Кисти китайские художественные. Китайская живопись У-Син – путь к самопознанию

Поиск того неизведанного, что кроется в глубине нашей души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению живописи у-син. Это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство.

Система у-син — базис для многих практик, имеющих отношение к Китаю (как прямое, так и косвенное). На принципе у-син базируются:

  • Китайский традиционный календарь;
  • Система фен-шуй;
  • Китайская астрология;
  • Телесные практики чжун юань цигун и даосская йога;
  • Внутренний стиль ушу синъицюань;
  • Китайская традиционная медицина и многое, многое другое.

У-син — это система, пришедшая к нам из глубокой древности, когда не было ещё письменности. Знания от поколения к поколению передавались в ёмких символах, таких как крест и звезда. Что описывали эти символы? Прежде всего, — природу, но не только её.

У-син с китайского переводится как "5 движений", но часто можно встретить европейское название "5 элементов", которое не вполне соответствует сути самой системы. У этих элементов есть названия:

  • дерево "mu",
  • огонь "huo",
  • земля "tu",
  • металл "jin",
  • вода "шуй".

Живопись у-син основана на движении. Первый из 6-и принципов китайской традиционной живописи гласит: "Ци рифмуется с рождением движения" . Ци — это жизненная энергия, наполняющая нас. Иероглиф "Ци" также часто переводится, как дыхание. Работая в жанре живописи у-син, художник должен связать ритм своего дыхания и движения:

  • Активное движение, ускорение мазка всегда должно быть связано с выдохом;
  • Пауза или замедление движения — вдох.

Таким образом, каждый из 5-ти мазков у-син обладает своим ритмом дыхания. Ключом к методике живописи у-син является именно движение. Ведь если посмотреть по словарю значение иероглифа "син", первым мы увидим именно "движение".

  1. Для художника живописи у-син первостепенной важностью является уловить при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, данного явления. Например: птица, животное — быстрое, поэтому в большинстве случаев лучше рисовать её мимолётными движениями.
  2. Далее перед художником уже стоит задача сопрячь форму мазка и форму объекта . Как раз на этом этапе художника ждёт масса открытий, связанных с тем, что в природе существует определённая связь между формой объекта, энергией объекта, и энергией самого художника.

Классифицируя мазки, движения, композицию по у-син мы, прежде всего, должны следовать внутренним ощущениям и избегать жёсткости оценок "от головы". Нужно всегда помнить, что у-син — это пятимерная целостность и любой её объект всегда будет иметь 5 параметров . Можно простроить прекрасную аналогию с объектами более знакомого нам трёхмерного пространства. У всех объектов нашего трёхмерного мира есть базовые три параметра (по трём осям "х", "y" и "z"): ширина, толщина и высота. Нет в природе объекта, лишённого высоты, просто одни выше, а другие ниже. Так же и с пятимерием у-син. Нет того движения, которое можно чётко отнести к элементу "Дерево", или "Огонь", в любом движении изначально присутствуют все пять компонентов, просто одни более выражены, а другие — менее.

При исследовании движений первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что движения бывают иньские и янские:

  • Инь в движениях живописи у-син соответствует мягкости, тонкости, нежности, постепенности, неторопливости действия.
  • Ян проявляется через быстроту, стремительность, резкость, прямоту и нажим.

Совершенствуясь в искусстве китайской живописи и живописи у-син, художник проходит путь, подобный пути каллиграфа в традиции китайской каллиграфии:

  1. На первом этапе — отработка элементов. Каллиграф отрабатывает базовые черты, художник оттачивает базовые мазки.
  2. Затем каллиграф начинает из отдельных черт формировать целостные иероглифы, написанные в уставном стиле кай шу. Художник на этом этапе составляет из отдельных мазков целостные объекты.
  3. Следующим шагом каллиграфа является переход к скорописному написанию иероглифов, где уже он в одно движение рисует иероглиф. И с живописью у-син так же. На определённом этапе человеку надо перейти к "быстрому рисованию", рисованию объектов и рисунков в одно движение и уже в этом целостном движении открыть для себя систему у-син заново.

Для очень многих людей китайская живопись и живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Ведь, если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами, невозможно выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок, надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно-ориентированной психотерапии.

За что же так любят живопись у-син ? Это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Она даёт возможность каждому человеку научиться рисовать с нуля. Происходит освобождение от шаблонов, появляется креативное мышление. Живопись у-син дарит тот заряд творчества, которого так не хватает в нашей жизни. Человек, начав заниматься этим искусством, получает истинное наслаждение от осознания своих внутренних возможностей.

Живопись у-син имеет глубокое арт-терапевтическое влияние. Представьте, как человек наделяет объект, который он рисует, определённым качеством, пытается почувствовать его суть. В итоге, прорабатывая мазки, он развивает соответствующую энергию в себе. Перенося эти знания в жизнь, делает её сбалансированной и гармоничной. Человек приводит в соответствие то, что он видит с тем, что он думает и тем, что делает.

Причина вечной молодости этого искусства — техника проста в освоении, невероятно эффективна в применении, имеет много "уровней" в развитии. Достоверно известно лишь, что уже во времена империи Хань, 2 тысячи лет назад, живопись уже была неотъемлемой частью китайской культуры.

Находясь "в одной упряжке" с искусством каллиграфии и древнейшими школами ушу, техника живописи, претерпев не одну сотню трансформаций, динамично развивается и сегодня.

Добрый день. Меня зовут Андрей Щербаков. Я являюсь руководителем московской Школы живописи У-син. Сегодня я хотел бы познакомить вас с нашим творчеством, показать картины, которые рисуем мы и учим рисовать наших учеников, а также рассказать о взаимосвязи нашей живописи, системы пяти элементов У-син и китайской традиционной живописи.

Живопись у-син – это техника саморазвития, выстроенная на основе совмещения приёмов китайской живописи го-хуа, системы 5-и элементов у-син и других понятий даосской натурфилософии. Изображение предметов, существ и пейзажей в технике живописи у-син связано больше с познанием их внутренней сути, чем внешней формы. Художник, развивающийся в технике живописи у-син, сосредотачивается на познании принципов следования дао через кисть. В живописи у-син есть несколько базовых принципов.

Первый принцип позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. На первом этапе обучения художник создаёт мазки лишь при помощи движений рукой. Второй этап связан с включением в процесс рисования корпуса, на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для человека, практикующего живопись у-син, важно чувствовать крайне тонкие аспекты движения. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что живопись у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированной психотерапии.

Второй принцип – заключается в системе У-Син. 5 элементов у-син, знаменуют собой 5 качеств энергии – дерево, огонь, земля, металл, вода. В живописи каждому из этих элементов соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник У-син пишет свои картины. В этом аспекте живопись у-син больше похожа на ушу, чем на академические техники живописи. Особенно много сходства с синъицюань, где 5 базовых форм соответствуют 5-и элементам у-син.

Третий принцип состоит в совмещении в одном рисунке сразу нескольких искусств. Учась живописи у-син, ученик очень быстро выходит за рамки живописи, когда стремится украсить рисунок каллиграфической надписью. Вследствие увлечения каллиграфией, как правило, просыпается интерес к изучению китайского. Необходимость подобрать красивую надпись влечёт за собой интерес к поэзии. И каллиграфия и живопись основаны на координации движений и дыхания, так что очень скоро ученик начинает осваивать элементы цигун. Интерес к отработке движений и необходимость рисовать всем телом порождает интерес к у-шу, танцам и йоге. Создание рисунка в китайской традиции, как правило, завершается печатью. А ведь печать тоже интересно изготовить самому, и так ученик уже начинает увлекаться резьбой и лепкой. А ведь нарисованную картину нужно ещё и красиво оформить и правильно разместить. И т.д. Таким образом, начиная заниматься живописью у-син, человек оказывается втянутым в процесс постоянного самосовершенствования.

Четвёртый принцип: в непривязанности к художественному результату. Цель художника, развивающегося в живописи у-син – самосовершенствование. Картина, которая получается в результате, выступает лишь как критерий развития художника, не являясь при этом целью самого творческого процесса.

Что такое 5 элементов у-син и как эта система воплощена в живописи.

Лучше всего посмотреть видео, в котором я подробно об этом рассказываю:

В качестве образцов живописи у-син, предлагаю посмотреть видео с моими последними картинами:

Тема живописи У-син весьма обширна, количество картин велико, поэтому, если у вас есть желание познакомиться с творчеством поближе, рекомендую


Поиск того неизведанного, что кроется в глубине нашей души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению китайской живописи и живописи У-Син. Это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство.

У-Син - это система 5-ти первоэлементов - дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано всё мировоззрение древнего Китая. В живописи каждому из них соответствуют 5 определённых мазков, с помощью которых художник У-Син пишет свои картины.


Мандала Инь и Ян, состоящая из белой и чёрной капель, описывает закономерности окружающей реальности. Именно эта мандала является ключом к пониманию у-син. Ян, белое, – это небесное начало, Инь, чёрное – начало земное. Ян энергию даёт, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо даёт дождь, свет, тепло, а Земля всё это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные. В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не его форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами.


Андрей Щербаков – основатель школы китайской живописи и живописи У-Син , художник, преподаватель – рассказывает в этом видео об основах живописи У-Син.

За что же так любят живопись У-Син ? Это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Она даёт возможность каждому человеку научиться рисовать с нуля. Происходит освобождение от шаблонов, появляется креативное мышление. Живопись У-Син дарит тот заряд творчества, которого так не хватает в нашей жизни. Человек, начав заниматься этим искусством, получает истинное наслаждение от осознания своих внутренних возможностей.


Живопись У-Син имеет глубокое арт-терапевтическое влияние. Представьте, как человек наделяет объект, который он рисует, определенным качеством, пытается почувствовать его суть. В итоге, прорабатывая мазки, он развивает соответствующую энергию в себе. Перенося эти знания в жизнь, делает ее сбалансированной и гармоничной. Человек приводит в соответствие то, что он видит с тем, что он думает и тем, что делает.


Важно отметить, что на принципе у-син базируются Китайский традиционный календарь, система Фен-Шуй, китайская астрология, телесные практики Чжун Юань Цигун и Даосская Йога, внутренний стиль ушу «Синъицюань».

Продолжим наше знакомство с мировой культурой поступательно. Мы уже изучили древнейшие Египет, Месопотамию, Индию. Теперь познакомимся с не менее интересной цивилизацией Китая.

Выяснили, что Китаю не меньше семи тысяч лет, и что там очень строгие законы. Пришли к мнению, что Великая Китайская стена похожа на хребет спящего дракона. Порассуждали, зачем императору Цинь Шихуану понадобилась целая терракотовая армия (видимо, чтобы и в загробном мире быть таким же всесильным).



На переменке позанимались археологическими раскопками. Нам попались несколько китайских артефактов: денежки, драгоценные камни и колокольчик. А сколько ещё находок таит в себе песок…



Но больше всего нас, конечно, интересует изобразительное искусство. Ведь китайская живопись очень сильно повлияла на мировую культуру. И азиатский изобразительный подход кардинально отличается от европейского. Во-первых, в Китае не пользовались приёмами воздушной перспективы, передачей объёма, пространства. Во-вторых, там не использовали масляные краски. Там предпочитали чёрную тушь! Этим мы и займёмся.



Чтобы лучше понять философию искусства Поднебесной, мы решили попрактиковаться в традиционной китайской живописи у-син. Для этого нам потребуется только чёрная тушь, мягкие небольшие кисти и простая писчая бумага (кстати, спасибо китайцем за её изобретение).


Кроме того, нам пришлось заново учиться держать кисть. Китайцы делают её немного непривычно: нужно представить, что у вас в ладошке яблоко, а подушечками пальцев обхватить кисть. В общем, к концу занятия все привыкли.

В этой непростой (хотя на первый взгляд кажется иначе) живописи художники следуют не глазу, а сердцу и уму. То есть они стремятся передать суть предмета, а не только его форму. Для этого был разработан философский подход к рисованию. В у-син он сводится к тому (мы берём облегчённый вариант, разумеется), что каждое прикосновение кисти к бумаге отражает пять элементов мироздания. Это дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждый элемент можно назвать мужским (янь) или женским (инь), а также ему присущи остальные качества.

Элемент ДЕРЕВО



Это мужской элемент, поэтому рисовать его нужно решительно, даже гневно. Рука движется от плеча, снизу вверх и на выдохе. Под деревом тут подразумевается бамбук, столь ценный в Китае. И он действительно выглядит очень мужественно, без жеманства. Рисуется бамбук по числу сочленений: проводим первый резкий штрих, поднимаем кисть, затем ставим в место отрыва, продолжаем вторую фалангу ствола и так далее вверх, немного изгибая его. Затем уже пририсовываем более мелкие веточки, растущие из сочленений дерева. А потом и листочки, которые рисуются элементом огонь…



Элемент ОГОНЬ


Огонь — это язычки пламени, которые живут долю секунды, поэтому огнём изображают всё мимолётное. Например, колыхающиеся листочки на деревьях или ускользающих рыбок. Это тоже мужской элемент, поэтому рисовать его нужно резко. Кисточка у нас на лету касается листа, при этом двигается только кисть руки. Это элемент должен начинаться и завершаться тонко, расширяясь к середине:




Элемент ЗЕМЛЯ



Это срединный элемент, он находится в центре монады Инь-Янь, поэтому не относится ни к одной из сторон круга. Земля — это точки. Но не простые. Они наносятся так: кисть (как всегда, строго вертикально) вначале дотрагивается до бумаги кончиком, а затем уже полностью так, чтобы точка получилась в форме капельки. Из этого элемента очень удобно конструировать различные изображения:


Элемент МЕТАЛЛ


Это уже женский элемент, поэтому ему присущие такие качества, как плавность, покорность, текучесть. Металлом принято рисовать изящные травинки. Можно вести линию металла, утолщая её к центру, а можно — наоборот, перегнуть травинку.



Металл нужно рисовать, двигая локтем как циркулем. При это спокойно дышать, быть расслабленным. Металл успокаивает, его невозможно нарисовать в не умиротворённом состоянии.


Он довольно трудно дался нашим мальчишкам, зато дерево у них получалось очень качественно. А у девчонок всё наоборот, что логично (:



Элемент ВОДА


Наверное, европейским художникам никогда не приходило в голову, что кистью можно рисовать ещё и так. А китайцы практикуют это тысячелетиями! Вода — соответственно, иньская стихия. Рисуется она так: кисточку кладём на лист плашмя и начинаем прокручивать, оставляя оттиски волосками. Получаются водяные течения, вихри, водовороты:


Исторически сложилось, что водой обычно рисуют ветви старых вишен, пушистые цветы, скажем, пионы. Мы тоже попробовали и нам понравилось, это довольно лёгкий в исполнении элемент и очень непредсказуемый.



Китайская живопись - это древнее искусство, для занятия которым вам понадобятся особые художественные материалы. О них мы и расскажем в данной статье.

Сначала мы поговорим о "четырех драгоценностях кабинета ученого" - так уважительно называли кисть, тушь, тушечницу и рисовую бумагу в древности.

Кисти

Для китайской живописи используются аутентичные китайские кисти. Их особенность - острый кончик, который мы используем для выполнения мазков, каллиграфических линий, а также способность удерживать большое количество влаги (туши или воды) и постепенно ее отдавать.

Кисти бывают разных размеров - от тоненьких в несколько волосков контурных кистей для техники гунби (в пер. "работа кистью" или "тщательная кисть") до огромных с длинными ручками, которыми можно писать иероглифы или рисовать стоя, ощущая особую амплитуду работы с кистью, задействуя в процессе практики все тело.

По степени жесткости кисти бывают мягкие, жесткие и комбинированные.

Мягкие (в большинстве случаев используется ворс козы, "янхао") позволяют делать красивые пятна - лепестки цветов, листья, горы на дальнем плане, используются также для тонирования изображения в пейзажах.

Жесткие кисти (обычно с темным ворсом, "ланхао", это может быть волк, барсук, кролик, конский волос и т.д.) идеально подходят для рисования веток, стебельков, контурных линий. Однако, кистями большого размера с тем же успехом можно рисовать листья, лепестки и использовать для тонирования. Тут уже речь идет о личных предпочтениях художника и тех спецэффектах, которых можно достичь, используя тот или иной тип ворса.


Очень хороши в использовании комбинированные кисти: мягкий ворс снаружи и упругий внутри. Такие кисти очень маневренные.

Хорошая кисть - залог успешной практики. Ворс должен быть ровно пострижен, не должен лезть, должен быть упругим, однородным по составу. Кисти после использования нужно тщательно промыть в прохладной воде и подвесить за специальную петельку для просушки.

Тушь и тушечница

Тушь в китайской живописи - это больше чем "черный цвет", это, можно сказать, ее кровь, основа основ. Китайская тушь состоит из сажи и клея животного происхождения. Сажу могут получать от сжигания смолы различных пород деревьев, растительных масел, животных жиров или натуральных минералов. Полученную смесь в ходе специальной технологической обработки формируют в бруски. Полученные бруски туши могут быть красиво декорированы.

Для того, чтобы приготовить тушь для живописи или каллиграфии, брусок туши растирают на специальном тушечном камне в небольшом количестве воды до получения необходимой консистенции. Это своего рода медитация и настройка перед практикой.



На уроках мы используем уже готовую жидкую тушь. Для учебных целей она вполне подходит.


Рисовая бумага

Бумага для китайской живописи изготавливается из древесных и растительных волокон, чаще это волокна коры тутового дерева, конопли, бамбука, рисовой соломы, других натуральных материалов, обработанных специальным образом. Высококачественная рисовая бумага изготавливается большими листами вручную. Существует множество сортов рисовой бумаги разной степени впитываемости, цвета, фактуры. Самая лучшая рисовая бумага называется "сюань" и производится в провинции Аньхой.

У рисовой бумаги можно выделить 3 основных вида. Существуют разные версии перевода. Я укажу некоторые из них:

Непроклеенная, сырая, "молодая" (шен сюань), хорошо впитывающая, отлично подходит для живописи в свободном стиле се-и (пер. с кит. "пишем смысл, идею"), степень впитываемости может быть самой разнообразной, а также появляющиеся спецэффекты у расплывающихся пятен;

Проклеенная, обработанная, "зрелая" (шу сюань), плохо впитывающая воду, подходит для стиля гунби ("тщательная кисть") и многочисленных слоев тонирования;

Бумага для пейзажей (ни зрелая, ни молодая), сочетает в себе оба свойства вышеперечисленных видов, позволяет прорисовать тонкие контуры деревьев и фактуру гор и делать тонирование.

Для знакомства с китайской живописью и тренировочных работ подойдет рисовая бумага в рулонах, которую можно купить в художественных магазинах.

Минеральные краски

Для ученических целей мы используем готовые краски фирмы "Maries". Краски состоят из растительных и минеральных пигментов, смешанных с клеем. Можно купить набор из 12 или 18 цветов (по 12 мл). Потом можно будет докупать отдельно закончившиеся цвета.

Войлочный коврик

Необходим, чтобы рисовая бумага не прилипала к столу, не пачкалась и не рвалась. Лучше покупать коврик размером 50 на 70 см.

Вместо специального коврика можно использовать кусок войлока, байковое одеяло или что-то подобное:)

Керамические палитры

Для смешивания красок или разведения оттенков туши можно использовать специальные палитры, хотя я предпочитаю использовать обычные керамические блюдца белого цвета - они позволяют смешивать необходимые цвета и в необходимых количествах без ограничений.


Печати и киноварь

Необходимым атрибутом любой работы, выполненной в технике китайской живописи или каллиграфии является печать. Печать представляет собой красивый камень самых разнообразных форм и размеров, на котором вырезают важные для заказчика иероглифы: имя, псевдоним, философскую фразу, реже - изображение цветка, животного и т.д. Печати бывают янские (красные иероглифы на белом фоне) и иньские (белые иероглифы на красном фоне). Играют большую роль в композиции художественного произведения. Печати были не только у художников, но и у коллекционеров. Заполучив древний свиток прославленного мастера, коллекционер ставил на нем свой оттиск. Поэтому на картинах древних мастеров мы видим столько разнообразных печатей!

Для оттиска используется специальная паста - киноварь, она красного цвета. Кстати, сейчас в Китае можно встретить пасту для печатей различных оттенков.



Аксессуары

Для удобства можно еще приобрести подставки под кисти, чтобы не пачкать коврик, но я ими не пользуюсь, т.к. в порыве творчества обычно кладу кисти просто рядом на блюдце или черновик.

Для фиксации рисовой бумаги используются пресс-папье различных форм и размеров. Это могут быть деревянные бруски, большие металлические монеты в дизайне древних денег, небольшие статуэтки - можете придумать себе сами подходящий вариант.

Особая тема - это подставки под кисти и керамические ёмкости для воды. И то, и другое представлено в большом количестве в художественных магазинах Китая. Выбрать очень сложно, потому что все это очень красиво. Подставки под кисти украшены резьбой по дереву, а керамические миски для воды расписаны различными сюжетами китайской живописи, которые мы так любим! Устоять невозможно!

О том, как правильно использовать все эти материалы и создавать картины в технике китайской живописи, мы учим и !

Все необходимые материалы для занятий в нашей студии мы предоставляем. Вы также можете купить материалы для китайской живописи в специализированных интернет-магазинах, чтобы практиковать дома.

В заключение хочется сказать, что не стоит воздвигать барьеров по покупке материалов перед своим желанием начать рисовать! Ведь можно дома тренироваться и на обычной серой, самой дешевой писчей бумаге любыми красками и даже кисточкой из белки с острым кончиком. Творчество присутствует в каждом человеке от рождения, поэтому если вы чувствуете, что ваш творческий путь лежит через живопись - пробуйте, и все получится!

Искренне ваша,

Елена Касьяненко