Триумфальная арка на кутузовском проспекте. Нарвские триумфальные ворота

Со времен самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору , который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет. Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей! Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества. Триумфальная арка - это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.

История

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.

Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.

По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

Описание

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.

Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.

Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.

Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой рукелавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптуры

Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие.

Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.

Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.

Реставрация

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.

  • Московский митрополит отказался освятить памятник из-за того, что на нем установлены скульптурные изображения мифологических богов.
  • Триумфальная арка – главный символ Филевского автобусно-троллейбусного парка.
  • Белый камень для облицовки стен арки был добыт у подмосковного села Татарово.
  • Неподалеку от арки находится каток с искусственным льдом — популярнейшее место среди детей и молодежи Москвы.

Московские триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сооружены в 1829 - 1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 году.

Описание Триумфальной арки

Московские триумфальные ворота представляют собой однопролетную арку с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Сооружение обращено лицевой стороной к въезду в по старой традиции, согласно которой триумфальные ворота были главным фасадом к ведущей в город дороге.

Между парами колонн в нишах установлены литые фигуры воинов в древнерусских доспехах на высоких постаментах. В верхней части пилонов, над фигурами воинов, расположены горельефы: «Изгнание французов» (первоначальное название - «Изгнание галлов из Москвы») и «Освобожденная Москва». По периметру карниза - гербы административных районов , жители которых участвовали в борьбе с врагом. Над карнизом - аллегорические статуи богинь Побед в сидящей позе, с венками и скипетрами в руках, у ног которых сложены военные трофеи.

Арка увенчана колесницей Славы - шестеркой коней и колесницей с восстающей на ней крылатой богиней Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком, венчающим победителей. На главном фасаде вмурованная чугунная плита с текстом закладной доски 1829 года (см. «История Триумфальной арки») .

Высота Триумфальной арки - 28 метров.

История Триумфальной арки

Триумфальная арка была сооружена в середине 1814 года к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из Западной Европы с победой. Первоначально арка была деревянной и была установлена у Тверской заставы (в районе нынешнего Белорусского вокзала). Деревянное сооружение было недолговечным и быстро ветшало, в 1826 году было принято решение о постройке каменной Триумфальной арки.

Новый проект был разработан и принят в апреле 1829 года. 17 августа 1829 года состоялась торжественная закладка каменной арки. Надпись на бронзовой доске, вмурованной в основание будущего памятника, гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града , разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство Триумфальных ворот продолжалось 5 лет и было закончено в 1834 году, 20 сентября 1834 года состоялось их торжественное открытие. Митрополит московский отказался освятить памятник из-за присутствия на нем скульптурных изображений мифологических богов.

В 1936 году было принято решение о реконструкции площади у Белорусского вокзала с целью расширения дороги от улицы Горького до Ленинградского шоссе. Триумфальные ворота были разобраны, скульптуры и убранство арки были переданы в Музей архитектуры имени А. В. Щусева на территории бывшего Донского монастыря.

Через тридцать лет в 1966 году Триумфальную арку было решено восстановить на новом месте - на Кутузовском проспекте. Проект был разработан 7-й мастерской «Моспроекта-3». Коллективу реставраторов под руководством В. Либсона по сохранившимся фотографиям и рисункам предстояло воссоздать первоначальный облик арки. Скульпторами-реставраторами Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР было подготовлено более 150 моделей - точных копий элементов декора, работы по отливке которых в металле были выполнены на Мытищинском заводе. 12 чугунных 12-метровых колонн (весом 16 тонн каждая) были отлиты на заводе «Станколит» по фрагментам единственной сохранившейся колонны. После утверждения проекта реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект Исполкомом Моссовета, началось сооружение арки, которое велось силами 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.


С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных и новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия, Первые шествия в Москву устраивались в честь военных побед, но очень скоро ими стали отмечать и другие, рассматривавшиеся как имеющие государственное значение, события. К такого рода праздникам приурочивалось строительство связанных с праздничным ритуалом триумфальных ворот и устройство "огненных потех" - фейерверков.
В 1696 году по случаю взятия Азова - первой крупной победы русской регулярной армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра, было организовано первое светское торжество - торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга.


Русский флот под Азовом. Гравюра 18 века.

Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста. Они представляли собой декорацию, вплотную прислоненную к первой проездной арке двухшатрового (в те времена) моста.
Как же выглядели эти первые русские триумфальные ворота? Один из самых основательных и глубоких биографов Петра И.Голиков описывал их следующим образом: «При входе на каменный мост построены были триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот, с следующими украшениями: на правой стороне оных на пиедестале статуя Марсова, имеющая в правой руке меч, в левой щит с надписью: Марсовою храбростию; у ног его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном, а за ним два Татарина скованные... На левой стороне статуя Геркулесова на таком же пиедестале, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписию Геркулесовою крепостью. У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованные Турка...»

