Еще земли печален вид эпитеты. Анализ еще земли печален вид

Стихотворение "Еще земли печален вид.." было опубликовано лишь после смерти поэта, в 1876 году, до сих пор точная дата написания его неизвестна. Стихотворение можно разделить на две части. В первой половине мы можем увидеть, как поэт изображает пейзаж. В стиховторении показывается ранняя осень, которую автору удается очень хорошо описать. Некоторые литературоведы отмечали особенность Тютчева описывать при помощи нескольких деталь целую картину.

Пробуждение весны несет в какой-то степени и процветание человека внутри. Этим начинается вторая часть, где автор говорит о том, что именно весна-время любить и возрождать душу,а также ликовать. Тютчев использовал нежные глаголы, чтобы описать весну, например: целует, ласкает. В конце стихотворения два образа, души и природы-объединяются.

Наличие в некоторых местах многоточий, может говорить о недосказанности. То есть в такой случае читателю предоставляется возможность придумать продолжение и развитие сюжета.

Федора Тютчева можно назвать профессионалом пейзажной лирики. Его мастерство связано с его любовью и уважением к природе. В некоторой степени Тютчев излагал философские мысли, которые были направлены на стремление понимать природу, но на самом деле это невозможно. Так, особую роль в формировании идей автора стало влияние на него немецкого философа Фридриха Шеллинга, тот тоже был увлечен природой и её возвышением.

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Фёдора Ивановича Тютчева по праву можно назвать поэтом-философом. С помощью прекрасных картин благородной красоты природы, она раскрывает поистине глубокий смысл и взаимосвязь мира внешнего с миром внутренним человеческой души.

Чёткость и некая противоречивая двоякая композиция стихотворения поражает своей чарующей оригинальностью языковых средств, нежным шармом…

В этом проглядывается не только состояние природы, но и состояние души человека, ждущего от перемен коренного перелома в себе.

В стихотворении «Еще земли печален вид…» поэт рисует весенний пейзаж, и животворное тепло, готовое вступить в свои права и согреть землю. Но не всё так просто. В данном произведение скрыта двоякая композиция.

Поэт придаётся печальным мыслям, смотря на голую, чёрную землю, но с другой стороны описывает чарующую весну, которая вот-вот наполнит своим ароматом всю природу.

Всё живое трепещет в нетерпении.

Ласковый ветерок-сорванец играет ветвями деревьев, будя их от долгой зимней спячки.

Природа будто бы вторит бодрому и весёлому настроение лирического героя.

Изящно описанный Тютчевым переход, пробуждение всего и невольное стремление всего к весне описывают едва ощутимые метафоры и нежные эпитеты.

Лирический герой стихотворения полон печальных, но и радостных дум. Он живёт каждым мгновением пробуждающейся природы. Что таится в его сердце и душе?

Душа героя, безмятежно спавшая лютой зимой пробудилась, и трепещет и горит новыми чувствами. Из этих строк можно заключить, что человек, как никто иной чувствует душевную близость с природой.

Но всё-таки разобраться в себе в такие моменты человек порою не может, ему сложно понять порывы его же собственной души, вот о чём говорит нам автор. Но тем не менее, каждый из нас наслаждается душевным смятением, любовью, нежным трепетом, ощущая жизнь, бьющуюся с каждой минутой быстрее и ожесточенней, в надеждах ещё более красочные ощущения…

Загадка стихотворения-весна в природе и весна в душе человека. Две эти весны крепко взаимосвязаны, как сознание и природа. Человек всегда искал гармонии. стараясь поддержать свою душевную весну. И в этом стихотворении отразились поиски каждого из нас. Поиски в момент перехода, самый чувственный момент. Это поиск истины, поиск внутреннего «Я», в надежде обрести гармонию и недостижимый человечеству идеал, мечты о котором согревают наши сердца…

Анализ стихотворения Ф.Тютчева "Еще земли печален вид"

Федор Иванович Тютчев всем известен как поэт-философ, подтверждением чему служат многие его произведения. На примере стихотворения «Еще земли печален вид» можно продемонстрировать попытку поэта выразить человеческие взаимоотношения посредством описания различных событий, действий и моментов в природе.

Изначально стихотворение «Еще земли печален вид» повествует о красоте природы. Первые весенние лучи солнца уже ласкают землю, но она все еще покрыта толстым слоем снега. Одним словом, сначала может показаться, что этот стих рассказывает лишь о природе, а именно о наступлении весны. На самом деле в данном стихотворении кроется более глубокий смысл, который в полной мере становится доступен к концу произведения.

