Из скольки актов состоит балет анюта. Либретто и сценарный план Белинского - Васильева

Реферат на тему:

Анюта (балет)



План:

    Введение
  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Либретто и сценарный план Белинского - Васильева
  • 4 Сценическая жизнь
    • 4.1 Премьера в Неаполе
    • 4.2 Большой театр
    • 4.3 Постановки в других городах России
  • Примечания

Введение

Анюта - балет в двух актах на музыку Валерия Гаврилина. Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее» .


1. История создания

Этот балет - первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Телевизионной фильм-балет «Анюта», придуманный и поставленный сценаристом и режиссёром Александром Белинским в 1982 году имел заслуженный успех не только на родине, но и в Европе. Изящно задуманная история на тему рассказа «Анна на шее» А. П. Чехова родилась у Белинского когда он услышал Вальс, написанный ленинградским композитором Валерием Гаврилиным.

"Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью - «Анна на шее»… Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина."

Екатерина Максимова

«Обычно экранизация произведения следует вслед за её театральным воплощением. Но вот редкий случай: телефильм „Анюта“, имевший большой успех у нас и за рубежом, получивший приз „Интервидения“ и удостоенный Государственной премии РСФСР, обрёл новую жизнь в театре Неаполя, а затем и на сцене Большого театра СССР.»

Александр Белинский

Именно успех фильма-балета заставил Владимира Васильева задуматься о переносе постановки на сцену. Станиславом Горковенко была добавлена музыка, расширены хореографические номера и в 1986 году родился новый балет, обречённый на долгую сценическую жизнь не только из-за прославленных первых исполнителей и превосходного музыкального материала, но и благодаря компактности спектакля и удобству адаптации заглавной партии для любой балерины.


2. Действующие лица

  • Анюта
  • Петр Леонтьевич
  • Модест Алексеевич
  • Артынов
  • Студент
  • Его сиятельство
  • Девушка
  • Два офицера
  • Четыре щеголя
  • Три цыганки

3. Либретто и сценарный план Белинского - Васильева

Действие

Сцена Действующие лица Действие Описание действия
Действие первое Первая картина Лейтмотив спектакля - настоящий «чеховский вальс» Гаврилина
Интерьер церкви. Пётр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка, чиновники, горожане Отпевание матери Анюты. После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остается с тремя детьми - взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
Вторая картина
Комната. Пётр Леонтьевич Тоска. Воспоминание о былом счастье. Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.
Третья картина
Бульвар провинциального городка. Осень. Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Пётр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич. Предложение руки и сердца Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
Четвёртая картина
Департамент Модест Алексеевич и его подчиненные, его сиятельство Бумажная волокита, гимн бюрократии. «Тема чиновников» Гаврилина - оркестровое сочинение «Государственная машина».
Пятая картина
Опустевший бульвар. Вечер. Шарманщик, его жена, дворник, Петр Леонтьевич, слушающий. Студент. Анюта. Прощание со студентом Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом. Звучит тема: «Мелодия умершей молодости».
Шестая картина
Бульвар. «Веселье во хмелю» Цыганки, кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Модест Алексеевич, Анюта, Петя, Андрюша, Петр Леонтьевич, Артынов, офицеры Свадебное шествие Унылая процессия на фоне смеха и веселья.
Седьмая картина
Анюта. Пётр Леонтьевич Отчаяние и безысходность Анюты. Размышления Модеста Алексеевича. Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. Отход ко сну. Анна переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, - мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены. Ежедневные прогулки с интригами, сплетнями, пересудами и внешней респектабельностью.
Восьмая картина
Комната. Ночь. Сон Модеста Модест Алексеевич, Анюта, чиновники Странные видения Модеста Алексеевича Ему снится «вручение ордена Святой Анны».
Девятая картина
Комната. Утро. Анна Пробуждение Анны. Сюрприз для Анны (?)
Действие второе Десятая картина
Бал в дворянском собрании Артынов. Анна. Дворяне, чиновники, Пётр Леонтьевич Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла . Внимание его сиятельства. Пересуды. Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич. Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно еще любимом студенте.
Одиннадцатая картина
Комната в доме Модеста Алексеевича Анюта. Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, его сиятельство Возвращение с бала. Сон Анюты. Пробуждение. Воспоминания о прежней любви. Награждение Модеста Алексеевича орденом святой Анны
Двенадцатая и Тринадцатая картина
Департамент. Свершилось! Модест Алексеевич и его подчиненные, Его Сиятельство Поздравления подчиненных. Гимн раболепству. Вариация Модеста. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
Четырнадцатая картина
Комната Петра Леонтьевича Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша Вечер. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.
Пятнадцатая картина
Бульвар. Каток. Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство, горожане Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. Возбужденная Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, его сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта… Идет снег.

