красавицы. Народный костюм (1 ч )
Восприятие русской женщины в нацио- нальном русском наряде на пахоте в живо- писи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов
Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в на- родном традиционном костюме, и произведения народ- ного и декоративно-прикладного искусства (народных
Продолжение
Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Архангельской, Вологодской, Рязанской гу- берний.
Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традици- онной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, пес- нях.
Диалог об искусстве. Особенности кроя и орнамента народного костюма разных реги- онов России. Элементы народного костюма Русского Севера и значение набивных и вы- шитых орнаментов в нём.
Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного женско- го костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор).
Советы мастера.
костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.
Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Опре- делять , из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять , в каких местах костю- ма располагается орнамент и каково его значение в де- коре костюма.
Участвовать в обсуждении состава традиционного на- родного костюма северорусского сарафанного комплек- са и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отли- чительных особенностей в крое и декоре.
Выбирать художественные приёмы для осуществле- ния своего замысла творческой работы. Рисовать по- своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.
Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Русский народный костюм Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Презентация создана учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 423 г.Кронштадта Харитоновой Н.В.
Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.
Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.
Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.
Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.
Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески. Понёва - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом
Тульский наряд
Южнорусский понёвный комплекс Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)
Головные уборы Кичка Сорока
Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник, венец.
Северорусский сарафанный комплекс Кокошник Венец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти
Узоры Орнамент Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...
Методические разработки " Русский народный костюм"
По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...
Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» - Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Рисуем русский народный костюм.
Невского района Санкт-Петербурга
Цель :
Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.
Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.
Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.
Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.
Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.
Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.
Беседа и работа с презентацией.
Каким же он был, русский национальный костюм?
Важною «павой», «душой голубицей»Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.
Женская одежда состояла из:
Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».
Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.
Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.
III. Практическая работа.
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна . На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки .
Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.
Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна . На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Русские народные костюмы(мужские) Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.
Русские народные костюмы(женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм
Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.
Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса
Тема: « Русский народный праздничный костюм».
Урок – путешествие. Комбинированный урок.
Цели и задачи:
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
Прививать интерес к русской народной культуре.
Оборудование и материалы:
Фигурки человека,
иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
детские работы,
презентация « Русский народный костюм»,
проект ученика «Русская национальная одежда»
русская народная музыка,
бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,
русские народные костюмы.
Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)
ХОД УРОКА
I . Оргмомент
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
II . Сообщение темы и цели урока
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.
И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».
III . Путешествие.
Итак, в путь!
1. Посещение картинной галереи-просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.
(Просмотр презентации)
1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах
2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.
1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин
2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).
2. Мы в музее русского национального костюма.
Повторение значений элементов русского костюма
1.Итак,что прежде женщины носили?
2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.
3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма
1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.
2. Ответы учеников:
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца
3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»
3. Путешествие на север и юг России.
Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов .
(Просмотр презентации)
1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.
2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?
3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.
4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?
5.Сколько головных уборов было названо и какие?
1.Ответы учеников:
2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.
3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.
4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.
5. Кокошник, венцы, кики – 3
4. Отдых в пути.
Проведение динамической паузы. Физминутка
Говорит и показывает движения
Повторяют движения за учителем
5 . Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).
1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.
2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?
Ответы учеников:
1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.
2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя
6. Подведение итогов путешествия.
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка
– Какой вид костюма вы выбрали?
– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
– О чем вам может рассказать русский народный костюм?
Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.
Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.
Женский костюм
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
Наряды женщин из северных и южных областей
1. И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
2 .Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк ,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(руки накрест перед собой)
5. Практическая работа учеников.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)
Задание дифференцированное:
1 группа : Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа : “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.
Литература:
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»