Шри янтра значение. Шри-янтра - янтра вселенной

— один из самых древних символов человечества. Она является фундаментальным архетипом Вселенной. Одна из самых важных функций Шри янтры - это способность работать наподобие антенны для связи индивидуального сознания человека и Сознания Создателя.

История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутана тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) - здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее - до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).

В настоящее время многие ученые проявляют повышенный интерес к этому шедевру сакральной геометрии. Американский физик доктор Патрик Фланаган называет Шри Янтру королевой янтр и описывает энергетический эффект Шри янтры, как в семьдесят раз больший, чем от двухметровой пирамиды

Сотрудниками кафедры высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ экспериментально было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ. С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Медитация на Шри янтру

Медитация на Шри Янтру можно сопровождать под звуки мантры "Ом мани падмэ хум ", в которой так же заложен огромный смысл. Просто смотрите в точку в центре, дышите осознанно, если мысли будут приходить - не держитесь за них и они сами постепенно не будут назойливы.

Медитация на Шри Янтру помогает с гармонизировать внутренние энергии женских и мужских начал, так же помогает структурировать ментальную сферу человека и еще много всего интересного. Ведите дневник медитации и с каждым разом в нем будут появляться новые мудрые откровения.

Геометрическое строение Шри Янтры

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри него помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса).

Внутри них - 16-угольная звезда — это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре — точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной. Каждый из 43 маленьких треугольников, сформированных большими, представляют собственную определенную энергию. Вместе они формируют динамическую область силы, которая представляет космическое творение.

Пять треугольников, которые указывают вверх, представляют мужской аспект творения, известный как Шива, в то время как четыре треугольника, которые указывают вниз, представляют женский аспект, известный как Шакти.

Поклонение Шри-Видье было распространено в Индии с самых древних времен.

Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндапада, учитель Ади Шанкарачарьи (первого Шанкарачарьи. Шанкарачарья — это не только собственное имя великого индийского Учителя, но и титул его преемников в смарта-сампрадайе). Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием «Саундарийя-Лахири» . Многие современники Шанкары — Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами — также поклоня лись Шри-Видье. Брат Чайтаньи, извес ный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри-Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди шактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.

Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий . Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру , которая является самой удивительной из всех янтр и назы вается шри-янтрой, шри-чакрой или лалита-чакрой . Правила поклонения шри-янтре , метод ее построения и полное толкование приведены в «Саундарийя-Лахири» . Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-мате , поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат . Этот путь отличается от каула-мата , чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры . Приверженцы самайя-мата строят шри-янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все на оборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре — вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи-крама («закон развития»), а вторую — самхара-крама («закон исчезновения»). Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник сбинду . В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате — вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в «Лалита-Сахасранаме» описывается метод построения шри-янтры.

Шри-янтра очень притягательна и могущественна. Она состоит из девяти пересекающихся треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх, а остальные — вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами вверх треугольника относятся к Шиве, а оставшиеся пять являются треугольниками Шакти. Сочетание девяти треугольников образует шри-янтру — самую динамичную из всех янтр . Если начертить сходную схему, состоящую из восьми пересекающихся треугольников, четыре из которых направлены вверх и четыре — вниз, то получится уравновешенная, статичная фигура. Вызванное добавлением еще одного треугольника нарушение равновесия делает янтру динамичной и более мощной. Шри-янтра представляет собой единственную асимметричную схему, однако ее красота заключается в том, что на первый взгляд она кажется симметричной. В целях поклонения шри-янтру изображают на медных, серебряных и золотых пластинах в виде плоского рисунка или выпуклого рельефа, выложенного камнями, кварцем, хрусталем и самоцветами. Последний тип изображений шри-янтры имеет форму пирамиды; в древности существовало множество подобных янтр .

Обычно шри-янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана шри-янтра .

Шри-янтру называют также «янтрой космоса». В «Бхайраваямпла-тантре» четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В «Кама-калавиласе» говорится, что шри-янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В шри-янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

  1. Бинду.
  2. Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду ).
  3. Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона ).
  4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
  5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
  6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
  7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
  8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
  9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).

В отношении шри-янтры слово чакра означает группу (буквально «круг») структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги , однако между девятью фигурами шри-янтры . и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице 10.

В «Камакалавиласа-агаме» утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это — понять ее символическую форму, шри-янтру. Таким образом, становится ясно, что шри-янтра представляет собой:

  • образ космоса (схему его развития и эволюции);
  • образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
  • образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкуси обоняние), пять махабхут (акаша , воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости. Четыре обращенных вершиной вверх треугольника — треугольники Шивы — олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного «я», эго) и манас (ум, низший разум). Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника — подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира. Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахас-рарачакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть «Я» (джива ), душа, дух, или атман .

Бинду , точка внутри центрального треугольника и янтры , именуется также сарва-анандамайи-чакра , то есть «чакра совершенного блаженства». Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог камы , желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры . — в сахасрара-чакре , чакре лотоса с тысячей лепестков. При медитации на шри-янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду . Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры , однако центральное положение делает его и началом янтры . Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры . Любое поклонение шри-янтре завершается медитацией на бинду .

