Николай Добронравов: биография, личная жизнь. Биография пахмутовой Сколько лет пахмутовой и добронравову в

Знаменитый русский, советский композитор Пахмутова Александра Николаевна — Герой Социалистического труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, автор любимых песен целого поколения слушателей.

В 2007 году, в селе Бекетова, 20 км от Сталинграда в большой дружной семье родилась девочка Александра, близкие звали ее Аля. Мама - Мария Амплеевна в 21 год овдовела и осталась одна с двумя детьми, но быстро справилась с горем, самостоятельно выучилась на парикмахера и вышла замуж за отца Али - Николая Андриановича Прокофьева. Он был человеком разносторонним - работал электриком на Волгогрэсе, писал картины, озвучивал в клубе немое кино, создал сельский фольклорный оркестр. Никто не помнил, как чудеснейшим образом в доме появилось пианино, которое во многом решило судьбу Али. Уцелели ноты первого произведения пятилетней девочки навеянного сельским бытом детская песенка «Петухи поют». Мама, видя уникальные музыкальные способности дочери, возила ее несколько раз в неделю в музыкальную школу в Сталинград.

Началась война, с бомбежками, разрушениями, пожарами и эвакуацией в Казахстан г. Темиртау, в то время это был поселок, где пианино «днем с огнем» найти было невозможно, но раздобыли аккордеон, на котором Аля быстро научилась играть и занятия музыкой не прекращала.

В 1943 г. семья вернулась в разрушенный город, быт был не устроен, и нормально заниматься музыкой возможности не было. Отец решил отвезти девочку в Москву и показал преподавателям в музыкальном училище при консерватории. Ее прослушали и зачислили в шестой класс.

Преподавали в училище знаменитые музыканты: Давид Ойстрах, Лев Оборин, Святослав Кнушевицкий, Александр Гольденвейзер. Невероятным событием было, когда в гости на музыкальные вечеринки студентов приглашал сам Д.Б. Кобалевский - это было счастье послушать музыку мэтра и самой продемонстрировать свои способности. В памяти А. Пахмутовой сохранились приятные, нежные воспоминания, как знаменитые, великие композиторы возились с ними - начинающими музыкантами и передавали им свои знания.

В 1948 г. Пахмутова великолепно окончила училище как пианистка, но по рекомендации преподавателей стала заниматься в консерватории на композиторское отделение. Ей рекомендовали сделать акцент в творчестве на классическую музыку, но Александре ближе была эстрадная музыка.

Первая популярная песня - «Лодочка моторная» была написана вместе с поэтом Н. Добронравовым. Познакомились они на Всесоюзном радио в 1956 г. Директор музыкальной редакции попросил написать их детскую песню к началу летних каникул. Уже через два месяца они стали мужем и женой. Пахмутова вспоминает, как влюбленные и счастливые они вышли из стен загса и оказались под проливным дождем. Люди говорят, что это к счастью, А. Пахмутова уверена, что так оно и есть. Н. Добронравов всю жизнь восхищается женой. Н. Добронравов говорит, что Александра Павловна его «мелодия», которая вдохновляет поэта, а он - «преданный Орфей». Оба с добротой воспринимают окружающий мир, смотрят на него открытыми детскими глазами, идеализируя его и от этого счастливы.

Александра Пахмутова истинно любима. Ее песни жили и живут с народом. Их пели на стройках страны, на спортивных площадках и даже в космосе. Они отличаются по характеру, стилистике, посвящались комсомолу, космонавтам, спортсменам, туристам, рабочим людям.

Александра Пахмутова писала музыку более чем 20 фильмам, многие песни полюбились зрителю, они сошли с экрана, их подхватили и запели. Задорная, оптимистическая песня «Хорошие девчата» и трогательная про любовь из кинофильма «Девчата» на стихи М. Матусовского. Любимый фильм целого поколения «Три тополя на Плющихе». Главная героиня исполняет песню на музыку А. Пахмутовой «Нежность» на слова, написанные в соавторстве Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Космонавты считают ее своей, самой любимой песней.



Некоторые произведения посвящены выдающимся событиям и написаны под их впечатлениям - песенные циклы «Таёжные звёзды», «Обнимая небо», «Песни о Ленине», «Созвездие Гагарина». Всенародную популярность завоевали песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе», «Беловежская пуща», «Звезда рыбака», «Трус не играет в хоккей», «Герои спорта», «Мелодия» и многие другие.