4. Сценическая жизнь

4.1. Премьера в Неаполе

Художник-постановщик Белла Маневич, дирижёр Станислав Горковенко

  • Анюта - Екатерина Максимова
  • Модест Алексеевич - Гали Абайдулов
  • Артынов - Ф. Д’ Альберо
  • Студент - А. Д’ Алоя
  • Его сиятельство - А. Салернитано

4.2. Большой театр

Художник-постановщик Белла Маневич, дирижёр Александр Лавренюк

  • Анюта - Екатерина Максимова
  • Петр Леонтьевич - Владимир Васильев
  • Модест Алексеевич - Михаил Цивин
  • Артынов - Михаил Лавровский
  • Студент - Валерий Анисимов
  • Его сиятельство - Александр Грещенко

Дирижёр Павел Сорокин

  • Анюта - Галина Степаненко, (затем А. В. Тагирова, А. С. Яценко, Н. Г. Ананиашвили, С. А. Лунькина, Н. А. Капцова, М. А. Рыжкина)
  • Петр Леонтьевич - Владимир Моисеев, (затем А. А. Меланьин)
  • Модест Алексеевич - Александр Петухов, (затем Г. П. Янин, М. Ю. Шарков)
  • Артынов - Марк Перетокин, (затем И. М. Рыжаков, А. Шпилевский)
  • Студент - Тимофей Лавренюк, (затем И. М. Рыжаков, М. Е. Валукин)
  • Его сиятельство - Андрей Ситников, (затем А. Е. Лопаревич)

4.3. Постановки в других городах России

Оригинальную постановку 1986 года Владимир Васильев неоднократно переносил в различные театры:

  • 1986 - Рижский театр оперы и балета
  • 1987 - Челябинский театр оперы и балета
  • 1989 - Казанский театр оперы и балета, возобновление запланировано 23 июня 2011 года
  • 1990 - Пермский театр оперы и балета
  • 29 мая 1993 - Омский музыкальный театр
  • 10 февраля 1995 - Ижевский театр оперы и балета
  • 25 января 2008 - Воронежский театр оперы и балета
  • 25 июня 2009 - Красноярский театр оперы и балета

Художник-постановщик В. Вольский, художник по костюмам Р. Вольский, музыкальный руководитель и дирижёр А. Чепурной; Анюта - А. Оль, Пётр Леонтьевич - В. Васильев, Модест Алексеевич - В. Гукленков, Артынов - Д. Зыков, Студент - К. Литвиненко, Его Сиятельство - И. Климин.


Балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в двух действиях.
Либретто А. Белинского и В. Васильева
(по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее»).
Балетмейстер В. Васильев.

Анюта - Екатерина Максимова
Петр Леонтьевич - Владимир Васильев
Модест Алексеевич - Гали Абайдулов
Артынов - Ф. Д’ Альберо
Студент - А. Д’ Алоя
Его сиятельство - А. Салернитано

Первое представление: Центральное телевидение («Ленфильм»), 1 мая 1982 г.
Фильм-балет «Анюта» с Екатериной Максимовой в роли Анны, имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР.

Балет «Анюта» был поставлен уже после выхода фильма, в 1986 году. Это было новое произведение, впервые получившее свою жизнь в театре «Сан-Карло» (Неаполь, Италия),
а затем и на сцене Большого театра СССР (31 мая 1986).

Краткое содержание:

После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми: взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.
Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом - и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые рассчитывала,- мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.
Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.
Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропалительного, у Анюты кружится голова.
Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном, тупом и глупом, как ей уже кажется, муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о недавно еще любимом студенте.
Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из достоинств своей жены и поощряет «амуры» супруги.
Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество и его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

В двух действиях. Либретто А. Белинского и В. Васильева (по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее»). Балетмейстер В. Васильев .

