Образ маленького человека в повести Гоголя «Шинель» (Школьные сочинения). Тема сострадания в произведении «Шинель» (Н.В

(Вариант 1)

Достойный ученик своих великих учителей, Гоголь подвигом своей жизни и творчества наполнил русскую литературу вечными Евангельскими истинами. И в этом смысле повесть «Шинель» способствует воспитанию в обществе таких основных христианских добродетелей, как сострадание и любовь к ближнему. Это высоко оценил Ф.М. Достоевский, когда сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

Повесть «Шинель» интересна сегодня для нас проблемой отчужденности. Суть этого понятия изложена в книге священника Андрея Горбунова «За всех и за вся»: «Отчужденность не является естественным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Отчужденность – это внутреннее непризнание личности в другом... Вот почему в Священном Писании сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца».

Непризнание в Акакии Акакиевиче личности, отсутствие элементарного человеческого отношения к нему со стороны сослуживцев и «должностного лица», неспособность помочь человеку в беде – все это следствие отчужденности, которое «явилось следствием грехопадения людей...».

Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира героя, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия. Почему же писатель как бы приглушает эти отрицательные качества, не делает на них акценты? А крупным планом даёт другие черты: кротость, незлобивость, безропотное терпение? Гоголевский герой ждёт любви и признания от людей, он сам способен на любовь и добро, готов к самоотречению, самопожертвованию, защите своего идеала, но встречает только зло и насмешку. Возможно, поэтому он видит лишь в своей шинели подругу жизни, тёплую заступницу в холодном мире.

Утрата любви ведет к смерти: «... и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда и не было». Авторский комментарий к этому событию значителен и заставляет читателя глубоко задуматься: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное». А в подтексте есть утверждение: «каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно».

Позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь задаст насущный вопрос: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? – Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного!». Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». Этой атмосферой враждебности к человеку, царящей в Департаменте, и был поражен молодой человек. Страшным словом «содрогнулся» (ибо душа ужаснулась при виде беззакония) Гоголь выносит беспощадный приговор всякому унижению человека, созданного по образу и подобию Божию.

(Вариант 2)

Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин – изображен Гоголем как типичный представитель бедного чиновничества и маленький человек.

С одной стороны, Акакий Акакиевич – задавленный жизнью мелкий чиновник, с другой – до решения пошить новую шинель он вел жалкий образ жизни, влачил вялое, бессмысленное существование, а для себя он был полноценным и счастливым, более чем кто-либо, человеком.

Для выражения своей идеи Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете повести элементы житийного жанра, чтобы подчеркнуть величие и значение такого, казалось бы, незначительного человеческого существа, каким был Башмачкин. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Хотя юмор Гоголя вызывает не насмешку, а сочувствие к герою. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый».

Итак, все, что делало героя жалким и ничтожным, может быть увидено с другой стороны. Например, шутливое, почти насмешливое, замечание, что «он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» означает и то, что Акакий Акакиевич находится на предназначенном ему месте, что так редко бывает с людьми. Заметим, что он безропотно терпит издевательства молодых сослуживцев, пока они не толкают его под локоть, «мешая заниматься своим делом». А как высока характеристика, данная автором отношению героя к службе: «Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью». Неспособность Акакия Акакиевича выполнить другую, более сложную работу, чем переписывание, говорит вовсе не о том, что он безнадежно бездарен, а о том, что находится на своем месте, выполняет свою работу, на которой достиг своего мастерства и предела. Нелепость Акакия Акакиевича, проявляющаяся, скажем, в том, что он вечно уносит на шляпе арбузные и дынные корки, можно понять так, что он их уносит вместо нас – он один из тех людей, кто вечно за всех выполняют роль козла отпущения. И ел Акакий Акакиевич то, «что ни посылал Бог на ту пору», и опять принимался за переписывание бумаг, потому что любимое дело – лучший отдых для души, и «ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?».

Таким образом, если ориентироваться на житийный канон, то Гоголь использует его структуру, то есть показывает рождение, наречение, предзнаменование, в дальнейшем благочестивую жизнь, исполненную смирения, послушания и служения. Акакий Акакиевич – пример способности к самоотречению, самопожертвованию, к защите своего идеала, к прощению; пример любви к своему делу.

2.4. Почему из различных вариантов названий – «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите...» – Толстой остановился на названии «После бала»?

