Нагибин зимний дуб краткое содержание читать. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб"

Май 15th, 2016 admin

Формазонова Полина Юрьевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тип урока: комбинированный.

Цель: довести до учащихся смысл рассказа Ю. Нагибина.

Задачи:

1)образовательные: научить учащихся анализировать произведения и выделять главную мысль;

2) развивающие: совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, развивать общеучебные умения

3) воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, научить видеть красоту природы.

Оборудование: Фильм «Зимний дуб» по рассказу Ю. Нагибина «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, презентация, карточки, учебник, рисунок (изображение дуба), аудиозапись классической музыки (Свиридов, Вивальди или Чайковский)..

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока. Сообщение темы и главной цели урока. / слайд 1

*Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения, а, значит, будем открывать новое, сопереживать героям, попробуем понять, что нам хотел сказать автор

Эмоциональное настроение:
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

Мы продолжаем знакомство с произведениями, а также их героями из литературного раздела «Хочу все знать!».

Тема нашего урока: знакомство с рассказом Ю. Нагибина «Зимний дуб».

Цель: довести до учащихся смысл этого рассказа .

  1. Проверка домашнего задания.

*Назовите рассказ, который вы читали дома: М. Пришвин Лисичкин хлеб.

Давайте вспомним

  • Что охотник рассказывал Зиночке о тетереве? Ответьте словами из текста.
  • О какой птице еще поведал автор? Зачитайте.
  • Какие чудесные травы принес охотник из леса? (4 абзац: кукушкины слезы, валериана, петров крест, заячья капуста) /Слайды 2-3-4-5
  • Что вы узнали о сосновой смоле? /Слайд 6
  • Знали ли вы это раньше?
  • А вы знаете, где используют люди сосновую смолу сегодня? (канифоль, мази, согревающие растирки, бальзам).
  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

А) Вступительное слово учителя.

*Мы еще раз соприкоснемся с творчеством Ю. Нагибина, который ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. И пример тому рассказ «Зимний дуб», мальчик Коля Савушкин, о котором пойдет сегодня речь.

*Учащиеся нашего класса подготовили дополнительную информацию о биографии автора.

/ слайд 7-8-9 Алешкевич

/ доп. информация учащихся . /

Настоящий отец-Кирилл Александрович Нагибин. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии на реке Красивая Меча в1920 году.

Марк Левенталь — его отчим. Нагибину было тогда около 11 лет. А работал отчим адвокатом в Москве.

В 1927 году его сослали в республику Коми, там он и умер, только в 1952 году.

В 1940 году приняли в Союз писателей.

А первый его сборник рассказов появился в 1943 году.

Юрий Маркович не только писатель, но журналист и сценарист, по его сценариям было снято более 40 фильмов.

Спасибо девочкам.

В). Лексическая работа. / слайд 10

– Прочитайте и объясните значение слов из текста рассказа Ю. Нагибина “Зимний дуб” требующих лексического толкования. (Список слов, вывешен на доске.)

– Как вы думаете, почему именно так назван рассказ?

– Мы сегодня на уроке попробуем подобрать другие названия для рассказа?

Г) Краткое содержание.

— До чтения давайте послушаем краткое содержание рассказа.

/ доп. информация учащихся . /

В течение урока будет проводиться работа по содержанию произведения с опорой на план, составленный учителем:

  1. Вступление.

Январским утром в школу.

  1. Основная часть.
  2. Урок русского языка
    2. “Существительное” Савушкина
    3. Разговор в учительской.
    4. По тропинке в лес.
    5. Зимний дуб.
    6. “Зимний дуб” – настоящее существительное!

III. Заключение.

Самое удивительное в этом лесу…

(План записан на доске.)

  1. Работа по учебнику. Первичное знакомство с текстом: С. 17-26 и проверка понимания учащимися нового материала с элементами обсуждения рассказа «Зимний дуб»

(Используя различные виды чтения произведения)

Открываем текст на с.17, следим за чтением.

а)Чтение чителем : до слов – и уселись по своим местам .

Какую картину представили ? (Ранее зимнее утро в деревне Уваровка. Молодая учительница Анна Васильевна торопится в школу. Ей встречаются ее ученики. Они со звонком заходят в класс. Первый урок у них – русский язык.)

б)– Прочитайте по ролям отрывок под названием “Урок русского языка ”.

– Сколько потребуется учеников?

  1. Учительница –
  2. Леша Фролов –
  3. Коля Савушкин –
  4. Ученики хором —
  5. Автор – до слов: урок продолжался…

Оценивается чтение.

– Как вы думаете, есть ли у слов “существительное” и “существенное” в значении что-либо общее?

(Дается толкование слова “существенное” – “главное”. “Существительное” – название живых и неживых предметов, окружающего нас мира.)

– Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным?

(Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

5.Физминутка для глаз (закрыли глаза ладошками – почувствуйте тепло – смотрим на экран)

– Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

– Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

г) /Слайд 12-13-14-15-16

* Ребята, в начале урока мы говорили о том, что по произведениям Юрия Нагибина было снято много фильмов. Мы посмотрим фрагмент из фильма «Зимний дуб».

Слайд 17-18 .

*Как Вы думаете, что происходит с человеком, когда он остаётся наедине с природой?

Он становится самим собой.

Д) Продолжаем работу над произведением. Выборочное чтение.

Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы.

С.25 находим и читаем мысли учительницы

-Скажите, мы можем утверждать, что ученик преподал урок своей учительнице?

