Шпаргалка: Евгения Гранде. Бальзак Оноре де

ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ Повесть (1833) Евгения Гранде - дочь Феликса Гранде. Г. - крупная и плотная девушка, с округлым лицом и серыми лучистыми глазами, прекрасная величавой красотой и врожденным благородством.

До приезда в Сомюр парижского кузена Шарля Гранде, столичного франта, Е. не задумывается ни о своем положении, ни о характере своего отца. Появление Шарля, в которого Е. сразу влюбляется, пробуждает в ней множество новых мыслей и ощущений: она осознает скудость отцовского дома, догадывается о том, что ей следует скрывать от отца свою любовь. Она начинает судить отца за скупость и чувствовать себя принужденно в его присутствии. Впервые в ее сердце сталкиваются добро и зло, впервые она совершает поступок, которого стыдится: пока кузен Шарль спит, она читает его письма к любовнице и другу.

Любовь заставляет ее отважиться на бунт, на прямое неповиновение отцу: она отдает взаймы кузену, обедневшему из-за банкротства его отца, свои старинные золотые монеты, а когда старый Гранде хочет взглянуть на них, отказывается объяснить причину их исчезновения. Е. - дочь своего отца, и ее страсть - любовь к Шарлю - так же могущественна, как страсть папаши Гранде - любовь к золоту. Повесив в своей комнате карту полушарий, Е. мысленно следит за кузеном, уехавшим в Ост-Индию сколачивать состояние, она черпает счастье в воспоминаниях о единственном поцелуе, которым она обменялась с Шарлем, и эти воспоминания помогают ей спокойно переносить гнев отца, посадившего ее на хлеб и воду. Трагедия Е. - в бесплодности ее жизни. Став после смерти матери и отца владелицей несметных богатств, Е. продолжает жить в том же неуютном холодном доме; она управляет своими владениями так, как ей завещал отец, и даже перенимает некоторые его словечки, например манеру говорить: «Посмотрим», когда не хочется давать прямой ответ. Многие женихи мечтают взять за себя невесту-миллионщицу, но она ждет Шарля, Шарль же, разбогатевший за счет торговли рабами и огрубевший душой, женится на некрасивой аристократке, ибо, в отличие от сомюрцев, не догадывается о том, как богата его кузина. Е. выходит замуж за председателя сомюрского суда первой инстанции Крюшо де Бонфона, предварительно взяв с него обещание, что брак останется фиктивным. Овдовев, она остается прежней старой девой, в которой святость и благородство страдания сочетаются с мелочными провинциальными привычками.

Феликс Гранде - отец Евгении Гранде. Г. - сомюрский бочар, разбогатевший во время революции 1789-1794 гг., когда ему удалось скупить за бесценок лучшие в округе фермы и виноградники. Богатство помогло ему превратиться из «папаши Гранде», как именовали его жители Сомюра, в «господина Гранде» и даже стать мэром родного города. Г. - коренастый, плотный мужчина с круглым, топорным, рябым лицом, со спокойным, хищным выражением глаз, «какое народ приписывает василиску»; лицо его выдает «опасную хитрость, холодную честность и эгоизм». Страсть, безраздельно владеющая Г., - скупость; ради денег Г. готов на все; в коммерции он «походил на тигра»: он подстерегал добычу, потом «разевал пасть своего кошелька, проглатывал очередную долю экю и спокойно укладывался, как змея, переваривающая пищу; все это проделывал он бесстрастно, холодно, методически».

Своих родных - жену и единственную дочь - Г. держит в черном теле, деспотически диктует им правила жизни в своем доме; чем старше он становится, тем сильнее делается его скупость; все его чувства сосредоточиваются на золоте; для него счастье - владеть золотом, пересчитывать по ночам золотые монеты.

Поэтому, узнав, что Евгения отдала свое золото кузену Шарлю, Г. сажает дочь на хлеб и воду. От огорчения мать Евгении, жена Г., заболевает и умирает.

Г. опечален потерей жены, но по-настоящему потрясает его другое: после смерти г-жи Гранде Евгения, ее наследница, может потребовать раздела имущества, и тогда он, Г., лишится части состояния. В восемьдесят два года Г. разбивает паралич, но он продолжает наблюдать за тем, как дочь получает платежи от арендаторов, а все свое время проводит в кресле около двери в маленький кабинет, где хранится его золото; пока у него хватает сил открыть глаза, он тревожится о своих луидорах и требует, чтобы дочь раскладывала их перед ним на столе. Деньгам посвящены и его последние слова, обращенные к дочери: «Береги золото, береги! Ты дашь мне отчет на том свете!» Нанетта-громадина - служанка в доме папаши Гранде. Н. - «существо женского пола, сложенное как Геркулес, твердо стоящее на ногах, как шестидесятилетний дуб на корнях своих, существо с широкими бедрами и квадратной спиной, с руками ломового извозчика и честностью непоколебимой, как ее нетронутое целомудрие». Н. стряпает, стирает, убирает в доме Гранде и слепо повинуется своему хозяину, которому служит с двадцати двух лет, она - воплощенная верность, не только служанка, но и член семьи. После смерти старого хозяина она получает от Евгении Гранде пожизненную пенсию и, став богатой невестой, в пятьдесят девять лет выходит замуж за главного смотрителя земель Гранде.

Из откликов советских людей, на снижение розничных цен на продовольственные товары в 1952 г.Вознесенский Р. Н., студент:Поздравляю всех со снижением

цен. Несмотря на трудную международную обстановку, наша страна растет, строится и крепнет.Вадюхин П. В., экономист Главобувьсбыта:Несомненно, со снижением цен могут быть проведены мероприятия по снижению зарплаты за счет имевшейся надбавки на хлеб или за счет увеличения подписки на государственный заем.
Савицкая М. А., художница:Следом за снижением всегда сейчас же бывает снижение расценок и зарплаты у всех рабочих и служащих. Поэтому снижение не играет никакой роли.Сальников П. И., студент: Хотя и произошло новое снижение, а все равно население питается суррогатами и концентратами, так как в магазинах нет мяса, яйца, а если где и появится что-либо, то в магазинах устраиваются громадные очереди.

Используя приведенные отклики на снижение розничных цен в 1952 г., дайте свою оценку этому событию.

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического понятия. Назовите это понятие. Слова и словосочетания не могут


Частные, коллективная, государство, объект, собственность, муниципалитет, передать, руки, или.

Используя все приведенные слова составить предложения. Зависимость, форма, крестьяне, когда, лично, со всем, они, своим, принадлежат, земля,

владелец, имущество.

Население, наследственные, группа, права, установленные, обязанности, государство.

17 век, начало, борьба за, вооруженная, экономические, власть, проблемы, политические, обострились, когда, Россия, длительная, и, разгорелась.

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического понятия. Назовите это понятие Слова и словосочетание не

могутиспользоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
1) Население, система, содержались, управление, наместник, который, счёт.
2) Годы, исторический, события источник, письменный, который, событиях, записываются.

помогите. Используя все приведенные слова, составьте определение исторического термина. Слова не могут использоваться дважды,

разрешается добавлять предлоги и

изменять слова по падежам.

А) Рента, или, крестьянин, барский, хозяйственный, феодальный, обязан, орудия

труда, поле, хозяйственный, вид, которой, был, другие, обрабатывать, выполнять, работа.

Б) Юрьев день, который, владелец, уплачивал, крестьянин, после, свой, плата,

уход, неделя, осенний, и, неделя.

В) Великий князь, свой, должностное лицо, пожалование, который, вид,

администрация, содержался, течение, местное население, княжеский, счёт, период службы.

Г) Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высший, должность, служба, предки,

назначение, государственный, личный, соответствие.

Назовите зашифрованные исторические термины.

Создавая "Человеҹескую комедию", Бальзак поставил перед собой задаҹу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звуҹащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде". Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых ҹитателей, и среди людей старшего возраста, ҹерпающих в его произведениях искусство понимания ҹеловеҹеской души, стремящихся разобраться в историҹеских событиях. И для этих людей книги Бальзака настоящая кладовая жизненного опыта. Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все ҹеловеҹеские ҹувства, заглушают все другие наҹала. Единственное, к ҹему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, ҹто ҹеловек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпоҹитает ходить пешком, не нанимая извозҹика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во ҹто не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, ҹто напоминает скорее какую-то бездушную машину, ҹем ҹеловека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним ҹеловеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встреҹается, это его партнеры по профессии. Он знает, ҹто у него есть наследница, внуҹатая племянница, но не стремится найти ее. Он ниҹего не хоҹет знать о ней, потому ҹто она его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому ҹто он не может смириться с тем, ҹто он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не соҹувствует людям, всегда остается безразлиҹным ко всему окружающему. Гобсек убежден, ҹто только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными каҹествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой ҹеловек. Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он сҹитает, ҹто аристократ ниҹем не луҹше буржуа, но свои пороки он скрывает под лиҹиной порядоҹности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине. Папаша Гранде коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастиҹеская, как Гобсек. Биография его вполне типиҹна: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богаҹ Гранде отлиҹается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусоҹек сахара, муки, дров, ҹтобы топить в доме, он не ҹинит лестницу, потому ҹто ему жаль гвоздя. Несмотря на все это, он по-своему любит жену и доҹь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодиҹески его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его сҹет. Он только делает вид, ҹто любит своего брата и заботится о его ҹести, на самом же деле делает лишь то, ҹто ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее. Страсть к деньгам делает его совершенно бесҹеловеҹным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграниҹным доверием доҹери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и доҹь он воспринимает как ҹасть своей собственности, поэтому его потрясает то, ҹто Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ноҹам ҹасто пересҹитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алҹность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоҹенный крест.

    Повесть «Гобсек» занимает особенное место среди других произведений Оноре Бальзака первой половины 30-х годов. Это одно из самых выдающихся произведений писателя. Центральный образ произведения - процентщик Гобсек. Биография Гобсека, какую Бальзак...

    Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время,...

    Как и в других своих произведениях, Бальзак повествует в "Гобсеке" одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье - Камилла и обедневший аристократ...

  1. Новое!

    Тяжелая тема… Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото - мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой - ростовщик. Золото - ценность выдуманная, так как оно абсолютно...

В небольшом провинциальном городке под названием Сомюр одной из наиболее выгодных невест считается Евгения Гранде, отцу которой, ранее обыкновенному бочару, удалось по-настоящему разбогатеть в нелегкие революционные годы. В его собственности теперь находится несколько виноградников и крупных ферм, тогда как состояние этого человека, по мнению местных обывателей, превышает сумму в пять миллионов франков.

Два весьма уважаемых в этих краях человека, банкир де Грассен и нотариус Крюшо, мечтают увидеть сына и племянника в роли супруга дочери Гранде Евгении, и весь город с интересом наблюдает за тем, кто же окажется победителем в этом состязании и кому старик Гранде все же решится отдать руку своей наследницы.

Невзирая на свое богатство, семья Гранде продолжает жить чрезвычайно скромно из-за крайней скупости ее главы. В доме проживает только одна служанка Нанета, рослая женщина, внешне скорее напоминающая мужчину. Гранде много лет назад принял ее в услужение, когда несчастной девушке везде отказывали в работе из-за ее непривлекательности. С тех пор Нанета сохраняет беспредельную преданность своему господину и трудится день и ночь за весьма маленькое жалованье. Правда, супруга Гранде и его дочь также постоянно заняты рукоделием, суровый муж и отец жестко контролирует любые их расходы, вынуждая постоянно и на всем экономить.

В день рождения Евгении, как обычно, в гости явились семейство Крюшо и де Грассен, однако, против обыкновения, неожиданно приехал также и Шарль Гранде, сын брата хозяина дома, который давно обосновался в столице. Молодой человек вручает дядюшке написанное отцом письмо и, видя крайне убогую и скудную обстановку вокруг себя, решает, что провинциальные родственники весьма бедны.

В то же время Евгения, которой минуло 23 года, даже не догадывается о том, насколько она богата. Она не думает и о том, что довольно красива, ведь отец всегда заставлял ее считать каждую копейку и требовал неустанной работы по хозяйству. Ее симпатичный и изящный парижский кузен просто поражает воображение застенчивой девушки, он кажется ей нисколько не похожим на тех, кто постоянно находится рядом с нею. Евгения даже отдает Нанете распоряжение затопить для Шарля камин в его комнате, хотя в этом доме никогда не допускается ничего подобного.

Отец Евгении узнает из письма брата о том, что тот полностью обанкротился и был вынужден покончить с собой. Перед смертью он лишь умоляет брата помочь его сыну, юноша избалован легкой жизнью и всеобщей любовью, парень не сможет выдержать нищенского существования и позора.

На следующее утро всему Сомюру становится известно о самоубийстве брата Гранде, старик без церемоний сообщает обо всем Шарлю, потрясенный молодой человек не в силах удержаться от слез. Евгения испытывает к двоюродному брату глубочайшее сострадание, и мать пытается предостеречь девушку, понимая, что она может и полюбить кузена, а это не принесет ее дочери ничего, кроме страданий.

Шарль, в свою очередь, тронут участием добросердечной кузины. Видя все происходящее, Евгения едва ли не впервые в жизни начинает размышлять о материальных вопросах, девушка полагает, что ее отец действительно мог бы помочь несчастному юноше. Тем не менее, сначала старый скряга не желает и слышать об этом, но затем несколько смягчается, ведь речь идет о добром имени его семьи. Гранде соглашается вложить некоторую сумму в государственную ренту, и все вокруг превозносят его доброту и благородство.

Евгения уговаривает кузена принять ее сбережения, Шарль, в свою очередь, дарит ей портреты своих родителей. После этого молодой человек принимает решение уехать на заработки в Ост-Индию, однако обещает довольно скоро вернуться. Евгения, искренне поверившая в их взаимные чувства, с нетерпением ожидает возлюбленного, намереваясь в дальнейшем стать его женой, ведь Шарль поклялся ей в любви.

Однако перед Новым годом старый Гранде, по своему обыкновению, желает увидеть золотые монеты, которые он ранее на протяжении многих лет дарил дочери. Узнав правду, он приходит в глубочайшую ярость и приказывает дочери не выходить из комнаты, держа ее исключительно на хлебе и воде. Даже робкая госпожа Гранде впервые осмеливается спорить с мужем, затем женщина заболевает и через некоторое время умирает, хотя перед ее уходом отец все же торжественно прощает Евгению. После кончины матери девушка без всяких возражений отказывается от причитающегося ей наследства.

В течение следующих пяти лет Евгения продолжает унылую и однообразную жизнь в доме пожилого отца, надеясь лишь на возвращение Шарля. Но во Францию приезжает не прежний кроткий и мягкий юноша, а ловкий делец, действительно наживший состояние на торговле рабами. Он давно почти забыл о существовании Евгении, прислав ей лишь письмо о том, что она может считать себя свободной от всяких обязательств, он собирается вступить в брак с другой девушкой, происходящей из дворянской семьи.

Эта новость едва не убивает Евгению, отца которой к этому моменту уже нет в живых, но она узнает от своей недоброжелательницы и о том, что отец невесты Шарля, родовитый маркиз, не желает отдавать дочь за сына банкрота, у которого все еще остается немало долгов. Мадемуазель Гранде немедленно дает согласие на брак с председателем суда Крюшо, давно добивавшимся ее руки, и тут же отправляется в Париж, где платит по всем долговым обязательствам покойного дяди.

Муж всегда старается держаться с Евгенией уважительно, помня об ее огромном состоянии, хотя сама женщина уже ни на что не надеется и ни к чему не стремится. Однако Крюшо уходит из жизни раньше, Евгения становится вдовой, еще не достигнув 40 лет. Несмотря на все свое богатство, она продолжает одинокое и замкнутое существование, хотя соседи замечают, что за ней настойчиво ухаживает некий аристократ, и допускают, что она может вновь выйти замуж.

Оноре де Бальзак создал огромное количество произведений. Автор откровенно любил наблюдать за человеческой природой и отношениями, за нравами и обычаями своей эпохи. Большинство произведений автора входят в его грандиозную эпопею «Человеческая комедия», глубоко и развернуто представляя отношение Бальзака к тому, что он видел и над чем размышлял.
Евгения Гранде – самая заносчивая невеста во французском Сюморе. Её имя носит роман написанный в 1833 году, который описывает судьбу девушки, живущей в обществе, в котором все подчинено власти денег. Богатство - вот главная ценность и смысл жизни для большинства людей в окружении Евгении. Отец героини выбился из простолюдинов в буржуа и стал одним из самых влиятельных людей в Сомюре. Его основным жизненным принципом стало сбережение и приумножение своих капиталов. Именно этому было подчинено все в существовании господина Гранде и его семьи.
По сути, юная героиня никогда не чувствовала того, что она является дочерью очень богатого человека. С самых ранних лет Евгения трудилась, не покладая рук. В ее доме была самая суровая, бедная обстановка. Вспомним, что когда Шарль Гранде в первый раз появился в доме своего дяди, он подумал, что дела этой семьи плохи – настолько убогой в доме была обстановка и угощение.
Отец дарил Евгении небольшие подарки, утешая себя тем, что они составят приданое дочери. Вопрос с замужеством Евгении решал, конечно же, тоже отец. И мать, и дочь Гранде привыкли во всем его слушаться, беспрекословно выполнять все его требования.
Сын банкира де Грассена и племянник нотариуса Крюшо – два основных претендента на стояние главной героини. На мой взгляд, Евгения не испытывала симпатии ни к тому, ни к другому. Но в обществе, где первейшей ценностью являются деньги, а также слово мужчины, чувства не берутся в расчет. Мне кажется, что даже сама героиня принимала это как данность, ведь брак и с Грассеном, и с Крюшоном мог принести немалую выгоду семейному капиталу, а это, по мнению Гранде, было самым важным.
Но Бальзак показывает нам, что жизнь по сугубо материалистическим принципам приводит к трагедии. И наказывается очень жестоко. В один прекрасный момент в жизни Евгении появляется Шарль Гранде. Этот еще совсем молодой человек прибывает в Сомюр с предсмертным письмом отца и переворачивает всю жизнь главной героини.
До появления Шарля героиня не испытывала к кому бы то ни было любовных чувств. В свои двадцать три года эта смирная девушка жила однообразной, тихой и размеренной жизнью. Ее постоянной спутницей и собеседницей была мать - и только. Шарль поначалу пробудил в девушке еще смутное, неясное, но чувство. Из-за симпатии к своему двоюродному брату она даже пошла на неслыханную дерзость – попросила служанку разжечь камин в комнате гостя.
Со временем между молодыми людьми разгорается чувство. Юные и романтически настроенные Шарль и Евгения клянутся друг другу в вечной любви, наслаждаются обществом друг друга, строят планы на будущее.
Ради своего возлюбленного Евгения была готова на все. Она отдает Шарлю свои сбережения, составленные из подарков отца. Девушка знает, что отец придет в ярость, обнаружив это, но рискует ради любимого человека.
Между тем Шарль отбывает в Ост-Индию в поисках счастья и богатства. Евгения остается ждать его. Надежды, мечты и воспоминания скрашивают суровую жизнь девушки в доме отца. А жизнь там становится все тяжелее и тяжелее – папаша Гранде, обнаружив «провинность» дочери, свирепствует. Своей злобой и скупостью он доводит до смертного одра жену и чуть ли не до самоубийства – Евгению. Лишь смерть жены заставляет старика Гранде немного одуматься.
Евгения остается один на один со своим отцом, с одиночеством и тоской по любимому, с жестоким миром денег и наживы. От Шарля нет никаких вестей, и жизнь героини течет вяло и однообразно. Отец, предчувствуя свою скорую кончину, начинает вводить Евгению во все дела, попутно прививая ей свою философию скупости. В итоге Гранде одерживает победу – он делает из дочери свое подобие, одинокое замкнутое существо, занимающееся накоплением семейных капиталов.
Наступлению столь печальной участи Евгении способствует и тот факт, что Шарль, вернувшись во Францию, превратился в совершенно другого человека. Он повзрослел и стал играть по правилам «мира денег». Свою жизнь он подчинил приобретению богатства, поэтому собирался жениться на богатой наследнице. О Евгении герой теперь и не вспоминал. Он считая себя свободным от всех обязательств, прислав кузине чек на определенную сумму.
Это событие стало для Евгении, все эти годы жившей своим чувством к Шарлю, сильнейшим ударом. В отчаянии она решает выйти замуж за нелюбимого Крюшо. Однако, и после предательства Шарля, девушка не превращается в мстительную озлобленную женщину - героиня помогает кузену расплатиться с долгами. Именно тогда Шарль узнает, что Евгения является обладательницей семнадцати миллионов. Но уже поздно. Героиня становится мадам Крюшо, поклявшейся перед алтарем любить и почитать своего нелюбимого мужа. Так Евгения и делала на протяжении многих лет, пока господин Крюшо не умер.
В финале романа мы узнаем, что героиня живет той же жизнью, что жил и ее отец. И что, возможно, она снова выйдет замуж – за богатой невестой ухаживает барон.
Евгения превратилась в человека, вполне вписывающегося в общество денег. Это стоило ей немалых усилий, потому что душа благородной и чувствительной героини была совершенно иной, стремилась жить по другим идеалам. Пройдя через боль, страдания и унижения, Евгения зачерствела, закрылась, приспособилась. А что ей оставалось еще?
Жестокое и хладнокровное общество калечит людей, лишает их счастья, убивает их душу, превращая в серые безжалостные тени. Судьба Евгении Гранде, ее любовь и одиночество – наглядное тому подтверждение. Таков основной посыл произведения Оноре Бальзака.