Фильм-балет «Анюта» с Екатериной Максимовой в роли Анны, имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР.

Балет «Анюта» был поставлен уже после выхода фильма, в 1986 году. Это было новое произведение, впервые получившее свою жизнь в театре «Сан-Карло» (Неаполь, Италия), а затем и на сцене Большого театра СССР (31 мая 1986).

Действующие лица:

  • Анюта
  • Петр Леонтьевич
  • Братья Анюты: Петя, Андрюша
  • Модест Алексеевич
  • Артынов
  • Студент
  • Его сиятельство
  • Девушка
  • Офицеры, щеголи, цыганки

После смерти жены учитель провинциального город­ка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми: взрослой до­черью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонть­евич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.

Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом - и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые рассчиты­вала,- мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.

Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.

Все наперебой стараются завоевать внимание и сим­патию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, что­бы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропа­лительного, у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциаль­ного городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном, тупом и глупом, как ей уже кажется, муже, о спивающем­ся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о не­давно еще любимом студенте.

Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выго­ду можно извлечь из достоинств своей жены и поощряет «амуры» супруги.

Карьера и положение в обществе для него выше дру­гих интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным дол­жником. У него описывают немногое оставшееся имущество и его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную пред­новогоднюю ночь.

Анюта: Анна Анюта (фильм, 1982) Анюта (балет) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответс … Википедия

Анюта (фильм, 1982) - У этого термина существуют и другие значения, см. Анюта. Анюта … Википедия

Анюта (фильм - Анюта (фильм, 1982) Анюта Жанр Фильм балет Режиссёр А. Белинский, В. Васильев В главных ролях Е. Максимова, В. Васильев, Г. Абайдулов … Википедия

АНЮТА (1982) - АНЮТА, СССР, Ленфильм, 1982, цв., 71 мин. Фильм балет. По мотивам рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». В ролях: Екатерина Максимова (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна), Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович), Гали Абайдулов (см.… … Энциклопедия кино

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АНЮТА - 1982, 71 мин., цв., тво. жанр: фильм балет. реж. Александр Белинский, Владимир Васильев, сц. Александр Белинский (по мотивам рассказа Антона Чехова “Анна на шее”), опер. Генрих Маранджян, худ. Белла Маневич, комп. Валерий Гаврилин, зв. Эдуард … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

БАЛЕТ И ТАНЕЦ - в кино. Первые попытки зафиксировать танец на плёнке были сделаны на заре кинематографа. Ещё в 1894 Т. А. Эдисон снял на кинетоскопе фильм «Танец змеи», а в 1899 Ж. Мельес запечатлел фрагмент из балета «Золушка». Попытки включить танец в… … Кино: Энциклопедический словарь

Фильм-балет - Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия

Телевизионный балет - (телебалет) жанр телевизионного искусства, представляющий собой синтез достижений современной хореографии и выразительных средств телевидения; является разновидностью телевизионного спектакля. Содержание 1 История жанра … Википедия

Анна - Анна: Анна женское имя. Значение имени благодать. Анна день русского календаря, отмечаемый 9 (22) декабря. Содержание 1 В Библии 2 Персоналии … Википедия

Книги

  • Великая литература на великой балетной сцене. Большой театр. 21 век , Фетисова Елена Васильевна. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, -`Анюта`,`Онегин`,`Укрощение строптивой`,`Герой нашего… Купить за 2135 грн (только Украина)
  • Великая литература на великой балетной сцене Большой театр 21 век , Фетисова Е.. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, - "Анюта", "Онегин", "Укрощение строптивой", "Герой нашего…

Итак, наконец-то удалось дописать пост про премьеру балета "Анюта" в Самарском оперном. Балет создан в 1980-х годах. Вначале для телевидения, а затем поставлен и на сцене. Замечательная музыка к балету принадлежит Валерию Гаврилину. В основе сюжета рассказ А.П. Чехова "Анна на шее". Хореография Владимира Васильева. Владимир Викторович и поставил в Самаре балет. Во время генерального прогона, на котором я и фотографировал, на сцену вышел и сам Васильев, в последней сцене в роли Петра Леонтьевича, отца Анюты.
Поскольку мне еще предстоит дописывать статью для одного издания, пост будет скорее в виде фоторассказа - рассказ о сюжете спектакля, сопровождаемый большим количеством фотографий. Фотографии, соответственно, расположены в хронологическом порядке, а в конце приводится текст небольшой заметки, опубликованной в "Новой". На первой фотографии Екатерина Первушина в роли Анюты во время исполнения знаменитой "Тарантеллы". Один из лучших кадров, на мой взгляд, но, к сожалению, не самый лучший в техническом отношении. Итак, поехали...

