Обычаи и традиции сенегала. Культурные традиции Сенегала

Территорию Сенегала издавна населяли народы негроидной расы.

Современные народы Сенегала заметно различаются между собой как по особен-ностям социальной , так и по методам ведения хозяйства. У и тукулер, чьи этнические территории ле-жали ближе к торговым путям бассейна р. Нигер, уже в раннем средневековье сформировалось классовое с кастовой иерархией. Этому способствова-ла и постепенная их исламизация. У туку-лер, живущих в долине Сенегала, из года в год обрабатывающих пойменные участ-ки, сложилась редко наблюдаемая в Тро-пической Африке на землю. Богарное же земледелие у туку-лер, как и у волоф и , осно-вывалось на огневой переложной си-стеме и общинном землевладении. Эти земледельческие народы и сейчас поч-ти не занимаются скотоводством.

Процесс развития товарно-денежных отношений и разложения деревенской об-щины захватил волоф и тукулер более других народов Сенегала. Волоф и туку-лер многочисленны в городах, где они играют ведущую роль в политической и культурной жизни страны.

Близкие к волоф по языку земледельцы серер и диола отстали от своих соседей по уровню социальной организации. К на-чалу колонизации представляли со- группу родо-племенных объедине-ний, обитавших изолированно в лесах нижнего Казаманса. Серер находились на переходной стадии от родовой к соседской общине. И те и другие не восприняли ислам и сохранили традиционные верова-ния. В колониальный период товарная культура арахиса у серер и диола распро-странялась гораздо медленнее, чем у волоф. В то же время методы ведения хозяйства у серер и диола лучше приспо-соблены к особенностям среды их обита-ния. Переложное волоф цели-ком основано на использовании есте-ственного плодородия почв и естествен- его восстановлении. Система -ботки земли у серер, сочетающая зачатки севооборота и внесение в почву органиче-ских удобрений путем выпаса скота (в отличие от волоф серер держат ), представляет известную в интенсификации земледелия. Что касается диола, то издревле зани-мались рисосеянием по долинам рек, достигнув немалого совершенства в -кусственном орошении.

Земледельцы мандинго, проникшие на территорию современного Сенегала в XIII-XIV вв. в период процветания древнего государства Мали, по методам хозяй-ства и социальной организации близки к волоф, но принадлежат к иной языковой подгруппе нигеро-кордофанской семьи.

Скотоводы фульбе, появившиеся в пределах Сенегала в X-XI вв., позднее распались на несколько этнических групп. Завоевав в XVI в. долину р. Сене- , часть перешла к оседлости, образовав прослойку знати, собиравшей с коренного населения; другая часть проникла в приморскую полосу на терри-торию, заселенную волоф, и ассимили-ровалась с последними, сохранив свое основное занятие. Фульбе Казаманса, смешавшись с мандинго, перешли к осед-лому земледелию. Менее других измени-лись фульбе, живущие в пустыне Ферло и до сего времени занимающиеся полукоче-вым скотоводством.

В колониальный период в Сенегале появилась значительная прослойка евро-пейцев, проживавших преимущественно в Дакаре, и ливанцев, занимавшихся -кой торговлей в городах и селениях западного Сенегала.

В стране зарождается национальное ки-ноискусство. Фильмы Сембена Усмана, Абабакара Самба, Полена Виэйры по-священы актуальным проблемам разви-тия страны, зачастую носят остро сатири-ческий характер. Они получили. Значитель-ное политическое влияние в стране имеют крупные феодалы в лице марабутов - духовных руководителей мусульманских сект.

Наемным трудом в стране занято 130-150 тыс. человек, из которых 55-60% - промышленные рабочие. часть кадровых промышлен-ных рабочих сосредоточена на предпри-ятиях в районе Дакара и Тиеса.

В городах образовалась прослойка -жуазии. Наиболее многочисленную ее часть составляют мелкие торговцы и предприниматели. За последние 15 лет численно возросла «бюрократическая» , состоящая из различных ад-министраторов и чиновников.

Руководящие буржуазные круги стра-ны стремятся упрочить свое политиче-ское влияние. Официальной доктриной их стали теории «африканского социа-лизма» и «негритюда», наиболее полно разработанные Л. С. Сенгором. Эти тео-рии абсолютизируют своеобразие афри-канской культуры, образа жизни и пси-хологического склада африканцев,

пропагандируют «особый сенегальский» путь к социализму. В своей практической деятельности правящие круги поддержи-вают тесные связи с империалистической буржуазией, привлекают в страну ино-странный капитал и поощряют национальное предпринимательство.

Сенегал, государство в Западной Африке

Сенегал (Senegal), Республика Сенегал, государство в Западной Африке. Среди немногочисленных памятников средневековой художественной культуры на территории Сенегал - могильники в виде круглых насыпей, ювелирные украшения и керамика с простейшим процарапанным и штампованным орнаментом (вероятно, XII-XIV вв.). Среди типичных для Сенегала видов жилища - круглые хижины из ветвей, часто обмазанных глиной, с конической травяной кровлей, прямоугольные глинобитные хижины с травяной четырехскатной кровлей, глинобитные дома сложного плана, а также постройки на деревянном каркасе, выступающим на фасаде в виде пилястр (в городах). Для многочисленных глинобитных мечетей характерны подковообразные арки, ступенчатые зубцы, венчающие стены (мечеть в Тубе, 1931-63). Современное строительство, проникнутое духом французского функционализма , сосредоточено в столице Сенегала - Дакаре. Станковые скульптура и живопись Сенегала развиваются с середины XX в., особенно интенсивно после провозглашения независимости государства (1960). Ведущее положение занимает "дакарская школа живописи", возникновение которой связано с деятельностью Школы искусства в Дакаре (основана в 1960). Произведения мастеров дакарской школы (Папы Ибра Талла, Ибу Диуфа) отличаются орнаментальным рисунком , повышенной декоративностью, обращением к фольклорным образам. Эти черты свойственны и графике (Амаду Йеро Ба), иногда принимающей заострённо-публицистическую направленность. Развиты традиционные художественные ремёсла: изготовление масок из дерева и слоновой кости, резьба по дереву (мебель, предметы обихода), гончарство (посуда с геометрическим орнаментом), плетение (корзины, циновки с красными и чёрными узорами], филигранные работы по золоту.

Республика Сенегал. Государство в Западной Африке. Столица – г.Дакар (1,7 млн. чел. – 2002). Территория – 196,7 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление – 11 областей. Население – 11,13 млн. чел. (2005, оценка). Официальный язык – французский. Религия – ислам, христианство и традиционные африканские верования. Денежная единица – африканский франк (франк КФА). Национальный праздник – День независимости (1960), 4 апреля. Сенегал – член ООН с 1960, Организации африканского единства (ОАЕ) с 1963, а с 2002 ее преемника – Африканского союза (АС), Движения неприсоединения, Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) с 1975, Экономического и валютного союза государств Западной Африки (ЮЕМОА) с 1994, Организации исламская конференция (ОИК) с 1971, Общей афро-маврикийской организации (ОКАМ) с 1965 и Международной организации Франкофонии (МОФ).

Новейшая история Африки . М., «Наука», 1968
Кашин Ю.С. Сенегал . М., «Мысль», 1973
Clark, A.F., and Phillips, L.C. Historical Dictionary of Senegal. 2 nd Edn. Metuchen, NJ, Scarecrow Press, 1994
Барри Бубакар. Международные аспекты вооруженного конфликта на юге Сенегала . М., Изд-во Института Африки РАН, 1999
Садовская Л.М. Лидеры Сенегала и Туниса . М., Изд-во Института Африки РАН, 2000
The World of Learning 2003, 53 rd Edition . L.-N.Y.: Europa Publications, 2002
Bellitto, M. Une histoire du Sénégal et de ses entreprises publiques. Paris, L"Harmattan, 2002
Africa South of the Sahara . 2004. L.-N.Y.: Europa Publications, 2003
Куда идешь, Африка? Историко-политические этюды
Страны Африки и Россия. Справочник . М., Изд-во Института Африки РАН, 2004

Найти "СЕНЕГАЛ " на

Культура Сенегала представляет собой прекрасную смесь французских культурных традиций и традиционной африканской культуры, а именно, культуры народа волоф. Еще одним фактором, влияющим на культуру Сенегала, являются религиозные практики жителей страны.

Искусство Сенегала

Искусство и ремесла в Сенегале обладают вековыми традициями. Они включают плетение ткани, вышивание, гончарство, изготовление ювелирных изделий из разных металлов, например, из стали, железа, бронзы, золота, серебра и меди, или даже дерева и бусин, семян и глины. Другими популярными формами искусства являются резьба по дереву, вырезание масок, рисование по стеклу, и ваяние статуй из таких материалов, как дерево и камень.

Музыка Сенегала

Основной музыкальный жанр Сенегала называется «сабар», он всегда сопровождается танцами. Более того, большинство музыкальных традиций страны основано на танцах, в том смысле, что они создаются для танцев. Другими стилями музыки являются «нгуел» и «уанго». Популярными музыкальными инструментами страны являются разные виды барабанов, например: «неунде», «тхиол», «джембе», «калабас», и «рити». Помимо перечисленного, также популярен инструмент, похожий на ксилофон, называемый «балафон».

Культурные традиции Сенегала. Мода

Столица Сенегала, Дакар, некогда считался самым европейским городом Черной Африки. Но с тех пор, как сорок с лишним лет назад французы оставили страну, чем дальше, тем явственней в облике Дакара проступают африканские черты - включая и не самые приятные - грязь, нищета, перенаселенность… При всем том, даже в совсем бедных районах бросается в глаза - люди огромное внимание уделяют своей внешности. Сенегалец может носить заношенные до дыр штаны и рубашку, но они обязательно будут свежевыстиранными. И это мужчины, а уж сенегальские женщины - они не только, как принято считать, первые красавицы Африки, но и первые модницы. У сенегальских женщин стремление к красоте - в крови. Все они стараются одеться помоднее и покрасивее. И это не зависит ни от возраста, ни от того, состоятельны они или бедны.

Спрос, как известно, рождает предложение. В Дакаре - а это как-никак многомиллионный столичный город - работают десятки (если не сотни) дизайнеров одежды. Случайно выяснилось, что одну из них зовут Дашей, так что мы просто не могли с нею не познакомиться. Как получилось, что африканской девочке родители дали такое имя, Даша сама толком не знает. Даша: "Вообще-то тюрбан нельзя назвать принадлежностью сенегальского костюма… Дело в том, что мусульманкам положено покрывать голову - без этого им даже выходить на улицу нельзя. А тюрбан красиво сочетается с платьем. Так и возникла общеафриканская мода носить тюрбан. Тюрбан замечателен тем, что ему можно придать любую форму".

Даша родом из Бенина, уже двадцать один год живет в Сенегале, а паспорт у нее французский. Искусство модельера она постигала, работая в Соединенных Штатах и во Франции. Отсюда и космополитичность ее авторского стиля. "Меня нельзя назвать типичным представителем сенегальской индустрии моды. В последних коллекциях я много использую общеафриканскую символику, стараюсь вписать ее в более широкий контекст, сделать понятной людям, живущим за пределами Африки. Мне кажется, мода должна быть обращена ко всем - в том смысле, что я делаю одежду в Сенегале, а носить ее сможет кто угодно - те же русские, например".

Изделия сенегальского модельера с удовольствием покупают французы, и одно время Даша выполняла заказы парижских магазинов. Но ее небольшая пошивочная мастерская не смогла выдержать заданные западными партнерами темпы и объемы поставок. У Даши работают девять человек - только мужчины. Она пробовала нанимать портних, но быстро отказалась от этой затеи - сенегальские женщины слишком любят посудачить, так что за день они едва успевают прострочить с десяток швов. Портные-мужчины относятся к делу куда серьезнее…

Авторские коллекции, которые модельер выпускает раз в два-три года, стабильного дохода, понятно, приносить не могут. Заработок Даше дают заказы на униформу для официантов, охранников, персонала отелей. Но все же Даша прежде всего художник и большую часть творческих сил вкладывает в создание коллекционной одежды - такой, какую можно надеть в любой стране мира, что называется, и в пир, и в мир, и в добрые люди. При этом все ее вещи - одни более отчетливо, другие под сурдинку - говорят: "Мы из Африки". Даша: "С первого взгляда вы и не скажете, что этот символ - африканский. Нечто похожее можно найти и в Полинезии. То же и с этим символом… Каждый волен толковать их, как ему заблагорассудится, вкладывать в них свое содержание…" Помимо одежды Даша разрабатывает дизайн различных аксессуаров для дома в том же узнаваемом стиле. Даша: "Например, подстаканник… Дно его сделано в форме одного из моих любимых символов - канаги. Канага вообще-то - гвинейское божество. Я взяла традиционное его изображение и стилизовала".

Как всякий модельер, Даша стремиться создавать не просто одежду, а законченные ансамбли. Стефани Сильо, ювелир: "Мы с Дашей сейчас разрабатываем линию украшений - они будут на моделях во время показов ее новой коллекции… Я использую стеклянные бусины, которые легко найти на любом африканском рынке, особенно в Западной Африке. Они бывают самые разные: зеленые, красные, желтые… Цвета всегда такие насыщенные…" Украшения и аксессуары, дополняющие Дашины наряды, и по стилю, и по месту изготовления бесспорно африканского происхождения.

А вот яркие, хорошо узнаваемые ткани, как правило, оказываются вовсе не африканскими. Большую их часть завозят на континент из Индонезии и Шри-Ланки - стран с традиционно развитой текстильной промышленностью. Азиатские производители еще в середине прошлого века поняли, что рынок Черного континента практически неисчерпаем, и стали выпускать ткани, отвечающие вкусам африканцев. За образец они взяли несколько десятков распространенных в Африке орнаментов - в результате одежда сенегальцев и кенийцев, камерунцев и мадагаскарцев теперь отличается только фасоном, но не рисунком. Тоже своего рода глобализация…

Даша: "В Сенегале работает много дизайнеров одежды, модельеров. Но большинство из них не замыкаются в рамках сенегальской культуры. Как и я сама, они всего лишь отталкиваются от сенегальской культуры, пытаются, так сказать, открыть африканскую моду всему миру". Впрочем, в Сенегале, как и в других странах Африки, многие женщины сохраняют верность привычной, традиционной одежде. Ее, как правило, носят в деревнях. По африканскому платью в столичном же Дакаре можно сразу узнать вчерашнюю провинциалку - либо даму, принадлежащую к самым обеспеченным слоям общества. Запросы богатых клиенток удовлетворяют модельеры, которые, в отличие от Даши, целиком ориентированы на африканскую аудиторию.

Даша: "Мадам Дюма Дьян, которой принадлежит дом моделей "Шалимар", работает в традиционном стиле. Вот уже многие годы у нее одеваются первые леди многих африканских государств". Если Даша в своих моделях делает упор на изящество и демократизм, то тут господствует откровенная роскошь. Простым тканям - льну, хлопку, синтетике, с которыми работает Даша, - в платьях от госпожи Дьян места, безусловно, нет. Все они шьются из самого дорого шелка. Немудреный наряд стоит как минимум пятьсот долларов, и это неудивительно - дюжина мастеров трудится над ним почти неделю. В таком платье не потанцуешь и не пройдешься босиком по подиуму - в нем даже не отправишься вечером в ресторан. Годится оно разве что для великосветского раута или правительственного приема. Мадам Дюма Дьян, как и Даша, не расширяет свой бизнес, довольствуясь единственным бутиком - но не из-за недостатка средств, а по другим соображениям. Дюма Дьян, модельер: "Конечно, открыв больше бутиков, мы бы больше зарабатывали. У нас были ателье и магазины в Камеруне и Кот д`Ивуаре, но я очень скоро поняла, что не могу в должной мере контролировать их работу, а это сказывается на качестве вещей. Для меня важнее всего как раз качество, репутация нашей марки, а прибыль - это на втором месте". Репутацию, а с нею, естественно, и доходы дому "Шалимар" сохранять удается - и не только в Африке. Постоянные клиенты имеются у него и в Европе, и в США.

Журнал "Вокруг света"