Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный. В каких городах стоят памятники Петру I? Какие самые известные из них? Самые известные памятники петру 1

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" или памятник Петру Великому работы Зураба Церетели был официально открыт ровно 15 лет назад.

98-метровая работа Церетели стала одним из самых высоких памятников в России и в мире. Ей уступает даже Статуя Свободы в Нью-Йорке. Возможно, памятник Петру стал и одним из самых тяжелых. Скульптура, каркас которой сделан из нержавеющей стали, а детали облицовки выполнены из бронзы, весит более 2000 т. Памятник состоит из трех частей: пьедестала (нижняя часть памятника), корабля и фигуры Петра. Все части собирались по отдельности. И чтобы создать памятник, скульптору потребовалось чуть меньше года.

Статуя была установлена на искусственном острове с помощью 120 монтажников . Данные о суммах, затраченных на работу, разнятся. Неофициальные источники утверждают, что стоимость возведения бронзового царя - около 20 млн. долл. Из официальных источников известно, что на установку монумента было потрачено 100 млрд. руб., то есть 16,5 млн. долл.

Если верить СМИ, эта уникальная инженерная конструкция изначально представляла собой памятник Колумбу, которую автор хотел продать Испании, США и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Американского континента. Однако никто не принял предложение скульптора.

Судя по словам экспертов в области морской истории, при создании памятника было допущено несколько неточностей. Ростры - трофеи с вражеских кораблей - установлены неправильно. На памятнике ростры увенчаны Андреевским флагом, поэтому получается, что царь Петр воевал против собственного флота. По правилам, Андреевский флаг вывешивается на корме. Интересно, что это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Петр.

Было опровергнуто и официальное название памятника - "В ознаменование 300-летия российского флота". Монумент не мог иметь такое название в первую очередь, потому что 300-летие российского флота праздновалось за год до открытия памятника. Кроме того, в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили установить в честь праздника в Москве памятник работы народного художника академика Льва Кербеля.

Сразу же после завершения монтажных работ памятник невзлюбили за внешний вид, за огромные размеры, за неудачное месторасположение и за то, что гигантский монумент не представлял ценности для города. Под лозунгом "Вас здесь не стояло" проводился сбор подписей против установки памятника. Согласно многочисленным соцопросам, проведенным в 1997 году, больше половины москвичей были против памятника. Споры не утихали долгое время. С памятником пытались бороться не только на бюрократическом уровне. Существуют слухи, что сначала памятник даже пытались взорвать. Позднее, в 2007 году, появился проект, авторы которого предлагали накрыть монумент стеклянным кожухом. В этом же году проходил сбор пожертвований на демонтаж памятника. Однако собрать удалось не более 100 тыс руб. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова памятник Петру предложили перенести в Санкт-Петербург, но там отказались от такой щедрости, сказав, что в городе уже есть один монумент царю работы Церетели.

На стороне недовольных граждан выступили и иностранные организации. Так, в 2008 году памятник работы Церетели занял десятую позицию в списке самых уродливых сооружений мира, по версии сайта "Виртуальный турист".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В сутки!

Медный всадник — это памятник в Санкт-Петербурге, посвященный великому реформатору Петру Первому (Великому).

История памятника Петру Первому

История возникновения памятника началась в начале 60-х годов 18 века во времена правления Екатерины Второй. Будучи очень преданной петровским заветам, Екатерине II приходит мысль о создании памятника. Её друг Д. Дидро советует ей пригласить Этьена Фалькона — скульптора из Франции. После его прибытия в Петербург осенью 1766 начинается кропотливая работа по созданию монумента Петру.

Внешний облик будущего памятника по-разному представлялся как императрице, так и скульптору. Однако, последнему удалось отстоять свое видение и убедить правительницу прислушаться к его варианту построения композиции. Замысел французского скульптора состоял в том, чтобы монумент символизировал не только грандиозного стратега, сумевшего одержать множество побед, но и человека, умеющего создавать реформы и законы.

Изображенный в виде всадника, Петр Великий облачен в скромную одежду, которая характерна всем героическим особам. Вместо седла на вздыбленном коне находится медвежья шкура. Это является символом победы государства над варварами и становление цивилизованной России. Постамент в виде скалы свидетельствует о трудностях, которые приходилось преодолевать на пути к успеху, а змея под ногами — изображение врагов. Известно, что во время работы над созданием фигуры Петра, скульптору никак не удавалось создать голову императора. Эту задачу блестяще выполнила одна из его учениц. Создание змеи также принадлежит не Фальконе — над ней работал русский скульптор Федор Гордеев.

Грандиозный замысел Екатерины Второй требовал соответствующего постамента.

Долгое время продолжались поиски подходящего камня. В результате, после обращения к населению с просьбой о помощи через газету, был найден «Гром-камень» . Он получил свое название из-за неоднократного попадания молний. Находящийся всего в 15 км от Петербурга, монолит из гранита весом в полторы тысячи тонн требовал поиска способов перевозки. Транспортировка началась осенью 1769 года и в ней принимали участие сотни людей.

Медный всадник обладал таким грандиозным масштабом, что приглашенный из Франции мастер Эрсман отказался от участия в отливке монумента. Это была непростая задача, так как скульптор имел всего три точки опоры. При этом, важно было создать переднюю часть максимально легкой. В этой работе скульптору помогал литейщик Емельян Хайлов. Повторная отливка была проведена через три года. Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения. По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах.

Монумент сразу понравился петербуржцам. Свое нынешнее название он получил после появления поэтического произведения Пушкина «Медный всадник».

Описание памятника Петру «Медный всадник»

«Медный всадник» расположен в сердце города Санкт-Петербурга — на Сенатской площади. Данная достопримечательность окружена зданиями Синода и Сената, рядом с памятником можно увидеть Амералтейство и Исаакиевский собор. Практически каждый турист, посещающий город, считает своим долгом сделать фото Медного всадника.

Название памятник Петру «Медный всадник» получил благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле памятник сделан из бронзы.

На постаменте выполнена надписи с одной стороны на русском и с другой стороны на латинском:

«ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.»
«PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.»

Характеристики памятника Петру

Характеристики «Медного всадника»:

  • вес — 8 тонн,
  • высота — более 5,
  • вес гром-камня — около 1500 тонн.

· 15.02.2016

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.


Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Вот, сам хотел сделать обзор по памятникам Петру I.
На сегодня они из российких городов есть в С.-Петербурге (много), Архангельске, Астрахани, Балтийске, Бийске, Великом Новгороде, Воронеже, Выборге, Калининграде, Липецке (целых два), Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Переславле-Залесском, Петрозаводске, Сочи, Таганроге, Туле, Шлиссельбурге, плюс бюсты в Махачкале, Екатерибурге.
В советское время, до "реабилитации" Петра Великого в 1937 году успели снести практически все имевшиеся, кроме Медного всадника и воронежского. Потом начали восстанавливать, ещё при Сталине.
Так, в Петрозаводске монумент открыли в 1873-м, демонтировали в 1918-м, восстановили в 1940-м.
В Архангельске памятник поставили в 1914, снесли в 1920, восстановили в 1948-м.
В Выборге и Воронеже памятники Петру были снесены иностранными оккупантами, но восстановлены в 1950е.
Но самая невероятная история с Петром случилась в Таганроге, где в довоенное время памятник сначала убрали с глаз долой, потом в 1940-м перенесли на оконечность мыса, потом в 1943 году его торжественно открыли немцы (!) в центре города, потом после освобождения демонтировали советские власти (!), но в 1948 году снова восстановили. В общей сложности, согласно исследованиям таганрогского краеведа М. С. Киричек, памятник Петру I переносили с места на место 12 раз!

Оригинал взят у mamlas в Петры Первые в скульптуре

Ещё о

Петр медный
Правители Российской империи

5 сентября 1997 года в Москве открыли памятник императору Петру I. Одна из самых скандальных скульптур в столице обошлась в $16,5 млн (по курсе 1997 — 100 млрд руб.) и вызвала протест москвичей, однако композиция до сих пор возвышается над Москвой-рекой. Другие памятники Петру I по всей России сносили и свергали, а в бельгийском Антверпене бронзовая статуя российского императора стоит вопреки запрету. Истории скульптур, посвященных последнему царю и первому императору,— в фотогалерее «Ъ». По теме: Мифы и факты о Медном всаднике

Самая известная скульптура, изображающая Петра I, установлена на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие «Медного всадника» (скульптор Этьен Фальконе) состоялось в 1782 году. В обсуждении конструкции принимали участие императрица Екатерина II, французские мыслители Вольтер и Дидро. По задумке памятник символизирует собой победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой, которую олицетворяет постамент. Для него в окрестностях Конной Лахты был выкопан Гром-камень, на его месте до сих пор сохранился водоем, названным Петровским прудом.


2. Фото: Павел Смертин

Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке установлен 5 сентября 1997 года. Официальное название конструкции — «В ознаменование 300-летия российского флота». По официальным данным, на возведение гигантской скульптуры потратили $16,5 млн (по курсу 1997 — 100 млрд руб.) по курсу 1997 года. Конструкция стала одним из самых высоких памятников в России: высота мачты корабля — 98 м, стати императора — 18 м. СМИ писали, что изваяние Петра это переделанная статуя Колумба, которую Зураб Церетели не смог продать США, Испании и странам Латинской Америки. В Москве архитекторы провели несколько акций против установки скульптуры под лозунгами «Вас здесь не стояло» и «Долой царя».


3. Фото: Сергей Субботин

Памятник Петру I в Петропавловской крепости установлен в 1991 году. Скульптор Михаил Шемякин при создании вдохновлялся восковой статуей императора, которую создал итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (сейчас хранится в Эрмитаже). Голова Петра является точной копией скульптуры Растрелли, а пропорции тела увеличены в полтора раза — это создает гротескный эффект, уверен Шемякин.


4. Фото: Юрий Кавер

Памятник Петру I в Архангельске установлен в 1914 году по проекту скульптора Марка Антокольского, постамент изготовили монахи Соловецкого монастыря. В 1920 году скульптуру снесли как «металлическое изображение гидры капитализма», и он 13 лет пролежал на набережной Северной Двины. В 1948 году памятник восстановили, с 1997 года скульптура изображена на купюре номиналом 500 руб. (500 000 руб. до деноминации 1998 года).


5. Фото: Jaime Silva

В 1918-1930 годах большинство памятников Петру I в России были снесены под предлогом «незначительной художественной ценности». Однако некоторые скульптуры имели копии за границей — как статуя Царь-плотник. Оригинал памятника был установлен на набережной Невы 27 июня 1909 года, а через год аналогичный памятник по проекту скульптора Леопольда Бернштама появился в голландском Зандаме. В 1996 году благодаря этой копии скульптура царя, делающего лодку, вновь появилась в Петербурге, на старом месте.


6. Фото: Murray Howe

«Царь-плотник» был частью ансамбля, вторая скульптура которого «Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты» была установлена в Санкт-Петербурге через год. Сюжет памятника основан на легенде о смерти императора — по одной из версий, Петр, возвращаясь из поездки в Шлиссельбург осенью 1724 года, увидел у Лахты севший на мель бот с рыбаками, начал их спасать и простудился, отчего и умер. Скульптура до сих пор не восстановлена, а ее модель, созданная Леопольдом Бернштамом, хранится в Петергофском музейном комплексе.


7.

В бельгийском Антверпене законодательно запрещено устанавливать памятники политикам, исключением стала только бронзовая статуя Петра I (скульптор Георгий Франгулян), которую поставили в 1998 году. Композиция из фигуры императора и диска, который символизирует карту мира, установлена напротив аббатства святого Михаила, в котором остановился Петр в 1717 году. По задумке скульптора, одна рука памятника на 20 см больше другой, что придает памятнику динамичность.


8.

В Петровском парке Выборга (Ленинградская область) установлен еще один памятник Петру I Бернштама. Открытие состоялось в июне 1910 года к 200-летию взятия города российскими войсками. После провозглашения независимости Финляндии в апреле 1918 года финские войска заняли Выборг и сбросили статую с постамента. Памятник планировали отправить на металлолом в Германию, но сделка не состоялась. В ходе Советско-финской войны 1939-1940 годов памятник императору вернули на прежнее место, однако уже летом 1941 года финны опять свергли статую — в этот раз у нее оторвалась голова. В 1954 году бронзовый памятник вернулся на место, где и стоит до сих пор.


9. Фото: Н. Козловский

В 1903 году в Таганроге был открыт памятник Петру I как основателю города (скульптор Антокольский). Скульптуру установили на пожертвования горожан, свои деньги вложил и писатель Антон Чехов. «Этот памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного»,— писал Чехов своему другу, врачу Павлу Иорданову.

В Петербурге сосредоточено множество памятников, посвященных великому императору, последнему царю всея Руси, знаменитому Петру I. Рассмотрим некоторую часть из них.

Памятник Петру Первому у Михайловского замка

Его создание началось еще в 1716 году. Работа над ним была поручена итальянскому мастеру Карло Бартоломео Растрелли. Однако проект не удалось завершить при правлении великого императора. Лишь в 1744 году была завершена работа над литейной формой, непосредственно перед смертью Растрелли. В 1747 году скульптура была отлита в бронзе, проектом уже руководил его сын, известный как Франческо Бартоломео. Возвести памятник Петру I в Санкт-Петербурге на пьедестал к этому времени так и не удалось, так как скульптор был отстранен от дел. На тот момент власть перешла к , а сама скульптура на долгое время была передана на хранение в складских помещениях. С началом правления Павла I было принято решение установить памятник у его новой резиденции. Так в 1800 году скульптура нашла свое место у Михайловского моста. В это же время статуя была дополнена надписью «Прадеду - правнук». Памятник Петру Великому изображен в виде древнеримского всадника, увенчанного лавровым венком, сидящим на коне и держащим в руку жезл правителя.