Изображение русского национального характера в произведениях шолохова. 

Широких эпичес­ких полотен о годах гражданской и коллективи­зации. Он изображает важнейшие исторические сдви­ги в жизни России, показывает, как отразились на судь­бах его героев повороты истории. На фоне сражений и мирных битв он показывает судьбу своего - простого русского человека, над которым вершит свой строгий суд, но и кото­рый вершит историю, неся ее на своих all soch 2005 плечах. Конфликт «человек-история» - один из важнейших в русской XIX века, начиная с «Медного всад­ника». О соотношении человеческой личности и исто­рии, революции говорит и «социалистичес­кого реализма». В ней является вершителем истории, порой добровольно приносящим себя в жерт­ву. В судьбе каждого отдельного человека отчетливо выражалась судьба его класса, его поколения.

Судьба Андрея Соколова, при всем своем трагизме, обычная для того времени судьба. Уроженец Воронежс- Кой губернии, он воевал в гражданскую в Красной Ар­мии, перенес все тяготы голода, потерял близких. До войны жил обычной трудовой жизнью. , обрушившаяся на страну, отняла у Андрея Соколова все: погибла семья, разрушен дом. Сам он ока­зался в плену и доказал свою духовную стойкость и му­жество там, где это было нечеловечески трудно. С само­го начала плена Андрей Соколов доказывает свою вер­ность Родине, обезвредив мерзавца, собиравшегося выдать комиссара.

Лишенный возможности бороться с врагом оружием, Соколов тем не менее доказывает свое мужество в поединке с комендантом немецкого концла­геря Мюллером. Мюллер мог сделать с ним все, но толь­ко не смог унизить его, показать свое превосходство. И опять смерть прошла мимо Андрея Соколова, «только холодом от нее потянуло», оставила его жить и вспоминать погибших родных и близких. Способность подставлять свои плечи под груз исто­рии сочетается в нем с мягким, сострадательным серд­цем, отзывчивым на боль других людей. Сам перенес­ший неимоверные страдания, он живо откликается на переживания женщин и детей: «Вся держава на них оперлась!

Какие же это плечи нашим женщинам и де­тишкам надо иметь, чтобы под такой тяжестью не со­гнуться? А вот не согнулись, выстояли!» В образе его мыслей, в его высказываниях живет душа народа, народный склад мыслей, чувств, обычаев. Спо­собность к любви, сочувствию чужому горю роднит его с некоторыми героями Льва Николаевича Толстого. Ведь победа в Великой Отечественной войне была до­быта именно этими душевными качествами, жившими в народе.

Поэтому именно Андрей Соколов - по­бедителя в этой войне, потому что он выстоял и побе­дил по-человечески, а это основа победы военной. Од­нако в нем в то же время живет нетерпимость к трусос­ти, жестокости и малодушию. Соколов воплощает в себе типичные черты русского человека. Среди них важное место занимает непоказной и скромный героизм. Об этой черте русского солдата также писал Лев Николае­вич Толстой.

Нравственное бескорыстие подвига, спо­собность к самопожертвованию, глубокая сознатель­ность героизма - эти черты объединяют Андрея Соко­лова с миллионами русских солдат, отдавших свои жиз­ни за освобождение нашей Родины. Все, что совершает в рассказе Андрей Соколов, он совершает скромно, не­заметно, совершает не напоказ, а только тогда, когда это необходимо. Характерна сама внешность героя. Перед нами вы­сокий, несколько сутулый человек, одетый в прожжен­ный в нескольких местах ватник. На нем солдатские ботинки - печать фронтовой судьбы.

Рядом с ним маль­чик - одновременно и самый близкий ему человек, и напоминание о горьком его одиночестве на земле. М. А.Шолохова «Судьба человека» - произве­дение эпического звучания. Поднимаясь до вершин гу­манистического искусства, он показывает трагическую судьбу человека на перепутьях истории и одновремен­но победу человека вопреки потерям, страданиям, смер­тям.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Русский характер (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») . Литературные сочинения!

Не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обнаруживает характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч...
Плутарх
Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.
Скромный труженик, отец семейства жил и по- своему был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, он столкнулся с неотвратимыми и неизбежными ужасами войны. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь героя как бы опрокинулась. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Все русские люди познали ужасы Второй мировой войны и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений отстояли свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».
Подвиг показан в рассказе Шолохова не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.
Вдали от Родины герой пережил все тяготы войны, бесчеловечность фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе силы оставаться человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.
История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!»
Андрей Соколов после всего, что он пережил, казалось бы, мог проклясть жизнь. Но он не ропщет, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил ребенка и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.
Всей логикой своего рассказа М. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.
Андрей Соколов добр, доверчив к людям, по-настоя- щему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.
И еще на одну важную черту обращает наше внимание писатель. Его герой прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.

Разделы: Литература

Класс: 10

Цель: раскрыть через восприятие содержания рассказа истинное назначение человека и смысл человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», развивать навыки анализа текста.

Оборудование: доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор, Презентация , экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (приветствие класса) Слайд № 1

II. Слово учителя

Наш урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело», – сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет».
«Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...
– А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим». Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по–своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба человека»

Откройте тетради и запишите число, тему урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Слайд № 3

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком

Гёте

– Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.

III. Актуализация знаний, умений и навыков. Слайд № 4

В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём такие строки: «Русский характер. Поди–ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, – который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».
И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о своей жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.
– Как вы понимаете слово «характер»? (индивидуальное задание: работа с толковым словарём)

Слайд № 5.

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
– Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Такие вопросы задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».
– Какие положительные черты характера вы можете назвать?

Слайд № 6 (На экране и в тетради слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность. )

– Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, доказывать, опираясь на текст рассказа.

– Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника? («Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза. Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)

– Почему Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково представление героя о счастье? Слайд № 7 (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно).

– Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Слайд № 8

– Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? (Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9

Индивидуальное задание: сведения о пленных во время ВОв.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

– Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.

(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”)

– Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания – сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Чтение по ролям: эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру».

Слайд № 10

ВЫВОД: Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный русский солдат.

(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника. Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».)

– Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Слайд № 11 (Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме – о важных человеческих ценностях.)

– И что же впереди? Ученики читают: (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

– Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

– Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл .)

– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) Слайд № 12

– Кто кого нашёл?Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?Мнение учащихся.

– Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

IV. Анализ финала рассказа

– Какова концовка рассказа? Слайд № 13 (Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».)

V. Подведение итогов

– Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван.

– В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Слайд № 14

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова ).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

– Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова?

Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15

Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Слайд № 16

1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Слайд № 17
2. Прочитать отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (отметить по тексту взаимоотношение человек и природа)

Тема русского характера. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - это рассказ о простом человеке на войне. Русский чело­век вынес все ужасы войны и ценой личных утрат за­воевал победу, независимость своей Родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной вой­не, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого досто­инства.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного чело­века, русского солдата Андрея Соколова. Он с дет­ства узнал, почем «фунт лиха», сражался в граждан­скую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Великая Отечественная Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дваж­ды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оста­вался человеком. И все же самые серьезные испыта­ния выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела ворон­ка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи.

После всего, что пережил этот человек, он, каза­лось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Од­нако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю тепло­ту своей души герой отдает усыновленному им сиро­те Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небуш ко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтвер­ждает нравственную силу Андрея Соколова, сумев­шего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдю­жит, и около отцовского плеча вырастет тот, кото­рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского челове­ка, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны. Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной вой­не и кто был настоящим героем этой войны. Образ Ан­дрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравст­венную силу русского человека

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.
Перед нами незабываемый образ рядового советского солдата - Андрея Соколова. Человека, все вытерпевшего, все преодолевшего... Велико шолоховское искусство портретной лепки: оно свежо, до предела сжато и выразительно. Из двух-трех фраз, оброненных автором как бы мимоходом, мы узнаем, что Соколов "высокий, сутуловатый", что рука у него "большая, черствая", а говорит он "приглушенным басом". И только после того, как рассказчик произнес первую фразу своего повествования: "Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше", - перед нами тотчас же возникает его портрет, нарисованный одной-двумя незабываемыми чертами.
Так же кратко и до физической ощутимости ярко вылеплен портрет второго персонажа рассказа - коменданта лагеря Мюллера.
А образ сердечной, умной жены Андрея Соколова, сироты Иринки, выросшей в детском доме. Своей преданностью, святой жертвенной любовью она напоминает прекрасные образы некрасовских русских женщин. И вновь так пластически зримо вылеплен он, и не только внешне, но и в сложнейших душевных движениях. Особенной силы достигает автор в сцене прощания на вокзале в первые дни войны.
Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой "площадке" рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!
Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его "не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости" (А.Куприн).
Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. "...И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно..." - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.
Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом", - говорит Мюллер.
Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту.
Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и "русс Ивана": как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления.
Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого "врастяжку" стакана шнапса "откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол".
Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом.
Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова писатель раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.
Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом "сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи" проявляется народность писателя.
Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. Творчество его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его произведения. Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.
Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.
Заканчивая рассказ, М.Шолохов не поставил сюжетной точки. Писатель покидает своих героев в весеннем поле: бывший фронтовик и усыновленный им ребенок, связанные великой силой любви, идут путем-дорогой, а перед ними большая жизнь. И мы верим, что не пропадут эти люди, найдут они свое счастье...