Какова цель функции учет. Учетная функция (функция учета)

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: Учет как общая функция менеджмента


учет менеджмент функция

1.Сущность и содержание функции учета

Цели и принципы функции учета

Виды учета и их назначение

Структура учета и его место в процессе управления

Организация учета на предприятии

Заключение

Список литературы


1. Сущность и содержание функции учета


Информация как ресурс системы управления необходима для функционировании любого предприятия. Ни одна из функций управления не может быть осуществлена, если не будет обеспечено соответствующее поступление информации к лицам, её анализирующим. Менеджеры фирм, прошедшие обучение по вопросам управления, научились ценить информацию и знают, какие выводы можно сделать, основываясь на неё. Трудно себе представить работу исследователей истории прошлого, если бы не данные, которые собрали и зафиксировали в документах предшественники, проникшиеся сознанием важности информации.

Информация, необходимая для управления предприятием, чрезвычайно обширна по своему объему, имеет множество источников и ее зачастую трудно получить.

Организованный сбор, регистрацию, классификацию и выдачу потребителям требуемой информации обеспечивает функция учета.

Учетная информация и функция учета в системе управления предприятием используется гораздо шире, чем многим это представляется. Пользователи информации, обеспечивающие управление предприятием, могут быть разделены приблизительно на три группы:

.те, кто управляют предприятием;

.те, кто находятся вне предприятия и имеют прямые финансовые интересы в нем;

.те лица, группы или агентства, которые проявляют непрямой финансовый шдаї рее к предприятию.

Потребности указанных пользователей определяют основные массивы учетной информации, методы и формы ее учета.

Рассмотрим их более детально.

Пользователи учетной информации.

Руководство и менеджеры предприятия являются главными пользователями учетной информации. Она необходима им для осуществления планирования, контроля, анализа и регулирования различных сторон деятельности предприятия. Основными подсистемами, использующими учетную информацию, являются:

) финансовая;

) производственная или оперативная;

) рыночная;

) кадровая;

) система руководства осуществлением проектов;

) вспомогательные системы.

Пользователи с прямым финансовым интересом. Эта группа пользователей учетной информации о деятельности предприятия представлена фактическими и потенциальными инвесторами и кредиторами. Для принятия решений об инвестировании или кредитовании они пользуются финансовой информацией, содержащейся в официальной финансовой отчетности предприятия. Как мы видим, финансовая учетная информация, помимо использования внутри предприятия руководством, выдается инвесторам и кредиторам, находящимся вне предприятия.

Пользователи с непрямым финансовым интересом. Сюда относятся разнообразные группы пользователей: налоговые органы, централизованные плановые органы, органы государственного регулирования деятельности предприятий, профсоюзы, общественные организации и др. Каждый из перечисленных потребителей использует финансовую информацию для своих целей. Так, налоговая инспекция использует финансовую информацию для контроля правильности уплаты предприятием различных налогов, а органы планирования экономики обобщают данные предприятий для определения национального дохода, ВПП и др.

Следует заметить, что рассмотренный состав пользователей не только использует учетную информацию в своей деятельности, но и сам является источником информации, которую необходимо учитывать на предприятии.

По отношению к предприятию информацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация. Само название указывает на то, что данный вид информации содержит сведения, которые предприятие использует для оценки влияния внешних факторов, а также сведения, которые предприятие выдает внешним потребителям. По отношению к предприятию внешняя информация является входящей (фактор внешней среды) и исходящей (данные о деятельности предприятия).

Входящая информация отражает состояние и процессы изменения, происходящие во внешнем окружении предприятия. Это данные о поставщиках, трудовых ресурсах, развитии технологии, конкурентах, потребителях, экономических и политических явлениях и т. п. Она труднодоступна, сбор ее затруднен и стоит дорого. Однако без получения такой информации предприятие не сможет прогнозировать свою деятельность и принимать обоснованные управленческие решения. Каналы получения внешней информации различны: официальные статистические сборники, маркетинговые исследования рынка, специальные опросы, неформальные источники, предоставляющие нужную информацию, пресса, телевидение и др.

Исходящая внешняя информация содержит сведения о результатах работы предприятий. Она выдается в виде установленных финансовых отчетов, содержащих данные о том, насколько успешно были достигнуты цели в плане прибыльности и какова ликвидность предприятия. Эти сведения используются пользователями с прямыми финансовыми интересами (инвесторы, кредиторы) и с косвенными финансовыми интересами (налоговые органы, государственные регулирующие органы, государственные планирующие органы, общественные организации и т. п.). Информация, включаемая в финансовые отчеты, охватывает фактически данные, подытоженные для потребителя, и отражает операции, которые предприятие уже завершило.

Внутренняя информация охватывает все виды учетных данных, которые измеряются, обрабатываются и передаются для внутреннего использования руководством. Характер, объем и степень детализации этой информации различны. Внутренняя информация характеризует хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии.

Его объектами являются заготовка, приобретение и расходование материальных» ресурсов, использование топливно-энергетических ресурсов, нормированное и отработанное время, выработка рабочих-сдельщиков, затраты на производство, движем полуфабрикатов и остатков незавершенного производства, объем выпуска продукции, ее отгрузка и реализация, расчет с поставщиками, покупателями, заказчиками банками, финансовыми органами, учредителями и т. п. Перечисленная информация относится к различным подсистемам.

Из изложенного видно, что функция учета представляет собой процесс формирования различной по назначению и использованию финансовой, управленческой, стратегической и оперативной информации.

Учет как общая функция менеджмента - это процесс (работа), состоящий из операций наблюдения, восприятия, измерения и фиксации (регистрации) фактов, процессов, явлений природы или общественной жизни.

Концептуальная схема функции учета представлена на рис. 1.


Рис. 1. Концептуальная модель функции учета


Учет возможен лишь тогда, когда есть в наличии какой-либо факт. Факт в управлении производством представляет собой получение какого-либо конечного или промежуточного результата.

Для учета важно наличие полученного результата.

Наблюдение представляет собой сбор данных, который может осуществляться внешним или внутренним образом по отношению к человеку.

Факт свершения события может наблюдаться человеком или с помощью специального оборудования.

Восприятие - это отражение наблюдаемых фактов, предметов, явлений в совокупности их свойств и особенностей, воспринимаемых человеком.

Это реакция человека не на происходящие события, а на то, что человеком воспринимается как происходящее. Это свойство человека чрезвычайно важно для повышения достоверности учетной информации.

Измерение - это выражение учитываемого факта в определенных единицах измерения.

Фиксация (регистрация) состоит в закреплении данных о параметрах и свойствах, воспринятых и измеренных учитываемых фактов на любом носителе информации.

Последовательность реализации рассмотренных операций представляет собой процесс учета.

