Иван франко юбилейное издание город львов. Иван франко биография

Прозаические произведения И. Франко подаются по авторитетным источникам: отдельным книгам (преимущественно сборникам), вышедшим при жизни И. Франко и под его надзором, по прижизненным публикациям в альманахах, газетах, журналах, где они печатались с ведома и с согласия автора. Неопубликованные произведения подаются по автографам.

При жизни И. Франко при его непосредственном участии появились такие сборники произведений писателя:

Борислав . Картины из жизни подгорского народа. Львов, 1877. Содержание: Вступительное слово. – Нефтяник. – На работе. – Обращенный грешник.

Галицкие образки . Львов, 1885. Содержание: Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben.

В поте лица. Образки из жизни рабочего люда. Львов, 1890. Содержание: М. Драгоманов. Предисловие. – Отрывок из письма к М. Драгоманову. – Рассказы: Лесишина челядь. – Два приятеля. – Каменщик. – Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben. – На дне. – Сам виноват. – Слизняк. – Хороший заработок. – Мужицкая комиссия. – История моей соломорезки. – Цыгане. – Леса и пастбища. – Довбанюк. – Домашний промысел. – Манипулянтка. – К свету! – Между добрыми людьми.

Obrazki galicyjskie . Lwów, 1897. Содержание: Nieco o sobie samym. – Dwaj przyjaciele. – Historja mojej sieczkarni. – Hawa. – Jeden dzień z życia uliczników lwowskich. – Pantałacha. (Часть тиража вышла без предисловия).

Когда еще звери говорили . Сказки для детей. Львов, 1899. Содержание: Предисловие. – Осел и Лев. – Старое добро забывается. – Лисичка и Журавль. – Лисичка и Рак. – Лис и Дрозд. – Заяц и еж. – Королёк и Медведь. – Волк войтом. – Заяц и Медведь. – Ворона и Гадюка. – Три мешка хитростей. – Волк, Лиса и Осел. – Лисичка-монахиня. – Мурко и Бурко. – Лисичка-кума. – Война между Псом и Волком. – Крашеный Лис. – Вороны и Совы. – Басня о басне.

Полуйка и другие бориславские рассказы . Львов, 1899. Содержание: Полуйка. – Нефтяник. – Овчар.

Семь сказок . Львов, 1900. Содержание: Рубач. – Сказка о благосостоянии. – Звериный бюджет. – История кожуха. – Свинская конституция. – Острый-преострый староста. – История одной конфискации.

Хороший заработок и другие рассказы . Львов, 1902. Содержание: Предисловие. – Хороший заработок. – Каменщик. – Сам виноват. – Слизняк. – История моей соломорезки. – Домашний промысел. – Довбанюк. – В кузнице.

Панталаха и другие рассказы . Львов, 1902. Содержание: Предисловие. – Панталаха. – Мужицкая комиссия. – В тюремном госпитале.

Из бурных лет . Львов, 1903. Содержание: Предисловие. – Резуны. – Гриша и паныч.

Малый Мирон и другие рассказы . Львов, 1903. Содержание: Предисловие. – Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben. – Отец юморист. – Горчичное зерно. – Борис Граб.

Манипулянтка и другие рассказы . Львов, 1904. Содержание: Манипулянтка. – Лесишина челядь. – Между добрыми людьми. – Одурела, что ли?

На лоне природы и другие рассказы. Львов, 1905. Содержание: На лоне природы. – Никитичев дуб. – Яндрусы. – Дриада. – Щука. – Odi profanum vulgus. – Мавка. – На сеновале. – Мое преступление. – В столярной мастерской. – Поединок. – Пока тронется поезд. – Крыло сойки.

Миссия. Чума. Сказки и сатиры . Львов, 1906. Содержание: Миссия. – Чума. – Сказки и сатиры: 1. Куда деваются старые годы. – 2. Как господин себе беды искал. – 3. Как русин толкался по том свете. – 4. Наша публика. – 5. Свинья. – 6. Как Согласие дом строило. – 7. Доктор Бессервиссер. – 8. Из галицкой «Книги бытия». – 9. Бодяки. – 10. Фома с сердцем и Фома без сердца.

Родина и другие рассказы . К., 1911. Содержание: Вступительное слово. – Родина. – Угольщик. – Вильгельм Телль. – Гений. – Гершко Гольдмахер. – Ворона и Вовкун. – Пироги с черникой. – Ради праздника.

Барщинный хлеб и другие рассказы . Львов. 1913. Содержание: Вступительное слово. – Барщинный хлеб. – Леса и пастбища. – Цыгане. – История кожуха.

Рутенцы. Типы галицких русинов из 60-х и 70-х гг. Львов, 1913. Содержание: Вступительное слово. – I. Молодая Русь. – II. Обычный человек. – III. Разочарованный. – IV. Патриотические порывы.

Как отдельный сборник, изданный тремя выпусками, можно рассматривать и «Древнерусские рассказы » Франко, опубликованные в 1900 г. в трех книгах общества «Просвита». Содержание:

Вып. 1: Вступительное слово. – 1. Рассказ о смертной трубе и четырех ящиках. – 2. Рассказ об однолетних царях. – 3. Рассказ о царе Аггее. – 4. Рассказ о лакомом опекуне;

Вып. 2: 5. Рассказ о половчине. – 6. Рассказ о мужчине, который одалживал богу;

Вып. 3: 7. Рассказ о разбойнике Флавиане. – 8. Рассказ о каменщике Евлогии.

Из названных выше сборников оригинальными по составу, т.е. такими, которые образованы из рассказов, впервые печатавшимися вместе в отдельном издании, является «Борислав» (1877), «Галицкие картинки» (1885), «Когда еще звери говорили» (1899), «Семь сказок» (1900), «Древнерусские рассказы» (1900), «Из бурных лет» (1903), «На лоне природы» (1905), «Миссия. Чума. Сказки и сатиры» (1906), «Родина и другие рассказы» (1911), «Рутенцы» (1913). Остальные сборников представляет собой выбор рассказов из предыдущих сборников с добавлением нескольких произведений, публиковавшихся впервые в составе сборника.

В данном издании выдержан хронологический принцип расположения рассказов И. Франко. Исключение составляют сборники «Борислав», «Когда еще звери говорили», «Древнерусские рассказы», «Из бурных лет», «Рутенцы», которые подаются целостно, вместе с предисловиями.


