Значимые предпосылки возникновения музеев в библиотеке. Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования

Библиотечные уголки народного быта


Результаты исследований Российской государственной юношеской библиотеки говорят о том, что в последние годы наблюдается устойчивый интерес молодежи к прошлому страны, поэтому библиотекари активно включились в работу по изучению истории ремесел и фольклора, возрождению народных традиций, праздников - неотъемлемой составляющей истории русского народа, раскрывающей его душу и характер.

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений, для неразрывной связи времен, для воспитания самоуважения и достоинства в каждом человеке.

Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта. Сегодня около 15-20% библиотек России зани­маются музейной деятельностью в той или иной мере (Кузнецова Т.В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга//Библиотечные технологии (приложение к журн. «Библиотечное дело»).-2010.-№4.-С.73-83).

В нашем районе в шести библиотеках созданы такие краеведческие уголки.

Библиотека сегодня - это гуманитарное учреждение, социальной функцией кото­рого является активное участие в образовании и воспи­тании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться ду­ховными ценностями.

Во-вторых, взаимодействие библиотечной и музейной деятельности при обслуживании одного и того же пользователя помогает обеспечить рас­ширение и взаимообогащение единого культурного пространства.

Важно и то, что на сегодняшний день библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему общедоступ­ным, открытым всем и каждому.

Кроме того, многие библиотеки хотят иметь свое лицо, свою индивидуальность. Создание мини-музеев и уголков народного быта способствует росту их авторитета, не только в данном населенном пункте, но и в масштабе района.

Нельзя не упомянуть и о психологическом факторе: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в нём далеко не всё. В то время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий.

Ещё одна, не менее важная причина - активиза­ция краеведческой деятельности. Сегодня библиотечное краеведение по праву можно назвать одним из ведущих направлений в работе библиотек Унечского района, а для некоторых и приоритетным. Изучая ис­торию своего района, своего села, библиотекари, наряду с письменными документами, начали собирать (и в эту работу включились читатели библиотеки) предметы материальной культуры, которые дополняют и ярко иллюстрируют документальные источники. Это - материалы этнографического, исторического, декоративно-прикладного характера своей территории,а именно: предметы обихода прошлых веков, уникальные народные костюмы, вышивки, украшения и т.д.. В библиотеках появились сначала небольшие выставки, затем в результате поисковой работы они пополнялись, и в итоге в некоторых сельских библиотеках получились экспозиции, претендующие на статус мини-музея.

Основными источниками формирования музей­ных коллекций в библиотеках нашего района являются частные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и до­верием, и именно им, чаще всего, люди готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.

Кроме того, в библиотеки можно передать рари­теты не только в дар, навсегда, но и на временное хране­ние. Благодаря этому в библиотеках часто организуются выставки декоративно-прикладного искусства, семейных коллекций.

Кому, как ни нам с вами хорошо известно, что любая даже самая яркая, интересная выставка, тем более музейная экспозиция, без посетителей мертвы, поэтому просветительская работа не менее важна, чем создание уголка народного быта.

По свидетельству самих библиотекарей, основные посетители уголков народного быта – гости села, учителя, дети и подростки, которых привлекают необычные для сегодняшнего дня предметы старины.

Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекари проводят самые разнообразные мероприятия: экскурсии, беседы, фольклорные посиделки, часы краеведения. Совместно с учителями организуются уроки истории для школьников, используют музейные экспонаты для создания выставок в библио­теке.

Создание уголков народного быта, мини-музеев – это кропотливая постоянная работа. Важно не только собрать экспонаты, но нужно еще их разместить, создать определенную обстановку, такую, чтобы она привлекала посетителей.

В нашем районе хорошо известен мини-музей «Русская горница» организованный при Рюховской поселенческой центральной библиотеке в декабре 2002 года. Уже в 2004 году в количество музейных экспонатов равнялось 50, затем их стало 70, сегодня – около 90.

Рюховский мини-музей «Русская горница» начинается с «Красного» угла. Здесь расположена старинная деревянная икона Николая Чудотворца, лампадка, на столе - «Молитвослов», изданный еще в 1910 году. Здесь же находится деревянная голова ангела из Ильинской церкви с. Рюхов, которая была разрушена в 1929г.

Особой гордостью и исторической ценностью является ткацкий станок, которому более 200 лет. На этом станке при лучине наши предки изготавливали самотканое полотно, из которого шили себе одежду, изготавливали скатерти.

Редко сегодня уже можно увидеть в доме печь. В горнице есть макет печи с огнем и домашней утварью.

Рядом с печью висит детская деревянная люлька, закрытая пологом. Кто откроет полог – увидит куклу в убранстве грудного ребенка – льняных пеленках.

Костюмы села в музее представлены интересно. В них одеты куклы - баба и дед. На бабе - вышитая рубашка, сарафан отороченный лентами, бусы, вышитый фартук, женский головной убор-плат, самошитые сапожки, подбитые кленовыми гвоздиками.