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» о том, как одно утро, одно событие кардинально изменило всю жизнь человека.

Композиция произведения очень проста: рассказ делится на две части, противопоставленные друг другу. Оба эпизода, составляющие рассказ, взяты из жизни генерала Б., с которым рассказчика свела любовь к его дочери.

Варенька Б. – прелестнейшее существо, красивая девушка, в которую молодой Иван Васильевич был влюблен по «уши». На балу по случаю окончания масленичной недели рассказчик танцует с Варенькой и чувствует, что он полностью счастлив. Именно здесь он впервые встречает полковника Б. Во многом под влиянием своего хорошего настроения, своих чувств к Вареньке Иван Васильевич очаровывается и ее отцом. И действительно, как было не испытывать симпатию к этому «седому стройному старику»?

Вот как рассказчик описывает внешность полковника: «Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Кульминацией вечера стал танец полковника со своей дочерью. Сколько любви, нежности и гордости за красавицу Вареньку было во взгляде полковника! Все гости любовались на эту красивую пару, радовались и умилялись их хорошим отношениям, любви отца к дочери.

Толстой заостряет наше внимание на одной существенной детали – у полковника были старомодные сапоги – «обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные … старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Эта «мелочь» – еще одно подтверждение любви полковника к своей дочери.

Заканчивается бал в губернаторском доме и первый эпизод рассказа. Вторая часть произведения повествует об утре следующего дня. Она резко контрастирует с первым эпизодом. Рассказчик случайно становится свидетелем наказания беглого татарина. На плацу выстроились солдаты. Сквозь этот строй ведут обнаженного по пояс человека. Каждый из солдат должен ударить татарина по спине что есть силы. За исполнением этой «процедуры» строго следит командир, которым оказывается полковник Б.

Насколько положительным был его портрет в первой части, настолько страшным и отвратительным он стал во второй. Хладнокровно следить за мучениями живого человека (Толстой говорит о том, что спина татарина превратилась в мокрый кусок окровавленного мяса) и еще наказывать за то, что кто-то из солдат жалеет беднягу и смягчает удар!

Важно и то, что это наказание происходило в первый день Великого поста, когда должно следить за чистотой своих помыслов, своей души, своих поступков. Но полковник не задумывается об этом. Он получил приказ и большим рвением выполняет его, напоминая машину, которая просто делает то, на что ее запрограммировали. А как же собственные мысли, собственная позиция? Ведь полковник способен испытывать добрые чувства – это нам показал писатель в эпизоде бала. И оттого «утренний эпизод» становится еще более страшным. Человек подавляет, убивает, не использует свои искренние добрые эмоции, прячет все это в военный мундир, прикрывается чужим приказом.

Толстой поднимает две важные проблемы: личной ответственности за свои поступки, нежелания жить «осознанной жизнью», разрушающей роли государства, заставляющего уничтожать в человеке человека.

Утренний эпизод шокирующее подействовал на рассказчика Ивана Васильевича. Он не понимал, кто прав, а кто виноват в этой ситуации, но только чувствовал всей душой, что происходит что-то неправильное, в корне неверное.

Рассказчик, в отличие от полковника Б., прислушивается к своей душе. Потому он и принимает важное решение – никогда нигде не служить. Иван Васильевич просто не может позволить, чтобы кто бы то ни было разрушал его, заставлял делать то, чего он не хочет.

Таким образом, рассказ назван «После бала» потому, что именно во втором эпизоде, в том, что происходило после бала, сосредоточены все проблемы произведения. Именно здесь – основной конфликт, важные вопросы, которые Толстой ставит перед своими читателями.

Работая над рассказом, Л.Н.Толстой долго думал над заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «Дочь и отец», «А вы говорите...». Но потом он выбрал такое – «После бала». Почему остановился на последнем? Скорее всего, потому, что события после бала и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях. Именно это название отражает главную мысль, именно то, что увидел Иван Васильевич после бала, повлияло на всю его дальнейшую жизнь.

ВАРИАНТ 9

Часть 1

Задание 1.1.1.

Как вы понимаете слова Печорина: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!» ? Как они соотносятся с содержанием романа?

Михаил Юрьевич Лермонтов предложил читателю портрет, составленный из пороков своего поколения, «в полном их развитии». Столкновение этих пороков, несомненно, соединило в личности Печорина множество внутренних противоречий, нашедших отражение во всем произведении. От события к событию на протяжении романа создается впечатление, будто Печорину настолько безразличны окружающие, что он готов на любой «эксперимент», чтобы развлечь себя. Но можно заметить и еще один странный момент в истории Печорина: при объяснении с Мери он жаждет найти в себе хоть «искру чувства» к этой девушке, но безуспешно. Его сердце пытается противостоять разуму, но терпит неудачу. При одной из встреч с Мери он сам говорит о парадоксах своего характера: «Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли; я стал злопамятен... Я был готов любить весь мир, меня никто не понял; и я выучился ненавидеть... Я сделался нравственным калекой...». Определяющей чертой Печорина становится его эгоизм. Играя с чувствами других, он восполняет отсутствие собственных... Еще одной жертвой героя становится Грушницкий. Печорин не боится смерти, и, стоя на скале, он не испытывает ничего, кроме эмоционального возбуждения. Он до конца с интересом наблюдает чувства Грушницкого, он ждет, что тот сознается в заговоре, но безуспешно. Испытав целую гамму чувств, уже через некоторое время после дуэли он вновь холоден и спокоен. Когда герой читает письмо от Веры, читателю кажется, что в Печорине просыпается сердце. Он вскакивает на «своего Черкеса» и пытается догнать уходящее счастье, но загоняет коня. И плачет!

Но спустя немного времени рассудок уже не оставляет сердцу шанса. С особым цинизмом Печорин произносит: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!». А дальше звучит совсем уж невыносимый вывод, что в слезах его повинен «пустой желудок»! «Плакать здорово»! Благодаря слезам, скачке и ночной прогулке он будет в эту ночь хорошо спать! И действительно, заснул «сном Наполеона после Ватерлоо».

Образ «маленького человека» в повести H. В. Гоголя «Шинель». В своих произведениях Н. В. Гоголь часто обращается к теме «маленького человека». Как известно, всякий, кто уверен в себе, что-нибудь из себя представляет, как правило, находится на виду. Он же представляет загадки для окружающих, будь отъявленным негодяем или, наоборот, благородным человеком, поскольку своими поступками открыто заявляет о себе. Другое дело так называемые «маленькие люди», которые сами признают свою ничтожность, а потому стараются лишний раз не попадаться окружающим на глаза. Живут себе тихонько со своими маленькими заботами и чаяниям, но тем интереснее узнать, а что же в душе у такого человека, чем он живет, и почему он забился в свою раковину и никого не пускает к себе. Вероятно, этими же вопросами задавался и Гоголь, создавая свое произведение. Он старается разобраться, что заставляет главного героя вести столь нерадостное существование, пытается рассмотреть в его душе какие-нибудь благородные порывы и мечтания.

Башмачкин Акакий Акакиевич из «Шинели» занимал самую низкую чиновничью должность в одном из департаментов. Этот человек был настолько незаметен, что даже сослуживцы не помнили «когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его». Со временем он даже превратился в своего рода реликвию этого учреждения: «Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Этот человек был совершенно безобиден и даже не пытался перед кем-либо отстаивать свои права. Чувствуя себя во многом жертвой, и поступая подобным образом, Акакий Акакиевич в какой-то степени сам был виноват и в особенно деспотическом отношении начальников к его персоне, и в насмешках в его адрес молодых чиновников.

Его беззащитность и безотказность удивительным образом пробуждали в окружающих, причем даже в самых образованных и утонченных ужасную бесчеловечность и «свирепую грубость». Единственное, что хватало бедного чиновника при особенно болезненных шутках в его адрес, это на фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако говорил он ее таким проникающим голосом, что даже один из чиновников потом долго вспоминал бедолагу и проникался к нему сочувствием и жалостью. Молодой человек вдруг устыдился своих насмешек над Акакием Акакиевичем, неожиданно осознав, что даже у таких жалких существ имеется душа, которая может болеть, как и у всех остальных. Внешность Башмачкина также настраивала окружающих людей, если не против него, то на отношение с некоторой долей брезгливости и презрения: «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…». Чиновник не следил и за собственным платьем: «…вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета», кроме того, к нему постоянно что-то прилипало, то нитка, то кусочек сена. Казалось, что этот человек просто притягивал к себе мелкие неприятности. Так, к примеру, он всегда оказывался под окнами именно в тот момент, когда из них что-нибудь выбрасывали. Безусловно, это придавало его облику некоторый неряшливый вид.

У чиновника совершенно не было друзей или возлюбленной. По вечерам он приходил в свою одинокую квартирку, съедал свои щи и говядину с луком, а затем переписывал работу, взятую на дом. Если нечего было переписывать, то ложился спать. У этого человека совершенно не было никаких развлечений, да их и не могло быть, поскольку любые увеселительные мероприятия требуют определенных средств. Зарплата же чиновника не превышала четырехсот рублей в год. Тем не менее, несмотря на свое незавидное положение, этот человек был по-своему счастлив. Он любил свою работу, однажды превратив обычное переписывание в разнообразный и приятный мир: «…некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которое выводило его перо». Возможно, имея подобное усердие, главный герой был способен на большее, однако неуверенность в собственных силах очень мешало Башмачкину развиваться. Так один из начальников решил поручить Акакию Акакиевичу задание посложнее, однако с которым мог справиться и гимназист. Чиновник, вспотев от усилий и волнения, отказался. С тех пор ему кроме переписывания ничего более не поручали. Возможно, этот человек так и прожил бы до глубокой старости, довольствуясь малым, если бы его шинель не пришла в такую негодность, что на ней негде было уже поставить заплатки. Башмачкин несколько раз подходил к портному, однако тот ни в какую не соглашался ремонтировать старое платье. Наконец чиновник решился на заказ новой шинели.

Половина суммы у него уже была, а вот вторую половину нужно было где-нибудь взять. Акакий Акакиевич решил более урезать свои скудные расходы. Он отказался от вечернего чая, не зажигать по вечерам свечи, по улице ходить как можно аккуратнее, чтобы продлить жизнь подметкам на сапогах, реже сдавать вещи в стирку, а потому по вечерам полностью их сбрасывать и ходить только в старом халате. Безусловно, подобные жертвы сделали покупку шинели делом каким-то особенным. Зимняя одежда приобрела для Башмачкина совершенно иной смысл: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Каждую неделю чиновник заходил к портному поговорить о своей будущей шинели. У этого человека появилась цель, которая смогла совершенно изменить Акакия Акакиевича. Выражение его лица стало тверже и живее, в глазах даже иногда показывался огонь, а в голову приходили какие-то дерзкие и отважные мысли. Все это говорило о том, что как бы человек не был забит нуждой и обстоятельствами, при сильном желании он может влиять на свою собственную жизнь. В силу своего одиночества мишенью поклонения чиновник выбрал не живого человека, а вещь, однако это заставило его встрепенуться от сна и совершать какие-нибудь поступки, хотя его действия были направлены больше не во вне, а во внутрь, еще более усугубляя его незавидное положение. Несколько месяцев ушло на то, чтобы собрать необходимую сумму. После этого Башмачкин вместе с портным выбрал ткань и кошку на воротник.

Через две недели шинель была готова и пришлась как раз впору. Чиновник тут же надел ее в департамент: «Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия». Новая вещь как будто преобразила Акакия Акакиевича, и это заметили все сослуживцы. Они высыпали в швейцарскую и начали хвалить обновку, совершенно смутив этим счастливого ее обладателя.

Вместе с тем Башмачкину было приятно. Он и сам вдруг почувствовал себя немного другим и даже согласился на приглашение, а затем позволил себе выпить в гостях несколько бокалов шампанского. Возвращаясь из гостей, он даже стал подумывать о женщинах, чего раньше за ним не наблюдалось. Сначала он засмотрелся на картинку с красивой девушкой, затем «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния прошла мимо…». Акакий Акакиевич пребывал в самом прекрасном настроении, можно сказать, на вершине счастья, когда двое грабителей отняли у него шинель.

Чиновник был в полной растерянности, поскольку потерял ночью больше, чем шинель. Он потерял свою подругу, свое детище, выстраданное и ожидаемое в течение долгих месяцев. Желание вернуть шинель было настолько сильно, что Башмачкин впервые в жизни показал свой характер, прорываясь на прием к частному, значительному лицу.

Натолкнувшись на равнодушие и лекцию значительного лица по поводу буйства против начальников и высших, Акакий Акакиевич не смог этого вынести. Кое-как добравшись домой, он заболел и умер. Безусловно, Акакий Акакиевич сам во многом виноват во всем происходящем. Он позволил обычной вещи настолько овладеть всеми его чувствами и желаниями, что ее потеря привела к кончине героя. С другой стороны, автор с определенной долей сочувствия относится к своему герою, поскольку немалую роль в трагедии сыграла и среда, в которой Башмачкину приходилось выживать, и окружающие люди, с изрядной долей презрения относящиеся к проблемам «маленького человека».

Возможно, именно поэтому в повести появился призрак главного героя, срывающий с чиновников шинели и проучивший однажды то самое значительное лицо.

Сочинение

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.

Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.

Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.

“Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” - напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...”.

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.

Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»

Цель:

Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

· Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".

· Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

· Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:

развивающий по технологии критического мышления

Технология:

технология критического мышления

Оборудование

: компьютер, экран, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Кузнецова Галина Максимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемской средней школы»

Цель:

Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

  • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:

развивающий по технологии критического мышления

Технология:

технология критического мышления

Оборудование

: компьютер, экран, проектор.

Ход урока

1. Мотивация урока.

О каком герое идёт речь в данном отрывке?

«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)

бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.

  • 2. Актуализация знаний.

Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

Маленький человек-

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «маленький человек»?

Обратимся к карточке.

Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека»

Бычкова Катя объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.

("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность , не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)

Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»

Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

Какие вопросы возникали у вас во время чтения?

3.Работа по теме урока.

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Какова будет цель урока?

  • Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
  • выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
  • Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич? (Шишелов Сергей, ФилипповС. (Чиновник есть, но его лица нет, нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)

(Иллюстрации) (по всему тексту)

Почему, давая характеристику герою, автор употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват ?

Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего.

  • Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем? (слово группе Булыгиной Тани..(Судьба была предрешена)
  • Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?
  • На этот вопрос готовила ответ группа(Дуркиной Клавы….Словно всё в его судьбе предрешено.Имя и фамилия подчёркивают незначительность героя. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии.
  • Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)
  • Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
  • нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
  • 4.Физминутка.
  • 5.Продолжение работы по теме урока.
  • Слушаем выразительное чтение отрывка, который подготовила Калганова Алеся..
  • Стр. 361-362.(124-
  • Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок?(всем)
  • Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. Замкнутый, неразговорчивый, необщительный. Какой-то автомат, а не человек. Какой-то жалкий. . В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Страшно, что жизнь человека ограниченна переписыванием бумаг.
  • Внимательно слушаем следующий отрывок, его читает Булыгина Таня…
  • Стр 362
  • Как этот отрывок характеризует Башмачкина?
  • Как человека неряшливого, бедного, человека,
  • Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
  • Прослушаем фрагмент « За обедом» стр. 363
  • Каким вы увидели Акакия Акакиевича?

Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.

Послушайте речь Акакия Акакиевича.

Стр.129. Как речь характеризует героя?

Он неуверенный в себе человек, какой-то жалкий.

Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.

Не человек важен в обществе, а шинель. - В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.

Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.

Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .

Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? Над этими вопросами размышляла группа Поздеевой Маши….

  • Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Изменился ли герой, приобретя шинель? («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле». Признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города.)

Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Работаем в паре. Итак, что у вас получилось?

Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.

Над этим вопросом размышляла группа (Калгановой Алеси.)

С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?

Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?

Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.

И снова звучит текст. Текст читает Кислякова Таня

Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».

Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича . В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.

Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?

Над этим вопросом работал весь класс.

  • Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное.

Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

  • Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

Над этим вопросом размышляли все группы.

Чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.

  • К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
  • Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:

“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека!

6. Рефлексия.

Что унесете вы сегодня с собой с урока?

Чему научились?

Над чем задумались?

Составить синквейн по теме урока.

Человек
маленький, несчастный

мучается, терпит, страдает

Человек не должен быть маленьким!

Личность

Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Человек должен быть «маленьким»?»

Составление кластера.



Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.

Ф. Достоевский

Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: “Бедная Лиза”, “Станционный смотритель”, “Шинель” и “Бедные люди” - они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир “маленького человека”? Вероятно, потому, что в его повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем, все же остальные действующие лица создают фон.

Повесть “Шинель” - одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает Другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?

“Маленькому человеку” не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. “Душа” Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Гоголь показал не только жизнь “маленького человека”, но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот “бунт” робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.