Трагическая история любовь между по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл). История мастера и маргариты Мастер и маргарита трагическая история

Роман «Мастер и Маргарита» считается одним из тех гениальных творений, которое можно читать неоднократно, и каждый раз находить в нем что-то новое, ранее не замеченное. Произведение в целом представляет собой сложную структуру, в которую включаются разные эпохи, разные философские вопросы и даже разные миры: земной и потусторонний. Наряду с библейской, центральной сюжетной линией в романе является развитие отношений между Мастером и Маргаритой. Их любовь красной линией проходит через все произведение, объединяя в одно целое добро и зло, пошлое и божественное, людей и дьявола. Так почему же страсть Мастера к женщине была трагической? В сочинении я постараюсь ответить на этот вопрос.

Вот как описывает Булгаков встречу главного героя с предметом его будущей любви: “По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!” - рассказывает Мастер Ивану Бездомному. И далее: “Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!”; “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”. Из этих строк читателю становится ясно, что чувство героев было не поверхностным, не мимолетным, а глубоким и всепоглощающим.

Мастер и Маргарита - люди женатые, но их семейная жизнь до встречи друг с другом была несчастливой. Может быть, поэтому герои ищут то, чего им так не хватает. Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Без этого образа произведение утратило бы свою привлекательность.

Мастер в реальной жизниталантливый человек, который обнаружил в себе тягу к писательству и задумал написать роман о Понтии Пилате. Можно сказать, что образ главного героя – символ страданий, человечности, искателя истины в окружающем мире. Он хотел создать роман, но его творение не приняли критики. Душевные страдания сломили писателя, и свое произведение он так и не увидел, по крайней мере, в «земной жизни».

Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасает его от одиночества и тоски. Мгновенно вспыхнувшая страсть между героями оказывается долговечной. В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и необыкновенно высокая духовная связь двух людей. Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда главный герой в психбольнице рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой.

Почему же между Мастером и Маргаритой вспыхнула любовь, и какое место в его жизни заняла эта женщина? Возможно, оба героя нашли друг в друге то, что безрезультатно искали в других. Их чувства выдержали немало испытаний. Не погасили любовь ни безрадостные будни, когда роман Мастера не был принят критикой, ни тяжелая болезнь главного героя, ни его внезапное исчезновение. Маргарита окончательно расстается с мужем, с которым ее связывало только чувство благодарности за сделанное добро. Накануне встречи с Мастером она впервые испытывает чувство полной свободы. Женщина готова на все ради возлюбленного: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!».

Маргарита и Мастер отдали душу дьяволу, стали жертвами искушения, и поэтому они не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Влюбленные хотели быть свободными и счастливыми, но в реальной жизни это было невозможно. Добро, любовь, творчество, искусство существуют в «земном» мире, но им не дают вырваться наружу, им приходится скрываться в другие измерения, искать защиты у самого дьявола – Воланда. Булгаков описал героев, полных радости и жизни, готовых ради любви отдать все, даже собственную душу. Мастер и Маргарита в конце романа обретают друг друга и находят свободу. Тогда почему их любовь трагична, несмотря на то, что осуществились их мечты? Мастер и Маргарита хотели любить не для, а вопреки, и поэтому не были поняты окружающим миром. Своими чувствами они бросили вызов всему миру и небесам. Да, они нашли свой рай где-то там, но для этого они переступили через себя, они умерли, и лишь после смерти сбылись их мечты. И все это произошло благодаря Воланду – дьяволу в человеческом обличье. В итоге Мастер получил не свет, а вечный покой, не реальную светлую любовь с ее радостями и переживаниями, а вечное спокойствие с любимой женщиной в ином мире.

Размышляя над темой любви в романе «Мастер и Маргарита», читатель, на мой взгляд, невольно приходит к мысли, что это самая прекрасная и трагичная история жизни двух влюблённых. Ибо данное чувство у Булгакова – это что-то земное и необыкновенное одновременно. Это и страдание, и счастье.
Любовь является к мастеру как внезапный подарок судьбы, избавление от постоянного одиночества. Удивительно красива история чувства его и Маргариты: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви! да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Булгаков будто бы предвкушает радость рассказать о любви прекрасной и вдохновенной, любви с первого взгляда, «как только в романах бывает».
Женщина в черном весеннем пальто, которая несла в руках «отвратительные, тревожные, желтые цветы», привлекает внимание Мастера необыкновенным одиночеством в глазах. Только что они шли совсем чужие друг другу по многолюдной Тверской как множество других людей и вдруг очутились одни в унылом переулке, где не было ни души...
«Любовь выскочила перед нами,- вспоминает герой,- как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!». Так говорит Мастер о чувствах, которые возникли между ним и Маргаритой.
Удивительно то, что во всем этом рассказе об обыкновенном уличном знакомстве нет ни одной банальной, избитой интонации. Послышится низкий, со срывами женский голос: «Нравятся ли вам мои цветы?» И неожиданно прямой, лаконичный ответ Мастера: «Нет». Двум одиноким людям, как будто давно ждавшим этой встречи, совсем не нужно притворяться. И летят в ближайшую канаву ветки мимозы, а Маргарита, спасаясь от постылой жизни с мужем, к которому она не испытывает никаких чувств, находит своё недолгое счастье с Мастером. Теперь их двое, и ничто не может быть страшно им, пока они вместе.
На мой взгляд, трагедия любви Мастера в том, что он не может быть счастлив с Маргаритой при жизни. Его роман, который так и не был принят общественностью, приносит ему много несчастий. Теперь Мастер вынужден бояться не только за свою жизнь, но и за судьбу возлюбленной.
Маргарита не может спасти Мастера от грозящих ему бед и страданий. Но до тех пор, пока есть силы, она стремится бороться с его страшной и непонятной болезнью, отравляющей всю их жизнь. Что же это за болезнь? «Холод и страх, ставший моим постоянным спутником,- рассказывает он Ивану,- доводили меня до исступления», «...страх владел каждой клеточкой моего тела».
Мастера одолевают мрачные предчувствия. Темными осенними вечерами к нему приходит тоска и постоянно мучает его. Именно в такую минуту он бросает в огонь рукопись своего романа. И только Маргарита может облегчить его страдания, только она способна поддержать в нем волю к жизни и не дать угаснуть слабому огоньку надежды. И эта женщина выхватывает из печи остатки обуглившейся рукописи, чтобы сохранить жизнь лучшей части души Мастера - его роману.
Маргарита сопротивляется этому оцепенению души, она не хочет примириться с гибелью Мастера. Страх, внушающий покорность и бессилие, она пытается развеять и побороть своим мужеством и верностью. Громко заклинает она судьбу: «За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу». И чтобы не напрасна была эта мольба, чтобы сбылось это обещание, автор обращается к иной реальности, которую так яро отрицает Берлиоз и ему подобные.
Но тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит, говорится в книге. И Маргарита делит участь Мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним. Булгаков трижды возвращается к этой роковой минуте. Он рассказывает нам, как, чарами волшебства вновь оказавшись с Мастером в его квартирке, счастливая Маргарита пьет со своим возлюбленным фалернское вино, отравленное Азазелло и мгновенно переносящее героев в иной мир.
Но, как бы не удовлетворяясь этой условно-поэтической картиной, Булгаков дает и другую, менее красивую и более точную версию смерти обоих. В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й нумер клиники Стравинского, скончался на своей койке, в тот самый миг на другом конце Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты, чтобы позвать домработницу Наташу, и внезапно упала, схватившись за сердце, Маргарита Николаевна.
Булгаков показывает нам, читателям, что существует настоящая любовь, но, к сожалению, она очень часто сталкивается с жестокой действительностью и вынуждена бороться за своё существование. Именно в этом трагедия настоящей любви.

Сочинение по произведению на тему: Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то огромное чувство, возникшее при первой случайной встрече. Мастер, находясь в клинике для душевнобольных, не хотел сообщить Маргарите о себе, боясь причинить ей боль, разрушить ее жизнь. Она же отчаянно пыталась его разыскать. Их жизнь была разрушена все тем же противоестественным порядком, который не только не давал развиваться искусству, но и не давал спокойно жить людям, грубо проникая даже туда, где нет места политике. Булгаков не случайно выбрал для романа подобный сюжет.

Он сам немало испытал в жизни. Ему были знакомы бездарные оскорбительные отзывы критиков в газетах, где его имя склоняли незаслуженно, сам не мог найти работу, реализовать свои возможности.

Но Булгаков не закончил свой роман разлукой Мастера и Маргариты. Во второй его части любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен. Без сожаления и без страха Маргарита соглашается быть королевой на балу у сатаны. На этот шаг она пошла лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. Будучи ведьмой, Маргарита отомстила критику Латунскому, немало сделавшему для того, чтобы погубить Мастера. И не только Латунский получил по заслугам в ходе развития сюжета романа. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Главные герои были вместе. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Очевидно поэтому, по фантастическому замыслу писателя, они покидают этот мир, обретая покой в другом.

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменив своему чувству реализма. Но от финальных страниц книги не веет пессимизмом. Не забудем те взгляды, которые были угодны правительству. Кроме того, среди критиков и писателей у Мастера появились завистники, всеми способами стремящиеся не допустить признания нового автора. Эти люди, которым важнее всего было получать материальную выгоду из своего положения в обществе, не стремились и не могли создать что-либо, стоящее на том высоком художественном уровне, которого достиг Мастер в своем романе. Их статьи выходили одна за другой, с каждым разом становясь все оскорбительнее. Писатель, потерявший надежду и цель своей дельнейшей литературной деятельности, стал чувствовать постепенно все большую и большую подавленность, что повлияло на его психическое состояние. Доведенный до отчаяния, Мастер уничтожил свое произведение, которое было главным трудом его жизни. Все это глубоко потрясло Маргариту, которая восхищалась работой Мастера и верила в его огромный талант.

Та обстановка, которая выбила Мастера из нормального состояния, была заметна везде, в различных сферах жизни. Достаточно вспомнить буфетчика “с рыбой второй свежести” и золотыми десятками в тайниках; Никанора Ивановича, председателя жилищного товарищества, поселившего за большие деньги нечистую силу в доме на Садовой улице; конферансье Бенгальского, ограниченного, недалекого и напыщенного; Аркадия Аполлоновича, председателя акустической комиссии московских театров, частенько тайком от супруги проводившего время с хорошенькой актрисой; нравы, существующие среди населения города. Нравы эти ярко проявились на представлении, устроенном Воландом, когда жители жадно хватали летящие из-под купола деньги, а женщины спустились на сцену за модными тряпками, которые можно было получить бесплатно из рук заграничных фокусников. Очень близко столкнулся Мастер с этими нравами, когда у него появился друг - Алоизий Могарыч. Этот человек, которому Мастер доверял и умом которого он восхищался, написал на Мастера донос, чтобы переселиться в его квартиру. Этого доноса было достаточно, чтобы поломать человеку жизнь. Ночью к Мастеру пришли какие-то люди и увели его. Такие случаи в то время были не редкостью.

Михаил Афанасьевич Булгаков неоднократно обращался к теме - художник и общество, которая свое наиболее глубокое воплощение нашла в главной книге писателя. Роман “Мастер и Маргарита”, над которым автор работал в течение двенадцати лет, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале “Москва”.

В этой книге царят счастливая свобода творчества и одновременно строгость композиционного, архитектурного замысла. Там правит великий бал Сатана, и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предатель ствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру.

Главные герои романа - Мастер и Маргарита - живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Это огромное чувство наполнило их жизнь новым смыслом, создало вокруг Мастера и Маргариты только их маленький мир, в котором они нашли покой и счастье. Однако счастье их было недолгим. Оно длилось лишь до тех пор, пока Мастер писал свой роман в маленьком подвале, куда к нему приходила Маргарита. Первая попытка Мастера опубликовать оконченный роман принесла ему большое разочарование. Еще большее разочарование ждало его после того, как какой-то редактор напечатал большой отрывок произведения. Роман о Понтии Пилате, обладающий нравственной и художественной ценностью, был обречен на осуждение. Он не мог вписаться в ту среду литературы, где превыше всего стоял не талант писателя, а его политические взгляды; на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнрав ственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой.

bulgakov/master_i_margarita_69/

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его
гнусный язык!

Легендарное детище Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», занимает достойное место в русской литературе. Это произведение не сходит с прилавков книжных магазинов уже на протяжении многих лет благодаря актуальности тем, затронутых автором в романе. Одной из ведущих линий романа является любовь Мастера и Маргариты, о которой и пойдет речь. Достойны ли эти люди того, чтобы быть вместе? Вот главный вопрос. С Мастером автор знакомит читателей в тринадцатой главе. Уже здесь перед нами предстает образ любящего мужчины.

Он хранит шапочку с вышитой буквой «М». Именно «она» сшила эту шапочку для Мастера. Кто же эта таинственная «она»? Это та, которая верила в своего Мастера. Та, которая жила его романом. Та, которая пошла на сделку с дьяволом, лишь бы быть с любимым человеком. Это Маргарита. Они оба готовы на самоотверженную любовь. Со стороны Маргариты - это действия, направленные на счастье с Мастером. Со стороны Мастера - желание того, чтобы его любимая забыла о нем. Так было бы лучше для этой бедной женщине.

Их встреча была ознаменована букетиком желтых цветов в руках Маргариты, что символизировало непростой путь влюбленных. Но настоящая любовь оказалась выше и сильнее всех преград и лишений. Любовь Мастера и Маргариты является дилеммой: может ли чистая и светлая любовь быть достигнута лишь сделкой с дьяволом? Я могу с уверенностью ответить на этот вопрос утвердительно: да, может. Любовь - это чувство всеобъемлющее, принадлежащее лишь двоим влюбленным и никому более. Нередко можно услышать фразу, что для достижения цели все средства хороши. В романе это утверждение подкрепляется поступками героини. Целью ее была любовь и счастье с любимым Мастером. Да и разве решится человек, в котором не пылает огонь любви, на такие подвиги? Нет. Маргариту вела сила любви, огромная и безграничная. Именно это сильное чистое чувство провело героев через все тернистые пути, через времена и миры.

Несмотря на обеспеченную жизнь в особняке, Маргарита не довольна своей судьбой. Роскоши она предпочтет подвальчик Мастера, в котором они грешно любят друг друга, дышат друг другом. Но зато вместе, вдвоем. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», - пишет Маргарита своему мужу, улетая навстречу своему истинному счастью. Ею руководит не только любовь, но и чувство злости и обиды за непринятый роман Мастера. Она рушит все, что попадается ей под руку, мстя за любимого человека.

На мой взгляд, бал у сатаны является главным эпизодом романа. Именно он дает понять, сможет ли Маргарита пройти весь ритуал, достойна ли она счастья быть с Мастером. Она надевает на нагое тело наряды, приносящие боль. Она испивает из кубка кровь. Она покорно предоставляет колено для поцелуев мертвецов. Она проявляется милосердие, прощая Фриду за детоубийство. Несмотря на натертые ноги, Маргарита гордо ступает и обходит гостей. А как иначе? Она ведь королева и хозяйка бала! Героиня достойно выносит бал сатаны.

Маргарита не решается напомнить Воланду об обещании, потому что гордая. Даже когда дьявол задает вопрос прямо, она все равно отвечает, что ей ничего не нужно.

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» - произнес Воланд на гордое молчание Маргариты.

Единственное желание Маргариты было озвучено с исказившей судорогой лицо:

«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера!»

Это было желание, к которому героиня шла на протяжении всего романа. Это еще раз доказывает чистоту ее помыслов и любви. Автору удалось передать эмоциональное изменение Маргариты через ее реплики, которые насыщены повторами, многоточиями и восклицаниями. Не было предела ее счастью. А Мастеру же все это казалось галлюцинацией, настолько он не верил в возможность снова воссоединиться с любимой. Куда подевалась гордая женщина? Из ее глаз лились слезы, толи счастья, толи горя и жалости. Но теперь они вместе. Они знают это оба.

Символично воссоединению влюбленных сопутствовал и воскрешенный роман Мастера, ведь «рукописи не горят». А если любовь - это рукопись, которую писали днями и ночами, в успех которой верили, которою жили, сгорит ли она? Мастер и Маргарита, уходя вместе в выстраданный мир счастья, доказали, что настоящая любовь пройдет все: она сгорит в языках пламени, но воскреснет из пепла.


Наверное, нет ни одного писателя, который обошел бы в своем творчестве вниманием такую вечную тему, как любовь. И неудивительно: ведь это - самое светлое и сильное чувство, которое может испытать человек. Однако для каждого из нас слово «любовь» означает что-то очень личное: для одних взаимное счастье, для других - страдание и неразделенное чувство, для третьих - жертву. Точно так же и в литературе: в произведениях разных авторов это чувство изображено по-разному в соответствии с их эмоциональным миром. Какова же любовь в романе «Мастер и Маргарита»? Взаимность? Страдание? Жертва? Как и все остальные аспекты романа, она не однозначна и, скорее, сочетает в себе все эти черты.

Если читать роман невнимательно, то создается впечатление, что любовь в нем стоит далеко не на первом месте. Ведь с Мастером читатель знакомится уже ближе к середине книги, в тринадцатой главе, и тогда же впервые заходит речь о его чувстве.

А Маргариту читатель узнает сначала только по рассказам сумасшедшего, и создается впечатление, что она и любовь к ней - всего лишь плод его больного воображения. Тем более что он даже не называет ее имени.

Правда, в девятнадцатой главе, когда половина романа уже прочитана, мы все же знакомимся с женщиной, о которой Мастер рассказывал Иванушке Бездомному в больнице, и убеждаемся, что она действительно существует. Правда, ей посвящена не такая уж и большая часть романа, а ее любимому - Мастеру - и того меньше. Вместе же читатель видит их только в конце книги. Таким образом, кажется, что Булгаков уделил влюбленным не так уж много внимания.

Это именно так, если оценивать произведение с точки зрения математики. С другой же стороны, немаловажно, что по данному поводу думает сам автор? Узнать его мнение просто - надо только прочитать еще раз название романа: «Мастер и Маргарита». Уже только это ставит историю двух влюбленных на первое место. Возникает вопрос: почему главные герои - это именно они, а не Воланд со своей свитой, о которых написано гораздо больше? Почему именно их чувство дало название роману?

Вероятно, потому, что любовь, описанная Булгаковым, как бы выделила Мастера и Маргариту из ряда прочих персонажей, возвысила их над ними до такой степени, что даже высшие силы заинтересовались людьми, способными на такое сильное чувство. Ведь и Воланд, который, по замыслу автора, появился в Москве только для того, чтобы наказывать тех, кто этого заслуживает, помог влюбленным соединиться и наградил каждого из них по заслугам.

Что же такого особенного в этой любви? Она особенна вся - от начала и до конца. О первой встрече и о мгновенно вспыхнувшем чувстве Мастер говорит: «Так поражает молния, так поражает финский нож!» Его это чувство изменило, заставило как бы проснуться. Ведь раньше он не испытывал ничего подобного, хотя даже был женат. Булгаков противопоставляет Маргариту жене Мастера: он никак не может припомнить имени своей супруги, даже щелкая пальцами и вспоминая незначительные детали вроде полосатого платья. Маргариту же он не может забыть, даже сойдя с ума, будучи в психиатрической больнице.

Сама Маргарита другого мнения об их любви: они «любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, не видя», - говорит она. Означает ли это, что героиня предвидела судьбоносную встречу? Скорее всего, Маргарита не была счастлива с мужем и придумала для себя идеальную любовь. Вероятно, именно поэтому она и заметила на улице Мастера, который отвечал ее представлениям о романтическом идеале.

Так или иначе, влюбленные были уверены, что их «столкнула сама судьба», и стали неразлучны. Однако отношение героев друг к другу и к чувству было разным: Мастер каждый день с самого утра ждал любимую, замирая при каждом стуке калитки, она же «шалила» - играла с ним, задерживаясь у окна, не заходя сразу в комнаты. К тому же, в отличие от одинокого писателя, у Маргариты был муж, хороший человек, которого она не хотела бросать. Кто из них любил сильнее? Тогда еще Мастер. Маргарита же испытывала, скорее, романтическую влюбленность, которую подогревала страсть.

Тем не менее, она взяла на себя груз заботы об одиноком человеке: готовила ему обеды, вытирала пыль со старых книг, шила шапочку, а главное - одним своим присутствием поддерживала Мастера, а также помогала в работе, став первой читательницей романа. Возможно, это последнее обстоятельство и послужило причиной зарождения настоящей любви. Маргарита впервые почувствовала себя по-настоящему нужной - не мужу, который был хорошим человеком, но с которым ей было скучно, а Мастеру. Именно поэтому она не оставила его, когда роман отвергли издатели и осмеяли критики. Ведь как раз тогда она стала ему еще нужнее.

В трудное для Мастера время Маргарита была уже не той романтической влюбленной женщиной, которую писатель встретил, гуляя по Москве. Она уже любила всей душой, внутренне чувствуя состояние дорогого ей человека и переживая за него. Простая влюбленность в такой обстановке просуществовала бы недолго; Маргарита именно сейчас впервые задумалась о том, чтобы оставить мужа и переехать к Мастеру насовсем. Она прибежала к нему ночью почувствовав, что любимому плохо, и голыми руками вынимала из огня листы сожженного им романа.

Возникает вопрос: может быть, героине был дорог роман, а не его создатель? Возможно, она любила не человека, а писателя? Недаром она сказала Воланду после бала: «Вся моя жизнь в этом романе».

Однако книга Мастера - это не предмет любви для Маргариты, а, скорее, ее символ. Любит же она самого Мастера. Ведь именно после его исчезновения она чувствует себя такой несчастной, именно его ищет и ждет. Ради него же Маргарита совершает грехопадение, заключив сделку с сатаной. Именно это и становится той жертвой, которую она в итоге принесла ради любви.

Но в самом деле, так ли уж велика была жертва? Ведь Маргарита всего лишь присутствовала на балу у Воланда, не делая ничего плохого даже став молодой и красивой ведьмой. Была ли это, вообще, жертва?

Несомненно. Чтобы вернуть любимого, Маргарита испытала и стыд, принимая гостей сатаны обнаженной, и боль оттого, что ее колено и руку целовали тысячи грешников, осужденных на вечные муки, и страх, когда при ней убили барона Майгеля и предложили выпить его крови. Даже простое согласие выслушать Азазелло у Кремлевской стены было жертвой: ведь Маргарита уже не была той легкомысленной скучающей женщиной, которая познакомилась с Мастером полгода назад. Эта новая Маргарита, несчастная, любящая и страдающая, не хотела даже разговаривать с любым мужчиной, будь то уличный нахал, которым она представила Азазелло, или богатый иностранец. Ни деньги, ни приключения уже не интересовали ее.

Таким образом, Маргарита в любви испытала счастье, а потом прошла через страдание и принесла жертву. Но что же Мастер? Было ли в его жизни то же самое?

Он был счастлив только из-за того, что встретил Маргариту, и наслаждался каждым мгновением, проведенным вместе с ней. Он страдал оттого, что заставил ее страдать. И даже жертва его была принесена не столько во имя любви, сколько ради любимой: Мастер исчез из ее жизни, увидев, что не приносит ей ничего, кроме горя. Он даже готов был отказаться от мечты о том, что когда-нибудь, выйдя из клиники здоровым, снова встретит любимую. Он не писал Маргарите, не давал о себе знать. Почему? Не было ли это жестокостью по отношению к любящей его женщине? Было, однако еще большее страдание причинило бы ей ожидание, а также знание о том, что ее любимый - сумасшедший. Он искренне надеялся ради ее же блага, что Маргарита забудет его.

Чья жертва была более значительной? Трудно сказать: ведь каждый лишился того, что было для него очень важно. Маргарита отказалась от своего доброго имени, от мужа, обеспеченной и комфортной жизни - и все это ради любви. Она готова была умереть, когда по собственному легкомыслию попросила у Воланда в награду не счастья для себя, а прощения для незнакомой женщины, совершившей преступление. Мастер же отказался от самой любви ради счастья Маргариты.

По воле автора влюбленные все же оказались вместе. Почему же он все-таки «отпустил» их из Москвы, подарив взамен другую жизнь? Может быть, потому, что такой любви не место среди обычных людей, в том обществе, которое описывал Булгаков. Ведь даже сами влюбленные не сразу поверили, что все их несчастья позади. Тем более, в их любовь не поверили бы окружающие. Ведь общество не способно принять Мастера или Маргариту такими, какими они стали к концу этой истории. Мастер - душевнобольной, писатель, написавший книгу на запрещенную тему. Маргарита - аморальная женщина, бросившая мужа ради любовника. Только они сами способны были принять друг друга такими. С другой стороны, эта невероятная любовь и жертвы, принесенные Мастером и Маргаритой, возвысили их надо всем миром, сделали их недоступными для понимания остальными людьми. Именно для того, чтобы защитить эту невероятную любовь от людей, не способных ее понять и принять, Воланд и подарил им другую жизнь, в которой они смогут быть вдвоем всегда.