2. Цели и принципы функции учета


Учет может быть представлен как процесс обмена информацией, отражающей различные виды деятельности предприятия во внешней среде. Как нам известно, обмен видами деятельности представляет собой отношения между функционирующими субъектами. Предприятие как субъект рыночной экономики формирует отношения между тремя участниками:

.физическими лицами - работниками предприятия, акционерами;

.юридическими лицами - поставщиками, потребителями, общественными организациями и пр.;

.государством, представленным конституционными юридическими лицами.

Между участниками обмена существуют имущественные, организационные, хозяйственные и др. отношения. Связующим звеном между субъектами этого сложного обмена является учет.

Отсюда вытекает общее назначение функции учета: обеспечение учета всех объектов носителей стоимости и субъектов права собственности на объекты стоимости, являющиеся элементами рыночной экономики.

Основной целью функции учета является формирование качественной и всесторонней информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и своевременное предоставление требуемой информации пользователям.

Учет - это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая информационную связь с управляемыми объектами функций анализа, контроля и регулирования. Только лишь зафиксированные (учтенные) данные о происходящих событиях, возникающих явлениях, изменяющихся факторах, протекающих процессах, полученных результатах, могут быть использованы в менеджменте в качестве информации. Устная информация, переданная от одного лица к другому, также учитывается в памяти получателя и отправителя. Однако не перенесенная на другие носители информации, она теряет свое значение для третьих лиц и со временем исчезает как данные. Учетная деятельность обеспечивает протекание всех управленческих процессов. Учетные данные служат источником объективной информации о действительном состоянии дел в организации и поведении ее внешней среды. Без точного и всеохватывающего учета невозможно принимать управленческие решения и требуемым образом регулировать процессы, протекающие в системе.

Указанное выше дает все основания для выделения учетной деятельности в отдельную важную функцию управления. Следует заметить, что многие авторы книги области менеджмента, без особого основания, учет не выделяют в составе общих функций управления.

Реализация общей цели функции учета обеспечивается общими принципами построения процесса учета.

Принципы реализации учетной деятельности

В специальной литературе приводится много принципов реализации учета. Исходной же посылкой является его информационная сущность. Все три вида учета содержат базовую информацию для осуществления анализа и планирования, контроля и регулирования.

Практика показывает, что менеджеры чаще всего работают в условиях информационной перегрузки. Вместе с необходимой информацией к менеджеру передается и несущественная информация. В условиях информационной перегрузки менеджер, даже при большом желании, не в состоянии переработать все данные. Следовательно, определенная часть данных остается невостребованной и бесполезной.

Полезность информации определяется пользователем. Поэтому пользователь (а не разработчик информационной системы) должен определять те показатели и параметры, которые необходимо учитывать.

Также важно определить форму и содержание учетных документов, поступающих к пользователю.

Эти два важных условия выполняются в функции учета при соблюдении следующих принципов.

Принцип существенности информации.

Менеджер должен получать только ту информацию, которая ему нужна для принятия решений или для выполнения других видов деятельности. Однако менеджер редко может отчетливо представить, какая и когда ему требуется информация. Нужно учитывать и тот факт, что одни и те же данные используются различными менеджерами. Функция учета обладает свойствами системности. Тем не менее, учетная информация должна обладать способностью влиять на принятие решений пользователем и удовлетворять его интересы в нужное время.

Науке известно, что чем меньше мы понимаем то или иное явление, тем больше нам требуется переменных, чтобы его объяснить. Большое число переменных снижает существенность информации.

Соблюдение принципа существенности информации достигается при определении состава задач учета и их системной увязке в рамках оргструктуры управления предприятием. Состав задач учета должен включать только те задачи, которые обеспечивают принятие запрограммированных и не в чистом виде запрограммированных (вероятность появления ситуации велика) решений. Сюда относятся в обязательном порядке управленческие решения, принимаемые при анализе, планировании, контроле и регулировании.

Незапрограммированные решения, такие как выбор цели организации, выбор новой продукции, выбор типа оргструктуры управления, используют данные статистического и бухгалтерского (проблемного) учета.

Состав задач учета, обеспечивающих принятие подобных решений, формируется отдельно. Так как при проектировании оргструктуры управления задачи системно увязываются между собой, то вероятность соблюдения принципа существенности информации возрастает.

Принцип достоверности информации.

Понятие «достоверности» применительно к учетной информации предприятия относительно.

Учетная информация всегда направлена на отражение интересов хозяйствующего субъекта. Интересы лиц, причастных к деятельности предприятия (директора, бухгалтера, учетчика, налогового инспектора и т. д.), неодинаковы. Лицо, результаты деятельности которого учитываются, кровно заинтересовано в предоставлении такой информации, которая подтвердила бы эффективность и целесообразность его работы.

Следовательно, «экономическая информация не является объективной, независимой от интересов лиц, участвующих в хозяйственном процессе».

Для повышения объективности и правдивости представляемых данных необходимо в алгоритмы решения задач учета закладывать методы и процедуры сбора и обработки данных, а также возможность оценки передаваемой пользователю информации. Принцип сопоставимости информации.

Задачи анализа и планирования (особенно стратегического) используют учетные данные для сопоставления различных альтернатив. Поэтому информация учета должна быть представлена пользователю в сопоставимых единицах измерения. Анализ конкурентной среды или других факторов внешнего окружения будет бесполезной тратой времени, если аналогичные учитываемые показатели предприятия будут несопоставимы по методам обработки данных, временным периодам или единицам измерения.

Необходимость сравнения учетных и отчетных данных о результатах работы предприятий в целом по стране потребовало разработки единой системы и правил учета (независимо от форм собственности) и ведения отчетности. С этой целью Украина перевела системы учета и отчетности на мировые стандарты.

Соблюдение принципа сопоставимости обеспечивается государственным нормативным регулированием бухгалтерского учета. Принцип доступности информации.

Принимать стратегические решения в области развития предприятия возможно только на анализе информации о состоянии экономики, о работе конкурентов и др. данных. Такую информацию руководство предприятия должно получать из статистических документов, издаваемых государственными статистическими институтами. При социализме такие данные были уделом высших государственных органов и на уровень предприятия не попадали. В условиях рыночных отношений предприятия Украины не смогут эффективно работать без свободного доступа к учетно-статистической информации.

Принцип доступности предполагает целенаправленное распространение среди государственных и частных предприятий пользователей обширной системы статистических данных.

Доступность также необходимо рассматривать с точки зрения предоставления учетной информации в ясной для понимания форме, которую пользователь может использовать для принятия решений.

Рассмотренные общие принципы имеют отношение ко всем видам учета, т. е. к функции учета в целом.

Специфической особенностью функции учета является наличие разных концепций и целей, лежащих в основе построения каждого из видов учета. Функцию учета необходимо рассматривать как целостный процесс формирования учетной информации, которая позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью и оценивать свое положение в рыночной среде.