Ее песни исполняли многоплановые певцы: Л.Лещенко, Л.Зыкина, М.Магомаев, Ю.Гуляев, И.Кобзон, Э.Хиль, М.Кристалинская, Э.Пьеха, А.Градский, Т.Гвердцители, В.Толкунова, А.Герман, В.Ободзинский, Г.Белов, С.Ротару, Л.Сенчина, и другие.

Она писала много детских песенных композиций, руководствуясь словами Д. Кабалевского, который говорил, что выдающийся композитор должен писать хотя бы по одной детской песне в год («Орлята учатся летать», «Дикая собака динго», «Кто пасётся на лугу», «Добрая сказка» и многие другие).

Ее называют дочерью СССР и композитором, по произведениям которого будут изучать историю страны. Эта маленькая, хрупкая женщина прожила невероятно светлую незапятнанную жизнь - не солгала, ничего не сделала против своей совести и жила всю жизнь в ладу с собой. Александра Пахмутова имеет множество наград, премий, званий, она, является почетным гражданином городов, ее именем называют космические планеты. Она награждена медалями, орденами.

Герой Социалистического Труда — за выдающиеся трудовые достижения в развитии советской музыкальной культуры, активную общественную деятельность на благо страны и народа.

1999 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» II с. — за огромный, многолетний вклад в музыкальную жизнь страны.

2009 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» I с. — за долгие годы плодотворной деятельности в развитие и популяризацию музыкального искусства.

2014 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III с. — за выдающийся вклад и большие творческие достижения в развитие отечественной культуры.

Александра Пахмутова музыкант, которого оценили достойно люди большой любовью, а государство медалями. Премиями, орденами. А. Пахмутова вместе с А. Добронравовом живут в Москве, всегда, с удовольствием отзываются на приглашения, встречи, несмотря на солидный возраст трудятся.

Александра Николаевна Пахмутова - легенда советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.

Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской. Родители Пахмутовой, Николай Андрианович и Мария Амплеевна, рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одаренностью. С их одобрения девочка в три года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.

В пять лет маленькая Пахмутова написала первую полноценную пьесу для фортепиано под названием «Петухи поют», причем в музыкальную школу девочка отправилась только спустя два года. В родном поселке Александра совершенствовала игру на клавишных инструментах вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем, после эвакуации, она продолжала развиваться как пианистка в Караганде.

Как только театр военных действий вышел за границу Советского Союза, Александра самостоятельно отправляется в Москву и в 14 лет поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени . Там девушка учится в специализированном классе фортепиано, а также посещает кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко.


Александра Пахмутова в молодости

Эта знаменитая «Школа одаренных детей», как ее тогда называли, дала путевку в жизнь многим музыкантам и композиторам, ставшим впоследствии всемирно известными. Окончила ее и Александра Николаевна Пахмутова, а затем оказалась студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Диплом о высшем образовании будущая звезда получила в 1953 году, но еще около трех лет училась в аспирантуре, защитив впоследствии диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».

Музыка

Примечательно, что Александра Николаевна пишет музыку в разных жанрах, включая и серьезные произведения для симфонических оркестров. Например, она сочинила «Русскую сюиту», «Концерт для трубы с оркестром», «Увертюру «Юность», «Оду на зажжение огня» и другие композиции. Кстати, первые два произведения из вышеназванных довольно часто исполняют зарубежные симфонические оркестры. А талантливые хореографы одесского Театра оперы и балета и московского Большого театра поставили на музыку Александры Николаевны Пахмутовой балет «Озаренность».

Писала композитор и мелодии для кинематографа. Популярными становились саундтреки из картин , «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву» и многих других. В 1980 году по специальному заказу Международного Олимпийского комитета Пахмутова сочинила музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты - мир!». Но особое, пожалуй, даже ключевое значение в ее творчестве занимал жанр эстрады. Популярные песни Александры Николаевны имеют собственную индивидуальность, они вдохновляют слушателя, несут позитивную составляющую и надолго остаются в памяти.

Сквозь десятилетия прошли и не утратили актуальности лирические композиции «Нежность» (любимая песня ), «Старый клен», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», задорные песни «Главное, ребята, сердцем не стареть!» и «Хорошие девчата», патриотические песни «Орлята учатся летать» и «Созвездие Гагарина».

