Гамлет шекспир анализ произведения. «Гамлет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира

Переработал сюжет старой английской пьесы о принце Амлете.

Гамлет. Художественный фильм 1964

Гамлет, принц датский , узнает тайну о гнусном убийстве его отца и решает мстить за него, считая своим моральным долгом бросить вызов испорченному обществу:

Век расшатался, – и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!
(Пер. М. Лозинского)

Однако в этой борьбе Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездействие. Причина этой медлительности Гамлета, внутренних затруднений, осложняющих для него борьбу, была предметом долгих споров в критической литературе. В старой критике был широко распространен ложный взгляд на Гамлета как на слабовольного от природы человека, мыслителя и созерцателя, неспособного к действию. Однако принц – личность недюжинная. Он приехал из Виттенбергского университета, страстно любит искусство, театр, сам пишет стихи, наставляет актеров, говоря, что цель драматического искусства «как прежде так и теперь была и есть держать как бы зеркало перед природой...». Гамлет – не наивный человек. Услышанную ночью от призрака весть о преступлении нового короля он не принимает на веру, а решает вначале проверить. Он умён, остро проницателен и глубоко проникает в суть событий, с которыми сталкивается.

В Гамлете показана та мощная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения . Он горячо любил отца, его гибель и позорный брак матери вызывают у него беспредельную боль и гнев. Гамлет любит Офелию, но не находит счастья с этой мелкой душой и циничной обманщицей. Его ярость и оскорбительные слова в адрес Офелии свидетельствуют о силе прежней любви к ней, окончившейся разочарованием.

Гамлет благороден и исходит из высоких представлений о морали. Именно отсюда его желчное озлобление, когда он сталкивается с миром лжи и злодейства.

Гамлет способен на большую и верную дружбу. Людей он ценит по личным качествам, а не по положению, которое они занимают. Единственным его близким другом оказывается студент Горацио; презирая царедворцев, Гамлет дружески и радостно встречает людей искусства – актеров. Гамлета любит народ. Об этом с тревогой говорит убивший его отца король Клавдий.

Гамлету свойственна сила воли, способность увлекаться борьбой. Разгадав заговор своих врагов, он говорит матери:

Ну, что ж, пускай;
В том и забава, чтобы землекопа
Взорвать его же миной; плохо будет,
Коль я не вроюсь глубже их аршином,
Чтоб их пустить к луне. Есть прелость в том,
Когда две хитрости столкнутся лбом!
(Пер. М. Лозинского)

Гамлет способен на смелое решение: на корабле, когда его везут в Англию, на смерть, он с молниеносной находчивостью изобретает способ спастись и вместо себя послать на казнь предателей Розенкранца и Гильденстерна.

Медлительность Гамлета в борьбе, его колебания отчасти объясняются отчаянием, которое порождает в нём несообразность действительности с его жизненным идеалом.

Гамлет – человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений. Но не тяга к рефлексии задерживает его действия в борьбе, а те мрачные выводы, к которым он приходит в результате размышлений над окружающим. Гамлет называет мир «буйным садом», плодящим лишь дикое и злое семя (акт 1, сцена 2-я); он заявляет своим приехавшим товарищам, что Дания – тюрьма и весь мир – тюрьма.

Владимир Высоцкий. Монолог Гамлета «Быть иль не быть»

В знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет высказывает сомнения в ценности самой жизни. Перечисляя бедствия человека, он обрисовывает нравы общества, где царят гнет и несправедливость:

Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным...
(Пер. Б. Пастернака)

Король Клавдий – один из лучших реалистических образов королей-злодеев у Шекспира. Коварный, расчетливый и проницательный, он добивается престола ценой кровавого преступления – братоубийства – и потом зорко охраняет свою власть такими же нечистыми способами. Но в отличие от более ранних шекспировских пьес-хроник в «Гамлете» личность короля-злодея показана не обособленной. Здесь развернута широкая картина королевского двора, отравленного, развращенного грязной политикой Клавдия. Под его власть попадает и королева Гертруда, слабовольная женщина. Подкупленные им Розенкранц и Гильденстерн с готовностью принимают на себя роль шпионов и предателей по отношению к Гамлету – своему университетскому товарищу.

Угодливый балагур и в то же время хитрый придворный Полоний усердно и суетливо помогает королю в его интригах против Гамлета. Он не брезгует использовать в этих целях собственную дочь, которую любит Гамлет: подстроив встречу Офелии с Гамлетом, подслушивает вместе с королем их разговор. К мелкой хитрости прибегает Полоний и в своих семейных отношениях: за сыном, уезжающим в Париж, устанавливает тайную слежку.

Гораздо более благородные персонажи – сын Полония Лаэрт и племянник норвежского короля Фортинбрас, которые также ставят себе целью отомстить за смерть своих отцов. Но Фортинбрас легко отказывается от мщения. Лаэрт же не осложняет кровавой мести глубокими общественными или моральными задачами. Он стремится убить Гамлета, и только. Король подговаривает его драться отравленной шпагой – поступок, противный идеалам старой рыцарской морали . Трагичнее всего для Гамлета то, что любимая им Офелия,кроткая, но слабохарактерная, не находит в себе сил противиться воле отца. Она покорно соглашается на предательскую беседу с Гамлетом, которую собираются подслушивать, и тем самым становится орудием гнусного заговора против любимого человека.

Таким образом, Гамлет сталкивается не с единичным врагом, а с целым враждебным обществом. Он порой близок к тому, чтобы ощутить свое бессилие в борьбе против зла.

Интерес к Гамлету, смелому, благородному и одинокому борцу против зла, к его мучительным переживаниям в условиях неравной схватки, не слабеет с веками. Следующие великие трагедии Шекспира продолжают развивать тему гибели лучших людей и внутреннего их разлада.

Анализ переводческих трансформаций на примере рассказа О. Уайльда "Счастливый принц"

Для нашей работы нами был выбран рассказ О. Уайльда «Счастливый принц». Мы сравнили тест оригинала, буквального перевода с текстами, переведенными К. Чуковским и П.В. Сергеевым и Г. Нуждиным...

Антитеза Добра и Зла в романе Сергея Лукьяненко "Ночной Дозор"

«…так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». И.В.Гёте. «Фауст» Трагедия «Фауст» основана на старинной народной легенде о докторе Фаусте...

История и жанры античной литературы

Первого в этой триаде, Эсхила, называют по праву «отцом трагедии». Видимо, трагики творили до Эсхила, но их произведения до нас не дошли. Трагедия Эсхила уже являла законченную, классическую форму...

Конфликт и герой в трагедии У. Шекспира "Гамлет"

Как известно, Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Иногда он инсценировал хроники, новеллы или поэмы, но нередко случалось...

Конфликт и герой в трагедии У. Шекспира "Гамлет"

В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей...

Конфликт и герой в трагедии У. Шекспира "Гамлет"

Монолог і його функції в трагедії В. Шекспіра "Гамлет, принц Датський"

2.1 Художні особливості трагедії В. Шекспіра «Гамлет» та роль монологів у ній Трагедія Вільяма Шекспіра «Гамлет, принц Данський» найбільш відома пєса англійського драматурга. Вже понад чотири століття не сходить зі сцен театрів світу...

«Гамлет» стоит особняком даже в гениальном наследии Шекспира. Главный герой пьесы - человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом...

Проблемы интерпретации трагедии У. Шекспира "Гамлет"

Проблемы интерпретации трагедии У. Шекспира "Гамлет"

В разные эпохи шекспировский «Гамлет» воспринимался по-разному. Во время жизни Шекспира его трагедия «Гамлет» получила огромную поддержку со стороны не только средних и низших слоев населения...

Психологізм дійових осіб шекспірівських п’єс

Расстановка образов в драме Жана Ануя "Антигона" по сравнению с одноимённой трагедией Софокла

В начале XIX в. античная трагедия занимает видное место в литературно-критических работах братьев Шлегелей. По-видимому, они первыми ввели в оборот эстетики нового времени тезис о "внутренней гармонии" Софокла, а также высказали мысль о том...

Тема помсти у трагедії В. Шекспіра "Гамлет"

Часто читачеві буває важко залишитися обєктивним у своїх судженнях про героїв твору, особливо, якщо цей твір майстерно написаний і по-справжньому захоплює. Таким твором, без сумніву, є і обєкт нашого дослідження -- трагедія В. Шекспіра «Гамлет»...

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
“ГАМЛЕТ”

1. Анализ создания.
Шекспир жил в эпоху Возрождения - эпоху создания национальных государств, необычайного расцвета ремёсел и искусств, науки и торговли. Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества.
С трагедии “Гамлет” начинается новый этап творческого развития Шекспира. Трагическое сознание драматурга достигает здесь своей кульминации. Это самая трудная для истолкования из всех трагедий Шекспира по причине чрезвычайной сложности её замысла. Ни одно произведение мировой литературы не вызвало такого количества разноречивых объяснений.
“Трагическая история о Гамлете, принце датском” - одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Она была написана Шекспиром и поставлена в театре “Глобус” в Лондоне около 1601 года. В первой постановке Шекспир играл тень отца Гамлета. Это самая длинная его пьеса. История об Амелете, принце датском, впервые встречается у летописца Саксона Грамматика (1200 год). Главной темой этой легенды является месть - главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Саксон Грамматик рассказывает о том, как в древние времена язычества правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который потом женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет, решил отомстить за убийство отца. Чтобы обмануть коварного Фенга, Гамлет притворился безумным: валялся в грязи, размахивал руками, как крыльями, кричал петухом. Все его поступки говорили о "совершенном умственном оцепенении", но в его речах таилась "бездонная хитрость", и никому не удавалось понять скрытый смысл его слов. Друг Фенга (будущего шекспировского Клавдия), "человек более самоуверенный, чем разумный" (будущий шекспировский Полоний), взялся проверить, действительно ли Гамлет безумен. Чтобы подслушать разговор Гамлета с его матерью, этот самый придворный спрятался под лежавшей в углу соломой. Но Гамлет был осторожен. Войдя к матери, он сначала обыскал комнату и нашел спрятавшегося соглядатая. Гамлет убил придворного, разрезал его труп на куски, сварил их и бросил на съедение свиньям. Затем он вернулся к матери, продолжительно "язвил ее сердце" горькими упреками и оставил ее плачущей и скорбящей. Фенг отправил Гамлета в Англию в сопровождении двух придворных (будущие шекспировские Розенкранц и Гильденстерн), тайно вручив им письмо к английскому королю с просьбой умертвить Гамлета. Как и в трагедии Шекспира, Гамлет подменил письмо, и английский король вместо него послал на казнь двух сопровождавших Гамлета придворных. Английский король ласково принял Гамлета, много беседовал с ним и дивился его мудрости. Гамлет женился на дочери английского короля. Затем он вернулся в Ютландию, где во время пира напоил Фенга и придворных пьяными и поджег дворец. Придворные погибли в огне. Фенгу Гамлет отрубил голову. Так он восторжествовал над своими врагами.
Благодаря французскому пересказу 1576 года (“Трагические повести” Бельфоре) с сюжетом познакомились в Англии, где неизвестный автор (вероятно, это был английский драматург Томас Кид) около 1589 года написал свою трагедию. Текст ее не сохранился (вообще трагедия мести была популярным жанром в театре того времени). Несомненно, Шекспир знал это произведение, но трудно определить, в какой степени он им воспользовался. Судя по тому, как кардинально он перерабатывал заимствованные сюжеты, а также свои собственные произведения, Шекспир использовал только основную схему действия, наполнив ее новым, более глубоким и философским содержанием.
Легенда о датском принце - не единственный источник, который вдохновил Шекспира на создание этого шедевра. В ранней молодости, когда драматург жил в Стрэтфорде, на него произвела впечатление трагедия, произошедшая в семействе Эссексов. Вся Англия говорила об этом скандале: графа Лейстера подозревали в том, что он отравил лорда Эссекса и тотчас после его смерти женился на его вдове. В характере короля Клавдия есть немало черт, указывающих на то, что прообразом его послужил Лейстер: и ему, и Лейстеру одинаково свойственно честолюбие, чувственность, коварство, и вместе с тем обходительные манеры.
Другое подобное событие прозошло в шотландском королевском доме. Второй муж Марии Стюарт, лорд Дарнлей, носивший титул короля Шотландии, был убит в 1567 году любовником Марии Босуэлом, с котором королева после того сочеталась браком. Современники не сомневались, что Мария была соучастницей убийства, и ее сын Иаков видел в отчиме и матери убийц своего отца. У предводителей шотландского мятежа было знамя, на котором был изображен труп Дарнлея, а возле него Иаков, на коленях взывающий к небу о мщении. Дарнлей, как и король в “Гамлете”, был замечательно красив, Босуэл же безобразен. Иаков был воспитан врагами своей матери, и как при жизни ее, так и после смерти постоянно колебался в выборе между приверженцами матери, защищавшими ее законные права, и ее противниками, изгнавшими ее из Шотландии и возведшими его на престол. Характер у него был нерешительный. Как и Гамлет, он обладал большим запасом знаний, любил искусства и науки и оказывал особое покровительство сценическому искусству.
Созданию драмы о Гамлете способствовали не только эти истории, но и впечатления философского характера. “Гамлет” - самая глубокомысленная из шекспировских пьес, от нее веет философским духом. Исследователи предполагают, что на Шекспира могли оказать определенное влияния идеи Джордано Бруно и философа Монтеня. Известно, что у Шекспира имелась книга Монтеня “Опыты”.
Но “Гамлет” - не историческая хроника и не философский трактат, а произведение драматурга, созданное творческой фантазией художника.

2. Художественные особенности.
Действие трагедии начинается в замке датских королей - Эльсиноре. Ночная стража сообщает Горацио, другу Гамлета, о появлении Призрака. Это призрак покойного отца Гамлета, который в "мертвый час ночи" рассказывает сыну, что он умер не своей смертью, как считают все, а был на самом деле убит своим братом Клавдием, который занял престол и вступил в брак с королевой Гертрудой, матерью Гамлета. Призрак требует от Гамлета мести, но принцу надо сначала удостовериться в сказанном: вдруг призрак - посланец ада? Гамлет притворяется сумасшедшим, чтобы выиграть время. Клавдий сговаривается со своим придворным Полонием, чтобы с помощью его дочери Офелии, в которую влюблен Гамлет, проверить, на самом ли деле Гамлет лишился рассудка. Для этой же цели в Эльсинор вызваны старые приятели Гамлета, Розенкранц и Гильденстерн. Они охотно соглашаются помочь королю.
В середине пьесы располагается знаменитая "Мышеловка": сцена, в которой Гамлет подговаривает приехавших в Эльсинор актеров разыграть спектакль, в точности изображающий то, о чем ему рассказал Призрак, и по реакции Клавдия убеждается в его виновности. После этого Гамлет убивает Полония, подслушивающего его разговор с матерью, в уверенности, что за коврами в ее спальне прячется Клавдий. Почувствовавший опасность Клавдий отсылает Гамлета в Англию, где его должен казнить английский король. На борту корабля Гамлету удается подменить письмо, и вместо него казнены сопровождавшие его Розенкранц и Гильденстерн. Вернувшись в Эльсинор, Гамлет узнает о смерти Офелии, которая сошла с ума. Гамлет становится жертвой последней интриги Клавдия. Король подговаривает сына покойного Полония и брата Офелии Лаэрта отомстить Гамлету и дает Лаэрту отравленную шпагу для поединка с принцем. Умирает Гертруда, выпив предназначенную для Гамлета чашу с отравленным вином; убиты Клавдий и Лаэрт, умирает Гамлет. В Эльсинор входят войска норвежского королевича Фортинбраса.
Гамлет - "вечный образ", возникший на исходе Возрождения, как и образы Дон Кихота, Дон Жуана, Фауста. Все они воплощают ренессансную идею безграничного развития личности, и при этом в них воплощены великие страсти, крайние степени развития какой-то одной стороны личности. Крайность Гамлета - рефлексия, самоанализ, парализующий в человеке способность к действию. Он совершает много поступков на протяжении трагедии: убивает Полония, Лаэрта, Клавдия, посылает на смерть Розенкранца и Гильденстерна, но так как он медлит со своей главной задачей - местью, создается впечатление его бездеятельности.
С того момента, как Гамлет узнает тайну Призрака, для него рушится прошлая жизнь. Каким он был раньше, можно судить по Горацио, его приятелю по Виттенбергскому университету, и по сцене встречи с Розенкранцем и Гильденстерном, когда он блещет остроумием - до того момента, пока друзья не признаются, что их вызвал Клавдий. Неприлично скорая свадьба матери, потеря Гамлета-старшего, в котором принц видел не просто отца, но идеал человека, объясняют его мрачное настроение в начале пьесы. А когда Гамлет сталкивается с задачей мести, он начинает понимать, что смерть Клавдия не исправит общего положения дел - ведь все в Дании быстро предали забвению Гамлета-старшего. Эпоха идеальных людей осталась в прошлом, и сквозь всю трагедию проходит мотив Дании как тюрьмы. Офицер Марцелл в первом действии трагедии произносит слова: "Подгнило что-то в Датском королевстве". Принц ощущает враждебность окружающего мира: "Век расшатался - и скверней всего,/ Что я рожден восстановить его".
Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна даже для самого могучего человека, и потому Гамлет отступает перед ней, уходя в свои размышления и погружаясь в глубину своего отчаяния. Этот внутренний конфликт приводит его к мысли о тщете жизни, о самоубийстве. Гамлет знает, что его долг - наказать зло, но представление о зле у него уже не соответствует прямолинейным законам родовой мести. Зло для него не сводится к преступлению Клавдия, которого он в конечном счете карает; зло разлито в окружающем мире. Но Шекспир отнюдь не оправдывает его бездеятельность и считает её болезненным явлением. Именно в этом и заключается душевная трагедия Гамлета.
Литературоведы разных стран в разные времена давали образу Гамлета противоположные и взаимоисключающие характеристики: его называли эгоистом и пацифистом, женоненавистником, отважным героем, не способным к действию меланхоликом, высшим воплощением ренессансного идеала и выражением кризиса гуманистического сознания. Психолог Л.С. Выготский, анализируя завершающий акт трагедии, подчеркивал связь Гамлета с потусторонним миром и называл его мистиком.
Шекспир выразил свое отношение к переживаниям Гамлета тем, что у него Гамлет сам оплакивает своё душевное состояние и корит себя за бездействие. Он ставит себе в пример юного Фортинбраса, который "из-за былинки, когда задета честь", ведет на смертный бой двадцать тысяч человек, или актера, который, читая монолог о Гекубе, так проникся "вымышленной страстью", что "весь стал бледен", между тем как он, Гамлет, словно трус, "отводит словами душу". Для Гамлета стало невозможным непосредственное действие. Но вместе с тем такая позиция Гамлета необычайно заостряет его мысль, делая его зорким и беспристрастным судьей жизни. Он срывает маски со всех лжецов и лицемеров, с которыми встречается, разоблачает предрассудки. Часто высказывания Гамлета полны горького сарказма и, как может показаться, мрачной мизантропии; например, когда он говорит Офелии: "Если вы добродетельны и красивы, ваша добродетель не должна допускать бесед с вашей красотой... Уйди в монастырь: к чему тебе плодить грешников?" Однако его слова свидетельствуют о горячности его сердца, страдающего и отзывчивого. Принципиальное отличие Гамлета от героев предшествующей “трагедии мести” в том, что он способен посмотреть на себя со стороны, задуматься о последствиях своих поступков.
Гамлет, как показывает его отношение к Горацио, способен к глубокой и верной дружбе; он горячо любил Офелию, и порыв, с каким он бросается к её гробу, глубоко искренен; он любит свою мать, и в ночной беседе, когда он терзает её, у него проскальзывают черты трогательной сыновней нежности; последние слова его перед смертью - приветствие Фортинбрасу, которому он завещает престол ради блага своей родины.
Гамлет - герой, рожденный духом Возрождения, но его трагедия свидетельствует о том, что на поздней своей стадии идеология Возрождения переживает кризис. Гамлет переоценивает не только средневековые ценности, но и ценности гуманизма, причем вскрывается иллюзорность гуманистических представлений о мире как о царстве безграничной свободы и непосредственного действия.
Центральная сюжетная линия Гамлета отражается в линиях еще двух молодых героев, каждая из которых проливает новый свет на ситуацию Гамлета. Первая - это линия Лаэрта, который после смерти отца попадает в такое же положение, как Гамлет после явления Призрака. Лаэрт, по всеобщему мнению, "достойный юноша", он воспринимает уроки здравого смысла Полония и выступает носителем установленной морали; он мстит убийце своего отца, не гнушаясь сговором с Клавдием. Вторая - линия Фортинбраса; при том, что ему принадлежит небольшое место на сцене, значение его для пьесы очень велико. Фортинбрас - принц, занявший опустевший датский трон, наследственный трон Гамлета; это человек действия, решительный политик и военачальник, он реализовался после смерти своего отца, норвежского короля, именно в тех сферах, которые остаются недоступными Гамлету. Все характеристики Фортинбраса прямо противоположны характеристикам Лаэрта, и можно сказать, что образ Гамлета помещается между ними. Лаэрт и Фортинбрас - обычные мстители, и контраст с ними дает читателю почувствовать исключительность поведения Гамлета.
Пьеса выходит за рамки обычной трагедии-мести. Месть Гамлета не решается простым ударом кинжала. Даже практическое осуществление её наталкивается на серьёзные препятствия. Клавдий имеет надёжную охрану, и к нему нельзя подступиться. Но внешнее препятствие менее значительно, чем та нравственная и политическая задача, которая стоит перед героем. Чтобы осуществить месть, он должен совершить убийство, то есть такое же преступление, какое лежит на совести Клавдия. Месть Гамлета не может быть тайным убийством, она должна стать публичной карой преступника. Для этого надо сделать очевидным для всех, что Клавдий - низменный убийца.
У Гамлета есть и вторая задача - убедить мать в том, что она совершила серьёзное нравственное нарушение, вступив в кровосмесительный брак. Месть Гамлета должна быть не только личным, но и государственным актом, и он сознаёт это. Месть для Гамлета - не физическое убийство. Он стремится возбудить в Клавдии сознание его вины.
Особое значение в трагедии Шекспира имеют женские образы. Гамлет, обвиняя мать, говорит о том, что ее измена есть прямое нарушение нравственности, что для него равносильно нарушению мирового порядка, которое заставляет содрогаться всю Землю. Гамлет выступает как защитник основ общечеловеческой морали. Тон беседы Гамлета с матерью отличается жестокостью.
Иначе относится он к Офелии. Он любит ее, но не так, как Ромео - Джульетту, не пылкой всепоглощающей любовью. Чувства его противоречивы. Он отдаляется от Офелии с того момента, как становится “ангелом мести”. Офелия отличается от других героинь Шекспира, для которых характерна решимость, готовность бороться за свое счастье. Покорность является главной чертой ее характера. По приказанию Полония она перестает принимать письма Гамлета, и с такой же покорностью соглашается увидеться с Гамлетом, зная, что их будут подслушивать король и Полоний. В трагедии нет ни одной любовной сцены между Гамлетом и Офелией, но есть сцена их разрыва, полная драматизма. Он то признается: “Я вас любил когда-то...”, то сам опровергает свои слова “Я не любил вас...”
Обращаясь к Офелии, Гамлет обрушивает поток обвинений против женщин. Их красота не имеет ничего общего с добродетелью, более того, если даже женщина добродетельна, ей не избежать клеветы. Эти выпады являются как бы продолжением обвинений матери и связаны с отрицательным отношением Гамлета к обществу в целом.
Жестокие слова, которые произносит Гамлет, даются ему струдом, потому что, любя Офелию, он сознает, что она стала орудием его врага и для осуществления своей миссии он должен отказаться от своей любви. Гамлет страдает от того, что вынужден причинять боль Офелии.
Гамлет беседует с ней вечером перед представлением “Убийство Гонзаго”. Он говорит с ней резко, шутит с почти непристойной смелостью, усаживаясь у ее ног. Офелия терпеливо сносит все, уверенная в его безумии. После этой сцены в следующий раз она появляется перед нами уже потерявшей рассудок - после убийства Гамлетом Полония. В трагедии изображены два вида сумасшествия: мнимое у Гамлета и подлинное у Офелии. Заметим, что они пережили одинаковое потрясение: смерть, точнее убийство, отца. Ее разум не смог вместить того, что человек, которого она так нежно любила, оказался убийцей. Обыкновенно в театре шекспировского времени безумие служило поводом для смеха публики. Однако трудно вообразить, что сцена сумасшествия Офелии подобным образом действовала даже на самую грубую и необразованную публику - несчастье бедной девушки должно было вызвать лишь жалость и сочувствие.
Наконец, у могилы Офелии звучит признание Гамлета, что он любил ее, как сорок тысяч братьев любить не могут. Перед нами предстает трагедия отказа от любви.
В пьесе с большой силой возникает еще один мотив - бренность всего сущего. Смерть царит в этой трагедии. Все начинается с появления призрака убитого короля, в ходе действия погибает Полоний, тонет Офелия, едут на верную гибель Розенкранц и Гильденстерн, отравлена королева, погибает Лаэрт, Клавдий и, наконец, сам Гамлет. Он часто говорит о жизни и смерти, его тревожат мысли о загробном мире.
и т.д.................

Второй период творчества Шекспира (1601-1608) характеризуется глубоким трагизмом. Трагедия , вызывая чувства сострадания и страха, приводит зрителей к нравственному очищению. Характеры в трагедии должны увлекать не только страстью, но и мыслью.

В произведениях Шекспира изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий – человек высокой самооценки, который вступает в с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает огромные мучения, тяжелые переживания и неизбежно гинет. Действия трагедий разворачиваются не в узкой сфере приватной жизни, а выводит на широкое пространство исторических, социальных конфликтов, охватывает разнообразные явления реалий. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит ренессансная концепция самодостаточность человека, рассматривается его способность отстаивать права. Постепенно углубляется анализ психологии человека, стимулов его поведения в жизни общества.

Особое место в творчестве Шекспира занимает трагедия «Гамлет – принц Датский» - не просто драматическая история мести сына за убийство отца, а трагедия постепенного осознания степени зла, лживости, дисгармонии и несвободы в мире и понимания трудностей взятого на себя бремени. Автор заимствовал сюжет «Гамлета» у Бельфоре «Трагическая история», а тот, в свою очередь у средневекового датского летописца Саксона Грамматика. Шекспир перенес действия трагедии в прошлое. Гамлет у Шекспира – сын своего века, провозгласивший идеи свободы. Он человек нового времени, его сила и слабость в сфере нравственности, его оружие – мысль, и она же источник его несчастий. Гамлет, в произведении предстает одиноким идеалистом, по натуре мечтатель и философ, в сердце – гуманный человек, но по жизненному назначению мститель, одинокий воин, окруженный врагами или равнодушными созерцателями. Трагедия Гамлета состоит в том, что человек прекрасных душевных качеств, надломился, когда увидел ужасные стороны жизни – коварство, измену и убийство и утратил веру в людей, любовь, а жизнь, утратила свою для него ценность. Он обретает мужество для борьбы, но скептически, со скорбью смотрит на жизнь. Причиной душевной гибели Гамлета послужили: его честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Обманывать, притворяться и приспосабливаться к миру зла он не мог, а как бороться и победить его он не знал, что привело к его ранней кончине.

«Ромео и Джульетта» - единственная трагедия, написанная в первый период творчества Шекспира, пьеса о трагедии любви, особенностью которой составляет «пафос любви как божественного чувства». Историю появления «Ромео и Джульетты» схематически можно изобразить:

Сюжет, воссозданный в этой трагедии, был широко распространен в итальянской новеллистке эпохи Возрождения, но наполняет ее особым смыслом. В любовной трагедии юных героев находит выражение глубокий конфликт: гуманистическая история любви по свободному выбору сталкивается с предрассудком родовой вражды между двумя почтенными семействами, которая приводит к их скорой гибели. Лирическая атмосфера трагедии, сила и энергия ее героев сообщают действию пьесы при всем драматизме не безнадежный, а жизнеутверждающий характер. В финале пьесы, любовь торжествует, она побеждает вражду, происходит примирение семей и преобразование жизни людей.

Система образов трагедии «Ромео и Джульетта» и их роль в конфликте
семей Монтекки и Капулетти.

При составлении этого материала использовались:

1. Гончаренко В.Н., Степанова Н.В., Козорог О.В. Нетрадиционные уроки по зарубежной литературе (5-9 классы): Учебно-методическое пособие для учителей. Интерактивные методики. – Х.: «Скорпион», 2003. – 64с.
2. Давиденко Г.Й., Акуленко В.Л. Історія зарубіжної літератури середніх віків та доби Відродження: Навч.посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007 – 248 с
3. Зарубежная литература. 8-9 класс.: Метод.пособие / Н.П. Михальская. О.В.Ковалёва. – М.: Дрофа, 2005.- 317, с.
4. История зарубежной литературы. Шаповалова М.С., Рубанова Г.Л., Моторный В.А. – Львов: Вища школа. Изд-во при Львов.ун-те. 1982.- 440 с.
5. Кирилюк З.В. Зарубіжна література. Античність. Середньовіччя. Відродження. Бароко. Класицизм. Тернопіль.: Астон, 2002. – 259 с.
6. Комарова В.П. Творчество Шекспира. – СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 256 с. – (Филология и культура).
7. Шавурський Б.Б. Уроки зарубіжної літератури. 8 клас. За програмою 2001 року. Навч.посібник.- Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2003. – 128 с.
8. Шекспир. Энциклопедия / Сост., вступ. статья, именной указатель В.Д. Николаева. – М.: Алгоритм, Эксмо; Харьков: Око, 2007. – 448 с.: ил.

  • Категория: Подготовка к ГИА

Время и история создания

Пьеса Уильяма Шекспира в пяти актах «Трагическая история о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлет» написана в 1600-1601 годах.

Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Амлетус, запи­санной датским летописцем Саксоном Грамматиком, и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида о принце Гамлете.

Перед замком в Эльсиноре появляются офицеры, несущие стражу. К ним позднее присоединяется Горацио, друг Гамлета, принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. В полночь грозный призрак появляется. Горацио рассказывает о ночном видении принцу Гамлету. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскоре после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «баш­маков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного.

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии: когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. Призрак про­сит Гамлета отомстить за него.

Гамлет клянется отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения. С этой минуты его жизнь переворачивается: он должен «соединить суставы вывихнутого века».

Вельможа Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учебу в Париж. Тот дает свои братские наставления сестре Офелии, остерегает ее от любви Гамлета. Отец также запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает от­цу, что Гамлет как будто не в себе. Полоний решает, что он «безумен от любви».

Король обеспокоен поведением Гамлета. Он просит Розенкранца и Гильде- стерна, друзей Гамлета, выведать у принца его тайну. Они безуспешно пытаются выведать тайну принца: он понимает, что они подосланы королем.

Приехали актеры, столичные трагики, и Гамлету приходит в голову мысль использовать актеров, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается, что они будут играть пьесу о гибели Приама, в которую он вставит два-три стиха своего сочинения.

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехе их миссии. Они признаются: «Расспрашивать себя он не дает и с хитростью безумства усколь­зает...»

Гамлет размышляет о том, как ему поступить. Он произносит монолог: «Быть или не быть...». Один из вопросов, который он пытается разрешить: почему мы так держимся за жизнь, в которой «глумленье века, гнет сильного, насмешка гордеца»? И сам отвечает:

Страх чего-то после смерти - Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам - смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет понимает, что их подслуши­вают и что Офелия служит орудием в игре короля и отца. Он разыгрывает роль сумасшедшего, дает ей совет идти в монастырь.

Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы ее комментирует. Во вре­мя сцены убийства король не может пересилить своих чувств: он разоблачен. Начинается переполох. Игру актеров прекращают. Гамлет и Горацио убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

Полоний зовет Гамлета к матери - королеве. Короля терзает нечистая со­весть. Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встает на колени, молится. Гамлет, идя в покои матери, видит молящегося короля, но не хочет убивать его во время молитвы.

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью. Королева страдает от упреков сына. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде:

Ты мне глаза направил прямо в душу, И в ней я вижу столько черных пятен, Что их ничем не вывести...

Появляется призрак, который требует пощадить королеву.

Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета.

Узнав о гибели отца, из Парижа возвращается Лаэрт. Офелия под бременем горя сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Король направляет гнев Лаэрта на Гамлета. Гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своем возвращении.

Король предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта предлагает смазать смер­тельным ядом. Тот согласен.

Сообщают о гибели Офелии: она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

Сцена на кладбище. Двое могильщиков роют могилу. Появляются Гамлет и Горацио. Гамлет рассуждает: «Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и по­чему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

Приближается похоронная процессия. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в мо­гилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гам­лет. Между ними возникает конфликт. Гамлет говорит:

Ее любил я; сорок тысяч братьев всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Гам­лет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля, в котором содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Он подменил письмо, в ко­тором написал: «Подателей немедля умертвить» - Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели.

Гамлет готов к мщению.

Приближенный короля сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок. Перед по­единком он просит извинения у Лаэрта.

Король ставит кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот за­хочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не успевает ее остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт, умирая, признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен...»

Гамлет отравленным клинком поражает короля. И умирает сам. Горацио хо­чет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит:

Дыши в суровом мире, чтоб мою Поведать повесть.

Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей тра­гедии.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения - высокая трагедия.

В произведении изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает тяжелые мучения и неизбежно гибнет. Действие трагедии отражает исторические, социальные конфликты, охватывает многие явления жизни. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит кон­цепция самодостаточности человека.

«Гамлет, принц Датский» - не просто история мести сына за убийство отца, а трагедия постепенного осознания степени зла, лживости, дисгармонии и не­свободы в мире и понимание героем тяжести взятого на себя бремени.

Шекспир изобразил исключительное злодейство - брат убил брата. Гамлет воспринимает этот факт как одно из выражений того, что зло стало повсемест­ным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Полонию: «Быть чест­ным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».

Изображение главного героя произведения психологично. Это сильный и про­тиворечивый образ. В его решении можно увидеть принципы реализма эпохи Возрождения. Гамлет - сын своего века, провозгласивший идеи свободы. Он человек нового времени, его сила и оружие - мысль, она же источник его несчастий. Гамлет по натуре мечтатель и философ, гуманный человек, но по жиз­ненному назначению - мститель, окруженный врагами. Трагедия этого героя в том, что он увидел ужасные стороны жизни - коварство, измену и убий­ство. Гамлет утратил веру в людей, в любовь, а жизнь потеряла для него цен­ность. Притворяться и приспосабливаться к миру зла он не мог, а как бороться и победить его, он не знал. Отчаяние приводит его к необходимости действовать. Перед героем - трагический выбор. Гамлет должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним.

На наших глазах он убивает Полония, отправляет на верную смерть Розен- кранца и Гильденстерна, побеждает в поединке Лаэрта и убивает Клавдия. Кос­венно Гамлет является виновником безумия и смерти Офелии.

Но все же наиболее трагичны в этом не внешние события, а душевные пере­живания героя. Гамлет раздираем мучительнейшими противоречиями. Он вы­нужден утверждать добро, пользуясь оружием зла. Он страдает муками всего человечества. Гамлет - совесть своего века и всякого другого века, когда про­тиворечия жизни становятся невыносимы.

Мучительные колебания Гамлета - высшая точка трагедии. Шекспир пока­зывает, что трагична не только действительность, в которой так могущественно зло, но трагично и то, что эта действительность может привести прекрасного человека, каким является Гамлет, в почти безысходное состояние.

Бессмертие трагедии Шекспира «Гамлет» в том, что вопросы жизни и смер­ти, чести и справедливости - это вопросы вне времени. С одной стороны, его персонажи мыслят и чувствуют соответственно тому времени, в котором живут, но они отчаянно пытаются вырваться из темницы собственных ограничений. Они желают быть выше обстоятельств и условий. В этой пьесе Шекспира ярко отразились принципы гуманизма эпохи Возрождения.