. Виды учета и их назначение


Назначение учетной информации в процессе управления определяет виды учета, с. определенной его группировки. В настоящее время на Украине выделяются такие виды учета:

Оперативный;

Статистический;

.бухгалтерский (финансовый);

Управленческий.

Рассмотрим их краткую характеристику. Всестороннее раскрытие этих видов учетов не является предметом нашего рассмотрения функции учета.

Оперативный учет - это процесс удовлетворения информационных потребностей менеджеров, осуществляющих оперативное управление деятельностью предприятия.

Оперативный учет обеспечивает принятие текущих управленческих решений. Hoсителями информации оперативного учета могут быть как документы, так и данные, полученные по телефону, факсу, телетайпу, с магнитного диска и т. д.

Цель оперативного учета заключается в предоставлении менеджерам текущей информации о движении ресурсов на предприятии, о выпуске продукции и ее реализации.

На основе оперативных учетных данных менеджеры осуществляют принятие решений по текущему управлению предприятием. Следовательно, оперативный учет базируется на следующих принципах:

·выдача требуемой информации по необходимости;

·восприятие и регистрация отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, имеющие место на предприятии;

·регистрация отклонений в момент их возникновения по локальным процессам и факторам.

Соблюдение этих принципов позволяет создать оперативную информационную систему для принятия управленческих решений по контролю, анализу и регулированию процессов, протекающих на предприятии.

Статистический учет является источником данных, содержащихся в официальной статистической отчетности, характеризующих закономерности и тенденции развития хозяйства.

Обобщающая информация базируется как на анализе собранных статистических данных, так и на информации бухгалтерского и оперативного учета. Статистическая информация используется для прогнозирования и планирования деятельности предприятия.

Целью статистического учета является отражение обобщающей учетной информации о состояниях и тенденциях развития отдельных сторон деятельности предприятия.

Статистический учет базируется на данных бухгалтерского и оперативного видов учета, а следовательно, он аккумулирует основные принципы, присущие этим видам учета. К ним относятся:

·выморочность предоставляемой информации;

·сопоставимость статистической информации;

·обобщенность информации о различных областях хозяйствования предприятия;

·регламентированность представления информации в соответствии с утвержденными государством формами отчетности.

Статистический учет обслуживает как внутренних потребителей, так и потребителей с непрямыми финансовыми интересами. Данные статистического учета используются для ретроспективного анализа и планирования деятельности предприятия.

Предметом бухгалтерского учета является имущество предприятия, его движение в процессе производства, обмена, распределения и потребления общественного продукта, а также возникающие при этом правовые отношения собственности. Методически бухгалтерский учет делят на финансовый и управленческий.

Финансовый учет представляет собой процесс сбора, обобщения и хранения информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности, прибыльности и перспективах развития предприятия.

Данное определение не противоречит существующим концепциям, дополняя и уточняя содержание финансового учета.

Финансовый учет регулируется государственными нормами и стандартами различных уровней.

Целью финансового учета является формирование (наблюдение, восприятие и т. д.) информации о деятельности предприятия, которая, помимо внутреннего использования руководством, сообщается тем, кто находится вне предприятия.

Финансовый учет направлен на:

üпредоставление информации о хозяйственных ресурсах предприятия, его обязательствах, составе средств и источников, а также их изменениях;

üпредоставление информации, понятной реальным и потенциальным инвесторам и кредиторам;

üпредоставление информации, помогающей реальным и потенциальным инвесторам и кредиторам судить о суммах, времени и риске, связанных с ожидаемыми доходами.

Финансовый учет осуществляется на основе следующих принципов.

Обязательности ведения финансового учета. Финансовый учет ведется по строго регламентированным государством показателям, которые отражаются в формах, установленных законодательством.

Применение метода двойной записи. Учитываемая в рамках финансового учета каждая хозяйственная операция, хозяйственный факт, исходя из экономического содержания и двойственного характера, отражается дважды в одинаковой сумме по двум счетам бухгалтерского учета.

Допущения толкования финансовой информации. Поскольку финансовые отчеты основаны на довольно произвольных правилах и оценках, то при толковании отчетной информации используются пять допущений:

.Сравнимость и постоянство, предполагающее, что информация о предприятии сопоставима с такими же данными на протяжении различных промежутков времени или с данными другого предприятия за один и тот же промежуток времени. При этом постоянство требует, чтобы принятая методология и выбранные учетные процедуры не менялись до тех пор, пока пользователи не будут извещены о вносимых изменениях.

.Существенность указывает на относительную важность того или иного события.

.Консерватизм означает, что когда бухгалтерам не ясно, как оценить активы, они обычно выбирают наименьшую оценку из возможных, т. е. по себестоимости.

.Полнота предполагает, что учетная информация должна содержать максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам.

.Эффективность означает, что выгоды, полученные на основе новой учетной информации, должны быть выше затрат на нее. Объекты финансового учета определяются законом Украины "О бухгалтерском учете и отчетности".

Управленческий учет рассматривается как разновидность бухгалтерского учета «информационно организующего внутрихозяйственные связи предприятия, т. е. связи между лицами, работающими в самом предприятии (агентами)», или «направленного на управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями» «...в основном выполняет функцию текущего регулирования и контроля научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью предприятия».

Управленческий учет, отражающий информацию для обеспечения внутренних потребностей предприятия, в большинстве стран не регулируется государством и является коммерческой тайной предприятия.

Данная концепция широко раскрыта в зарубежных публикациях, а также в Законе Украины «О бухгалтерском учете и отчетности».

Цель управленческого учета - обеспечить менеджеров соответствующей информацией о состоянии носителей расходов и результатов деятельности, которые могут учитываться по местам возникновения расходов и по носителям расходов.

Управленческий учет базируется на таких принципах:

1. Оперативность учета расходов. Этот принцип определяет правила проведения учета фактических расходов (прошлых) и учета расходов по системе «стандарт-кост» (система нормативных издержек).

2. Организации учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.

В соответствии с этим принципом издержки производства являются одними из основных объектов управленческого учета.

Учет ведется по «центрам ответственности» менеджерами, которые несут ответственность за целесообразность понесенных расходов.

3. Наличие системы трансфертных цен и ценообразования. Этот принцип предполагает разработку цен, используемых в расчетах между внутренними структурными подразделениями предприятия за передаваемую друг другу продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги. Система трансфертных цен обеспечивает организацию хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия.

4. Калькулирования себестоимости. Определение себестоимости изделия заключается в оценке используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство, состав которых устанавливается нормативными актами Украины.

Объектом управленческого учета является деятельность различных структурных подразделений хозяйственной организации.