Трикон

Трикон , который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой , представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду . В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду , стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду — семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным.

Три стороны трикона принадлежат трем богиням — Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, — которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса) . Три основных отрезка трикона представляют собой питхи («обители»), представленные и в человеческом теле:

  1. Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.
  2. Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.
  3. Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре .

Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя гунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свапной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду , а в период движения приходит в движение и становится триконом . Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению «Кама-калавиласы» , между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания — распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает «наделяющее всеми силами (сиддхи) «. Медитация на этой чакре приносит могущество.

Аштар

Аштар , группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой — «чакрой , избавляющей от всех недугов». Восемь треугольников представляют собой восемь йони , образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Ка-улини. Эту чакру называют также агник-хандой , «обителью огня»; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспхутика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой . Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона — в сумме девять — называют навдвара-чакрой , краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой , так как оно имеет девять врат. Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.

Антардашар

Антардашар аштар , — называют также сарва-ракшакара-чакрой, «чакрой, обеспечивающей полную защиту». Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой «пункт управления» пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей. В десяти треугольниках восседают десять йони , или шакти : Сарваджня, Сарва-Шакти-Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности). Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.

Бахирдашар

Бахирдашар — группу из десяти треугольников, окружающих антардашар , — также называют сарва-артха-садхака-чакрой, «чакрой , делающей возможной любое осознание». В санскрите слово артха означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони , или шакти : Сарва-Сампада-Прада, Сарва-Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Свавимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сундари, Сарва-Саубхаджнядайини и Сарва-Сидцхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями;
прана, стана, самана, въяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайя и девадутта . Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха . Медитация на этой чакре помогает чело веку достичь контроля над праной , а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств — однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.

Чатурдашар

Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони , называется чатур-Нашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакрa . В этих йони пребывают следующие шакти : Сарва-Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамб-шни, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва-Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, сарасвати, ида, питала, сушумна (подробности см. в «Йогашикха-упанишаде») . Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях . Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры — и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра — «чакра , приносящая удачу».

Аштадала

Аштадала , кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан-чакра . Эти лепестки являются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан-Малини. Их функции: вачана (речъ), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упадана (днд (дарение), упекша (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрити (изначальная природа) и пуруша (высшее «Я»).

Шодашадала

Кольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием июдашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: «чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий». Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар-шини, Рупакаршини, Расакаршини, Гандхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритьякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакаршини, Амритакаршини и Шариракаришни. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума. Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников — с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.

Бхупур

Бхупур , квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, «чакрой , привлекающей три локи (мира, или плана)». К локам относятся физический мир (бхулока) , астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока) . Обычно бхупур считается обителью янтры — местом пребывания шакти ; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы) . Кроме того, бхупур символизирует десять сид-дхи . К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамья (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также «восемь матерей»: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества). С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий.

В отличие от каула-мата , в самайя-ма ма-те принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы — Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий , помимо дополнительной шри -янтры ).

В черно-белом варианте шри-янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз.
Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний. Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти . Треугольники олицетворяют йони. Бинду , восьмилепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сома-мандалой , «лунной мандолой «. Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр , в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру , посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на шри-янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.

Это графическое архетипичное изображение, символически изображающие энергетические структуры различных Божеств и представляющее тонкие энергии. В нашей физической действительности энергии, вибрирующие с различными частотами, представляют весь диапазон Творения - от Бога до материального мира (36 татв).

Все эти проявления Божественной воли организованы в определенные образцы. Эти образцы знаменуют собой сущность сакральной геометрии и используются при создании янтр.

✶✶✶✶✶✶

Сакральная геометрия доказывает, что форма - это сосредоточение психической энергии, генератор силы, врата в другие пространства.

✶✶✶✶✶

Шри янтра научный подход


По мнению некоторых ученых, орган для восприятия и обработки геометрических образов Вселенной находится в шишковидной железе, которая является единственным кристаллом в человеческом теле.

Все железы человеческого организма влияют на восприятие и связаны на тонком плане с определенными геометрическими фигурами, а шишковидная железа, как считается некоторыми мистиками, объединяет в себе все изначальные формы. Именно эта железа работает с Акашей или Спандой .

⟿ Под термином Акаша

Понимается тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство. Термин Спанда, или непрерывная пульсация, является одним из ключевых понятий философской системы Кашмирского шиваизма.

Принцип Спанды

Реализуется и постигается посредством практики постоянного самоосознавания, Спанда сама и является этим осознаванием. Пульсация Спанды имеет не физическую или психическую природу, а происходит на уровне духовной сущности, одновременно внутрь и вовне.

Движение внутрь – это состояние Абсолюта, покоящегося в себе, движение наружу – сотворение проявленного мира. Спанда присутствует в любом живом существе, поскольку природа индивидуального сознания не отлична от Абсолюта.

Шри́-я́нтра - наиболее знаменитая из всех тантрическихянтр . Представляя собой мистическое устройство космоса, Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Эта янтра изобретена для того, чтобы дать образ полноты и целостности существования, для того, чтобы адепт мог поместить этот образ внутрь себя для окончательного постижения своего единства со вселенной.

Существуют как плоские изображения (часто - разноцветные), так и объёмные (например, отлитые избронзы).


Содержащиеся в пределах двухмерных космических образцов, геометрические формы янтр несут в себе отпечатки вселенских архетипов. Шишковидная железа работает с архетипами, воспринимая их как записи Акаши.

Эта железа является даже не только органом, воспринимающим тонкую информацию, но и хранилищем определенной ее части - а именно той, где говорится об опыте индивидуальной души, накапливаемым за воплощения.


Наукой доказано, что при обработке зрительной информации в центральной нервной системе важную роль играют специальные нейронные структуры - детекторы элементарных признаков: линий, углов, дуг, цветов и т.д.

Преобразование и детектирование зрительной информации, начинающееся еще в сетчатке глаза, продолжается в коленчатом теле и завершается в зрительной (затылочной) коре больших полушарий.

Уже в структуре коленчатого тела (специальное подкорковое образование) содержатся примитивные детекторы, реагирующие на появление в зрительном поле пятен в виде концентрических кругов пропорционально степени их контраста.

Зрительная кора является основным пунктом преобразования информации и имеет по последним данным колончатую структуру, где каждая вертикальная колонка нейронов отвечает за выполнение строго определенной операции преобразования-детектирования.

Шри янтра восприятие мозгом

Из зрительной коры расклассифированная таким образом информация поступает уже в ассоциативные области коры больших полушарий (теменные и лобные части), где происходит ее дальнейший, в том числе и семантический анализ и синтез с другими видами информации.

Как установлено в ходе недавних исследований, треугольник и параллелограмм - формы часто встречающиеся в оккультных янтрах - являются наиболее устойчивыми геометрическими фигурами, надежно детектируемыми даже при наличии сильных помех и искажений.

Так треугольник распознается в 100% случаев при сильном размывании его контуров, а параллелограмм - в 92% случаев, причем процент распознавания падает незначительно даже при частичном разрушении зрительной коры у подопытных животных.

Эксперименты показывают, что преимущественная активация правого полушария возникает при восприятии сложных, но монотонных, гомогенных изображений, ритмических низких гласных звуков, а также при общем расслаблении, переходящем в легкую дремоту.

Именно эти элементы, как отмечено выше, присутствуют во многих ритуалах. Характерно, что процесс сосредоточения на янтрах всегда сопровождается повторением мантр, в которых преобладают протяжные гласные звуки и глухие согласные.

Тем самым задействуется еще один высокопропускной канал передачи информации - слуховой, изучение дополнительного эффекта, включения которого представляет, безусловно, интересную задачу для исследований.

В процесс сосредоточения также вовлекаются и высшие отделы коры головного мозга, что приводит к координированию и усилению общего психологического эффекта.


⤑⤑⤑⤑ Генерируемые янтрами энергии настолько высоки, что они буквально преобразуют матрицу человека на субатомарном уровне, трансформируя ослабленные клетки в здоровые.

Благодаря концентрации и визуализации, генерируемая янтрами энергия божественной любви «имплантируется» в матрицу человека, тем самым помогая перепрограммировать сознание и обрести истинное видение человеком действительности.

Изготовлена в ночь на МахаШиваратри. Особая янтра Шивы Изготовлена в особую ночь Шивы на Маха Шиваратри 2014.

Эти преобразования выполняются благодаря Шакти (энергии) Бога как Абсолютного Сознания, являющего Себя через геометрические формы. Очищение кармы, выравнивание негативных жизненных ситуаций и снятие негативных блокировок - только часть грандиозного пути узнавания Бога в себе. Этот процесс оказывает многостороннее целительное воздействие: физическое, ментальное и духовное.

Шри янтра принцип действия

Принцип действия янтр основан на идее гармонизации внутреннего пространства сознания, с помощью направленного воздействия на подсознание определенных геометрических форм и букв санскрита, благодаря этому энергия и восприятие структурируется и циркулирует должным образом.

Янтра обладает силой влияния на физическое состояние тела, сознания, восприятия, поскольку является зрительным воплощением определённых тонких энергий вибраций.


Мистические шри янтры являются смешением трех принципов: принципа формы (акрити-рупа), принципом действия (крия-рупа), и принципом управления (шакти рупа) Ведическая традиция утверждает, что янтры предназначены для того, чтобы проявить внутреннее основание форм и изобилия во Вселенной.

Подобно этому, исходя из внешней структуры, вся материя базируется на присущем ей единстве – кванте, и каждый аспект мира может быть прослежен в его структурной форме, как в янтре.

Шри янтра может рассматриваться как окончательное уравнение формы определенной энергии проявления в мире и воплощение реальной природы космоса.

Все первичные формы янтры являются психологическими символами, обращающимися к внутренним состояниям человеческого сознания, через контроль которого становится возможным рост психических сил и повышение вибраций.

Почему важно чтобы Шри янтры изготавливались вручную


Каждая вручную изготовленная Янтра – священное вместилище, обитель или сосуд определённых вибраций-энергий. Янтра является внешней выраженной формой определённых энергий, каждый символ в янтре связан резонансом в синтезе внутреннего и внешнего мира, взаимодействуя с тонким телом, восприятием и сознанием.


Янтры функционируют как символы откровений Божественной космической истины и регулятивные диаграммы духовных аспектов человеческого опыта. Все первичные формы янтры являются психологическими символами, соответствующими внутренним состояниям человеческого сознания, через которые становятся возможными контроль и увеличение психической энергии.

янтра Кали изготовленная вручную-резьба на меди


Индийский оккультизм может быть возведен к Атхарва Веде, которая сохраняет ранние, неарийские традиции Индии и в свое время была сборником старинных магических формул. предназначенных для поиска благосклонности божества, достижения нужных результатов.

В общем, целая теория магических обрядов основывается на том, что существует всепроникающая соматическая магическая потенция – Спанда, энергия – вибрация, которая может быть трансформирована или же структурирована посредством написания буквосочетаний, произнесения мантр и использования янтр как амулетов.


Оккультные янтры отличаются от других типов энергетических диаграмм их практическим применением и конкретными задачами.

Эти янтры используется для достижения как мирских, так и духовных целей, в особенности тех, которых не просто достичь обычными или религиозными путями.

Это очень важная Янтра. Она называется Мритьюнджая Янтра.

Как средства практической магии, оккультные янтры на протяжении тысячелетий и до настоящего времени показали высокую результативность в жизни Индии, Тибета, Непала.

Практики, связываемые с оккультными янтрами являются тайными. несмотря на секретность, которая препятствовала распространению янтр как «искусства», многие из диаграмм широко известны благодаря трактату Ади Шанкарачарья Тантра.

На металлические пластины (золото, серебро, медь) различной формы наносится ручным способом гравировка с эзотерическими диаграммами и мантрами. Так же оккультные янтры можно изображать на бумаге, затем сворачивать и носить как амулеты.

Оккультные янтры используют архетипичные графические формы в сочетании с буквами санскрита, благодаря этому происходит воздействие на подсознание. Каждый контур и биджа – это волшебное поле вибрации света, в котором собрана управляемая энергия, используемая для оккультного искусства.

Каждая форма – это способ общения со сверхтонкими вибрациями пронизывающими внутренний и внешний мир. Каждая оккультная янтра индивидуальна настолько, насколько различны человеческие потребности и цели, которые эти магические диаграммы предназначены выполнять.

Для чего служат Шри янтры

Традиция говорит: « Не существует ни одного желания, которое не смогли бы выполнить янтры и мантры».

⨁⨁⨁⨁⨁⨁

Оккультные янтры на металле применяются для профилактического лечения заболеваний тела и психики, избавления от вредных привычек, обретения достойных женихов, мастерство во всём, излечивание фобий, защита от всех видов колдовства магии и чародейства, от преждевременной смерти, как астрологические янтры планет, как амулеты приносящие удачу, для изгнания злых духов, для отваживания несчастных случаев, для достижения богатства или знания, для обеспечения зачатия или рождения сына и так далее.

Подтверждаемая практикой эффективность и результативность оккультных янтр может объясняться разными причинами – нашей верой или положительными торсионными полями,- проще принять это как реальный факт.

Для человека, носящего шри янтру как талисман, янтра становится точкой внутреннего фокуса восприятия сознания, благодаря этому происходит структуризация процессов должным образом.

Янтра – Высший Свет, вибрация — проявленная во внешнем мире в физической форме. Использующий янтру человек верит, что янтра есть целостное воплощение священной энергии вселенной – «присутсвие» божества, которое находится с ним, и одновременно в нем.

Геометрические символы янтры - визуальные инструменты, которые помогают соотносить колебания трехчленного человеческого существа с гармоничными ритмами природы. Наконец, практическая эффективность янтры объясняется энергией его собственной воли, усиливаемой верой.

Созерцая шри янтру физическим зрением, концентрируясь на янтре- мы направляем внимание на янтру, где внимание там и энергия. Удерживаемое внутренним взором изображение янтры –попадает в подсознание и даёт нужный результат.

Ещё помним про концентрацию и вибрацию- мантру. Используемая и почитаемая шри янтра действует как символ психических сил. В этом случае о янтре говорят, что она попадает за «форму» – «функцию» и актуализируется как «силовая диаграмма» (Шакти – рупа), обеспечивающая преобразование внешнего опыта в психический опыт.

На этом уровне говорится, что янтра «открыта». Хотя внешнее значение янтры может быть относительно легким для понимания, внутреннее значение, которое дает янтре силу, трудноуловимо, поскольку архетипичность формы в основном относится к фактам внутреннего психического опыта, постигаемого интуитивно, с опорой на достоверные источники.

Наиболее результативными являются янтры вырезанные на металле вручную. Янтры — которые выполнены механизированным способом- травление, штамп, лазер требуют проведения дополнительных ритуалов

Перед вами Шри - Янтра, древний сакральный символ.

(Для работы с этой страницей необходима Flash поддержка!) Одна из самых сложных и мощных по своему воздействию на пространство и сознание человека янтр!
В индийских трактатах термином ЯНТРА называли изображения, геометрические диаграммы, способные управлять энергией. Они использовались для выполнения различных мистических действий, связанных с воздействием на пространство и для медитаций. Классифицируются, как часть Лайа йоги. (От слова "лай" – исчезать, разлагаться; точка равновесия "нулевая точка" в физике и химии. В эзотерике – точка, в которой вещество становится однородным и неспособным взаимодействовать или дифференцироваться. Лайа-йога, система Йоги, которая специализируется на "подъёме кундалини".)
Янтры создавались с учётом известных в древности законов взаимодействия окружающих нас энергетических потоков. Этот факт давал возможность использовать их для гармонизации пространства вокруг себя.
Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации. Как показали проведенные исследования, благодаря таким свойствам Шри Янтра может быть успешно использована для формирования специальных психофизиологических состояний или для отбора индивидуумов с требуемым типом организации нервной системы.
Показано также, что Шри Янтра может вызывать доминантную активацию правого полушария головного мозга с торможением левого, что обычно используется для достижения мистических состояний сознания в ряде религиозных школ и практик.

Традиционные индийские янтры могли быть трёхмерными или плоскими, выполненными из дерева, металла, камня и других материалов. Самыми распространёнными были графические изображения, как например, Шри – Янтра.
В любой янтре заложет принцип подобия "малое подобно большому" и большое подобно малому", благодаря чему графика Шри – Янтры имеет два прочтения: повторяет формы и отношения, заложенные в основе Вселенной, и отражает структуру человеческого существа. Объяснить, как Шри – Янтра отображает Вселенную коротко можно так: внутри янтры, изображены сакральные, священные планы Вселенной, вокруг – защита от воздействия отрицательных сил. Согласно канонической трактовке, белая точка в центре Шри – Янтры, - бинду (bindu - единство Шива - Шакти), символизирует изначальное состояние Вселенной, в котором господствовал хаос. Её развитие по представлениям древних индусов, было обусловлено формированием законов, определяющих строение Вселенной.
Эти законы симолизируются треугольниками в центре Шри – Янтры. Два круга с лепестками лотоса описывают полевые планы реальности. Шри – Янтру окружает квадрат, образованный двумя свастиками – левой и правой, солнечной и тёмной. Квадрат символизирует защиту Вселенной - бхупуре (bhupura - полное проявление Вселенной) от влияния внешних сил хаоса. Слияние свастик образует Мальтийский крест, в котором сбалансированы тёмное и светлое начала.

Сбалансированная система обладает огромной прочностью и устойчивостью, поэтому наружный крест является обязательным элементом почти всех янтр. С другой стороны, Шри – Янтра отражает законы, которым подчиняется тонкая структура человека, включая чакры, акупунктурные точки и энергетические каналы. Наружный квадрат связан с чакрой муладхара, хранительницей энергии Кундалини.
Круг с лепестками лотоса голубовато – синего цвета связан с репродуктивной чакрой – свадхистаной. Её первый элемент – вода, отсюда и голубой цвет. Круг с лепестками красного цвета – с чакрой солнечного сплетения, манипурой, первым элементом которой является огонь. Далее изображены верхние чакры до сахасрары. А белая точка – это выход в бесконечную Вселенную и связь с Высшим Божеством.

Благодаря двойному прочтению, янтра как объект медитации даёт возможность выходить на глобальные, космические проблемы, проникать в тайны Вселенной, а также воздействовать на своё тело или психику. Однако, искусству медитации на Шри – Янтру нужно учиться! Сила воздействия янтры на человека и пространство объясняется тем, что благодаря своему геометрическому рисунку она может входить в резонанс, то есть усиливать энергетические потоки, которыми пронизан наш мир.
Янтра служит как бы посредником между Космосом (макрокосмосом) и Человеком (микрокосмосом), помогая ему почувствовать и воспринять большинство этих энергетических потоков. Она способствует пробуждению духовности, помогает человеку встать на путь духовной эволюции. Около янтры можно лечиться, причём это достаточно примитивный уровень использования янтры. Для того, чтобы проявилась и стала доступной её истинная сила, янтра должна быть освящена с помощью определённых мистических ритуалов.

Инструкция по практике созерцания.
Лечебная медитация.

Расслабьтесь, сядьте поудобнее, спину держите прямой, голова - продолжение туловища. Сосредоточьтесь и смотрите в белый центр Шри - Янтры не чаще одного раза в день около двух - трёх минут. Через указанный промежуток времени постарайтесь рассеять внимание и смотреть на янтру рассеянным взором около 5 - 10минут.
После этого закройте глаза и в том же положении туловища созерцайте янтру внутренним взором ещё 5 - 10минут. Дыхание равномерное. Вдох через нос, выдох через рот. Начинающие практиковать, старайтесь не превышать указанное время занятия. Из состояния медитации выходите неспеша, медленно открывая на выдохе глаза, приходя к обыденной деятельности через плавное потягивание, вытягивая руки над головой, делая глубокий медленный вдох, а затем медленный выдох.
Старайтесь регулярно и в одно и то же время повторять процедуры. Данный вид набора энергии дополняет другие виды набора энергии.

Предупреждение!
Данная практика, выложенная на странице, дана для ознакомления дилетантов и помощи в практике посвящённым адептам, в дозах, которые они считают приемлемыми для себя!
За последствия, при использования практики без соответствующего навыка и без соответствующего обучения под руководством опытного учителя, авторы сайта ответственности не несут!

Поклонение Шри-Видье было распространено в Индии с самых древних времен. Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндалада, учитель Ади Шанкара-чарьи (первого Шанкарачаръи) . Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием «Саундарийя-Лaxиpи». Многие современники Шанкары - Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами - также поклонялись Шри-Видье. Брат Чайтанъи, известный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри-Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди шактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.

Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий. Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру, которая является самой удивительной из всех янтр и называется шри-янтрой, шри-чакрой или лалита-чакрой. Правила поклонения шри-янтре, метод ее построения и полное толкование приведены в «Саундарийя-Лахири». Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-матеу поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат. Этот путь отличается от каула-мата, чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры.

Приверженцы самайя-мата строят шри-янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все наоборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре - вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи-крама ("закон развития"), а вторую - самхара-крама ("закон исчезновения "), Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник с бинду. В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате - вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в «Лалита-Сахасранаме» описывается метод построения шри-янтры.

Шри-янтра очень притягательна и могущественна. Она состоит из девяти пересекающихся треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх, а остальные - вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами вверх треугольника относятся к Шиве, а оставшиеся пять являются треугольниками Шакти. Сочетание девяти треугольников образует шри-янтру - самую динамичную из всех янтр. Если начертить сходную схему, состоящую из восьми пересекающихся треугольников, четыре из которых направлены вверх и четыре - вниз, то получится уравновешенная, статичная фигура. Вызванное добавлением еще одного треугольника нарушение равновесия делает янтру динамичной и более мощной.

Шри-янтра представляет собой единственную асимметричную схему, однако ее красота заключается в том, что на первый взгляд она кажется симметричной. В целях поклонения шри-янтру изображают на медных, серебряных и золотых пластинах в виде плоского рисунка или выпуклого рельефа, выложенного камнями, кварцем, хрусталем и самоцветами. Последний тип изображений шри-янтры имеет форму пирамиды; в древности существовало множество подобных янтр. Обычно шри-янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана шри-янтра. Шри-янтру называют также "янтрой космоса". В «Бхайраваямала-тантре» четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В «Кама-калавиласе» говорится, что шри-янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело.

В шри-янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

2. Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).

3. Агитар (группа из восьми треуголь ников вне трикона).

4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).

5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).

6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).

7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).

8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).

9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).

В отношении шри-янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами шри-янтры и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице 10.

В «Камакалавиласа-агаме» утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это - понять ее символическую форму, шри-янтру. Таким образом, становится ясно, что шри-янтра представляет собой:

Образ космоса (схему его развития и эволюции);

Образ человеческого тела (схему егов нутреннего строения);

Образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), пять махабхут (акаша, воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости.

Четыре обращенных вершиной вверх треугольника - треугольники Шивы - олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного «я», эго) и манас (ум, низший разум).

Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника - подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира.

Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахасрара-чакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть «Я» (джива), душа, дух, или Атман.

Бинду

Бинду, точка внутри центрального треугольника и янтры, именуется также сарваанандамайи-чакра, то есть "чакра совершенного блаженства". Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог комы, желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры - в сахасрара-чакре, чакре лотоса с тысячей лепестков.

При медитации на шри-янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду. Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры, однако центральное положение делает его и началом янтры. Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры. Любое поклонение шри-янтре завершается медитацией на бинду.

Трикон

Трикон, который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой, представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду. В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду, стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду - семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным. Три стороны трикона принадлежат трем богиням - Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, - которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса). Три основных отрезка трикона представляют собой питхи ("обители"), представленные и в человеческом теле:

1. Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.

2. Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.

3. Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре.

Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя гунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свапной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду, а в период движения приходит в движение и становится триконом. Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению «Кама-калавиласы», между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания - распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает "наделяющее всеми силами (сиддхи)". Медитация на этой чакре приносит могущество.

Аштар

Аштар, группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой - "чакрой, избавляющей от всех недугов". Восемь треугольников представляют собой восемь йони, образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Каулини.

Эту чакру называют также агник-хандой, "обителью огня"; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспху-тика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой. Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона - в сумме девять - называют навдвара-чакрой, краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой, так как оно имеет девять врат.

Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.

Антардашар

Антардашар - группу из десяти треугольников, окружающих аштар, - называют также сарва-ракшакара-чакрой, "чакрой, обеспечивающей полную защиту". Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой "пункт управления" пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей.

В десяти треугольниках восседают десять йони, или шакти: Сарваджня, Сарва-Шакти-Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности).

Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.

Бахирдашар

Бахирдашар - группу из десяти треугольников, окружающих антардашар, - также называют сарва-артха-садхака-чакрой, "чакрой, делающей возможной любое осознание". В санскрите слово артха означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони, или шакти: Сарва-Сампада-Прада, Сарва-Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Сва-вимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сунда-ри, Сарва-Саубхаджнядайини и Сарва-Сиддхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайям девадутта. Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха.

Медитация на этой чакре помогает человеку достичь контроля над праной, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств - однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.

Чатурдашар

Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони, называется чатурдашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакра. В этих йони пребывают следующие шакти: Сарва-Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамбхини, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва- Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать Нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, са-расвати, ида, пингала, сушумна (подробности см. в "Йогашикха-упанишаде"). Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях. Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра - "чакра, приносящая удачу".

Аштадала

Аштадала, кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан-чакра. Эти лепестки вляются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан-Малини. Их функции: вачана (речь), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упаЭдня (дарение), умекшя (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрити (изначальная природа) и пуруша (высшее "Я").

Шодашадала

Кольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием шодашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: "чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий". Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар-шини, Рупакаршини, Расакаршини, Ган-дхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритъякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакарши-ни, Амритакаршини и Шариракаршини. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума.

Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников - с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.

Бхупур

Бхупур, квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, "чакрой, привлекающей три локи (мира, или плана)". К локам относятся физический мир (бхулока), астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока).

Обычно бхупур считается обителью янтры местом пребывания шакти; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы). Кроме того, бхупур символизирует десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамъя (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также "восемь матерей": Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества).

С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий. В отличие от каула-мата, в самайя-мате принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы - Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий, помимо дополнительной шри-янтры). В черно-белом варианте шри-янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз. Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний.

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Амбики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьми лепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сомамандалой, "лунной мандалой". Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру, посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на шри-янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Шри Янтра в Тантре

В санскрите слово "янтра" имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня ям, означающего "поддерживать, удерживать". Слово "удерживать" означает также "содержать, сохранять" сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: "освобождение от уз". Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите "инструмент". Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).

Обычно Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра.
Шри-Янтру называют также "янтрой космоса". В "Бхайраваямпла-тантре" четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса.
В "Кама-калавиласе" говорится, что Шри-Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В Шри-Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

  • Бинду.
  • Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
  • Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона).
  • Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
  • Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
  • Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
  • Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
  • Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
  • Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).

В отношении Шри-Янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами Шри-Янтры. и этими психическими центрами существует определенная связь.
Таким образом, Шри-Янтра представляет собой:

  • образ космоса (схему его развития и эволюции);
  • образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
  • образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Имеется два способа рассмотрения Шри Янтры в процессе медитации: изнутри-вовне и извне-вовнутрь, то есть из центральной точки бинду (bindu) к бхупуре (Lквадрат защиты¦) через концентрические цепи малых треугольников, лепестков лотоса и линий квадрата защиты, или же в обратном направлении. Эти два метода используются в двух тантристких ритуалах правого и левого направлений, соответственно. Направление медитации изнутри-вовне ассоциируются с эволюционным развитием Вселенной от исходного точечного, вневременного и внепространственного состояния (имманентное единство Шивы и Шакти: высшего сознания и высшей энергии, мужского и женского основополагающих принципов) к феноменальному проявлению и к все большей и большей дифференциации и усложнению форм материи. Противоположенное направление рассмотрения Шри Янтры ассоциируется с обратным процессом деструкции Вселенной, заканчивающимся в точечном недифференцированном состоянии.

Психофизика.

В процессе медитации адепт (sadhaka) осуществляет проекцию эволюционно-инволюционного процесса на свое тело, целью которого является пробуждение энергии Шакти, именуемой Кундалини, которая спит в основании позвоночника (в так называемой Муладхара-чакра, ассоциируемой с бхупурой Шри Янтры). Далее, зрительно трассируя Шри Янтру к центру, адепт старается направить эту энергию вверх по позвоночному столбу до слияния с аспектом Шивы, располагающимся в головной чакре (Сахасхара-чакра, ассоциируемая с бинду Шри Янтры). Таким образом как бы проходится путь, обратный развитию вселенной. Поэтому, согласно тантристкой доктрине, в конечной точке этого процесса достигается неописуемое расширение восприятия с полным знанием основ мироздания. Выполняя обратную процедуру, адепт возвращается к своему обычному чувственному (телесному) восприятию.


Источники

Западной науке Шри Янтра, по-видимому, стала известна из работ видного английского индолога начала нашего века, сэра Джона Вудроффе (литературный псевдоним - Артур Авальон), обнаружившего и впервые выполнившего переводы ряда тантристских текстов. Примерно в это же время Шри Янтра привлекла внимание немецкого индолога Генриха Циммера, который привел описание некоторых ритуалов ее использования. Но только в послевоенные годы появляются переводы отдельных тантристких манускриптов, в той или иной мере упоминающих Шри Янтру. В последнее же двадцатилетие начинается более внимательное изучение культуры тантры и выходят в свет ряд монографий, посвященных семантике и прагматике янтр различных типов. К сожалению, эти единичные научные труды, в той или иной степени касающиеся Шри Янтры, имеют большей частью описательный, этнографический характер. В них, как правило, не предпринимается попыток исследования вопросов происхождения, генезиса, распространения и типологии изображений Великой янтры, ее структуры, геометрии и психологии восприятия.
Исторические корни.

Наиболее ранний из известных образцов изображения Шри Янтры, который нам удалось обнаружить по литературным изысканиям, находится в монастыре Шрингари Матха (Srinagari Matha), основанным великим религиозным мыслителем Шанкарой в восьмом веке нашей эры. Шри Янтра также упоминается в надписи, выполненной в буддистской империи Шривиджайя (Srivijaya) на каменной плите в Южной Суматре, датируемой 7 веком нашей эры. Тем самым, уже до этого времени Шри Янтра не только проделала длительный путь становления в качестве центрального ритуального объекта на материке, но и распространилась по удаленным регионам индуистского влияния. Действительно, уже в Атхарваведе (датируемой приблизительно XII столетием до н.э.) встречается гимн, посвященный ритуальному изображению (без явного упоминания его наименования), образованному, как и Шри Янтра, из девяти пересекающихся треугольников.

Композиция Шри Янтры

Геометрически Шри Янтра состоит из центральной 14-угольной звезды, объемлющих ее 8- и 16-лепестковых лотосов, заключенных в Lквадрат защиты¦ бхупура (bhupura) с четырьмя символическими дверьми на четыре стороны света. Сама звезда образована пересечением девяти больших треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющие пять внутренних колец.

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.

Структурные компоненты.

Анализ показывает, что геометрически звезда Шри Янтры может быть разложена на четыре последовательных, вложенных структурных компонента. Процесс конструирования каждого компонента включает рисование замкнутой последовательности линий, в завершение чего необходимо провести линию через три точки пересечения ранее нарисованных линий. Иными словами, в процессе построения каким-то образом надо добиться, чтобы эти точки уже лежали на одной прямой.
Попытаемся проиллюстрировать эту процедуру на примере первого структурного компонента. Прежде всего, выберем априорно значение yA (которое потом мы вынуждены будем корректировать при построении компонента 4), исходя из которого однозначно начертим два наибольших и симметричных треугольника (тонкие линии на рисунке).
Примечание: Напомним, что символ из двух скрешенных треугольников в западной ойкумене обычно именуется звездой или щитом Давида (реже - печатью Соломона) и обозначает нисхождение духа в материю. С другой стороны, этот символ является одним из центральных в тантризме и обозначает там единство сознательного (треугольник с вершиной вверх) и энергетического (вниз направленный треугольник) основополагающих принципов развития мироздания. Очевидно, что этот символ имеет не арийское, а более древнее - дравидское происхождения, то есть он существовал в Индостане задолго до времен Хараппы и Мохеджо Даро (2.5 тыс. лет до н.э., где уже встречаются печати со свастикой) и тем более - задолго до времен царств Давида и Соломона (XI-X века до н.э.). Поскольку этот символ не упоминается предшествующими библейскими пророками, не встречается ни в каких более древних сопредельных культурах, а именно в эпоху царя Соломона, после беспрецедентных завоеваний Давида начинаются прямые торговые контакты иудеев с Индией, то становится очевидным, что шестиугольная звезда попала в Палестину в это время и именно из Индостана, в конце концов получив там новую интерпретацию, отличную от космогонии тантры.

Семантические корреляты.

Одним из направлений поисков читателей были усилия найти астрономические и физические корреляты в Шри Янтре с учетом ее космогонической символики. Так словацкий инженер Владимир Сагмейстер из Братиславы прочитал два обрамляющих лотоса, как указание увеличить звезду Шри Янтры в 8 и 16 раз. При этом он обнаружил хорошее соответствие между концентрическими уровнями построенных им в таком соотношении трех звезд Шри Янтры и орбитами планет Солнечной системы (рис, где приведены первые две из трех рассмотренных им звезд) с расхождением от реальных средних диаметров орбит, составляющим в среднем 1.5%. Дополнительно в построении имеются окружности, соответствующие границам пояса астероидов и пяти трансурановым планетам.

Г.П.Овсяников из Саратова провел детальное исследование (для различных мягких вариантов звезды) геометрических коррелятов и обнаружил множество впечатляющих соотношений, близких к числу p, основанию натуральных логарифмов, базисным параметрам лунно-солнечного календаря и астрономическим циклам. В частности, он предложил соотношение yB=yA/e, которое отличается от точного значения всего на 1.3%. По полученным им результатам была подготовлена специальная подробная статья для того же журнала, которой также не суждено было пробиться в печать.