Карл мангейм о социальной функции института образования. Семигин Г.Ю

род. 27 марта 1893, Будапешт - ум. 9 янв. 1947, Лондон) - нем. социолог; ученик Макса Вебера, до 1933 - профессор во Франкфурте; создатель социологии знания. Исходил из историзма Трелъча, а также учений Маркса, и Фрейда. Познание - дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности в обществе. Ожидание лучшего будущего Мангейм связывал с новым человеческим типом; создать этот тип - задача воспитания, которое "не может обойтись без внутреннего опыта религиозных образцов". Осн. произв.: "Ideologie und Utopie", 1929; "Mensch und Gesellschaft im Zeitalter des Umbaus", 1935; "Diagnosis of our time", 1943.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАНГЕЙМ КАРЛ

Нем.-англ. философ и социолог, один из основателей социологии знания. Учился в ун-тах Будапешта, Фрейбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды М. формировались под влиянием идей Лукача, Б. Залоша, Э. Ласка, Риккерта, Гуссерля, М. Вебера, Шелера - в традициях неокантианства, неогегельянства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Лукача). После падения Венг. Советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 - приват-доцент философии Гейдельберг. ун-та, с 1929 - проф. социологии и полит. экономии на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурт. ун-те. С 1933, эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондон, школе экономики и полит, науки, с 1941 - в Ин-те образования при Лондон. ун-те, где в 1945 стал проф. педагогики. Незадолго до смерти - руководитель отдела ЮНЕСКО. Инициатор и редактор "Междунар. библиотеки по социологии и социальной реконструкции"; способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.

В первый ("нем.") период, наиболее продуктивный творчески, М. занимается методологии, проблемами интерпретации "духовных образований" (феноменов духовной культуры) и теорией познания, сначала в русле "философии культуры". Затем М. разрабатывает собств. философско-социол. методологию - социологию познания, или социологию мышления (работы 1924-26). В последующих работах М. углубляет свою социол. методологию, разрабатывая ее категориальный аппарат на конкр. социально-истор. материале - исследует происхождение консервативного стиля мышления в Германии, феномен единства поколения, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопич. сознания. Наиболее известной работой М., итогом предшествующего творчества и фундаментом последующего, стала книга "Идеология и утопия" (1929).

В течение второго ("англ.") периода М. занимается социол. анализом опыта новейшей истории, связанного со Второй мир. войной, а также разрабатывает социально-полит. технологии для превентивной защиты демократич. и общечеловеч. ценностей. Наиболее крупные публикации этого времени - "Человек и об-во в эпоху преобразования" (1935); "Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом" (1943). Приняв марксистское положение о зависимости обществ, сознания от обществ, бытия и о социальной обусловленности познания, М. вслед за Шелером полагает, что обществ, бытие не сводится только к "экон. отношениям производства". Социальное бытие - истор. жизненный процесс, естественно порождающий в разные эпохи разные "центры систематизации" - реальные жизненные доминанты, к-рые могут носить не только экон., но и, как, напр., в ср. века, религ. или иной характер. Они определяют стиль эпохи. В рамках одной эпохи могут существовать разл. социальные "констелляции" - исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование разл. "стилей мышления", или "мыслит, позиций". Специфич. задача социологии познания - соотнести "духовные образования" с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь разл. образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся на разн. позициях. Поэтому социология познания должна отбросить "метафизич. иллюзию о вне-историческом субъекте социального познания", выхваченном из социального контекста, мыслящем якобы с "т. зр. вечности", и признать, что разл. положение познават. субъектов в социально-истор. пространстве и времени обусловливает "релятивность" их познания - односторонность их познават. перспектив, относительную ложность их точек зрения. Любая идеология есть апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии" - как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные "духовные образования", порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно пристрастные, как и "идеологии". "Утопии" ничем не отличаются от "идеологий", они также стремятся выдать часть за целое, свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев "утопии" автоматически превращаются в "идеологии". М. выделяет четыре идеально-типич. формы утопич. сознания: "оргиастич. хилиазм анабаптистов", "либерально-гуманитарную идею", "консервативную идею", "социалистически-коммунис-тич. утопию". Называя свою социол. методологию "реляционизмом", М. доказывает, что она не тождественна историческо-социол. релятивизму. Существует особая социальная группа, потенциально способная освободиться от "связанности бытием", неизбежной для человеч. мышления. Это - "интеллигенция", или "социально-свободно-парящие интеллектуалы" (выражение А. Вебера). Они проникают во все слои об-ва, но концентрируются вокруг высших эшелонов власти, оказывая влияние на полит, элиту. С интеллектуалами М. связывал надежды на сохранение демократий в эпоху "массовых обществ", подверженных опасности установления тоталитарного режима. Для "англ." периода М. характерна социально-пед. направленность. М. ставит диагноз европ. цивилизации: налицо кризис либерализма и демократии, движение от laissez faire к плановому об-ву. Объективные социально-истор. тенденции таковы, что об-во может стать тоталитарным. Но оно может сохранить демократические свободы, если политич. элите удастся направить эти тенденции в позитивное русло. Сделать это надо с помощью планомерного применения "социальных технологий" - систем научно обоснованных социально-полит, акций, призванных рационально (но не рационалистически) регулировать конкр. социальные процессы. Объектом воздействия "социальных технологий" должны быть гл. обр. социальные группы - групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы. М. предостерегает от двух крайностей совр. об-ва: с одной стороны, полная дезинтеграция (анархия) ценностей, когда каждый живет только по собств. жизненным установкам; с другой, - тотальная регламентация обществ.. жизни (диктатура), когда интеграция ценностей об-ва достигается за счет подавления индивидуального начала. "Социальная технология" стремится к социальному контролю, к-рый бы делал возможным "демократич. саморегуляцию" об-ва на новом, более высоком уровне осознания и целенаправленной организации. Поскольку концентрация власти в совр. об-ве достигает невиданных ранее масштабов, повышаются требования к интеллектуалам и полит. элите: они должны быть социологически образованными, чтобы управлять и учить управлять; разработка системы ценностей, необходимых для выживания цивилизации, - одна из осн. задач совр. социологии. Идеи М. оказали и оказывают большое влияние на социол. мысль Запада. Его исторически-социол. исследования признаны классическими. Социология познания М. - это по сути дела культурологич. методология с широкой областью применения и далеко не исчерпанным программным потенциалом.

(1947-01-09 ) (53 года)

Биография

Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология). Можно сказать, что здесь Маннгейм в определенной мере является предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.

Сочинения

  • «Идеология и утопия » (Ideologie und Utopie. Bonn, 1929.)
  • Социологическая теория культуры в ее познаваемости. ()
  • О специфике культурно-социологического познания. ().
  • Diagnosis of our time: Wartime essays of a sociologist. - L., 1943.
  • Freedom, power and democratic planning. - L., 1950.
  • Wissenssociologie. Auswahl aus dem Werk. - B. und Newied, 1964.
  • Структурный анализ эпистемологии: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.»: К XIX Всемир. филос. конгр. / Сокр. пер. и предисл. Е. Я. Додина; Рос. акад. наук, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме РАН. - М.: ИНИОН, 1992.
  • Проблема интеллигенции. Исследования ее роли в прошлом и настоящем. - М., 1993
  • Диагноз нашего времени - М.: Юрист, 1994.
  • Избранное: Социология культуры. - М.-СПб.: Университетская книга, 2000.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 27 марта
  • Родившиеся в 1893 году
  • Умершие 9 января
  • Умершие в 1947 году
  • Родившиеся в Будапеште
  • Философы Венгрии
  • Философы Германии
  • Философы XX века
  • Социологи Германии
  • Социологи Великобритании
  • Социальная философия
  • Социология культуры
  • Феноменологи
  • Марксисты
  • Умершие в Лондоне
  • Социальные философы

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тоскана
  • Гершенович, Марина Иосифовна

Смотреть что такое "Маннгейм, Карл" в других словарях:

    Маннгейм, Карл - (Манхейм (Mannheim) (1893 1947) немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания, с 1933 в Великобритании. Опираясь на марксистское учение об идеологии, считал ее иллюзорными взглядами, оправдывающими статус кво и… … Политология. Словарь.