В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины
XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила
дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех
святителей были снесены.
Красные ворота являли собой достаточно редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко.

Ф.Бенуа. Триумфальные ворота. 1848 г.
Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и в 1826 г. было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена архитектору О.И. Бове. Проект представленный мастером являл собой комплекс, состоявший из самой арки и двух кордегардий, размещенных по обеим сторонам Петербургского шоссе. Над скульптурным убранством арки работали скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 г. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет. 20 сентября 1834 г. состоялось официальное открытие этого памятника.


У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре.
В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.
При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.
Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте (на площади Победы). Фото 1970-х гг.

В следующий раз можно будет поговорить о триумфальных воротах, находившихся на территории бывших подмосковных усадеб, а ныне вошедших в состав Москвы... Кое-что сохранилось, например, в Измайлово на Серебрянном острове...


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

С древних времен триумфальные арки возводились в честь полководцев, одержавших великие победы. Эта традиция сохранялась на протяжении нескольких веков. Во многих странах победители, вернувшиеся из похода, входили в город через специально сооруженные по этому случаю триумфальные ворота.

Была такая традиция и в России. В 1814 к моменту возвращения из Европы русской армии, довершившей разгром наполеоновских войск, была сооружена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Однако деревянная арка недолговечна, и в 1826 году было принято решение о замене ее каменной. Проектирование новой Триумфальной арки было поручено разработать знаменитому архитектору Осипу Ивановичу Бове (по его проекту было построено здание Большого театра). Проект был готов в течение года, но перепланировка площади, на которой она должна была быть установлена, заставила архитектора пересмотреть его. В итоге окончательный проект был представлен в 1829 году.

Закладка мемориала состоялась в августе 1829 года. При этом в основании была замурована бронзовая пластина, надпись на которой гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство памятника затянулось на несколько лет. Причинами этому стали недостаток денежных средств и равнодушие властей города. В итоге, открытие мемориала состоялось лишь спустя пять лет в 1834 году.

Триумфальная арка стояла у Тверской заставы больше века, пока в 1936 году не было принято решение об очередной перепланировке площади. В результате арка была разобрана и помещена в филиал музея имени Щусева. Некоторые ее фрагменты: часть колонны и рельефные изображения воинских доспехов располагаются там и теперь.

30 лет спустя московские власти приняли решение о воссоздании памятника. Ее было решено установить на новом месте. Вопрос о месте размещения Триумфальной арки вызвал много споров. Некоторые предлагали установить ее на Ленинградском шоссе, другие на Поклонной горе. Кроме того, было решено не восстанавливать некоторые украшения и ограду, с тем, чтобы монумент не мешал оживленному движению.

Архитекторам пришлось немало поломать голову и над тем, как лучше разместить памятник. Первоначально арка располагалась в окружении невысоких домов, а на их фоне была величественным сооружением. Современные же дома превышали арку по высоте. В итоге, лучшим вариантом размещения была признана нынешняя площадь Победы на Кутузовском проспекте.

В основном вид и размер Триумфальной арки должен был остаться прежним. Для этого архитекторами и инженерами использовались сохранившиеся чертежи, рисунки и фотографии памятника. Скульпторы по тем же материалам воссоздавали рельефные изображения, некоторые из которых были утрачены, а другие использованы в оформлении музея-панорамы «Бородинская битва».

Наконец, 6 ноября 1968 года работы над воссозданием Триумфальной арки были завершены. Памятник расположился недалеко от Поклонной горы и образовал мемориальный комплекс с расположившимися поблизости музеем «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и еще несколькими памятниками. Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Памятник состоит из однопролетной арки и 12 колонн, расположенных вокруг двух пилонов – арочных опор. Высота колонн -12 метров, вес каждой из них – 16 тонн. Между парами колонн на постаментах размещаются литые фигуры, экипировка которых повторяет снаряжение древнерусских воинов: длинные копья, кольчуги и остроконечные шлемы.

Над этими фигурами укреплены изящные горельефы, изображающие сцены боев, а также русского Императора Александра Iи героев древних мифов. На одном из них русские воины в античных доспехах атакуют отступающего врага. Этот горельеф имеет название «Изгнание французов». Мастерски сделанные горельефы создают видимость объемного изображения: фигуры переднего и заднего планов отличаются по величине.

Над Триумфальной аркой расположена скульптурная группа изображающая запряженную в шестерку коней древнюю колесницу. Колесницей управляет богиня победы Ника. В правой руке она держит лавровый венец, которыми во все времена награждали победителей. Кстати, при открытии арки в XIX веке из-за изображения древних богов сооружение даже отказался освятить московский митрополит.

По сторонам арки помещены мемориальные доски. На одной из них слова Кутузова: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На другой доске надпись, которая была на замурованной при закладке пластине, приведенная выше.

Под сводом арки закреплена чугунная мемориальная доска, на которой записана краткая история сооружения и воссоздания арки, а также имена людей принимавших в этом участие: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829–1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».