АНЮТА Екатерина ПЕРВУШИНА
ПЕТР ЛЕОНТЬЕВИЧ Владимир ШАЧНЕВ
МОДЕСТ АЛЕКСЕЕВИЧ Дмитрий ГОЛУБЕВ
АРТЫНОВ Дмитрий ПОНОМАРЕВ
СТУДЕНТ Виктор МУЛЫГИН
ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО Антон ЗИМИН

ДВА ОФИЦЕРА Роман ГЕЕР, Александр ПЕТРИЧЕНКО
ТРИ ЦЫГАНКИ Ульяна ДЕНИСОВА, Ольга ЗИНОВЬЕВА, Полина ФИЛИППОВА
СТУДЕНТКА, Диана ГИМАДЕЕВА
ДЕВУШКА НА БАЛУ Алла КОРБ
ЧЕТЫРЕ ЩЕГОЛЯ Алексей САВИН, Дмитрий САГДЕЕВ, Илья ЧЕРКАСОВ, Е. Конюхов
ПИСАРЬ
ШАРМАНЩИК
ДВОРНИК Сергей БОЛДИН
ШАРМАНЩИЦА Александра БОРОДИНА
СВЯЩЕННИК С. Воробьев
заслуженный артист России
Сергей БОЛДИН
Сергей ПРОХОРОВ
ГУВЕРНАНТКА Наталья СТЕФАНИШИНА
БРАТЬЯ АНЮТЫ учащиеся хореографического училища
Барышни, кавалеры, чиновники, девушки на балу артисты балета


Начинается балет с печальной сцены. У гимназического учителя чистописания и рисования Петра Леонтьевича умирает жена.


Идет отпевание в храме.


Петр Леонтьевич подавлен горем.


При учителе остаются его старшая дочь Анюта и младшие сыновья Петя и Андрюша.


Петр Леонтьевич начинает пить, что в последствии приводит семью к полу-нищенскому состоянию.

Вот как это описывается у Чехова: "Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда; у мальчиков не было сапог и калош, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав и описывал мебель... Какой стыд! Аня должна была ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок, и, когда хвалили ее красоту, молодость и изящные манеры, ей казалось, что весь свет видит ее дешевую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами. А по ночам слезы и неотвязчивая, беспокойная мысль, что скоро-скоро отца уволят из гимназии за слабость и что он не перенесет этого и тоже умрет, как мать."

Дамы рассказывают немолодому чиновнику Можесту Алексеевичу об Анюте. Модест Алексеевич не только не молодой, но и некрасивый, но зато с деньгами и родовым имением, которое он сдает в аренду. Анюта рассчитывает, что он сможет содержать ее и спасти от увольнения ее пьющего отца, поскольку Модест находится на хорошем счету у его сиятельства.


Модест сватается к Анюту и она вынуждена согласиться, спасая себя и свою семью. На нее так же обращает внимание богач Артынов (на фото крайний слева).


Модест Алексеевич в канцелярии с подчиненными. Будни чиновника. На ютюбе обнаружил видео аналогичной постановки. Съемка не самая лучшая, но есть замечательная музыка, что самое главное.

Насколько я понял, спектакль Большого театра. В Роли Модеста Геннадий Янин.


При появлении его сиятельства все в ужасе начинают трястись и прятаться, боясь привлечь к себе его внимание.


Па-де-де студента и Анюты. Анюты прощается с возлюбленным.

Эта же сцена из легендарного телебалета. Екатерина Максимова и Марат Даукаев.


На бульваре веселье.


Комната в доме Модеста.


Анюта в отчаянии. Модест не беден, но скуп. Анюта не получает от него ни копейки. Не помогает Модест и Петру Леонтьевичу, мотивируя это тем, что тот пьет.


Родные приходят в гости к Анюте. Всеобщее веселье.


Однако приход Модеста все возвращает на свои места.


Модест не дает Анюте денег, но покупает ей наряды и украшения, чтобы она выглядела еще лучше в городском обществе, среди жен чиновников и начальства Модеста.


Ради своего положения Модест просит Анюту о разного рода вещах.


Мечтой Модеста является получение ордена Святой Анны.


Во сне ему является Святая Анна в образе Анюты.


И вручает ему орден.


Проснувшись, Модест осознает, что может использовать красивую жену в получении этого знака отличия.


Бал в общественном собрании.

Анюта оказывается в центре внимания.

Модест охотно отпускает Анюту танцевать с Артыновым.


Знаменитая Тарантелла (фотографию к которой я разместил в начале поста) в исполнении легендарной Екатерины Максимовой, для которой и создавалась эта партия.


Замечает Анюту и его сиятельство. По Чехову Анюты начинает общаться с женой его сиятельства, а в балете складывается ощущение, что у нее складываются отношения с ним самим. Я не совсем понял этот момент.


Все складывается очень удачно для Модеста. Он безумно доволен.


Уставшая выпившая Анюта ложится спать после бала.

Ей снится студент. Фотографии этой сцены я публиковал отдельно здесь: .


После бала за Анютой начинают ухаживать кавалеры, приносить ей цветы. Модест совершенно не против.

С визитом к Анюте приходят и Артынов с его сиятельством.


И вот, свершилось, Модесту вручают орден Святой Анны.

Вариации радостного Модеста.

Танцует Геннадий Янин.


Поздравления в канцелярии.


Тем временем, все имущество Петра Леонтьевича описано и вывезено судебным исполнителем и грузчиками. Семья остается ни с чем.


На катке в предновогоднюю ночь. Анюта увлечена своим положением. С Модестом она больше не считается. Лишь присылает ему счета на оплату, которые он с радостью подписывает. Но она забывает и о родных.


На катке ей встречается студент, а затем и отец с братьями.


Анюта с печалью в глазах смотрит на них.
http://www.youtube.com/watch?v=HRhJ_GjQZ4w&feature=related
Финальная сцена и встреча с родными на катке из телебалета с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в роли отца. Музыка потрясающая.



На сцене Владимир Васильев.
Но Анюта уже ничего не может поделать.

"А Аня все каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и все реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. Мальчики теперь не отпускали его одного на улицу и все следили за ним, чтобы он не упал; и когда во время
катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили
умоляюще:
- Не надо, папочка... Будет, папочка..."


Ну и обещанная статья:
"Балет по Чехову" Новая газета в Поволжье
В минувшие выходные любителей балета ждала очередная яркая премьера в Самарском академическом театре оперы и балета. На сцене театра был поставлен балет «Анюта», ради которого в Самару впервые приехал выдающийся русский артист балета и балетмейстер, народный артист СССР Владимир Васильев.

Балет «Анюта» был создан в 1982 году и задумывался как фильм-балет, сценаристом и режиссером которого стал Александр Белинский. В основу сюжета лег рассказ А.П. Чехова «Анна на шее». Балет поставлен в хореографии Владимира Васильева на музыку Валерия Гаврилина, созданную из его же оркестровых произведений и пьес, переработанных и объединенных в единое целое. Несмотря на это, музыкальные номера в балете очень точно соответствуют чеховской атмосфере и сюжету, не оставляя ощущения разрозненности. Впрочем, в балете присутствуют персонажи и сцены, которых нет в чеховском оригинале. К примеру, нет у Чехова Студента, а значит па-де-де в первом акте и «сон Анюты» во втором добавлены постановщиками, однако эти сцены органично вписаны в повествование, придавая ему романтический оттенок, которого нет в произведении классика.

Через несколько лет Васильев решил поставить «Анюту» на театральной сцене. Чеховский сюжет, замечательная музыка Гаврилина, хореография Васильева и прекрасное исполнение партий Екатериной Максимовой и самим Васильевым гарантировали большой успех постановки. С тех пор прошло 25 лет, и в течение всего этого периода «Анюта» регулярно ставится в различных оперных театрах по всему миру.

Партия Анюты создавалась Васильевым специально для его супруги, легендарной отечественной балерины Екатерины Максимовой. Как рассказал сам Васильев, в каждом городе есть девочки, похожие на Екатерину Сергеевну и отчасти приближающиеся к мастерству исполнения этой партии знаменитой примой. По его словам, во всех театрах, где идет этот балет, также оказывается и хороший исполнитель партии Модеста Алексеевича. Впрочем, перейдем к самой премьере.

Генеральный прогон спектакля, состоявшийся за день до премьеры, был фактически первым и последним перед постановкой. Владимир Васильев несколько раз останавливал действо и просил повторить некоторые эпизоды, настаивал на более артистичном исполнении танцорами своих партий. «Анюта» относится к жанру драматического балета и помимо техники танца в спектакле крайне важно актерское мастерство исполнителей. По части артистизма на репетиции были заметны некоторые недоработки. Оставалось только дождаться премьеры и посмотреть, как будет исполнена «Анюта» перед широкой публикой.

Ожидалось, что в первом премьерном спектакле будет танцевать и сам Васильев, который вышел на сцену в финале генерального прогона в роли отца Анюты Петра Леонтьевича, но мастер, ввиду плохого самочувствия, решил не принимать участия в спектакле.

К сожалению, и на репетиции, и на самой премьере было много технических накладок, к счастью, не связанных с исполнением артистами своих партий. Оркестр под руководством нового дирижера оперного театра Виктора Куликова выглядел значительно лучше, чем во время постановки «Спящей красавицы», но неоднократные огрехи в игре давали понять, что проблемы в оркестре по-прежнему существуют.

Гораздо более отчетливо проявились проблемы с технической стороной спектакля. В одной из сцен во время репетиции из-за зависшего компьютера вовремя не поднялась декорация. К счастью, этого не произошло на следующий день. В принципе, подобное может произойти с техникой в любой момент, независимо от уровня театра. Известен случай, когда в Токийской опере вынуждены были начать спектакль с получасовым опозданием из-за зависшего большого занавеса. Что же касается освещения «Анюты», как и во время осенней серии гала-концертов, осталось ощущение, что люди, управляющие системой, проводят эксперименты во время самого спектакля. Причем проблемы со светотехникой были как на генеральной репетиции, так и на премьерном спектакле. Это отмечали и зрители, и даже фотографы, снимавшие балет. Вызывает недоумение, что реконструированный оперный театр, имеющий новейшую дорогостоящую аппаратуру, по уровню освещения нередко оставляет ощущение провинциального ДК.

Впрочем, не будем о грустном и вернемся к самому балету. В самом начале спектакля чувствовалось, что артисты, среди которых были и учащиеся хореографического училища, очень сильно волнуются — все-таки не каждый день приходится выступать в авторской постановке Васильева. Чувствовалась некоторая неуверенность по сравнению с генеральным прогоном, в связи с чем некоторые из первых сцен оставляли ощущение отдельных балетных номеров, было немного нарушено непрерывное течение спектакля. Однако артисты быстро почувствовали уверенность в своих силах и с увлечением продолжили исполнять свои партии.
Среди артистов, несомненно, выделялись два главных персонажа — Анюта в исполнении Екатерины Первушиной и Модест Алексеевич, роль которого исполнял Дмитрий Голубев. Первушина и по танцу, и внешне действительно напоминала свою легендарную тезку — Екатерину Сергеевну Максимову. Легкость, с которой она исполняла танцевальные номера, и в особенности любимую всеми «Тарантеллу» во втором акте балета, заслуженно вызвала возгласы «Браво!». В свою очередь, очень эмоционально играл свою роль Дмитрий Голубев. Он как никто другой подошел на роль Модеста Алексеевича со свойственной ему живой мимикой и театральностью. Артистам удалось передать неповторимую атмосферу васильевского спектакля.
С каждой новой балетной премьерой труппа Самарского театра оперы и балета приобретает уникальный опыт, совершенствуя свое мастерство, а публика имеет возможность насладиться лучшими образцами российского и мирового балета. Будем надеяться, что это не последний приезд Владимира Васильева в Самару и в будущем мы увидим и другие балеты в его постановке на сцене Самарского оперного.