Образ соколова в произведении судьба человека. Сочинение на тему: Андрей Соколов

Бессмертное произведение М. А. Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломанной войной.

Особенности композиции рассказа

Главный герой здесь представлен не легендарной героической личностью, а простым человеком, одним из миллионов людей, которых коснулась трагедия войны.

Судьба человека в военное время

Андрей Соколов простой сельский труженик, который также как все работал в колхозе, имел семью и жил обычной размеренной жизнью. Он смело идет защищать свое отечество от фашистских захватчиков, оставляя, таким образом, своих детей и жену на произвол судьбы.

На фронте для главного героя начинаются те страшные испытания, которые перевернули его жизнь. Андрей узнает, что его жена, дочь и младший сын погибли в результате авиационной атаки. Он очень тяжело переживает эту утрату, так как чувствует собственную вину в том, что произошло с его родными.

Однако Андрей Соколов имеет ради чего жить у него остался старший сын, который за время войны смог добиться значительных успехов в военном деле, и был единственной опорой своего отца. В последние дни войны судьба приготовила для Соколова последний сокрушительный удар его сына убивают противники.

По завершению войны, главный герой, морально сломан и не знает, как ему жить дальше: он потерял своих близких людей, родной дом был разрушен. Андрей устраивается на работу водителем в соседнем селе и начинает постепенно пьянствовать.

Как известно, судьба, толкающая человека в пропасть, всегда оставляет ему маленькую соломинку, по которой из нее при желании можно выбраться. Спасением для Андрея стала встреча с маленьким мальчиком сиротой, родители которого погибли на фронте.

Ванечка никогда не видел своего отца и потянулся к Андрею, так как жаждал той любви и внимания, которые проявлял к нему главный герой. Драматическим пиком в рассказе становится принятие Андреем решения соврать Ванечке, что именно он приходится ему родным отцом.

Несчастный ребенок, не знавший в жизни любви, ласки и доброго отношения к себе со слезами бросается на шею Андрея Соколова и начинает говорить, что вспомнил его. Так по сути две обездоленные сироты начинают совместный жизненный путь. Они нашли спасение друг в друге. У каждого из них появился смысл жизни.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Великое произведение Михаила Шолохова «Судьба человека» является знакомым для каждого человека. В его повествовании рассказывается о судьбе простого советского человека, перенесшего военные тягости, лишения, связанные с пленом, утрату семьи. Исповедь обычного человека в те нелегкие годы представляет читателю его жизненный путь, показывая одновременно историю СССР: гражданскую войну, голод, первые пятилетки, Великую Отечественную войну.

В начале своего повествования главный герой рассказывает своему случайному попутчику о том, что в предвоенные годы его семья жила в достатке. Этот факт указывает на то, что Соколов – заботливый мужчина, которому не чужды семейные ценности.

Его сердце не занимает ни обстановка в стране, ни религиозные проблемы, ни идеологическое стремление быть полезным для общества; для него важны человеческие понятия: дом, семья, работа. Именно жена и дети становятся для Андрея тем жизненным ориентиром, ради которого он не опускает руки и выживает в плену. Дальнейшая трагическая судьба главного героя представляется в виде испытания главных ценностей на прочность.

То, что Соколов оказался в плену, не является примером трусости главного героя, оно всего лишь пример неудачного стечения обстоятельств. В старой церкви, где пленные ожидают своей участи, Соколов, убивая предателя, позиционирует себя в качестве сильного человека с огромной выдержкой и духом.

Побег из плена может предпринять только сильный, целеустремленный человек, пусть даже он и окажется неудачным.

Разговор с фашистами, собирающимися его расстрелять, является новым испытанием для Соколова. Он своей храбростью и отвагой будит человечность в немецких офицерах, которые удивляются этой самой отваге и бодрости духа пленного солдата. Они признают свое поражение перед его силой воли и патриотизмом, даруя ему жизнь.

Представляется способ бежать из плена, Соколов его реализует, прихватывая с собой «языка». Андрей настолько предан своим идеалам, своим грезам о долгожданной встрече с семьей, что никто не может остановить этого человека.