Песня «Мелодия» сразу попала в репертуар , который исполнил ее особенно проникновенно, так как в то время переживал период временного расставания с молодой женой . Супруга находилась в Италии на стажировке в оперном театре «Ла Скала».

Поучаствовала Пахмутова и в создании спортивных гимнов «Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей». Последняя песня стала хитом во время победного шествия сборной СССР по хоккею в 80-х годах. Слушатели и болельщики были уверены, что слова о великолепной пятерке относятся к , и . Но на самом деле музыкальная композиция создавалась в 1968 году, когда будущим звездам спорта было по 8-10 лет.

Среди любимых хитов Пахмутовой и – прощальная песня московской Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!». Первоначально текст должен был содержать в обязательном порядке строчку «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!». Но отношения СССР и США резко ухудшились за несколько месяцев до спортивного мероприятия, поэтому поменялась и концепция музыкальной композиции.

Были среди песен Пахмутовой и такие, которые одно время находились под запретом. Так произошло с музыкальной композицией «И вновь продолжается бой», где в звучании барабанной дроби представители худсовета услышали оскорбление памяти вождя. Но позднее песня вошла в репертуар и .

Песни Александры Пахмутовой входили в репертуар таких звезд, как и , Муслим Магомаев и , и , и , а также нескольких десятков других. Стоит отметить, что в свой репертуар произведения Пахмутовой включали не только советские, но и западные артисты. Например, бывший вокалист группы «Modern Talking» Томас Андерс, британский коллектив «Living Sound» и восточногерманская группа «Kreis».

Сотрудничала Александра Николаевна с видными поэтами, в том числе и с , но самый прочный и плодотворный творческий союз составляли Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Огромное количество песен поклонники музыки услышали и полюбили благодаря этому дуэту. Одна их совместная песня, «Магнитка», в 2011 году даже была утверждена в качестве официального гимна города Магнитогорск. Такое решение приняло собрание депутатов городского Совета.

Александра Пахмутова заслужила своим творчеством множество орденов, званий и наград. На счету композитора три ордена «За заслуги перед Отечеством», государственные премии СССР и России, звание Народного артиста СССР и РСФСР.

Личная жизнь

Николай Добронравов и Александра Пахмутова создали не только творческий союз, но и семью. Будущие супруги познакомились еще в дни молодости, в 1956 году. Тогда Добронравов работал на Всесоюзном радио, где читал стихотворения в детской программе «Пионерская зорька». А Пахмутову пригласили написать музыку для этих стихов, чтобы получились детские песенки. Первой совместной композицией стала песня «Лодочка моторная», после которой появились более сотни великолепных шлягеров.


В тот же год изменилась и личная жизнь Александры Пахмутовой: они с Николаем Николаевичем полюбили друг друга с первого взгляда. Через три месяца Добронравов ведет Александру в ЗАГС, и они официально становятся мужем и женой. Композитор решила не надевать белого платья с фатой. Ее мама пошила элегантный розовый костюм, и в нем невеста предстала на собственной свадьбе. Медовый месяц молодые супруги провели у родственников в Абхазии, а по возвращении в Москву с головой окунулись в работу.

Собственных детей Александра Пахмутова и ее муж не имели. Но нерастраченную любовь они реализовали в творчестве: их дуэт создал огромное количество молодежных и детских хитов, так что детьми Пахмутовой были ребята всей страны. Кроме того, супруги внимательно следили за молодыми дарованиями и опекали талантливых исполнителей, поэтому сегодня многие музыканты и певцы называют Александру Николаевну и Владимира Владимировича вторыми родителями.


Мало кто знает, что эта миниатюрная женщина (рост Пахмутовой – 149 см) серьезно увлечена футболом и считает себя поклонницей этой игры. Вместе с мужем они поддерживают сборную России, а сама Пахмутова – преданная болельщица команды «Ротор» из ее родного Волгограда. В дуэте с мужем они даже написали футбольную песню «Это наша игра», посвященную российским спортсменам. Остается добавить, что еще в 1968 году имя Александры Николаевны Пахмутовой было увековечено, причем во вселенских масштабах: крымские ученые назвали новый астероид именем «Пахмутова».

Александра Пахмутова сейчас

Сейчас Александра Пахмутова остается активным участником культурной жизни страны. Композитор ежегодно посещает музыкальные фестивали, где предстает в качестве гостьи или члена жюри. В Нижнем Новгороде проходит конкурс-фестиваль песен композитора «Надежда», в финале которого судейскую коллегию возглавляет сама автор. Пахмутова также курирует музыкальный проект «Белый пароход», который проходит в городах Дальнего Востока. Помимо Пахмутовой, этот конкурс для детей из неблагополучных семей и инвалидов поддерживают Николай Добронравов, оперная певица , актер .

С участием Пахмутовой и Добронравова на телеэкране выходят передачи, посвященные их творчеству. В конце 2017 года на «Первом канале» супруги выступили в программе «Сегодня вечером», а годом ранее стали гостями ток-шоу «Наедине со всеми».

Не остается в стороне и авторская деятельность композитора. В феврале состоялась премьера новой песни Пахмутовой и Добронравова «Курская дуга», которая была написана специально для военного телефильма «Крепкая броня». Работа длилась полтора месяца, а потом готовый материал был записан на киностудии «Мосфильм» при участии симфонического оркестра под управлением С. И. Скрипки, хора Сретенского монастыря и солиста . Сам фильм, для которого создавалась эта музыкальная композиция, транслировалась в эфире «Первого канала» во время майских праздников 2018 года.

Дискография

  • 1960 – «Песни Александры Пахмутовой»
  • 1963 – «Таежные звезды»
  • 1975 – «Дарите радость людям»
  • 1980 – «Любовь моя - спорт»
  • 1981 – «Птица счастья»
  • 1985 – «Битва за Москву»
  • 1995 – «Симфонические произведения»
  • 1996 – «Зарево любви»
  • 2003 – «Нам не жить друг без друга»
  • 2011 – «Волшебный Новый год»
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Пахмутовой Александры Николаевны

Детские и юношеские годы

Родилась Александра Николаевна Пахмутова 9-го числа в ноябре месяце 1929 года под городом Сталинград (Волгоград) в посёлке Бекетовка. Девочка очень рано, всего в три с половиной годика, начала свои первые попытки сочинения музыки и игры на фортепиано. Начавшаяся 22-го числа в июне месяце 1941 года ВОВ прервала занятия Саши в музыкальной школе Сталинграда. Несмотря на трудности, которыми изобиловало военное время, в 1943 году Александра Николаевна Пахмутова поехала учиться в Москву и поступила в класс Центральной музыкальной школы (Школа для одарённых детей при Московской государственной консерватории). Данная школа, знаменитая на весь мир, дала музыкальное образование многим выдающимся мастерам.

Продолжение учёбы

Окончив музыкальную школу в 1948 году, Пахмутова поступила в Московскую Государственную консерваторию. Она занималась у Виссариона Яковлевича Шебалина, уникального профессора-педагога и выдающегося композитора. В 1953 году Пахмутова закончила консерваторию, а потом и аспирантуру в 1956 году. Её диссертацией была тема партитуры оперы «Руслан и Людмила» великого русского композитора .

Творческая работа

Александра Николаевна Пахмутова работала всегда в разных жанрах. Композитор писала и произведения, исполняемые симфоническим оркестром, и сочинения в жанре кантатно-ораториальном (например, «Василий Тёркин»). В Государственном оперном театре в Одессе и в Большом театре в Москве на музыку молодого композитора был поставлен балет под названием «Озарённость».

Александра Пахмутова написала музыку ко многим советским кинофильмам. Достаточно упомянуть лишь некоторые: «Семья Ульяновых», «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву».

Исключительное значение в творчестве Александры Николаевны имела её работа в песенном жанре. Среди почти что четырёх сотен песен, которые создала Пахмутова, можно вспомнить такие, как: «Геологи», «Песня о тревожной молодости», «ЛЭП-500», «Усталая подлодка», « Нежность», «Смоленская дорога», «Надежда», «Русский вальс» и др.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Стихи песен Пахмутовой писали выдающиеся поэты, однако наиболее постоянным и плодотворным является творческий союз композиторши с поэтом Николаем Николаевичем Добронравовым.

Песни Александры Николаевны Пахмутовой очень любили и исполняли многие разнохарактерные и талантливые певцы. Среди них можно отметить: , С. Лемешева, Г. Отса, и других. Песни Пахмутовой были в репертуаре многих прославленных коллективов, например, Краснознамённого ансамбля пляски и песни, Государственного русского народного хора, Детского хора Гостелерадио... Их также пели многие вокально-инструментальные ансамбли.

Было выпущено несколько десятков грампластинок с авторскими записями. Александра Николаевна Пахмутова стала обладателем «золотого» диска, премии, учреждённой фирмой «Мелодия». В 1995 году вышел первый компакт-диск с её симфоническими произведениями. Также был выпущен компакт-диск с записями избранных песен Пахмутовой.

Общественная деятельность

Александра Николаевна всегда успешно сочетала активную творческую деятельность с деятельностью общественной. Она являлась многие годы председателем Комиссии по массовым музыкальным жанрам СССР. Начиная с 1968 года, более двадцати лет возглавляла жюри на Международном конкурсе песни, который назывался «Красная гвоздика». В период 1968-1991 годов занимала в Союзе композиторов СССР пост секретаря правления, в 1973-1995 годах – пост секретаря правления СК России. В период 1969-1973 годов была избрана в депутаты Моссовета, а в 1980-1990 годах была депутатом ВС РСФСР, членом Президиума ВС РСФСР.

Награды и звания

Александра Николаева Пахмутова стала в 1984 году народной артисткой СССР, в 1967 году – лауреатом премии ВЛКСМ, в 1975-м и 1982 годах дважды стала лауреатом Госпремии СССР, получила звание Героя Социалистического Труда в 1990 году. Её именем в 1976 году была названа малая планета за номером 1889, которую открыли крымские астрономы.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Однажды Аля Пахмутова, которой только-только исполнилось три года, пошла вместе с мамой Марией Андреевной в кинотеатр. Фильм был музыкальный, с большим количеством песен и красивых мелодий. Придя домой, мама ушла на кухню, а дочка осталась в комнате, где на самом видном месте стояло пианино. Мария Андреевна готовила обед, как вдруг услышала, что кто-то наигрывает, и достаточно точно и чисто, мелодии из только что просмотренного фильма. Играть могла только Аля, но ведь ей всего три года и никто её до этого музыке не учил! Мария Андреевна вошла в комнату и увидела стоящую у пианино дочку. Она положила на стул стопку книг, подсадила девочку к пианино и долго с удивлением слушала её игру. Позже с Алей стал заниматься отец, рабочий бекетовского лесозавода и одновременно неплохой музыкант-любитель. Когда Александре исполнилось четыре года, она написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». Так начиналась карьера Александры Пахмутовой - одного из самых успешных и знаменитых советских композиторов, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии, автора более 400 песен и трёх десятков симфонических произведений.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. С первых же лет жизни музыка стала её судьбой. Проблемы выбора жизненного пути у Али не было - в шесть лет девочка поступила в Сталинградскую музыкальную школу, в которой училась до начала Великой Отечественной войны. «Когда говорят пушки - музы молчат» - в осаждённом фашистами и подвергавшемся ежедневным разрушительным бомбардировкам Сталинграде о занятиях музыкой не могло быть и речи. Занятия пришлось прервать, а вскоре семья Пахмутовых была эвакуирована в Казахстан.

Как же всё-таки везёт людям, которые с самого детства знают, чем они будут заниматься, и могут сказать себе: «Это - моё, и ничто, никакие трудности не заставят меня свернуть с этого пути!». Александру Пахмутову можно смело причислить к таким людям. Война ещё продолжалась, а она уже ехала в Москву продолжать учёбу. Летом 1943 года Аля была зачислена в Центральную музыкальную школу для одарённых детей (ныне - музыкальная школа при Московской консерватории). После её окончания в 1948 году Александра поступила в Московскую государственную консерваторию, в класс к известному композитору и прекрасному педагогу профессору Виссариону Яковлевичу Шебалину. В 1953 году Пахмутова успешно окончила консерваторию и поступила в аспирантуру. Через три года Александра защитила диссертацию по теме «Партитура оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила“».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон, - сказала однажды Александра Николаевна. - Но талант ещё не гарант. Как будет воплощён замысел песни, как будет развиваться её тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - всё это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ». Действительно, чтобы добиться успеха, композитору нужен талант. Это условие обязательное, однако отнюдь не гарантирующее признания. В Советском Союзе существовали тысячи музыкальных школ, ежегодно они выпускали тысячи юных музыкантов, в том числе и будущих композиторов. Многие из них были действительно талантливы, но только единицы добивались настоящего успеха, становились лауреатами всевозможных конкурсов и премий. Но не в званиях дело.

