Занятия отца в окружающем мамонтовых. Савва Иванович Мамонтов – русский меценат, режиссер, певец и скульптор

15 октября 1841 года родился Савва Мамонтов. Неудачливый бизнесмен, великий меценат, основатель театров и опер, растратчик и арестант Таганской тюрьмы - Мамонтов прожил яркую жизнь. Его вклад в развитие русского искусства трудно переоценить.

Не тяжело в ученье

Среди современной молодёжи школьного и институтского возраста бытует поветрие: во время плохой успеваемости вспоминать Эйнштейна, который не ахти как учился. Это, конечно, служит отличным моральным оправданием за плохую учебу, но как-то непатриотично. Мы поможем мятежным двоечникам. В России был Савва Мамонтов. Отправляясь на пересдачу можно себя успокаивать мыслью: "А Мамонтов тоже плохо учился".

Савва Мамонтов, сын богатого промышленника хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились. В доме Мамонтовых, когда Савве было ещё только 15 лет, собирались амнистированные декабристы. Рос мятежный и мечтательный мальчик. Он начал увлекаться театром, да так, что его Отец, Иван Фёдорович, стал опасаться за судьбу сына, но увлечению этому не мешал. Мать Саввы умерла, когда будущему миллионеру было только 11 лет. Латынь в гимназии за Савву сдал другой ученик, а Савва поступил на Юридический факультет Московского университета, продолжая при этом увлеченно любить искусство и театр. В душе Мамонтова с детства будут бороться поэт и юрист.

Железная дорога

Для середины XIX века железные дороги были самой прибыльной и инновационной вещью. "Железнодородный бум" можно сравнить с появлением и развитием Интернета. Это было и "НАНО" и "НУНО" тогдашней России. Железная дорога могла стать для её строителя сокровищницей Креза, а могла - навыйным камнем. С Мамонтовым случился второй вариант.

К золотой жиле "Железных дорог", которую для Саввы открыл отец, сын сначала даже не хотел и подходить. Он вообще не особо рвался в семейный бизнес, предпочитая заниматься театром и ездить в Италию, чтобы брать уроки пения. Однако, благодаря протекции директора общества Московско-Ярославской железной дороги, Савва входит в дело, но первое время никак не может увлечься. Надо понимать, что Мамонтов с детства учил только те предметы, которые любил сам. Пришлось Мамонтову полюбить и железные дороги. Этот тот случай, когда любовь доводит до трагедии.

Нестандартно подошел Савва Мамонтов к именам своих детей. Их звали: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Как можно понять, по первым буквам имен отчетливо считается САВВА. В переводе с древнееврейского "Савва" означает старик, мудрец. Кстати, сын Саввы, Сергей, был в отца: создал театр миниатюр, был драматургом и поэтом.

Абрамцево

В 1870 году, то есть на 29 год жизни Саввы, он с женой Елизаветой Григорьевной приехал осматривать дом в Абрамцево. Дом был так себе, но местность вокруг убедила Савву взять именно его. Очевидно, что это было "место силы" и Савва это почувствовал фибрами своей поэтической души. Интуиция не подвела: через несколько лет Абрамцево стало творческой лабораторией, где подолгу жили и творили И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин. Из певцов часто гостил Шаляпин. Знаменитая "Девочка с персиками" - дочь Саввы Вера. Она станет женой обер-прокурора Святейшего Синода Александра Самарина, но рано умрет от туберкулеза. В память о жене Самарин построит церковь, а после освобождения из тюрьмы будет жить в том же Абрамцево.

Фёдор Шаляпин сыграл в жизни Мамонтова важную роль. Именно благодаря Мамонтову Шаляпин "поднялся". Русская частная опера, организованная Мамонтовым, породила немало талантов, но Фёдор Шаляпин также сыграл и неоднозначную роль в жизни Саввы. Мамонтов заплатил огромную неустойку за переход Шаляпина в его труппу, но был слишком ревностным учителем для свободолюбивого Фёдора. В итоге Шаляпин вернулся в Большой.

Когда Мамонтов отбывал тюремный срок за растрату "железнодорожных" денег на нужды искусства, Шаляпин его так и не навестил. Коровин навещал Мамонтова в доме сына, куда Савву перевели под домашний арест. Савва Иванович грустно сказал художнику: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Серов по этому поводу сказал Коровину лаконично: «Мало сердца». Перед смертью Мамонтов завещает, чтобы Шаляпина не пустили на его похороны (на похороны Мамонтова, конечно).

Позже в своей автобиографии Шаляпин напишет: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь...». Вот и пойми этих художников после этого...

Скромный учитель

К театралам: "Почему при упоминании актерских методик всегда упоминается Станиславский и никогда - Мамонтов? ". Маленький Савва в детстве посещал драмкружок вместе с другом детства, также выходцем из купеческого сословия Костей Алексеевым, который впоследствии взял себе звучный псевдоним - Станиславский. Мамонтов выступал в роли Кудряша в «Грозе», а роль Дикого исполнял сам автор – Александр Николаевич Островский.

Через много лет Станиславский назовёт Мамонтова своим учителем. Мамонтова можно считать основателем целой театральной и оперной школы. Его имя стало нарицательным в контексте благотворительности и меценатства, но Савва Мамонтов был не лукавым инвестором, который наживается на искусстве. Инвестором он был слабым, его тяга к прекрасному в ущерб бизнесу погубила режиссера, мечтателя и большого умницу Савву.

Богатых людей в России было не два и не десять. Большинство из них множат капиталы, прозябают на заграничных курортах, меняют жён и любовниц, отдают детей в престижные ВУЗы... Отец Мамонтова, возможно, устроил сына в университет по "блату", и работу Савва получил по протекции, но разительно отличается жизненная модель поведения этого человека от поведения большинства "мажоров" и нувориш. Мамонтов жил какой-то безумной мечтой о приоритете прекрасного над бытовым. Кто ещё из богатеев купит старый дом, превратит его в рай для художников, будет отчислять огромные суммы на благотворительность, отсидит за это в тюрьме... Мамонтов после всех перипетий и предательств (кроме Шаляпина, его предал сам Витте) сдаст, начнет быстро стареть. Он окажется в тени, одинокий и нищий. Человек, который поднял русское искусство ценой собственной жизни.

