Лексика и фразеология. Тема урока: « Фольклорная лексика и фразеология» Что изучает лексика и фразеология

Конспект урока по русскому языку.

(преподаватель русского языка и литературы Орлова Е. М.)

Тема урока: « Фольклорная лексика и фразеология».

Цель урока :

Обобщить знания студентов по данной теме.

Дать понятие фразеологии и фразеологизма.

Показать их употребление в речи. Познакомить с разными видами фразеологических оборотов.

Развивать логику мышления, память, творческое мышление, монологическую речь, навык работы с дополнительной литературой.

Формировать интерес к предмету, яркую образную речь, навык работы с дополнительной литературой, обогащать словарный запас студентов.

Оборудование к уроку:

раздаточный материал, толковые словари, словарь фразеологизмов , рисунки по фразеологизмам, тетради, учебник, текст поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о красоте и необычности нашего русского языка. Сегодня мы посмотрим, как ещё обогащается лексический запас русского языка. Для начала проведем небольшую словарную работу.

Словарная работа. ( Коментированное письмо )

Реформа календаря, атмосфера планеты Земля, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.

Задание: найти иноязычные слова, выделить изученные орфограммы, объяснить лексическое значение слов: реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря.

(Индивидуальная работа со словарем )

Ответы студентов.

Слово учителя.

Вопросы:

Скажите, пожалуйста, мы разбирали слова или словосочетания?

А можно ли разделить эти словосочетания на слова, с которыми мы сможем образовать новые словосочетания? (Устно составить новые словосочетания. )

Меняется ли значение данных слов, когда их перенесли в другое словосочетание? (Нет, не меняется .)

Учитель:

А теперь запишем другие словосочетания (фразеологизмы).

Зарыть талант в землю, пальцем не пошевелить, предать на поругание, сложить голову, камень преткновения, канцелярская крыса, тёртый калач, набираться ума-разума.

Задание. Исследуем эти словосочетания. Определите их лексическое значение. Можно ли разделить данные словосочетания на слова, которые затем использовать в других варианта, не изменив значения данных выражений? (Нет, потому что теряется первоначальный смысл словосочетаний)

Учитель:

Данные словосочетания получили в русском языке название –фразеологизмы.

Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы».

К сегодняшнему уроку наши знатоки русского языка подготовили несколько сообщений по данной теме. Это поможет нам разобраться в сущности происхождения фразеологизмов, их роли в русском языке.

Сообщения студентов.

1 студент. Понятие фразеологии как раздела русского языка.

2 студент. Фразеологизмы и фразеологические обороты.

3 студент. Виды фразеологических оборотов.

Вывод. Теперь мы знаем, что существует целый раздел русского языка, изучающий необычные словосочетания – фразеологизмы, а фразеологизмы бывают разными по составу и лексическому значению. А чтобы закрепить то, о чем мы сейчас узнали, заполним таблицу. Вы можете пользоваться учебником (Греков, Крючков, Чешко. Пособие по русскому языку. П.12 , стр. 57-58).

«Основные признаки фразеологизмов и словосочетаний».

(Заполнение таблички).

Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами

В их составе нельзя изменять слова по своему желанию

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

Слова теряют свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

Работа с учебником. П.12. Стр. 58-60.

Задание:

Выписать признаки фразеологических оборотов, фразеологических сращений, фразеологических единств.

Практическая работа.

Упр.76. Стр.60.

Задание : определить виды фразеологических оборотов.

Учитель. А мы продолжаем наше исследование.Как вы думаете. Каким образом фразеологизмы приходят в нашу речь.

Сообщения студентов «Происхождение фразеологизмов».

    Фразеологизмы, которые пришли из греко-римской мифологии.

    Исконно русские фразеологизмы.

    Фразеологизмы, которые пришли из старославянского языка.

    Фразеологизмы, которые пришли из латинского, французского, английского языков.

    Фразеологизмы, созданные писателями.