Александра Пахмутова - явление уникальное. Расхожий, конечно, штамп, но иначе не скажешь, факт остаётся фактом - такие, как Пахмутова, рождаются раз в сто лет, а то и вовсе лишь однажды. «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолёты», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Знаете, каким он парнем был», «Ненаглядный мой», «Старый клён», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «И вновь продолжается бой», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были» - эти песни Александры Пахмутовой знала и пела вся страна.

Стихи к музыке Александры Пахмутовой писали многие известные поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Сергей Гребенников, Римма Казакова. И всё-таки трудно себе представить её музыку без стихов Николая Добронравова. Говорят, что без поэта Добронравова не было бы композитора Пахмутовой, и наоборот. С этим можно поспорить, однако они настолько гармонично подходили друг другу, что очень быстро сложился один из самых удачных в СССР творческих союзов, который вскоре стал и союзом семейным. Интересно, что Пахмутова и Добронравов, при всей своей известности и популярности, всегда относились к прессе и журналистам, скажем так, с осторожностью. Александра Николаевна и Николай Николаевич, вообще-то, не очень-то балуют журналистов, а что касается личной жизни - то в этом вопросе соблюдается строгое табу.

Их судьбы во многом схожи. Оба появились на свет в ноябре (Николай Николаевич родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде), обоим в детстве пришлось узнать, что такое война и эвакуация. Но если Александра Пахмутова буквально с трёх лет начала заниматься музыкой и это стало делом всей её жизни, то Николай Добронравов свой путь и предназначение нашёл не сразу. Окончив в 1942 году школу, Николай поступил сначала в Московский городской учительский институт, а затем в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. После окончания школы-студии Николай Добронравов работал актёром в Московском театре юного зрителя. Здесь он познакомился с актёром Сергеем Гребенниковым, вместе с которым написал несколько новогодних сказок, поставленных во Дворцах пионеров и клубах Москвы. Вначале для актёров это было своеобразным развлечением, но вскоре Николай и Сергей начали профессионально заниматься литературной деятельностью. Для редакции музыкального и детского вещания Всесоюзного радио авторы написали несколько пьес и инсценировок, в кукольных театрах страны были поставлены пьесы «Колосок - волшебные усики» и «Тайна старшего брата».

В середине 60-х годов Николай Добронравов заканчивает актёрскую карьеру. В это время в Московском театре юного зрителя с успехом идёт написанная им вместе с С. Гребенниковым пьеса «Загорается маяк» (в 1962 году она была издана в издательстве «Молодая гвардия»), а в Куйбышевском театре оперы и балета ставится опера по либретто Добронравова и Гребенникова «Иван Шадрин». В 1970 году Н. Добронравов становится членом Союза писателей СССР. Из печати выходят его повести «Отчаливай, отчаливай!», «Скоро каникулы», «Третий не лишний», поэтические сборники «Созвездие Гагарина», «Стихи и песни», «Таёжные костры», «Вечная тревога», «Стихотворения». Но безусловно, исключительное место в творчестве Николая Добронравова занимает песня. Стихи, положенные на музыку, - это стержень жизни поэта, «и нету жизни без судьбы, и без судьбы - нет песни», - написал он в песне «Пластинка памяти моей».

Творчество Александры Пахмутовой и Николая Добронравова настолько разнопланово, что их песни пели такие непохожие по стилю и манере исполнения певцы, как Л. Зыкина, С. Лемешев, Г. Отс, М. Магомаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Градский, Т. Гвердцители, Юлиан, Н. Мордюкова, Л. Сенчина, П. Дементьев, М. Боярский, Бисер Киров.

Конечно, для поколения «шестидесятников», детей оттепели, глотнувших воздух свободы, комсомольско-партийная лирика Пахмутовой и Добронравова - это символ «совка», которым партийные идеологи пытались заменить западную музыку. Да, «Битлз» в СССР официально так и не появился, зато песни Пахмутовой и Добронравова звучали всюду - на телевидении, радио, пионерских линейках, правительственных концертах. Но ведь, кроме того, их песни пел народ, а не это ли является показателем любви и признания? А песню «До свиданья, Москва!», прощальный гимн Московской Олимпиады-80, знал весь мир, и не просто знал, а плакал, когда под эту мелодию в московское небо улетал олимпийский Мишка.

Власть награждала Александру Пахмутову званиями и премиями (Александра Николаевна - народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда), но та же власть долго отказывала композитору в получении нормальной квартиры. Бывало, запрещали некоторые песни. Самый хрестоматийный и абсурдный пример - «Песня о Ленине», написанная для хорового исполнения. Недовольство вызвала строчка «…Ильич прощается с Москвой…». На прослушивании Пахмутовой и Добронравову объяснили, что Ильич с Москвой прощаться не может, поскольку он навсегда в ней. «Песню ветеранов Первого Белорусского фронта» запретили из-за того, что упоминались Жуков и Рокоссовский, но не было ни слова о Брежневе, «главном герое Великой Отечественной войны» в застойные времена. В музыке песни «И вновь продолжается бой» усмотрели роковые мотивы, из-за чего у худсовета возникли серьёзные нарекания, и только ценой неимоверных усилий песню удалось отстоять. Всё это, конечно, не доставляло радости, однако Александра Николаевна всегда относилась к подобным вещам философски. «Не сегодня, так значит, завтра выйдет, - говорила она в одном из интервью, - глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть ещё столько всего сочинить. Я ведь и сегодня от невостребованности не страдаю. Нужно стараться жить в ритме молодёжи».

А жить и творить в молодёжном ритме ох как не просто, хотя Александра Пахмутова и привыкла к смене эпох. Начинала она писать музыку ещё при Сталине, затем была оттепель, брежневские времена, перестройка. Настало время перемен, изменились отношения между композиторами, поэтами и артистами, музыкальный мир стал жить по коммерческим правилам. Сейчас никого не удивляет, что за песню, тем более хорошую, нужно платить, и платить много. Но Александра Пахмутова и Николай Добронравов остались верны своим принципам. «Мы никогда не продавали песни и никогда не будем этого делать, - сказала недавно Александра Николаевна в интервью газете „Вечерний Минск“. - Да и как вы себе это представляете? Мы встречаемся с певцом, обсуждаем песню, пробуем так и этак, пьём кофе, разговариваем. А потом я говорю: „Теперь давай плати“? Это невозможно».

Конечно, сейчас песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова всё реже появляются в теле- и радиоэфире, их творчество, как говорят в современной музыкальной «тусовке», перешло в разряд «неформата». Но это не пугает авторов, Александра Николаевна и Николай Николаевич, как всегда, с оптимизмом смотрят в будущее. Их часто спрашивают о творческих планах и о том, чем они занимаются. «Чем же ещё заниматься композитору и поэту? Конечно, пишем песни», - отвечает Александра Пахмутова. А сидящий, как обычно, рядом Николай Добронравов добавляет: «И будем этим заниматься, пока живы…».

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

От Петра I до Александра III «Пожаловали мы сею саблею…» Впервые стал Петр I награждать холодным оружием офицеров регулярных частей русской армии. В Артиллерийском музее Петербурга хранится палаш с надписью на клинке: «За Полтаву. Лета 1709». Одним из первых золотую шпагу с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Словарь современных цитат автора

ДОБРОНРАВОВ В древности любили давать имена, которые указывали бы на характер человека и его нравственные достоинства. Вот почему в дохристианскую эпоху было так много Добромилов, Добромиров, Доброславов. Женщин звали Добромила, Добромира, Доброслава. Еще раньше

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

ГРЕБЕННИКОВ Сергей Тимофеевич (1920-1988); ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэты-песенники 243 Гайдар шагает впереди.Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэт-песенник 66 Мы хотим всем рекордам / Наши гордые дать имена!«Герои спорта» (1973), муз. А.

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Николай II и Александра Фёдоровна Будущий император Николай II родился в 1868 году в семье Александра III и Марии Фёдоровны. Императрица была дочерью короля Дании Кристиана и в девичестве звалась Дагмарой.Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА Алексеева Марина Анатольевна родилась 16 июля 1957 года во Львове в семье потомственных юристов. Окончила юридический факультет МГУ (1979). Работала преподавателем в Академии МВД, затем заместителем начальника научно-исследовательского и

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Танковые асы: Зиновий Колобанов, Андрей Усов, Николай Никифоров, Николай Роденков, Павел Кисельков 19 августа 1941 г. Памятник З. В. Колобанову в д. ВойсковицыЗиновий Григорьевич Колобанов родился 12 декабря 1912 г. в селе Арефино (ныне - Вачский район Нижегородской области).

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания,

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

ГРЕБЕННИКОВ, Сергей Тимофеевич (1920–1988); ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтыпесенники 808 Гайдар шагает впереди. Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А. Пахмутовой 809 Держись, геолог, крепись, геолог! «Геологи» (1959), муз. А. Пахмутовой 810

Из книги автора

ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтпесенник 294 Мы хотим всем рекордам Наши гордые дать имена! «Герои спорта» (1973), муз. А. Пахмутовой 295 Знаете, каким он парнем был? Назв. и строка песни о Ю. Гагарине (1971), муз. А. Пахмутовой 296 До свиданья, наш ласковый Миша. «До

Из книги автора

Семья Александра III Взаимоотношения в семье Александра III были на редкость гармоничны. Для императорской семьи. Несмотря на некоторые неизбежные сложности в начале супружеской жизни, несмотря на взрывной характер Марии Федоровны, которую прозвали Гневной, это была

Из книги автора

Распорядок дня Александра II Сын Николая I – император Александр II во многом сохранил рабочий график своего отца, но следовал ему без фанатизма. Это был слабый правитель и слабый работник, хотя, конечно, отказать ему в уме было бы неправильно. Однако ему не хватало харизмы

Александра Николаевна Пахмутова - одна из легенд советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.

Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской. Родители Пахмутовой,

Николай Андрианович и Мария Амплеевна, рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одарённостью. С их одобрения девочка в три года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.

Начавшаяся в июне 1941 года война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). Эта знаменитая на весь мир школа дала путёвку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с Александрой Пахмутовой учились будущие лауреаты Международных конкурсов Е.Малинин, Л.Берман, И.Безродный, Э.Грач, Х.Ахтямова.

По окончании музыкальной школы в 1948 году А.Пахмутова поступает в Московскую Государственную консерваторию, где занимается у выдающегося композитора и уникального педагога профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. В 1953 году она заканчивает консерваторию, а в 1956 году - аспирантуру с диссертацией на тему Партитура оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра (Русская сюита, Концерт для трубы с оркестром, Увертюра Юность, Концерт для оркестра, Ода на зажжение огня, Музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita), и сочинения кантатно-ораториального жанра (Василий Тёркин, Прекрасная, как молодость, страна, кантаты для детского хора и симфонического оркестра Красные следопыты, Отрядные песни). На музыку А.Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет Озарённость.

Большую часть своей жизни Александра Николаевна прожила с одним мужчиной – супругом Николаем Добронравовым, и благодарит судьбу за то, что она подарила ей встречу с таким человеком. В этом браке дети Александры Пахмутовой, о которых она, как и любая другая женщина, конечно же, всегда мечтала, не появились на свет, и эту нишу она заполнила творчеством и любовью к своему мужу, вместе с которым прожила почти шестьдесят лет.

Они познакомились весной 1956 года, а через три месяца уже стали мужем и женой. Муж Александры Пахмутовой в то время работал в Московском ТЮЗе, выступал на радио, читая стихи в детских передачах «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». На радио они и встретились, а их любовь началась с совместной работы – Александра Николаевна писала музыку для детских передач, и вместе с Добронравовым они сочинили песенку «Лодочка моторная».

После свадьбы на медовый месяц они уехали к родственникам Николая в Абхазию. Поэт и композитор Николай Добронравов стал для Александры Николаевны не только мужем, но и коллегой, вместе с которым она написала множество песен, ставших настоящими хитами.

Они всегда были очень гармоничной парой и плодотворным творческим союзом, поэтому и прожили такую долгую и счастливую жизнь. Добронравов и Пахмутова стараются давать, как можно меньше интервью, а на вопросы о личной жизни не отвечают вообще, но тот факт, что вместе они прожили рекордное число лет свидетельствует о том, что она у них была счастливой.

Музыка Александры Пахмутовой стала настоящим символом советской эпохи, а ее песни звучали на всех радиостанциях и с экранов телевизоров. Несмотря на то, что собственных детей Александры Пахмутовой и Николая Добронравова судьба так и не подарила, они немало сделали для детей всего Советского Союза, написав множество детских песен, на которых выросло не одно поколение.