4. Структура учета и его место в процессе управления


Структура функции учета вытекает из общих и конкретных его целей. Содержание функции учета в процессе управления состоит в измерении и фиксировании фактов, происходящих на предприятии, и учете влияния факторов внешней среды на процесс достижения общей цели организации, первоначально установленной или скорректированной в соответствии с изменившимися условиями. Как известно, достижение цели обеспечивают все переменные организации: кадры, технология, структуры, функции, ресурсы и выходная продукция (управленческие решения, товар, услуги).

Функция учета, непосредственно связанная с этими переменными, и выполняет свою роль в четырех направлениях:

·обеспечивает получение информации от всех элементов организации о воздействии каждой из них друг на друга и в целом на систему;

·устанавливает измерители параметров для выдачи необходимых данных менеджерам, которые управляют одной из переменных организации;

·обеспечивает накопление и хранение массивов данных для принятия решений, воздействующих на все переменные элементы организации;

·формирует выходную информацию (по запросу или на основе принципа исключения), которая отражает функционирование всех переменных.

Структура функции учета должна отражать как перечисленные выше роли, так и объекты (переменные) учета. Организация процесса учета и его осуществление должно иметь в виду не только осуществление самого учета, но и обеспечение информацией всей системы в целом, частью которой он является. Процесс учета должен быть организован на основе интеграции с тем, чтобы переменные (объекты учета) были связаны между собой единым массивом информации. Более того, структура функции учета должна быть составной частью организационной структуры управления предприятием. К структуре функции учета предъявляются два требования.

Структура учета должна соответствовать распределению полномочий на предприятии с тем, чтобы информация для выполнения других функций соответствовала специфике работы подразделений, отвечающих за выполнение этих функций.

Задачи учета должны быть распределены таким образом, чтобы результаты их решения (информация) достаточно полно соответствовали уровням управления.

Соблюдение этих требований позволяет создать такую структуру учетной деятельности, которая связывает в единую систему объекты учета (процессы, осуществляемые в них) с пользователями информации (аппаратом управления). Такая структура показана на рис. 2.


Рис.2. Структура функции учета предприятия


Из рисунка видно, что все объекты учета находят свое место в соответствующих его видах: финансовом (отражающем состояние имущества предприятия, его капитал, финансовые обязательства и фонды, результаты хозяйственной деятельности), управленческом (учет производственных затрат и калькуляция себестоимости) и оперативном (учет наличия, перемещения и подготовки кадров, учет работ непроизводственного характера: НИОКР, обслуживание оборудования, новая продукция, а также учет факторов внешней среды).

Место функции учета определяется логической взаимосвязью задач управления (см. рис. 3.) и ролью учета в процессе управления.


Рис. 3. Место функции учета в процессе управления


Роль предприятия состоит в постановке целей, разработке планов достижения целей, организации выполнения планов и осуществлении контроля с тем, чтобы реализация планов происходила в соответствии с целью. Управляющие воздействия на объект, осуществляющий процесс выполнения плана, обеспечивает функция регулирования. Состояние процессов, протекающих в объектах, оценивает функция учета. Данные оценки необходимы для планирования, контроля и регулирования. Учетная деятельность тесно связана и переплетается с другими общими функциями в процессе управления. Рассмотрим этот процесс взаимодействия.

Процесс планирования полностью зависит от наличия и использования учетной информации. Потребности того или иного предприятия в информации для планирования могут быть классифицированы на две следующие категории:

·информация о внешней среде предприятия;

·внутренняя информация о существующем потенциале предприятия.

Рассмотрим более подробно каждую из категорий учетной информации. При этом будем исходить из того, что информацию о факторах внешней среды и переменных организации можно использовать, если она кем-то учтена, хранится на носителях информации и к ней менеджеры предприятия имеют доступ.

Информация о внешней среде. Этот вид учета практически не нашел отражения в имеющейся литературе. Хотя категория информации о внешней среде разнообразна, обычно предприятие не ведет учет изменения всех факторов внешней среды. Определенную часть учетной информации можно получить из публикуемых официальных статистических сборников, нормативных документов и т. п. Предприятие в данном случае не ведет детального учета, а лишь осуществляет хранение данных и их использование в процессе планирования.

Значительная же часть информации внешнего характера учитывается самим предприятием. Как видно из рис. 3, учетная информация в чистом виде не используется в процессе планирования. Она подлежит анализу, поскольку является возможными альтернативами исходных данных для планирования.

Потребности в информации о факторах внешней среды могут быть классифицированы по следующим направлениям.

Законы и государственные нормативы. Учету подлежат законы, отражающие характер и степень государственного регулирования, осуществляемого относительно данного предприятия. Важное значение для планирования имеет учет нормативных актов, издаваемых отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти, а также местными органами власти. Все эти данные оказывают существенное влияние на процесс принятия многих решений, имеющих отношение к планированию.

·уровень и тенденции изменения ВВП;

·объем расходуемых доходов потребителей;

·уровень занятости населения;

·уровень производительности труда;

·объемы капитальных вложений;

·данные об уровне цен и величине средней заработной платы. Большинство этих данных используется в планировании после детального анализа учетной информации.

Социально-культурные и демографические данные. От важности учета руководством предприятия этой категории данных зависит планирование видов и объема товаров и услуг, объемов сбыта продукции.

Данные о развитии техники и технологии. Для составления прогнозного плана развития предприятия руководство должно иметь данные учета, характеризующие технические и технологические нововведения. Отсутствие подобных данных может | привести к потере конкурентоспособности предприятия.

Информация о конкуренции. Предприятие для обеспечения конкурентоспособности продукции должно собирать, учитывать и анализировать следующие виды данных:

.спрос на продукцию отрасли, в которой работает предприятие;

.спрос на продукцию предприятия, являющийся функцией спроса на продукцию отрасли;

.информацию о функционировании конкурентов в прошлом -прибыльность, окупаемость капвложений, доля на рынке;

.информацию о текущей деятельности конкурентов - стратегия ценообразования, характер рекламы, внедрение новых видов продукции, изменения в каналах распределения;

.информацию о планах на будущее конкурентов - проводимых НИОКР, разработке новых видов продукции, ориентации на другие рынки и т. п.

6. информация о поставщиках. Эта учетная информация характеризует потенциальные источники трудовых ресурсов, материалов, оборудования и капитала, а также уровень расходов на их приобретение, размещение, наличие и доступность их получения.

Информация о внешней среде играет важную роль при разработке стратегических и тактических планов. Поэтому руководство предприятия должно создать эффективную структуру сбора, обработки и учета информации этой категории.

Внутренняя информация. Потенциал предприятия (сильные и слабые стороны) отражается в учетной информации внутреннего происхождения. Данная информация нужна для определения в процессе планирования стандартов (ограничений, норм, условий), по которым можно контролировать выполнение плана, и разработки критериев, используемых для оценки полученных результатов.

Представляется целесообразным разделить внутреннюю информацию на такие виды.

