Тотемизм какая религия. Тотем - это древний символ веры

Сравнительно-историческое исследование религиозных традиций мира позволяет предположить, что отличительной чертой религии первобытного общества является вера в одушевленность явлений, процессов, природных сил, видимых космических объектов и т.д. Эта вера получила название «анимизм».

Проблема периодизации анимизма. Э. Тайлор полагал, что именно анимизм является самой ранней формой религии, к которой генетически восходят все остальные ее виды. Однако в настоящее время стадиальная теория, которой придерживались эволюционисты, не имеет сторонников среди ученых. Данные нолевых исследований доказывают, что сформированные антропологами XIX в. представления об анимизме, фетишизме, тотемизме как о последовательно сменяющих друг друга ступенях эволюции религии, свойственной всем культурам и народам, - не более чем кабинетная абстракция. Поэтому анимизм, фетишизм и тотемизм следует рассматривать не как стадии развития религии, но свойства религиозного мировосприятия первобытного мира, которые необязательно последовательно сменяют друг друга (по принципу «высшая форма замещает низшую») - они могут проявляться одновременно. Также следует учитывать, что перечисленные формы религии, строго говоря, не тождественны самим религиям, они выступают скорее как некие рамочные понятия, которые получают уникальное и неповторимое наполнение непосредственными религиозными представлениями и том или ином историческом и этническом контекстах.

Э. Кассирер в «Философии символических форм» (1923) высказал предположение о двух типах анимистических представлений: ранний анимизм характеризуется пониманием души как чуждой человеку, внешней демонической силы, тогда как в позднем анимизме формируются представления о «духах-покровителях», т.е. душах умерших предков, которые защищают живых и в силу этого связаны с ними намного более тесно и «интимно», нежели духи природных сил и явлений. Проверить это предположение, однако, не представляется возможным.

Этнографами и религиоведами высказывались предположения, что развитому анимизму предшествовал аниматизм - вера в некую безличную духовную силу, наполняющую природу и делающую ее одушевленной. Для аниматизма свойственно представление о том, что смена времен года, вегетативные и репродуктивные процессы в природе обеспечиваются этой невидимой духовной силой. Однако, говоря об аниматизме как о форме религиозного мировосприятия, предшествовавшей развитому анимизму, следует учитывать сказанное выше о стадиальной теории.

Предметы поклонения. Духи. Предметом поклонения в анимизме выступают как персонифицированные образы природных и космических явлений и объектов, так и души умерших предков, почитаемые в качестве покровителей живых. Вера в способность души действовать вне связи с ее материальной оболочкой порождает веру в духов - особые нематериальные сущности, обладающие способностью воздействовать на материальный мир, помогать человеку или приносить ему вред. Для ритуального почитания духов местностей создавались святилища - особые культовые места жертвоприношений и магических ритуалов, непосредственно связанные с обеспечением благосклонности наиболее могущественных духов, в святилищах совершались умилостивительные и прогностические обряды.

Множество природных объектов, явлений и процессов, непосредственно влиявших на жизнь первобытного человека, проецировалось в духовный мир. Это была вера во множество духов, средой обитания которых явля

лось все окружавшее человека пространство: воздух, земля, вода, огонь, леса, горы и скалы - все представлялось населенным духовными сущностями.

В рамках анимистического мировосприятия формируются первые представления об иерархии духовного мира, которую по предположению Г. Г. Стратановича (см. его «Народные верования Индокитая») составляют:

  • 1) духи личностные и коллективные, духи и божества культа предков (добрые и злые), прародительницы, преподательницы и нренодатели производственных и социальных устоев;
  • 2) духи местности, духи - хозяева животных и прочих живых существ, персонифицированные элементы и силы природы;
  • 3) верховные духи, космологические представления и персонифицированные обладатели миров.

Для анимизма свойственны представления о том, что у всех групп первобытного социума - родов, семей, деревень, племен и племенных союзов - имеются свои духи-нокровители, которые отличаются различной степенью могущества.

Несмотря на то, что анимизм представляет собой религиозное мировоззрение, характеризующееся наличием представлений о духах, их иерархии, ритуалов и святилищ, не следует преувеличивать глубину и проработанность анимистических религиозных представлений.

Вероятно, уже в анимизме формируется институт жречества, представители которого выполняли различные обязанности, связанные с культом. В связи с этим приведем основные функции священнослужителей:

  • общинные руководители выполнения обрядов;
  • знатоки традиций;
  • общинные гадатели, умилостивители стихий и различные лекари;
  • колдуны и шаманы;
  • священнослужители развитых религий;
  • «чужие» служители культа (было зачастую принято считать, что соседние колдуны сильнее своих, поэтому к ним обращались тогда, когда требовались особые знания и умения).

Пример стья, унижение, бедность, неудача, поражение; умственное и эмоциональное расстройство; крайности поведения; ожесточение, непрощение; навязчивые привычки; зависть, лживость личности и поведения; депрессия, чувства вины, недостоинства, отвержения, тяжести, самоосуждение; слышание голосов; иррациональное поведение; бессонница, ночные кошмары; сильные признаки оставленности, недоверие, отвержение, одиночество, недостойность, никто не любит; аборт, блуд, прелюбодеяние, секс с животными... любовь запрещенного секса, проституция, сексуальное насилие, садомазохизм, сексуальные фантазии... высокомерие, хвастовство, самонадеянность, надменность, гордость, сварливость, самоправедность, неприкосновенность; сильные признаки непокорности, бунтовства, упрямства, неповиновения; чрезмерный гнев, ярость, горечь или тяжелые чувства против и т.д.

Будучи первобытным по уровню мировосприятия, этот текст свидетельствует о живучести анимистических представлений.

Фетишизм. Другим свойством религиозного мировосприятия первобытного человека является фетишизм - наделение отдельных (особых) материальных предметов экстраординарной способностью оказывать плодотворное влияние на жизнь человека, особым могуществом, обеспечивающим защиту от различных вредоносных воздействий и обеспечивающим благополучие отдельного человека или целой социальной общности. В качестве почитаемого фетиша могли выступать камни, изображения животных и птиц, фрагменты священных деревьев, костные останки людей и животных - в принципе им мог стать любой редкий, необычный, чем- либо выделяющийся материальный предмет.

Поскольку фетиш почитался как предмет, способный воздействовать на мир духов, он наделялся духовной силой, «душой», неотделимой от него. Поэтому провести границу между фетишистским и анимистическим мировосприятием оказывается сложно - одно не исключает другого.

Фетиши отличаются могуществом и ареалом действия. В связи с этим складывалось почитание индивидуальных фетишей (обеспечивающих благополучие отдельных людей, семей), которые часто передавались но наследству и распространяли свое благотворное влияние только на отдельных людей или семьи, и коллективные, могущество которых обеспечивало благополучие всего племени или деревни.

Поскольку от фетиша во многом зависело благополучие отдельного человека и первобытной социальной общности (семья, деревня, племя), он стал предметом религиозного почитания. Непочтительное отношение к фетишу способно вызвать гнев последнего. Однако и человек в определенных случаях может выразить свое негативное отношение к фетишу.

Известны случаи «наказания» африканцами фетишей, если последние не оправдывают доверие. В этом случае фетиши «избиваются», в них вбивают гвозди, наносят удары острыми предметами и камнями. Впрочем, вбивание гвоздей в деревянный фетиш необязательно носит характер наказания - иногда это делается для того, чтобы последний лучше запомнил обращенную к нему просьбу. Возможно, эти практики являются общими

для фетишизма как такового. Известная в большинстве религиозных традиций мира вера в амулеты и талисманы генетически восходит к первобытному фетишизму.

Тотемизм. Тотемизм, или вера в наличие особых, выходящих за пределы обыденности, отношений между отдельной первобытной общностью кровных родственников и каким-либо растением, животным или явлением природы, тоже является одной из черт первобытной религиозности. С. А. Токарев 1 обращает внимание, что предмет тотемизма носит вполне рациональный, естественный характер - это вполне реальные животные и растения, а не вымышленные монстры, чудовища, фантастические существа. Если предмет тотемизма существует в реальности, то отношения между ним и общностью людей носят характер верования - элемент верований состоит здесь лишь в отношениях, «якобы существующих между данным животным или растительным видом и человеческой группой, а также в вере во взаимную магическую связь человека с его тотемом» .

Э. Дюркгейм обратил внимание на социальные функции тотемизма. Он полагал, что тотемные представления служат сплочению коллектива, первобытного клана, поскольку выступают в качестве видимого, материального утверждения генетического родства клана, происходящего от одного предка.

По мнению С. А. Токарева, связь человека с тотемом проявляется:

  • в запрете убивать тотемное животное;
  • запрете употреблять тотем в пищу;
  • вере в сверхъестественное происхождение от тотемного предка;
  • вере в возможность магического воздействия на тотем.

Вероятно, в раннем тотемизме эти отношения носили характер «тотем -

покровитель, человек - покровительствуемый», а позднее сформировались представления об отношениях кровнородственных. Теперь тотем воспринимался как могущественный предок, обеспечивавший сверхъестественным образом благополучие своих потомков.

Генетически тотемизм восходит к первобытному способу обеспечения потребностей, когда охота и собирательство удовлетворяли потребности человека в пище и одежде. Это естественным образом способствовало почитанию растений и животных, поскольку от них зависело существование человека, а анимистические представления способствовали вере в то, что неумилостивленная душа убитого животного способна мстить охотникам. Почитание предмета охоты, таким образом, вовсе не исключала возможности самой охоты. Данные исторической лингвистики свидетельствуют, что изначально тотемное животное или растение могло употребляться в пищу. Возникновение подобных запретов связано с развитием представлений о кровнородственных отношениях между тотемным предком и его человеческими потомками.

По мнению С. А. Токарева, «представление о тотемических предках есть не что иное, как мифологическая персонификация чувства единства группы, общности ее происхождения и преемственности ее традиций. “Тотемические предки” - религиозно-мифологическая санкция обычаев общины. Они - сверхъестественные учредители тотемических обрядов, выполняемых членами группы, запретов, соблюдаемых ими. Мифы о странствованиях и приключениях “тотемических предков” составляют как бы либретто священных драматических церемоний».

Альфред Рэдклифф-Браун 1 полагает, что термин «тотемизм» представляет собой достаточно условное название для ряда различных институтов, «имеющих нечто общее», а именно деление общества на устойчивые группы и наличие представлений об особой связи между каждой из этих групп:

  • с одним или более видом животных или растений;
  • рукотворным предметом;
  • частью тела животного.

Исследователь выделяет несколько типов тотемизма:

  • гендерный (группы мужчин и женщин, образующих один коллектив, обладают различными тотемами);
  • клановый;
  • индивидуальный.

Заслуга новейших исследователей мифологии, особенно Малиновского, состоит как раз в том, что они сумели понять связь мифологии с религиозно-магическими обрядами и обычаями и указали, что миф есть своего рода оправдание ритуальной практики общины.

Так, Г. Г. Стратанович, обобщая результаты исследований народных верований Индокитая, воспроизводит следующую схему эволюции тотемных представлений.

  • 1. Человеческий коллектив слит с природой, выделение из природы и других коллективов отсутствует.
  • 2. Вычленяясь из числа других коллективов в природе, человеческий коллектив сохраняет связь с несколькими братско-сестринскими коллективами.
  • 3. Глава коллектива - женщина, у одного-двух коллективов свои тотемные пары.
  • 4. Один коллектив, глава - мужчина.
  • 5. Человеческий коллектив связан с тотемным, стоящим как бы над природой.
  • 6. Тогем-предок стоит как бы над природой .

Шаманизм. Шаманизм - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в то, что шаман - харизматический посредник между миром людей и миром духов, обладает способностью общения с духами и воздействия на них. Шаманисты полагают, что благодаря особому харизматическому статусу шаман способен поддерживать благополучие отдельных людей и их объединений (семья, род, деревня, племя и т.д.), обеспечивать результативность охоты, излечивать больных, улучшать загробную участь умерших и т.д. Термин «шаман» достаточно многозначен: он используется для обозначения совершителей экстатических обрядов (шаманское камлание) в контексте шаманизма, кроме того - для особой категории жречества, которая может существовать в условиях мифологической религии, не являющейся шаманизмом, а также для обозначения совершителей близкородственных ритуалов, существующих в дискурсах народной веры, соотносящейся с теологическими религиями (например, тибетский буддизм). Шаманизм является сложным феноменом первобытной религиозной культуры, в котором происходит тесное взаимодействие элементов религиозного, социального, этического дискурсов. По мнению В. Г. Богораза1, именно анимизм является «философией и теологией» шаманизма, а сам шаманизм исследователь понимает как «первичную форму», объединяющую первобытную науку, медицину (включая хирургию), музыку, поэзию и религиозный культ .

Основные признаки шаманизма:

  • восходящая к анимизму вера в то, что окружающее человека пространство населено невидимыми персонифицированными существами: добрыми и злыми духами, от действий которых зависит благосостояние и жизнь человека;
  • вера в возможность непосредственной коммуникации человека и духов;
  • представления о том, что подобная коммуникация доступна не всем, но отдельным харизматическим личностям (шаманам), обладающим особым сакральным статусом;
  • представления о многоуровневом устройстве мира, наличии так называемой «мировой оси», которая позволяет шаману осуществлять мистические (и (или) магические) путешествия по мирам;
  • наличие особых ритуалов, благодаря которым шаман достигает состояния измененного сознания, которое также известно как «шаманский транс»;
  • вера в то, что болезни и другие неприятности, настигающие человека, обусловлены непосредственным воздействием на человека вредоносных духов, при этом шаман способен это воздействие нейтрализовать в степени, зависящей от его личного могущества.

В шаманизме широко распространены ритуалы, в большинстве случаев взаимодействие шамана с духовным миром предполагает ритуальную форму - шаманское камлание. Как правило, оно включает в себя сложные приемы психотехники, которые могут включать в себя песнопения, использование ударных инструментов, задающих ритм (бубен, барабан), харизматическую пляску, кружение на месте и другие действия для достижения шаманского транса.

Один из исследователей шаманизма М. Элиаде пришел к выводу, что в основе шаманизма всегда находится «индивидуальный и экстатический» опыт. То, что для членов первобытного коллектива выступает как предмет некоего умозрения, мифологической веры, для шамана предстает в виде «мистического маршрута», по которому ему предстоит совершить экстатическое путешествие. Иными словами, шаман мистически конкретизирует и актуализирует в своем персональном опыте то, что изначально представлено в виде некоего абстрагированного (по крайне мере, персонально не актуализированного) знания. Шаман делает то, о чем другие - его соплеменники - могут только думать и говорить.

Харизматический характер шаманизма позволил Е. А. Торчинову рассматривать его именно как «технику экстаза» .

До настоящего времени шаманские практики и ритуалы сохраняют популярность среди многочисленных коренных народов Сибири, Бурятии, Хакасии, Чукотки и др.

Тотемизм - примитивная, некогда почти универсальная и еще ныне весьма распространенная религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употребленный Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени Ojibway, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом. В качестве тотема встречаем ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, напр., голову черепахи, желудок поросенка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений. Так, напр., сев.-американское племя Ojibway состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобер, карп, осетр, утка, змея и т. д.); на Золотом берегу в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где Тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у негров из Mount Gambier к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи - рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племен в Port Mackay солнце относится к тотему кенгуру, луна - к тотему аллигатора. Это показывает, как глубоко тотемистические представления отражаются на всем мировоззрении первобытного анимиста. - Основной признак Тотемизм заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем. В стадии теротеистического культа, предшествовавшего Т., все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных (см. Теротеизм), и потому-то чаще всего тотемами являются животные. Эта вера в родство с тотемом не символична, а в высшей степени реальна. В Африке, например, у родов тотема змея новорожденных подвергают особому испытанию змеей: если змея не тронет ребенка, он считается законным, в противном случае он убивается, как чужеродный. Австралийские мури называют тотемное животное "своей плотью". Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: "Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат и т. д.?" В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сестрами, мужчины - братьями, а тех и других - своими общими родоначальниками. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умериший родственник. У рода буйвол племени Omahas (Сев. Америка) умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: "Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!" У индейского племени Zu ñ i, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, ее приветствуют со слезами на глазах: "О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?" - Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу (см.); иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его. У многих племен убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. В древнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов. При встрече с тотемом, а в некоторых местах - даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны, бросают перед ним ценные вещи. При нахождении трупа тотемного животного выражают соболезнование и устраивают ему торжественные похороны. Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в умеренном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и обязательно дают животному возможность спастись. Австралийцы из Mount Gambier убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили "своего друга, свою плоть". Тотемы, в свою очередь, как верные сородичи, к тому же обладающие сверхъестественными силами, оказывают родственным по крови поклонникам покровительство, содействуя материальному их благосостоянию, зашитая от козней земных и сверхъестественных врагов, предупреждая об опасности (сова на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру в Австралии), предводительствуя на войне и т. д. Если тотем - даже опасный хищник, он обязательно должен щадить единокровный род. В Сенегамбии туземцы убеждены, что скорпионы не трогают своих поклонников. У бечуанов, тотемом которых служит крокодил, так велико убеждение в его благосклонности, что если человека укусил крокодил, если даже на него брызнула вода от удара хвостом крокодила по воде, он изгоняется из рода, как явно незаконный член его. - Для снискания полной благосклонности своего тотема, первобытный человек употребляет самые разнообразные средства. Прежде всего он старается приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени Omahas (С. Америка) мальчики рода буйвол завивают на голове 2 локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Botoka (Африка) выбивают верхние передние зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного. В Африке иногда вместо вопроса, к какому роду или тотему принадлежит человек, спрашивают его, какой танец он танцует. Часто с той же целью уподобления во время религиозных церемоний надевают на лицо маски с изображениями тотема, одеваются в шкуры тотемных животных, украшают себя их перьями и т. д. Пережитки этого рода встречаем даже в современной Европе. У южных славян при рождении ребенка старуха выбегает с криком: "Волчица родила волчонка!", после чего ребенка продевают через волчью шкуру, а кусок волчьего глаза и сердца зашивается в рубашку или вешается на шее. Для полного закрепления родового союза с тотемом, первобытный человек прибегает к тому же средству, как и при принятии постороннего в члены рода и при заключении междуродовых союзов и мирных договоров, т. е. к договору крови (см. Татуирование, Теория родового быта). Натирание тела кровью тотема обратилось со временем в раскрашивание и аналогичные симулирующие обычаи. Важным средством для использования сверхъестественного покровительства тотема считается постоянное близкое присутствие его. Поэтому часто тотемные животные откармливаются в пленении, напр., у горцев Формозы, которые содержат в клетках змею и леопарда, или на о-ве Самоа, где держат при домах угрей. Отсюда выработался впоследствии обычай содержать животных в храмах и воздавать им божеские почести, как напр. в Египте. Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение тела его. Периодически раз в год, а в экстренных случаях и чаще, члены рода убивают тотемное животное и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение. Пережитки этого родового вкушения яств находим в малороссийской рождественской куте, литовской Samboros, греческой πάνσπερμα и т. д. Обычай этот, по воззрениям тотемиста, нисколько не является обидным для тотема, а, наоборот, весьма угодным ему. Иногда процедура носит такой характер, как будто убиваемое животное совершает акт самопожертвования и жаждет быть съеденным своими поклонниками. Гиляки, хотя и вышедшие из тотемного быта, но ежегодно торжественно убивающие медведя во время так наз. медвежьего праздника, убежденно говорят, что медведь сам дает хорошее место для смертельного удара (Штернберг). Робертсон Смит и Джевонс считают обычай периодического вкушения тотема прототипом позднейших жертвоприношений антропоморфным богам, сопровождавшихся съедением жертв самими приносившими ее. Иногда обряд религиозного убиения имеет целью или терроризирование тотема примером убиения некоторых представителей его класса, или же освобождение души тотема для следования в лучший мир. Так, у рода червей племени Omahas (Сев. Америка), если черви наводняют ниву, их ловят несколько штук, толкут вместе с зерном и затем едят, веря, что это предохраняет ниву на один год. У племени Zu ñ i раз в год отправляют процессию за тотемными черепахами, которых, после самых горячих приветствий, убивают и хоронят мясо и кости, не вкушая, в реке, чтобы они могли вернуться к вечной жизни. Недавно двумя исследователями Австралии, Б. Спенсером и Гилленом, открыты новые факты Тотемизм - церемонии inticiuma. Все эти церемонии совершаются в начале весеннего сезона, периода цветения растений и размножения животных, и имеют целью вызвать изобилие тотемных видов. Обряды исполняются всегда на одном и том же месте, обиталище духов рода и тотема, адресуются определенному представителю тотема, которым служит либо камень, либо искусственное изображение его на земле (переход к индивидуальным божествам и изображениям), почти всегда сопровождаются жертвой крови тотемистов и заканчиваются торжественным вкушением запретного тотема; после чего обыкновенно разрешается и вообще умеренное употребление его в пищу. В Т., как в зародыше, заключаются уже все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество - отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное - божество в храме Египта), отожествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали (см. ниже), наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. В настоящее время Тотемизм является единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Сев. Америке и найден в широких размерах в Южн. Америке, в Африке, среди неарийских народностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и поверьях более цивилизованных народов. В Египте Тотемизм процветал еще в историческое время. В Греции и Риме, несмотря на антропоморфный культ, встречаются достаточные следы Т. Многие роды имели героев-эпонимов, носивших имена животных, напр., Сriо (баран), Kinos (собака) и, т. д. Мирмидоны древние фессалийцы, считали себя потомками муравьев. В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны. В Риме поклонялись дятлу, который был посвящен Марсу, и не употребляли его в пищу. Черты тотемистических церемоний заметны в тесмофориях, имевших целью гарантировать плодородие земли и людей. В древней Индии черты Тотемизм достаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (см. Теротеизм). Тотемизм - не только религиозный, но и социально-культурный институт. Он давал высшую религиозную санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из нее обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации - все это самым тесным образом связано с культом родового тотема. Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фразер и Джевонс считают Тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений. Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения. Еще до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. Часто это являлось даже религиозной необходимостью, напр., при переселениях на новые места, где не было тотемных растений и приходилось их искусственно разводить. - Хотя Т., как факт, известен еще с конца XVIII в., но учение о нем, как о стадии примитивной религии, еще очень молодо. Впервые его выдвинул в 1869 г. Мак-Леннан, который проследил его от дикарей до народов классической древности. Дальнейшим своим развитием оно обязано английским ученым Робертсону Смиту, Фразеру, Джевонсу и целому ряду местных исследователей, особенно австралийских, из которых наибольшие услуги оказали Говит и Файзон и в самое последнее время Б. Спенсер и Гиллен. Основной вопрос о генезисе Тотемизм еще не вышел из области споров. Спенсер и Леббок склонны считать происхождение Тотемизм результатом какого-то недоразумения (misinterpretation of nicknames), вызванного обычаем давать людям, вследствие бедности языка, имена по объектам природы, чаще всего имена животных. С течением времени дикарь, смешивающий название объекта с самым объектом, стал верить, что отдаленный его предок, прозванный по имени животного, в действительности был таковым. Но это объяснение падает уже потому, что каждый дикарь имеет полную возможности проверить значение прозвища на самом себе или его окружающих, которые часто тоже называются по именам животных и тем не менее ничего общего не имеют с эпонимным животным. Очень стройную и остроумную теорию Тотемизм выдвинул в 1896 г. Ф. Джевонс, видящий генезис Тотемизм в психологии родового быта. Дикарь-анимист, нивелирующий всю природу по человеческому шаблону, естественно представляет себе, что и вся внешняя природа живет такой же родовой жизнью, как и он сам. Каждый отдельный вид растений или животных, каждый класс однородных явлений представляет собой в его глазах сознательный родовой союз, признающей институты мести, кровных договоров, ведущий кровавые распри с чужими родами и т. д. Животное, след., для человека - чужеродец, которому можно мстить и с которым можно вступать в договоры. Слабый и беспомощный в борьбе с природой, первобытный человек, видящий в животных и в остальной природе таинственные существа, более сильные, чем он сам, естественно ищет союза с ними, - а единственный прочный союз, известный ему, есть союз крови, единородности, скрепляемый договором крови, притом союз не с индивидом, а с классом, целым родом. Такой кровный союз, заключенный между родом и тотемным классом, превращал и тот, и другой в единый класс сородичей. Привычка считать тотем сородичем создала представление о действительном происхождении от тотема, а это в свою очередь укрепляло культ и союз с тотемом. Постепенно из культа тотемного класса вырабатывается культ индивида, который превращается в антропоморфное существо; прежнее вкушение тотема превращается в жертвоприношение индивидуальному божеству; разрастание родов в фратрии и племена, с общими тотемами для входящих в их состав субтотемов, расширяет тотемный культ в политотемный, и таким образом из элементов Тотемизм постепенно вырабатываются основы дальнейших стадий религии. Эта теория, удовлетворительно объясняющая отдельные стороны Т., не решает коренного вопроса о генезисе его: остается непонятным, почему, при однородности психологии первобытного человека и однородных условиях окружающей природы, соседние роды выбирают каждый не один тотем, самый могущественный из окружающих объектов природы, а каждый свой особый, часто объект вовсе ничем не выдающийся, напр., червя, муравья, мышь? В 1899 г. проф. Фразер, на основании новооткрытых Спенсером и Гилленом церемоний inticium"a, построил новую теорию Т. По Фразеру, Тотемизм - не религия, т. е. не вера в сознательное воздействие сверхъестественных существ, а вид магии, т. е. вера в возможность разными волшебными средствами воздействовать на внешнюю природу, независимо от ее сознательности или бессознательности. Тотемизм - социальная магия, имеющая целью вызвать изобилие тех или других видов растений и животных, служащих естественными продуктами потребления. Чтобы достигнуть этого, группы живущих на одной территории родов в свое время составили кооперативный договор, по которому каждый отдельный род воздерживается от употребления в пищу того или другого вида растений и животных и совершает ежегодно известную магическую церемонию, в результат которой получается изобилие всех продуктов потребления. Помимо трудности допустить образование такой мистической кооперации у первобытных людей, приходится сказать, что церемонии inticiuma могут быть истолкованы, как искупительные процедуры за употребление в пищу запретного тотема. Во всяком случае, эта теория не разрешает коренного вопроса о вере в происхождение от тотемного объекта. Наконец, в 1900 г. два ученых юриста, проф. Пиклер и Сомло, выступили с новой теорией, находя что генезис тотемизма кроется в пиктографии, зачатки которой действительно встречаются у многих первобытных племен. Так как самыми удобоизображаемыми объектами внешнего мира являлись животные или растения, то для обозначения известной социальной группы, в отличие от всяких других, избиралось изображение того или другого растения или животного. Отсюда по имени этого последнего получали свои названия и роды, а впоследствии, в силу своеобразной первобытной психологии, выработалось представление, что объект, послуживший моделью тотемного знака, был истинным родоначальником рода. В подтверждение этого взгляда, авторы ссылаются на тот факт, что племена, незнакомые с пиктографией, не знают и Т. Более правдоподобно, однако, другое объяснение этого факта: пиктография могла получить развитие скорее у тотемных племен, привыкших изображать свой тотем, чем у нетотемных, и, следовательно, пиктографии является скорее следствием Т., чем его причиной. В сущности, вся эта теории - повторение старой мысли Плутарха, выводившего поклонение животным в Египте из обычая изображать животных на знаменах. Ближе других к выяснению вопроса подошел Тайлор, который, вслед за Вилькеном, принимает одним из исходных пунктов Тотемизм культ предков и веру в переселение душ; но он не дал своей точке зрения ясного фактического обоснования. Для правильного понимания генезиса Тотемизм необходимо иметь в виду следующее. 1) Родовая организация, теротеизм и культ природы, равно как и специальный родовой культ, существовали раньше Тотемизм 2) Вера в происхождение от какого-либо объекта или явления природы вовсе не является позднейшим умозрительным заключением от других первичных фактов, как договор крови (Джевонс), пиктография и т. п., а наоборот, понимается первобытным человеком совершенно реально, в физиологическом смысле этого слова, на что у него имеется достаточно причин, логически вытекающих из всей его анимистической психологии. 3) Генезис Тотемизм кроется не в одной какой-либо причине, а в целом ряде причин, вытекающих из одного общего источника - своеобразного мировоззрения первобытного человека. Вот главнейшие из них: 1) Родовой культ. У многих первобытных племен с теротеистическим культом существует вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных. Эти-то сородичи, превратившиеся в божества, становятся покровителями своего рода и, следовательно, объектом родового культа. Типичный культ этого рода констатирован Штернбергом у многих инородцев Приамурского края - гиляков, орочей, ольчей и т. д. Род животного, усыновившего избранника, становится родственным всему роду последнего; в каждом индивиде данного класса животных сородич избранника склонен видеть потомка его и, следовательно, своего близкого родственника. Отсюда уже недалеко до идеи воздержания от употребления в пищу того или другого класса животных и до создания типичного тотема. Есть и другие формы, когда отдельные личности-избранники являются виновниками создания тотемов. Религиозные экстазы (у шаманов, у юношей во время обязательных постов перед инициациями) вызывают галлюцинации и сновидения, во время которых избраннику является то или другое животное и предлагает ему свое покровительство, обращая его самого в себе подобное. После этого избранник начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым. Шаманы обыкновенно считают себя под специальным покровительством того или другого животного, превращают себя в таковое во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам. В Сев. Америке особенно распространены подобные индивидуальные тотемы. 2) Другая коренная причина Тотемизм - партеногенезис. Вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы - весьма обыкновенное явление не у одних только первобытных народов. Объясняется оно антропоморфированием природы, верой в реальность сновидений, в частности эротических, с действующими лицами в виде растений и животных, и, наконец, крайне смутным представлением о процессе зарождения (во всей центральной Австралии, например, существует убеждение, что зачатие происходит от вселения в тело женщины духа предка). Некоторые реальные факты, как рождение уродов (субъектов с козьей ножкой, искривленной внутрь стопой, особой волосатостью и т. д.) в глазах первобытного человека служат достаточным доказательством зачатия от нечеловеческого существа. Еще в XVII в. подобные случаи описывались некоторыми писателями под именем adulterium naturae. Рассказы в роде истории про жену Хлодвига, родившую Меровея от морского демона, весьма обычны даже у народов исторических, а вера в инкубусов и эльфов, участвующих в рождении, до сих пор жива в Европе. Неудивительно, что какое-нибудь эротическое сновидение или рождение урода среди первобытного племени подавало повод к верованию в зачатие от того или другого объекта природы и, следовательно, к созданию тотема. История Тотемизм полна фактами вроде того, что женщина того или другого тотема родила змею, теленка, крокодила, обезьяну и т. д. Л. Штернберг наблюдал самый генезис такого тотемного рода у племени орочей, у которых нет ни тотемной организации, ни тотемного культа, ни названий родов; один только род из всего племени называет себя тигром, на том основании, что к одной из женщин этого рода во сне явился тигр и имел с ней conjugio. Этим же исследователем отмечены подобные явления у нетотемных гиляков. При благоприятных условиях отсюда возникает тотем и тотемный культ. В основе Тотемизм лежит, таким образом, реальная вера в действительное происхождение от тотемного объекта, настоящего или превращенного в таковой из человеческого состояния - вера, вполне объясняемая всем умственным складом первобытного человека.

Литература. J. F. M"Lennan, "The worship of Animals and Plants" ("Fortnightly Review", okt. и нояб. 1869 г. и февр. 1870 г.), также в "Studies in Ancient history" (1896); W. Robertson Smith, "Religion of the Semites" (нов. изд. Лонд., 1894); J. G. Frazer, "Totemism" (1887); его же, "The golden hough"; его же, "The origin of Totemism" ("Fortnightly Review", апрель и май, 1899); его же, "Observations on Central Australi a n Totemism" ("Journal of the Anthropological Institute for (Great Britain etc.", февраль и май, 1899); В. Spencer, "Remarks on Totemism etc."; E. Tylor, "Remarks on Totemism" (там же 1898 г., август и ноябрь); A. Lang, "Mythes, Ritual and Religion" (2 изд., 1899); его же, "М. Frazer"s theory of totemism" ("Fort. Review" LXV); F. B. Jevons, "Introduction to the history of Religion"; его же, "The place of Totemism in the evolution of Religion" ("Folk-Lore", 1900, X); В. Spencer и Gillen, "The native tribes o f Central Australia" (1899); J. Pikler u. F. Somlo, "Der Ursprung des Totemismus" (Берл., 1900); Kohler, "Zur Urgeschichte der Ehe, Totemismus еtс."; Гёффлер-Гёльц, "Der medizinische D ämonismus" ("Centralblatt fü r Anthropologie etc.", 1900, вып. I), G. Wilken, "Het Animisme bijde Volken wan den indischen Archipel" (1884); E. S. Hartland, "The legend of Perseus"; Staneley, "Totemism", "Science", 1900, IX); Л. Штернберг, сообщения в географ. обществе (краткие отчеты в "Живой Старине", 1901).

Л. Штернберг.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

По мнению многих психологов, потребность в вере в сверхъестественное является одной из духовных , так как именно вера помогает людям найти смысл жизни и справиться с жизненными трудностями. Религия была неотъемлемой частью социальной жизни человеческого общества еще с тех времен, когда первобытные люди только начали жить общинами, и именно в период существования первобытно-общинного строя были сформированы первые религии. Эти религии некоторые исследователи называют проторелигиями , подразумевая под данным понятием примитивные первобытные верования, которые стали основой для формирования более поздних верований, и в том числе - .

Четырьмя основными проторелигиями, по мнению религиеведов и историков, являются анимизм, тотемизм, фетишизм и магия . Именно эти формы верований не только были древнейшими религиями, но и послужили основой для становления догм практически всех религий, признающих наличие высших сил. Какая из проторелигий появилась первой, историкам неизвестно, так как все источники знаний о древних верованиях - это наскальные рисунки, находки археологов и пересказы мифов и легенд древних народов, однако и на основании этих источников можно сделать вывод, что анимизм, тотемизм, фетишизм и магия появились примерно в одно время, и в некоторых древних верованиях присутствовали черты сразу нескольких проторелигий.

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением , и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим , сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу - это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

Запрет на убийство тотемного животного;

Запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

Запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

Запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы , причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

В большинстве , да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам - это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом.

Магия и шаманизм

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Традиционные религии. К африканским традиционным религиям обычно относят фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков и т. п. В отличие от мировых религий, африканские традиционные религии не имеют единых религиозных текстов, их религиозные нормы не фиксируются в писаниях. Численность адептов традиционных религий определить невозможно: к традиционным культам обращаются как христиане, так и мусульмане в определенных жизненных ситуациях, например, при необходимости провести лечение традиционными методами у местных целителей.

Тотемизм

ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой.

Тотем

ТОТЕМ (ototeman – принадлежащий к клану, из языка североамериканских индейцев оджибве) – растение или животное, сверхъестественным образом связанное с жизнью группы или индивида. В Африке и Северной Америке в качестве тотема выступают также природные явления (дождь, гром, молния, ветер и т.д.), которые при этом тоже часто символизируются животными. Тотемы бывают групповыми (клановыми), половыми (принадлежащими мужчинам или женщинам клана) или индивидуальными. В случае кланового тотема тотемное животное считается общим пращуром всех членов рода или группы, которые идентифицируют себя с ним.

Тотемизм (Лопухов, 2013)

ТОТЕМИЗМ - комплекс верований и обрядов первобытных народов, связанный с представлениями о родстве между группами людей (семей, родов, племен) и тотемами. В качестве последних у разных народов в разное время выступали животные, растения, звезды, даже предметы обихода. Тотем рассматривался как могущественный покровитель той или иной первобытной социальной группы и как символ его внутренней спаянности. Тотемизм соответствовал тому уровню развития общества, когда человек еще не осознавал своего отличия от природы, не выделял себя из нее.

Тотемизм (Кириленко)

ТОТЕМИЗМ - вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже - растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений. Непочтение к тотему - мифическому «предку», с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим наказание. Тотемом является и само животное или растение, и его знак.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 381.

Тотемизм (Подопригора)

ТОТЕМИЗМ - архаическая форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) - тотемом и родовой группой. Тотем, который обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Тотемизм связан с системой табу - запретом убивать и поедать тотемическое животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве.

Тотемизм (Фролов)

ТОТЕМИЗМ (от слова «ототеман», на языке североамериканских индейцев племени оджибве - род его) - одна из ранних форм религии первобытного общества. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 века). Основное в тотемизме - вера в общее происхождение и кровную близость какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение тотемизма обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в обществе, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей.

Тотемизм - это представление о сверхестественной связи, родстве между группой людей и определённым видом животных, растений, реже - предметов. Термин «тотем», «ототем» взят из языка племени оджибве индейцев Северной Америки, у которых он означает «его род». Наиболее развит и лучше всего изучен тотемизм австралийских племён. Австралию поэтому называют «классической» страной тотемизма. (Коренное население Австралии - австралийцы к моменту колонизации (конец XVIII в.) находились на ранней стадии первобытнообщинного строя, поэтому их религиозные верования дают представления о древнейших формах религии.) Австралийские роды и фратрии (группы родственных родов) носили названия тотемных животных и растений; например, племя арабана состояло из 12 родов, имевших названия: клинохвостый орёл, ворон, динго, гусеница, лягушка, змея и т.д.

Тотем считался предком рода, его родоначальником, поэтому с ним был связан целый ряд запретов: тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (за исключением обрядовых церемоний), запрещалось наносить ему какой-либо вред. Убийство тотема или нанесение ему каких-либо повреждений посторонним лицом австралийцы воспринимали как личное оскорбление. Многочисленные мифы повествуют о тотемических предках - фантастических существах, полулюдях-полуживотных, об их жизни, странствиях, подвигах. Некоторые тотемические обряды являлись инсценировкой подобных мифов. Мифы и обряды считались священными, их знали только мужчины, прошедшие обряды посвящения.

Австралийцы верили в свою способность воздействовать на тотем, у них существовали специальные церемонии «интичиума» (название взято из языка племени аранда), целью которых было способствовать магическим путём размножению тотемных животных и растений. Главную часть церемоний составляли пляски; участники их стремились своим внешним видом - головными уборами, масками, специальной раскраской тел, - а также движениями походить на тотемов. Заключительную часть обряда составляло ритуальное вкушение тотема, что считалось способом приобщения к нему.

Тотемизм - одна из форм религии раннеродового общества, он тесно связан с такими видами хозяйства, как охота и собирательство. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становятся для них объектом религиозного культа. В тотемизме отразились также особенности первобытных социальных отношений, основанных на принципе кровного родства. Не зная иных связей в обществе, кроме кровнородственных, люди переносили их на внешнюю природу. Связь членов рода с животным и растительным миром своей области осознавалась ими как кровное родство.

Тотемические воззрения засвидетельствованы не только у австралийцев, но и у многих других племён: индейцев Северной и Южной Америки, в Африке, Меланезии, хотя здесь они выступают уже не в такой «классической» форме, как у австралийцев, поскольку эти племена миновали стадию раннеродового общества. У индейцев существовали тотемные названия родов и фратрий, мифы происхождения родов от тотемов, тотемические запреты. В честь тотема исполнялись религиозные пляски: волчий танец, медвежий танец, пляска ворона и т.д. Тотем считался покровителем, поэтому его изображения наносились на оружие, предметы быта, жилище. Тлинкиты северо-западного побережья Северной Америки перед каждым домом устанавливали тотемный столб, покрытый изображениями тотемного предка.

На основе тотемизма позднее, на более высокой ступени развития, возник культ животных, существовавший у многих народов мира. В древнем Египте существовал культ священных животных - быка, шакала, козла, крокодила и др., считавшихся воплощениями богов. Им были посвящены храмы, приносились жертвы. Многие египетские божества изображались в виде животных: бог мёртвых Анубис - в виде шакала, богиня любви и плодоролия Исида - в виде женщины с головой коровы. В древней Индии почитались коровы, тигры, обезьяны и другие животные. В честь коровы совершались особые празднества. Обезьяны в большом количестве встречались на улицах индийских городов, из никто не смел трогать.