В своем стихотворении Тютчев описывает приход весны в мельчайших деталях. Здесь одновременно чувствуется и мягкость природы, только что пробудившейся от зимнего сна, и ее мощь, возрастающая с каждой каплей растаявшего снега. Окружающая природа еще не настолько красива, чтобы стать предметом восхищения, но уже вскоре все изменится. Причем перемены ждут не только природу, но и личную жизнь повествователя. Наконец-то тяжелый зимний сон закончился, теперь в жизнь ворвутся новые события и эмоции. Но такая уверенность приходит со временем, ведь изначально в стихотворении явно чувствуется противостояние весны и зимы. В особенности эту борьбу подчеркивает необычный контраст слов «мертвый» - «колышет». Здесь явно чувствуется, как губительное опустошение стремится превзойти природную живительную силу. Также противопоставление зимы и весны встречается в самом начале стихотворения: «печален вид» - «весною дышит». Метели, морозы и вьюги не хотят уйти с главной позиции, уступив место теплу и радости весны, но после борьбы понимают, что другого выбора, кроме как признать важность зеленого времени года, у них нет. Тем не менее, весна уверена в своей силе, поэтому она демонстрирует, что для вступления в свои права ей не нужна борьба. Федор Иванович даже подбирает «легкие» слова для описания прихода весны («послышала», «невольно»).

Кроме того, создавая сочинение на тему «Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Еще земли печален вид"», нельзя не обратить внимания на необычные описание весны – автор в данном произведении используется большое количество глаголов. Также здесь акцент проставлен на романтичном и нежном отношении к этому времени года. Причем такое отношение наблюдается как у человека, так и у самой природы. Для того, чтобы лишний раз подчеркнуть романтическое настроение, Тютчев во многих строках расставляет троеточия. Длина этих пауз и развитие дальнейшей идеи всецело зависит от читателя.

Весна не зря была выбрана в качестве главной героини стихотворения, ведь именно в эту пору года человеческая душа раскрывает объятия любви и искренности. Весной душа избавляется от различных преград, чтобы продемонстрировать себя во всей красе. Это время года не зря для многих людей ассоциируется с пробуждением, новыми возможностями и ожиданием больших перемен. Порой переполненность чувствами не позволяет в полной мере разобраться в себе. Однако по мере пробуждения все это становится возможным.

Федор Иванович считает, что главной бедой человечества является разлад с природой. Ведь именно из-за этого люди не могут не только понять друг друга, но и разобраться в самих себе. Несмотря на это, некоторые люди все же пытаются изучить окружающий мир, тем самым раскрыв свои внутренние переживания. Разобравшись в своих чувствах, каждый человек начинает более тонко воспринимать все, что происходит вокруг него и внутри него.

Если взглянуть на стихотворение в общем, тогда можно заметить, что оно разделено на две равные части, первая из которых описывает природу, а вторая – человеческие переживания, ощущения и надежды. Тем не менее, в первой части также можно найти отклики чувств человека. Используя это стихотворение, Тютчев пытался донести множество мыслей, основной из которых является схожесть и единение природы и человеческой души. Подтверждением этому служат не только сравнения, но и риторические вопросы. Именно такие постановки предложений и подачи мыслей наталкивают на философские рассуждения, способные дать ответы на многие вопросы. Окончания многих строчек не зря дополнены многоточиями, ведь они являются сигналом присутствия недосказанности. Во многих случаях читатель обязан додумать сам, чем именно должна быть продолжена та или иная мысль.

Также можно отметить, что одной из основных идей стихотворения является возможность понять человека, учитывая связь его души с природой. Безусловно, данное направление творчества и для российской, и для зарубежной литературы не ново, однако именно Федор Иванович Тютчев смог в полной мере выразить взаимосвязь между человеком и природой.

14716 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Текст «Еще земли печален вид…» Ф.Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…» №4

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева - в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», - это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля - начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна - пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев - мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Еще земли печален вид. "

Ода единству с природой

Федор Иванович Тютчев – известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром. Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй – о пробуждении души человеческой.

Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть – приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности – она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.

Слушать стихотворение Тютчева Еще земли печален вид

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Еще земли печален вид

Великие о стихах:

Поэзия - как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное - если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах - то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов - это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение - это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Еще земли печален вид Тютчев анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Еще земли печален вид..." представляет собой яркий образец ранней лирики Ф. И. Тютчева. Оно написано в 1836 г., но впервые было издано лишь спустя 40 лет.

2. Жанр произведения - пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения - сопоставление человеческой души с природными явлениями. относился к природе не просто с любовью, он считал ее живым организмом, стоящим наравне с человеком. В первой части произведения поэт описывает первые признаки наступающей весны.

Явных изменений в природе пока еще нет: "земли печален вид". О долгих суровых морозах напоминает "мертвый в поле стебль". Однако спящая до сих пор природа уже начинает волшебное преображение. Об этом свидетельствует неуловимое дыхание весны, разлитое в свежем воздухе.

Человек с чуткой и отзывчивой душой способен разглядеть невольную улыбку природы, с которой она встречает долгожданную гостью. От описания пейзажа автор переходит к прямым аналогиям с человеческой душой, которая также периодически впадает в долгую "спячку". Человек настолько связан с природой, что под влиянием "весенней неги" у него неизбежно просыпаются волшебные мечты и надежды. К тому же весна традиционно считается временем любви и расцвета всех жизненных сил.

Тютчев ставит в один ряд природные явления ("тают глыбы снега") и человеческие ощущения ("играет кровь"). Благодаря этому достигается полное единение человека с окружающим миром.

4. Композиция . Стихотворение по смыслу четко делится на две части. Первая целиком посвящена описанию пейзажа. Во второй части автор напрямую обращается к человеческой душе.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб. В первых трех четверостишиях рифмовка опоясывающая, в последнем - перекрестная.

6. Выразительные средства . Главным средством художественной выразительности в стихотворении является сравнение (весны с душой человека). В первой части последние признаки уходящей зимы противопоставляются первым проявлениям весны. Эпитетов немного, но они очень выразительны: "мертвый... стебль", "редеющий сон".

Авторскую мысль подкрепляют олицетворения: "природа... не проснулась", "послышала", "улыбнулась". Большое значение имеют риторические вопросы в конце произведения. Они подчеркивают, что человек часто даже не осознает зависимость своего настроения и общего состояния от природы.

7. Основная мысль автора заключается в том, что человек всегда должен стараться жить в полной гармонии с природой. Связь душевного состояния с природными явлениями настолько очевидна, что ее просто глупо отрицать. Самым ярким доказательством является весеннее преображение.

Животный и растительный мир естественным образом начинает новый жизненный цикл. Человеку же свойственно предаваться ненужным философским размышлениям. Вместо этого достаточно просто признать, что весна, как и любовь, полностью преображает внутренний мир человека, дает небывалый толчок для развития всех его жизненных сил.

(Восприятие, истолкование, оценка.)

Федор Иванович Тютчев является поэтом–философом. Прежде всего глубокие мысли о взаимоотношении мира и человеческой души отражаются в его пейзажной лирике. Изображение природы и переживание о ней здесь едины. Пейзажи Тютчева символические.

Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» перед нами возникает следующая картина: природа в ожидании весны. Но это кажется лишь на первый взгляд. Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двухчастна. Это произведение не стало исключением. Сначала дается образ весны:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весной дышит…

На обнаженную черную землю, которая осталась без прекрасного, пушистого, снежного покрывала, действительно грустно смотреть. Зато какие ароматы идут от влажной почвы, каким густым и свежим становится воздух! Юный мечтатель, весенний ветер, пытается оживить даже засохший стебель и будит застывшие в своем величии ветви елей.

Природа отвечает приподнятому настроению лирического героя. Пусть все вокруг пока не столь красиво, но тяжелый зимний сон кончается, это уже радует:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражают борьбу весны с зимой, такую незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Автор очень тонко показывает завершение зимнего сезона с помощью эпитета «редеющий» («сон»). Вообще вторая часть строфы, я бы сказал, изящно «выписана» Тютчевым. Он подбирает такую лексику («послышала», «невольно»), которая подчеркивает легкое, почти неуловимое ощущение весны, ее предчувствие, что едва-едва осознается и человеком, и природой.

Пейзаж динамичен, благодаря обилию глаголов, но движения образов особенные: ласковые и нежные. Да, это весна, самое приятное время года. Природа не может ей не улыбаться. Человек – тоже. Весна рождает особое состояние души. Мы становимся мечтательными, романтичными. Лирический герой стихотворения задумчив, об этом свидетельствуют многоточия во всем тексте. Мысли этого человека раскрываются во второй части произведения:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Здесь происходит осмысление образа весны. Человеческая душа чутко отзывается на это время года. Мы пробуждаемся, ждем чего-то нового, светлого. Я думаю, Тютчев показывает, что человек как часть природы весной обновляется, возрождается вместе со всем живым миром. Однако он порой не понимает, что творится в его душе. Так и здесь. Обращаясь ко внутреннему миру, лирический герой задает несколько риторических вопросов. Он пытается разобраться в себе, но не может, это выше его сил. Почему?

