Тайцзицюань стиль ян варшавская. Базовая программа обучения тайцзицюань: «Старый стиль Ян

Тайцзицюань – один из самых известных стилей ушу. Он входит в тройку "классических внутренних" стилей ушу. Согласно летописцу Тан Хао самым ранним направлением тайцзицюань был стиль Чень, основателем которого стал Чень Вантин, выходец из семейства Чень, проживавшей в Уезде Вень провинции Хэнань. Ранний стиль Чень отличался от современного, в нём было много быстрых движений, резких ударов и даже кувырков. В своём современном виде стиль характеризуется медленными плавными движениями, мгновенно переходящими в быстрые, взрывные.

Тайцзицюань стиль Ян создал выходец из бедной семьи Ян Лучань (1799 – 1872 гг.). Он родился в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Ян с детства мечтал заниматься ушу. Однажды его отправили разгружать уголь в аптекарскую лавку семьи Чень. Там он впервые познакомился с тайцзицюань. Позднее, за счёт хитрости, ему удалось поступить в ученики к Чень Чансину. В дальнейшем Ян Лучань видоизменил стиль, добавив в него мягкость, позже постепенно упростил выброс силы, прыжки и другие трудные элементы.
Его сын Ян Цзяньхоу еще больше упростил стиль.
В дальнейшем Ян Цзяньхоу передал форму своему сыну Ян Ченфу, который тоже внес изменения, создав стандарт стиля 85 движений.
В этом виде он, благодаря легкости и простоте стал более доступен широким массам.

Упражняясь в тайцзицюань стиль Ян , необходимо в движении стремиться к покою, а в покое - к движению; использовать разум и не применять силу; разграничивать пустое и полное. Движения тайцзицюань словно один замкнутый круг, в котором зарождается и накапливается сила, происходит переплетение всех форм, везде царит непрерывность, нельзя отыскать ни начала ни конца. В процессе эволюции тайцзицюань возникло множество различных направлений (наиболее известные: Чень, Ян, У, Сунь).
И хотя каждому присущи свои черты, тем не менее все они объединены общими требованиями.


Движения тайцзицюань покорны, непринужденные, ровные, мягкие. Твердость и мягкость таятся внутри (подобно игле внутри ваты). Расслабление ведет к мягкости, накопленная мягкость превращается в твердость, непрерывность и естественность проявляются посредством выброса энергии Ци. Позиции могут быть высокими, средними, низкими, в зависимости от возраста, пола, физической силы и мотивации ученика. Вот почему этот стиль подходит как для лечения болезней и профилактики заболеваний, так и для увеличения силы и улучшении здоровья.

В изучении Тайцзицюань есть 3 стадии обучения:
Первая стадия - нужно все делать медленно, но медленно не означает безжизненно.
Вторая стадия - все нужно делать быстро, но быстро не означает поспешности.
Третья стадия - научившись двигаться быстро, нужно учиться делать движения мягко, и только долгое время мягко двигаясь, можно развить внутри мягкости жесткость, чтобы жесткое и мягкое друг друга дополняли.

Ученики центра традиционного ушу «УЦЗИМЭНЬ» (как взрослые, так и дети) изучают тайцзицюань стиль Ян и тайцзицюань стиль Цзинву. Неотъемлемой частью занятий тайцзицюань является практика цигун и туйшоу.

Начать заниматься тайцзицюань стиль Ян никогда не поздно. Всё зависит от вашего желания.

Что же такое Тайцзицюань? Разговоров, статей и пояснений великое множество. Это и Великий предел, и равенство единства противоположностей. Я слышал много чего за годы тренировок. Для себя был сделан следующий вывод: этой дисциплиной могут заниматься все возрастные группы. Единственно, сильно динамичным людям, будет трудновато это осваивать.

Условно, Тайцзицюань можно разделить на две составляющих. Это здоровье и прикладная или боевая техника. Один из китайских мастеров говорил так: "Cначала вылечитесь, а потом воюй". Надо отметить, что данная дисциплина даст положительный результат в любом случае. Ведь движение это жизнь!

Если вы будите практиковать оздоровительную сторону, то со временем, вы приобретёте экстрасенсорную чувствительность, откроете в себе интуитивный канал, восстановите ослабленные функции вашего организма. Регулярные занятия и изучение базовых форм Тайцзицюань, позволят вам значительно улучшить подвижность всех суставов, укрепить позвоночник, избавиться от недугов и продлить жизнь.

На данном сайте предпринята попытка показать, как и за счет чего, вы сможете достичь искомых результатов в улучшении своего здоровья. Так же будет рассмотрена прикладная техника. Приятно осознавать, что в последнее время, людей всё больше интересует оздоровительная сторона, но и прикладную технику мы будем освещать не меньше.

Желаем всем ищущим достичь своих высот. Здоровья, благополучия и удачи!!!

Видео Фу Чжун Вень, ученика Ян Чэн Фу, выполняющего форму Yang Tai Chi 85.


Фу Чжун Вень – один из ярчайших представителей Тайцзицюань стиля Ян, прожил 91 год (1903-1994), практикуя Тайцзицюань большую часть своей жизни (с 9-ти лет).

Знаменит мастер Фу своим трудолюбивым подходом к тренировкам. Он практиковал и обучал своих учеников такому правилу: форма (108 движений Ян ) делается последовательно без перерывов от 6-ти до 8-ми раз. Каждая форма в его направлении выполняется примерно по 20 минут. Итого формой занимаются от 2-х до двух с половиной часов.

К этому нужно добавить формы с оружием и занятия Туйшоу . Возможно, именно такой подход к тренировкам укрепляет организм на долгие годы.

Известно, что мастер Фу Чжун Вень был пылким противником упрощения форм в Тайцзицюань, за что и пострадал. Знаменитую современную форму «24 формы» создал некий Ли Чен Жи (Li Chen Ji ), который был членом компартии и изучал Синъи и Багуа , но никогда не изучал Тайцзи . Форму он создал на основе книги, которую написал мастер Фу. Увидев эту форму, Фу Чжун Вень жестко раскритиковал её, отказавшись признать за Тайцзицюань .

За это его заключили под стражу и посадили под домашний арест за «несогласие с политикой партии по распространению Тайцзицюань».

Традиционный Тайцзи-цюань стиля ЯН. Интерактивное обучающее пособие.
Михаил Баев, ООО "ВИПв"
Автор-составитель этого DVD - Баев Михаил Леонидович, личный ученик мастера Лю Гаомина, 6-е поколение прямой передачи традиционного Ян-ши тайцзи-цюань...

За его плечами более 35 лет практики, в том числе и реальной боевой. Также М.Л. Баев является специалистом по традиционной китайской медицине.


Об авторе-составителе пособия
Автором-составителем интерактивного обучающего пособия является Баев Михаил Леонидович, личный ученик мастера Лю Гаомина, 6-е поколение прямой передачи традиционного Ян-ши тайцзи-цюань.

Ниже мы приведём выдержки из интервью с Михаилом Баевым.
Михаил Леонидович, насколько мне известно, в своё время Вы работали в Комитете Государственной Безопасности, где служили в антитеррористической противодиверсионной группе, базировавшейся в средней Азии. Причём группа, как было принято тогда говорить, была образцово-показательной. В число Ваших основных обязанностей входила подготовка личного состава по общефизической, боевой и рукопашной подготовке. Это уже предполагает определённый уровень наработки. Расскажите, как Вы пришли в мир Воинских Искусств?
Моим первым учителем был Исаков Макетай, киргиз по национальности. Человек, который ввёл меня в мир Воинских Искусств, дал основы и направление. Я бесконечно ему благодарен за это. Мне не пришлось переучиваться нигде. Ни тогда, когда нужно было заниматься реальной работой в КГБ, ни тогда, когда я в Китае изучал традиционный Тайцзи-цюань…
Сам он начал заниматься, когда учился в Мухинском училище в Питере, в самом начале 70-х, а потом, когда после учёбы вернулся на родину в Киргизию, оказалось, что в средней Азии достаточно много выходцев из Китая, которые обладали какими то интересными знаниями из этой области. В силу его личностных качеств и устремлённости, у него была возможность получать информацию от этих выходцев из Китая, таким образом, по крупицам он сформировал стиль, с помощью которого воспитал несколько сотен великолепных бойцов. А потом, когда появился Мастер, который ему дал конкретные техники, он передавал их и нам. Это были замечательные времена. Когда мы уезжали вместе в горы и тренировались по 15 - 18 часов в сутки…

А как Вы познакомились со своим учителем?
Первые контакты с китайскими мастерами я завязал в Москве (поскольку раньше был не выездной), прилетев сюда на семинар, который проводил Госкомспорт.
А потом ко мне попала кассета с записью Лю Гаомина, и я понял, что это именно то, чего мне не хватало в изучении Тайцзи-цюань. Какое то время занимался по кассете, потом поехал в Пекин. Поводом для этой поездки была всемирная конференция по Тайцзи-цюань, на которой от Советского Союза были приглашены только два человека - я и мой брат. Китайцы, возможно, не знали, кого приглашать. Там встретился с Учителем, показался ему, и он взял меня. А через три года я попросил сделать БАЙ ШИ и войти в семью. И тоже получил согласие.

Поподробнее, пожалуйста. Что такое БАЙ ШИ?
БАЙ ШИ это приём в ученики. Формально это означает одно - поклониться Мастеру, как Учителю. Если он разрешит это сделать, значит, берёт тебя в ученики. Это равносильно приёму в семью, и те, кто прошёл этот ритуал становятся буквально вступающими в след, то есть последователями. Теми, кто принимает всю информацию. Как кто возьмёт - это уже личное дело каждого, но им, ещё раз повторю, дают всю информацию, и они уже становятся представителями школы. В 94-м году Учитель взял меня в семью…

Каким образом Вы занимались?
Ездить в Китай начал с 1991 года. Я жил тогда в Алма-Ате. 4 часа лёта до Пекина. Ездил 5 - 6 раз в году, но дольше 2-х месяцев я ни разу не жил в Китае.
Прилетал к Учителю. Мы занимались в парке, в котором он преподавал с 59 года. Это парк при бывшем императорском дворце. Сёйчас он называется «Парк культуры и отдыха трудящихся». Вот у Восточных ворот этого парка есть маленькая беседочка. Мы там занимались 2 - 3 раза в день. Чаще всего вдвоём. Так как когда Учитель занимается с тобой персонально - это называется «Ученик Внутренних покоев». Достаточно привилегированное положение в традиционной китайской школе.


Клип 1. Занятия с Учителем.

Плотно мы общались таким вот образом до 95 года. С 95-го года у Учителя пошло обострение болезни (следствие тяжёлой травмы после аварии) и потом уже занятия шли так: Учитель приглашал кого-нибудь из старших учеников и то, что он сам не мог показать (например, форму с копьём, это достаточно сложно) мне показывал старший ученик, а Учитель давал указания и разъяснения. В марте 2004 года Учитель ушёл…

На что Вы рекомендуете обратить внимание, какие советы дать тем из пользователей, кто только что начинает заниматься Тайцзи-цюань.
Человеку, выросшему в условиях Западной культуры достаточно трудно вполне и всерьёз воспринять все составляющие традиционных духовных и физических практик древнего Китая, многое из которых невозможно объяснить на вербальном уровне. Поэтому в своих занятиях каждый должен быть максимально честным и искренним, стараясь по мере возможностей использовать традиционные, древние техники. Совершенствовать внешнее и внутреннее, постоянно подгоняя своё отстающее. Укреплять и развивать тело, контролировать-развивать дыхание и концентрировать - утончать ум.
Рекомендуется ознакомиться, а лучше прилежно изучать три главных книги для всех внутренних стилей у-шу: И Цзин (Книгу Перемен), Дао-Дэ Цзин (Канон Пути и Силы, или Пути и Добродетели) и Хуан-Ди Нэй-Цзин (Трактат о Внутреннем Жёлтого Императора).
Каждый, желающий достичь совершенства должен целью иметь максимальные задачи:
В боевом искусстве - достижение состояния, когда навсегда исчезнет необходимость драться, так, как настоящий мастер никогда не допустит вблизи себя ситуации, вызывающей необходимость использования физической силы. Либо - как высший уровень мастерства в Тайцзи-цюань - способность материализации намерения и управления ситуациями на уровне энергий.
В плане здоровья - полное отсутствие всех заболеваний…
В совершенствовании духа - достижения состояния сознания, определяемого в китайской традиции как “Совершенная мудрость”.

Военно-прикладные виды искусства Китая включают в себя множество направлений и школ, но независимо от этого, для достижения хорошего уровня владения искусством ведения боя необходимо приложить много усилий и терпения, многие годы кропотливого труда в одном направлении. Только тогда возможно появление того, что называется Гунфу - наработка, мастерство на уровне свершений. Что же касается искусства Тайцзи-Цюань, то оно определяется такими понятиями как «слабое одерживает верх над сильным», «в мягком содержится твердое», «дух-шэнь, дыхание-ци и семя-цзин едины”, “мысль ведёт дыхание-ци, ци ведёт силу-ли» и т.д., которые распространяются на все остальные сферы жизни человека и лежат в основе всей традиционной китайской культуры. Если научишься постоянно тренировать дух и тело, независимо утро это, или вечер, холодная зима или же знойное лето, если будешь повышать свой интеллектуальный и физический уровень, то независимо от того, кто ты мужчина или женщина, стар или молод, обязательно достигнешь большого успеха. И не надо откладывать продвижение по Пути, придумывая себе оправдания в виде поисков «секретных техник» или «настоящего учителя». Традиция говорит, что когда ученик готов, учитель найдётся сам. Так же древние говорили: “Один день занимался - один день приобрёл. Один день пропустил - десять дней потерял”...


Особенности проекта
Наша программа работы с текстовой и видео информацией на выходе (то есть на экране монитора), представляет из себя «живую книгу».

Вы просто читаете эту книгу. Дойдя до определённого места, Вы обнаруживаете, что на одной из страниц появляется видео изображение, соответствующее по смыслу только что прочитанному.

1.Чтение "книги". Слева текстовая информация, справа - соответствующий ей видеоклип

Если клип Вас заинтересовал, можно просмотреть его ещё раз, можно просматривать его непрерывно целиком или любую его часть, как на боевой скорости, так и в режиме "по кадру".

2.Клип меня заинтересовал, я просматриваю его непрерывно

А можно увеличить его до размеров экрана, отойти в сторону и отработать полученную информацию (например, уход с линии атаки противника, нанесение удара ногой, защиту от ножа и т.п.).

3.Увеличиваю видео до размера экрана

Такой подход (предоставление информации в формате «живой книги»), с нашей точки зрения, наиболее оптимальный. Поскольку лишь сочетание видео и текстовой информации может дать наиболее объёмное рассмотрение вопросов по военно-спортивной тематике

Так же хотим обратить Ваше внимание, что освоение Вами технических приёмов при такой форме обучения будет проходить значительно эффективнее, по сравнению с изучением лишь с помощью учебного фильма. Ведь любой из этих приёмов Вы можете найти в течении нескольких секунд, ознакомиться с необходимой текстовой информацией, изучать или отрабатывать приём или его часть на удобной для Вас скорости с помощью пяти встроенных в программу видео плееров...

Кроме того, программа позволяет работать с Вашим личным видео архивом.
Ведь каким бы уровнем мастерства Вы не обладали, взгляд на себя со стороны поможет Вам проанализировать свои достоинства и недостатки, сделать нужные выводы и продолжить свои тренировки более эффективно.


Начальный этап обучения
Основные методы начального этапа
Основные методы начального этапа - подражание и повторение. Путь к освоению лежит через накопление лёгкости и мягкости. Накопление мягкости даёт твёрдость, твёрдое и мягкое начинают органично направлять друг друга.


Клип 1. Столбовая работа, статика. Стояние столбом и на китайском языке здесь идёт описание основных принципов. Принципы, которые необходимы и в движении и в исполнении тайцзи-цюань*. То есть поза статическая ЧЖАН-ЧЖУАНЬ - то, что называется столбовая работа. Это стояние столбом. Одна из главных техник для внутренней наработки энергии в себе. В статическом упражнении прорабатываются три уровня - семени «Цзин», дыхания «Ци» и духа «Шэнь». Или тела, дыхания и сознания. В работе с телом необходимо достигать полного контроля расслабленного тела, ощущения всех сочленений как единого. В работе с дыханием необходимо достигать глубокого, тонкого и ритмичного дыхания. Сознание необходимо делать чистым и спокойным, соединяя внимательное ощущение расслабленного тела и пульсацию дыхания сознанием в триединство. Эта практика выполняется как до и после комплекса форм движений тайцзи-цюань, так и в виде отдельной работы.


Клип 2. То же самое. То, что необходимо. Он перечисляет части тела и говорит, какими они должны быть. Голова подвешена, плечи опущены, локти нагружены, кисти посажены


Основные требования к форме тела.
К положению тела при занятиях тайцзи цюань есть базовые требования. Требования к положению головы в соответствии с требованиями по кулачному бою следующие. Сюэ лин цзин цзи эр, в пустоте божественного духа усилия макушкой. Что касается людей, которые в настоящее время делают объяснения этой фразы, они ее переводят как «подвешенная макушка головы».
Но само это понятие очень трудно исполнить. Макушка должна быть расположена прямо, и намерение должно быть направлено вверх, в пустоту. Таким образом, у всего тела поддерживается прямое, срединное, расслабленное и сбалансированное состояние.
Подобная поза и движения главным образом воплощаясь приводят в движение семя и дух. И предотвращают усталость и лень, невозбужденность. Таким образом, можно заставить центральную нервную систему внутри головного мозга руководить, управлять всеми движениями в процессе занятий тайцзи цюань.
Позиция головы после того, как это требование воплощается, нижняя часть головы подтягивается, собирается и шея и область ворота, задняя часть немножко соединяется, подбирается. Необходимо избегать напряжения шеи, чтобы не образовывалось застоя. Нужно поддерживать подвижность и живость в этой области.
Грудная клетка и спина представляют собой симметричные позиции, находящиеся впереди и сзади.
В древних текстах по тайцзи цюань, по бою говорится «втянуть грудь и выпятить спину». Смысл заключается не в том, чтобы выпячивать грудь, а в том, чтобы намерение и ци собирать вовнутрь.
И когда занимаются плохо, часто образуется выпуклость груди и горб на спине. Это ошибка часто встречается, поэтому нужно обращать особое внимание, чтобы избежать ее.
«Втянуть грудь и выпятить спину» - основная цель заключается в том, чтобы вся форма туловища была сбалансированная, прямая. Необходимо раскрывать грудь и высвобождать спину для этого. Для того, чтобы грудь и спина собирали и ци, ци намерения, должна быть раскрыта и свободно двигаться. Только в этом случае при занятиях тайцзи цюань можно испытывать свободу движения и не возникает напряженности, в результате чего происходит давление по состоянию.
Во время боя в соответствии с этим требованием можно наносить удары во все 8 сторон и двигаться свободно, отражая любое нападение. Позвоночник до копчика - необходимо, чтобы от образовывал одну вертикальную прямую линию, срединности, прямоты, покоя и расслабленности. Суставы позвоночника должны быть расслаблены и от копчика должны быть направлены вниз, это нужно упражнять. Это играет очень важную роль и для приведения в движение дыхания ци в процессе питания жизни и для выбрасывания энергетических усилий во время ударов по стойкам.
Плечи и локти представляют собой верхнюю часть рук. В древних трактатах говорится, что нужно опустить плечи и направить вниз локти. Суть в том, что нельзя топорщить плечи и поднимать локти. Таким образом, это может повлиять на погружение вниз ци намерения.
Однако, во время занятий, если очень сильно стараться опускать плечи и локти, очень легко могут возникнуть отклонения связности движений в локтях и плечах. Движения тогда будут негибкими, с непроходимостью.
Если локти будут расслаблены и округлены, тогда они будут образовывать с плечами ровный круг движения ци.
Таким образом, можно будет почувствовать живую округлость движений, которая не будет приводить к затруднению и несвязности. Во время боя можно будет очень живо на все реагировать, таким образом, что области локтей будут соединяться с позициями рук при оборонных и наступательных ударах.
Ладони должны быть связаны с запястьями. В древних трактатах по тайцзи цюань говорится о цзо ван, о сидящих запястьях, что выражает базовое положение.
На самом деле сидящие запястья очень легко образуют онемение, негибкость. Поэтому необходимо, чтобы запястье было выпячено, торчало наружу, гу сань. Ладонь должна быть расслабленная, ровная и прямая. Это будет помогать, чтобы внутренний цзи из основания среднего пальца проходил вовне, и в результате очень легко будет совершать движения руками.
Когда кисть живая и свободная, все движения рукой тогда легко совершаются, человек ощущает свободу движений. Дыхание и кровь циркулируют свободно. Таким образом даже в холодную погоду руки будут теплыми.
Если рука твердая и замершая, очень легко замерзнуть.
Рука может превращаться в раскрытую ладонь, а может превращаться и в кулак, может делать крюк, но во всех случаях необходимо избегать твердости, жесткости.
В зависимости от того, какое движение производится, ладонь необходимо держать расслабленной, чтобы она была ровная и мягкая, прямая. Центр ладони должен быть собран вовнутрь, как будто внутри он держит живой маленький шарик энергии ци.
Вне зависимости он того, какое движение делает кулак, он не должен быть твердым и сжатым. Центр все равно должен быть расслабленным и в нем должно сохраняться немного пространства.
Когда делается одиночная плеть и рука складывается в крюк, она не должна быть слишком изогнутая, и пять пальцев должны быть направлены вниз, чтобы ци проходило из конца среднего пальца и выходило наружу.


РАБОТА НОГ

Изучение стоек-шагов (Бу-фа)*.


Клип 1. ГУН БУ - поза лука и стрелы, передняя стойка.


Клип 2. СЮЙ БУ. Пустой шаг. Задняя стойка.


Клип 3. МА БУ - поза всадника, боковая стойка.


Клип 4. БАЙ МАБУ - промежуточная средняя стойка между пустым шагом СЮЙ БУ и позой всадника МАБУ.


Клип 5. ПУ БУ Уход вниз или поза припавшего к земле.


Клип 6. ТУЙ БУ - Отступление, шаг назад.


Клип 7. ТУЙ БУ - Отступление назад. В предыдущем клипе был один шаг, а здесь несколько шагов.


Клип 8. ГЭН БУ - подшаг.


Клип 9. ШАН БУ - продвижение вперёд в позе лука и стрелы.


Клип 10. ЦХЭ СИН БУ - передвижение в сторону (в бок). Применяется в облачных руках.


Клип 11. ДУ ЛИ БУ - Стойка на одной ноге.


Клип 12. КАЙЛИ БУ - подготовительная стойка


Клип 13. ХАНДАН БУ - развёрнутая в сторону ухода лука стрелы. Усложнённая стойка ГУН БУ


Клип 14. НЯНЬ БУ Вариант поворота стопы, который применяется при передвижении вперед.

Способы ударов ногами (ТУЙ-ФА)**.


Клип 15. ДЭН ЦЗЯО - проникающий удар пяткой.


Клип 16. ФЭН ЦЗЯО - круговой удар стопой.


Клип 17. ПАЙ ЦЗЯО - удар со шлепком ладони. Щелчковый удар стопой вверх с хлопком ладони по подъёму стопы.


Клип 18. БАЙ ЛЯНЬ ЦЗЯО - смести белый лотос. Круговой удар стопой с последовательным хлопком двумя ладонями по подъёму.


Работа рук
Форма рук


Клип 1. ЦЮАНЬ - Кулак.


Клип 2. ЧЖАН - Ладонь.


Клип 3. ГОУ - Крюк (клюв).

Базовые техники рук*.
Имеется ввиду при работе с базовой техникой восемь главных техник, которые соотносятся с 8-ю вратами (БА-МЭН), 8-мь разных типов энергии и усилий (БА-ЦЗИНЬ), и боевых техник (ЮНЬ-ФА).


Клип 4. ПЭН - отражение.


Клип 5. ЛЮЙ - пропускание.


Клип 6. ЦЗИ - надавливание.


Клип 7. АНЬ - вырывание корня.


Клип 8. ЦАЙ - срывание.


Клип 9. ЛЕ - расщепление.


Клип 10. КАО - толчок плечом.


Клип 11. ЧЖОУ - удар локтём.

Положения для наработки**.


Клип 12. ЛУ - опускание и пропускание.


Клип 13. ТУЙ - толчок ладонью.


Клип 14. ЧУАНЬ ЧЖАН - Пронзающая ладонь.


Клип 15. ГУАНЬ ЦЮАНЬ - парный удар кулаками (глазом кулаков) по ушам.


Клип 16. ПЕ ЦЮАНЬ - перевёрнутый кулак, удар наотмашь.


Клип 17. ДА ЦЮАНЬ - большой кулак, прямой удар кулаком.


Клип 18. ШИЦЗЫ ЧЖАН - Скрещенные ладони. Может применяться как блок и как толчок.


Клип 19. ЮНЬ ШОУ - Облачные движения рук.


Клип 20. ФЭНЬ ЧЖАН - Летящая ладонь. Применяется как техника положения рук при ударах ногами. При ударах ногами, руки работают таким образом.


Клип 21. ИЯ ЧЖАН - отражающая ладонь.


Изучение поз-форм (ши)*
Изучение поз-форм (ши) - важнейший элемент начального этапа обучения. Основное внимание изучению поз-форм мы уделим в следующих разделах (См. 1-я ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА и 2-я и 3-я ЧАСТИ КОМПЛЕКСА). В этом же коротком документе мы приведём лишь несколько примеров, как способов работы над каждой позой.


Клип 1. ПУ БУ - уход вниз. Пример из спортивной формы, которую в данном пособии мы рассматривать не будем.


Клип 2. ДУЛИ БУ.


Клип 3. ХА ДАН БУ.


Клип 4. ЛОУ СИ АО БУ - самая распространённая техника для изучения и практики шага вперёд.


Клип 5. ТАО НИЕНЬ ХОУ - Шаг назад с отражением обезьяны, самая распространённая техника для изучения и практики шага назад.


Классическое исполнение первой части комплекса

Клип 1. На этом клипе Лю Гаомин выполняет первую часть комплекса, в котором содержатся формы с 1-й по 15-ю. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это была первая учебная запись по Тайцзи-цюань в Китайской Народной Республике.


Фрагмент изучения 3-й части комплекса

Формы 79 - 83

Клип 1. На этом клипе Лю Гаомин выполняет фрагмент комплекса, в котором содержатся формы с 79-й по 83-ю. Нажав на кнопки a*, b, c, d, e, Вы сможете ознакомиться со следующими формами:
Форма 79 (см. кнопку a). Ся ши. Уход вниз.
Форма 80 (см. кнопку b). Шан бу чи син. Шагнуть к Большой Медведице (Северный Ковш) или к семи звёздам.
Форма 81 (см. кнопку c). Туй бу куа ху. Отступая, перешагнуть через тигра (сесть верхом?).
Форма 82 (см. кнопку d). Чжуан шэн шуан бай лянь. Повернуться и смести лотос двумя руками.
Форма 83 (см. кнопку e). Вань гу ши ху. Натянуть лук и выстрелить в тигра.

Формы 79 - 81

Клип 2. Исполнение форм 79 - 81.


Клип 3. Отводящие блоки, блок от ещё одного удара в лицо и встречный удар левым кулаком.


Клип 9. После контратаки в лицо блок от удара в корпус с захватом и с разворотом соперника.

(*) разделение формы на элементы проводится в обучающей программе


Воздействие на организм
Занятия Тай Цзи Цюань - это лучший способ укрепления здоровья и совершенствования организма. Он способствует развитию силы, скорости, реакции, выносливости, гибкости, сообразительности. Его философской основой является древние принципы инь-ян (движение и покой, единство взаимопревращения противоположностей) и у-син (порядок порождения и взаимопреодоления пяти движений материи).
С точки зрения физиологии, специфическое дыхание в Тай Цзи Цюань равным образом способствует закалке органов цзан-фу (полных и полых внутренних органов), а так же всестороннему развитию органов восприятия. При этом внутренние и внешние органы объединяются с мышцами, сухожилиями, плотью и кожей. Каждый выполняет свою функцию, но при этом все пребывают в единстве. Таким образом, конечности движут внутренние органы и происходит слияние ци с любым устремлением, с любым движением тела. Все эти положения тесно связаны с концепциями традиционной китайской медицины.
Во время занятий необходима концентрация сознания, поиск покоя в движении. Сознание необходимо держать чистым и спокойным. Мысль ведет ци по телу подобно тому, как нанизываешь на ниточку мысли суставы. Таким образом гармонизируются духовное и физическое, накапливается дыхание-ци и совершенствуется дух-шэнь. Во время занятий необходимо использовать мысль, а не силу. Куда проникает мысль, туда может следовать и ци, а так же и выброс ци. Возможно всё это только тогда, когда сбалансированы инь и ян, гармонично циркулируют кровь и дыхание-ци, а все каналы раскрыты и проходимы. Всё это благотворно влияет на дыхание, пищеварение, обмен веществ, нервную систему, железы внутренних секреций и всю жизнедеятельность организма. Хороший оздоровительный эффект получают люди страдающие повышенным кровяным давлением, болезнями желудочно-кишечного тракта, ослабленной нервной системой, а так же длительными, хроническими заболеваниями.

Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»;

Китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии).

Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
История возникновения тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.

Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, однако эта версия изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

Стиль Ян

Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:

Долгое время тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чэнь Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.

Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь — Ян Лучань. Благодаря трём поколениям семьи Ян тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.

Особенности тайцзицюань стиля Ян
Основное отличие тайцзицюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств — это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли).
Этот стиль имеет следующие особенности: движения выполняются равномерно, мягко, стабильно и спокойно. Эта форма хорошо подходит для всех: мужчин и женщин, молодых и пожилых.
У неё широкие адаптивные способности, поэтому 24 форма тайцзи-цюань является в настоящее время самой распространенной среди всего китайского ушу. В содержание упрощенного тайцзи-цюань, отобраны наиболее простые и имеющие хороший тренировочный эффект движения.
Классический Ян тайцзи-цюань содержит более 80 движений. Он включает 40 движений и их повторы. Упрощенный тайцзи-цюань содержит 20 наиболее важных движений. Из формы удалили несколько повторяющихся движений.
24 форма выполняется около 5 минут, что удобно для многих форматов выполнения.

24 форма тайцзи-цюань - это упрощённый и изменённый вариант тайцзицюань, разработанный Министерством спорта КНР в 1956 году. Данная форма является первым методическим материалом по ушу в Китае. Она состоит из 24-х движений.

1. пробуждение сил

2. влево и вправо разделить гриву дикой лошади

3. белый журавль сверкает крыльями.

4. влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге

5. тянуть за пипа

6. влево и вправо обратное наматывание плечами

7. прихватить воробья за хвост влево

8. прихватить воробья за хвост вправо

9. одиночный хлыст

10. руки - облака

11. одиночный хлыст

12. дотронуться до высокого коня

13. пинок ногой вправо

14. два горных пика проходят через уши

15. поворот влево и пинок ногой влево

16. опускание сил влево

17. опускание сил вправо

18. влево и вправо продевать челнок

19. игла на дне моря

20. сверкнувшая спина

21. повернуть тело, переместить, преградить и ударить

22. запечатать плотно как конверт

23. руки - крест

24. собирание сил

Тайцзи Цюань. Стиль ЯН. 24 формы (2008 г)

Для обучения форму разделяют на 8 отрезков.


Первый отрезок включает первые три движения формы:

Пробуждение сил,

Влево и вправо разделить гриву дикой лошади,

Белый журавль сверкает крыльями.

В первом отрезке, мы тренируем два способа техники рук: обхват и раскрытие. В движении "разделить гриву дикой лошади" в момент обхватывающего движения руки образуют два полукруга, как при взятии большого мяча. Не следует держать руки очень близко к телу. Верхняя рука находится не выше плеча, а нижняя не ниже талии. Руки движутся согласовано.

Каждое движение рук в тайцзи имеет защитно-нападающий смысл. В движении "разделить гриву дикой лошади" верхняя рука реализует силу цай (срывание). Она осуществляет протягивающее действие к себе и вниз. Нижняя рука проходит до подмышки противника снизу плеча. Точка приложения силы находится на предплечье. Это движение называется "као". Захватив запястье атакующей руки противника, другой рукой следует проникнуть ему под плечо. Потом, вращая поясницу и протягивая руку противника, опрокинуть его.

Обхват и раскрытие выполняются единым движением, рассматриваясь с точки зрения атаки и защиты. В прикладном смысле тайцзи-цюань это единая защитно-атакующая система, старающаяся не отделять движения защиты от движения атаки.

В движении "белый журавль сверкает крыльями" применение сил другое. В предыдущем движении метод называется "као", а в этом движении "ле чжуа" - хватание и раскалывание. Левая рука парирует прямой удар противника и сводит его вниз, а правая рука всовывается противнику под плечо. Затем рывком правого предплечья на себя, рука противника выворачивается.

На протяжении всего выполнения формы, необходимо соблюдать следующие принципы: "чжун" - центрированность, "чжен" - вертикальность, "ань" - спокойствие, "шу" - комфортность.

Начиная с движения "пробуждение сил". Необходимо, стоя прямо, как бы "сидеть" на своих ногах, поддерживая равновесие. Не следует наклоняться вперед или назад. Нужно немного согнуть ноги и опуститься.
Должно присутствовать ощущение, что макушка головы "стоит" на пояснице. Руки как будто кладутся на стол. Это движение проявляет самую начальную форму тела. В тоже время "пробуждение сил" устанавливает высоту выполнения формы. Высота выполнения формы выбирается в соответствии с собственными особенностями и поддерживается на одном уровне на протяжении всего комплекса.

Выполняя движение "разделить гриву дикой лошади" также нельзя отклоняться вперед или назад и необходимо "сидеть" на собственных ногах. В движении "белый журавль сверкает крыльями" те же требования.

Тайцзи-цюань такой вид гимнастики, в котором также используются принципы "сун" расслабленности, "жоу" мягкости и "цзы жань" естественности. Руки не следует разводить широко и держать слишком прямыми. Руки нужно согнуть в локтях, поддерживая их природный изгиб. Грудь следует расслабить. Расслабленность, мягкость и естественность - самые главные принципы тайцзи-цюань. Но стоит прояснить эти понятия. Расслабленность не означает излишней обмяклости. В расслаблении должна присутствовать "распирающая сила". В тайцзи-цюань существует принцип - "пэн". Сила "пэн" должна присутствовать всегда. Что же называется "пэн"? В позиции необходимо быть расслабленно-комфортным и наполнено-сытым (важные психосоматические принципы тайцзи). Это похоже на обнимание наполненного воздухом мяча. У вас, как и в мяче должна быть силу распирания, в тайцзи этот принцип называется подпирание восьми сторон. Таким образом, в тайцзи-цюань присутствуют следующие принципы:

"чжун" - центрированность,

"чжен" - вертикальность,

"ань" - спокойствие,

"шу" - комфортность,

"чжи чен ба мянь" - подпирание восьми сторон,

"сун" расслабленность,

"жоу" мягкость,

"цзы жань"естественность.

Расшифровывая термины "мягкость и гармоничность", следует заметить, что в мягкости есть раскрытая комфортность и наполненная сытость. Обхватывая шар, не следует напрягаться, как будто подмышками зажата книга. Духу не нужно быть жестким, резким и угловатым. Не следует быть психически напряженным. Но также не нужно быть обмяклым, как сдутый шарик. При раскрытии рук внимание должно быть собранным в центре. Руки раскрыты, но дух собран. Это, как и каждое движение необходимо завершать в состоянии комфортной расслабленности. Перечисленные выше моменты являются важными требованиями и принципами тайцзи-цюань.

Второй отрезок включает три движения:

Влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге,

Тянуть за пипа,

Обратное наматывание плечами влево и вправо.

Во втором отрезке в работе рук самым главным является приведение согнутой руки сзади и толчок вперед. Например: в движении "сгребать с колена на ломаном шаге" руки делают движение "туй чжан" (толкающая ладонь). Это основное движение в этом отрезке. Его защитно-атакующее применение является очевидным.

В движении "тянуть за пипа" смысл во встречном закрытии рук. У встречного закрытия рук следующий защитно-нападающий смысл: при атаке правой руки противника, прямым ударом в живот, следует захватить правой рукой запястье бьющей руки и потянуть противника на себя, заставляя его тем самым тянуть руку на себя. Ладонь левой руки следует наложить на локоть захваченной руки противника. Далее прикладывая двумя руками силу закрытия внутрь, выламываем противнику руку в локтевом суставе.

Выполняя второй отрезок, необходимо помнить о следующих правилах в шагах и стойках тайцзи-цюань. В первых двух отрезках главными шагами являются гунбу и сюйбу. Конечно, в "пробуждении сил" используется позиция кайлибу. Далее приседая, переходим в мабу. При выполнении движения "разделить гриву дикой лошади" переходим в гунбу (передняя нога согнута в колене, задняя нога относительно прямая отставлена назад). Передняя нога в гунбу напоминает древко лука, а задняя стоит так, что напоминает тетиву лука. Это положение называется стойкой "лука и стрелы". Большая часть веса приходится на переднюю ногу (70 %). В сюйбу основной вес на задней ноге (80%) и 20 % на передней. В движении "тянуть за пипа", тоже выполняется сюйбу, но передняя нога стоит на пятке. В движении "белый журавль сверкает крыльями" передняя нога стоит на носке.

Сюйбу и гунбу являются самыми важными шагами в тайцзи-цюань. Передняя стопа всегда направлена вперед, а задняя вбок-всторону, образуя угол от 45 до 60 градусов. Это является основными правилами выполнения шагов в Ян тайцзи-цюань.

В силу такой постановки ног следует быть внимательным к повороту поясницы и закрытию таза. В движении "пробуждение сил" стопы направлены вперед. При выполнении первого шага необходимо довернуть заднюю стопу на носке. Это позволит тазу также довернуться в переднем направлении. Нельзя выполнять гунбу, не довернув пятку(не обеспечив задней стопе угол в 45-60 градусов), при этом оставляя таз слишком раскрытым, а тело вывернутым. Эти же требования относятся и к сюйбу.

В первых двух отрезках сначала отрабатываются шаги вперед. Но в тайцзи-цюань есть еще один важный способ шагания, который называется "делать шаг как кошка". При шаге следует легко приподнимать ногу, легко выносить, легко опускать. После этого принимается положение "нога-лук". В тайцзи-цюань это называется "легко поднять - легко опустить, точечно приподнять - точечно опустить". Нельзя быстро снимать заднюю ногу при выходе из гунбу и подтаскивать ногу по земле. Движение похоже на вытаскивание ноги из грязи. Не следует также выпрямляться при подшагивании. Делая шаг вперед, нельзя ударять ногой о землю или делать это быстро. Это не похоже на шаги кошки.

Вышеуказанные особенности проявляют принципы легкости и мягкости при выполнении шагов. В тайцзи-цюань существует прекрасная возможность для тренировки силы ног и силы "подпирания и устойчивости", реализуя таким образом важные принципы тайцзи.

У начинающих, как правило, сила ног не является достаточной, поэтому при шаге вперед начинающим (в середине перехода из гунбу в гунбу) можно опираться на носок, как бы разделяя шаг на две части. Такая техника позволяет восстановить равновесие и устойчивость. Так же можно на шаге вперед, при постановке ноги на пятку, остановиться и стабилизироваться. Конечно, все это нужно делать в соответствии с вашей тренированностью. Стоит отметить, что в гунбу необходимо поддерживать определенное расстояние между стопами, так называемый "коридор".


Третий отрезок включает два движения:

Влево и вправо "прихватить воробья за хвост".

Движение "прихватить воробья за хвост" является характерной особенностью всех стилей тайцзи-цюань. Обычно в комплексах тайцзи-цюань его ставят вторым движением после "пробуждения сил". Это движение длинное и форма рук достаточно сложная. В 24 форме движение "прихватить воробья за хвост" делается в две стороны. Движение имеет следующие особенности.

В начале формы "прихватить воробья за хвост" выполняется обхват и раскрытие. Это очень похоже на "разделить гриву дикой лошади", но имеет другой прикладной смысл. В движении "разделить гриву дикой лошади" используется сила "као", а в "прихватить воробья за хвост" - сила "пэн". Сила "пэн" означает наполненное отражение, "наполненная рама", "сила распирания". В этом движении положение рук и тела составляют упругую раму. Движение очень похоже на то, как будто вы держите перед собой щит, закрывая себя и принимая на него атаку противника.Точка приложения силы находится на внешней части середины предплечья. Движение также похоже на стену, которую мы выстраиваем для защиты от противника.

Смысл второго движения формы "прихватить воробья за хвост" в том, что две руки захватывают атакующую руку противника и тянут ее на себя. Усилие в движении начинается спереди и развивается в направлении себе за спину. Это движение называется "люй" (тянуть, приглаживать). Следует заметить, что в Китае словом "люй" обозначают приглаживание бороды. Не следует резко дергать противника. Захватив его руку, нужно легко с попутной силой тянуть противника на себя назад.

Третье движения формы называется "цзи" (толкать, давить, выдавливать, жать). Руки формируют дугообразную форму, образуя наполненность как в силе "пэн". Точка приложения силы - внешняя часть середины предплечья.

В четвертом движении формы противник протягивается на себя и следом выполняется толчок двумя руками. В тайцзи-цюань это движение называется "ань" (нажимать, давить). Сравнивая это движение с движением "туй чжан", можно отметить следующее. Движение "туй чжан" - это толчок рукой из-за спины вперед. В движении "ань" сначала следует потянуть противника на себя, заставляя его потерять равновесие, и сразу же толкнуть.

Таким образом, движение "прихватить воробья за хвост" включает четыре важнейших типа усилий: пэн, люй, цзи, ань. Движения в этой форме разнообразные и сложные. Форма "прихватить воробья за хвост" особо проявляет смысл тайцзи-цюань - вытягивание противника в пустоту и использование силы противника против него самого, воплощая принцип "мягким побеждать жесткое". Например: выполняя "люй", тянем противника на себя. В тот момент, когда противник начнет сопротивляться, нужно "приклеиться" к нему и резко толкнуть. Если противник снова пошел в атаку, следует отойти назад, увлекая его за собой, а затем опять толкнуть. В тайцзи-цюань важно полностью соответствовать приложенной силе, а так же мгновенно заполнять пустоту, образованную противником.

Занимающимся необходимо помнить о "пустоте и реальности", иногда говорят о пустоте и полноте. Так в соответствии с движением рук центр тяжести должен, не останавливаясь, перемещаться с одной ноги на другую. В перемещениях нужно использовать силу ног и поясницы. Такие перемещения хорошо тренируют силу ног. При "развороте одним махом" (между движениями "прихватить воробья за хвост" влево и вправо) носки ног закрываются внутрь, образуя форму "коу" (запирание).


Четвертый отрезок включает три движения:

Одиночный хлыст,

Руки - облака,

Одиночный хлыст.

Особенностью этих трех движений является техника "руки - облака", которая встречается в трех вариантах: сбоку тела, перед собой и вокруг головы. Во всех случаях руки рисуют в пространстве круг. Эти движения в терминах ушу называются "облака". В этой форме проглядывается достаточно ясный защитно-атакующий смысл. "Руки-облака" - это перемещение и открывание ("передвинуть" и "открыть"). В 24 форме при этом движении руки описывают два вертикальных круга.

Движение "одиночный хлыст" появляется в форме два раза. "Руки-облака" и "одиночный хлыст" весьма характерные для тайцзи-цюань движения. В основе движения "одиночный хлыст" тоже лежит принцип "облаков". Но в "одиночном хлысте" немного другой защитно-атакующий смысл: движение кисти "гоу" (крюк) является захватом руки противника. Другая рука выполняет удар ладонью "туй чжан".

Выполняя движения "облаков", руки должны двигаться сообща, в том числе с поясницей и ногами. В ушу есть следующий принцип "настройка и согласование рук, глаз, положение тела и шагов". Т.е. руки, глаза, тело и шаги тесно взаимосвязаны.

Следует отметить, что движение головы и взгляда очень важны. При выполнении формы всегда следует смотреть в соответствии с целью защиты и нападения.

При приставлении ноги в движении "руки - облака", стопа приставляется на расстоянии около 20 см. Это положения называется "сяо кай бу" (малая открытая позиция), а шаг "це син бу" (боковой шаг).


Пятый отрезок включает четыре движения:

Дотронуться до высокого коня,

Пинок ногой вправо,

Два горных пика проходят через уши,

Поворот влево и пинок ногой влево.

Движение "дотронуться до высокого коня" начинается с "хлыста" и здесь используется техника "туй чжан", которая была разобрана выше. После "протыкающего" движения правой рукой, руки симметрично раскрываются. Затем производится удар ногой по противнику. В тайцзи-цюань эта техника ног называется "пинок", носок натягивается на себя, удар наносится подошвой- пяткой. Руки при этом раскрываются либо для равновесия, либо для разведения рук противника.

Смысл движения "два горных пика проходят через уши" в том, что две руки двигаясь симметрично по дуговой траектории, как бы рисуя радугу, производят удар двумя кулаками по вискам противника. Затем кулаки раскрываются, и руки симметрично опускаются так же по дуговой траектории.

В движении "два горных пика проходят через уши" используется форма кулака "гуань цюань" (пересекающий, проходящий кулак). В китайском боксе эта форма кулака называется "пай цюань" (качающийся кулак). В этом движении две руки бьют одновременно, усилие фокусируется на передней части кулака. Кулак в тайцзи-цюань не должен быть очень расслаблен, но и не следует слишком сильно сжимать кулак. Как следует из названия, удар наносится по виску, поражая точку "тай ян". В движении "два горных пика проходят через уши" важны расслабленно-посаженные плечи и ровное положение головы.


Шестой отрезок включает два движения:

Опускание сил влево,

Опускание сил вправо.

"Опускание сил" - название указывает на то, что следует опускаться достаточно низко, образуя позицию пубу (шаг слуги). А позиция ду ли (высокое стояние) - это положение равновесия, где центр тяжести находится достаточно высоко. Так же это положение называется ду ли бу (позиция одинокого стояния). В позиции ду ли бу опорная нога естественно выпрямлена, она не согнута, но и не слишком выпрямлена. Позиция должна быть стабильной. Передняя нога согнута и поднята выше центра тяжести. Таким образом, в движении "опускание сил" центр тяжести перемещается из максимально высокой точки до максимально низкой. В позиции пубу центр тяжести опускается ниже, чем в гунбу или мабу. Этот шаг подобен расстиланию одеяла на земле.

В этой форме встречается новое движение рукой - "чуань чжан" (протыкающая ладонь). Обычно, при чуань чжан сила находится на кончиках пальцев. В позиции ду ли используется форма "тяо чжан" (поднимающая ладонь). В этом движении рука идет снизу-вверх, подбивая руку противника.

Движение "опускание сил" имеет следующий смысл: используя крюк, следует захватить атакующую руку противника. Затем, принимая пубу, можно ударить рукой в пах или живот. Или еще вариант: просунуть руку противнику между ног и выполнить бросок. Следующим движением выполняется удар коленом. В ушу есть правило: "если далеко - бьем стопой, если близко - бьем коленом". Вообще удар коленом - один из самых важных ударов в боевых искусствах.

Выполняя пубу, не каждый сможет присесть на нужный уровень. В этом случае можно выполнить бань-пубу (полу-пубу), т.е. высокое пубу. Самое главное: не следует сгибать поясницу, наклонять голову и излишне напрягаться в этом движении.

При переходе из пубу в ду ли бу необходимо последовательно развернуть носок передней ноги вперед и при переходе веса на переднюю ногу, обязательно довернуть заднюю стопу.


Седьмой отрезок включает три движения:

Влево и вправо продевать челнок,

Игла на дне моря,

Сверкнувшая спина,

В движении "продевать челнок" одна рука создает "раму", приподнимая руку противника вверх, другая - атакует. Верхняя рука наполовину согнута, центр ладони обращен всторону-вверх, атакующая рука толкает перед грудью.

В движении "игла на дне моря" сначала следует поднять правую руку до уровня плеча, а затем "всунуть" ее вперед-вниз. Точка приложения силы находится на кончиках пальцев - "ча чжан" (всовывающаяся ладонь). Это движение похоже на "протыкающую ладонь". Однако, "протыкающая ладонь" - это любой удар пальцами. А в движении ча чжан особый защитно-атакующий смысл: атака в пах сверху вперёд-вниз.

В движении "сверкнувшая спина" одна рука выполняет туй чжан, а вторая делает "подпирание" вверх. "Сверкнуть" означает, что скорость движения в применении очень большая. В этом движении руки выполняют приложение силы симметрично и одновременно, таким образом, что выпуск силы опирается на спину. В тайцзи-цюань есть принцип: "собирание похоже на кости, а выпуск на хребет". Опора силы на спину проявляет принцип собранности и согласованности тела. Сила исходит из ног и спины с большой скоростью. Это движение еще называется "открывание спины", и его можно сравнить с открыванием веера.

Занимающимся важно помнить о соблюдении коридора при выполнении шагов. Две стопы как бы стоят на двух разных колеях. Такая позиция является более устойчивой. Если ставить ноги на одной линии, то при выполнении "сгребать с колена на ломаном шаге" приходилось бы сильно скручиваться в пояснице. В этом случае энергия поднимается слишком высоко, а центр тяжести не находится в равновесии. Ширина коридора у всех разная, в среднем 10 см. В движении "сверкнувшая спина" - 10 см достаточно, в движении "продевать челнок" - чуть шире. У полных людей коридор шире, у худощавых - уже.

Стоит помнить, что тайцзи-цюань не является какой-либо лечебной гимнастикой или тренировкой созерцания. В каждый момент времени необходимо поддерживать вертикальность. В вертикальном положении следует двигаться в соответствии с защитно-атакующим смыслом, а так же в соответствии с необходимой формой тела. Во время перемещений тела вертикальность поддерживается почти всегда, но когда нужно совершить нападающее движение вниз, тело тоже нужно наклонить вниз в соответствии с движением. Это особенно проявляется в движении "игла на дне моря". В этом движении тело наклоняется вперед на угол 30-40°.

Есть стили тайцзи-цюань, где можно отклоняться от вертикали, но в любом случае спина прямая, не "ломанная". Это характеризуется следующим принципом тайцзи: "отклонив середину, принадлежать центру".


Восьмой отрезок включает четыре движения:

Повернуть тело, переместить, преградить и ударить,

Запечатать плотно как конверт,

Руки - крест,

Собирание сил.

В движении "повернуть тело, переместить, преградить и ударить" одновременно используются кулак и ладонь. Сначала применяется техника "пань я" ("пань" - удар перевернутым кулаком, "я" - пресс, давить). Это защитное движение: сначала следует отвести атакующую руку противника наружу, а затем продавить её вниз. Движение ладони в этой форме называется "лань" (преграждать). В тайцзи-цюань движение наружу называется "пань", внутрь - "лань". Эти движения могут выполняться и кулаком, и ладонью.

Таким образом, обобщенное применение движения "повернуть тело, переместить, преградить и ударить" следующее: при атаке противника прямым ударом правого кулака следует отбить его руку одноименной рукой наружу. Затем, продолжая отбивать руку противника движением ладони разноименной руки "лань", завершить комбинацию атакой правым кулаком.

Разбирая движение "запечатать плотно как конверт", можно отметить, что в 24 форме уже встречалось сходное применение в движении "прихватить воробья за хвост" (сначала нужно было потянуть противника на себя, а затем выполнить толчок "ань"). Здесь же имеется в виду, что в тот момент, когда противник толкает двумя руками, нужно прихватить его руки и толкнуть их вниз. После этого необходимо сразу же толкнуть противника в корпус. При толчке следует прижать руки противника к его телу.

Движение "руки - крест" используется для защиты. Форма "руки - крест" является выжидательно-защитной позицией. Предплечья держаться по диагонали перед грудью.

В процессе освоения гимнастики тайцзи, следует использовать так называемое дыхание цзы-жань или естественное дыхание. Главное, чтобы во время сохранения плавности движений, дыхание не сковывалось и не останавливалось. На начальном этапе не имеет большой разницы между выполнением дыхания через нос или через рот. Гораздо более важными являются вышеуказанные принципы расслабленности, естественности и другие.


Следует помнить о трёх этапах освоения тайцзи-цюань:

1. регулирование тела

2. регулирование сердца

3. регулирование духа

Сначала осваиваются все требования к телу (шаги, формы рук и т. п.). Регулирование сердца означает регулирование мыслей и эмоций. Следует успокаивать и очищать сердце от дисгармоничных, злых мыслей и эмоций. Третьим этапом является укрепление духа шэнь. Нужно достигать такого состояния, когда дух, минуя загрязненное сердце, напрямую начинает управлять как движениями тела, так и энергетикой, а также некоторыми скрытыми ранее ресурсами организма. Регулировка духа также означает, что совершенствуясь в тайцзи-цюань, мы тренируем дух, волю, понимание и осознанность, которые используются в повседневной жизни.

Переведено с лекции мастера Ли Дэ Иня, http://www.tianlong.ru/page1/tajczi24.html

Тайцзи-цюань, «внутренний» стиль ушу, - это и боевое искусство, и оздоровительная система, и медитативная практика. Благодаря такому сочетанию он очень популярен во всем мире.

В переводе Тайцзи-цюань означает - «кулак великого предела».

Тайцзи Цюань - одно из самых популярных во всем мире китайских "мягких" боевых искусств, по преданию, созданное даосским мастером Чжан Саньфэном более 800 лет назад. Тайцзи Цюань содержит в себе полный набор упражнений для тела и ума, стимулирующие ток крови, освобождающие малоподвижные суставы и увеличивающие внутреннюю энергию тела. Особенностью практики тайцзи является отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие. Тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Как воинское искусство, Тайцзи Цюань основывается на гибкости, уступчивости, проворстве, восприимчивости и расслабленном состоянии тела и ума.

Воздействие Тайцзи-цюань на здоровье, главным образом, заключается в том, что в процессе регулярных занятий гармонизируется внутренняя Ци (энергия) организма, улучшается проходимость энергетических каналов, а также повышается иммунитет. Согласно представлениям традиционной китайской медицины, любая болезнь есть ни что иное, как дисбаланс Ци в организме. Являясь боевым искусством, Тайцзи-цюань при этом обеспечивает высокую степень физического расслабления, равновесия и душевного покоя. И, что важнее всего, улучшает внутреннюю циркуляцию энергии, способствуя укреплению здоровья и избавлению от многих болезней.

Малоподвижный образ жизни имеет ряд негативных последствий для здоровья человека. Занятия Тайцзи-цюань позволяют полностью решить эту проблему. Плавные гармоничные, красивые движения в сочетании с глубоким правильным дыханием дают великолепный результат. Физическое тело получает необходимую умеренную физическую нагрузку, а сознание - отдых и удовольствие.

Немаловажным преимуществом Тайцзи-цюань является и то, что им вовсе не обязательно заниматься с юных лет. Даже освоив его в достаточно зрелом возрасте, можно практиковать, совершенствуя мастерство до глубокой старости, чего нельзя сказать про «внешние» стили ушу, требующие гибкости и больших физических затрат.

В Тайцзи-цюань особое внимание уделяется работе с энергией - это приводит к появлению внутренней силы (усилия), которая называется цзинь. Данное искусство могут изучать люди всех возрастов, так как специальная подготовка тела типа шпагат, акробатические прыжки и т.п. не требуется. Кроме того, последовательность движений подобрана таким образом, что Ци начинает автоматически циркулировать правильно, даже если вы о ней ничего не знаете.

Тайцзи-цюань в более активной и динамической форме используется как боевое искусство . А специальные тренинги, в которых особое внимание уделяется работе с Ци, приводят к появлению внутренней силы - цзинь, значительно превосходящей физическую.

Основной упор на занятиях делается на оздоровительном эффекте и внутренней работе с энергией и сознанием. Таким образом, практика Тайцзи-цюань изучается не только как боевое искусство, но и как система динамической медитации.

Тайцзи имеет большое значение и как система, направленная на гармоничное развитие и комплексное оздоровление человека.

Помимо здоровья и навыков боя Тайцзи Цюань является еще и прекрасным средством преодоления целого ряда социальных проблем. В тренировочном зале снимается психическое напряжение (результат современного образа жизни, причина агрессии и депрессии), уходит в сторону религиозная нетерпимость (страшные последствия которой - фанатизм и терроризм). Тайцзи Цюань подходит для всех возрастов и часто можно увидеть, как занимаются целые семьи, в результате чего извечная проблема отцов и детей, объединенных общим занятием, теряет свои острые формы. Мы уже не говорим, что Тайцзи Цюань лучший ответ наркотикам и прочим «удовольствиям» предоставленной самой себе молодежи. Пожилые люди, выполняя плавные и красивые движения Тайцзи Цюань, смогут за счет профилактики все увеличивающихся заболеваний значительно сэкономить на лекарствах и сохранить свои пенсии для более приятного времяпрепровождения.

Тайцзи Цюань - это дверь, позволяющая проникнуть в глубины интереснейшей и на самом деле мало еще исследованной китайской культуры, недра которой хранят множество тайн, до сих пор не раскрытых современной наукой.

Тай дзы цюань Стиль Ян - комплекс упражнений, который потребует от вас настойчивости при его изучении, позволит вам сохранить молодость и здоровье долгое время. выученный комплекс при выполнении занимает от 5 минут, нагрузку вы можете регулировать сами. этот красивый танец в то же время и система самообороны.

Тайцзы Стиль Ян. Школа для начинающих