Образ алеши из детства. Нравственные искания Алеши Пешкова (по повести А

Алеша Пешков - главный герой повести «Детство» Повесть “Детство” - это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой - Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши.

Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый.

Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим.

Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били.

Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.

Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше. Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек - это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался. Алеша был добрым мальчиком.

Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.

Те, к кому он был больше всех привязан, - это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше.

Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

Главный герой повести – автобиографии А.М. Горького «Детство» это мальчик Алеша Пешков. Рассказывая о жизни своего героя, писатель повествует нам о своей собственной судьбе. Будущему классику пришлось расти в мрачной и тяжелой атмосфере дома своего деда. Испытав все трудности и невзгоды такой жизни, он понял, что так жить нельзя.

Отец мальчика умер рано, пришлось ему с матерью переезжать в Нижний Новгород, в дом деда. Семья там жила многочисленная - дяди, двоюродные братья, дед, бабушка. На жизнь зарабатывали они покраской тканей, работали в своих мастерских. Мальчику они сразу не понравились.

Алеша рос очень юрким и любопытным. Дома его не били никогда, даже оплеухи не отвешивали. Зато в доме деда ему пришлось хлебнуть сполна. Дед был жесток, внуки получали розгами за любую провинность. Доставалось и Алеше. После дедовой порки он долго болел. Когда это произошло впервые, он словно повзрослел, стал невероятно чутким к боли и обидам других людей. Для него это стало и душевной травмой тоже.

Очень он любил свою бабушку, Акулину Ивановну. Она была женщиной большой, с густыми, черными волосами. Движения ее были плавными, словно у кошки, улыбка была доброй и белоснежной. Она была мудрой женщиной, хоть и неграмотной. Многие шли к ней за советом. К Алеше она относилась хорошо, любила его, жалела. Рассказывала много удивительных историй из своей жизни. Знала она и множество народных сказок. Учила мальчика, советовала ему, как поступать в той или иной ситуации.

Семейные распри и неурядицы, то и дело происходящие в доме, жадность и глупость родственников, забитость их детей очень огорчали и расстраивали Алешу. На улице он тоже не мог найти себе друзей. Мальчики там дразнили нищих, мучили животных. Из-за этого ему нередко приходилось драться с ними.

Алеша в семье деда был «другая кровь, другое племя». Он рос очень похожим на своего отца. По характеру он тоже отличался от всего остального семейства. Алеша добрый, отзывчив к чужой боли, сопереживающий чужим бедам. Окружающие наоборот, злые, завистливые, жадные и трусливые. Тяжело ему жилось в таком обществе. Но благодаря своим качествам мальчику удавалось находить хороших людей. Он сами тянулись к нему, чувствуя его душевную чистоту, которая встречается в людях крайне редко.

Алеша родился в совершенно другой семье. Там его любили, а не воспитывали побоями. Поэтому он знал, что можно и нужно жить по – другому, в любви и уважении. Живя в доме деда, мальчик не стал жестоким и безразличным, а сохранил в себе доброе отношение к людям. Уроки, полученные в детстве, Алеша запомнил, и это очень помогло ему в будущем.

Вариант 2

Произведение писателя является автобиографическим и в нем автор повествует о собственных воспоминаниях своего далекого детского прошлого.

Алеша Пешков изображен в образе главного героя повести, оставшийся в раннем детстве сиротой и вынужденный воспитываться в доме своих родственников, где преобладает угрюмая и тяжелая атмосфера.

Главой семейства является дед, отличающийся самодурством и бессердечностью, остальные члены семьи беспрекословно слушаются пожилого мужчину, поскольку для них характерны трусость и жадность.

До того момента, как попасть в дом деда, Алеша не сталкивается с домашним насилием и, только начав жить в дедовской семье, он видит каким злым и несправедливым может быть человек, держащий в страхе всех членов семьи.

Домочадцы подвергаются избиению и телесным наказаниям за любую шалость или провинность независимо от наличия вины, поскольку дед приходит в ярость по любому поводу.

Бездуховность и алчность старого деда создают в доме атмосферу злобы и унижения. Мальчик растет в постоянном стрессе на фоне насмешек и издевательств родственников, вынужденный терпеть данное положение из-за безвыходности ситуации.

Единственным дорогим человеком для Алеши в дедовой семье становится бабушка Акулина Ивановна, заменившая малышу маму и ставшая ему самым близким другом. Несмотря на свою неграмотность и малообразованность, бабушка наделена незаурядной артистичностью и одаренностью, благодаря которым развивает в Алеше любовь к творчеству, рассказывая многочисленные сказочные истории и мифы. Преодолевать тяготы жизни помогала бабушке безудержная вера в Иисуса Христа, а также бескорыстная любовь и доброта, бесчеловечность мужа не ожесточает характер женщины, а наоборот делает ее сильнее духом. Бабушка Алеши оказывается решающим человеком, повлиявшим на развитие внутреннего мира мальчика и способствовавшим раскрытию его лучших человеческих свойств.

Помимо бабушки поддержку Алеше оказывают и несколько живущих в доме мужчин, среди которых - слепой мастер Григорий, обладающий благородством и состраданием, мужчина по прозвищу Хорошее дело, бескорыстный образованный человек, с которым Алеша проводит многие часы в беседах, а также подкидыш Цыганок, склонный к воровству, но отличающийся искренней честностью.

Познав суровую правду жизни в раннем детстве и пережив много страданий, унижений, автор преодолел все жизненные трудности и смог стать не только прекрасным писателем, но и неординарным человеком.

Несколько интересных сочинений

  • Образ купечества в Грозе Островского сочинение

    Александр Островский, является величайшим автором русской литературы, написавшим такое знаменитое произведение как Гроза. Начало произведения, начинается с описания вымышленного города Калинова

  • Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве (описание)

    Картина Татьяны Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» - одна из самых известных ее работ.

  • Правда Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова является роман-эпопея «Тихий Дон». Это исторический роман, в котором писатель отразил события гражданской войны, а именно среди донского казачества

  • Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

    Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?.. Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

  • Природа в Слове о полку Игореве сочинение

    Поэма, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.

Повесть Максима Горького "Детство" представляет собой не только автобиографическое произведение, но и передает впечатления автора о его нелёгком детстве, воспоминания о людях, которые приняли участие в формировании его характера. Раскрывая перед читателем свои мысли, свою душу, Горький высказывает протест против общества, в котором царят жестокие нравы, а также предостерегает от тех ошибок, которые не имеет права совершать человек, если он хочет быть достойным уважения.

Автор реалистично повествует о своей семье, рассказывает о людях, которые его окружали, и мы понимаем, что, несмотря на то, что рядом с мальчиком были люди, не всегда достойные уважения, он не озлобился, а остался добрым и честным, что позволяет думать о том, что каждый человек способен отличать добро от зла, делать свою жизнь светлее.

Именно об этом мечтает герой на протяжении повествования. Раннее детство Алеши прошло в семье, где царили любовь и согласие, родители воспитывали его любовью, а это для ребенка - самое важное. С потерей родителей мальчик почувствовал, насколько изменилась его жизнь и одновременно понял, как важно ценить добрые человеческие чувства.

И это понимание, заложенное в него родителями, помогло Алеше не озлобиться, не стать жестоким, следуя примеру своих родственников, а стать достойным человеком, добрым и внимательным к чувствам других людей. Конечно, характеру ребенка трудно формироваться, когда этому сопутствуют трагические обстоятельства – смерть отца, атмосфера ненависти, в которой уважение путается со страхом, где царит зависть и самоутверждение происходит за счет унижения слабого.

Но Алеша не чувствовал ненависти к своим родственникам, искалечившим его детство. Мальчик внутренне понимал духовное убожество своих дядьев и знал, что они несчастны. У него возникало желание уйти вместе с мастером Григорием из дома и скитаться по свету, прося подаяние, не видя при этом вечно пьяных дядьёв, жестокого деда и двоюродных братьев, забитых суровым «воспитанием». У Алеши было слишком остро развито чувство собственного достоинства, мальчик не мог терпеть насилия, как бы оно ни проявлялось. Герой чувствовал необходимость заступиться за обиженного, он не выносил издевательств над нищими и над животными уличными мальчишками.

Поддерживать веру в добро помогала мальчику его бабушка Акулина Ивановна, заменившая Алёше мать. Другим героем, показавшим пример жизнелюбия, стал для мальчика Ваня Цыганок, верным другом - Хорошее Дело. О них автор рассказывает с особой теплотой и любовью. Цыганок ассоциировался у Алёши со сказочным героем. Бабушка, сама знавшая, казалось, бесконечное количество сказок, привила внуку любовь к народному творчеству. Необычной была и дружба Алёши с Хорошим Делом, который давал мальчику советы, научил его любить книги. Эксперименты героя пробуждали в Алеше любопытство, мальчик знакомился с миром, который находился за пределами дома и семьи.

Эти герои учили мальчика жалеть и любить людей, уметь отличать зло от добра. Их открытые сердца, их доброта и ласка смогли облегчить жизнь сироты.

В детстве мальчика окружали не только злые и бессердечные люди, но и добрые, и любящие. Их любовь помогала Алёше в тяжелых жизненных ситуациях стойко переносить все испытания, которые преподносил ему жестокий мир.

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бурным весельем, вражда и соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили. Доброта ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль:» До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и Вера ? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился» бабушкинБог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе представляла Бога бабушка:» Сидит Господь на холме, среди луга райского… А около Господа ангелы летают во множестве… Бога видеть человеку не дано, — ослепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста. Алеша представлял,» что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пчелы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок. Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен,» но перед ним нельзя было лгать — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке. В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравственному становлению мальчика. Одним из таких уроков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился:» в дела взрослых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Богом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разумом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и наказывать. Ему, а не нам!

Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» 1. Повесть М. Горького «Детство». 2. Образ Алеши, главного героя повести. Автобио­графичность образа. 3. Образ бабушки. 4. Цыганок. 5. Хорошее дело. Русский писатель, публицист и общественный деятель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) может быть назван одной из ключевых фигур в советской литературе. Повесть «Детство» была создана в период между двух революций: после неудавшейся революции 1905-1907 годов и до Октября. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными, на наш взгляд, образами в этом произведении являются образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела. Все они объединены одним: положительной окраской и теплым отношением к ним автора. Помимо прочего, эти герои повлияли на формирование характера Алеши. Алеша, разумеется, - в определенной мере прототип самого Горького в детстве. Хотя бы по этой причине образ Алеши нуждается в тщательном рассмотрении. Что он из себя представляет? С Алешей на страницах повести мы встречаемся в драматический момент его жизни: умер отец, и мальчик не может понять, что происходит, почему мать, растрепанная, рыдает, отец спит и словно улыбается: «...лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный... доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами». После смерти отца Алеша с матерью и бабушкой переезжает в Новгород, где живет семья матери. В доме деда Алеша столкнулся с темной жизнью «неумного племени»: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Жить в дедовском доме было нелегко. Дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и не слишком счастливым. Алеша с трудом находит с ним общий язык. Дядья бессмысленно жестоки. И только с бабушкой мальчику было легко. Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная», с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить... и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему». Бабушка - добрая и ласковая - всегда поможет и посочувствует. «...Она певуче говорила: - Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все! Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни». Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «...она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой...». И Алеша был согласен с такой точкой зрения. Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь. Еще один важный человек в жизни героя - Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок - подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый». В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка». От бабушки Алеша узнал, что Цыганок - «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке». Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить. Цыганок погиб, его задавило крестом. Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее дело. Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «Хорошее дело». В комнате Хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками... плавил свинец, паял какие-то медные штучки...». Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал. Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен "и невероятно одинок. Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим делом. Хорошее дело давал Алеше советы: «Настоящая сила - в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим делом: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, - лучших людей ее». Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать Человеком с большой буквы. В детстве у него очень остро было восприятие зла и несправедливости, и благодаря окружавшим его любящим людям это чувство не переросло в обиду на весь окружающий мир. Алеша смог увидеть, что в любых обстоятельствах человек может оставаться человеком, не прогибаясь под сложный и жестокий мир.