    Маннгейм Карл

    МАННГЕЙМ Карл - (1893 1947) немецкий философ и социолог, ученик М. Вебера, один из основателей социологии знания, автор многочисленных работ по проблемам образования, воспитания и культуры. С 1933 г. эмигрировал в Великобританию. В центре научных интересов… … Политологический словарь-справочник

    МАННГЕЙМ КАРЛ - (Mannheim, Karl) (1887 1947) – венгерский социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирование. В главной работе –… … Большой толковый социологический словарь

    Маннгейм - Маннгейм, Карл Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в… … Википедия

    Карл - (Carl) Иноязычные аналоги: англ. Carl, Charles Связанные статьи: начинающиеся с «Карл» все статьи с «Карл» … Википедия

    Маннгейм (значения) - Мангейм (нем. Mannheim, произносится Манхайм), он же Маннгейм, Манхейм, Маннхейм, Мангайм, Маннгайм, Манхайм, Маннхайм немецкое имя собственное. Состоит из корней Mann (человек) и Heim (дом, родной дом, приют). Это название носят несколько… … Википедия

    Карл Маннгейм - (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга,… … Википедия

    Карл Мангейм - Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга,… … Википедия

    Карл Манхейм - Карл Маннгейм (нем. Karl Mannheim; 27 марта 1893, Будапешт 9 января 1947, Лондон) немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания. Биография Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга,… … Википедия

, социология

Биография

Во второй, «английский», период занимался главным образом популяризацией социологии познания, развивал её идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности познания, Маннгейм вслед за Шелером полагал, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства».

Социологические и философские взгляды

Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология). Можно сказать, что здесь Маннгейм в определенной мере является предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.

Сочинения

  • «Идеология и утопия » (Ideologie und Utopie. Bonn, 1929.)
  • ()
  • ()
  • ().
  • Diagnosis of our time: Wartime essays of a sociologist. - L., 1943.
  • Freedom, power and democratic planning. - L., 1950.
  • Wissenssociologie. Auswahl aus dem Werk. - B. und Newied, 1964.
  • Структурный анализ эпистемологии: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.»: К XIX Всемир. филос. конгр. / Сокр. пер. и предисл. Е. Я. Додина; Рос. акад. наук, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме РАН. - М.: ИНИОН , 1992.
  • Проблема интеллигенции. Исследования её роли в прошлом и настоящем. - М., 1993
  • Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994.
  • Избранное: Социология культуры. - М.-СПб.: Университетская книга , 2000.

Напишите отзыв о статье "Маннгейм, Карл"

Отрывок, характеризующий Маннгейм, Карл

Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.

Мангейм (Mannheim) Карл (27.03.1893, Будапешт – 9.01.1947, Лондон) – немецкий социолог, сформировавший оригинальную концепцию социологии знаний. С именем Мангейма связана одна из ведущих линий в разработке теорий молодежи.

Получивший образование в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа, Мангейм воспринял идеи по крайней мере трех основных для его времени направлений общественной мысли, каковыми были марксизм, неокантианство и феноменология. Его научные взгляды формировались под влиянием таких и значительных в то же время разных мыслителей, как К. Маркс и Г. Риккерт, Д. Лукач и Э. Гуссерль, М. Вебер и М. Шеллер. Участвовал в установлении Венгерской советской республики, после падения которой в 1919 г. эмигрировал в Германию, где преподавал в университетах Гейдельберга и Франкфурта. После прихода Гитлера к власти в 1933 г. эмигрировал в Великобританию, где продолжил преподавание социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1942 г. он работал профессором педагогики в Институте образования при Лондонском университете, а в последние годы – в ЮНЕСКО.

Особую известность получила книга Мангейма «Идеология и утопия» (Mannheim, 1929), в которой дал трактовку идеологий как апологетического оправдания правящим классом своей власти и утопий как духовных образований, порождаемый оппозиционными силами общества (угнетенные классы и др. социальные группы, стремящиеся установить свою власть). С приходом к власти оппозиции утопии естественным путем превращаются в идеологии. Эта концепция оказала большое влияние на социологическую и политологическую мысль Запада и в то же время подвергалась активной критике со стороны марксистов.