Дата и место рождения – 15 октября 1841 г., Ялуторовск, Тобольская губерния, Российская империя (ныне Тюменская область).

Дата и место смерти – 6 апреля 1918 г. (76 лет), Абрамцево, Московская губерния, РСФСР (ныне Московская область).

Савва Мамонтов – не просто купец. И даже не просто меценат. Он режиссер, драматург, певец, скульптор. Владелец Частной оперы, которая сделала Федора Шаляпина великим артистом. В домашнем театре Мамонтова играл молодой купец Константин Алексеев, взявший впоследствии псевдоним Станиславский.

Б иография

Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова, Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой, но и более просторный дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Начиная с 1858 года, Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

В 1860 году Савва не выдержал экзамена по латыни и был зачислен на повторное обучение. И он, и его отец тяжело переживали это. Латынь за Савву сдал другой юноша, а сам Савва поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

В 1864 году Савва отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве.

Ж елезнодорожный магнат

“Он не меценат, а друг художников”, – говорил о Савве Ивановиче знаменитый живописец Виктор Васнецов, усадьба Мамонтова, – настоящий центр русской художественной культуры. Здесь жили и работали Репин, Поленов, Левитан, Нестеров, Коровин, Антокольский. Серов писал свою хрестоматийную “Девочка с персиками” тоже в Абрамцеве – с дочери Мамонтова.

Савва Иванович жил в мире искусства, но не забывал и о бизнесе. Как коммерсант Мамонтова отличала тяга к масштабным и несколько рискованным проектам. В особенности это касалось железнодорожного строительства.

Железные дороги играли исключительную роль в российской экономике того времени. Тогдашних железнодорожных магнатов можно сравнить разве что с теперешними нефтегазовыми олигархами. Неудивительно, что с конца XIX века государство стремилось прибрать этот бизнес к своим рукам.

Но начинал Савва Иванович еще во времена Александра II, когда правительство, наоборот, стремилось передать дороги в частные руки. В 1870-х годах он строит Донецкую железную дорогу. В то время Донбасс еще не был крупнейшим промышленным центром. Многие сомневались в рентабельности мероприятия, называли Мамонтова авантюристом. Однако проект был успешно доведен до конца.

Затем Мамонтов загорелся идеей устройства концерна, чтобы объединить в одних руках весь цикл: от производства техники и рельсов до строительство собственно дороги. С этой целью он учредил паевое “Товарищество Невского механического завода”.

Невский механический завод – любимое место русского мецената

На его последний проект Мамонтова подвигло путешествие по северному побережью России. Для освоения тамошних богатств он решил строить железную дорогу до Архангельска. Идея была встречена скептически. Но у нее нашелся могущественный покровитель – министр финансов Сергей Витте. Он видел в этой магистрали важное стратегическое значение и передал концессию на строительство дороги “Акционерному обществу Московско-Ярославской железной дороги”, контроль над которым принадлежал Мамонтову.

П редсмертная записка

Закипела работа. По словам современников, Мамонтов не искал легкой прибили, не экономил на качестве. Для этого требовалось реконструкция Невского завода, переживавшего, мягко говоря, не лучшие времена. А Мамонтов мечтал, чтобы паровозы для русских железных дорого производились не за границей, а в России. То есть вел политику импортозамещения, которую, увы, в те времена не смогли оценить.

Савва Иванович с компаньонами совершили весьма опрометчивый поступок: перевели деньги из “Акционерного общества Московско-Ярославской железной дороги” в “Товарищество Невского механического завода”. На 6 миллионов рублей больше, чем можно было по закону. Оба предприятия контролировал Мамонтов. Но все же они были акционерными. Получалось, что Савва Иванович переводил в том числе деньги акционеров, поставив их интересны под угрозу. Ведь в кассе железной дороги образовался огромный дефицит.

С ергей Витте

Сергей Юльевич Витте – премьер-министр в “деле Мамонтова” действовал небескорыстно.

В дело вмешался министр финансов, который, зная о не вполне законных операциях с деньгами, продолжал поддерживать Савву Ивановича. Или делал вид, что поддерживает. Витте передал Мамонтову концессию на строительство Северной железной дороги Санкт-Петербург – Вятка, которая должна была принести быструю прибыль и поправить дела. Тот же Витте присоветовал оказавшемуся в тяжелой ситуации предпринимателю взять значительный кредит у банкира Ротштейна, своего доверенного лица.

Кредит был взят, но тут Витте неожиданно отобрал лицензию на постройку дороги до Вятки. Это означало крах Мамонтова. Говорили, что под Савву копал министр юстиции Николай Муравьев. А Витте, который во всей этой истории сам был не без греха, сдал Мамонтова с потрохами.

Но вообще-то поступок Витте вполне соответствовал его экономическим воз-резаниям. В то время министр финансов уже твердо уверовал, что железные дороги должны принадлежать казне. Он полагал, что нельзя допускать, чтобы в государстве “создались как бы особые царства, железнодорожные, в которых царили маленькие железнодорожные короли”.

Началось следствие по “мамонтовскому делу”. Аудит выявил факт незаконной передачи 6 миллионов рублей. На железной дороге и на заводе было введено внешнее управление, которое возглавил чиновник с фамилией Хитрово.

Покрыть злосчастные 6 миллионов Мамонтов не смог. Его арестовали. При аресте в кабинете нашли записку из разряда тех, что принято называть предсмертными, и заряженный пистолет, воспользоваться которым Мамонтов не успел. Или не решился.

Н а скамье подсудимых

Хитрово полностью оправдал свою фамилия: акции Северной дороги и Невского завода были за треть стоимости переданы в казну. Государству же отошла и Московско-Ярославская дорога, и ее Архангельская ветка, хотя, по идее, они должны были достаться кредитору Ротштейну. Одним “железно-дорожным королем” стало меньше.