Практическая работа (карточки).

А вам снова предлагается материал для исследования

Задание. Перед вами фразеологизмы и фамилии авторов, которые придумали эти выражения. Установите, кому, какой фразеологизм принадлежит.

У наших ушки на макушке. М.Ю.Лермонтов

Слона-то я и не приметил И.А.Крылов

Принцесса на горошине. Г.Х.Андерсен

Мёртвые души. Н.В.Гоголь.

Голый король. Г.Х.Андерсен

Ба! Знакомые все лица. А.С.Грибоедов

Не хочу учиться, хочу жениться! И.Фонвизин

Блоху подковать. Н.С.Лесков

Счастливые часов не наблюдают. А.С.Грибоедов

А воз и ныне там! И.А.Крылов

Вывод. Вспомним, откуда пришли в нашу речь фразеологизмы?

    исконно русские;

    из старославянского языка;

    из латинского, французского, английского языков;

    из греко-римской мифологии;

    созданы писателями.

Повторение.

Какие стили речи вы знаете?

А как вы думаете, в каких стилях речи используются фразеологизмы? Приведите примеры. (Запись в тетрадях.)

    Разговорный стиль.

    Книжный стиль (художественный и публицистический).

Практическая работа. (Раздаточный материал)

Задание: запишите фразеологизмы, распределив их по стилям.

Остаться с носом, сложить голову, бразды правления, камень преткновения, пальма первенства, бить баклуши, переливать из пустого в порожнее, не смыкать очей, медведь на ухо наступил, сдержать слово, гадать на кофейной гуще.

Работа с учебником.

Упр. 79.

Задание: исправить ошибки в использовании фразеологизмов в тексте.

Учитель.

А теперь подведем итог. Как вы думаете, с какой целью используются фразеологизмы в речи? (Придать выразительность, создать образность.)

Следующий этап работы: проследить роль фразеологизмов на примере поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Задание.

Выписать из пролога к поэме фразеологизмы, крылатые выражения и объяснить их роль в тексте.

(Работа с текстом поэмы. Сообщения студентов)

Учитель.

В процессе работы вы, наверно, заметили, что одни словосочетания можно заменять другими, ко многим словам можно подобрать синонимы и антонимы. Всё это делает нашу речь яркой и образной. Это же явление характерно и для фразеологизмов.

Повторение.

Дать определение синонимов и антонимов.

Практическая работа студентов. (Раздаточный материал или компьютер.)

Задание. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимы, антонимы.

1 вариант

1) Замените фразеологизм словом-синонимом .

1. из мухи делать слона _____________________________________

2. тянуть канитель _____________________________________

3. точить лясы _____________________________________

4. у чёрта на куличках _____________________________________

5. ходить козырем ______________________________________

6. перемалывать косточки ____________________________________

7. бросить якорь ______________________________________

8. лёгок на подъём ______________________________________

2)К фразеологизмам подберите антонимичные им фразеологические же словосочетания.

1. появиться на свет ________________________________________

2. гол как сокол ________________________________________

3. с гулькин нос ________________________________________

4. верста коломенская ________________________________________

5. со дня на день ________________________________________

6. как кошка с собакой _______________________________________

3) Найдите синонимичные фразеологизмы.

    трудиться усердно

1) засучив рукава

2) спустя рукава

3) не покладая рук

4) не щадя сил

5) через пень колоду

2. исчезнуть

1) след простыл

3) как ветром сдуло

4) как снег на голову

3. говорить ерунду

1) нести ахинею

2) нести чушь

3) молоть ерунду

4) пороть чепуху

2 вариант

1) .Замените фразеологизм словом-синонимом.

1. диву даваться _____________________________________

2. на скорую руку _____________________________________

3. пустить корни _____________________________________

4. как снег на голову _____________________________________

5. остаться с носом ______________________________________

6. выходить из себя ____________________________________

7. лезть из кожи ______________________________________

8. лёгок на помине ______________________________________

2). К фразеологизмам подберите антонимичные им фразеологические же словосочетания.

1. дать дуба ________________________________________

2. без царя в голове ________________________________________

3. куры не клюют ________________________________________

4. от горшка два вершка ________________________________________

5. спустя рукава ________________________________________

6. не разлей вода _______________________________________

7. заварить кашу _________________________________________

8. в руках горит _____________________________________________

3).Найдите синонимичные фразеологизмы.

1. бежать быстро

1) со всех ног

2) галопом по Европе

3) сломя голову

4) что есть мочи

5) с трудом передвигая ноги

2. исчезнуть

1) след простыл

2) как сквозь землю провалился

3) как ветром сдуло

4) как снег на голову

3. ручаться

1) держать пари

2) биться об заклад

3) не сойти с этого места

4) провалиться на этом месте

Учитель.

Как мы уже поняли, фразеологизмы делают нашу речь очень яркой. Но оказывается, фразеологизмы можно нарисовать.

Выступление студентки «Рисуем фразеологизмы»

Почти все фразеологизмы можно нарисовать, но только в прямом смысле, используя конкретное лексические значения слов в данном фразеологическом обороте.

Представление иллюстраций к фразеологизмам :

«Вставлять палки в колеса», « Как снег на голову», «Кот наплакал», «Вешать лапшу на уши».

Вопрос.

А если мы с вами поменяем отдельные слова в данных фразеологизмах, изменится ли их значение? (Значение изменится, и нарисовать данное выражение не получится.)

Итог урока.

1.Как называются словосочетания, с которыми мы сегодня работали?

2. Что такое фразеологизм?

3. Какой раздел русского языка изучает фразеологизмы?

4. С какими видами фразеологизмом мы с вами сегодня познакомились?

5. Чем отличается фразеологизм от простого словосочетания?

6. Как называют фразеологизмы в литературе? (крылатые выражения)

7. Каким образом приходят в наш язык фразеологизмы?

Д.З. Нарисовать фразеологизмы (по выбору). Подобрать фразеологизмы, ставшие пословицами и поговорками.

В русском языке выделяется ряд разделов, таких как фонетика, графика и орфография, лексика и фразеология, морфология, синтаксис. Каждый из них изучает определенный уровень языка, его особенности и функционирование.

Наиболее интересный раздел языкознания

Лексикология и фразеология по праву считаются одним из наиболее интересных разделов языкознания. Привлекает он и ученых, и студентов, и даже школьников.

Фразеологизмы, как и слова, могут быть многозначными, вступать в синонимические или антонимические отношения. Людям, которые интересуется вопросом о том, что изучает лексика и фразеология, необходимо помнить, что ученые лингвисты уделяют внимание истории возникновения тех или иных устойчивых словосочетаний, а также рассматривают пути их проникновения в русский язык.

Лексикография

Еще один важный вопросом, который необходимо рассмотреть, является лексикография. Данный раздел языкознания занимается сбором лексического материала и его последующей фиксацией в словарях.

Тем, кто интересуется вопросом, что изучает лексика и фразеология в русском языке, какова история слов и фразеологизмов, что они обозначают, будет полезно поработать со следующими словарями:

  • Толковый словарь живого великорусского языка, составленный В. Далем.
  • Словарь русского языка Ожегова.
  • Этимология и история слов русского языка.
  • Словарь молодежного сленга.
  • Словарь русской фразеологии А.К. Бириха.

Изучение в школе

Немало внимания уделяют данной дисциплине и в школьном курсе русского языка и литературы. Еще в конце пятого класса, реже - в начале шестого, школьникам рассказывают, что изучает лексика и фразеология, с примерами, просят их поработать со словарями, выполнить простые задания. Как правило, преподаватели дают задание установить соответствие между словом и его значением, подобрать синонимы или антонимы, выяснить значение омонимов и паронимов, найти среди предложенных вариантов значение того или иного фразеологизма, установить историю его происхождения.

Все это значительно расширяет детей, учит их работать с лексикой родного языка.

В более позднем возрасте, классе в десятом, дети снова возвращаются к вопросу, что изучает лексика и фразеология, вспоминают пройденный ранее материал и закрепляют его с помощью различных заданий. Успешное усвоение данного раздела в дальнейшем помогает сдать ЕГЭ. Особенно пригодятся полученные знания при написании сочинения или эссе.

Изучение в вузах

Что касается изучения в высшей школе, то лексика и фразеология русского языка рассматриваются лишь на филологических факультетах. Зачастую этой теме уделяют целый семестр, на протяжении которого студенты досконально изучают систему языка на данном уровне, историю происхождения слов и фразеологизмов, методы и приемы работы с ними, классификации. Также в ходе обучения привыкают работать со словарями и справочной литературой, составлять тезаурусы, переводить и редактировать тексты, содержащие различного вида лексику.

Изучается и вопрос стилистического употребления слов, относящихся к той или иной лексической группе. Закрепляются полученные знания в курсе под названием "стилистика".

Выводы

Итак, что изучается в лексике и фразеологии. В первую очередь лексический состав языка, функционирование и происхождение слов и идиом в нем, использование в текстах различных стилей, а также особенности перевода фразеологизмов и специальной лексики.

Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Слова - строительный материал языка. При помощи слов мы обозначаем предметы, признаки, действия, выражаем разного рода отношение. Слово несет в себе два значения: лексическое и грамматическое.

Лексическое значение слова - это его основной смысл, содержание слова, г.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены определенным набором звуков. Основа слова - носитель лексического значения.

Грамматическое значение слова - эго совокупность его грамматических признаков: часть речи, род, число, надеж.

Если лексические значения индивидуальны, то грамматические значения характеризуют большие классы слов. Слова могут различаться по характеру выражаемых ими значений. Одни слова обозначают виды предметов, действий, свойств, а другие служат обобщающим наименованием этих видов, совокупностей однородных в том или ином отношении предметов, действий или свойств. Например, для существительных стол, стул, шкаф, диван (названия различных предметов меблировки) обобщающее наименование - слово «мебель»; для глаголов подойти , подбежать , подползти, каждый из которых конкретизирует общее для всех значение действия, указывая на способ передвижения (шагом, бегом, ползком) - соответственно, обобщающее значение имеет слово «приблизиться», т.е. сократить расстояние. Отношения между словами, одни из которых обозначают некоторый класс объектов или действий, а другие - разновидности объектов или действий внутри этого класса, называются родо-видовыми.

Слово является минимальной единицей речи. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Однако не всякий комплекс звуков будет словом:

А я придумал слово,

Смешное слово - нлим.

Я повторяю снова:

Плим, илим, нлим!..

(И.П. Токмакова)

Данный набор звуков, хотя и оформлен по законам языка, не имеет значения, он остается лишь комплексом звуков и не становится словом. Помимо внешней формы слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Значение или семантика слова - это соотнесенность слова с определенным понятием. Слово - это комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельно целое. Каждое слово представляет собой единство лексического и грамматического значений: например, слово бак обозначает сосуд (лексическое значение) и является существительным мужского рода в форме единственного числа, именительного падежа (грамматические значения).