Соколов возвращается в строй и сражается за Родину и за своих родных. И вот его подстерегает новый удар. В плену Андрей живет, не теряя чувства собственного достоинства и надежды на будущее, однако известие о гибели семьи преломляет его гордый характер. Соколов переживает свою трагедию, но чувствует себя убитым. Об этом говорит его сон: Андрей видит себя за колючей проволокой, а своих родных живыми и на свободе. Он хочет идти к ним, но не может.

Встреча с сиротой Ванюшкой заставляет его снова стать хотя бы отчасти уверенным в себе человеком, побороть свои негативные привычки и жить.

Рассказ Михаила Шолохова повествует о том, что человеческие ценности никогда не померкнут под натиском бед и неприятностей.

Характеристика Андрея Соколова, героя произведения «Судьба человека» Михаила Шолохова поможет написать сочинения.

Андрей Соколов характеристика главного героя

Андрей Соколов – образ человека, «все вытерпевшего, все преодолевшего», перенеся все ужасы фашистского плена, лишившись любимой семьи, в последний день войны, потеряв сына – их единственную опору и радость жизни, мучась смертельной тоской по погибшим, он нашел в себе силы, чтобы жить, работать, отдавать свои силы души обиженному войной ребенку Ванюшке – усыновленному сиротке – мальчику.

Суровые испытания Войны не убили душевных сил, а раскрыли их в этом чудо-богатыре.

Андрей Соколов обладает незаурядной стойкостью, претерпевает все фашистские издевательства: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…

Сам страдая, он стремится приободрить, обнадежить близких, не желая «играть на жалобных струнах». Вспомним его рассказ о жалостливом письме, которое бьет трудящуюся женщину.

«Она после этого письма, горемыка, и руки опустить, и работа ей не работа. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Андрей Соколов физически вынослив, но что стоила бы одна «мускульная» сила без убеждения, без веры?!Сколько известно случаев, когда не выдерживали пыток и очень сильные физически люди…

Соколов любит жизнь, но дороже жизни для него достоинство человека.

План-характеристика Андрея Соколова – человека-воина и труженика.

    1) Великая Отечественная война – неиссякаемая тема советской литературы.

2) Война – проверка и испытание сил советского человека.

3) О советском человеке в борьбе и труде.

    1) Рассказ «Судьба человека» — правдивое отражение русского национального характера и нравственного величия советского человека.

2) Портрет Андрея Соколова.

3) Соколов – хороший семьянин, заботливый отец, любящий муж, замечательный умелец, любая работа спорится в его руках.

4) Испытания, выпавшие на долю Андрея.

5) Соколов – суровый мститель за измену.

6) Черты Соколова – черты настоящего советского человека.

7) Смекалка, находчивость, упорство при побеге из плена.

8) Богатство силы души русского чудо-человека.

9) Страдания и испытания не ожесточили его.

10) Умение сдерживать себя – исповедь солдата в конце.

11) Последние слова рассказа – убежденность автора, что советские люди выдержат любые испытания, не согнутся, не дрогнут в минуту грозной опасности.

12) Воздействие старшего поколения на младшее.

    1) Стремление воспитывать в себе черты настоящего советского человека.

2) Проявление советского характера в строительстве.

3) «Когда страна прикажет быть героем.

У нас героем становится любой».

4) «По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает

Советский простой человек».

ФИО: Елисеева Алена Анатольевна.

Должность:учитель

место работы: МБОУ

«Ключевская ООШ» Тюльганский район

Название предмета: литература

УМК Литература, 9 класс, Коровина . Год публикации: 2013

Уровень обучения: базовый

Тема урока: М. А. Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа «Судьба человека»..

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок (из 2-х).

Цель : уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов, формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».

Задачи:

1) Обучающие: Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа; Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны, выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях; отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами.

2) Развивающие:. развивать навыки анализа художественного произведения; расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, патриотизма. формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну; воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;

Оборудование: учебник-хрестоматия, иллюстрации, запись фильма С.Бондарчука.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрытие идейного содержания посредством выявленных особенностей его композиции; владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, воспитание интереса к чтению произведений патриотического характера о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны, развитие речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : выявление заложенных в рассказе нравственных ценностей и их современного звучания, воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, к памяти о событиях ВОВ, чувства ответственности и долга перед Родиной;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Техническое обеспечение урока: ноутбук с колонками, фрагмент из фильма «Судьба человека», проектор, экран.

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

    Актуализация знаний.

    Анализ произведения.

    Динамическая пауза.

    Анализ произведения.

    Реализация индивидуального домашнего задания.

    Итог урока.

    Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

2. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Какой литературный герой задавал себе такие вопросы, задумывался о смысле жизни? (Печорин)

А вы когда-нибудь задавали себе такие вопросы.

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

– Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего разговора?

(Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и о судьбе всего народа, выстоявшего в войне, выявим сильные черты характера русского человека в трудной жизненной ситуации, а также выявить смысл названия рассказа)

- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеет нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом наш разговор на уроке.

III. Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?

IV. Анализ рассказа.
- Как проявляется характер героя в мирное время? В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? (Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.)

– Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы.)

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

Плен. Эпизод в церкви

С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.).

В каких эпизодах характер героя проявляется с наибольшей силой? Рассмотрим их подробнее.

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? (раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.)

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене?

– Какая жизненная позиция ближе всего Соколову? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.)

Зачем,по-вашему, автор вводит в рассказ образ предателя? (1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.
2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.
3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.)

Эпизод в лагере. Иллюстрация: в плену.

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?(К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.)

- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

Что мы узнали о Мюллере как человеке? (зачитать)

Почему комендант Мюллер "великодушно" подарил Андрею Соколову жизнь?

Дороги ли нам его слова?

Таким образом, диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)
– Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Иллюстрация: Прощание с семьёй.

Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен.

– Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
«Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета?

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

V. Динамическая пауза.

Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьбы человека» Встреча с Ванюшкой.

VI. Анализ рассказа.

Иллюстрация: С Ванюшей

– Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)
– Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
– Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)
– Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
– К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
– А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы )
– Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
– Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
– Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
– О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, солнцу. Подтвердите это примером из текста. Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье)
– Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
– Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
– А что такое судьба?

Словарная работа : Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.
V II . Реализация индивидуального домашнего задания.

Мы живем в мирное время, но не всегда спокойно на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации. Дома по желанию вы должны были подготовить сообщение о судьбе вашего родственника или односельчанина.

V III Подведение итогов урока

– Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни.

IX Домашнее задание.

Сочинение на тему «Война в судьбах наших соотечественников»

Андрей Соколов – главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», фронтовой шофер, человек, прошедший через всю войну. Во время Гражданской войны он потерял отца, мать и младшую сестру, а во время Великой Отечественной войны – жену, двух дочерей и сына. Андрей был уроженцем Воронежской губернии. С началом Гражданской войны подался в Красную Армию, в дивизию Киквидзе, а в 1922-м году уехал на Кубань батрачить на кулаков. Благодаря этому, он остался жив, а его семья умерла от голода. В 1926-м году он продал хату и перебрался в Воронеж, где работал слесарем.

Вскоре он женился на хорошей девушке Ирине – сироте из детдома, познавшей все печали жизни с детства. Андрей в жене души не чаял, а если ненароком обижал, то тут же обнимал и извинялся. У них родилось трое детей: один сын Анатолий и две дочки. С началом войны его призвали на фронт. После этого он свою семью больше не видел. Попав в пленный лагерь, он не раз был ранен и не раз – на волосок от смерти. Его долго возили по всей Германии, работал то на заводе, то на шахте, но со временем стал шофером одного немецкого майора-инженера, от которого впоследствии сбежал. Оказавшись на родной земле, он написал письмо жене, но получил ответ от соседа. В письме говорилось, что в его дом в 1942-м году попала бомба, жена и дочки погибли. Сына не было дома, значит уцелел. Однако вскоре он узнал, что Анатолия убил снайпер.

Так и остался Андрей один на целом свете. В Воронеж он не захотел возвращаться, а поехал к другу в Урюпинск. Тот с женой приютили его. Вскоре Соколов познакомился с мальчишкой-сиротой по имени Ваня . Родители мальчика погибли и он остался совсем один. Соколов сказал ему, что он его отец и взял на воспитание. Жена приятеля помогала растить мальчишку. Так они и жили сначала в Урюпинске, а затем Андрей с Ванюшей командировались в Кашары. Это была первая весна после войны. Дальнейшая судьба героя неизвестна.