В современной социологии молодежи особое значение придается статье Мангейма «Проблема поколений» (Mannheim, 1928; Мангейм, 2000), в которой он показал, что поколение представляет собой целостность, которая характеризуется определенным «положением», специфической «взаимосвязью» и известным «единством» (Generationslagerung, Generationszusammengang, Generationseinheit). У каждого поколения, таким образом, есть свое пространственно-временное измерение, и рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его «историко-культурное пространство».

Это положение развито в книге Мангейма «Диагноз нашего времени» (Mannheim, 1943). Одна из глав этой книги, ставшей важным теоретическим ориентиром для огромного числа исследователей молодежной тематики, полностью посвящена проблеме молодежи в современном обществе. Мангейм сообщает, что эта глава была написана в апреле 1941 г. в качестве приветственной речи к конференции по новому образованию в Оксфорде. В мае того же года она была прочитана как лекция в Ассоциации Масарика в Оксфорде и в июле - на конференции молодежныхъ лидеров в Оксфорде, которая была организована министерством образования (Манхейм, 1994: 413). Автор обосновывает социологический подход к молодежи, новизна которого состоит, по Мангейму, в следующем: «Во-первых, социология больше не рассматривает образование и обучение как чисто надвременные и вневременные методы, а придает большое значение конкретному характеру общества, в котором воспитывается молодежь и в жизнь которого она должна будет внести свой вклад... картина будет достаточно полной лишь тогда, когда общий подход будет сочетаться с анализом исторической обстановки и конкретных условий, в которых придется действовать молодежи. Во-вторых, новизна подхода заключается в том, что молодежь и общество рассматриваются во взаимодействии. Это значит, что ответ на вопрос, чему и как надо учить молодежь, в большой степени зависит от характера то­го вклада, который ожидает от молодежи общество. В рамках общества мы не можем формулировать потребности молодежи абстрактно, мы должны делать это с учетом нужд и потребностей данного общества» (Манхейм, 1994: 441–442).

Мангейм показывает изменчивость значения молодежи в обществе в зависимости от его характера и социальной структуры. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность (там же: 443).

Мангейм делает важные выводы:

1. Динамичные общества опираются на связь с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам» (там же: 444).

2. Функция оживляющего посредника социальной жизни, каковую выполняет молодежь, имеет своим важным элементом («помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени») неполную включенность в status quo общества.

3. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию» (там же: 445).

Концептуальная сила положений, выдвинутых Мангеймом, определялась его внимательным наблюдением за процессами в молодежном движении Германии, затем Великобритании. Для социологов немарксистской ориентации Манхейм выполнил по сути ту же роль, что и Маркс, Энгельс, Ленин, Грамши - для социологов-марксистов: он стал источником целого ряда новых концепций молодежи. При этом между позициями Маркса, с одной стороны, и Мангейма, с другой, в осмыслении молодежной проблематики различия можно обнаружить в довольно узкой зоне некоторых исходных философских принципов. В главном же Мангейм следует за Марксом: он признает зависимость общественного сознания от общественного бытия и социальную обусловленность познания. Но в его концепции более широко поставлены вопросы соотношения поколений, функциональности молодежи в общественной системе, концептуальный характер приобрело положение о качествах молодежи как социального ресурса и возможностях его реализации (Ковалева, Луков, 1999: 83; Луков, 2012: 246).

Соч .: Mannheim, K. (1928) Das Problem der Generationen // Kölner Vierteljahreshefte für Soziologie. Nr. 7. S. 158–187; Mannheim, K. (1929) Ideologie und Utopie. Bonn: Friedrich Cohen. XV, 250 S.; Mannheim, K. (1943) Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist. London: K. Paul, Trench, Trubner & co., ltd. xi, 179 p.; Манхейм, К. (1994) Диагноз нашего времени: пер. с нем. и англ. / гл. ред. и сост. серии С. Я. Левит. М. : Юрист. 700 с.; Мангейм, К. (2000) Проблема поколений // Мангейм, К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции: пер. с англ. / ИНИОН РАН. М., 2000. 164 с. С. 8–63.