Трагедия человека, по мнению поэта, в разладе с природой. Мы не осознаем и отказываемся принять общие для всего живого мира законы. Отсутствие единого с природой языка и приводит к подобным вопросам. Но хорошо уже то, что герой задает их.

Человек стремится познать окружающий мир, его душа открывается навстречу весне, значит, когда-нибудь он найдет истину.

А может быть, даже и не это главное. Важно то, что герой наслаждается весной. Его душа переполнена противоречивыми чувствами, среди которых радость, тревога, смятение, трепет, блаженство, любовь. Я думаю, это замечательно, потому что человек осознает, насколько богат его внутренний мир. Все остальное менее существенно. Нет, не случайно стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Очарование произведения как раз и состоит в тайне. Загадкой является, наверное, как сама весна, так и ее отражение в душе лирического героя. Человек грезит о чуде. Пусть сбудутся его мечты!

В этом произведении Тютчев, как мне кажется, воспевает не приближение весны, а отношение к такому событию человека. Вот в чем заключается идея стихотворения. Не менее важна здесь и другая мысль: стремление героя найти гармонию с природой. Особенно ярко автор изображает это, соединяя в одной строке блеск небесной лазури и игру человеческой крови.

Меня привлекла неоднозначность произведения, красота, оригинальность образов, выразительность и меткость языка. Но самое интересное в стихотворении – изображение пограничного, переходного момента в природе и сознании человека. В этом виден истинный творец и незаурядная личность.

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Конкретная дата написания стихотворения Федора Тютчева «Еще земли печален вид … » не известна. Литературные критики предполагают, что оно относится к раннему творчеству автора, а это значит, что написал его Тютчев до 1836 года.

Особенностью творческого таланта Тютчева была его уникальная способность передавать красоты природы, передавать реалистичные картины пейзажей при помощи одной – двух строк. Именно в данной работе автор описывает раннюю весну – начало марта.

С одной стороны, природа совершенно мертва, она еще спит после зимы. Но, воздух наполнен новым дыханием. Вскоре, все измениться. Таким смыслом пропитана первая половина стихотворной работы.

Вторая часть «Еще земли печален вид … » описывает чувства человека, которые просыпаются в душах с приходом весны. Конечно же, это любовь и вдохновение, чувства радости и счастья.

Стихотворные строки наполнены ласкательными глаголами: «играет», «волнует», «целует». В последних строках два образа, которые живут в стихотворении, переплетаются между собой. Человеческая душа и природа соединяются, они – это единое целое.

Как же мастеру пера удавалось создавать такие чуткие, проникновенные стихотворные работы? Все очень просто! Федор Тютчев очень любил природу, ее потрясающие пейзажи, ее жизненную энергию. Именно это и наталкивало его на творческие мысли, на создание великих литературных шедевров.

Ода единству с природой
Федор Иванович Тютчев – известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром.
Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй – о пробуждении души человеческой.
Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит
Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть – приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности – она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.

«Еще земли печален вид…» Фёдор Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

В данном сочинении-анализе стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид» можно увидеть, как толкование различных изобразительно-выразительных средств, в первую очередь тропов, помогает уяснить смысл лирического произведения.

«Ещё земли печален вид…» — анализ стихотворения.

Человек всегда был неотъемлемой частью природы, которая на протяжении многих тысячелетий кормила его, одевала, давала кров. Но с ростом урбанизации всё изменилось. Многие из нас утратили естественное, изначально заложенное в каждом человеке чувство гармонии и единства с окружающим миром.

Один философ назвал поэзию «чистым родником в искусстве». Разумеется, речь шла о настоящей поэзии. Ведь именно она помогает людям разобраться в простых и одновременно сложных вещах. Тему взаимодействия природы и человека затрагивали многие поэты.

Но особенно выразительны и проникновенны в этом плане стихотворения Ф. И. Тютчева, ибо чуткая душа этого человека была способна чувствовать не только себя в природе, но и природу в себе.

В стихотворении «Ещё земли печален вид…» Тютчев использует приём образного параллелизма, сопоставляя явления природы и состояние души человеческой. В первой строфе перед нами предстаёт образ ещё не проснувшейся от зимнего сна природы. Именно образ, так как природа воспринимается поэтом, как живая, наделённая качествами, присущими человеку. Об этом говорят олицетворения: природа «не проснулась », «весну послышала она » и «ей невольно улыбнулась ».

В первых же строчках мы видим антитезу: «печальный вид » земли противопоставляется свежему, «весною » дышащему воздуху. Метафора «печален вид » в первой строке помогает выделить слово «земли», чтобы усилить контраст между зимней, ещё спящей природой, и уже просыпающейся, изображённой во второй строке. Примечательно, что едва приметное дуновение весны пока ощущается только в воздухе. Подвижность воздушных масс рисуется с помощью ряда глаголов: «дышит », «колышет », «шевелит ». И тут же в противопоставление им показывается неподвижное, «мёртвое » состояние земли, изображённое с помощью эпитета. Об этом говорит и значение глаголов. «Колыхать», «шевелить» -это приводить в движение застывшие в каком-либо одном положении предметы. Созданию «дышащего» «весною» образа воздуха способствует и аллитерация на «ш» в этих глаголах, помогающая уловить слухом это еле заметное шевеление предметов на пробуждающейся земле: мёртвого в поле стебля, ветвей елей. Пробуждение природы дорисовывается и с помощью эпитета «редеющего сна». Слово «сон» помогает понять, почему «ещё земли печален вид», а эпитет показывает, что уже недолго остаётся земле оставаться в этом состоянии. Причём в смысловом отношении этот эпитет необычен, потому что в прямом значении применительно к слову «сон» его употребить просто невозможно.

Что значит редеющий сон? Слово «редеть» обозначает «становиться редким, уменьшаться в числе», а слово «редкий» - «такой, в котором части расположены на известном расстоянии, с промежутками» (Словарь Ожегова). Но сон количественно измерить нельзя. И представить пространственные промежутки в сновидениях тоже проблематично. Это если подходить к значению слова в стихотворении буквально. А вот воображению ярко представляется недолговечность сна природы, тем более, что этому способствует ещё и звучание слова.

Вторая строфа показывает, что природа, сквозь сон улыбающаяся весне, сравнивается с психологическим состоянием лирического героя: «Душа, душа, спала и ты…». В центре этой строфы образ, который можно одновременно отнести к описанию и человека, и природы: «Блестят и тают глыбы снега, // Блестит лазурь, играет кровь… ». Если этот образ отнести к описанию природы, то в нашем воображении встаёт картина бурного таяния снегов, которое тоже способствует пробуждению природы от зимнего сна. Но, если это описание соотнести с душой, к которой обращается поэт в начале строфы, то мы понимаем, что он использовал метафору, рисующую состояние человека. Его можно определить с помощью другой метафоры, ассоциативно возникающей в памяти: «душа оттаяла». Правомерность таких представлений подтверждает вторая строка этой цитаты, где образы природы и души человеческой поставлены в один ряд: «блестит лазурь » (явно небесная), «играет кровь » (понятно, что у человека). Таким образом, смысловое поле расширяется. Вот эта слитность состояния природы и человека, создаваемая с помощью взаимодействия образных рядов, которые невозможно разделить, - особенность поэзии Тютчева. Эта особенность и помогает поэту в его стремлении «уловить душу природы, её язык » (В. Брюсов) и показать, что человек - «лишь грёза природы ».

Надеюсь, вам понравился этот анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид…»

Стихотворение “Еще земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна. Краткий анализ “Еще земли печален вид” по плану откроет ученикам 6 класса дверь в прекрасный мир природы, описанный настоящим мастером. Его можно использовать на уроке литературы для объяснения темы и как дополнительный, и как основной материал.

Краткий анализ

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .

Метафоры “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .

Олицетворение “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики.

Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева.

История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. Он увлекался работами немецкого философа Фридриха Шеллинга, который утверждал, что

Тема

Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция

Стихотворение четко разделено на две равные части – композиционно и тематически.

Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр

Это пейзажно-философская лирика, что также связано с двухчастностью произведения. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

Оно написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передает сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Для лирики Тютчева характерны олицетворения, которые используются для описания природы, и другие классические тропы. Они же использованы и в “Еще земли печален вид”:

  • Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .
  • Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .
  • Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

Все они работают на то, чтобы выразить философские идеи автора о любви, одушевленности природы и ее непознаваемости и донести их до читателя.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 14.