Мужской костюм состоит из самотканых штанов, вышитой сорочки, кушака. На голове – кепка. Здесь же обувь наших предков - лапти лыковые. Дед держит в руках старинную гармонь.

О жизни селян - предков наших говорят экспонаты: ступа, самопрялка, веретено с куделью, гребцы для скашивания льна, маслобойка, корыто деревянное. Завешена горница старинными рушниками, вышитыми местными мастерицами. На одном из них – герб времен царской России.

Ценными для нашей горницы являются фотографии, представляющие крестьянскую жизнь. Приходящие в горницу, с интересом рассматривают фотографии, отыскивают себя и своих родственников.

На чердаке заброшенной избушки

Валялась прялка в темноте угла.

На ней когда-то добрая старушка

Из шерсти пряжу у окна пряла.

И колесо крутилось и скрипело,

Плясало под рукой веретено.

Старушка еле слышно что-то пела…

Все было так недавно, так давно…

Прошли года. И нет уж той старушки.

И пряжу больше некому прясти.

И прялку, как какую безделушку

Решили вовсе на чердак снести.

Да, время беспощадно и сурово.

Все помешалось: мода, вкусы, быт.

Нет даже в деревнях следа былого,

И старый стиль заброшен и забыт.

Хотим равняться западному миру,

Но надо сердцем истину понять:

Чтоб уважали наш народ и чтили,

Традиции не нужно забывать.

(Иванова Ольга)

В мини - музее «Русская горница» проводятся экскурсии, краеведческие викторины, встречи с живыми свидетелями истории с использованием музейных экспонатов.

В библиотеке собирается информация по истории села – ведутся накопительные папки по обычаям и обрядам – это: кухня нашего села, песни села, памятники села. Ведётся электронная летопись села по значимым событиям год за годом, начиная с 2005 года.

В Задубенской сельской библиотеке оформлен Уголок крестьянского быта «Живая и поныне старина». Экспонатов пока немного, поэтому экспозиция занимает один угол. Среди представленных экспонатов: икона, предметы домашнего обихода, посуда, хозяйственный инвентарь, домотканые скатерти, рушники.

«Родная старина» - так называется уголок крестьянского быта при Ивайтенской поселенческой центральной библиотеке. Здесь собрано уже 59 экспонатов. Есть материалы даже из других районов. В уголке представлены предметы, наглядно демонстрирующие быт крестьян: ножницы для стрижки овец, праник (деревянный, использовался при стирке), мотовило, махотка (маленький глиняный горшок), рубель и другие. Особой гордостью и исторической ценностью является ткацкий станок, которому более 100 лет. Среди экспонатов есть народные мужской и женский костюмы, тканые рушники, скатерти, накидки, вышитые картины и др.

Музей - это «живой организм», где постоянно ведется поисковая работа. Экспозиция расширяется, обновляется на основе новых материалов. Так небольшая коллекция предметов, которая начала собираться в 2009 году в Белогорщской сельской библиотеке сегодня превратилась в настоящий мини-музей , для которого теперь отведена целая комната, а количество экспонатов равно 70. Библиотекарь Светлана Алексеевна пытается создать атмосферу крестьянской избы. И как любая русская изба мини-музей начинается с печи, где стоят чугун с картошкой, махотка с кашей, крынка с молоком. Возле печи - ступа, здесь же на лавке предметы быта наших предков: маслобойка, праник, прялка, самопрядка, безмен, рубель с качалкой и др.

Особую атмосферу создает ткацкий станок. Есть много тканых полотенец, рушников, скатертей с вышивкой - на отдельных даже можно рассмотреть даты их изготовления. Есть интересные рушники с надписями, пожеланиями, пословицами и поговорками.

В Рассухской сельской библиотеке Высокского поселения создан совместно с клубом мини-музей, располагающийся в отдельной комнате. Работу по сбору экспонатов начала еще Валентина Васильевна Варочко – бывшая библиотекарь. Этот музей отличается от предыдущих тем, что здесь представлены предметы не только крестьянского помещичьего быта. Имеются труды и издания из библиотеки рассухской помещицы Марии Николаевны Косич.

В Добрикской сельской библиотеке оформлен уголок крестьянского быта «Предметы Брянской старины », который насчитывает 25 экспонатов. А начиналось все с подаренной читательницей прялки. На сегодняшний день в уголке представлены предметы, ярко иллюстрирующие ремесла, которые преобладали на данной территории. Из интересных и редких экспонатов можно назвать детскую качулку (утюг) и деревянную очень маленькую люльку, скорее всего эта люлька служила детской игрушкой.

Кропотливая работа по созданию музейных экспозиций - это благодатная почва и для популяризации истории родного края и для привлечения читателей в библиотеку.

Вообще, идея создания музея в библиотеке уходит в прошлое и принадлежит русскому мыслителю Н. Ф. Фёдорову, ко­торый писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвеще­ния, нравственного воспитания. Федоров говорил: «В библиотеках про­исходит общение с великими предками, и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке».

В библиотеках применяются следующие формы учета экспонатов: ярлыки с наименованием экспонатов и мастеров, тетрадь учета экспонатов, журналрегистрации экспонатов и положение о мини-музее.

Краеведческие мини-музеи при библиотеках

Историко-краеведческий мини-музей «Уголок старинного быта» открыт 30 марта 2016 году в день проведения в Алмаметьевской сельской библиотеке выездного Дня районных депутатов и проведения районного семинара.
Музей открыт силами работников Алмаметьевской СДК и библиотеки. Экспонаты для музея собраны из ближайших деревень: Ядык-Сола, Нурумбал, Шоръял. Некоторые экспонаты подарила библиотекарь Семисолинской сельской библиотеки Светлакова Алевтина Витальевна, когда собирала материалы для открытия мини-музея в своей родной библиотеке.
В 2018 году число экспонатов составляет более 130 наименований.

Историко-краеведческий мини-музей «Ковамын шондыкшо гыч» («Из бабушкиного сундучка») в библиотеке отрыт 4 ноября 2014 года к 90-летию образования Моркинского района.

Начало открытию мини-музея положила бывшая заведующая Семисолинской сельской библиотеки Светлакова Алевтина Витальевна. При библиотеке организовала сбор историко-краеведческих, этнографических экспонатов жителей деревень Семисола и Ядыксола.

Инновационной моделью работы библиотеки в современных условиях стала концепция «Библиотека-музей, как форма сохранения и изучения культурного наследия». Используя музейные предметы, библиотека раскрывает их суть и историю, создает атмосферу проникновения в среду с помощью богатства книжного фонда, полнее раскрывает любую беседу и мероприятие. В 2018 году Тыгыдеморкинской сельской библиотеке в фойе оформлен краеведческий уголок «Прикоснись к прошлому».

Цель данного краеведческого уголка - развитие интереса у подрастающего поколения к истории своего родного края, воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, духовному наследию...

Создание уголка народного быта - это кропотливая работа, с целью повышения интереса пользователей библиотеки к изучению истории родного края.

Собрать экспонаты это одно, нужно ещё их разместить так, чтобы они привлекали посетителей библиотеки, были интересными потенциальным читателям. Важный момент в том, чтобы у жителей деревни было желание пополнить мини-музей или краеведческий уголок необычными и старинными экспонатами, которые когда-то были в обиходе в крестьянском хозяйстве.

Изучив все «за» и «против» совместно с сельским клубом в 2015 году решили создать краеведческий уголок при библиотеке.

Одним из ведущих направлений в деятельности библиотек Верхошижемского района является краеведческая работа, главной задачей которой является сохранение культурного и исторического прошлого родных мест.

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений. Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта.

Нельзя не упомянуть и то, что в музеи ходят далеко не все. А библиотека всегда рядом, и посещают её люди всех возрастов и профессий.

Создание уголков народного быта или мини-музеев – это очень кропотливая работа. Важно не только собрать экспонаты, но их надо и разместить, и создать такую обстановку, чтобы она привлекала посетителей.

Библиотека-музей – это инновационное направление в развитии библиотечного обслуживания населения.

Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту.

Прошлое и настоящее края, села, своей семьи, опыт предков, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – всё это мы должны сохранить. А поможет – музейная работа, даже при простой сельской библиотеке.

В Верхошижемской централизованной библиотечной системе мини-музеи есть в Калачиговской сельской библиотеке-филиале и музейная комната в Косинской сельской библиотеке-филиале.

С 2014 г. при библиотеке начал свою работу мини-музей «Я помню! Я горжусь!», в Калачиговской сельской библиотеке-филиале , который значительно активизировал патриотическую работу среди подрастающего поколения в деревне. Стали чаще проводится встречи с населением, тружениками тыла, школьниками. Стало традицией проведение часов мужества, встреч с интересными людьми, местными умельцами.

Проведена работа по сбору данных о жителях деревни, о самой деревне, о поселении. Большую помощь в оформлении мини-музея оказал бывший глава Калачиговского поселения – Уланов Василий Николаевич.

Тесно сотрудничая со своими читателями, Лидия Павловна сделала вывод, что возрос интерес жителей к истории и быту, культуре своего края, к известным и неизвестным землякам. Так в библиотеке появился уголок «Крестьянской избы», по всем правилам деревенского убранства.

Затем был собран материал по истории деревни и оформлен стенд «Калачиги – частица России». На стенде отражен подробный материал по истории школы, колонии – поселения, совхоза, администрации. Оформлен фотоальбом «Родной земли любимый уголок», папка- накопитель «Портрет нашего земляка». В библиотеке издан сборник«Верность родной земле» о А.К. Преженникове, директоре совхоза, который 30 лет руководил совхозом «Ждановский».

Таким образом, небольшой краеведческий уголок приобрёл черты мини-музея, который с удовольствием посещают калачиговцы и гости деревни.

Разработан сценарий экскурсии, которую проводят учащиеся 7-8 классов. Первыми гостями мини-музея «Я помню! Я горжусь!» были участники межпоселенческого марафона «Под Знаменем Победы», который проходил в Верхошижемском районе.

В 2015 году страна отметила юбилей Великой Победы в войне 1941-1945 года. К этой дате библиотека организовала сбор фотографий участников войны, оформили в библиотеке стенд «Вас знают, вас помнят, вами гордятся», а 9 мая калачиговцы приняли участие в акции «Бессмертный полк».

В течение года в библиотеке были организованы встречи с тружениками тыла и детьми войны, оформлен стенд с фотографиями и воспоминаниями «Дети войны, вы детства не знали», совместно с ветеранской организацией библиотека выпустила сборник воспоминаний тружеников тыла, детей войны «Я родом из войны».

На основе таких богатых материалов в библиотеке проводятся различные мероприятия:

Урок мужества «В Сталинградском направлении». В театрализованной форме восемь солдат-ребят рассказали присутствующим о периоде ожесточенных боев. Словно живые, промелькнули герои Сталинградской битвы. Затем были написаны живые строки в прошлое «Скажи прадеду спасибо».

С большим интересом прошла художественно-историческая композиция с презентацией «Читаем письма фронтовые» на мероприятие были приглашены дети войны, некоторые приносили похоронки на своих отцов, со слезами на глазах зачитывали их, под тихую военную музыку ребята написали письмо-треугольник «Письмо солдату из настоящего в будущее».

Краеведение – одно из приоритетных направлений работы библиотеки. Краеведческий материал дает возможность воспитать у молодого поколения ответственность за судьбу родной земли. Знакомство с историей и культурными традициями малой родины пробуждают чувство сопричастности к её прошлому и настоящему.

В мини – музее прошлое воспринимается наглядно, и школьники получают информацию, которую можно не только увидеть, но и потрогать. Например, краеведческие часы «Мира не узнаешь, не зная края своего» (о принадлежностях домашнего обихода – утюги, фонарь, весы, таганка, стиральная доска), «Из бабушкиного сундука» (о вышивках,одежде, обуви, самотканых половичках, кружевах).

Познавательное мероприятие «Хлеб всему голова» заинтересовало ребят. Они узнали, как в старину пекли домашний хлеб и сами пытались поставить каравай в русскую печь и достать его из неё.

На фестивале исчезнувших деревень в Калачигах в 2016 году Лидия Павловна выставила экспонаты деревенской избы. Она была изюминкой фестиваля, экскурсии в крестьянскую избу проходили буквально каждый час. А проводили их учащиеся Калачиговской школы - Устюгова Полина, Вершинина Ксюша и Дрягина Кристина. Они рассказывали о деревенском убранстве.

Косинская сельская библиотека-филиал

Побывав в Калачиговской библиотеке, Валентина Петровна – библиотекарь Косинской сельской библиотеки-филиала – решила создать музейную комнату старинных предметов. Совместно с администрацией составили проект по созданию музейной комнаты «Судьба села – судьба России».

Жители откликнулись на предложение создать небольшой музей и приносили старинные вещи. Было собрано более 50 экспонатов. В музее представлены такие экземпляры как: люлька, самопряха, фонари, ночёвка, сундуки, прялки, одежда, бочки, кадки, посуда и многое другое.

Материалы были принесены жителями села, а также участники проекта ходили по домам. Музейная комната расположена в одной из классов Косинской школы.

Здесь стали проводить мероприятия краеведческой направленности, фотовыставки земляков, проводятся вечера встреч, экскурсии.

Урок мужества «Там, где есть герои, земля цветет» - посвящён Герою Советского Союза Кислицину Алексею Никитовичу. На уроке была рассказана биография Героя, ребята посмотрели альбом о Кислицине А.Н., почитали о его подвиге.

Вечер- встреча «Мы дети войны» -участники рассказывали о своей жизни во время войны, о своих отцах- участниках войны.

Фотовыставка «А я люблю свои места родные». На конкурсе были представлены фотографии Логиновой Миры Васильевны и Кислицыной Ольги Ивановны. На фотографиях изображены красивейшие места нашей малой Родины.

Экскурсия в мини – музей «Заглянем в прошлое».

Музей посещают дети дошкольной группы, учащиеся школы, пенсионеры и гости села.

Материал подготовила заведующая отделом методической
и библиографической работы – Багаева Т.В.

Музей сказок в библиотеке: проблемы моделирования

Введение
Глава 1. Теоретико-методические подходы к созданию музея в библиотеке
1.1.Научная концепция музея как документ
1.2.Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования
1.3.Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке
Глава 2. Музеи сказок: характеристика деятельности
2.1. Сказка как объект музея в библиотеке. Дети как субъект
2.2. Музей сказок: проблемы моделирования
2.3. Ресурсная база библиотеки как основа для создания музея
2.4. Концепция музея сказок как модель музея в библиотеке основное содержание структуры
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1.

"1.Англичанинова Н. История становится все ближе // Библиотека. - 2000.
2.Бикбулатова, И. Музей Зайнашевой // Известия Татарстана.2006.
3.Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Принт, 2002.
4.Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка».- Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - М., 1977.
5.Вавилов С.И., Введенский Б.А..«Большая сов. энциклопедия», Т. 5. М., 1949.
6.Викулова В.П. Традиции старинных салонов // Библиотека. - 2001.
7.Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.
8.Жукова Н. От читальни - к централизованной системе // Библиотека. - 2001.
9.Интерактивные экспозиции: реакция посетителей // Международный журнал Museum (ЮНЕСКО), № 208, 2001.
10.Киселева Т.Г. Глобализация общества и культу ра мира // Библиотековедение. - 2002.
11.Коваль Л. Для общей пользы // Библиотека. - 2000. - № 11.
12. Кулакова Е.С. Самый популярный отдел // Библиотека. - 2002. - № 8
13. Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования: программа спецкурса для студентов библ.-информ. ф-та / КГАКИ; сост. Т.В. Абалимова. Казань, 1998.
14.Майстровская М. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. - М., 1996
15.Матлина С.В какую сторону направлен вектор обновления? (музей в библиотеках) / С. Матлина // Библиотека. 2000.
16. Методические рекомендации по разработке научной концепции стационарной экспозиции музея. М., 1988.
17. Музей будущего: Информационный менеджмент: Сборник статей/ Сост. Лебедев А. В., М., 2001.
18. Музей и новые технологии: Сборник статей/ Под ред. Никишина Н. А., М. 1999.
19. Петрова, Л.А. Напиши… биографию вещей / Л.А. Петрова // Библиотека. - 2004.
20. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983.
21.Свиридова, Н. Музей реальный и виртуальный / Н.Свиридова // Библиотека. - 2006.
22.Старикова, Ю.А. Музееведение: конспект лекций. - М: Приориздат, 2006.
23.Технология / Википедия. Электронная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология
24. Фролов А.И. Советские музеи в зкркале прессы // Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989.
25.Чаликова, Д. Музей в библиотеке // Встреча /КПР/. - 2005.

В начале 2015 г. в Москве прошла международная научно-практическая конференция «Библиотеки, музеи: основные направления взаимодействия и сотрудничества», организованная ВГБИЛ им. М.И. Рудомино и Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» под патронатом Министерства культуры РФ.

В конференции приняли участие руководители и сотрудники ведущих библиотек и музеев России и зарубежных стран. Было представлено более 40 докладов, посвящённых проблемам и перспективам сотрудничества библиотек и музеев, учреждений культуры и образования в области сохранения, популяризации и освоения культурно-исторического наследия.

На конференции обсуждались проблемы создания виртуальных музеев и виртуальных библиотек, состояние библиотечных коллекций в музеях России, задачи их хранения и изучения. Отдельное заседание было посвящено судьбе перемещённых культурных ценностей, деятельности библиотек и музеев по восстановлению и реконструкции коллекций, пострадавших в результате Второй мировой войны.

Одной из ведущих тем конференции стала мемориальная деятельность библиотек и библиотечных музеев. Эксперты обсуждали необходимость утверждения особого статуса именных библиотек и библиотек, имеющих в своём составе музейные отделы, проблему учёта сохранности их коллекций и предложили Министерству культуры РФ внести в недавно принятый Модельный стандарт общедоступной библиотеки пункт о праве библиотек на ведение мемориальной деятельности, организацию музейных отделов и экспозиций.

В развитие темы «УК» предлагает вниманию читателей следующую статью.

Г оворя о библиотеках как об информационных и культурно-просветительных центрах, площадках коммуникации, интеллектуального и творческого досуга жителей города, округа, посёлка, села, не следует забывать о другой их важнейшей, вневременной задаче - быть собирателями, хранителями, трансляторами культурного наследия. Стремление переформатировать библиотеку в соответствии с требованиями динамически меняющейся реальности, с запросами личности, ориентированной на востребованность, успех, отодвигает эту задачу на задний план.

Между тем именно функция собирания и хранения наследия, его актуализации является базовой функцией библиотеки как института культуры. Культура генетически и по смыслу связана с категорией памяти - памяти творческой, осознанной, а её восприятие - со способностью постигать культурные явления в органической связи друг с другом, связи не только синхронной, но и диахронной, предполагающей единство памяти, а значит, непрерывность истории.

Собирание наследия - функция, сближающая библиотеки с музеями и архивами. Эту общность подчёркивает история библиотечного, музейного, архивного дела, время, когда эти ныне самостоятельные звенья культуры были едины. Своего рода идеальной моделью такого единства был «Московский публичный музеум и Румянцевский музеум». Хотя в приведённом официальном названии присутствовала лишь музейная составляющая, содержательно и структурно это был многоуровневый, многосоставный культурный комплекс, включавший музейные коллекции, художественную галерею, библиотеку, отделение рукописей. Философ и «идеальный библиотекарь» Н.Ф. Фёдоров недаром называл Румянцевский музей «органом памяти Москвы» и выдвигал проект взаимодействия этого «Предкремлёвского музея» с музеями Кремля, Московским университетом и Главным архивом МИД на благо просвещения, образования и культуры.

XX век стал для библиотек, музеев, архивов веком специализации, выделения в самостоятельные сферы деятельности. А на исходе этого века, в 1990-е гг., обнаружилась обратная тенденция - к взаимодействию, взаимопроникновению, интеграции. В российском библиотечном пространстве начали создаваться музеи, мемориальные, краеведческие, тематические экспозиции, некоторые библиотеки, в том числе носящие имена писателей, мыслителей, учёных, исторических деятелей, стали превращаться в культурно-мемориальные центры.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. этот процесс попадает в сферу внимания библиотекарей: и теоретиков, и практиков. Активное собирание, освоение, анализ опыта мемориальной работы публичных библиотек ведут Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского в Санкт-Петербурге. Вопросы организации музейной деятельности в библиотеках, её правовые основы, проблемы учёта и сохранности коллекций обсуждаются на семинарах, конференциях, круглых столах, становятся предметами статей, монографий, научных сборников, диссертационных исследований. О мемориальной деятельности библиотек писали и пишут Г.В. Великовская, В.Е. Викулова, Е.Б. Виноградова, Т.Е. Коробкина, Л.М. Коваль, С.Г. Матлина, Е.В. Николаева и др. Усилиями Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева в 2013 г. подготовлен электронный путеводитель «Музеи и музейные экспозиции в библиотеках Москвы и Московской области».

Можно со всей уверенностью говорить о культурообразующей роли библиотек, открывающих в своих стенах музеи, экспозиции, мемориальные центры. Сохранение местной истории, информации о личностях, знаменитых и малоизвестных, неразрывно связанное с актуализацией сохранённого, а значит, и сохранение духовно-нравственных смыслов делают эти библиотеки, как и музеи, «выражением памяти, общей для всех людей» (Н.Ф. Фёдоров).

«Всякий человек носит в себе музей». И всякий человек может быть личностью, музей создающей. Этот принцип лежит в основе возникновения и деятельности библиотечных музеев. Они редко создаются специалистами - в основном энтузиастами, по инициативе сотрудников библиотек, читателей, общественности. В создании этих музеев часто принимают участие родственники, друзья и потомки тех личностей, память которых увековечивается. Музей могут создавать даже дети: именно так, руками детей, в г. Боровске был создан музей военно-морской династии Сенявиных, представители которой были жителями Боровского края.

В профессиональном музее никакая самодеятельность невозможна. Здесь правят бал музейные работники, проектировщики, дизайнеры, художники. Библиотечный музей собирается «всем миром», поэтому экспозиция зачастую выглядит кустарно. Но это та благая «кустарщина», которая даёт возможность каждому создателю музея ощутить себя борцом против беспамятства и забвения.

Вспоминаю, как в январе 1993 г. мы создавали в Библиотеке № 219 ЦБС «Черёмушки» Музей-читальню Н.Ф. Фёдорова, из которой вырос потом наш музей-библиотека. В маленьком зале разместились книжная и архивная коллекции, собранные усилиями членов философского семинара, длинный стол для занятий и семинаров. Под витрины приспособили обыкновенные столы (в столярной мастерской надстроили над столешницами стеклянные короба). Сами делали стенды и плакаты (некоторые из них до сих пор хранятся в наших фондах). Устраивая тематические и художественные выставки, «варили кашу из топора»: никакого экспозиционного оборудования в библиотеке в те годы не было. Но этот внешне скромный, почти домашний музей с первых дней существования начал вести активную и многообразную просветительную и культурную деятельность, организовывал лекции и семинары, конференции и круглые столы - и всё это на общественных, добровольных началах.

Привлекая взрослых и детей к созданию музея, объединяя их в общем деле увековечивания памяти, библиотека реализует не только культурную, но и нравственную функцию. Музеетворчество воспитывает историческое сознание, приучает детей и взрослых к необходимости оглянуться назад, увидеть себя в истории. И одновременно оно пестует те высшие качества, без которых немыслимо развитие личности: взаимную ответственность, самоотдачу, дружбу, внимание и любовь к человеку.

Принцип всеобщности памяти распространяется в мемориальной деятельности библиотек не только на собирателей-деятелей, но и на то наследие, которое становится объектом собирания. Этот принцип особенно ярко проявляется в краеведческой деятельности библиотеки. То, что незаметно для большой истории, улавливается историей местной. Для классического музея важны фигуры первого ряда, личности и события, имеющие значительный исторический и культурный масштаб. В краеведении масштаб совершенно иной. Здесь интересен каждый человек, живший и живущий в данной местности, и потенциально любой может стать героем музея. Музей при библиотеке, и не только краеведческий, исповедует именно этот подход.


Библиотечный музей более приближен к посетителю, нежели музей как таковой. В нём больше возможностей для интерактивности и меньше всего действует формула «Руками не трогать». Каждая книга, каждый предмет музейного фонда здесь активно работает на читателя. Это не просто экспонат, намертво вросший в стационарную экспозицию. Через библиотекарей, через интеллектуальную работу читателей, использующих материалы музея в культурно-просветительных и образовательных программах, индивидуальных занятиях, мемориальный предмет - свидетель прошедшей истории - становится деятелем истории настоящей.

От философской составляющей темы «Музей при библиотеке» перейдём к практике. Создание библиотечных музеев и мемориальных экспозиций в библиотеках позволяет доступно и с малыми затратами (что немаловажно в ситуации экономии государственных средств) увековечивать память тех деятелей отечественной культуры, науки, истории, которые не имеют своих музеев. Например, в Москве есть Дом Н.В. Гоголя, Библиотека истории русской философии и культуры («Дом А.Ф. Лосева»), Музей-библиотека Н.Ф. Фёдорова, Музей Агнии Барто, Библиотека им. Е.А. Фурцевой… В столице имеются Библиотека им. Андрея Платонова и Библиотека им. Вс. Иванова, широко сотрудничающие с исследователями и потомками этих писателей, а это уже залог возможности открыть в них музеи авторов «Чевенгура» и «Котлована», «Бронепоезда 14–69» и «Тайного тайных»…

Часто музеи при библиотеках становятся той основой, на которой в перспективе собирательской деятельности вырастает полноценный музей. Так, Музей-читальня П.А. Флоренского, открывшийся в 1994 г. в ЦБС «Черёмушки» при Библиотеке № 176 и активно поддерживавшийся потомками философа, в конечном счёте получил новый адрес и стал Музеем-квартирой Павла Флоренского. До сих пор в России нет музея Николая Гумилёва. Думается, начало такому музею вполне может быть положено Библиотекой - Центром культурного наследия Н.С. Гумилёва в Москве.

Создание музея даёт возможность рядовой публичной библиотеке обрести своё творческое лицо, позволяет ей не затеряться на современной культурной карте, существенно повышает ценность и востребованность её фондов, которые включают не только общедоступные издания, но и мемориальные книжные коллекции или специализированные библиотечные собрания, связанные с личностью, событием, местом, которые чтит библиотека. Более того, музей при библиотеке существенно расширяет спектр её деятельности, прибавляя к традиционным формам библиотечной работы те, которые выходят в музейную и архивную сферы: создание экспозиций, проведение экскурсий, собирание мемориальных коллекций и архивных документов, исследовательскую и издательскую работу. Разнообразится - в смысловом и жанровом отношении - культурно-просветительная деятельность библиотеки.

Одна из современных тенденций развития библиотек предполагает превращение их в полифункциональные информационные, культурно-просветительные и досуговые центры. Библиотека, имеющая в своём составе музей, может рассматриваться как одна из моделей такого центра. Преимущество этой модели в том, что, тематически организуя пространство, содержательно обогащая и разнообразя работу библиотеки, она позволяет ей удерживать высокую культурную планку, избегая в досуговой деятельности крена в развлекательность.

Создание музея в библиотеке открывает новые возможности для реализации модели музейно-библиотечного самообразования, которая ещё в конце XIX в. была предложена Н.Ф. Фёдоровым. В её основе принцип всеобщности познания и исследования («Всё должно быть предметом познания и все - познающими»), а также принцип активности личности в процессе обучения, самостоятельности в добывании знания. Эта модель обретает новое дыхание в наши дни, в эпоху, идеал которой - личность внутренне растущая, постоянно расширяющая круг своих знаний и умений, стремящаяся к обретению целостной картины мира. И ныне музей при библиотеке, активно использующий свои фонды в просветительных и образовательных программах, может стать открытой, общедоступной площадкой образования и само образования. Особенно если сумеет привлечь к библиотеке специалистов - не только для просветительских лекций, дающих готовое знание, но и для консультирования тех, кто приходит в библиотеку и стремится - через книгу, электронные ресурсы - это знание самостоятельно добывать. Наконец, музеи при библиотеках, вовлекая жителей близлежащих домов в интеллектуальную, творческую, живую деятельность, способствуют консолидации локальных сообществ, о необходимости которой так много говорится сейчас.

С какими проблемами сталкиваются музеи при библиотеках сегодня? Тенденция к унификации облика библиотечной сети, ярко проявившаяся в концепции «бренд-бука» московских библиотек, в изменении их нумерации, в исключении имён из названий некоторых библиотек, идёт вразрез с установкой на многообразие и многоликость библиотечной вселенной, а именно эта установка и создала в своё время предпосылки для активного музеетворчества российских библиотек. Если взглянуть на библиотеки сквозь призму философии памяти, то становится очевидным: даже простая перемена номера - для учреждения культуры уже частичная потеря лица, утрата истории. Библиотечная сеть - не сеть банков, где совершаются одни и те же финансовые операции и где унификация оправданна и законна. Каждая библиотека имеет свой стиль, и музей при библиотеке отражает её индивидуальный облик.

В своё время Т.Е. Коробкина, говоря о проблемах библиотечных музеев, подчёркивала, что они лишены тех льгот, которые имеют полноценные музеи, прежде всего льгот по аренде и гарантии сохранности помещений. В условиях кризиса, требующих всеобщей экономии средств, библиотеки, имеющие мемориальные экспозиции, оказываются уязвимы и в этом плане. Недавний пример: Библиотека - Культурный центр А.Т. Твардовского в Москве, потерявшая своё здание из-за возросшей арендной платы и выведенная за пределы района Дорогомилово. А между тем это одна из старейших московских библиотек, неотъемлемая часть культурного ландшафта района, к тому же располагавшаяся рядом с домом «Известий», где жил Твардовский, что придавало её работе дополнительный мемориальный оттенок.

Отсутствие у мемориальных библиотек особого статуса приводит к тому, что зачастую их реорганизация и модернизация проходят без учёта культурной специфики, «духа места», сложившихся традиций. Так, Библиотека им. Вс. Иванова - библиотека классического стиля, с традициями писательских вечеров, концертов классической музыки, художественных выставок - согласно планам московских властей будет перестроена и превращена в медиацентр. Впишется ли в концепцию этого центра, пространство которого будет максимально осовременено, мемориальный кабинет писателя, создать который в библиотеке предлагал сын поэта, академик Вяч. Вс. Иванов?

В дискуссиях о библиотечных музеях, поднимавшихся в библиотечном сообществе, не раз ставился вопрос о необходимости профессионального учёта их коллекций, являющегося гарантией сохранности фондов. Активно обсуждалось предложение включить экспонаты библиотечных музеев в Музейный фонд РФ. Думается, это не лучший выход, так как по тем критериям отбора, которые используются в музейной практике, значительное число коллекций и мемориальных предметов, хранящихся в музеях при библиотеках, не будет признано заслуживающим включения в этот фонд. Для этих коллекций должна быть разработана своя система учёта, принципиально демократичная, основанная на трактовке музея как «собора лиц», средоточия общей памяти, на восприятии мемориальных коллекций библиотек как голоса времени, диалога эпох, встречи живых и ушедших, на понимании роли этих коллекций в повседневной деятельности библиотеки, в её работе с разными поколениями.


Во главу угла такой системы учёта, как это предлагалось в своё время Е.И. Борисовой, должно быть положено понятие «мемориальный предмет». Оно обладает более широким семантическим полем, нежели «музейный предмет», и позволяет включать в орбиту хранения и изучения те артефакты, которые, на взгляд музейщика, недостаточно интересны, но при этом являются неотъемлемыми слагаемыми просветительных и культурных программ библиотеки. К тому же нельзя забывать о том, что коллекции, которые нашими современниками рассматриваются как недостаточно ценные, а то и «бросовые», могут спустя годы обрести эту ценность. Те же издания советского времени, которые в библиотеках зачастую списываются как устаревшие и неспрашиваемые, могут стать основой ретровыставок, ретрофестивалей, демонстрируя нашим современникам круг чтения и интересов людей 1950–1980-х гг. А насколько уникальна коллекция книг для детей, содержащая издания 1960–1980-х гг., которая собрана в детской библиотеке имени Корнея Чуковского в Переделкино! Она позволяет ощутить «цвет и запах эпохи», если воспользоваться замечательным выражением Аполлона Григорьева.

Вернёмся к тому, о чём говорилось в начале статьи: к теме памяти и необходимости эту память хранить. Парадоксально, но факт: при всём разнообразии современных систем хранения информации, при потенциальной возможности обеспечения удалённого доступа к книжным, музейным, архивным ресурсам мы теряем огромные массивы наследия. Уходят свидетели XX в.: учёные и инженеры, писатели и деятели культуры, педагоги и медики, деятели космической отрасли и подводники, строители и железнодорожники… и вместе с ними уходит его живая история. Утрачиваются письма, фотографии, документы, выбрасываются старые вещи, и так исчезает опредмеченная память времени. Библиотеки, широкая сеть которых раскинута по всему пространству России, могли бы организовать «течение встречное» - против утрат и забвения. И речь идёт не только о создании музейных и архивных коллекций, реальных или виртуальных, но и о широкой программе интервьюирования наших современников - носителей памяти, проведения встреч и выставок по материалам их личных архивов, вечеров «живых мемуаров», сопровождаемых аудио-, видео-, фотофиксацией. У библиотек столицы и регионов есть богатый опыт в проведении таких встреч, в собирании, освоении, трансляции локальной памяти.

Впрочем, силами только библиотек задачу собирания наследия решить невозможно. Эта работа может быть сделана лишь общими усилиями, через сотрудничество библиотеки и приходящих в неё читателей, друзей библиотеки, учёных, культурных деятелей. Буквально по принципу Фёдорова: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех».