Значение бога анубиса. Анубис - таинственный бог древнего египта

Тема жизни и смерти испокон веков вызывала множество противоречивых мнений и споров. Анубис тату – опасный и зловещий образ, имеющий особый сакральный смысл, Именно этот бог был повелителем мертвых в древнеегипетской мифологии и решал, чья душа достойна попасть в рай. Что означает тату с Анубисом в современном мире, можно ли выбирать его в качестве нательного украшения?

Представления древних египтян о боге смерти

Мифы Древнего Египта повествуют нам о сыне Осириса, загадочном и таинственном божестве Анубисе. Это существо с телом человека и головой шакала имеет шокирующий вид. Да и репутация этого бога более чем негативная. Он непосредственно связан с потусторонним загробным миром, управляет душами умерших людей. Бог Анубис также является покровителем кладбищ, некрополей, гробниц, хранителем ядов и лекарств.

Божество впервые упоминается еще в Текстах древних пирамид в 23 веке до н.э. Согласно преданию, мать Анубиса Нефтида, будучи супругой Сета, тайком родила сына от Осириса и оставила малыша на берегу Нила. Его нашла и воспитала богиня Исида. Позже, когда отец Осирис был убит Сетом, Анубис занялся организацией погребения отца. Он завернул тело в ткани, пропитанные особой жидкостью, таким образом создав первую в мире мумию.

Анубис также вершил суд над мертвыми. Вместе с богом Гором он клал сердце человека на одну чашу весов, а статуэтку богини правды Маат на другую. Умерший в это время перечислял все грехи и раскаивался. Если он говорил правду – то сердце перевешивало, и душа попадала в рай. Если весы показывали ложь, и статуэтка оказывалась тяжелее – человека пожирало чудовище в преисподней.
На фресках Анубис изображался с головой шакала или волка, телом человека. В одной руке он держал иероглиф анкх, символизирующий жизнь, в другой – бамбуковый жезл (см. фото в галерее). Образ божества охранял входы в гробницы великих фараонов. До наших дней дошла элегантная статуя Анубиса, выполненная из дерева сикоморы. Уникальный экспонат хранится в музее города Хильдесхайма.

Значения татуировки с Анубисом

Татуировка Анубис одинаково хорошо подходит как для мужчин, так и для женщин. При этом необходимо понимать, что значение тату Анубис особенное. Это не просто интересный рисунок. Это заранее продуманная жизненная позиция, обозначение своего представления о мире. Очень подходят данные татуировки людям, профессиям которых покровительствует бог Анубис. Это работники сферы ритуальных услуг, психиатры, психологи, анестезиологи.

Существует множество почитателей древнеегипетской культуры. Эффектное тату одного из богов обозначит ваше увлечение данной темой.

Иногда татуировка значит, что человек попал в очень сложную жизненную ситуацию, возможно, даже тупиковую. Но выход должен быть однозначно. В этом обязательно поможет тату с изображением Анубиса. А еще вера человека, осознанно решившегося нанести ее на тело.

Некоторые молодые люди пока еще не нашли свою жизненную дорогу. Иногда это случается и в более зрелом возрасте. Выбрать правильный вектор движения и расставить приоритеты также поможет данное тату. Силуэт Анубиса, нанесенный на тело женщины, говорит о том, что она склонна к фатализму. Такая женщина мало чего боится в жизни, отчаянна и целеустремленна. В остальном тату Анубис значение совпадает для обоих полов. На зоне подобная наколка означает, что заключенный не до конца раскаялся в содеянном и теряется в выборе пути.

Техника выполнения

Изображение древнеегипетского бога эффектно выглядит в стиле реализм. Композиция максимально соответствует древнеегипетским фрескам (см. фото в галерее), передавая все мелкие нюансы и элементы. Детализация, насыщенные цвета и контуры делают работу настоящим произведением искусства. Тату Анубиса на руке или на плече непременно привлечет внимание окружающих. Но стоит помнить, что к образу надо относиться с особым уважением.

Любителям монохромных тату придется по душе дотворк или гравюра. В первом варианте рисунок наносится мелкими точками, которые образуют эффектную композицию. Гравюра переносит нас в Средневековье, поэтому эскизы Анубиса в латах и с жезлом в руке смотрятся действительно потрясающе. Эффект достигается при помощи линейной штриховки, аккуратных четких контуров, тонких линий. Большое тату будет красиво выглядеть на плече или на спине.

Смотрите видео

Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой шакала. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаменти. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Одним из особо почитаемых богов в Египте был Анубис.


В древнеегипетской мифологии - сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада.

Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) - один из покровителей загробного мира (Дуат, Западной пустыни) в египетской мифологии, близкий в этом плане к Анубису. В Поздний период отождествлялся с Анубисом. Анубис помогал сохранить тело Осириса.

Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. Обряд Анубиса. Бог Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис - обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь — «собачий город»).

Жрецы Бога Анубиса были самыми здоровыми людьми в Древнем Египте. Это потому, что Анубис отвечает и за обратный аспект смерти – жизнь. Бог мертвых и страж мумий - Анубис. В Древнем Египте не любили шакалов из-за того, что они часто рылись в могилах.

Так, бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или шакала. Настенная картина (1) показывает Анубиса, бога-хранителя мумий, в человеческом облике с головой собаки. Согласно этой картине, мумифицирующие жрецы также носили маски шакалов из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в области бальзамирования. Священных животных бога, собак и шакалов, которых держали в соседних зданиях храма, после их смерти также бальзамировали и мумифицировали.

Бог изображен здесь в образе животного, лежащего на таинственном ящике. Предположительно, ящик может быть саркофагом или контейнером, в котором хранили внутренности. Один из вариантов написания показывает бога в образе человека с головой собаки. Этот иероглиф может относиться также к какому-либо другому богу в облике собаки, такому как Упуаут, бог Ассиута, или Хонтаменти, бог Абидоса.

Подобные статуи вместе с изображениями Осириса, Исиды и Нефтиды были важной частью заупокойного инвентаря гробницы каждого знатного человека. Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом, Анубис омывает тело умершего священной водой, в которой воплощена сила его дочери - богини Кебхут. Образ Анубиса, лежащего на девяти иноземных пленниках, символизирующих зло, издревле изображался на печатях стражи Долины царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы фараонов.

Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом царстве и Позднем времени; его часто изображали на виньетках к тексту «Книги мертвых» и росписях гробниц фараонов и их подданных. Отныне Анубис считается великим проводником души усопшего в загробном царстве, богом, который подводит умершего к престолу Осириса в великом «Чертоге Двух Истин».

Культ Анубиса процветал во многих городах Верхнего и Нижнего Египта, в особенности - в Кинополе и Ассиуте, где он отождествлялся с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие страны Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал влияние и на коптскую культуру: в коптских песнопениях и поныне существует «волчий глас», а в коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с головами шакалов.

Мифы, связанные с Анубисом

Из глубины веков до нас дошли представления наших предков о мире и мироустройстве. Их взгляды отразились в мифах и легендах, потому что люди не могли объяснить все с научной точки зрения, поэтому они придумывали себе красивые сказки. Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» «судья» писался со знаком шакала). Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях.

Заключение: Анубис в современном мире

Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который так же как и Анубис изображался с песьей головой. В современном мире египетские божества часто используют для создания образов компьютерных игр, мультфильмов и книг, по этой причине древние образы идущие из глубины веков следует знать и помнить.

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса. В одной из его глав приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины.

Бог Анубис, в оригинале – Инпу, был первоначально богом загробного мира.

После того, как тамошним правителем стал Осирис, Анубис остался проводником душ умерших. В Египте он покровительствовал кладбищам и некрополям, считался хранителем ядов и лекарств.

Центром его культа был город, по-гречески именуемый Кинополь – то есть «город собак». Такое название было связано с внешностью Анубиса, который изображался с головой собаки или шакала, а иногда и просто в облике этих животных.

В ранний период, до появления культа Осириса, Анубис был одним из верховных божеств Египта. Он носил титул «Хентиаменти», что означало «владыка Запада», под «западом» в то время понимали загробный мир.

В более поздний период Анубиса объявили сыном Осириса, поэтому он не противится, когда любимый отец воцаряется в царстве мёртвых вместо него. Ведь Анубис собственноручно собрал тело Осириса, разрубленное Сетом на мелкие части.

Анубис на суде Осириса

Когда Осирис становится правителем загробного мира, Анубис сопровождает души мёртвых по Аменти – своеобразному преддверию этого мира, из которого они попадают прямо на суд Осириса. Анубис становится возле весов и взвешивает сердца кандидатов.

При этом критерии суда выглядели своеобразно: на одной чаше весов находилось сердце, обозначающее у египтян душу и любовь, а на другой чаше – перо богини Маат, символизировавшее разум, то есть расчёт. Если перевешивало сердце, душа направлялась в рай, а если разум – в ад.

Очевидно, такое понимание возникло в эпоху Среднего царства, когда культ Осириса и Анубиса распространился среди небогатых и малообразованных людей: образованность и разумный расчёт, свойственные господствующему классу, казались им бездуховностью.

Как родился Анубис

По мифологическому сказанию, в Осириса влюбилась Нефтида – жена Сета. Она явилась к нему в облике Исиды и совокупилась с ним. В результате родился Анубис, которого Нефтида поспешила спрятать в зарослях тростника, опасаясь гнева мужа. Там Анубиса нашла Исида, которая вскормила его и сделала своим сыном.

Анубис у греков и римлян

Анубис был одним из египетских богов, особенно популярных в античности. Об этом сохранилось достаточное количество сведений:

  • Вергилий описывал, что этот бог был изображён на щите Энея – героя Троянской войны и одного из основателей Рима (либо предка его основателей);
  • Ювенал упоминал, что культ Анубиса был распространён в Риме;
  • В Греции Анубис отождествлялся с Гермесом, который также имел функцию проводника душ умерших, позже оба божества слились у греков в одно – Германубис.

Изобретатель бальзамирования

По мифологическому рассказу, Анубис был послан богом Ра, чтобы собрать части тела убитого Сетом Осириса. Вновь сложенное тело он забальзамировал, собственно, Анубис считается изобретателем этого способа хоронить умерших. Поэтому жрец, осуществлявший мумифицирование, надевал маску бога-шакала.


В храмах Анубиса были специальные помещения, где содержались собаки и шакалы – священные животные, после их смерти их тоже мумифицировали и хоронили в саркофагах. В священных текстах Анубис называет себя «владыкой покоев очищения», то есть помещений для бальзамирования.

Инпут

У Анубиса была и женская ипостась – богиня Инпут. Она также изображалась с собачьей головой. Иногда Инпут представлялась как самостоятельная богиня – жена Анубиса.

Отождествления

В Древнем Египте, население которого больше других интересовался загробной жизнью, царству мёртвых посвящались самые разные боги. Впоследствии некоторые из них были отождествлены с Анубисом:

  • Упуаут – бог войны, который первоначально выполнял обязанности проводника душ (чем позже занялся Анубис). Изображался в виде волка или человека с волчьей головой.
  • Исдес – покровитель «запада», то есть загробного мира. Имел облик большого чёрного пса.
  • Дуамутеф – сын Гора, защищавший прах умерших. Также изображался в виде собаки. В его облике изготавливали канопы – специальные кувшины, в которых ссыпали внутренности умершего. Каноп ставился рядом с саркофагом, где находилась собственно мумия.

Истоки почитания Анубиса и других «собачьих» богов

В глубокой древности египтяне стали замечать, что собаки и шакалы собираются на кладбищах и роются возле могил. Они решили, что эти животные как-то связаны со смертью. Пока представления о загробном мире не были развиты, смерть представлялась им мрачной стихией. Чтобы попытаться прогнать шакалов или избежать их вредного влияния, они решили их обожествить.

Владыка Асьюта Асьют был столицей 17-го нома (провинции) Древнего Египта, носившего имя Анубиса. В своих речах Анубис представляется в том числе владыкой этого города. Позже греки назвали его Кинополем, то есть «городом собаки». Археологи обнаружили в Асьюте следы самого древнего почитания Анубиса.

Анубис известен как бог смерти и является самым старым, и самым популярным из древних египетских божеств.

Древние египтяне высоко ценили Анубиса, потому что считали, что он обладает огромной властью над их физическим и духовным «я», когда они умирают.

Его слава продолжалась до рассвета Среднего Царства. Его первоначально называли древние египтяне: Инпу или Анпу.

Хотя древнеегипетское слово для королевского ребенка — инпу, более вероятно, становится ясно, что имя этого бога происходит от слова «имп», что означает «распадаться».

Облик Анубиса

Анубис выглядел, как человек с головой шакала или полностью в виде шакала.

В древнем животные, подобные шакалам, управляли кладбищами. Они выкопали свежепохороненные трупы, разрывали их плоть и съедали ее.

Историки полагают, что именно это побудило древних египтян изобразить бога загробной жизни как шакала. Новые генетические исследования показывают, что древний египетский шакал вообще не шакал, а древний волк.

Кожа Анубиса часто изображается в черном цвете, а шакалы обычно коричневые. Причина в том, что черный цвет является символом смерти, но также является символом плодородной и черной почвы Нила.

Зона ответственности Анубиса

В древней истории Анубис был известен, как абсолютный правитель подземного мира (называемый Дуат). Позже, эта роль перешла к Осирису.

«Хранитель весов»: одна из его многочисленных ролей, его задачей было определение судеб душ умерших. Как изображено в Книге Мертвых, Анубис взвешивал сердце мертвого на весах из перьев.

Перо представляет собой ложь или правду. Если бы шкала правосудия была направлена ​​к сердцу, мертвый человек был бы поглощен Аммитом, женским демоном, получившим название «пожиратель мертвых».

А если бы шкала правосудия склонилась к перу, Анубис привел бы умершего к Осирису, который помог бы ему подняться на небеса для достойного существования. Бог бальзамирования и мумификации: Анубис занимал важную роль в наблюдении за бальзамированием и мумификацией мертвых.

Дочь Анубиса (Кебешет) часто рассматривается как его помощница в процессе мумификации мертвых. Древние египтяне считали, что Анубис обмазывал тела мертвых, для того, чтобы они сохраняли сладкий запах трав и растений.

Анубис также оказывал помощь в ритуале «открытия рта», чтобы обеспечить хорошее захоронение. Этот ритуал был выполнен для того, чтобы мертвый человек мог есть и говорить в загробной жизни.

Защитник гробниц: как бог Египта, ответственный за защиту мертвых, многие молитвы Анубиса были вырезаны на могилах усопших.

История мифологии меняется, но, согласно легенде: Брат Осириса (Сет) убил Осириса, заманив его в причудливый гроб, заколотил его и столкнул в Нил.

Жена и сестра Осириса (Исис) вернули тело Осириса на финикийский берег, но сердитый Сет разрубил тело Осириса и разбросал его по всему Египту.

Анубис, Исис и Нефсис собирали все куски (за исключением детородного органа Осириса).

Другой египетский бог, называемый Тотом, помог восстановить тело, и Анубис обернул Осириса в белье, действие которого дало ему титул «Тот, кто занимается бальзамированием».

Родители Анубиса

Существует несколько версий того, как появился Анубис:

Сын Нефсис и Осириса — самая популярная версия. Будучи Богиней Тьмы, Нефсис, естественно, была бы матерью богу, который контролировал процесс бальзамирования, а также направлял души в загробную жизнь.

Сын Нефсиса и Сета: также предполагается, что Сет — отец Анубиса. В этой версии считается, что Нефсис замаскировала себя, как прекрасную сестру Осириса, Исис, чтобы родить сына для Хоруса. Поскольку Сет — Бог тьмы, бурь и разрушений, легко понять, как Анубис мог быть его сыном.

Сын Нефсис и Ра: согласно ранним мифологическим текстам (Бог Солнца) был изображен как отец Анубиса, а его мать была предположительно Бастет, богиня с кошачьей головой или Нефсис.

Жену Анубиса звали Антуп: она имела тело женщины и голову шакала. Также у них была дочь по имени Кебешет, которая являлась богиней очищения.

Храм Анубиса

Анубису поклонялся весь Египет, а его культовый центр находился в Цинополисе, расположенном в 17-м городе (в провинции) Верхнего Египта.

Cynopolis переводится с как «город собак», и это название ему очень подходит из-за тесной связи между шакалами и собаками, и того факта, что некоторые ученые считают, что Анубис действительно был древним волком.

В 1922 году в гробнице короля Тута была обнаружена святыня для Анубиса. Она была из дерева, гипса, лака и золотого листа: статуя изображает Анубиса в животной форме в лежачем положении, точно так же, как он находится в своем иероглифе.

Как указывали сведения, это святилище, вероятно, использовалось на похоронах великого фараона и было ориентировано на помощь фараону в загробной жизни.

Анубис в искусстве

Помимо статуи Анубиса, обнаруженной в гробнице короля Тута, его образ часто встречается в древнегипетском искусстве.

В музеях сегодня существуют маски и статуэтки Анубиса, начиная с раннего и позднего Птолемеевского периода (332-30 до н.э.).

Факты об Анубисе

  • Анубис был богом мертвых и подземного мира до Среднего Царства, пока эта роль не была захвачена Осирисом.
  • Он один из старейших богов, со времен Старого Царства.
  • Анубис — изобретатель и бог бальзамирования и мумификации.
  • Он руководил смертью в подземном мире (так называемый Дуат).
  • Анубис был Хранителем Весов, привыкшим взвешивать сердца мертвых душ. Его высокий уровень анатомического знания благодаря бальзамированию сделал его покровителем анестезиологии.
  • Прикроватная статуя Анубиса занимает центральное место в гробнице .
  • Священники, которые совершали бальзамирование мертвых трупов, носили маску шакала.
  • Греческая мифология смешивает с Анубисом, от которых появился бог Германубис.

17.06.2017

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти. Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).

Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.