.Информация о финансовом состоянии предприятия. Эти данные содержатся в финансовом учете и представляют собой:

üбаланс, отражающий финансовое положение фирмы на определенную дату;

üотчет о доходах (прибылях и убытках), содержащий результаты деятельности фирмы за отчетный период;

üотчет об изменениях в финансовом положении, отражающий показатели динамики источников средств предприятия и их использования за отчетный период;

üотчет о нераспределенной чистой прибыли, отражающий динамику нераспределенной прибыли за отчетный период;

üотчет об изменениях в собственном капитале, характеризующий заключительный баланс собственных средств;

Финансовый учет достаточно хорошо освещен в литературе, отработан на практике и не нуждается в детальных комментариях.

2. Информация учета затрат на производство. Характер информации для планирования на предприятии обусловлен ассортиментом выпускаемой продукции, особенностями организационной структуры управления, объемом хозяйственной деятельности, используемыми системами учета и др.

В планировании информация учета затрат на производство используется для разработки нормативов трудовых затрат на единицу продукции, затраты на сырье и материалы, затраты на содержание здания и оборудование и т. п.

Структура затрат по элементам регламентируется нормативными актами.

.Информация о кадрах. Учетная информация о кадрах призвана обеспечивать в процессе планирования наем и распределение рабочей силы, профессионально-техническую подготовку, компенсацию. Эти данные представляют собой:

üучет профессий, требующихся для осуществления программы и процессов предприятия;

üучет профессий и специалистов, имеющихся на предприятии;

üнепрерывный учет специальностей персонала предприятия в соответствии с прогнозом текущих и возможных потребностей в рабочей силе более высокой квалификации;

üучет персонала, прошедшего переподготовку.

.Прочая учетная информация. Для планирования часто требуется учетная информация, характеризующая:

üрезультаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок;

üданные о заказах на продукцию;

üданные о потенциальных поставщиках для их обоснованного выбора.

Весь процесс планирования неразрывно связан с использованием одной и той же учетной информации для контроля.

Учетная информация, требующаяся для осуществления контроля, по своему типу и характеристикам отличается от информации, используемой для планирования. Для контроля важно иметь достоверную информацию о прошедших событиях и конкретных явлениях. Учет в планировании используется для предсказания будущего, а следовательно, он отличается полнотой охвата учитываемых параметров.

Учетная информация, используемая для контроля, обычно имеет такую классификацию.

Рыночная информация. Учету подлежит информация относительно хода выполнения плана реализации продукции: квоты, территории, цены и аналогичные данные, затраты на доведение продукции до потребителя.

Информация о производстве. Эта категория информации охватывает учет качества и количества продукции, прямых трудовых затрат, расходования материалов, величины накладных расходов и объема материально-производственных запасов учет отклонений, имеющих место в производственных процессах.

Информация о кадрах. Используются те же виды учетной информации, что и для планирования (расстановка, набор, профессиональная подготовка и др.), но применительно к требованиям контроля.

Финансовая информация. Так же, как и для планирования, в контроле используются данные финансового учета: показатели финансового плана (прибыльность, затраты производства и т. д.), данные о движении денежных средств (кредиты и поступления, налоги, состояния кассы и т. д.).

Информация о научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках. Эта категория учетной информации должна обеспечивать контроль результатов НИОКР с соответствующими плановыми показателями.

Учетная информация, используемая в процессе регулирования, предназначена для того, чтобы помогать принимать оперативные решения. Такая информация (см. рис. 3.) может выдаваться независимо (в форме выходных сообщений) или во взаимосвязи с другой информацией, когда регулирование осуществляется через функцию контроля.

Учетная информация, используемая непосредственно для регулирования, направлена на принятие корректирующего действия при получении сигнала об отклонении хода производства за допустимые пределы. Функция учета обеспечивает в данном случае обратную связь для непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект (рис. 4.).


Рис. 4. Обратная связь функции учета

Учетную информацию, используемую для регулирования процессов, можно классифицировать следующим образом.

.Информация для координирования календарных программ:

üсоблюдение требований на материалы;

üсоблюдение требований на инструменты;

üсоблюдение инструкции по выполнению работ.

2. Информация об отклонениях от стандартов:

üиспользование материалов;

üиспользование инструментов;

üход производства и задержки;

üтрудовые затраты;

üизготовленное число штук;

üиспользование времени (операторов, оборудования);

üучет годности изготовляемых изделий.

.Информация о физических передвижениях:

üматериалов к оборудованию;

üдеталей между операциями.

.Информация о непредвиденных задержках:

üпоявление задержек и узких мест;

üнепредвиденное выбытие рабочих, занятых в процессе производства.


5. Организация учета на предприятии


Из изложенного выше ясно видно, какую важную роль для аппарата управления предприятия играет функция учета. Данные учета используются для следующих трех основных видов деятельности: планирования, контроля и регулирования.

Информация, используемая для планирования, должна обеспечивать видимость тенденций развития внешних событий, независящих от руководства предприятия, и проведение перспективных расчетов возможных результатов, если были бы приняты противоположные решения.

Учетная информация, предназначенная для контроля, должна обеспечивать сравнение (время от времени) полученных результатов с поставленными заданиями, что позволяет выявить, успешно ли выполняются планы, или необходимо ввести какие-либо изменения в проводимую политику.

Информация для осуществления регулирования обеспечивает обратную связь между руководством и исполнителями, выявляет фактические результаты работы исполнителей и сопоставляет их со стандартами. На основании этого руководитель принимает то или иное решение.

Источниками учетной информации являются различные объекты и процессы. Их расположение в структуре предприятий самое разное. По-разному используются данные учета менеджерами высшего и низшего уровней управления. Менеджеры высшего уровня затрачивают значительно большую часть своего времени на анализ будущего и на изучение перспектив данных для целей планирования и разработки заданий. И напротив, менеджеры низшего уровня, стоящие ближе к производству, уделяют внимание анализу учетной информации об отклонениях в управляемых процессах. Все эти особенности должны найти свое отражение в организационной структуре управления предприятия. При проектировании оргструктуры управления следует обращать особое внимание не только на выявление полного состава задач учета (что гарантирует охват всех учитываемых параметров объектов управления), но и на их распределение по уровням иерархии, и главное, на взаимосвязь задач учета с задачами планирования, контроля и регулирования.

Нет двух предприятий, оргструктура управления которых была бы совершенно одинаковой, но, как правило, организация финансового, производственного и кадрового учета имеет много общего на разных предприятиях.

Подавляющая часть финансового учета и учета затрат на производство осуществляется бухгалтерскими и плановыми подразделениями. Ответственными за финансы, учет и калькуляцию затрат являются одно или несколько лиц, а именно:учет информация управление

üвице-президент по финансовым вопросам;

üглавный бухгалтер;

üначальник финансового отдела.