Лит .: Кеттлер, Д., Мейя, Ф. (2003) Карл Мангейм // Немецкая социология / отв. ред. Р. П. Шпакова. СПб. : Наука, 2003. 562 с. С. 275–288; , А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация». 528 с.

Карл Маннгейм/ Karl Mannheim

Карл Маннгейм (27 марта 1893, Будапешт — 9 января 1947, Лондон) - немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания.

С точки зрения Маннгейма, всего существуют два типа коллективных представлений: собственно идеологии — мышление господствующих социальных групп, и утопии — мышление угнетенных слоев. С помощью этих понятий Маннгейм пытается показать динамику в сфере идей, а главное - сделать социологию знания научным фундаментом политики и политического образования, формируя таким образом более прочные основания для демократии.

Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими. Можно сказать, что здесь Манхейм в определенной мере является предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.

«Социологию знания» Мангейма можно рассматривать как предпринятую на исходе Веймарского периода впечатляющую научно-политическую попытку спасти либерализм, подкрепив его своего рода онтологическим плюрализмом. По Мангейму, мышление должно проводить различие между устранимыми и неустранимыми противоречиями, искать пути к рациональному компромиссу там, где таковой возможен, а в других случаях внушать людям уважение к тайне «неустранимых шероховатостей экзистенциального характера».

Карл Маннгейм и его вклад в науку

Мангейм Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Б. Залоша, Э. Ласка, Генриха Риккерта, Дьёрдя Лукача, Эдмунда Гуссерля, Макса Вебера, Шелеpa — в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача).

После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г. — приват-доцент философии Гейдельбергского университета, с 1929 г.— профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте.

С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г. — в Институте образования при Лондонском университете, где в 1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти — руководитель отдела ЮНЕСКО. Являлся инициатором и редактором «Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции», способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.

Первый, «немецкий», период - наиболее продуктивный с творческой точки зрения. Маннгейм занимался проблемами интерпретации «духовных образований», теорией познания сначала в русле философии культуры и гносеологизма, затем разработал собственную философо-социологическую методологию — социологию познания, или социологию мышления. В дальнейших работах Маннгейм углубляет свою социологическую методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале — исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания.

Во второй, «английский», период занимался главным образом популяризацией социологии познания, развивал её идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности познания, Маннгейм вслед за Шелером полагал, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства».

Карл Мангейм выступил с докладом о «значении конкуренции в духовной Сфере», в котором, как казалось на первый взгляд, прибег к обычному

марксистскому объяснению «духовных образований» из условий общественного базиса. Провоцирующим для марксистов было, однако, то обстоятельство, что подозрение в «идеологичности», которому марксисты, как правило, подвергали только своих противников, Мангейм обратил против них самих. Тем самым он поставил под сомнение их претензии на обладание универсальной истиной. Однако такого рода оскорбление марксистов само по себе вряд ли могло бы вызвать столь сильное и всеобщее возбуждение в научном мире. Выступление Мангейма было провоцирующим прежде всего потому, что он предложил принцип,

согласно которому при анализе «духовных образований» вопрос об истине вообще не должен ставиться. С его точки зрения, в духовной сфере существуют лишь различные «стили мышления», определяемые двумя видами отношений (сам Мангейм называл свой подход «реляционистским»: с одной стороны, эти стили мышления непосредственно соотносятся с «естественной» и «цивилизационной» реальностями, с другой - соотносятся друг с другом.

Согласно Маннгейму, задача социологии знания заключается в анализе социально-исторической обусловленности мышления - как теоретического, так и обыденного - и разработке учения о «внетеоретических условиях знания». Анализируя марксистское понятие идеологии, он выделяет в нем два различных значения: «частичная» идеология проявляется там, где имеет место более или менее осознанное искажение фактов, продиктованное социальными интересами субъекта; «тотальная» идеология отражает своеобразие всей структуры сознания целой социальной группы, класса или даже эпохи.