-А как вы думаете, Анна Васильевна хорошая учительница или нет?

— Конечно, вы правы, ей просто не хватает опыта.

С.25-26- читаем заключение рассказа.

— Дуб словно хранитель леса, хозяин, а человек- хранитель природы.

Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека» Таким, как он, сохранять мир на земле, беречь все живое.

Понравился ли вам этот мальчик?

  1. Подведение итогов урока.

А) Самостоятельная работа в группах по тетрадям. Образуем группы по рядам.

1гр – стр50 №1

2 гр- стр51 №4

3 гр- стр51 №5

Самостоятельная работа в парах по карточкам

Б) Проверка и обсуждение работ учащихся, подведение итогов.

А я предлагаю вам задуматься над значением следующих существительных: приРОДа, наРОД, РОДина. Что у них общего? (Одинаковая часть – произошли, образовались от слова РОД.)

– У М.Пришвина есть слова: “Беречь природу – это значит любить Родину”. У слова “любить” есть синоним – “быть неравнодушным”. К кому из персонажей рассказа можно отнести эти слова?

– Кого можно назвать главным героем рассказа?

– Какое другое название для рассказа вы можете предложить? (Удивительный человек. Коля Савушкин. Хранитель дуба.)

В) Слайды 26-27-28-29-30-31

VI Рефлексия . Слайд 31-32

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Хочется ли вам побывать в лесу?
  • Если бы вы сейчас попали в лес, что из описанного Нагибиным вы хотели бы увидеть?
  • Какое сейчас у вас настроение, ребята, после нашей беседы?
  • Какую главную мысль вы сегодня унесете с урока?

Урок наш подходит к концу, вы все сегодня отлично поработали.

VII. Домашнее задание: /слайд 34 с.17-26 чтение. Описание зимнего дуба приготовить для пересказа близкого к тексту.

По желанию: Нарисовать зимний дуб и его обитателей.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Юрий Нагибин

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет. До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось. Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно Анна Васильевна. Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали Юрий Нагибин - Зимний дуб.fb2 (57.62 kB)

Ю. М. Нагибин

подготовила

ученица 3 класса «А»

Бережная София


План презентации:

  • Некоторые факты из жизни и творчества писателя.
  • Содержание рассказа. Описание природы.
  • Любовь к природе и толерантность –

редкие качества, который нужно воспитывать в людях.



  • Участник Великой Отечественной войны, владел немецким, был корреспондентом, писал о войне.
  • Автор рассказов «Человек с фронта», «Большое сердце», «Зимний дуб» и другие.
  • Фильмы, снятые по сценариям Ю.Нагибина: «Председатель», «Чистые пруды», «Девочка эхо» и др.
  • Писал книги, посвященные детям.

  • надеть, надвинуть шапку низко на лоб
  • немного свысока
  • мягкие, словно из материи
  • лес, поваленный бурей
  • незамерзшее место на ледяной поверхности реки, озера
  • Нахлобучить
  • Снисходительно
  • Матерчатые руки
  • Бурелом
  • Полынья

Учитель, Анна Васильевна, была возмущена постоянными опозданиями и невнимательностью ученика Савушкина.

Она решает навестить его маму. Они идут вместе короткой дорогой через лес. Необычайная красота зимнего леса совершенно меняет настроение учительницы, она вдруг по-другому увидела окружающий мир и своего ученика.

Пройдя тот же путь, что и её ученик, она поняла, что каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.


Образ ученика Савушкина

из фильма «Зимний дуб»





  • "Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!»
  • О зимнем дубе сказано «могучий великодушный страж леса» - он огромный, могучий, стоит, как страж.
  • снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листва с дуба не облетела осенью, и каждый листок покрыт снегом, как «чехольчиком».




Если бы Анна Васильевна выслушала!

Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе!

Все побежали бы смотреть на него!

Даже экскурсию в лес можно было организовать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил опытный учитель.

А вот Анна Васильевна просто решила пожаловаться на Савушкина его маме.


Встреча с новым миром перевернула жизнь

Анны Васильевны,

её взгляды на саму себя,

на учеников,

она открыла для себя другой мир,

научила видеть необычное в обычном.


Спасибо

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».

(Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)

Цели:

продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;

обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;

развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;

воспитывать патриотическое отношение к природе.


«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество

ее законов и незащищенность».

Ю.Нагибин


Ход урока:

Проверка домашнего задания

Пересказ.


Аналитическая работа по второй части.

Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.

("Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…")

Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).

Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.

Как появляется в рассказе зимний дуб?

(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)

Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;

Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).

Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

(Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)

Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)

Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

("Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!")

Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?

Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?

Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

("...Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.)

(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)

Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)

Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как "чудесном и загадочном человеке»)

Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)


Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)


Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).

(Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек

и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого

человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).

Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».


Рефлексия


Домашнее задание : сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»

Литература: Цветкова Татьяна Михайловна . Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб". Фестиваль «Открытый урок».

Тема : Юрий Нагибин. Зимний дуб

Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;

развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

Ход урока:

Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)

Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.

Совместное чтение рассказа.

Проверка первоначального восприятия

Почему произведение называется «Зимний дуб»?

Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?

Что можете сказать о мальчике?

Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

Аналитическая работа


- На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.

С чего начинается повествование?

(С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)

В литературоведении это называется… (Экспозицией)

Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

Перед нами образ идеального человека.

– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце")

Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

Читаем диалог между учителем и учеником.

Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?


Рефлексия


Домашнее задание : готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.