Становление личности петра гринева кратко. Конспект урока на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А.С


В своём сочинении я хочу рассказать о становлении личности Петра Гринёва - главного героя повести

А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Детство нашего героя ничем не отличалось от детства других детей дворянского рода. Он был окружен любовью и заботой всех членов семьи. Ему привили такие качества как добросердечность, искренность, уважение к другим людям. На воспитание с пяти лет Петруша был предоставлен Савельичу, благодаря которому выучился грамоте.

Но в шестнадцать лет его судьба резко переменилась. Отец решает его отправить в Оренбург, чтобы тот стал достойным человеком("...Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни...")-это было началом взрослой жизни Гринёва.

Взяв путевку во взрослую жизнь, Петруша вместе с Савельичем направляется в Оренбург на службу, при этом, остановившись в небольшом городке Симбирске для закупки нужных вещей. Встречая на своём пути генерала Зурина, Гринёв, проиграв ему в бильярд, своевольно распоряжается деньгами, ведет себя неприлично с Савельичем, тем самым, показывая, что он взрослый и может делать всё, что захочет. Но, обладая таким чувством как совесть, он искренне просит прощения у Савельича. Второй поступок, совершенный Петрушей, показывает, что он-милосердный. Оказавшись в степи в сильную бурю, они (Пётр, Савельич и кучер) встречают вожатого, который помог им добраться до ближайшей гостиницы. За оказанную им помощь Петруша проявляет к бедному человеку милосердие - дарит ему свой заячий тулуп.

Прибыв в Белогорскую крепость, Пётр оказался в дружеской, семейной атмосфере, напоминавшей его родной дом. К хозяевам дома(Иван Кузьмич и Василиса Егоровна) он относился с уважением, на Машу - капитанскую дочь - Гринёв пока не обращает внимания. Самым близким товарищем становится Швабрин, описывающий с весёлостью всех членов семьи Мироновых. Говоря о Маше, как о совершенной дурочке, Швабрин предстает перед нами бесчестным человеком.

Прошло немного времени, и Пётр с Машей познакомились. В ней он увидел благоразумную и чувствительную девушку, совсем не похожую на ту, которую описывал ему Швабрин. Благородство и честь не позволяют нашему герою воспринимать клевету со стороны обзывателя. Результат этого - дуэль. Рискуя своей жизнью, Гринёв отстаивал честь своей возлюбленной. С историей любви к Маше мы будет встречаться ещё не раз.

А. С. Пушкин подвергает Петра Гринёва многочисленным испытаниям. Оказавшись по воле судьбы в такой ситуации, когда нужно было выбирать: либо перейти на сторону врага (Пугачёва), либо сдержать клятву и умереть, чем предать. В критических условиях Пётр сумел сохранить верность офицерской присяге и остаться честным, достойным, благородным человеком. Став свидетелем смерти Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны, он проявляет большую силу духа и мужество. Пётр Гринёв, зная, что Маша в плену у Швабрина (так как Пугачёв назначил его главным), за неё очень переживает и понимает, что может потерять её навсегда. В конце повести Гринёва судят, якобы он - предатель и изменник, но главный герой не сдается ("...я не потерял ни бодрости, ни надежды..."). Пётр рассказывал всё, что было на самом деле, не прибегая к вранью. Его спасением становится верная возлюбленная, Маша, готовая отстаивать честь своего Петруши.

Вернемся опять к сцене казни во время Пугачёвского бунта. Почему же казак не казнил Петра? Благодаря Савельичу, Пугачёв узнает нашего героя и сдерживает своё обещание ("...спасибо, ваше благородие! Век не забуду ваших милостей..."). Казак уважал Петра за то, что он не стал предателем, ведь их никто не любит и не уважает. Находясь у Пугачёва, наш герой ничуть не боится его, беседует с ним открыто и прямо. При третьей встрече с врагом мы уже не видим того свирепого, злобного казака. Он поет свою любимую песню, рассказывает сказку об орле и вороне, понимает, какую опасную игру он затеял, и что отступать уже бессмысленно. Гринёва присутствовал на казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу.

В своём сочинении я не упомянула о некоторых качествах нашего героя. Одним из основных, безусловно, является честь. Ему не свойственно было злорадство - сцена со Швабриным ("...я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону..."). Также его положительным качеством была искренность. Это проявлялось в том, как он просто и прямо говорил с Пугачёвым, каялся перед Савельичем ("...я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило..."). И, конечно же, совесть.

В конце следует сказать, что судьбе не удалось сломить Петра Гринёва, заставить изменить свои взгляды и ценности. Мы стали свидетелями всего жизненного пути нашего героя: от "недоросля" до взрослого человека, умеющего принимать собственные серьезные решения.

Повесть «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина рассказывает нам о жизни одного дворянина: его юношеских годах, его взрослении, его истории. Главного героя зовут Пётр Андреевич Гринёв, он сын военного дворянина Андрея Гринёва.

В детстве Пётр был недорослем, получил не очень хорошее образование. В силу своего возраста он еще не сталкивался с настоящими проблемами и трудностями. И лишь пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы его видим в конце повести.

Андрей Гринёв отправляет Петра на военную службу в Белогорскую крепость. На тот момент Пётр Андреевич был молодым и легкомысленным, он привык жить беззаботно, но теперь на его жизненном пути появляются трудности.

С детства Петра оберегает верный Савельич. Он уже старый, но мудрый, он заботился о Петре как о родном сыне. Давал советы молодому неопытному дворянину, поддерживал и оберегал.

Уже в Белогорской крепости Пётр Андреевич с его товарищем Зуриным увлекаются азартными играми. Когда Гринёв проиграл большую сумму, он заставил Савельича расплатиться с победителем. Пётр был молод, ему хотелось быть независимым, самостоятельным и самому распоряжаться деньгами. Он на эмоциях вспыльчиво сказал старику: «Я твой господин, а ты мой слуга». Этими словами он подчеркнул своё господствующее положение. Но впоследствии Петру было стыдно за свои слова, и он поспешил извиняться. В этом инциденте раскрывается его сущность: умение признавать свою вину, быть искренним и честным человеком.

В Белогорской крепости Пётр знакомится со многими людьми. Все они совершенно разные и по-своему повлияли на Петра.

Отдельную важнейшую роль в жизни Петра сыграла Марья Ивановна – дочь капитана Миронова. Она вызывала у дворянина сильнейшие чувства искренной любви. Ради Маши Пётр был готов на любой поступок. Он безумно любил её и уважал, всеми силами защищал жизнь и честь девушки.

В конфликте с Швабриным Пётр показывает себя бесстрашным героем, готовым даже на смерть ради своей любимой. Пётр отстаивал своё мнение, был спокойным и отважным, не испугался дуэли и угроз со стороны изменника.

На войне за Белогорскую крепость, за Оренбург Пётр проявлял себя смелым и мужественным. Он не боялся идти на войну, он не испугался смерти и не изменил родине, не сдался обманщику Пугачёву. Даже когда Гринёва помиловали, он не перешел на сторону Пугачёва и не льстил ему, а наоборот, был уверен в себе, стойко отвечал правду на вопросы самозванца, высказывал своё истинное мнение о поступках Емельяна. За это Гринёв достоин уважения.

Таким образом, к концу произведения мы понимаем, что за человек был Пётр Гринёв. Автор показал нам, как преобразовалась личность главного героя, как он боролся с трудностями, возникавшими на его пути, как преодолевал препятствия. Вместе с ним на протяжении повести мы наблюдали за тем, как он взрослеет, меняется, познает жизнь, чувствует, переживает, выбирает, размышляет. В личности Петра Гринёва Пушкин показал нравственный идеал русского дворянина.

(360 слов) Петр Гринев является главным героем произведения «Капитанская дочка». А.С. Пушкин ставит Гринева в трудные жизненные ситуации, в результате которых рождается настоящий человек чести.

Петр Гринев растет в небогатой дворянской семье, не сталкиваясь с трудностями, его воспитывают Савельич и учитель Бопре. Однако основательного образования Гринев так и не получает. Когда герою исполняется 16 лет, он отправляется на службу в Белогорскую крепость, в которой, как хочет отец, сын сможет познать настоящую службу, а не разгульную жизнь как в Петербурге. Первое испытание, с которым сталкивается Гринев, происходит по пути на службу. Поддавшись азарту, он проигрывает все деньги Зурину в карты и требует у Савельича отдать их, говоря при этом: «Я твой господин, а ты мой слуга». Впоследствии Гринев осознает то, что совершил. Он искренне раскаивается и просит прощения у Савельича. Гринев получает очень важный урок – умение признавать свою вину. Также, попав в буран, он дарит проводнику в благодарность заячий тулуп. Гринев извлекает еще одно качество – быть милосердным.

Находясь уже на службе, Петр Гринев знакомится со Швабриным, его полной противоположностью, и с Мироновыми. Вскоре Гринев проходит испытание любовью. В отношениях с Машей Мироновой он проявляет свои лучшие качества – честность, самоотверженность и бескорыстие. Гринев готов даже пожертвовать собой ради любви. Он вызывает на дуэль Швабрина, который оклеветал Машу и унизил ее. Петр Гринев рискует своей жизнью, чтобы защитить честное имя своей любимой.

Следующее, но не менее важное испытание – захват крепости Пугачевым. Гринев встает перед выбором: присягнуть самозванцу или лишиться головы. Не боясь смерти, Гринев отказывается дать присягу Пугачеву, тем самым сохраняя свою честь. Он остается верен своему долгу. Однако самозванец узнает его, ведь это Петр Гринев подарил ему заячий тулуп в ту злосчастную бурю. Пугачев не оставляет это без внимания и отпускает его.

Последним трудным испытанием становится тюрьма, куда Гринев попадает по доносу. Он сохраняет свое достоинство и принимает свою участь. Никакие обстоятельства не способны превратить его в подлого человека. Благодаря силе духа Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра Гринева освобождают и снимают с него все обвинения.

Петр Гринев проходит настоящий жизненный путь, раскрывая в себе свои лучшие качества. Он учится самоотверженности, доброте, умению любить, а самое главное – сохранению чести. Ведь не зря в самом начале повести дан эпиграф в виде русской пословицы: «Береги честь смолоду».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ОГКОУ « Ивановская коррекционная школа №3»

Конспект урока на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)».

Выполнил учитель высшей категории

Устинова Е.А.

г. Иваново

Урок литературы на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») ».

Цели урока:

  • Создать условия для того, чтобы учащиеся могли проследить за становлением личности главного героя произведения.
  • Продолжать развивать у учащихся навыки работы по вариантам.
  • Создать условия для развития у учащихся навыков выборочной работы с текстом, со словарями.
  • Способствовать воспитанию у школьников таких понятий, как честь и достоинство.
  • Создать ситуацию успеха, в которой каждый учащийся, подготовившись, сможет раскрыть себя с лучшей стороны.

Оборудование урока: тексты романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», толковые словари Дали и Ожегова, проекционная доска, карточки с толкованием слова «Честь» из словарей.

Ход урока:

Организационный момент. Учитель приветствует учеников, настраивает их на работу, проверяет готовность рабочего места.

Слово учителя. Беседа (этап актуализации знаний).

Сегодня мы будем говорить о главном герое произведения - о Петре Гриневе - и попытаемся не просто охарактеризовать его, а еще и проследить линию взросления Петруши (построить схему изменения его мировоззрения).

Что представляет собой роман по своей форме? (Это воспоминания Петра Андреевича Гринева в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников).

Расскажите о жизни Петруши Гринева до службы в армии. В каких условиях воспитывался Петруша? (Подготовленный ответ ученика). Акцентируем внимание на некоторых деталях: мягкая, но безвольная мать; честный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение мальчика. В нравственных понятиях царит путаница: «верхом благополучия человека он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.

Повзрослевший Гринев с осуждением, со злостью говорит о своей молодости? (Нет, скорее с иронией).

Приведите примеры иронического изображения действительности в первой главе романа. (Урок Бопре, на котором Петя делает змея из карты; к двенадцати годам мальчик «выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля» и т.п.)

Почему, несмотря на такие негативные штрихи, детство описано с такой теплотой и добротой? (Его описывает человек преклонного возраста. Вспоминает не с насмешкой, а с улыбкой).

С какого момента судьба Пети переменилась? (С того момента, как отец решил отдать его на военную службу).

С какими словами отец провожает сына служить? («Береги честь смолоду». Эти слова - эпиграф ко всему произведению).

3. Объяснение нового материала.

Что же такое честь ? Как Петя первоначально понимает это слово?

Чтобы в этом разобраться, давайте послушаем, как трактуется это понятие в словарях Ожегова и Даля. (Выступление подготовленного ученика).

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

Честь

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почет, уважение. Воздать честь.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

Честь

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почета.

Карточки с выдержками из словарей раздаются учащимся для дальнейшей работы. Все записи дублируются на проекционной доске.

Получается, что для Пети честь - это высокое звание, чин, признак превосходства, оказание почета. Докажите это. (Проигрыш денег и уплата долга Зуеву; грубое обращение с Савельичем - Петя хочет быть взрослым, выйти из-под опеки…)

Делаем предварительный вывод: понятие чести у Гринева еще не сформированное, а поверхностное.

Значит ли это, что Петр - плохой человек? (Нет, он испытывает угрызения совестив, обидев Савельича, просит прощения).

Вспомните еще один эпизод, где Петр расплачивается с человеком, который помог ему во время бурана. Одному из учащихся дано было задание сравнить два этих эпизода. (Сходство этих эпизодов в том, что и в той, и в другой ситуации Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком. Но в первом случае Гриневу стыдно за свое поведение, и он просит прощение, а во втором случае - нет, так как он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за услугу, то есть поступает осознанно, как ЧЕСТНЫЙ человек. Этот поступок соотносится с понятием чести.

Гринев приезжает в Белгородскую крепость. Там он знакомится с семьей Мироновых. Как он к ним относится? (С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, он считает их своей семьей…). Во всей крепости царит семейная атмосфера.

Кто из обитателей крепости резко выделяется? (Швабрин. Он умен, говорит по-французски, остер. Образован. Сослан в крепость за дуэль.) Характеристику Швабрина дает подготовленный ученик.

Зачем введен такой герой в повествование? Как соотносятся Гринев и Швабрин? (Они противопоставлены друг другу).

У нас будет урок, на котором мы будем сопоставлять этих героев, а сейчас поговорим о дуэли. Из-за чего или из-за кого она возникла? (Из-за Маши, в нее влюблены оба героя. Из-за стихов Гринева.)

Почему Гринев решает драться на дуэли? (За честь девушки). Как он относится к Маше? Ответ подготовленного ученика.(Гринев любит Машу, но ни к чему не принуждает. Готовь рисковать ради нее своей жизнью… Возвращаемся к словарю Даля - первое толкование.)

Как другие герои относятся к дуэли? (Иван Игн.: «драться - это заколоть своего ближнего», Василиса Егоровна - «самоубийство», «дурь», Савельич - «тыкать железными вертелами да притопывать» и т.д.)

Делаем промежуточный вывод: это новый этап в становлении личности Петра Гринева.

Следующий момент, который нас интересует - это поведение Гринева во время захвата крепости. Читаем по ролям эту сцену.

Какие качества Гринева «открываются» в этой главе? (Смелость, бесхитростность, прямота, бесстрашие, ЧЕСТНОСТЬ…) Внимание к языку. Данный эпизод - это нравственный поединок двух героев, и Гринев в нем побеждает.

Когда еще в Гриневе проявились все вышеперечисленные качества (особенно смелость)? (После письма Маши он идет к генералу. Едет в крепость и теряет Савельича у разбойников, но не бросает его, а едет выручать. Попадает к Пугачеву и просит его защитить сироту, его невесту. Все доказываем текстом.)

Какие качества помогают Гриневу, когда Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь коменданта? (Честность. Читаем отрывок, доказывающий это).

Становление героя показано в момент критических событий. Обсудим арест Гринева и допрос.

Как ведет себя Петр во время ареста? (Говорит честно обо всем, кроме Маши). Находим в тексте сцену ареста и читаем ее. Делаем вывод: за честь девушки герой готов отдать жизнь. Это высшее проявление чести и благородства - самопожертвование (обращаемся к толковым словарям).

Выстраиваем схему (на проекционной доске):

6.Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5.Рискует жизнью ради спасения любимой, не бросает в беде Савельича.

4.Отказ присягнуть бунтовщику.

3.Поединок за честь девушки.

2.Благодарность за спасение.

1.Уплата долга за проигрыш.

4.Этап подведения итогов.

Делаем вывод: характер героя показан в развитии. Понятие чести у Гринева на разных этапах его жизни тоже изменяется. Петр не сам говорит о себе, за него говорят его поступки. Вслед за Пушкиным многие другие авторы воспользуются этим приемом.

Почему мы можем говорить о становлении личности Гринева под «влиянием благих потрясений»?

Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос «Как сложилась бы судьба Гринева, если бы не случилось бунта и его любовь закончилась счастливой женитьбой?»

Выставление оценок за работу на уроке (с аргументацией).

Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой

Детство Гринева проходило в доме отставного премьер-майора, Андрея Петровича Гринева и заботливой матери, Авдотье Васильевне Ю. . Это семья дворян, а Петруша их единственный сын. С малых лет он был отдан на руки дядьке - Савельичу - слуге, воспитывающей ребенка и следившей за ним. В скором времени к Петруше подставили учителя - Бопре, который толком ничему не научил Петра. (а еще он любил прикладываться к бутылке). Этот человек сразу вызвал недовольство у Савельича, а скоро его уволили (Савельич рад!!!). С тех пор Петруша рос недорослем. Но все переменилось, когда Петруше исполнилось шестнадцать лет. Его решили отправить на службу, но не в Петербург, куда он был записан еще до рождения, а в Оренбург. С самого начала самостоятельной жизни Петр уже попался на крючки хитрых людей, каким был Зурин - барин, лет тридцати пяти, играющий в биллиард. Барин предложил Гриневу сыграть вначале просто так, а потом на деньги. Зурин споил Петра и выиграл крупную сумму - 1оо рублей. Зурин сразу потребовал деньги. Савельич был недоволен, но деньги отдал. Дядька долго ругал себя, а Гриневу было стыдно. (Я бы назвала это первым проявлением совести Гринева, ведь он чувствует вину) Следующим проявление человечности характера была встреча во время снежного бурана (куда они попали по вине Гринева!) с вожатым.Эта встреча произошла случайно, но, считай, спасла жизнь дворянину. Вожатый вывел кучера к постоялому двору, где все обогрелись. Гринев хотел отблагодарить вожатого деньгами, но Савельич был против. Тогда Петр подарил незнакомцу заячий тулуп, который был мал разбойнику, но тот с удовольствием принял подарок. В Белогорской крепости произошло взросление героя. В крепости главной была жена командира, которая приняла Гринева как родного сына. Войско состояло из инвалидов и двух "сверстников" Петра Гринева - дочерью капитана и Швабрина. Швабрин мог бы стать другом, но был слишком двуличен и чсв. А Мария Ивановна была чувствительной и хрупкой девушкой. Из-за нее произошло две дуэли. Одна закончилась, так толком и не начавшись. Вторая закончилась неудачно для Петра, но благодаря этому Маша и Петра стали более близки. В этой крепости Петр узнал о доброте людей, какими было большинство солдатов, а также новое чувство - любовь. "Другого общества в крепости не было; но и другого я не желал," - из записок Гринева. Но размеренная и спокойная жизнь в крепости была прервана появлением Пугачева. Он захватывает крепость, многих вешают, а "дитя" пощадили, т.к. Пугачев был именно тем вожатым. Далее Гринев отправляется в Оренбург, а Швабрин силой хочет заставить Маша выйти за него замуж. Узнав об этом, Гринев отправляется обратно, в Белогорскую крепость. По пути попадает в плен к Пугачеву. Тот, по доброте душевной, помогает Гриневу и отпускает его и Машу, предварительно хотя их поженить. Но Гринев отказывается. Когда бунт был подавлен, Гринева обвинили в измене дворянству и государству. На суде он говорит правду, но его не отпускают. Избавила его от тюремного срока Маша, отправившись к императрице и поговорив с ней. Отношения Пугачева и Гринева можно назвать странными. (я их шипперю, да, но не написать же это в сочинении?). Гринев дарит незнакомцу тулуп, не зная, кто это. Затем последний милует Петра, а потом и помогает. Это при том, что Гринев всегда говорит правду и отказывается быть в его войске. Видимо, пугаев ценит честность и преданность, чем отличался Петр Гринев. Это дружба, хоть непродолжительная. (а его любовь, да)