Франко Иван Яковлевич (1856-1916) - великий украинский писатель-мыслитель, учёный и общественный деятель. Родился в семье крестьянина-кузнеца на Дрогобычщине. После многочисленных мытарств и бедствий окончил гимназию; учился в Львовском университете. Австрийские власти преследовали Франко, трижды бросали в тюрьму по обвинению в социализме, в создании тайных обществ, в симпатиях к русским, в связях с крестьянским движением. Мировоззрение Франко формировалось под влиянием Т. F. (см.) и русских революционных демократов - (см.), (см.), (си.), (см.), (см.), Салтыкова-Щедрина, Некрасова.

Распространение марксизма повлияло на развитие революционно-демократической идеологии Франко в сторону научного социализма. Он изучал и популяризировал « (см.) Маркса и Энгельса и « » (см.) Маркса; впервые перевёл на украинский язык 24-ю главу I тома «Капитала» и избранные разделы из « » (см.) Ф. Энгельса.Мировоззрение Франко тесно связано е освободительным движением трудящихся, с пробуждением к политической жизни пролетариата, формировавшегося в то время в районах нефтепромыслов и в городах Западной Украины, с достижениями естествознания, с учением (см.) и дарвинизмом. Франко критикует лже дарвинистов, применяющих биологические законы к истолкованию развития человеческого общества и делающих на основе этого реакционные выводы. Он призывает к демократизации науки, к превращению её в орудие борьбы за интересы трудящихся.

Философские взгляды его изложены в работах: «Несколько слов о том, как упорядочить и вести наши народные издания», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Литература, её назначение и важнейшие черты», «Критические письма о галицийской интеллигенции», а также в целом ряде художественных произведений. Основу всего сущего Франко видит в материи. Природа бессмертна, вечна, находится в постоянном движении, бурлении. Дух не есть второе миро созидающее начало, а лишь отблеск движущейся материи, функция материального мозга и нервной системы. Человеческие знания Франко трактует как отражение действительности, природы. Он опровергал агностицизм и релятивизм.

Франко высказывал некоторые диалектические идеи, он видел непрерывное изменение мира, его противоречивость, ориентировался на то, что идёт вперёд. Он - атеист, борец против фидеизма и неприкрытой поповщины, против клерикализма и религиозного воспитания молодёжи. Ярчайшие публицистические произведения писателя направлены против Ватикана, католицизма, униатства, сектантства. Франко критиковал лживую теорию вечности капитализма, разоблачал капиталистическое общество как общество хищническое, пожирающее поколения и разрушающее здоровье и нравственность масс. Это - мир обмана и насилия. Буржуазная демократия, провозглашая «равенство» перед законом, «выглядит так, как будто утешают голодного тем, что он имеет право быть сытым, не давая ему хлеба». Франко твёрдо верит в торжество революции. Ссылаясь на учение Маркса о социализме, Франко призывает к устранению «стены», отделяющей рабочего человека от орудий производства, к превращению орудий производства в общественную собственность, к ликвидации «меж», этого синонима частной собственности, к коллективному труду и распределению по труду.

В борьбе за идейность литературы Франко противопоставляет идеалистической эстетике с её метафизическими представлениями о вечных нормах искусства материалистическую эстетику Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Шевченко. Ои подчёркивает исторический характер искусства, утверждает, что жизнь - главный двигатель в искусстве. Для Франко, как и для Шевченко, поэзия - это «сгущённая, концентрированная, выкристаллизовавшаяся действительность». Он подвергает беспощадной критике теорию «искусства для искусства», упадочничество, декадентство в литературе. В своих художественных произведениях Франко глубоко реалистически отразил подневольное положение трудящихся Западной Украины. Он впервые ввёл в украинскую литературу образ рабочего. М. Горький высоко ценил творчество Франко. Выдающийся патриот, поборник-дружбы украинского и русского народов, Франко верил в то, что «час придёт!» - и Украина засверкает «в багряном ореоле в кругу народов вольных...».

Он боролся за воссоединение Украины в составе России, где, по его убеждению, началась «весна человечества» - революция 1905 г. Выступая за равенство народов, Франко писал: «Нация, которая во имя то ли государственных, то ли каких-либо иных интересов угнетает, душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, роет могилу сама себе и тому государству, которому как будто должно служить это угнетение». Он доказывал невозможность решения национального вопроса без решения вопроса социального. Франко был реши-, тельным противником как буржуазного украинского национализма, так и безродного космополитизма. Он первым на Украине разоблачил М. Грушевского как идеолога украинского буржуазного национализма, ого лжетеорию без буржуазности украинской нации, заклеймил деятельность шпионской организации, которая демагогически назвала себя «Союзом вызволения Украины», осудил книгу М. Грушевского по истории Украины, написанную в угоду немецким агрессорам, готовившим план захвата Украины, отторжения её от России. Научный интерес представляет книга Франко, направленная против М. Грушевского (1912).

В идейном развитии Франко имели место и ошибочные взгляды. Не всегда ему удавалось избегнуть национальной ограниченности, на что в интересах демократического национально-освободительного движения на Украине указал Ленин. Франко не стал в своих взглядах марксистом, но вся его славная жизнь, его огромный художественный талант, который он поставил на службу трудящимся, его боевая деятельность в интересах освобождения украинского народа и упрочения дружбы русского и украинского народов принесли ему всеобщую любовь; не только украинский народ, но и все народы Советского Союза чтут память Ивана Франко.

Иван Франко (27.08.1856 – 28.05.1916) – великий украинский писатель, один из строителей новой украинской нации.

Иван Яковлевич Франко родился в селе Нагуевичи (ныне Дрогобычского района Львовской обл.) в семье сельского кузнеца. Он рос сиротой (в 1865 г. умер его отец – Ивану было девять лет; его мать умерла в 1872 г.). Несмотря на материальные нужды семьи, Иван учился: в 1862 – 64 годах – в школе в соседнем селе Ясеница-Сольная, в 1864 – 1867 – в начальной школе в Дрогобыче, в 1867 – 1875 – в гимназии в том же Дрогобыче.

В 1875 году Франко получил стипендию из фонда Гловинского и осенью того же года записался на филологическое отделение Львовского университета. Стипендия предоставлялась до окончания высшего образования, и казалось, что перед способным юношей стелется ровная дорога учителя гимназии или профессора в университете, на которую рассчитывали его родные и знакомые.

