругу семьи, которой так сильно всегда дорожил. Прощание с актером прошло в Малом театре, которому он отдал 63 года жизни. Виктора Ивановича здесь помнят не только как актера и режиссера-постановщика, но и как генерального директора. Проститься с Коршуновым пришли коллеги и его студенты.

Коршунов нашел покой на Новодевичьем кладбище. Могила Виктора Ивановича находится рядом с захоронением жены Екатерины Еланской.


Много времени и сил Виктор Иванович отдавал ученикам театрального Щукинского училища. Фотография Виктора Ивановича размещена в галерее актеров Малого театра, которые уже ушли в мир иной, оставив после себя вклад в развитие театрального искусства и родной сцены.

После себя артист оставил добрую память. Творческий и активный, с открытой душой и добрым сердцем - таким его запомнили коллеги. Благодаря дисциплине и острому чувству долга достиг впечатляющих результатов. Имеет звание народного артиста СССР. Неоднократно Коршунову вручалась Благодарность президента Российской Федерации.

Фильмография

  • 1956 - «Первые радости»
  • 1956 - «Необыкновенное лето»
  • 1958 - «Сорока-воровка»
  • 1961 - «Сержант Фетисов»
  • 1962 - «В мёртвой петле»
  • 1966 - «По тонкому льду»
  • 1967 - «Доктор Вера»
  • 1967 - «Возмездие»
  • 1968 - «Золотые часы»
  • 1968 - «Удар! Ещё удар!»
  • 1969 - «Сердце Бонивура»
  • 1970 - «Сердце России»
  • 1972 - «Улица без конца»
  • 1973 - «Дело было, да?»
  • 1980 - «Корпус генерала Шубникова»

Коршунов, Анатолий Михайлович

(р. 08.06.1929) - спец. по теории познания и методол. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1953), асп. того же ф-та (1961). Работал на филос. ф-те МГУ (1961-1969): асс., ст. преп., доц. В 1969-1970 - зав. кафедрой филос. Моск. ин-та электронной техники, в 1970-1974 - проф. кафедры филос. ИПК при МГУ. С 1974 по 1996 - зав. кафедрой филос. гуманит. ф-тов МГУ. С 1996 по наст. вр. - проф. той же кафедры. В 1978-1981 - нач. Управления преподавания обществ. наук Минвуза СССР. Канд. дисс. - "Восприятие в процессе познания" (1962). Докт. дисс. - "Гносеологический образ" (1968). В трудах К. развивается концепция гносеол. образа на основе обобщения данных ряда наук (психол., лингвистики, истории, физиологии в. н. д., семиотики, теории информации). Особое внимание уделяется рассмотрению соотношений категорий образа, знака, сигнала и модели. Исследуется проблема знака и значения. В рамках деятельностного подхода обосновывается функциональность познавательного образа и информации. Выявляются специфика психич. отражения и его роль в деятельности человека, соотношение психич. и физиологич., значение идеального как способа освоения действительности в единстве с чувственно-предметной деятельностью. Обосновывается методол. роль категории "идеальное" для развития психол. Раскрываются новые аспекты творч. природы деятельностного субъекта и процесса познания. Выявляется временная структура познания, соотношение в нем настоящего, прошлого и будущего (на основе анализа ист. науки и психол.), продуктивного и репродуктивного, раскрываются место и роль проблемы и пробл. ситуаций в становлении нового знания, единство традиций и преемственность в творч. Исследуется специфика соц.-гуманит. знания, его связь с категориями культуры, ценности и смысла, осуществляется его филос.-аксиол. анализ; рассматривается познават. роль ценности и оценки, единство ценностно-оценочного и гносеол. подходов, истины и ценности, понимания и объяснения, диалога и монолога, воображения и интуиции в гуманит. знании. Разрабатывается проблема человека, его жизни, соотношения в ней человеч. сущности и существования, соц. и личностно-индиви-дуального; рассматриваются вопросы смысла жизни, жизненной ориентации, совести, смерти и бессмертия. Выясняются особенности познания мира человека, возможности науч.-объективного метода в рассмотрении человека и вненауч. форм его отображения (в искусстве, морали, религии, масс, сознании). Обосновывается особая роль филос. в познании человека.

Соч.: Гносеологический анализ понятия "информация ". [В соавт. ] // Методологические проблемы современной науки. М. , 1964 ; Чувственное познание. [В соавт. ]. М. , 1965 ; Познание и деятельность. М. , 1967 ; Теория отражения и современная наука. М. , 1968 ; Теория отражения и творчество. М. , 1971 ; Теория отражения и эвристическая роль знаков. [В соавт. ]. М. , 1974 ; Сознание , его происхождение и сущность // Диалектический материализм. Уч. пос. для вузов. М. , 1974 ; Проблема отражения. Сознание как высшая форма отражения. [В соавт. ] // Диалектический материализм. Уч. пос. для аспирантов нефилософских специальностей. М. , 1975 ; Отражение , деятельность и познание. М. , 1979 ; Методологические проблемы исторического познания. [В соавт. ]. М. , 1981 ; Диалектика субъекта и объекта в познании. М. , 1982 ; Творчество и отражение в историческом познании. [В соавт. ]. М. , 1985 ; Чувственное познание // Диалектика познания. Л. , 1988 ; Диалектика социального познания. [В соавт. ]. M. , 1988 ; Категории познавательного образа // Теория познания. В 4 т. Т.2. Социально-культурная природа познания. М. , 1991 ; Культура , человек и познание. (Депонир. ). М. , 1994 ; Социальная философия : проблема человека. [В соавт. ]. Улан-Удэ , 1995 ; Диалог , понимание , воображение // Возможности и грани познания. М. , 1995 ; "Гносеология ", "Деятельность ", "Символ ", "Сознание ", "Творчество " и др. // Краткий философский словарь. М. , 1998 (2-е изд. - 2001 ); Жизнь человека : социокультурная детерминация и свобода // Проблема человека в философии. М. , 1998 ; Проблема человека : жизнь , смерть и бессмертие // Философия , человек , общество. М. , 1998 ; Человек : диалектика развития родового и уникального // Устойчивое развитие. Сб. науч. трудов. Вып.2. Улан-Удэ , 1999.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Коршунов, Анатолий Михайлович" в других словарях:

    Анатолий Торопов Имя при рождении: Анатолий Михайлович Торопов Дата рождения: 14 июня 1928(1928 06 14) (84 года) Место рождения: Пятигорск … Википедия

    Долгополов Николай Михайлович Род деятельности … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карев. Александр Карев Имя при рождении: Александр Михайлович Прудкин Дата рождения: 18 февраля 1899(1899 02 18) … Википедия

    Александр Карев Имя при рождении: Александр Михайлович Прудкин Гражданство: СССР Профессия: актёр … Википедия