Возможны, разумеется, и многие другие организационные формы. Текущая работа по учету и отчетности, как правило, разбита на многочисленные операции, которые выполняются в самых разных местах возникновения учитываемых параметров. Организационные формы этого вида учета чрезвычайно специфичны для каждого предприятия.

Важным условием организации процесса учета является его отражение в организационной структуре управления. Выявление требуемого состава задач учета и его распределение по уровням и подразделениям создает организационную основу процесса учета.

Определение полномочий (обязанностей, прав и ответственности) по осуществлению процессов учета в структуре аппарата управления обеспечивает проведение эффективного учета деятельности предприятия.


Заключение


Функция учета в менеджменте предприятия обеспечивает информацией процессы принятия решений руководителями различных рангов, а также пользователей с прямым и непрямым финансовым интересом.

Учет призван регистрировать свершение фактов, обрабатывать информацию о фактах, хранить и выдавать ее в требуемом виде пользователю.

Развитие традиционного бухгалтерского учета происходит в направлении выделения двух специфических видов учета: финансового и управленческого. Их назначение - предоставление информации для внешних и внутренних потребителей. Принято также выделять оперативно-технический и статистический учет. В комплексе эти виды учета создают основу формальной системы коммуникаций.

Данные учета посредством анализа используются в планировании, контроле и регулировании. Функция учета непосредственно связана с объектами управления. Взаимодействуя, они образуют контур обратной связи в информационной структуре предприятия.

Организация процессов учета имеет специфическое и конкретное проявление на каждом предприятии, т. е. она индивидуальна. Стандартными являются лишь формы учетной и отчетной документации, а также порядок их заполнения.

Кроме стандартизированных видов учета, на предприятии существуют различные потоки информации, так называемой неучтенной информации. Ее можно рассматривать как составную часть первичного учета. Этот вид учета является источником информации для бухгалтерского, оперативного и статистического учета.

Список литературы


2.Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления. М., 2005.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Современные подходы к ведению бизнеса требуют от компаний внедрения технологий непрерывных улучшений в области управления финансовой функцией, связанных как со снижением операционных издержек за счет консолидации сервисных услуг, так и с трансформацией существующих процессов учета. Кроме того, постоянно усиливающаяся конкуренция требует от руководства компаний создания эффективных механизмов принятия управленческих решений за счет организации единых систем отчетности для предприятия.

Передовой международный опыт решения этих задач связан с трансформацией финансовой функции, призванной повысить ее добавочную стоимость для бизнеса. Один из основных трендов — оптимизация за счет постепенного перехода к единой унифицированной модели организации бизнес-процессов внутри компании. Эта тенденция опирается на набор ключевых направлений, успешное продвижение по которым позволяет компаниям выйти на новый уровень управления финансовыми процессами. Речь идет об унификации требований финансовой и управленческой отчетности и плана счетов, стандартизации ключевых бизнес-процессов, организации системы контроля корректности и полноты учета хозяйственных операций, а также обеспечении единой технологической платформы учета.

Однако преобразование финансовой функции в активного стратегического помощника и сервис-ориентированную структуру, сфокусированную на предоставлении дополнительных экономически рентабельных услуг, осложнено противоречиями, существующими между запросами и приоритетами бизнеса в трех сферах.

Первая из них — контроль и обеспечение достоверности информации для принятия управленческих решений. Дело в том, что требования финансовой функции к внутренним и внешним источникам информации растут в геометрической прогрессии, при этом связанные технологические решения и платформы остаются недоработанными, процессы — нестандартными, а «ручное управление» и корректирующие мероприятия существенно снижают операционную эффективность управления. Соответственно, организациям необходимо создавать технологическую платформу и заниматься организацией процессов сбора и анализа актуальной управленческой и финансовой информации, что обеспечивает единый подход к принятию управленческих решений, а значит, создает преимущества для бизнеса.

Вторая сфера противоречий — контроль соблюдения нормативно-законодательных требований: предприятия должны быть готовы к введению новых нормативных требований, сохраняя при этом неизменную операционную эффективность системы внутреннего контроля. В рамках своего развития финансовая функция неизбежно стремится преобразовывать бизнес в соответствии с требованиями и изменениями в учете (как РСБУ, так и МСФО), что может оказать существенное влияние на бизнес-процессы и системы.

Наконец, третья область, требующая особого внимания, — это сфера эффективности. Любые заметные изменения модели организации и управления бизнесом, слияния, организационные преобразования и фрагментация системных архитектур затрудняют ведение бухгалтерского и управленческого учета. Это неизбежно приводит к увеличению расходов, связанных с обслуживанием технологических платформ, снижению операционной эффективности исполнителей, несоответствиям в отчетности, а также к восприятию финансовой функции как несостоятельной единицы, не способной оперативно реагировать на нужды бизнеса.

Таким образом, учетная функция, представленная в группе компанией «Газпромнефть Бизнес-сервис», в рамках своей миссии поддержки операционной модели бизнеса и удовлетворения его потребностей должна решить несколько важнейших задач:

  • обеспечить предоставление последовательной, точной, своевременной и актуальной управленческой информации для принятия бизнес-решений в рамках организации в целом;
  • организовать процесс идентификации и управления рисками;
  • упростить и стандартизировать процессы, а также обеспечить их техническую поддержку, которая позволит снизить операционные расходы и повысить эффективность.

Источник истины

Компании, которым удалось добиться настоящего партнерского сотрудничества внутри собственной структуры, получают значительное конкурентное преимущество — это аксиома. Исходя из этого, для создания передовой финансовой функции, нацеленной на поддержку бизнеса в части принятия управленческих решений, необходимо не только обеспечивать эффективность, контроль и соблюдение требований законодательства, но и формировать правильное понимание бизнес-процессов. Этому мешает целый ряд проблем, например наличие нескольких «источников истины», которые служат основой для принятия управленческих решений. Причина — недостаточная интеграция между транзакционными системами, системами планирования, консолидации и управленческой отчетности. Нередко отсутствует единый источник мониторинга и анализа возможностей развития бизнеса, позволяющий правильно оценить качество исполнения стратегии компании. Но, пожалуй, одна из основных проблем заключается в отсутствии единой для всех подразделений системы отчетности.

Не имея четкой стратегии и модели корпоративного управления в период внедрения систем управленческой отчетности, многие компании довольствовались тактическим подходом к автоматизации процессов сбора, обработки и анализа деловой информации, позволив своим подразделениям разрабатывать собственные точечные решения. Такой подход неизбежно приводил к появлению избыточного количества источников данных. В подобных условиях очень сложно правильно определить фокус приложения усилий на видах деятельности, которые приносят больше выгод, обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов, даже создать четкую систему повышения служебной квалификации, карьерного роста и подотчетности.