Но в первые университетские годы состоялось самоопределение Франко как украинского деятеля, еще и отчетливо прогрессивного, социалистического направления. Он дружит с Остапом Терлецким и Михаилом Павликом, через последнего завязывает переписку с Михаилом Драгомановым, который в то время находился в Женеве. Именно из-за переписки с опасным в глазах полиции революционным социалистом Драгомановим Франко был арестован (11.06.1877 г.). Его вместе с товарищами обвиняли в образовании тайного социалистического общества. 21.01.1878 г. суд признал его виновным и приговорил к 6 неделям заключения. Поскольку тогда срок следственного заключения в наказание не засчитывался, Франко выпустили на свободу 5 марта 1878 г.

Несмотря небольшой срок наказания (мы, благодаря тов. Сталину, любое заключение менее 10 лет считаем теперь легким), его последствия для Франко были ужасными. Во-первых, по закону человек с судимостью не мог стать учителем, поэтому цель обучения в университете стала неясной (при этом у Франко отобрали стипендию). Во-вторых, во время заключения Франко тяжело простудился; позже эта болезнь стала хронической и преследовала его всю жизнь. В-третьих, священник Михаил Рошкевич (отец Ольги Рошкевич, невесты И. Франко) отказал Франко в его сватовстве и даже запретил дочери видеться и переписываться с «преступником». Их брак так и не состоялся.

Вот что значило быть украинским деятелем в тогдашней Галичине!

На этом полицейские преследования Франко не кончились. 4.03.1880 г. его арестовали в Коломые – снова по подозрению в социалистической агитации. Три месяца его держали в следственном аресте, пока признали, что арест был безосновательным. 13.06.1880 г. Франко по этапу отправили из Коломыи в Нагуевичи. Впечатления из этого заключения легли в основу повести «На дне».

В третьей раз полиция вспомнила о «социалистическом агитаторе» Франко в связи с приездом во Львов группы украинцев из Киева. 17.08.1889 г. Франко арестовали во Львове. На этот раз к социализму следователи пытались припутать шпионаж в пользу России. 16.11.1889 г. Франка был освобожден за отсутствием доказательств. И на этот раз тюремные впечатления нашли отражение в поэтическом цикле « ».

В 1886 году Франко женился на Ольге Хоружинской (родом из Киева). В их семье появилось четверо детей, но с 1902 г. семейное благополучие начало разрушаться. У Ольги Франко появились признаки психического расстройства, которые все усиливались, и это принесло много горя Ивану Франко.

В 1902 году И. Франко переселился из наемного жилья в собственный дом (нынешний адрес – ул. И. Франко, 152, где работает мемориальный музей писателя). Для этого строительства он взял значительную ссуду, выплаты по которой были завершены его сыном уже после смерти И. Франко.

В апреле 1908 г. Франко уехал на отдых и лечение в Липик (близ Загреба в современной Хорватии). Здесь его болезнь сильно обострилась – были парализованы обе руки и, что хуже, появились признаки психического расстройства. Эти ужасные проявления болезни в более поздние годы, к счастью, несколько смягчились, хотя к полному здоровью Франко никогда не вернулся. Современники считали его болезнь следствием когда-то перенесенного сифилиса, и это принесло Франко очень большие неприятности. Но сейчас врачи склоняются к мнению, что Франко с самого заключения 1877 г. был болен редкой формой ревматизма (синдром Рейтера; но понятия об этом синдроме были сформулированы много после смерти Франко).

Истощенный болезнями, безденежьем, семейными и общественными проблемами, Франко умер в своем доме во Львове 28.05.1916 г. и похоронен на Лычаковском кладбище.

Поэт . Франко впервые выступил как поэт в 1874 году и писал стихи до конца своей жизни, до 1916 г. В его поэтическом наследии – немало прекрасных стихотворений о личных переживаниях и общественных делах, которые составили несколько книг.

Но с наибольшей силой поэтический талант Франко проявился в больших поэмах. Здесь мы видим реалистические картины современной галицкой жизни (« », 1884; « », 1889; « », 1890), образы исторического прошлого нашего народа (« », 1887; «Иван Вышенский», 1895; «На Святоюрской горе», 1900), рассуждения о религии и бога (« », 1885; « », 1889).

Очень большое место среди поэм Франко занимают переработки сюжетов мировой литературы (« », 1890; « », 1891; « », 1892; « », 1895; «Кузнец Бассим», 1900; и др.).

Вершиной поэтического творчества Франко является поэма «Моисей» (1905), в которой на библейском сюжете дана аллегорическая картина подъема украинского народа на борьбу за независимость.

Прозаик . В своих прозаических произведениях Франко выступал как реалист, сосредоточенный на проблемах современной ему галицкой жизни. Он первым в украинской литературе начал описывать быт рабочих нефтяных промыслов Борислава и их классовых антагонистов – евреев-предпринимателей (« », 1877; « », 1884; « », 1887; «Нефтяник», 1899). Лучшим произведением этого цикла является роман « » (1882).

Значительное место занимают произведения из жизни интеллигенции (« », 1880; «Для домашнего очага», 1897; «Перекрестные тропы», 1900). Важное место в этом ряду занимают произведения об украинско-польских отношениях («Лель и Полель», 1887; «Столпы общества», 1894; к сожалению, оба произведения остались незаконченными).

Переводчик . Над переводами произведений мировой литературы Франко работал всю жизнь и сделал на этом поле очень много. Из его переводов можно создать целую библиотеку.

Спектр его переводов чрезвычайно широк: здесь есть произведения древней вавилонской поэзии, древнеиндийской, древнеарабской, древнегреческой литератур; из новых литератур имеем его переводы из немецкой («Фауст» И. В.Гете, 1882), французской, английской, польской, итальянской литератур.

Среди его переводов – целые книги произведений А.С.Пушкина, К. Гавличка-Боровского. Отдельно надо отметить большой историков древнего Рима, над которым поэт работал в последний год своей жизни (август 1915 – март 1916).

Следует знать, что Франко переводил также украинские народные песни на немецкий язык, помогал М. С. Грушевскому с немецким переводом «Истории Украины-Руси». Он переводил не только художественные произведения, но и научно-популярные работы разнообразной тематики (1870-80-е гг), которые он считал полезными для просвещения украинского народа.

Фольклорист . Интерес к фольклору Франко проявлял с самого начала творческой деятельности. Первая публикация народной сказки в его записи появилась в 1876 г. Важнейшими его достижениями на этом поле были «Галицко-русские народные пословицы» (1901 – 1910 гг., тт. 1 – 3) и «Студии над украинскими народными песнями» (1907 – 1915 гг.)

Историк литературы . Над историей литературы Франко работал в нескольких направлениях.

Первым направлением можно назвать историю мировых литературных сюжетов. Наиболее значительным трудом в этом направлении стала его докторская диссертация « : старохристианский духовный роман и его литературная история» (1895).

Вторым направлением стало собирание, исследование и публикация произведений украинской литературы. На первом месте здесь стоит сборник «Апокрифы и легенды из украинских рукописей» (1896 – 1910, тт. 1 – 5). Франко разыскал и опубликовал произведения Ивана Вышенского, написал о нем ряд исследований. Он подготовил и опубликовал произведения А. Свидницкого, Ю. Федьковича, Т. Шевченко и многих других украинских писателей.

Третьим направлением стало написание синтетических работ по истории украинской литературы. Здесь следует назвать такие произведения как «Charakterystyka literatury ruskiej 16 – 17 ww.» (1892), «Карпаторусская литература 17 – 18 вв.» (1900), «Южнорусская литература» (1904 – статья для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона), «Очерк истории украинской литературы до 1890 г.» (1910) и большой труд «История украинской литературы», из которого Франко успел проработать лишь первую часть (от начал украинской литературы до Ивана Котляревского, 1907 – 1912).

Следует знать, что Франко следил за новинками современной ему литературы, особенно украинской, написал целую массу рецензий, отзывов и критических статей на эти темы.

Ученый . Кроме истории литературы, Франко занимался и другими гуманитарными дисциплинами. Его интерес к истории отразились в работах « » (1884), «Грималовский ключ в 1800 г.» (1900), «Общественные амбары в Галичине 1784 – 1840 гг.» (1907) и ряде мелких статей. Интересовали его вопросы социологии.

Франко вел также большую научно-организационную работу как председатель филологической секции Научного общества им. Шевченко и редактор изданий этой секции.

Издатель . Первые произведения Франко были напечатаны во львовском студенческом журнале «Друг» в 1874 г. Переехав во Львов, Франко вместе с Павликом включились в редакционную работу и в 1876 – 1877 годах были фактическими руководителями этого журнала.

С тех пор Франко постоянно сновал планы издание своего журнала или газеты; так, в 1878 г. Франко вместе с Павликом сумел выпустить два номера журнала «Общественный друг», которые были конфискованы полицией. После этого в 1878 – 1880 рр. друзья издавали отдельные книги в серии «Мелкая библиотека». Позже Франко участвовал в издании журналов «Мир» (1881 – 82), «Заря» (1883 – 1886), газет «Дело» (1880, 1883 – 1885), «Kurier lwowski» (1887 – 1897; эту последнюю работу сам Франко называл «наймами у соседей»).

В 1894 г. мечта Франко наконец осуществилась – начал выходить его собственный журнал «Жизнь и слово». Этот журнал имел значительную помощь с надднепрянской Украину, как денежную (в частности, через М. В. Ковалевского), так и литературную (статьями для публикации).

В конце 1897 г. руководство Научного общества им. Шевченко (во главе с М. Грушевским) решило вместо журналов «Заря» и «Жизнь и слово» начать с 1898 года издавать новый журнал – «Литературно-научный вестник». Франко вошел в состав его редакции и активно работал там до конца 1906 года.

Одновременно в 1898 г. был образован «Украинско-русский издательский союз», в работе которой Франко активно участвовал вплоть до начала его тяжелой болезни.

Общественный деятель . В 1870-х годах политическое украинство в Галичине было представлено москвофилами, которые думали, что солнце счастье взойдет на севере, в Петербурге, и народниками, которые надеялись его восхождения на западе, в Вене. Обеим группам противостояла польская община, которая после конституционной реформы 1867 г. забирала все большее влияние в крае.

В 1890 г. молодые галицкие интеллигенты основали Русско-украинскую радикальную партию, во главе которой до 1898 года стоял Иван Франко. Это была партия социалистического направления, стремившаяся стать репрезентацией широких кругов трудящихся.

В 1895 году И. Франко был кандидатом от Радикальной партии на посла в венский парламент по избирательному округу Перемышль – Добромиль – Мостиска. В 1898 г. он также был кандидатом по округу Тернополь – Збараж – Скалат. Оба раза против Франко было пущено все средства «демократического» влияния: от арестов агитаторов и запретов собраний до дерзкой кражи голосов, в результате чего Франко не был избран.

В 1899 году И. Франко вышел из основанной им Радикальной партии и вошел в число организаторов новой Украинской национально-демократической партии. Этот шаг не пошел на пользу ни радикалам, которые потеряли влиятельную фигуру, ни национал-демократам, которые так и не получили большого политического влияния, ни самому Франко, который не отличился активностью в новой партии и постепенно отошел от политической борьбы, сосредоточившись на литературной и научной работе.

В связи с интересом к политической жизни и последующей личным участием в ней Франко написал много публицистических статей, среди которых значительное место занимает осмысление вопросов социализма и социал-демократии. Из-за критического отношения Франко к коммунистическим богам Марксу и Энгельсу его публицистика претерпела замалчивание и фальсификации во времена господства коммунистической Москвы.

Иван Франко по призванию был поэтом, литератором; но в условиях порабощения украинского народа он не мог позволить себе быть только писателем – он охотно и решительно брался за любую работу, которую считал полезной для подъема украинского народа. Поэтому многие его литературные планы остались нереализованными, на что он горько сетовал в некоторых стихах. Но именно универсализм его деятельности позволяет нам говорить, что в лице Ивана Франко мы не только великого писателя, но и одного из строителей украинской нации.

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко стоит в первом ряду могучих поборников свободы и справедливости.

Сама жизнь писателя, его дерзания и взлеты, сила его немеркнущего таланта показывают, чего может достигнуть художник, связав свою судьбу безраздельно с судьбой народа, отдавая Родине, как верный ее сын, всего себя.

К сожалению, жизнь писателя, его труд, его борьба еще мало изучены. Но вот уже много десятилетий книги Франко: романы и повести, стихи и поэмы, драмы и публицистика - все его многообразное и волнующее творчество служит человечеству в справедливой борьбе за лучшее будущее, в борьбе с темными силами произвола, в борьбе за мир.

Творчество Ивана Франко фундаментировало эпоху в украинской литературе и с новым течением продолжило дело, начатое гениальным Тарасом Шевченко .

...Полтора с небольшим века тому назад, 27 августа 1856 года, в селе Нагуевичи, Дрогобычского уезда Львовской области Западной Украины, в семье сельского кузнеца, родился будущий великий писатель.

Детство свое Иван Франко ярко и правдиво описал в замечательных рассказах «Маленький Мирон », «Карандаш », «Горчичное зерно ». В них не только черты автобиографии писателя, но и живая, убедительная картина жизни и быта западноукраинского села, прозябавшего в условиях лоскутной Австро - Венгерской империи под двойным гнетом - «своих» и чужих панов - помещиков.

Начав печататься в львовском студенческом журнале «Друг », Франко сразу проявил социальную устремленность своей музы.

Нет, не беспредметные вздохи и стенания волновали сердце молодого поэта! Не изысканные, безжизненные образы влекли его! Правда, и только правда звала его музу, или, верное, правда была его музой. Вот почему простые и незатейливые слова его стихов, рассказов пришлись не по вкусу декадентам - критикам, вызвали настороженное отношение старших коллег, искавших убежище от жизни в замысловатых «райских» садах поэзии.

Разве мог Иван Франко , с детских лет познавший жизнь простых людей, их горе и нужду, разве мог он писать о них неправду? Нет! Не такое сердце было у писателя.

Через два года после его поступления в Львовский университет деятельностью Ивана Франко заинтересовалась полиция. Вскоре молодого писателя сажают в тюрьму, где он находился более девяти месяцев. Эта мера, по мнению жандармов, профилактическая, она должна образумить «мужицкого поэта», как уже чванливо называют Франко националисты - литераторы. Но полиция не достигла ничего. Франко стойко стоит на своем. Его не согнуть ни тюрьмой, ни преследованиями или иными мерами, применяемыми против него. После выхода из тюрьмы с еще большим рвением он включается в рабочее движение Галиции. Писатель входит в состав «Рабочего комитета » и становится редактором польской рабочей газеты «Труд ». Он жадно изучает быт рабочих, условия их труда, ведет активную работу в кружках, пропагандирует идеи Маркса и составляет популярный учебник на основе трудов Маркса, Чернышевского, Милля.

В своей брошюре «Чего хотят Галицкие рабочие », опубликованной в 1881 году, Франко пишет:

«В скором времени можем надеяться, что и у нас в Галиции будет создана явно «громада рабочая», состоящая из рабочих украинских, польских, еврейских и всяких других народностей, проживающих в городах и селах».

Интересно, что один из пунктов программы «громады рабочей» гласил: «Чтоб вся земля с лесами и пастбищами, реками и озерами принадлежала тем обществам, которые на ней работают, а также чтобы все фабрики и заводы принадлежали тем рабочим, которые на них работают».

Мужественный голос Ивана Франко набирал силу. Он зазвучал особенно четко и призывно в первом большом сборнике стихотворений писателя - «Вершины и низины ».

Боритесь же! Смелей! Для всей земли

Путь правды расчищайте!..

В этих словах был уже горячий зов сердца поэта. Не прикрывая свои мысли никакими туманными словоизлияниями, как это делали многие его современники, Иван Франко заявлял откровенно и смело:

Придется стать за правду твердо:

Все вровень, и к плечу плечо,

Придется нам с врагом сразиться,

И кровь рекою потечет.

Да, путь к свободе и правде труден! Поэт не желал скрывать этого от своих читателей. Он ясно видел победу народа, верил в нее и поэтому твердо провозгласил:

Встанет мать родная Украина

В счастьи беспредельном...

Сгинут грани, те, что разделяли

Братьев меж собою,

Мать обнимет всех детей любимых

Теплою рукою...

Слова писателя оказались вещими. Они могли родиться в устах человека, преданного народу, глубоко понимавшего жизнь народа и горевшего одним стремлением - бороться за счастье народа. И так от книги к книге росло мастерство писателя, крепло мужество борца - революционера, непримиримого ко всяким отступникам и отступничеству. Эта его непримиримость, верность делу трудящихся, подлинное чувство интернационализма, чувство дружбы народов снискали ему любовь и уважение в сердцах миллионов трудящихся. К нему, как к старшему собрату по перу и учителю, приезжали Михаил Коцюбинский и Леся Украинка... К нему, как к неиссякаемому роднику, обращались сотни и тысячи молодых смелых борцов за правду. Его уже знала не только Западная, но и вся Украина. Его голос наполнял сердца мужественных патриотов верой и отвагой.

Неутомимым тружеником был Иван Франко . Двадцать томов его произведений, изданных к столетнему юбилею, охватывают самые значительные произведения писателя.

Его проза: повести «Борислав смеется », «Боа - констриктор » («Удав ») - имеет неоценимое значение для нашей литературы. Рабочий человек и его труд, его светлая совесть и чистое сердце - и рядом эксплуататор, враг - капиталист, присосавшийся к телу пролетария, пьющий из него все жизненные соки, пользующийся его трудом... Все это показано правдиво и ярко, убедительно и запоминается надолго. Иван Франко сквозь мрак видел свет правды, путь к ее торжеству.

Михаил Коцюбинский, характеризуя творчество Ивана Франко, писал: «Реалист в лучшем смысле этого слова, Франко любит останавливаться в своих прозаических творчествах на двух темах: первая - борьба капитала с трудом и обстановка этой борьбы, и вторая, - пробуждение людского чувства у людей, которое кажется совсем погибшими. Интерес к этой последней теме говорит нам о том, что у Франко есть великая вера в людей».



Вера Ивана Франко в человека была огромна. Она помогала ему преодолевать многие тяжкие невзгоды, выпавшие на его долю, долю борца; она вдохновляла писателя на тот труд, который сокрушает все преграды, и даже когда его тело сковал тяжелый недуг, дух Франко оставался крепким, свободным и непоколебимым. Он никогда не жаловался на свои личные беды и не опускал головы. Таким знали его современники, которым выпало счастье работать вместе с ним, таким он предстает перед нами в своих книгах, обогативших культуру нашего народа, ставших в советскую эпоху достоянием всех народов советской Родины.

Франко ненавидел тех, кто старался усыпить в людях чувство гражданского долга, он писал страстно и горячо:

Не бойтесь, коль порою стоны

Сквозь песни строй до вас дойдут.

Сердец страдавших миллионы

В той песне дружным боем бьют.

Диапазон творчества Франко огромен. Он интересовался не только современностью, но и историей. Образцом исторического романа остается и до наших дней его книга «Захар Беркут », посвященная борьбе Карпатской Руси с монгольским нашествием в XIII веке. Хочется тут процитировать слова Ивана Франко: «Повесть историческая - это не история... Писатель пользуется историческими фактами только в своих собственных художественных целях, для воплощения определенной идеи в определенных, живых, типичных персонажах».

В «Захаре Беркуте » Иван Франко стремился воссоздать картины будущего трудового общества. Повесть перекликается с идеалами русской революционной демократии шестидесятых годов.

Среди драматических произведений Ивана Франко особое место занимает широко известная драма «Украденное счастье ».

В основе личного несчастья, неудачи во многих случаях лежит классовая, социальная причина - таков неумолимый закон жизни. Вывод этот напрашивается по прочтении драмы. Необычайно ярко выписаны в ней характеры действующих лиц, никаких прикрас, одна правда, суровая, подчас жестокая, но правда. Появившись в 1893 году, пьеса поразила всех своим твердым стремлением указать обществу причину многих зол для человека, закованного в рабские цепи капиталистического общества. И снова Иван Франко смело и в полный голос звал к борьбе вопреки тем, кто пытался усыпить простого человека, примирить его с действительностью, толкая в объятия церкви, заменяя ему подлинную борьбу грезами о каком - то будущем благе.

Спустя два года после появления «Украденного счастья » Иван Франко опубликовал драму - сказку «Сон князя Святослава ». В ней он воспевает преданность родине, патриотизм, борьбу за единство Руси.


Могли ли подобные идеи, верность делу рабочего человека, призыв к борьбе, примирить Франко с теми, кто проповедовал, что все должно быть по - своему мирно и тихо?.. Конечно, нет. Франко, гонимый австро - венгерскими жандармами, подвергался травле и со стороны украинских националистов. Были попытки склонить Франко на иной путь. Ответ на подобные попытки - гневные слова писателя:

Какой я декадент? Я сын народа,

Который рвется к солнцу из берлог.

Мой лозунг: труд, и счастье, и свобода,

Я сам - мужик, пролог, не эпилог.

Пламенный патриот, Иван Франко все творчество свое посвятил отчизне, народу. Идеи научного социализма, с которыми он был хорошо знаком, традиции Тараса Шевченко , тесная связь с народом всей Украины, от берегов Черного моря до Карпатских вершин, а не одной Галиции, как утверждали приверженцы австрийского оккупационного режима, - все это придало творчеству Франко особую силу и размах. Этим нужно объяснить его огромное влияние на таких классиков украинской литературы, как Коцюбинский и Стефаник, Леся Украинка и Кобылянская, Черемшина и Мартович.

Непримиримость Ивана Франко к национализму и национальной ограниченности была кристально чиста. Подлинный интернационалист, писатель воплотил во многих своих произведениях идею дружбы народов, единства интересов угнетенных масс.

С душевным ликованием отмечал Иван Яковлевич в одной из статей, написанной им на русском языке: «Мужики - депутаты начали с крайней резкостью выступать против помещиков, а в добавку всего после нескольких заседаний мужики - украинцы и мужики - поляки соединились в один тесный «мужицкий клуб» для общей борьбы с панством».


О своем отношении к правам нации на свободу и независимость Иван Франко писал однажды так: «Нация, которая во имя будь то государственных или иных интересов душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, - копает могилу сама себе и тому государству, которому будто должен служить подобный гнет».

В дни, когда отмечается следующая, и следующая, и следующая годовщина со дня рождения великого украинского писателя, взоры невольно обращаются к Украине, которой отдал свой талант, свое сердце Иван Франко. И все, что сделано потомками великого писателя, не есть ли лучший памятник ему?! Ведь об этом мечтал он, начиная свой путь писателя, и этому отдал все свои силы!

Решение Всемирного Совета Мира о праздновании юбилея Ивана Франко является ярким признанием правильности и честности того пути, которым шел писатель.

Народ Украины по - братски признателен деятелям движения за мир за проявленное уважение к труду великого украинского классика, который понимал, как и лучшие представители других народов, что самым заветным чаянием простого человека, любящего свой народ и свою Родину, был и остается мир.

Иван Франко - известный украинский поэт и писатель. Он отличился не только в литературной, но и в общественной и научной деятельности. Одним из величайших жителей Украины является Иван Франко. Биография его, однако, будет интересна не только украинцам.

Происхождение Франко

Годы жизни нашего героя - 1856-1916. Иван Яковлевич Франко появился на свет в селе Нагуевичи. Сейчас оно находится во Львовской области (Дрогобычский район). Отцом его был сельский кузнец. Иван рос сиротой. Его отец, Яков Франко, умер в 1865 году. В это время мальчику было всего 9 лет. Позже, в 1872 году, скончалась и его мать, Мария Кульчицкая. Несмотря на непростое материальное положение, Иван учился.

Период обучения

С 1862 по 1864 год он ходил в школу, находившуюся в соседнем селе; в 1864-67 - в начальную школу, расположенную в Дрогобыче; а в период с 1867 по 1875 год Иван посещал гимназию в Дрогобыче. Впоследствии, будучи уже известным писателем, он с возмущением описывал порядки, царившие в гимназии. В таких рассказах, как "Карандаш", "Урок чистописания", "Гриць в школе", "Отец-юморист" Иван Франко с удивительной правдивостью изобразил жестоких учителей, которые вбивали в головы детей тупую гимназическую премудрость.

Вкратце опишем один из этих рассказов. В произведении "Отец-юморист" речь идет о человеке, которого считают весельчаком, юмористом. Однако на самом деле этот худощавый мужчина с лошадиным лицом дразнит детей, если они допускают ошибки, издевается над ними, наказывает розгами, сажает ребят на "ослиную скамейку". Другие учителя, изображенные писателем, были не лучше.

Фото, представленное выше, относится к 1870 году. Это гимназическая фотография, на которой запечатлены одноклассники Ивана (сам он - во втором ряду, первый слева).

Франко не стал бы выдающимся человеком, если бы в свое время не пополнял чтением книг свои школьные знания. Чтение было его любимым занятием. Иван добывал книги, где мог: в библиотеках, у товарищей, а иногда, скопив немного денег, покупал дешевые издания. Следует сказать, что Иван отличился в учебе. В 1875 г. ему была предоставлена стипендия из фонда Гловинского. В этом же году, осенью, он поступил во Львовский университет, на филологическое отделение. Стипендия Ивану Франко предоставлялась на весь период обучения в университете. Казалось, что Ивана ждет спокойное и обеспеченное будущее. Он мог стать профессором в университете или учителем гимназии. На это рассчитывали его друзья и родные.

Первый арест

Однако в первые же годы обучения в университете Иван Франко проявил себя в качестве общественного деятеля, к тому же социалистического, прогрессивного направления. Он завел дружбу с Михаилом Павликом и Остапом Терлецким. Через первого он завязал переписку с М. Драгомановым, находившимся в то время в Женеве. Драгоманов был революционным социалистом, опасным в глазах украинской полиции. Из-за переписки с ним наш герой был арестован в июне 1877 года.

Вместе с товарищами Ивана Франко обвиняли в создании тайного социалистического общества. В январе следующего года суд признал Ивана виновным. Он был приговорен к шести неделям заключения. Так как в то время срок следственного заключения не засчитывался в наказание, Ивана выпустили на свободу только через шесть недель, 5 марта 1878 года.

Последствия ареста

Срок наказания был небольшим, однако его последствия оказались ужасными. Дело в том, что человек, имеющий судимость, по закону не мог стать учителем. Из-за этого цель дальнейшего обучения Ивана Франко стала неясной. У нашего героя к тому же отобрали стипендию. Кроме того, Франко серьезно простудился во время заключения. Эта болезнь позднее стала хронической. Она преследовала Ивана всю жизнь. Но и это еще не все последствия заключения. Отец невесты Франко, Ольги Рошкевич, был священником и отказал ему в сватовстве. Он даже запретил Ольге видеться с "преступником" и переписываться с ним. Их брак, к сожалению, так и не состоялся.

Новые преследования

Полицейские преследования нашего героя на этом не закончились. Он был вновь арестован в Коломые в марте 1880 года. Франко опять обвинили в социалистической агитации. Он провел три месяца в заключении, пока длилось следствие. По его результатам было признано, что арест Франко не имеет оснований. 13 июня этого же года нашего героя отправили по этапу из Коломыи в Нагуевичи. Воспоминания, связанные с этим заключением, полученные Иваном впечатления отразились в его творчестве. Они легли в основу повести Франко "На дне".

Полиция не оставляла Ивана Франко в покое. В третий раз она вспомнила о нем в связи с прибытием во Львов группы украинцев, которые приехали из Киева. Иван был арестован во Львове в августе 1889 года. На сей раз он был обвинен не только в социализме, но и в шпионаже в пользу России. Однако и в этот раз обвинения оказались безосновательными. Тюремные впечатления этого времени отразились в "Тюремных сонетах" - поэтическом цикле, созданном Франко.

Личная жизнь

В 1886 году Иван женился. Супругой его стала девушка родом из Киева, Ольга Хоружинская. В семье Франко было четверо детей, однако семейное благополучие с 1902 года стало разрушаться. У жены Ивана началось психическое расстройство, усиливавшееся со временем. Это принесло нашему герою много горя.

Иван Франко в 1902 году перебрался в собственный дом (раньше он снимал жилье). Нынешний адрес дома, где жил Франко - ул. И. Франко, 152. Здесь действует мемориальный музей писателя. Для строительства жилья Иван взял большую ссуду. Выплаты по ней были завершены уже после смерти Ивана его сыном.

Болезнь Ивана Франко

Франко в апреле 1908 года отправился на лечение и отдых в Липик, который находится в современной Хорватии, близ Загреба. Здесь сильно обострилась его болезнь - обе руки его были парализованы. Кроме того, стали заметны признаки психического расстройства. В более поздние годы эти проявления болезни несколько смягчились. Однако Франко никогда уже не был полностью здоров. Современники полагали, что его болезнь является следствием сифилиса, перенесенного когда-то. Это доставляло большие неприятности Ивану Франко. В настоящее время, однако, врачи склонны полагать, что с 1877 года, со времени заключения, наш герой был болен одной из форм ревматизма. Речь идет о Понятия о нем были сформулированы спустя долгие годы после смерти Ивана.

Смерть Франко

Истощенный болезнями, общественными и семейными проблемами, безденежьем, наш герой скончался во Львове, в своем доме, 28 мая 1916 года. Могила Ивана Франко находится на Лычаковском кладбище.

Иван Франко как поэт

Предлагаем теперь поближе познакомиться с литературным творчеством Ивана. Впервые в качестве поэта выступил в 1874 году Иван Франко. Биография его отмечена созданием стихотворений до последних дней жизни, до 1916 года. Среди его произведений представлено множество прекрасных стихов об общественных делах и личных переживаниях. Они были собраны в несколько книг.

Однако поэтический талант нашего героя с максимальной силой проявился именно в больших поэмах, а не в лирике. Иван создал реалистические картины галицкой жизни, современной ему. Здесь нужно отметить такие произведения, как "Ботокуды" (1884 год), "По-человечески" (поэма 1889 года), а также созданная в 1890 году поэма "По любви". Иван Франко запечатлел также образы исторического прошлого украинского народа. Среди произведений на эту тему следует отметить "Барские шутки" (1887 год), поэму "Иван Вышенский", созданную в 1895 году, а также еще одно произведение - "На Святоюрской горе" (1900 год). Иван Франко посвятил несколько своих творений рассуждениям о боге и религии. Следует отметить поэму 1885 года Ex nihilo, а также "Смерть Каина", созданную в 1889 году.

Важное место среди написанных Иваном поэм принадлежит переработкам различных сюжетов из мировой литературы. Это такие произведения 1890 годов, как "Лис Микита", "Приключения Дон Кихота", "Царь и аскет", "Абу-Касимовы туфли", а также созданная в 1900 году поэма "Кузнец Бассим".

Какое же произведение является вершиной поэтического творчества интересующего нас автора? Исследователи полагают, что это созданная в 1905 году поэма "Моисей". В этом произведении, основа которого - библейский сюжет, представлен подъем украинского народа, который начал борьбу за свою независимость.

Франко - прозаик

Иван Франко был не только поэтом, но и прозаиком. В этих произведениях он выступал как реалист, который сосредоточен на проблемах галицкой жизни, современной ему. Именно Франко первым из украинских писателей изобразил быт рабочих Борислава, трудившихся на нефтяных промыслах, а также евреев-предпринимателей, которые были их классовыми антагонистами. В 1877 году появилось произведение "Обращенный грешник", в 1884 - Boa constrictor, в 1887 - "Яць Зелепуга", в 1899 - "Нефтяник". Созданный в 1882 году роман "Борислав смеется" считается лучшим произведением данного цикла.

Творения, посвященные жизни интеллигенции, также занимают значительное место в прозе Франко. В 1880 году Иван написал "На дне", в 1897 - "Для домашнего очага", в 1900 - "Перекрестные тропы". Важное место среди произведений этого ряда принадлежит тем, которые посвящены украинско-польским отношениям. Среди них нужно отметить "Лель и Полель" (1887 год), а также "Столпы общества" (1894). Оба произведения, к сожалению, остались незаконченными.

Весьма примечательна также сказка Ивана Франко "Фарбований лис" ("фарбований" означает "крашеный"). По ее мотивам в 1953 году был создан советский мультфильм, режиссером-мультипликатором которого является Александр Иванов. "Крашеный лис" является одной из самых популярных работ А. Иванова.

Многим украинцам известен фильм под названием "Захар Беркут". В нем рассказывается история борьбы свободолюбивого народа с социальным гнетом и захватчиками. Речь в этом фильме идет об одном карпатском селении. В основу сюжета легло произведение "Захар Беркут" Ивана Франко.

Иван Яковлевич проявил себя и в драме. Его пьеса "Украденное счастье" была новаторской для своего времени. Да и в наши дни она выглядит вполне современной. В пьесе "Украденное счастье" изображается жизнь семьи, которая внешне выглядит счастливой. Однако эта семья разрушается прямо на глазах у зрителей. Местом действия был выбран провинциальный украинский городок. Классический любовный треугольник лежит в центре сюжета этого произведения. Жизни трех людей сплелись воедино - Анны, ее супруга Мыколы и возлюбленного Михайло. Ревность, измены, любовь, истинные и мнимые смерти, покаяния и убийства, чудесное "воскрешение" - эта пьеса по накалу страстей не уступает драмам Шекспира.

Переводческая деятельность

Всю свою жизнь Франко работал над переводами различных произведений мировой литературы. Его заслуги на этом поприще очень велики. Из переводов, принадлежащих ему, можно составить целую библиотеку.

Чрезвычайно широк спектр произведений, которые привлекали Франко. Его переводы включают творения древнегреческой, древнеарабской, древнеиндийской литератур; древней вавилонской поэзии. Что касается новой литературы, можно отметить Иван Франко перевел его в 1882 году. Его интересовали и другие немецкие, а также французские, польские, английские и итальянские произведения.

Среди переводов Франко - целые книги сочинений К. Гавличка-Боровского и А. С. Пушкина. Отдельно следует отметить цикл переводов трудов, созданных историками древнего Рима. Иван Франко работал над ними с августа 1915 года по март 1916, то есть в последний год жизни.

Нужно отметить, что он переводил на немецкий язык украинские народные песни, а также помогал М. С. Грушевскому создать немецкий вариант "Истории Украины-Руси". Не одни лишь художественные произведения адаптировал Иван Франко. Биография его отмечена интересом и к научно-популярным трудам различной тематики, к которым он обращался в 1870-80-е годы. Иван считал их полезными в деле просвещения украинского народа.

Деятельность в качестве фольклориста

С самого начала своей творческой деятельности Франко проявлял интерес к фольклору. В 1876 году была опубликована первая народная сказка в его записи. "Галицко-русские народные пословицы", а также "Студии над украинскими народными песнями" стали важнейшими достижениями Франко на этом поприще. Иван опубликовал множество этнографических и фольклорных записей и исследований. Кроме того, он записал целый ряд народных песен.

Франко как историк литературы

В нескольких направлениях протекала работа Ивана Франко над историей литературы. Первое из них - история сюжетов. Самое значительное достижение в этом направлении - докторская диссертация Франко, защищенная в 1895 году. Второе направление - собирание, изучение и публикация различных произведений украинской литературы. Здесь нужно отметить сборник Франко "Апокрифы и легенды из украинских рукописей". Иван нашел и опубликовал творения Ивана Вышенского, о котором написал ряд исследований. Он также опубликовал произведения Т. Шевченко, Ю. Федьковича, А. Свидницкого и других украинских писателей. Еще одно направление, в котором работал Франко, - написание синтетических работ, посвященных истории украинской литературы.

Общественная деятельность

Молодые галицкие интеллигенты в 1890 году создали Русско-украинскую радикальную партию, которую до 1898 года возглавлял Иван Франко. Партия эта придерживалась социалистического направления. Она стремилась к тому, чтобы стать представительницей широких кругов трудящихся.

Иван Франко в 1895 году стал кандидатом в венский парламент (от Радикальной партии) по избирательному округу Мостиска - Добромиль - Перемышль. В 1898 году он был кандидатом по другому округу - Скалат - Збараж - Тернополь. Однако оба раза Иван Франко все-таки не был избран.

Франко в 1899 г. вышел из Радикальной партии, созданной им, и вошел в Украинскую национально-демократическую партию. В результате этого радикалы потеряли влиятельного лидера, а национал-демократы так и не получили значительной власти. Франко в новой партии особой деятельностью не отличился. Через некоторое время он прекратил политическую борьбу и всецело сосредоточился на научной и литературной деятельности.

Подводим итоги

Иван Франко, биография которого рассмотрена в статье, был литератором и поэтом по своему призванию. Однако он не мог спокойно наблюдать за политической ситуацией в своей стране. Поэтому он не позволил себе оставаться только писателем. Иван Франко решительно и охотно принимался за любое дело, которое было, по его мнению, полезным для украинского народа. Поэтому многие литературные планы так и не смог реализовать Франко, стихи и проза которого тем не менее пользуются заслуженным признанием. В некоторых лирических произведениях наш герой горько сетовал на то, что ему не удалось реализовать все свои замыслы в литературе.

Однако именно благодаря универсализму деятельности Франко мы можем говорить о том, что он является одним из строителей современной украинской нации. Это подтверждается тем, что Иван Яковлевич изображен на купюре номиналом 20 гривен. Безусловно, этот факт свидетельствует, что его фигура очень важна для украинского народа. С 1992 года изображение Ивана Франко находится на купюре номиналом 20 гривен. Ее дизайн несколько раз менялся, но фигура Франко всегда оставалась на месте.