Основная функция слова - назывная или номинативная (от лат. патеп - имя, название). Значение слова - это явление историческое, в процессе функционирования в речи может изменяться. Если слово приобретают новое (или новые) значение, происходит расширение значения слова; если какое-то из значений слова устаревает, т.е. забывается, происходит сужение значения слова (ср. новые значения у слов космический - огромный, лавинообразный - чрезмерно большой, бурный; ср: позор - зрелище (устар .)). Одно и то же название в разные эпохи может обозначать разные предметы. В романе «Евгений Онегин» читаем о его герое:

Дней минувших анекдоты,

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Во времена А.С. Пушкина слово «анекдот» обозначало краткий прозаический рассказ о малоизвестном историческом факте, рисующем какую-нибудь характерную черту исторического деятеля. Сейчас мы называем «анекдотом» вымышленный короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Слово «пошлый» в наши дни означает: заурядный, низкопробный в духовном и нравственном отношениях, чуждый высших интересов и запросов. В старину оно обозначало то, что пошло, повелось исстари, а потому - нечто общепризнанное, нормальное, безупречное. Связь между словом и понятием устанавливается в процессе совместной деятельности людей. Значение слова должно быть общепризнанным и обязательным для членов данного общества, только в этом случае возможно взаимопонимание людей. В русском языке не все слова соотносятся с определенными понятиями. Не имеют лексического значения междометия, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Не несут логико-понятийного значения имена собственные.

Слово может не только называть предмет, явление и т.д., но и иметь экспрессивно-оценочное значение: например, ехидна - животное, змей и ехидна - коварный и злой человек; возрадоваться , сморозить; забияка , зануда и т.п. По структуре слово может быть иенроизводным и производным. Ненроизводное слово состоит только из корня или из корня и окончания. Производное слово состоит из корня, других морфем и аффиксов: лес - лесной - лесистый - лесник .

Слово может иметь прямое и переносное значение. Прямое значение слова - это непосредственная связь между звуковым комплексом и понятием.

Прямое значение слова

Переносное значение слова

1. След - отпечаток чего-нибудь на земле, на снегу и т.д.: следы от саней

1. След - последствие чего-нибудь: неизгладимый след впечатлений

2. Тень - темное пространство, куда не проникают лучи света: в тени под дубом; тень от крыши

2. Тень - подозрение: бросить тень на человека

3. Чистый - незагрязненный: чистая посуда , скатерть , рубашка и т.д.

3. Чистый - правдивый, честный, высоконравственный: чистая совесть , от чистого сердца

4. Глаз - орган зрения: Мартышка к старости слаба глазами стала

4. Глаз - надзор, присмотр: За детьми нужен глаз да глаз

Переносное значение вторично, оно «вырастает» из прямого, опираясь на него. Появление переносных значений у слов вызываются теми же общественными явлениями, что и пополнение словаря новыми словами: развитием производства, экономики, изменениями в социальных отношениях и т.п.

Есть два основных типа образования переносных значений:

1) сходство признаков (в основе лежит скрытое сравнение): клубок ниток - клубок событий;

рукав рубахи - рукав реки - пожарный рукав; дно бочки - дно общества; тяжелая ноша - тяжелое горе; плывут корабли - плывут облака.

2) ассоциация по смежности (на основе тесной связи предметов или явлений, при которой упоминание одних слов вызывает в памяти другие):

сочинение стихов - классное сочинение;

пять ртов - вместо пять едоков ;

в стаде сто голов - вместо в стаде сто коров, овец, коз.

Употребление названия одного предмета или явления вместо названия другого предмета или явления на основании внешней или внутренней связи между ними (смежности) называется метонимией (от грен, metonymia - переименование). Переносный смысл существует до тех пор, пока осознается его образность. Частое употребление слова в переносном значении приводит к тому, что различие между прямым и перносным смыслом утрачивается: ножка стула, дверная ручка, спинка стула, стальное перо, черпая измена, кипеть негодованием, колено трубы, носик чайника , хвостик моркови , .год часов.

Синтаксически обусловленное значение - это особый вид переносного значения слова, которое возникает в определенном контексте при выполнении словом необычной для него функции. Синтаксически обусловленное значение слова приобретают довольно часто. Так, названия птиц и животных (ворона, медведь, заяц, лиса), понятия растительного мира {дуб, колючка), предметы обихода {тюфяк, шляпа), использованные в качестве характеристики человека, несут уже некую образность. В переносно-образном значении слова всегда обладают экспрессивной окрашенностью. Как правило, в этом случае они выполняют функцию сказуемого, реже - дополнения, подлежащего: «”Ну и пила этот адмирал}.” - говорили в кают-компании сконфуженные мичмана» (К.М. Станюкович).