При этом очевидно, что дублирование и избыточное количество технологических решений и информационных систем приводит к чрезмерным затратам. Устранение ошибок и сверка информации также требуют выделения значительных ресурсов, сложно назвать эффективным и выполнение в ручном режиме трудоемких процессов разработки локальных отчетов.

Очевидно, что необходимо создание системы единой корпоративной отчетности, призванной обеспечить «единый источник истины» на всех уровнях организационной структуры, от отдела до предприятия в целом. Наличие такой системы позволит организации:

  • определить, какие специалисты, бизнес-процессы и данные требуются компании, и привести эти потребности в соответствие с процессами принятия решений, которые необходимы для достижения общих стратегических и тактических целей;
  • обеспечить тесную взаимосвязь между бизнесом и IT-функцией в части процессов сбора, обработки и анализа деловой информации, а также в части определения приоритетов и реализации инвестиций в IT;
  • наладить взаимодействие и координацию деятельности подразделений компании по анализу управленческой и финансовой информации, а также создать предпосылки для организации процессов управления знаниями;
  • повысить качество информации, которая используется для принятия решений на всех уровнях организационной структуры;
  • повысить эффективность компании в части обработки данных, распространения информации на всех уровнях предприятия, а также улучшить результаты в перспективе за счет непрерывного сбора и анализа информации о последствиях принятых решений.

За счет использования единого массива данных при подготовке управленческой отчетности и консолидированной отчетности по МСФО (в рамках внедрении единой системы корпоративной отчетности) возможно повышение качества информации, необходимой для принятия бизнес-решений. При этом надежность информации, анализируемой бизнесом в рамках операционной деятельности, также подтверждается результатами аудиторских процедур, которые проводятся внешним аудитором.

Созданием «единого источника истины», основанного на единой методологии сбора, подготовки и анализа финансовой и управленческой отчетности, сегодня занимаются сразу несколько крупнейших международных нефтяных компаний. Например, в Shell уже разработали единый план счетов и внедрили единую систему консолидации, заменив консолидационные системы блоков. В BP разработан и внедрен во всех ключевых подразделениях глобальный шаблон финансовых процессов для операционного учета. Процессы организации «единого источника истины» еще не завершены, однако в BP и Shell уже заявили о получении ключевых выгод и преимуществ, в частности, о повышении качества данных и ускорении сроков подготовки отчетности, а также о снижении затрат на поддержку информационных систем.

Взгляд вперед

Опираясь на существующие тенденции, можно предположить, что в течение нескольких следующих лет процессы управления финансовыми функциями и подготовки финансовой отчетности в России претерпят большие изменения. Чтобы добиться успеха, компании уже сегодня должны постепенно проводить изменения, необходимые для решения вопросов, возникающих в рамках постоянного сближения РСБУ и МСФО. Кроме того, в рамках оптимизации функции финансового контроля необходимо заниматься созданием интегрированной автоматизированной среды внутреннего контроля, которая также предполагает оценку эффективности контрольных процедур и соблюдения требований законодательства.

Решение этих задач требует переосмысления роли финансовой функции и проведения дополнительных организационных изменений, которые позволят повысить прозрачность и подотчетность процессов, сформировать культуру осведомленности о механизмах контроля, улучшить процедуры управления рисками и технологиями для должного соответствия требованиям законодательства.

Очевидно, что в новых условиях функции управления соблюдением требований законодательства и финансового контроля должны быть централизованы в дирекции учета и финансового контроля, а не рассредоточены по дочерним обществам. При этом важен и вопрос интеграции различных требований системы внутреннего контроля и управления рисками с учетом требования сохранения гибкости в реагировании на нормативно-правовые изменения в будущем.

В «Газпром нефти» уже реализуются проекты оптимизации функции системы внутреннего контроля (СВК и GRC Access Control), которые позволят компании подойти подготовленными к новым внешним вызовам. А решению внутренних задач сокращения издержек и повышения эффективности должна способствовать оптимизация технологической платформы операционного учета и стандартизация процессов. Необходимый эффект достигается за счет использования ресурсов, которые в рамках стандартной модели управления были необходимы для понимания и анализа бизнес-процессов.

Пока перечень проблем, серьезно влияющих на эффективность и характерных для современного финансового и организационного состояния бухгалтерского учета, в отечественном бизнесе достаточно велик. Это и недостаточная стандартизация бизнес-процессов, и несоответствия в установлении и использовании плана счетов. При этом существующие организационные системы нередко противоречат текущим и будущим потребностям финансовой отчетности, а стандартные пути получения корректной отчетности по направлениям бизнеса вообще отсутствуют. Если добавить к этому сложности в организации учета по различным стандартам отчетности и большие временные затраты на закрытие финансового периода и вспомогательные процессы, становится понятно, что масштаб изменений должен быть внушительным.

Речь идет о преобразовании модели операционной деятельности за счет объединения в унифицированную схему всех процессов компании, начиная с управления проектами и заканчивая подготовкой финансовой отчетности. Это не только позволяет существенно экономить ресурсы — после завершения процессов унификации организация будет иметь в своем распоряжении надежную и единую финансовую функцию с изначально заложенной возможностью расширения под растущие запросы развивающегося бизнеса.

Состояние финансовой функции в «Газпром нефти» проанализировали еще в 2010 году, и на основе результатов анализа был разработан стратегический план развития, предполагающий постепенный переход к целевой операционной модели. На основании этого долгосрочного плана организационная структура компании продолжает интенсивно развиваться. Корпоративный центр постепенно отказывается от традиционной функции счетовода, переходя к ключевой роли самостоятельного бизнес-партнера, который определяет стратегию бизнеса каждого дочернего общества. В компании созданы единые центры поддержки финансовых процессов в части управления проектной деятельностью и организации бухгалтерского учета — это изменение схемы работы направлено на повышение операционной эффективности. Постепенный переход к унифицированным бизнес-процессам ведется с помощью использования единых шаблонных технологических платформ (шаблон 1С и «САПФИР»).

Таким образом, процесс трансформации финансовой функции в компании, запущенный пять лет назад, активно идет. Его конечная цель — последовательный переход к роли бизнес-партнера для дочерних обществ. И как показывает мировой опыт в сфере управления — это единственный путь к успеху.

Учетная функция, или функция учета и измерения затрат об­щественного труда, определяется самой сущностью цены, т. е. яв­ляясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сы­рья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на ры­нок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием мно­жества факторов значительно отклоняться от издержек. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.В условиях же монополизированной экономики, деформиро­ванного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулиро­вание.В этой функции цена служит средством исчисления всех стои­мостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.Количественные показатели - ВВП, национальный доход, объ­ем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.Качественные показатели - рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги исходя из затрат труда.В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования

13. Распределительная функция цены и ее сущность.

Эта ф-я связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рын факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между: отраслями э-ки, различными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными соц группами населения. Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары обеспечивается перераспределение с помощью бюджета ден средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования спец фондов, используемых для соц защиты малообеспеченных категорий населения. Распределительная ф-я цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и др фор централизованного чистого дохода. который поступает в бюджеты разных уровней на общегос-ные нужды. Благодаря этой ф-и цены решаются также соц задачи общества. С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. особенно наглядно эта ф-я выражается в ценах, которые регулируются гос-вом. Равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

14. Стимулирующая функция цены и ее сущность. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на произ-во и потреблении различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: НТП, экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции, изменения структуры произ-ва и потребления. Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Стимулирующая функция характерна для рын цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Важное значение имеет стимулирование ценами НТП. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации произ-ва труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов. Стимулирование оптимальной структуры произ-ва и потребления совершается путем применения ценовых мероприятий.

Учетная функция выражается в том, что цена является мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товаров.

Наличие учетной функции является необходимой предпосылкой использования цен для приведения в сопоставимый вид всего многообразия производимых товаров и услуг при их обмене (для соблюдения принципа эквивалентности), позволяет вести планирование и учет не только в натуральной, но и в стоимостной, денежной форме.

Эта функция позволяет использовать цены в экономических расчетах для исчисления всех стоимостных показателей: объема производства, величины совокупного общественного продукта, национального дохода, розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, рентных платежей, объема инвестиций и т. д. Она позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров, определить величину издержек производства и обращения товаров.

Стоимостные показатели в свою очередь используются для определения темпов и пропорций развития отдельных отраслей и производств и соотношений между ними, дли определения экономической эффективности инвестиций и внедряемых мероприятий научно-технического прогресса, эффективности производства и пр.

Развитие учетной функции осуществляется в направлении наиболее полного отражения в ценах общественно необходимых затрат труда на производство товаров, последовательного изменения цен вслед за изменением этих затрат. Чем ближе цены к общественно необходимым затратам труда, тем точнее они показывают, во что обходится обществу удовлетворение тех или иных потребностей, тем достовернее все экономические расчеты, осуществляемые с помощью стоимостных показателей.

Однако цена - не пассивно-учетная, а активная экономическая категория, один из важнейших рычагов активного воздействия на ход экономического развития. Учет затрат труда в цене есть одновременно и стимулирование их экономии, рационального распределения по отраслям и секторам общественного производства, что в свою очередь является основой связи учетной функции со стимулирующей и распределительной функциями. При выполнении учетной функции цена выступает не как пассивный измеритель затрат, а как норматив общественного значения, носящий управленческий характер Беляева Н.Ю., Панина О.В. Цены и ценообразование Управленческий аспект: Учебное пособие. - М: КноРус, 2014. - С.122..

В последние годы проектное управление все чаще применяется российскими предприятиями, деятельность которых напрямую не связана с проектной деятельностью. Проектное управление направлено на разработку новых видов продукции или услуг. Любой проект имеет свой жизненный цикл, который состоит из следующих процедур: планирования, выполнения, контроля, анализа и регулирования. Компания обладает определенным набором ресурсов, используя который она стремиться добиться наилучшего результата при реализации проекта на всех этапах жизненного цикла. Но этот набор ресурсов ограничен. Поэтому основной задачей проектного управления является наиболее эффективное распределение имеющихся у предприятия ограниченных ресурсов для достижения поставленных в ходе разработки проекта целей.

Таким образом, можно сделать заключение, что результатом реализации проекта является создание уникального продукта или услуги. При этом проект является временным предприятием, так как у любого проекта есть начало и стадия завершения, которая наступает, когда достигаются поставленные цели. Завершение проекта может также наступить, когда становится ясно, что эти цели не могут быть достигнуты.

На сегодняшний день - одна из наименее проработанных концепций проектного управления это успех проекта и его измерение (оценка). Исследование факторов успеха и неудачи проекта важно по причине того, что менеджеры и лица, которые ответственны за реализацию проекта, могут воспринимать феномены, касающиеся выполнения проекта в зависимости от своих личных предпочтений.

Данный факт может привести к тому, что недостатки проекта могут быть не выявлены, в то время как незначительные успехи проекта излишне преувеличены. В результате, вместо реальной оценки проекта и возможного прекращения его реализации вследствие недостижения целей в проект будут ошибочно вложены дополнительные средства.

Особая важность исследование степени успеха проекта заключается в том, что в зависимости от типа проекта и его категории возможны высокие показатели неудач. Это, в частности, характерно для проектов разработки компьютерных программ.

Руководителю при разработке и принятии управленческих решений в рамках проекта необходимо определить приоритетный оценочный фактор. Данному фактору должны подчиняться все остальные оценочные факторы. Успех проекта напрямую зависит от способности менеджера выбрать этот приоритетный фактор. При пренебрежении со стороны менеджера к правилу "железного треугольника" возможно снижение успешности проекта вследствие роста расходов по проекту, введения новых работ и увеличения времени реализации проекта.

По нашему мнению - в дополнение к оценке соответствия проекта тройственному ограничению необходима оценка выгод, которые могут получить от проекта различные группы людей. Эти преимущества видны с двух точек зрения, одна с точки зрения организации, другая с точки зрения заинтересованных сторон. В качестве выгоды для организации в рамках оценки успешности менеджмента проекта необходимо предложить оценивать возможность расширения рынков сбыта.

Рассматривая возможность расширения критериев оценки успеха, который достигается самим объектом проектирования необходимо предложить добавить оценку "качества прибыли", получаемой организацией от реализации нового продукта или услуги. "Качество прибыли" характеризует зарабатывающую способность организации, возможность сохранения и повышения темпов роста прибыли за счет роста продаж и снижения затрат.

В результате делаем вывод, что результатом реализации проекта является создание уникального продукта или услуги. При этом в процессе измерения (оценки) успеха проекта подлежит измерению успех непосредственно объекта проектирования (продукта или услуги), а также успех менеджмента проекта. По итогам проведенного анализа предложено - при измерении успеха менеджмента проекта в дополнение к оценке соответствия проекта тройственному ограничению необходимо оценивать выгоды, которые могут получить от проекта различные группы людей (непосредственно организация, клиенты). Кроме этого, при измерении успеха объекта проектирования необходимо ввести такой показатель как качество прибыли.

Л.П. Воробьева,
к.э.н., руководитель курсов повышения квалификации финансовых работников АНО "Институт развития новых образовательных технологий"

В своих недавних письмах Минфин России уделил внимание особенностям передачи учетных функций от учреждений централизованным бухгалтериям.

Положительная практика

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу передачи функций по ведению бухгалтерского учета государственных бюджетных учреждений централизованным бухгалтериям районов и сообщает своим письмом от 18.02.2016 № 02-07-05/9219 следующее.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов государственной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, в том числе материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений субъекта РФ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно