Ансамбль игоря моисеева хоровод. Балет ансамбль игоря моисеева

Сегодня Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева отмечает юбилей. Ровно 80 лет назад Моисеев, солист и балетмейстер Большого театра, провёл первую репетицию с небольшой группой энтузиастов-любителей народного танца. Так начался путь коллектива к международному признанию. В свой восьмидесятый день рождения ансамбль дарит поклонникам большие представления на главных концертных площадках страны, в числе которых - Историческая сцена Большого театра и Зал имени Чайковского. Сообщает Елена Ворошилова.

Девяносто пять артистов балета прогоняют класс-концерт. Экзерсисы у станка сменяются танцами народов мира. В 1965-м программа «Дорога к танцу» принесла Игорю Моисееву Ленинскую премию, а ансамблю - статус академического.

«Моисеев - гениальный режиссер и философ. Творчество несет добро, поэтому оно современно», - убеждена директор Академического ансамбля народного танца имени Моисеева Елена Щербакова.

Елена Щербакова в ансамбле с 1969-го. Солистка, педагог-репетитор, директор. Ведет репетиции по-моисеевски жестко. Новички давно усвоили - вышел на сцену - выкладывайся на все сто.

«Традиция перед номером - одеть костюм, проверить, чтобы все было удобно, поэтому в полную ногу надо проходить, чтобы на концерте выложиться», - рассказывает солист ансамбля Иван Макаров.

Создавая ансамбль народного танца, Моисеев не изменил балету. Ученик Горского - он соединил классический с народно-сценическим танцем и сказал новое слово в хореографии.

В репертуаре ансамбля - двести номеров. И это все - наследие Моисеева. Адыгейский танец на котурнах, поставленный Асланом Хаджаевым, - исключение. Чтобы не упасть с деревянной платформы, требуется навык.

«Главное - осанка, держать спину, нам сказали, что после репетиции спина должна болеть. На деревянной обуви нужно», - отмечают артистки ансамбля Мария Ионова и Анастасия Сорокина.

Чтобы стать моисеевцем, надо пять лет отучиться в школе-студии. Ее открыли в 1943 году. Здесь учат не только танцу, но и воспитывают характер.

«Когда мы делали этот прыжок, упала, потом встала, надо доделывать до конца то, что хочешь сделать», - объясняет студентка школы-студии Ирина Смирнова.

Это первый курс. Им по тринадцать. Каждый день с трех до семи они делают класс. Никто не торопится уйти. И так было всегда.

«Мы никогда не смотрели на часы, репетиция идет, и мы не смотрим на часы, так были увлечены процессом», - вспоминает директор школы-студии Гюзель Апанаева.

Они уже сейчас понимают, преданность профессии и честность - главное в Ансамбле Игоря Моисеева, и они готовы пройти этот путь.

Игорь Моисеев. Фото – ИТАР-ТАСС/ Алексей Панов

Имя Игоря Моисеева давно стало не просто именем, а брендом выдающихся достижений нашей страны.

Легендарный балетмейстер создал ансамбль, исполняющий народные танцы, доведенные до совершенства рукой мастера.

Он родился 21 января 1906 года. По семейной легенде, балетом стал заниматься по настоянию отца. Однажды тот стал свидетелем драки в подворотне и, когда пришел домой, сказал сыну, что он будет не драться, а заниматься балетом. И немедленно, буквально завтра, пойдет в балетную школу.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что народные танцы - это искусство. Это кажется простой истиной. Парадокс в том, что эту истину до нас донес именно Моисеев. Ведь до него никому не приходилось рассматривать народны танец наравне с танцем классическим.

Почему этого не происходило раньше - удивлялся сам маэстро.

«Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу это подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, я не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил это обнажить и выявить народный танец как определенную национальную систему, как национальный язык»,

Говорил Моисеев.

1. «Сиртаки»

Как известно, «Сиртаки» - это не народный греческий танец. Но у Моисеева это был один из тех номеров, на котором учили танцевать в ансамбле. Известно высказывание Моисеева:

«Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля».