Поговаривали, что Витте имел в этом деле и личный интерес – немного поиграл на стоимости акций, которые скупал через родственников жены. Тем временем имущество Мамонтова шло с молотка. Сам он, сидя в тюрьме, сохранял удивительное спокойствие. Писал, переводил и даже вылепил по памяти бюст Витте, которого вообще-то должен был проклинать.

Московский деловой мир был на стороне Мамонтова, однако бросить открытый вызов властям не решился. Зато богема, которую часто обвиняют в неблагодарности и эгоизму, не бросила своего бывшего покровителя. Исключением стали, пожалуй, лишь Коровин и Шаляпин, которые сразу же покинули Частную оперу и ни разу не навестили опального мецената в тюрьме.

Остальные мастера культуры хлопали за Мамонтова где могли. Валентин Серов лично уговорил Николая II выпустить Мамонтова под домашний арест. Василий Суриков и Василий Поленов наняли для него лучшего адвоката по уголовным делам – Федора Плевако.Деньги на “выкуп” Мамонтова собирали и железнодорожные рабочие.

С уд и свобода

Знаменитый адвокат Плевако построил защиту на бесспорном факте отсутствия корысти в действиях Мамонтова и его компаньонов. Пресловутые 6 миллионов Мамонтов должен был возместить. Приговор был встречен овацией. Плевако получил очередную порцию славы. Мамонтов вышел из зала суда свободным, но разоренным дотла.

Железные дороги отошли к казне, особняк со всеми произведениями искусства был продан. Частная опера смогла просуществовать еще два года. Магнат превратился в частное лицо. Остаток жизни он провел в Абрамцеве и в небольшом домике у Бутырской заставы, где имел маленький гончарный завод, на котором иногда сам работал у станка.

“Дело Мамонтова” – это даже не борьба частного капитала с государством. Савва Иванович, в отличие от многих других представителей московского купечества, никогда не интересовался политикой. Он просто попал под жернова государственной машины, которая, не задумываясь, переломала этого чудаковатого купца, мечтавшего о славе русского искусства и об освоении бескрайних просторов Русского Севера.

Источник – интернет и журнал “Загадки истории”. Автор – Глеб Сташков.

Савва Иванович Мамонтов – русский меценат, режиссер, певец и скульптор обновлено: 4 октября, 2017 автором: сайт

Савва Мамонтов учился в Петербургском горном институте и на юридическом факультете Московского университета. И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога. Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку. Осенью Савва Иванович стал руководить центральным Московским отделением товарищества.



В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения, изучал живопись. Там он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба в 1865 году в Киреево). Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.

"Посиделки" у Мамонтовых. В числе гостей Серов, Коровин...

Савва Мамонтов пел как оперный певец (итальянская опера предлагала ему выступать на ее сцене), был талантливым скульптором, художником, увлекался изготовлением майолики. В 1870‑1890 его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались виднейшие художники и музыканты. При поддержкеа были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел.

В 1885 Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу, просуществовавшую до осени 1904. Она пропагандировала творчество передовых деятелей музыкального искусства, утверждала новые принципы в театральном искусстве и реалистический тип оперного спектакля.

Благодаря Мамонтову«поднялся» Фёдор Шаляпин . Русская частная опера, организованная Мамонтовым, породила немало талантов, но Фёдор Шаляпин также сыграл и неоднозначную роль в жизни Саввы. Мамонтов заплатил огромную неустойку за переход Шаляпина в его труппу, но был слишком ревностным учителем для свободолюбивого Фёдора. В итоге Шаляпин вернулся в Большой.

Савва Мамонтов являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России (от Ярославля до Архангельска и Мурманска и от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна. Он был гласным Московской городской думы, почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища, основателем пяти коммерческих и промышленных училищ в разных частях Российской империи. Он автор книги "О железнодорожном хозяйстве России", кавалер ордена Владимира 4‑й степени.



В начале 1990‑х Мамонтов задумал создать конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско‑ Ярославско‑Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север. Из‑за нехватки финансовых вложений, связанных с промышленным кризисом в 1899 Мамонтов разорился, был арестован и посажен в Таганскую тюрьму. Несмотря на все усилия друзей и положительное мнение рабочих, Савва Мамонтов несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Мамонтова сознательно препятствовали. Муравьёв целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Савва Иванович лепил скульптуры охранников и по памяти. В доме сына, куда Савву Мамонтова перевели под домашний арест , его навещал Коровин . Савва Иванович грустно сказал художнику: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Серов по этому поводу сказал Коровину лаконично: «Мало сердца». Перед смертью Мамонтов завещает, чтобы Шаляпина не пустили на его похороны (на похороны Мамонтова, конечно).

Позже в своей автобиографии Фёдор Шаляпин напишет: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь…». Вот и пойми этих художников после этого…

В суде его защищал известный адвокат Ф. Н. Плевако, свидетели говорили о Мамонтове только хорошее, а следствие установило, что он не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте. Все долги были погашены. Однако, Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва Иванович сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей — творцов.

Савва Иванович Мамонтов скончался 6 апреля 1918 года. Похоронен в Абрамцево.


Виктор Васнецов. Дубовая роща в Абрамцеве.

Село Абрамцево (до 2004 ‑ дачный посёлок) расположено в городском поселении Хотьково Сергиево‑Посадского района Московской области. Впервые Абрамцево упоминается в XIV веке. Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843, когда его приобретает писатель Аксаков, которого посещали литераторы, актеры, философы, историки, некоторые подолгу гостили в гостеприимном доме.



В 1870, через 11 лет после смерти Аксакова, имение Абрамцево было приобретено Саввой Ивановичем Мамонтовым, оно принадлежало ему до 1900. Увлекавшийся пением, музыкой и ваянием Мамонтов привлекал молодых талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. В течение многих лет в его имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники, в красной гостиной старинной усадьбы собирались: Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, Поленов, Остроухов, Врубель, Нестеров, Неврев, Антокольский, Серов, Коровин, Левитан, Шаляпин и многие другие.

Василий Поленов и Савва Мамонтов

В 1878 образовалось своеобразное творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства под названием «Абрамцевский Художественный кружок», сыгравший большую роль в развитии национальной художественной культуры России конца XIX- начала XX века. Членов этого кружка объединяло общее стремление к дальнейшему развитию русского национального искусства, опиравшегося на народное творчество и его художественные традиции.



На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» являлось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники, которые отдых совмещали с работой. В окрестностях Абрамцева В. Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Аленушка», а в усадебном парке и поныне стоит его сказочная избушка «на курьих ножках». Знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками» Серов написал в столовой Абрамцевского дома. Здесь же устраивались совместные вечерние чтения, которые незаметно вылились сначала в домашний театр, где при участии Шаляпина, Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой знаменитой Русской Частной оперы, откуда впервые зазвучал на всю Россию голос и имя Шаляпина, а волшебные декорации к постановкам, выполненные по эскизам художников «кружка», изумили весь театральный мир.

Абрамцево. Русская изба, в которой выставлены работы Врубеля

Здесь возрождалось старорусское гончарное производство, разрабатывались новые формы предметов быта. Открылась школа для крестьянских детей.

Пытаясь возродить художественные кустарные промыслы, члены Абрамцевского кружка организовали столярно‑резчицкую и керамическую мастерские. В конце XIX века в окрестностях усадьбы появилась школа абрамцево‑кудринской резьбы по дереву. Возникновение промысла тесно связано с Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе Мамонтова столярно‑резчицкую мастерскую (1882), в которой учились и работали резчики окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Мутовки, Кудрино. В настоящее время удожественно‑промышленный колледж имени В. М. Васнецова готовит мастеров абрамцевско‑кудринской резьбы.



В 1918 году усадьба была национализирована. На ее территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична . Вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 было опубликовано постановление Совета Министров "О преобразовании музея‑усадьбы Абрамцево" в Государственный историко‑художественный и литературный музей‑заповедник "Абрамцево".

ria.ru ›Справки ›20080406/106100419.html

Сергиев-Пасад. Памятник Савве Ивановичу Мамонтову на привокзальной площади



Савва Мамонтов – известный русский предприниматель и меценат 19 века. Биография Саввы Мамонтова очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.

Краткая биография Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.

Образование

В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.

Приобщение к искусству

Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман – на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.

Мамонтов – предприниматель

В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.

Меценатство

Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. Усадьбу Абрамцево, где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.

В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Судебное разбирательство

К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.

Жизнь после суда

С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.


Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра – САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

Жизнь после смерти

Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.

Савва Мамонтов родился 2 октября 1841 года в купеческой семье. Его отец, Иван Федорович Мамонтов, занимался винным откупом в Тобольской губернии. Именно здесь у него и его жены Марии Тихоновны Лахтиной родился четвертый ребенок - Савва. Всего у супругов было семеро детей, но две дочери умерли еще в детстве. В 1843 году Иван Федорович стал купцом первой гильдии, а в 1849 году вместе с семьей он переехал в Москву, где возглавил все откупное хозяйство Московской губернии. И в Сибири, и в Москве дела у Ивана Тимофеевича шли хорошо, благодаря чему семья могла жить на широкую ногу. На первой Мещанской улице Мамонтовы арендовали роскошный особняк, где устраивались балы и званые вечера. Некоторое время спустя в Москву переехал и брат Ивана Тимофеевич, Николай Тимофеевич, также купец и предприниматель.

Образ жизни братьев Мамонтовых, несмотря на их принадлежность к купечеству, сильно отличался от того, как жили другие представители этого класса. Важное место в их жизни занимало искусство, литература, музыка, театр. По воспоминаниям современников Иван Федорович манерами и внешностью больше походил не на купца, а на английского премьера. Особо влиятельных связей среди московских предпринимателей и купечества Мамонтовы не имели. Во-первых, они сами к этому не слишком стремились, а местные торговцы и промышленники не очень благосклонно относились к богатым приезжим откупщикам. Надо сказать, что спустя десять-пятнадцать лет Мамонтовы уже прочно закрепились и в Москве, завоевали авторитет и заняли видное место в купеческой среде и в городском управлении.

Но вернемся к истории жизни сына Ивана Тимофеевича - Саввы Мамонтова. После переезда в Москву методы воспитания детей в семье несколько изменились. Старшим сыновьям (Федору, Анатолию и Савве) наняли гувернера. Им стал выпускник Дерптского университета Ф.Б. Шпехт, который обучал мальчиков европейским манерам и иностранным языкам. Вместе с тем, в ходу оставались и старые способы - за ослушание или нерадивость детей укладывали на кровать и секли.

В 1852 году после смерти Марии Тихоновны Иван Федорович с детьми переехал в большой, но менее великолепный дом на Новой Басманной. Отец всерьез волновался о судьбе своих сыновей, и хотел дать мальчикам хорошее образование. Савву и Анатолия отец отдал на обучение во Вторую Московскую гимназию, располагавшуюся на Елоховской улице. В гимназии Савва успехами в учебе не отличился, и через год отец перевел его в петербургский Институт Корпуса гражданских инженеров (Горный корпус). Это было очень перспективное решение - в России как раз начинало развиваться железнодорожное строительство, и важность инженерной профессии постоянно росла.

В 1854 году Савва вместе с двумя двоюродными братьями выдержал экзамен и был зачислен в корпус. Учащиеся Горного корпуса получали общие и специальные профессиональные знания, а также проходили военную подготовку. При выпуске им присваивался чин. Савва Мамонтов проучился в Петербурге два года. Преподаватели отмечали его хорошее поведение, но недостаточное прилежание. Дело в том, что Савва предпочитал заниматься только теми предметами, которые его интересовали. Например, его увлекающаяся натура была покорена немецким языком. Савва быстро его выучил, и имел по этому предмету высшие баллы, в то же время по латыни у него были только двойки и тройки. Такое положение вещей не устраивало отца, и он писал 14-летнему Савве: "Я благословляю тебя, прошу и приказываю бросить лень, учиться хорошо и баллами в успехах показать мне, что ты послушный и заботливый к исполнению отцовских приказаний сын". Обучение в Горном корпусе закончилось внезапно. Во время эпидемии скарлатины умер двоюродный брат Саввы, Валерьян, и Иван Федорович решил забрать сына в безопасную Москву, чтобы продолжить его обучение в той же Второй гимназии, в которой Савва учился до отъезда в Санкт-Петербург.

В 1860 году, когда Савве было уже почти 19 лет, он провалил экзамен по латыни в выпускном 7-м классе, не получил свидетельство и был оставлен на второй год. Однако, знающие люди порекомендовали отцу способ, как обойти эту проблему. Для поступления в петербургский университет свидетельство об окончании гимназии не требовалось, туда и поступил Савва. Латынь на вступительном экзамене за него сдал другой учащийся. Поступив в университет, Савва затем перевелся на юридический факультет Московского университета, где и начал учиться с большим интересом.

Уже тогда Савва Мамонтов начал серьезно увлекаться театром. В его дневнике за 1858 год можно найти отзывы о многих спектаклях, по которым можно судить, насколько большую роль играл театр в жизни студента. Из дневников можно многое узнать и о том, как протекала жизнь Саввы в кругу семьи. Например, 31 января 1858 г. он записал: "Сегодня утром ходил к Александру (двоюродный брат, Александр Николаевич. — А. Б.) на фабрику, у него был Булахов, он пробовал мой голос, говорит, что у меня баритон и может образоваться хороший голос, если мне им заниматься".

В середине 19 века Мамонтовы приобрели дом на Воронцовом поле и подмосковное имение Киреево возле Химок. В этом имении останавливались некоторые декабристы, которые возвращались в Москву после амнистии. Иван Тимофеевич продолжал успешно заниматься предпринимательством, а Савва Иванович жил своими интересами. Он стал не только театральным зрителем, но и принимал участие в любительских театральных постановках. Все это волновало отца. Поскольку старшие сыновья не имели склонностей к предпринимательству, то надежда была только на Савву. Театральные занятия сына все больше беспокоили Ивана Тимофеевича, и, чтобы отвадить его от столичных развлечений, он направил его в Баку по делам Закаспийского товарищества. Это случилось в 1862 году, а в 1863 руководители товарищества назначили Савву Ивановича заведующим Центральным отделением фирмы, расположенным в Москве.

В 1864 году Савва Мамонтов приехал в Италию, чтобы немного поправить здоровье и познакомиться с тонкостями торговли шелком. Ломбардия и ее столица Милан были известными европейскими центрами шелководства и шелкоткачества. Кроме того, именно в Милане располагался знаменитый театр Ла Скала - сердце мировой оперы. Были ли от этой поездки какие-то деловые результаты - не известно, но известно, что в Италии Савва Иванович серьезно увлекся оперой и даже стал брать уроки пения. К своим занятиям он относился со здоровой долей юмора. Мамонтов писал, что извозчики, стоянка которых располагалась под окнами, где он занимался пением, не выдерживали и разъезжались. Первая поездка в Италию ознаменовалась для Саввы Мамонтова и еще одним важным событием - здесь он познакомился с дочерью известного московского купца, крупного шелкоторговца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, которая впоследствии стала его женой. Елизавета Сапожкова не отличалась красотой, но была очень хорошо воспитана, образованна, обладала сердечным и открытым нравом. Сапожковы занимали очень высокое положение в обществе, и их согласие на брак дочери с Саввой стало подтверждением авторитета Мамонтовых. Иван Федорович высоко оценил 17-летнюю Лизу Сапожкову, и безоговорочно одобрил выбор сына. После свадьбы молодожены несколько недель прожили в Кирееве, а затем отправились в свадебное путешествие по Италии.

По возвращении из-за границы Савва с женой поселились на Садово-Спасской, в доме, который приобрел для них Иван Тимофеевич Мамонтов. В 1860-е годы Иван Тимофеевич тесно сотрудничал с Ф.В. Чижовым, бывшим профессором математики, находившимся в дружеских отношениях с Гоголем, Аксаковым, Поленовым и другими известными представителями искусства и культуры. Чижов симпатизировал Савве Мамонтову, и на протяжении долгого времени был его наставником и покровителем.

В 1869 году Иван Тимофеевич Мамонтов умер, и Савве пришлось самому вести дела. Не без помощи Чижова молодой Мамонтов приобретал новый опыт и добивался успехов в области предпринимательства. Так, в 1872 году по рекомендации Чижова Савва Мамонтов стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. В то же время, он являлся владельцем торговой конторы, специализировавшейся на поставках строительных материалов. Приблизительно в это же время Мамонтов начал активно участвовать в общественной жизни.

После смерти Ивана Тимофеевича Киреево отошло к его сыну Федору, а Савва Иванович с Елизаветой Григорьевной приобрели у писателя С.Т. Аксакова его усадьбу Абрамцево. Чета Мамонтовых считала, что дети должны расти в простой и здоровой обстановке, поэтому дом за городом был прекрасным решением. Из воспоминаний Елизаветы Григорьевны можно узнать, что несмотря на живописную местность, сразу перебираться в Абрамцево было нельзя, так как дом был настолько ветхим, что нуждался в капитальной переделке. Со временем Савва Иванович, отличавшийся постоянной жаждой деятельности, превратил Абрамцево в цветущую усадьбу. Помимо усадебного дома здесь построили больницу, школу, мост, плотину на реке Воре, улучшили дорогу, оборудовали мастерские для художников. Также в Абрамцеве появилась новая церковь, оранжерея и сад.

Савва Иванович испытывал искреннюю заинтересованность к людям искусства, и они ему отвечали взаимностью. Так возник "мамонтовский кружок", в который входили многие выдающиеся деятели российской культуры конца 19 века. После очередной поездки в Италию в 1874 году Савва Мамонтов очень тяжело переживал возвращение к обычным деловым будням в России. Он начал задумываться о том, что у семьи уже вполне достаточно средств для безбедного существования, и, возможно, стоит ограничить свою деловую активность, чтобы иметь больше времени для себя и своих близких. В то же время, его деятельная и увлекающаяся натура стремилась к большому и важному делу. Таким делом для него на некоторое время стала постройка Донецкой каменноугольной железной дороги. Это предприятие принесло Мамонтову всероссийскую известность. Дорога была достроена в 1882 году, а в начале 1990-х ее выкупило государство.

Предпринимательская деятельность Мамонтова прекрасно уживалась с его духовными и интеллектуальными интересами. Он был в курсе самых последних течений в изобразительном искусстве и литературе, находился в родстве с Третьяковым и хорошо знал его собрание. В круг общения Мамонтова входили А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.И. Суриков, Н.В. Неврев, В.А. Серов, К.А. Коровин и многие другие. Савва Иванович при необходимости оказывал художникам не только моральную, но и материальную поддержку. Некоторые из них подолгу жили в доме Мамонтова в Москве и в Абрамцеве. Савва Иванович мог различить в еще не признанном художнике талант. Он помогал встать на ноги Врубелю, Васнецову, Серову, Коровину. В Абрамцеве были созданы многие произведения искусства, прославившие впоследствии своих авторов.

Несмотря на то, что Мамонтов целенаправленно не занимался коллекционированием, его постоянно окружали произведения искусства. Многие художники сами дарили ему свои работы, некоторые картины Савва Иванович и его жена покупали сами. Таким образом, постепенно сформировалась коллекция, в которую входило большое число ценных произведений живописи.

Савва Мамонтов сделал многое для пропаганды творчества художников-передвижников. В 1880 году он за свой счет издал альбом "Рисунки русских художников". Также Мамонтов помогал организовывать художественные выставки в Москве, совместно с княгиней М.К. Тенишевой финансировал издание журнала "Мир искусства", внес несколько десятков тысяч рублей в фонд Музея изящных искусств и был избран членом-учредителем Комитета по устройству музея.

В доме Мамонтовых часто звучала музыка. Здесь проходили музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения Бетховена, Шумана, Моцарта, Мусоргского, Глинки, Даргомыжского и других композиторов. Иногда перед гостями выступал сам Савва Тимофеевич, который обладал вокальным талантом. Ставили у Морозовых и домашние спектакли, в одном из которых в 1878 году принимал участие 17-летний К.С. Алексеев, впоследствии известный как Станиславский.

Мамонтова беспокоила мысль о том, что просвещенная российская публика достаточно пренебрежительно относится к отечественному оперному искусству, и в начале 1880-х годов он решил заняться крупными оперными постановками. Вместе с дирижером Н.С. Кротковым он начал собирать труппу. В 1882 году частные театральные труппы были разрешены законодательно, и Мамонтов первым осмелился учредить оперный театр совершенно нового типа. До этого русские оперные постановки были ориентированы на правильное выпевание нот, Савва Иванович же задумал создать на сцене цельное произведение, в котором принимали бы участие на равных певцы, актеры, музыканты и художники. Это была совершенно новая задача, и решать ее пришлось без опоры на опыт.

В труппу Московской частной русской оперы было решено набирать молодых певцов, которые еще не выступали на казенной сцене. В новом театре Мамонтов официально не занимал никаких постов, но он принимал самое активное участие в репетициях, руководил актерами, говорил им, что "опера не есть концерт в костюмах на фоне декораций". Для начала было решено поставить три оперы: "Русалка" А.С. Даргомыжского, "Фауст" Ш. Гуно и "Виндзорские проказницы" О. Николаи. Первый спектакль "Русалка" прошел в январе 1885 года в здании Лианозовского театра. Рисунки для костюмов и декорации создавал художник В.М. Васнецов, декорации писали молодые К.А. Коровин, И.И. Левитан, Н.П. Чехов. Они же оформляли "Фауста" и "Виндзорских проказниц" по эскизам В. Д. Поленова. Именно благодаря Савве Мамонтову появилось понятие "театральный художник". До этого серьезные художники не занимались театром, а театральные декорации создавали декораторы, задачей которых было более-менее похоже изобразить средневековый замок, античные руины или итальянский пейзаж - стандартные иллюстрации к оперным темам. При таком серьезном подходе к организации театра, казалось бы, он должен был иметь огромный успех, тем более, что задолго до открытия по Москве ходило множество слухов о новшествах в театре "железнодорожного короля". Несмотря на то, что все билеты на премьеру были раскуплены, успеха постановка не имела, и в дальнейшем зрительные места в зале часто оставались пустыми, а в прессе появлялись довольно острые критические заметки. Отчасти они были справедливы, у первых постановок театра Мамонтова имелись недостатки. В первую очередь - это невысокий уровень мастерства артистов, которые еще не научились "петь, играя", но цели Мамонтова были гораздо более далекоидущими и глобальными. Большинство, в том числе и родственники, осуждало Савву Ивановича, считая занятие театром недостойным для делового человека такого масштаба.

Много времени и сил пришлось потратить, прежде чем мамонтовская опера стала собирать восторженные отзывы. В 1898 году гастроли мамонтовского театра с успехом прошли в Санкт-Петербурге, после чего была опубликована восторженная статья В.В. Стасова, в которой он высоко оценил роль Мамонтова в развитии русской оперы. Именно благодаря Савве Ивановичу загорелась сценическая звезда Шаляпина, стал известен талант дирижера и композитора Рахманинова, нашла своего слушателя музыка Мусоргского и Римского-Корсакова.

Создание частной оперы и ее дальнейшая материальная поддержка, прежде чем спектакли стали окупаться, нуждалось в крупных и регулярных затратах. Точных данных о том, во что все это обходилось Савве Мамонтову, не сохранилось. Только путем приблизительного анализа и некоторых слухов можно предполагать, что в первый год основания театра Мамонтов потратил на него около трех миллионов рублей, а ведь на этом его вложения не закончились, и продолжались на протяжении нескольких лет. Надо заметить, что театральное меценатство Мамонтова было совершенно бескорыстным, он не имел никакой выгоды от этого предприятия. Со временем способности, художественный вкус и чутье Мамонтова в творческой среде оценили по достоинству, и по многим вопросам спрашивали у него мнения и света. Например, Станиславский называл Савву Ивановича своим учителем эстетики.

Но меценатство Мамонтова было направлено не только на искусство, он долгое время был председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве. В качестве душеприказчиков Чижова Савва Иванович занимался учреждением учебных заведений в северных губерниях, в том числе Костромского промышленного училища им. Ф.В. Чижова, где был избран пожизненным почетным попечителем. Мамонтов стал организатором либеральной газеты "Россия" в Санкт-Петербурге. Газета быстро стала популярной, и просуществовала несколько лет. В 1902 году ее закрыли за фельетон А.В. Амфитеатрова "Господа Обмановы", в котором высмеивались члены царской семьи.

Все благотворительные начинания Мамонтова требовали больших финансовых расходов, а средства можно было получить в процессе предпринимательской деятельности, которой Мамонтов продолжал заниматься. В начале 1990-х годов правление Московско-Ярославской дороги решило продлить железнодорожную линию до Архангельска. Это был сложный и трудоемкий проект, который не сулил никаких крупных дивидендов в обозримом будущем. Но Савва Мамонтов взялся за него, посчитав, что развитие надежного железнодорожного сообщения поможет хозяйственному росту отдаленных русских областей. Он возглавил правление Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, а также привлек к делу своего младшего брата Николая и сына Всеволода, а затем и Сергея.

Новый участок дороги был достроен в 1897 году, а через год по ней началось регулярное движение. Осуществление этого масштабного проекта было единогласно одобрено всеми, кто понимал важность экономического прогресса страны. Сам же Мамонтов просто делал нужное дело, не стремясь к наградам, чинам или званиям, хотя, за свою деятельность он все равно не оставался без них. Так, в 1896 году по инициативе министра финансов С.Ю. Витте, Мамонтов получил престижное звание мануфактур-советника, а через год, также благодаря Витте, Савва Иванович был награжден орденом Владимира четвертой степени.

Общество железной дороги в этот период процветало, его чистый доход за 1898 год составлял 5,2 миллиона рублей. Логично предположить, что при таких доходах, часть которых оседала в семье Мамонтовых, можно было быть совершенно уверенными в собственном благосостоянии, но многочисленные идеи и проекты Саввы Ивановича постоянно требовали новых и новых расходов.

В начале 1890-х готов Мамонтов параллельно с железнодорожными делами приступает к осуществлению грандиозной экономической комбинации, которая в конце концов привела его к краху. Суть предприятия заключалась в создании конгломерата связанных между собой промышленных и транспортных предприятий.

Еще в 1890 году Мамонтов арендовал у государства почти заброшенный Невский судостроительный и механический завод в Петербурге, и на его базе организовал "Московское товарищество Невского механического завода". Товарищество должно было заниматься обеспечением железных дорог подвижным составом. Для того, чтобы обеспечивать это производство сырьем, Мамонтов приобрел в Иркутской губернии Николаевский металлургический завод (преобразованный в общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов). В обоих случаях во главе предприятий встал Савва Иванович Мамонтов. Ничего подобного до Мамонтова еще никто не делал, и в случае успеха был бы образован крупный концерн.

Чтобы поднять все свои промышленные предприятия на современный уровень, нужна была их полная модернизация. Эта задача требовала огромных капиталовложений и, возможно, Мамонтов просто не до конца оценил серьезность предстоящей работы. Личных средств оказалось недостаточно, не хватало и личного контроля, а также компетентных и честных сотрудников. Часть средств просто растрачивалась впустую, но все это Мамонтова не останавливало. Он продолжал упорствовать в своем начинании и начал финансировать предприятия из кассы Московско-Ярославско-Архангельской дороги, а также изыскивал денежные средства на стороне. В этом случае интуиция подвела Мамонтова, а одной из причин стало отсутствие надежного источника кредитования. Он не имел тесных отношений с банками. По совету Витте Мамонтов обратился за помощью в другим крупным промышленникам, но они видели в нем серьезного конкурента, так что не в их интересах было помогать Савве Ивановичу.

В конце 1890-х годов Мамонтов также задумал грандиозный проект - строительство огромного культурного центра с современной гостиницей, ресторанами, художественными галереями, помещениями для спортивных состязаний и, конечно же, театром. Этот комплекс должны были построить на месте нынешней гостиницы Метрополь. С 1830-х годов это была трехэтажная гостиница с банями, принадлежавшая купцу Челышеву. Здание было построено известным архитектором Осипом Бове. Мамонтов выкупил и гостиницу, и прилегающую к ней территорию для реализации своего плана. Конкурс на лучший проект проводился в 1899 году, выиграли его архитекторы Л.В. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Однако Савве Мамонтову больше понравился проект Вильяма Валькота, который занял четвертое место. Строительство началось сразу же. Старую гостиницу не сносили, ее должны были перестроить и объединить при помощи общих фасадов с новыми корпусами. Как раз в это время у Саввы Ивановича начались финансовые проблемы, и Метрополь остался недостроенным. В дальнейшем Метрополь перешел к новым владельцам, нанявшим для строительства архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова, которые внесли в проект Валькота значительные изменения.

В результате рискованной банковой операции, на которую Мамонтов возлагал большие надежды, он потерпел неудачу, которая в итоге кардинальным образом изменила его жизнь. Мамонтов провел ряд операций, которые позволили бы ему достичь финансовой стабильности, но везение обернулось к нему спиной.

В газеты просочилась информация о его финансовом крахе. Журналисты, охочие до горячих новостей, и совершенно несведущие в экономических вопросах, будоражили общественно мнение заметками о грандиозных суммах краж и растрат. Со временем ситуация стала проясняться, и о Савве Ивановиче уже говорили, как о жертве. Всех интересовали ответы на вопросы, почему такой серьезный предприниматель попал в подобную ситуацию, была в этом его вина или он стал жертвой обстоятельств? Некоторые считали, что Мамонтов пострадал от интриг в высших эшелонах власти, где шла борьба за влияние между министром юстиции Н.В. Муравьевым и С.Ю. Витте, вначале поддерживавшим Савву Ивановича, но затем обернувшим свое мнение против него. Мамонтовское дело называли "одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства". Также существовала версия, что другие предприниматели и чиновники мстили Мамонтову за его популярность и подвижничество в сфере культуры. До сих пор это громкое дело остается не до конца ясным.

Объективно положение Мамонтова было небезнадежным. Из баланса личной собственности, которую он сам составил, общая стоимость движимого и недвижимого его имущества составляла 2 миллиона 660 тысяч рублей, а претензии кредиторов - 2 миллиона 230 тысяч рублей. Но Мамонтову не дали времени распродать имущество и расплатиться с долгами. Иски быстро передали в суд, и 11 сентября 1899 года Мамонтова арестовали в его доме и пешком под конвоем сопроводили в Таганскую тюрьму, а на его имущество наложили арест. Тяжело для Саввы Ивановича было крушение дел всей его жизни, и то, что он, хоть и немолодой, но очень деятельный человек, на несколько месяцев был заточен в одиночной камере.

Изначально сумма залога, который мог бы облегчить меру пресечения свободы, была определена в 763 000 рублей. В первые дни ареста Савва Иванович обратился к следователю с просьбой сменить тюрьму на домашний арест, так как его слабое здоровье могло не выдержать тюремных условий, и до суда он попросту мог бы не дожить. Следователь отвечать не торопился. Лишь через неделю он сообщил Мамонтову, что, если он нездоров, то его могут перевести в тюремную больницу. Совершенно неожиданно залог подняли до 5 миллионов рублей, и близкие Мамонтова не смогли собрать такую сумму. Некоторые знакомые в это трудное время отвернулись от Мамонтова, хотя вина еще даже не была доказана, но оставались и такие, которые не бросили его в трудную минуту. Среди верных друзей Саввы Ивановича были тринадцать художников из "мамонтовского кружка", Константин Сергеевич Станиславский, а также рабочие мамонтовских предприятий, которые даже собирали деньги для выкупа промышленника.

После пяти месяцев тюремного заключения во время врачебного осмотра было признано, что Мамонтов страдает болезнями легких и сердца, и следователь согласился перевести заключенного под домашний арест. 17 февраля 1900 года Савва Иванович поселился в небольшом доме в Петропавловском переулке, а в его знаменитом на всю Москву доме на Садовой власти устроили настоящий погром. Полицейские и судебные чиновники приходили сюда несколько раз. Было описано все имущество, а переписка изъята.

Особый интерес у судебных исполнителей вызывали деловые архивы Мамонтова. Эти документы изучали особенно тщательно, пытаясь найти в них следы махинаций, но никаких подтверждений так и не обнаружили. Внимание обращалось даже на мелочи, личные отношения между коллегами, но раздуть из них дело не вышло. Следствие завершилось в мае 1900 года, его передали в суд, и 23 июня началось разбирательство в Московском окружном суде. В числе подсудимых оказались и сыновья Мамонтова, его брат Николай, директор К. Д. Арцыбушев и начальник коммерческого отдела М. Ф. Кривошеин.

Во время судебных заседаний ни один из нескольких десятков свидетелей не сказал ни одного плохого слова в адрес Мамонтова, и все показания сводились к тому, что обнаруженные нарушения не являлись результатом злого умысла Мамонтова и его коллег. После нескольких дней судебных разбирательств был вынесен приговор "не виновен", который присутствующие в зале встретили овацией. Несмотря на то, что Мамонтов был полностью оправдан, дело продолжалось. Иски кредиторов нужно было удовлетворять. Окружной суд признал Мамонтова несостоятельным должником, от него потребовали подписку "о несокрытии своего имущества и о невыезде из Москвы".

Имущество Мамонтова начали пускать с молотка. В доме Мамонтовых находилось множество ценных предметов, прекрасная библиотека, все это оценить по достоинству могли только люди, по-настоящему просвещенные. Те же чиновники, которые распродавали имущество Мамонтова не были такими специалистами, например картину Коровина "Испанки" оценили всего в 25 рублей, а его "Корабли" в 50 рублей. По 25 рублей оценили и один этюд Врубеля и картину Перова "Мальчик". Самую высокую цену назначили за картины Васнецова "Ковер-самолет", "Витязь на распутье" и скульптуру Антокольского "Христос перед Пилатом" — по 10 000 рублей. Около двух лет дом на Садовой со всем имуществом стоял опечатанный. Только весной 1902 года начались распродажи. Предметы из собрания Саввы Мамонтова разошлись по музеям, в частные коллекции, а иногда и просто попали к случайным людям. В итоге все долги были уплачены, и пострадавшим оказался только сам Савва Иванович. Деловая его карьера была закончена, состояния у него не осталось, но уважение и любовь к себе он не растерял.

После суда, в 1900 году Савва Иванович переехал с Басманной в маленький деревянный домик у Бутырской заставы. Несколько ранее сюда было перевезено оборудование гончарной мастерской из Абрамцево, где при участии Врубеля и мастера-керамиста П.К. Ваулина создавалась майолика - керамика, покрытая глазурью. В 1900 году на выставке в Париже работы из мамонтовской мастерской получили золотую медаль. Владелицей мастерских художественных изделий "Абрамцево" в Москве была дочь Саввы Ивановича — Александра.

В этом доме Савва Иванович и прожил до конца своих дней. Последние годы он редко появлялся на людях, общался только с узким кругом людей - родными и близкими друзьями, в числе которых были В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.Э. Грабарь, С.П. Дягилев, Ф.И. Шаляпин и другие. Савва Иванович прожил долгую жизнь пережил многих своих друзей и близких. Савва Иванович Мамонтов умер он 24 марта (6 апреля по н/с) 1918 года, и был похоронен в Абрамцеве.