Контрольные вопросы

  • 1. Какие разновидности слов называются родо-видовыми?
  • 2. Что такое прямое значение слова?
  • 3. Что такое переносное значение слова?
  • 4. Как образуется переносное значение слова?
  • 5. Что такое метонимия?

Практикум

Задание 1. Из приведенных ниже слов составьте словосочетания, употребляя слова в прямом и переносном значениях.

Задание 2. Со словосочетаниями (на выбор) составьте предложения, обращая внимание на метафоры.

Волна, дорога, облако, лсд, пожар, музыкальный, холодный, острый, тупой, кислый, кудрявый, жаркий, плыть, умереть, дремать, вставать, платить.

Образец: луч - солнечный луч, луч надежды, луч жизни, лучи счастья, лучи таланта. - С самого раннего детства щедро светили ему лучи счастья.

Лексикология — это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

По употреблению и происхождению слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, эмоционально окрашенные слова, устаревшие слова, неологизмы, а также исконно русские слова и заимствования .

Общеупотребительные слова — это слова, из которых строится наша обыденная речь, этими словами пользуются все независимо от места жительства и профессии. Это наименования предметов, явлений, качеств, действий.

Пример:

вода, земля, небо, птица, зелёный, синий, длинный, идти, думать, говорить и т. д.

В русском языке есть слова, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова.

Пример:

яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест, шамот (огнеупорная глина) — в речи металлургов.

Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Такие слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.

Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. При них ставится помета спец. (что значит «специальное»); другие пометы указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн. — техническое, морск. — морское.

Пример:

густопсовый (название качества собаки — в речи собаководов),

подвал (статья, занимающая низ газетной полосы — в речи полиграфистов),

запаска (запасное колесо — в речи автослесарей и шофёров),

загон (запасные свёрстанные тексты — в речи редакторов газет),

лапки и ёлочки (виды кавычек — в речи корректоров и полиграфистов).

Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Наиболее употребительные диалектизмы даются в толковых словарях с пометой обл. (то есть «областное»).

Пример:

кочет (петух),

балка (овраг),

гуторить (говорить),

бучило (глубокая яма с весенней водой)…

Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

Многие жаргонизмы очень выразительны, что способствует их быстрому переходу в просторечие.

Пример:

баксы (доллары США), ящик (телевизор), трубка (телефон), слинять (уйти)…

Эмоционально окрашенные слова не просто называют предметы, но и выражают отношение к ним.

Эмоциональная окраска может быть отрицательной и положительной.

Эмоциональная окраска слова отражается в толковых словарях специальными пометами: неодобр. (неодобрительное), высок. (торжественное, высокое), груб. (грубое), бран. (бранное), пренебр. (пренебрежительное), уменьш.-ласк. (уменьшительно-ласкательное) и др.

Отрицательно окрашенные слова :

кляча (пренебр.) — не просто лошадь, а плохая лошадь;

вонять (груб.) — дурно пахнуть;

лодырь (неодобр.) — лентяй, бездельник.

Положительно окрашенные слова :

водрузить (высок.) — водрузить знамя победы;

солнышко (уменьш.-ласк.) — ласковое обращение к дорогому человеку.

Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления. К таким словам относятся:

1. Историзмы — слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений;

2. Архаизмы — слова, вытесненные словами более точными и удобными с точки зрения говорящего.

В толковых словарях такие слова помещаются с пометой устар. (устаревшее).

Историзмы : кафтан, веретено, треуголка.

Архаизмы : ветрило (парус), чело (лоб), глас (голос).

Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке вслед за развитием науки, техники, искусства, общественной жизни, появлением новых предметов домашнего обихода и новых представлений о мире.

Пример:

спонсор, сериал, плеер, кварки (элементарные частицы), хромодинамика (раздел физики)…

Исконно русские слова — это слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития.

Пример:

брат, сестра, мать, отец, молоко, каша, пирог, мёд, квас, коромысло, скатерть, кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево, мешок, зодчий…

Заимствованные слова — это слова, вошедшие в русский язык из других языков.

Пример:

алгебра, оптика, глобус, апоплексия, лак, компас, крейсер, порт, корпус, армия, дезертир, кавалерия, контора, акт, аренда, тариф…

Фразеология — это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Пример:

водой не разольёшь (о крепкой дружбе),

дуть на воду, обжёгшись на молоке (излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках),

мрачнее тучи (быть очень сердитым),

седьмая вода на киселе (дальние родственники).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Урок русского языка (игз) в 10 классе по теме: «Лексика и фразеология»

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, интерактивная доска, материал для учеников.
Цель:

Систематизировать изученное по лексике и фразеологии.

Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).

Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.

Развивать культуру устной и письменной речи.

Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.

Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторяем раздел «Лексика и фразеология». Какие цели и задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

(Ответы учеников: систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу).

Теперь каждый конкретизирует, что он знает по этой теме. Для этого заполним таблицу:

Информация

знаю

не

знаю

хочу

знать

Лексические понятия, умение находить, пользоваться ими:

паронимы,

омонимы,

антонимы,

метафора,

диалектизм,

эпитет,

аллегория,

литота,

гипербола,

олицетворение,

антитеза.

Что такое фразеологизм?

Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу. Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На столах листы со словами. Ваша задача: в течение 2 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2 мин. расставляют ударение).
Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Проверьте себя (На доске слайд с правильными ответами).

(правильно: слИвовый, красИвее, закУпорить,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).

Спасибо за работу.

Обобщение знаний по теме.

Слово учителя:
Теперь мы переходим к основной части нашего урока: повторяем изученное по теме «Лексика».
-
Что такое лексика? (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения).
-
Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология).

- Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке).
Слово учителя:

Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом:

рьяный - очень усердный, повстречать - случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

Продолжаем знакомиться с лексическим значением слов.

Интерпретация, менталитет, экспансия . Как вы понимаете значения этих слов?

Интерпретация - лат. Посредничество 1. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2.В искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. - творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста.

Менталитет - лат. Образ мыслей, душа. 1. Совокупность мировоззренческих (идеологических,религиозных, эстетических, психологических, этических и т.п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. 2. О складе ума, характере мышления.

Экспансия - лат. Расширение, распространение. Расширение сфер влияния монополистических объединений и групп, государств, осуществляемое как экономическими методами (вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое давление).

(Учащиеся пытаются дать толкование словам. Далее учитель, помогая учащимся правильно сформулировать свои мысли, дает толкование слов). Ученики записывают в тетради составленные словосочетания).

В дальнейшей работе учащиеся дают определения таким лексическим понятиям, как паронимы, омонимы, антонимы, метафора, диалектизмы, эпитеты, аллегория, литота, гипербола, олицетворение, антитеза.
Самостоятельная работа учащихся
(запись на инд. листы)
1) Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов :

1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо.

2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель.

3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.

4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.
Ответ: (на слайде)
Запишите предложения в исправленном виде.

3) Какой словарь поможет вам при затруднении в правильном выборе слова?
4) О каком языковом явлении говорится в стихотворении:
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

Почему возникают омонимы? Каковы причины появления их в языке? (Омонимы могут возникнуть в результате звуковых изменений, вошедшие из других языков и случайно совпадающие по звучанию., распад полисемии).
5) Задание. Омоформы
Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО в зависимости от контекста?
Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.

6) Задание. Омоформы
Какими частями речи является слово «путём» в предложениях?
А) Почта была доставлена водным путём. (сущ.)
Б) Разногласия были устранены путём переговоров. (предлог)
В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский! (наречие)

Вопрос: вам необходимо уточнить значение слов-омонимов, а словаря омонимов у вас нет. Каким словарем вы воспользуетесь?

( Можно воспользоваться толковыми словарями под редакцией Ожегова С.И. и др., а также использовать компьютерную энциклопедию Кирилла и Мефодия).

9. А теперь следующее задание, более сложное, это работа с текстом.
(Организация сопутствующего повторения).

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценитьвзаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что насразъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мыдолжны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что насобъединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняяпривлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодняесть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут

поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей

уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё

нормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (6)Часто

такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные

моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны

в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше,

это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более

глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты

и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя

и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и

любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за

которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если

после наших продолжительных усилий такого не случается, то

напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши

взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном

человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно

и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны

пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто

мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и

продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов,

требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не

должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и

подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди,

любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей

индивидуальности; они - две колонны, поддерживающие крышу одного

(По Е. Сикирич*)

Задания к тексту.

1. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

2. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста..

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии

с приведёнными в бланке образцами.

понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____

(«разъединяет» - «объединяет»). Синтаксическое средство - (Б)_____

(в предложениях 4, 13), троп - (В)_____ («они - две колонны,

поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16)

и лексическое средство - (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении

рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

3) ряды однородных членов

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология». На экзамене вам встретятся задания, которые требуют знаний этого раздела. А что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры. (Это устойчивые сочетания, они делают нашу речь яркой, выразительной. Например, обвести вокруг пальца, водить за нос, похожи как две капли воды).

Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть - любимое занятие свиней.
Верный ответ - в. Выражение
«сесть в лужу» - фразеологизм со значением «опозориться», синтаксически неделимое словосочетание, являющееся в предложении сказуемым.
-
Теперь я предлагаю вам решить фразеологические загадки.
1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Итог урока.

Обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока.

Я узнал... Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
Итак, русский неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие. На этом уроке мы закрепили знания по лексике. Поработали над текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии.
В заключении я предлагаю вам решить тестовые задания, проверить и оценить свои знания
1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1)тщетно 2) тщательно 3) бессмысленно 4) напрасно
2. Укажите слово, имеющее омоним.
1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть
3. Укажите предложение с фразеологизмом.
1) Спектакль всем очень понравился.
2) Зрители приняли спектакль восторженно.
3) Спектакль вызвал восторг у публики.
4) Мы пришли в восторг от спектакля.
4. Какое слово имеет значение «публичная распродажа, при которой покупателем становится тот. Кто предложит более высокую цену»?
1) конкурс 2) вакансия 3) аукцион 4) сделка
5. Какое из четырех слов относится к устаревшим.
1) парусник 2) стражник 3) рубеж 4) дозор.
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
1) архаизм 2) фразеологизм 3) неологизм 4) диалектизм
7. Значение какого слова определено неверно?
1) адресант - лицо, отправляющее письмо
2) аукцион - публичная распродажа
3) дезинформировать - сообщить искаженные или ложные сведения
4) импорт - вывоз товара из страны для продажи
8. В каком значении употреблено выделенное слово в предложении?
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в комнату.
1) не известный другим
2) являющийся секретом, скрываемый
3) многозначительный
4) заключающий в себе тайну, загадочный
9. Каково лексическое значение слова деликатный?
1) тонкий, изысканный 2) главный в отношениях
3) важный, необходимый в обращении
4) затруднительный, требующий чуткого отношения
10. В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?
1) добыча серебра - трудоемкий процесс
2) утрами мороз серебром покрывал траву, дорогу, крыш изб
3) Савельич вынул из кармана длинный вязаный кошелек, полный серебра.
4) мундир был расшит серебром.

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1454336234.doc (Задания к уроку повторения «Лексика и фразеология».)