У маэстро было особое отношение к солистам. Он учил не проявлять себя, а действовать всем коллективом. В его коллективе были лидеры, которые танцевали лучше других, но особенность ансамбля была и в том, что любого солиста можно было заменить и любой участник коллектива мог исполнить сольную партию.

2. «Яблочко»

В ансамбле уверены, что школа Моисеева может служить альтернативой службе в армии. Здесь говорят:

«Отдайте ребенка в школу Моисеева, и, дай Бог, он проработает год или два. Вы получите дисциплинированного, образованного, воспитанного мужчину».

По системе Моисеева танцору нужно развивать не только ноги, но и, например, актерские навыки. Для народного танца это важно, и не случайно в каждом произведении, даже в самой маленькой миниатюре, есть актерские образы.

На каждой репетиции Моисеев советовал своим ученикам «включать голову». Вывозя коллектив на гастроли, Моисеев лично водил свой ансамбль по лучшим музеям и картинным галереям.

3. «Венгерский танец»

Моисеев много ездил по стране и по миру, он лично искал и находил нужные обороты, движения, настроения. Танцы ансамбля - это не в чистом виде народные танцы.

Они обработаны мастером, причем сам Моисеев говорил, что умение додумывать в том ключе, в котором создано музыкальное произведение, требует особенного чутья. Обязательным условием создания народного танца прославленный балетмейстер считал радость.

«Народный танец проистекает, когда на сердце легко и весело. Человек должен быть оптимистом, он рожден быть оптимистом. А пессимистом нас делают окружающие обстоятельства».

Моисеев признавался, что порой для того, чтобы излучать радость и оптимизм, ему приходилось совершать «насилие над душой». Особенно тогда, когда предпосылок для оптимизма не было. Но это было нужно, ведь чем больше пессимизма в мире, тем больше оптимизма нужно было дать человеку в искусстве.

4. «Татарочка»

Исполнители танца говорили, что «Татарочка» - один из самых сложных танцев, в котором им приходилось подолгу, до тошноты, выполнять огромное количество мелких движений ногами. Мастер был упрям. Одно и то же движение танцоры могли оттачивать месяцами.

«Товарищи, что вы как сонные мухи?»

То и дело повторял строгий Моисеев. Он редко хвалил. Наивысшей похвалой у него была фраза:

«Ну, теперь как у взрослых».

5. «Калмыцкий танец»

Вопреки верованиям калмыков-буддистов Моисеев точно знал, что душа бессмертна и во всякой новой жизни она воплощается в новое живое существо. Он считал, что талант - это знание, накопленное душой в предыдущей жизни.

«Духовное богатство, полученное через искусство и культуру, - это то единственное, что мы можем унести с собой. Это то, что питает душу. После смерти человек не теряет это, и в другой раз рождается с тем нажитым духовным богатством, которое он приобрел раньше»,

Говорил маэстро.

6. «Финская полька»

Коллеги Моисеева удивлялись, когда мастер задумал поставить финский танец. Им казалось, что финские народные танцы - это скучно и однообразно. Но не тут-то было. Работая над движениями, мастер довел их до абсурда.

«Абсурд - это то, что обожает публика. Посмотрите, как логично и хорошо одно абсурдное движение проистекает из другого!»

7. Танец аргентинских пастухов «Гаучо»

Этот танец считается моисеевским шедевром. Глядя на этих молодцев, трудно поверить, что исполнение им давалось нелегко.

Как вспоминал солист Рудий Ходжоян, одежда аргентинского пастуха была страшно неудобна, а шпоры на сапогах - невероятно тяжелы. Простому человеку в таком наряде и ходить-то было бы сложно, не то что танцевать.

8. «Ночь на Лысой горе»

Этот танец на музыку Мусоргского - еще одно неслучайное звено в творчестве великого Моисеева. Будущий балетмейстер родился в Киеве. Его отцом был дворянин, адвокат Александр Моисеев, а матерью - француженка-модистка. Отец и мать познакомились в Париже, в кафе, куда забегали швеи перекусить во время обеденного перерыва.

Игорь Моисеев долгое время воспитывался во французском пансионе, в совершенстве знал французский язык. Семья жила на две страны. В какой-то момент они решили окончательно перебраться во Францию, и даже был куплен билет, но началась первая мировая война, и Моисеевы остались в России.

9. «Русский танец»

В 1955 году ансамбль произвел фурор во Франции. Французы и не думали, что в Советском Союзе может существовать такое искусство. Такого не было со времен «Русских сезонов» Дягилева. На концерты коллектива выстраивалась очереди, а сам коллектив выступал в «Гранд Опера» - неслыханная честь, которой ни до, ни после не удостаивался ни один народный коллектив.

«Если концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный»,

Писали французские газеты.

С тех пор коллектив всё чаще и чаще стали выпускать за рубеж. Моисеев вспоминал, что ему завидовали:

«Что ж вы, товарищ, всё по заграничным командировкам разъезжаете!»

Недовольно тянули партийные боссы. Впрочем, им не на что было жаловаться. Из командировок Моисеев привозил в госказну чеки на миллион долларов.

10. Выступление ансамбля Моисеева на «Евровидении»

В 2009 году ансамбль Моисеева феерично выступил на «Евровидении», проходившем в Москве. Правда, в ложе уже не было отца-основателя коллектива. Легендарный хореограф умер в 2007 году. Судьба щедро отмерила ему 101 год.

Поразительно признание Моисеева, что ансамбль он организовал «не от хорошей жизни», а оттого, что его выжили из Большого. Еще совсем молодым человеком он стал балетмейстером. Поставил «Спартака», но вмешалась зависть коллег.

«Мне сказали: танцевать можете, а ставить не дадим. Для меня это была трагедия. Творчество мне было важнее исполнительства»,

Вспоминал Моисеев.

Хореограф ушел и организовал собственный ансамбль.

Шла война, но Моисееву дали денег на ансамбль. А дальше - воля провидения. Однажды Моисееву посчастливилось встретиться с самим Сталиным, и вождь распорядился выделить молодому педагогу лучшее в Москве помещение для ансамбля.

Что это? Везение? Удача? Моисеев усмехался и говорил:

«Вы же знаете, везения не существует. Есть душевный труд и душевный опыт, который передается с каждым последующим перерождением души».

10 февраля 1937 года был основан Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — коллектив, у которого до сих пор нет аналогов в мире. Моисеев создал собственную технику и уникальный метод творческой интерпретации фольклора: в его постановках сочетаются все виды танцев, драматургия, симфоническая музыка и актёрское мастерство. Поэтому даже сейчас, по прошествии стольких лет, ансамбль продолжает гастролировать — и везде собирает полные залы. АиФ.ru предлагает вспомнить несколько любопытных фактов из его истории.

Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца СССР Игорь Моисеев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Умнов

Готовя новые номера, участники коллектива ездили в фольклорные экспедиции

Когда Игорь Моисеев в конце 1930-х создавал свой ансамбль, перед артистами стояла важная задача: танцоры должны были отображать на сцене всё многообразие фольклора СССР. Труппа ездила по всему Союзу, изучала исчезающие песни, танцы и обряды, а затем творчески интерпретировала их и включала в свою программу.

В ансамбле Моисеева все танцоры равны

Одной из отличительных черт коллектива является отсутствие в нём солистов и кордебалета. Один артист может исполнять и ведущие, и второстепенные роли.

Украинский танец в исполнении ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев достоверно воссоздал ряд восточноевропейских танцев

В 1940-х худрук ансамбля поставил программу «Танцы славянских народов» — в неё входили болгарские, венгерские, румынские и другие танцы. Поскольку выезд за границу в те годы был закрыт, Моисеев во время работы консультировался с историками, фольклористами и музыковедами. А когда в 1946 году труппа наконец отправилась на гастроли, зрители из Польши, Венгрии, Чехословакии и остальных стран были поражены точностью постановок.

Египетский танец в исполнении солистов ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Выступление в Концертном зале имени П. И. Чайковского Московской государственной академической филармонии. 2009 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Ансамбль Моисеева был первым советским коллективом, выехавшим на гастроли во Францию, Великобританию и США

В 1955-м коллектив «прорубил» железный занавес, отправившись на гастроли в Париж и Лондон. А в 1958-м артисты посетили США — тоже первыми из советских танцоров.

Во время войны на заработанные ансамблем деньги построили танк «ГАНТ СССР»

В 1940-х коллектив Моисеева гастролировал по Сибири, Дальнему Востоку, Забайкалью, Монголии. За свои концерты ансамбль выручил около полутора миллионов рублей — на эти деньги был построен танк «ГАНТ СССР» («Государственный ансамбль народного танца СССР») для Советской армии.

Игорь Моисеев на репетиции. 1984 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

Игорь Моисеев возглавлял ансамбль на протяжении 70 лет

Балетмейстер Моисеев руководил труппой в течение 70 лет — практически до самой смерти. Когда артист ушёл из жизни в возрасте 101 года, его место в коллективе заняла Елена Щербакова . Она пришла в ансамбль 16-летней девушкой, больше двадцати лет танцевала в труппе, а после работала педагогом в школе-студии при ГААНТ.

Дочь балетмейстера педагог Ольга Моисеева, и директор ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Елена Щербакова, 2013 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Коллектив Моисеева выступал в Ла Скала и Опера Гарнье

ГААНТ — единственный профессиональный коллектив народного танца, который выступал на сцене миланского театра Ла Скала и парижской Оперы Гарнье (она же Гранд Опера).

По количеству представлений ансамбль народного танца попал в Российскую книгу рекордов Гиннесса

Коллектив объездил с гастролями более 60 стран и попал в Российскую книгу рекордов.

Артисты ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева исполняют молдавские танцы на открытии 77-го сезона в Концертном зале имени П. И. Чайковского. 2013 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Все концерты ансамбля сопровождает малый симфонический оркестр

Изначально коллективу хватало группы народных и национальных инструментов, но в конце 1940-х, в связи с расширением репертуара, при ансамбле создали малый симфонический оркестр. Сейчас все концерты труппы проходят в сопровождении оркестра из 35 человек, причём иногда музыканты участвуют в представлении на сцене.

Репертуар коллектива состоит из примерно трёх сотен номеров

За 77 лет Игорь Моисеев поставил около 300 номеров: хореографических миниатюр, танцевальных картин, одноактных балетов, различных сюит. Некоторые из них были созданы ещё в довоенные годы, но до сих пор идут с аншлагами.

Уже вошел в культурное наследие хореографического искусства не только России, но и всего мира. Этот коллектив стал одним из первых заниматься популяризацией и художественной стилизацией фольклорных танцев разных народов.

Ансамбль был создан 10 февраля 1937 года. Были отобраны 30 танцоров, которые провели первую репетицию под руководством в доме хореографа в Леонтьевском переулке, дом 4.

Первоначально руководитель предложил профессионально, с творческим подходом обработать фольклорные эталоны танцев представителей народов СССР, которые существовали на то время.

Но для этого надо было хорошо изучить имеющийся хореографический материал. Участники ансамбля стали выезжать в экспедиции по стране, отыскивали, знакомились с историческим происхождением танцев, песен, обрядов, по крупинкам собирая драгоценные для них находки искусства.

Собранные командой Моисеева уникальные, яркие самобытные танцы позволили уже в 1937-1938 году выступить с первой программой «Танцы народов СССР», а 1939 году публика увидела в их исполнении «Танцы прибалтийских народов». Концерты проходили с большим успехом и в 1940 году ансамблю была предоставлена сцена зала имени Чайковского, а театр долгое время был родным домом для участников уже известного по стране коллектива.

Что же касается творческого развития и совершенствования участников ансамбля, в репетиторский процесс входили практически все виды сценической культуры: разнообразие танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография и актерское мастерство. От этого их постановки становились все более яркими, запоминающимися своей выразительностью, непохожими друг на друга.

Одна из значимых страниц в развитии творческого потенциала ансамбля программа «Танцы славянских народов», показанная в 1945 году. Этому предшествовало изучение, освоение и интерпретация фольклора народов Европы. Взяться за создание такой программы, было в то время творческим подвигом. Непосредственного доступа к необходимому материалу не было в силу исторических событий. Поэтому самоотверженно искал пути воссоздания образцов европейского танцевального искусства, обращаясь за помощью к историкам, исследователям фольклора, музыковедам и музыкантам. В 1946 году появилась возможность выезжать за рубеж, и ансамбль отправился в турне по европейским странам. В Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии публика рукоплескала исполнителям. Поклонники хореографического искусства были восхищены и поражены необычайно творчески верно, переданного танцевального наследия европейских народов.

Программа «Мир и Дружба», представленная в 1953 году, была создана в тесном сотрудничестве с талантливыми балетмейстерами, хорошо знающими фольклор. увлек своей идеей Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея). Эта программа объединила образцы европейских и азиатских народных танцев одиннадцати стран.

В 1955 ансамбль стал первым из советских коллективов, выехавших на зарубежные гастроли во Францию и Великобританию, а в 1958 году на гастроли в США.

Класс-концерт «Дорога к танцу» (1965), показал свое достижение в области создания масштабных сценических постановок. А в 1967 году за программу «Дорога к танцу» ГААНТ первым из ансамблей народного танца удостоился звания академического, а присвоили звание лауреата Ленинской премии.

В 2007 году не стало , но коллектив продолжает покорять мир под его именем. Ансамбль до сих пор является единственным в мире фольклорным коллективом, выступавшим в Опере Гарнье (Париж) и Ла Скала (Милан). В российскую Книгу рекордов Гиннесса коллектив попал как рекордсмен по количеству стран (более 60), в которых он гастролировал.

На счету ансамбля гран-при хореографической премии Anita Bucchi (Италия) за лучший спектакль 2011года. На премьерной программе 20 декабря 2011 года ЮНЕСКО наградила ансамбль Медалью пяти континентов.

Коллектива находится в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

Главная задача, которую поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), — творческая обработка бытовавших в то время в Советском Союзе образцов фольклора. С этой целью артисты коллектива отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В результате появились первые программы ансамбля — "Танцы народов СССР" (1937-1938), "Танцы прибалтийских народов" (1939).

В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы почти все средства сценической культуры: различные виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа "Танцы славянских народов" (1945) создавалась в условиях, когда Моисеев не имел возможности выехать за рубеж. Хореограф воссоздал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами.

При непосредственном участии известных балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея) Игорем Моисеевым была создана программа "Мир и Дружба" (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора 11 стран.

С 1938 года ансамбль по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в российскую Книгу рекордов Гиннеса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945) ансамбль Игоря Моисеева является негласным Российским послом мира.

В 1958 году ансамбль первым из советских коллективов выехал на гастроли в США, что положило начало культурным связям между СССР и США.

В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив был удостоен звания академического. В 1987 году ансамбль был награжден Орденом дружбы народов.

Визитными карточками коллектива стали номера "Партизаны", флотская сюита "Яблочко", старинная городская кадриль, молдавский жок, украинский гопак, русский танец "Лето", зажигательная тарантелла. Большой успех ансамблю снискали одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — "Веснянки", "Цам", "Санчакоу", "Половецкие пляски" на музыку Александра Бородина, "На катке" на музыку Иоганна Штрауса, "Ночь на Лысой горе" на музыку Модеста Мусоргского, "Испанская баллада" на музыку Пабло ди Луна, "Вечер в таверне" на музыку аргентинских композиторов и др.

После смерти художественного руководителя Игоря Моисеева в 2007 году ансамбль стал носить его имя.

Сегодня в репертуаре Ансамбля народного танца , поставленных Моисеевым. Это танцы, миниатюры, хореографические картины и сюиты, одноактные балеты на музыку русских композиторов-симфонистов Александра Бородина, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского.

В составе ансамбля — большая группа артистов балета и симфонический оркестр.

Художественным руководителем — директором коллектива является народная артистка России Елена Щербакова.

С 1943 года при ансамбле народного танца работает Школа-студия . В программу обучения помимо специальных дисциплин — классического, народно-сценического, исторического, дуэтного танца — входят джаз-танец, гимнастика, акробатика, актерское мастерство, игра на фортепиано и народных музыкальных инструментах, история музыки и театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников