Исследование: художники становятся знаменитыми благодаря друзьям, а не таланту. Исследование: художники становятся знаменитыми благодаря друзьям, а не таланту Что это означает

В 2012 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка о рождении абстракционизма. «Изобретая абстракцию: 1910–1925» продемонстрировала радикальный уход более 80 художников от традиций изобразительного искусства. В самом начале посетителям показали интерактивную сеть, которая показывала, знакомы ли художники друг с другом. Познакомиться с ней можно онлайн . В центре сети находятся Пабло Пикассо и Василий Кандинский – художники с наибольшими связями.

Одним из кураторов выставки была Лия Дикерман (ныне директор музея по редакционной стратегии). Именно она предложила идею такой сети, вдохновившись курсом в Колумбийской школе. Профессор Пол Ингрэм рассказывал кураторам, как использовать профессиональные знакомства для достижения успеха.

Ингрэм помог разработать раннюю итерацию сети первых пионеров абстракции, а позже организовал исследование. Ингрэм и его коллега Митали Банерджи использовали информацию выставки, чтобы понять: какую роль талант и связи играют для художников. Результаты они представили в работе 2018 года .

Исследование

Ингрэм и Банерджи начали свое исследование с количественной оценки славы, креативности и социальной сети художников в «Изобретая абстракцию». Чтобы определить известность каждого художника, они обратились к базе данных Google.

Поскольку большинство художников-абстракционистов жили в США и Франции, исследователи записали количество упоминаний в исторических текстах на английском и французском. Известность они рассматривали как упоминаемость вне своих социальных кругов. «Если о тебе пишут, значит ты известен», – уточняет Ингрэм.

Чтобы определить круг общения, они прибегли к исследованию Музея современного искусства. Отталкиваясь от биографии и писем художников, авторы определяли социальные связи. Учитывали также национальность, пол, возраст и школы, где учились художники. По словам Игрэма, они не брали в учёт выставки и рынок работ. Однако в будущем исследование Банерджи охватит и этот фрагмент.

Наиболее сложным было определение «креативности» работ абстракционистов. Для этого Ингрэм и Банерджи использовали два метода. Во-первых, они использовали для анализа и оценки креативности искусства. Программа оценила, насколько уникальны работы по сравнению с набором произведений XIX века.

Также Ингрэм и Банерджи попросили четверых искусствоведов оценить те же картины. Исследователи были приятно удивлены тем, что машина и люди давали высокие оценки одним и тем же художникам.

Что обнаружили

Предыдущие исследования показали, что существует связь между талантом и славой. Напротив, Ингрэм и Банерджи обнаружили, что между этими художниками такой корреляции не было. Главным фактором для абстракционистов стала богатая сеть знакомств. Чем больше и разнообразнее была сеть знакомств, тем известнее будет художник, несмотря на креативность их работ.

Самым важным предсказателем славы художника стала сеть знакомств из разных стран. Ингрэм считает, что художники были космополитами и имели возможность развивать идеи, вдохновленные иностранными культурами. «Центральным звеном сети», добавляет Ингрэм, был Кандинский. Ещё одна важная деталь: известность кореллирует с возрастом. Вероятно так вышло потому, что старшие художники уже были известны, когда появился абстракционизм.

А вот с талантом исследователи попали впросак. Ни компьютер, ни оценки экспертов не являются показателями известности художника. Другими словами, талантливый художник не обязательно будет известным.

«Эта работа привела к важному выводу: сети знакомств важны не только для распространения идей. Чем популярнее ты в кругу коллег, тем известнее и у остальных людей».

Что это означает

В современной среде выводы Ингрэма и Банерджи не вызывают удивления. Мы вынуждены постоянно встречаться с новыми людьми и расширять круг знакомств в профессиональной сфере. Тем не менее, эта работа напоминает – мы не станем знаменитыми в вакууме.

Чтобы проиллюстрировать результаты, исследователи привели пример двух художниц – Ванессы Белл и Сюзанны Дюшан. Происхождение, наличие известных родственников (Вирджиния Вульф и Марсель Дюшан, соответственно) и талант – всё это совпадает. Тем не менее, Белл более известна. Почему так?

«Ванесса входила в группу Блумсбери, а Сюзанна – в общество дадаистов. Тем не менее, круг общения Дюшан на дадаистах и заканчивался. Напротив, социальный мир Ванессы Белл охватывал группу Блумсбери, группу художников, которые входили в Лондонскую группу, и т.д. В конечном счете, более разнообразный знакомств круг Белл коррелирует с ее известностью».

И хотя исследование было сосредоточено на специфическом направлении столетней давности, Ингрэм предсказывает: результаты звучат правдоподобно для современных художников.

Чтобы стать художником, не обязательно быть шизофреником, как Ван Гог, или гулять с муравьедом на поводке, как Сальвадор Дали. Хватит немного таланта, любви к прекрасному и желания. Поэтому скажем тебе, как художники – художнику: даже если ты умеешь рисовать только абстрактные ракеты, напоминающие кое-что другое, у тебя все равно есть шанс выставиться как минимум в рюмочной в Зюзино. Главное – учиться, учиться и еще раз учиться.

Для написания этой статьи мы проконсультировались с профессиональными художниками, которые умудряются продавать свои картины и зарабатывать талантом. Да, они существуют. Так что, если хочешь стать художником, можешь смело доверять написанному.

1. Выучи основы

Все начинается с общих основ. Если ты посещал художественную школу, то тебе просто нужно их освежить. Если знакомство с кистью начинается прямо здесь и сейчас, то было бы неплохо записаться на курсы изобразительных искусств (или как минимум найти онлайн-уроки), почитать книги, послушать аудиокурсы.

Рисование – это не макнул кисть и вытер об холст. Нужно уметь смешивать краски, знать, что такое цветовая шкала, тень, основной и вторичный цвет, разобраться с пропорциями. Это не просто общие правила, это облегчит тебе работу. Кроме того, ты должен знать, какие именно инструменты нужны, чтобы творить в том или ином направлении.

Потом, когда определишься со стилем, придется тщательно приступить к его изучению. Опять же, не для того, чтобы подражать, а исключительно ради заимствования каких-то нюансов и секретов.

2. Не зацикливайся на изучении одного направления

У многих опытных художников есть слабые места. Например, один может отлично рисовать натюрморты, но человеческая анатомия у него на уровне советских кукольных фильмов. Можно многому научиться, улучшив свои базовые знания и навыки, и стать не просто универсалом, а мастером.

Расширяй кругозор. Открой для себя другие направления, стили, культуры и времена художественного искусства. Попробуй все применить на практике. Узкое виденье делает из художника серую массу, которая не в состоянии выйти за рамки установленных шаблонов. Попробуй, в конце концов, смешивать разные стили и направления. Самому будет интереснее.

3. Изучи все виды изобразительного искусства

Говорят, что настоящий художник должен знать про все нюансы изобразительного искусства. Не только как рисовать красками и маслом, но и разбираться в скульптуре. Поэтому будет плюсом, если ты научишься работать и карандашом, и мелкам, и углем, и акварелью, и маслом, а помимо этого, научишься работать с глиной или хотя бы пластилином. Про дерево не говорим, но намекнем. Настоящий художник должен уметь превращать в искусство абсолютно все.

4. Работай ежедневно

Трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Потому что настоящий художник должен стать мастером, а не трясущимся от волнения маляром, который работает по лекалам. Нужно развить свой собственный стиль, выудить из глубин подражательства свою изюминку, если, конечно, ты не теряешь надежды стать известным, как Никас Сафронов, и запоминающимся, как Николай Копейкин. Рисуй, переводи бумагу, холсты, краски, карандаши, не экономь на разработке своего таланта. Дорого? – для этого нужен только компьютер и деньги на оплату электричества.

Хотя бы полчаса в день уделяй любимому увлечению. Вдохновение – штука капризная – приходит не всегда, зачастую не в те моменты, когда надо. В редких случаях образ или сюжет приходит к нам практически готовым. Как правило, все приходит по крохам, отдельными фрагментами. И что делать в таком случае? Продолжать работать, преодолевать все трудности и строить творческую жизнь кусочек за кусочком, день за днем.

Знакомый художник в тех случаях, когда нет ни идей, ни вдохновения, рекомендует писать вид из окна, драку алкоголиков во дворе или, на худой конец, постараться запечатлеть по-своему узор пятиэтажки, что напротив. Просто человек живет в центре Питера – ему проще найти красоту.

5. Чтобы стать художником, нужно учиться у великих

Художник обязан изучать работы уже состоявшихся мастеров. Студентов академии художеств потому водят в Эрмитаж – чтобы ребята учились. Нет Эрмитажа – другие музеи и альбомы по изобразительному искусству в помощь. Тщательно вглядывайся в мельчайшие грани работ художников былых эпох, обессмертивших собственные имена в искусстве. Копирование в образовательных целях приветствуется. В подражательных – уже презирается.

6. Старайся создать что-то новое

С одной стороны, нужно оттачивать мастерство, пытаясь достичь совершенства в написании бабочек. Для этого нужно оттачивать навык ежедневными упражнениями. Но однажды ты должен будешь выбрать несколько другие приоритеты в своей карьере. Если хочешь стать художником, которого будут узнавать – найди способ создать что-то, чего не было раньше, и предложить это миру. Некоторые всю жизнь рисуют нимф в академическом стиле, но так и остаются не у дел, несмотря на свой талант.

Поиски нового тяжелы и требуют кропотливого труда. Возможно, то, что ты создашь сегодня, будет полным провалом, а может наоборот – шедевром. В любом случае ты не узнаешь этого, пока не попробуешь.

7. Не прячь от мира свои картины

Художник, который создает, но не показывает свои шедевры миру, может рассчитывать только на посмертную славу. Нужно не только создавать, но и выводить это в свет. Настоящий художник не просто творец и ангел искусства, он еще и поставщик. Даже если ты творишь исключительно для себя, будет не лишним похвастаться перед миром своим талантом. В конце концов, девочки, красиво расписывающие тарелочки, научились извлекать пользу из своего таланта, так и ты научись.

Многих смущает критика. Боже правый, не позволяй какому-то бесталанному мерзавцу рушить свою самооценку. Ты вложил в картину столько эмоций, времени, сил – и все ради того, чтобы спрятать продукт своего таланта в темном чулане? Извини, но это глупо. Особенно сейчас, во времена социальных медиа. Она не обязана быть шедевром или даже законченной. Можешь просто выкладывать в блог отчет о своей работе над шедевром под названием «Блядки в Геленджике». Это может показаться незначительным, но чем чаще ты это делаешь, тем проще будет относиться к критике и, самое главное, понять, в каком направлении двигаться.

8. Наслаждайся критикой

Еще пару слов о критике. Художник, живущий в окружении людей, всегда будет получать комментарии в адрес своих работ. Если он не может воспринимать критику, то какой из него художник? Поэтому любые комментарии – как негативные, так и положительные – необходимы для развития и роста творческой единицы. Критикуют – мотай на ус, а не воспринимай как попытку уязвить эго. А если ты начинающий творец, то слушай внимательнее. Вдруг чему-нибудь научишься.

При всем при этом ты не должен отказываться от своей стилистики, от своих идей. Во-первых, всем не угодишь: кто-то любит авангард, а кто-то – картины Шишкина. Во-вторых, слушая всех, ты потеряешь свою индивидуальность.

9. Побольше общайся с себе подобными

Нужно поддерживать связь не только с окружающим миром, но и с другими художниками. Это в свою очередь товарищи, которые могут что-то подсказать, чему-то научить, прокомментировать твою работу свежим профессиональным взглядом. Посещай мастерские – это прекрасный способ увидеть, чем живет и куда развивается искусство. В конце концов, тусовка всегда есть тусовка, благодаря такому общению – пускай даже с «нужными» людьми – у тебя появится больше шансов попасть на выставки или найти покупателя своей картины.

10. Не зацикливайся, твори в свое удовольствие

Твоя задача состоит в том, чтобы просто творить, делиться, а затем идти дальше. Нельзя останавливаться на одной работе и думать, можно ли ее улучшить. Нельзя постоянно размышлять и волноваться о том, как на нее отреагирует аудитория. Попытки сесть и создать что-то такое, что аудитория однозначно полюбит и оценит, – самый верный путь к творческому застою. Нельзя творить в угоду публике, иначе это не искусство, а коммерция.

11. Следи за модой

Ни в коем случае не подумай, что мы наезжаем на живопись. Лично для нас вершиной таланта является почти что фотографическое изображение окружающей действительности. Мы настолько старомодные, что любим кропотливое, детальное изображение выбоин на штукатурке, человеческой мимики и естественного буйства природы. Мы смотрим на две прямые линии на белом холсте как на попытку обмануть и выдать за искусство отсутствие таланта. В общем, любим мы, когда на холсте виден талант. Увы, это не в моде. В моде налепить блесток, нарисовать радугу и назвать картину вычурно, например «Плач Моисея». Хорошо это или плохо – черт знает. Но совершенно точно это открывает новые возможности реализоваться в искусстве.

12. Учись смотреть на мир как художник

Художник смотрит на мир как на сюжет картины. Большой талант – видеть в обычных городских пейзажах или банальных вещах что-то, достойное запечатления. Поэтому кто-то видит в чахлом, окруженном домами дереве просто ствол с листьями, а кто-то – символ надежды.

Надо смотреть не только чрез призму аллегорий и метафор, запечетляя в своих работах скрытые смыслы. Вдруг ты станешь живописцем? Тогда было бы неплохо научиться видеть красивое в простых вещах. Даже обычная дорожная пробка или банальный закат при должном мастерстве становятся шедеврами.

13. Не надо копировать реальность – изображай мир таким, каким ты его видишь

Чтобы запечатлеть мир таким, какой он есть, нужна камера. Прошли те времена, когда картины были едва ли не единственным документом, фиксирующим эпоху и прошлое.

Художник может стилизовать, подчеркивать, идеализировать, создавать абстракции и сюрреализмы. Грешно этим не воспользоваться.

Но иногда действительно приятнее смотреть на отпечаток ступни, чем на сухую, скучную, безжизненную картину, написанную под Моне. В этой ступне больше экспрессии и жизни, она действительно завораживает. Можно работать и в таком направлении, известном как фотореализм, но какое ж в этом творчество? Людям интереснее находить след художника, чем смотреть на очередную картину в стиле «как все делают».

Чтобы стать профессиональным художником, необходим талант, дисциплина, готовность жертвовать и прикладывать усилия. Вам необходимо научиться рисовать, формировать концепцию и научиться непосредственному наблюдению.

Шаги

    Обучайтесь! Даже если у вас есть особый талант к изобразительному искусству, его нужно развивать, а вам все-равно есть куда расти.

    Найдите ваши слабые стороны и полностью сконцентрируйтесь на их улучшении! Например, если вы портретист, но не умеете рисовать ступни, то вам необходимо рисовать их, пока не научитесь.

    Исследуйте то, что рисуете. Даже воображаемые объекты нужно рисовать, опираясь на память и знания. Научный и структурный подход - это ключ к правильному изображению вымышленных объектов.

    Развивайте свой стиль. Перед тем, как приступать к написанию картины, узнайте, из каких элементов и как создается стиль. У всего, что вы изображаете, должна быть умышленная цель.

    Начните с простых линий и набросков. Вначале все должно состоять из простых фигур, расположенных внутри композиции. Перед тем, как создавать финальную, законченную картину, нужно сделать несколько грубых набросков.

    Разогрейтесь! Перед тем, как создать настоящее произведение искусства, вам нужно разогреться! Первые рисунки будут не так хороши, как последние. Вам нужно войти в поток!

    Обратите пристальное внимание композиции. Первый этап рисования грубых набросков как раз для этого и нужен. Края картины не должны отвлекать внимание от главных объектов, а взгляд зрителя должен скользить так, как вы и задумали.

    Цвета должны быть красивыми. Почитайте об устройстве глаза и света. Смотрите на фотографии, но не копируйте их. Разберитесь с температурой цвета и цветами теней. Изучите теорию цвета!

    Уделяйте внимание качеству инструментов. Несмотря на мнение, что хороший художник может сделать шедевр из любых материалов, вам стоить купить самые лучшие и самые подходящие (и, к сожалению, самые дорогие) принадлежности. Ведь, в конце концов, вы хотите стать профессионалом, не так ли? А разве профессионал не будет пользоваться качественными инструментами?

    В картине должны быть только самые необходимые детали. Всякие декоративные элементы будут только отвлекать внимание. С помощью разнообразия деталей можно сделать акцент на одной из них.

    Чем больше подготовительных и грубых набросков, тем лучше будет финальная картина.

    Если картина получилось удачной, люди должны знать, кто ее нарисовал. Если нет - никому ее не показывайте. В действительности, профессиональные художники создают небольшое количество шедевров, по сравнению с огромной кучей неудачных картин, созданных в процессе. Никогда не выбрасывайте старые или неудачные картины - они будут отличным мотиватором. Аккуратно храните все картины, чтобы вы позже могли посмотреть на них и увидеть свой прогресс. Это особенно помогает, когда у вас плохое настроение. А если вы не сможете сами выбраться из депрессии (которая неизбежно случается у творческих людей - это наш общий комплекс), то вы никогда не станете профессионалом.

    Экспериментируйте и проявляйте себя. Художник, продающий произведение искусства, в конечном счете, продает часть себя. Пусть смешиваются краски, пусть течет творческий поток, если вы так чувствуете. Доверяйте своим талантам и чувствам.

    Живопись

    1. Изучите инструменты, начиная с основ смешивания красок, растягивания холстов, создания палитры и до создания законченной работы. Обрамление и матирование можно заказать у профессионала, но это серьезно увеличит стоимость вашей работы и повлияет на успешность продажи картины.

      Создайте себе портфолио и постоянно обновляйте его вашими лучшими работами. Ищите торговцев картинами, посредников и людей, которые захотят выставить ваши работы. Библиотеки, рестораны, гостиницы и другие публичные места будут рады выставить ваши работы, если они подходящего уровня и соответствуют атмосфере места.

    Изобразительное искусство и компьютер

      Для того чтобы успешно работать в этом направление, необходимо долго учиться, вкладывать деньги в аппаратное и программное обеспечение и иметь острый нюх на продаваемые работы.

    1. Подумайте, что вы любите в тех картинах, которые вы видели.
    2. Искусство служит интеллектуальным потребностям, оно должно удовлетворять жажду размышлений.
    3. Теплые цвета притягивают, а холодные отталкивают.
    4. Прежде чем вкладывать свое время и деньги в создание картины, тщательно исследуйте рынок и выгодность работы.
    5. В картинах сценам с теплыми цветами необходимы холодные тени, а сценам с холодными цветами - теплые тени.
    6. Ищите уникальные пути продажи и выставления своих работ.
    7. Светлые участки выступают вперед, а темные - назад.
    8. Чем больше разнообразных стилей, инструментов и форм вы знаете, тем больше от них пользы.
    9. Найдите старые книги о перспективе (много старых хороших книг уже не издается). В них хранится большое количество информации, неизвестной многим художником по причине их лени.
    10. Предупреждения

    • Изучите анатомию. Люди всегда замечают анатомические ошибки, а самая простая причина таких ошибок - незнание анатомии.
    • Знайте свои слабые стороны. Сохраняйте контакты людей, которых вы можете порекомендовать клиенту, чей заказ вы не способны выполнить сами.
    • Не показывайте людям свои неудачные работы! Потенциальный заказчик выбросит ваше портфолио в окно, если увидит плохую работу.
    • Учитесь срисовывать. Если вы не можете нарисовать что-то, то вам просто необходимо внимательно рассмотреть этот объект.
    • Учитесь у лучших, они успешно справляются со всеми неудачами.

Как стать известным художником? Честно скажу - никак. Даже если вы потратите все свои силы, выучитесь во всех художественных вузах, поставите все свечки в храмах и загадаете все возможные желания, то все равно ничего не получится, как бы грустно это ни звучало. Арт-мир жесток, и в нем нужно уметь выживать. Первый совет, который можно услышать от любого арт-деятеля, будь он галеристом, куратором или даже известным художником, - не становитесь художником, если можете делать хоть что-то еще. 99% людей не способны ничего добиться и в итоге или умирают в нищете, или бросают свою художественную практику. Я вас обнадежил? Легче выиграть миллион долларов в лотерею, чем стать успешным в арт-мире. Но помимо 99% есть еще 1%, у которых все получается, у них есть те секретные знания, которыми они пользуются. Все это, разумеется, - прописные истины: упорный труд, бесконечная работа над социальным капиталом, бессонные ночи, миллионы улыбок через силу и миллиарды вырванных волос - вот что вам нужно, чтобы стать успешным в арт-мире.

Генри Мур

Игра на публичном поле

Говорят, что на войне все способы хороши. Вот так и в арт-мире. Первое, с чем нужно определиться: готовы ли вы выходить в публичное поле. Если нет - сидите дома, рисуйте свои картинки, лепите причудливые фигурки и никому не показывайте их, пусть это будет вашим творческим порывом в перерыве между «свободной кассой» в «Макдональдсе» или очередным квартальным отчетом в офисе, не более.

Если же вы хотите славы, известности, показывать свои работы миру, нести все хорошее/плохое/разное в массы, то вам в помощь «социальный капитал». Его, правда, сначала нужно еще заработать: идти и знакомиться с художниками, кураторами, любыми людьми из арт-мира, быть интересным им и интересоваться ими. Не по напоминанию в телефоне - а искренне. Ваше общение напрямую будет конвертироваться в ваши успехи, тут все работает, как в любом другом бизнесе: сумели показать ваши работы нужному человеку - и повезло, не повезло - идем дальше.

Сизифова учеба

Нужно идти учиться, без этого невозможно. Кстати, после учебы вы сможете разочароваться в том, что делаете, скорее всего, даже впадете в депрессию, так как карьера у вашего одногруппника будет складываться лучше, и вот у него уже музейные выставки, а вас даже в отчетную выпускную выставку не взяли, никто вас не замечает и далее по кругу. Возможно, комментарии преподавателей вообще убьют желание заниматься искусством (очень на это надеюсь).

С другой стороны, именно учеба может как раз нарастить тот самый социальный капитал, о котором так много все постоянно говорят: помимо знакомства со средой, учеба в арт-школе поможет сформулировать четче свой художественный «стейтмент» (он же artist statement, фактически краткое описание художественной деятельности и самого интереса в художественной практике), да и критика, которая будет идти со стороны учителей, не помешает. Возможно, после ИПСИ, «Школы Родченко», «Британки», «Базы» и чего-то еще (неужели «Голдсмитс»?), завершив студенческую фазу, вы станете уже состоявшимся художником. Шансы этого: 0,0000.....1%.

Джеймс Фитон

Личная резиденция

Предположим, что годы учебы, депрессий и прочих страданий не отбили желание заниматься художественной практикой, тогда дальше появляется следующий, но в целом достаточно стандартный совет - искать различные художественные резиденции, желательно не в России. Их множество, нужно только найти.

Резиденции существуют для различных задач: в одних из них художник просто неспешно ищет вдохновение для новой серии работ, другие предназначены для реализации заранее обговоренного проекта в рамках конкретной заданной кураторами темы, еще одни служат серьезным шагом на пути в институализации и повышении международной известности художника - и заканчиваются полноценной выставкой. Есть резиденции длиной в неделю, есть те, что длятся пару лет. Есть они по всему миру - в Китае, Монголии, Бразилии, в сотнях мест по всей Европе и Америке. Часть из них требует вложений как за саму подачу заявки (20–45 долларов), так и за участие в резиденции (до 6 000 долларов) плюс покрытия затрат на проживание или билет на самолет, но, к счастью, есть и абсолютно бесплатные.

Кстати, не думайте, что вас с легкостью возьмут, ждите сотни отказов, особенно в те, где дают гранты на обучение. За год в галерее мы подали больше сотни заявок в резиденции для одного художника моей галереи и получили только пять положительных ответов, а в итоге он уехал на год учиться в престижную резиденцию Jan van Eyck Academy в Нидерландах, которая не только покрывает затраты на переезд и проживание, но и художественные материалы.

Даст ли эта резиденция что-то художнику? Покажет время, может быть, он ни с кем там не познакомится и все будет впустую, а может, его год там завершится чередой музейных выставок, важных для карьеры. Кстати, после резиденции у вас снова может случиться депрессия: схема старая - все вокруг будут успешнее и активнее, да еще и кураторы будут обходить вас стороной.

Кто ты без своей выставки

Без выставок вы не художник. Как получить выставку в галерее? Сидя дома и медитируя на инстаграм - никак. Работая спам-машиной - тоже никак. Донимая куратора и галеристов - десять раз никак. Должно просто все совпасть. То ли социальный капитал накопленный наконец-то «выстрелит», то ли вдруг не забудете на опен-колл отправить вовремя заявку и ее из сотни заметят. Или просто понравитесь кому-то из арт-мира как человек, и он сам попросит показать вас портфолио. Тут важно как минимум завести свою страницу в инстаграм, которая, конечно, всегда под рукой, где будете выкладывать свои работы, сделать сайт (с современными технологиями и конструкторами сайтов это очень просто), наконец - сверстать портфолио, которое не будет весить 25 мегабайт, а максимум 2 - и только не архивируйте его, экономьте чужое и свое время: никто не будет открывать архивы и скачивать большие файлы.

А про выставки: если вас никуда не берут, объединяйтесь с другими художниками, устраивайте домашние выставки, делайте акции, всячески привлекайте внимание. В эпоху клипового мышления и переизбытка информации вам просто необходимо быть активными. И, кстати, не соглашайтесь на все подряд, если вам уже предложили участвовать в выставке, смотрите, кто будет рядом с вами, что за художники, какая галерея или институция устраивает мероприятие, не все может сыграть вам на руку, лучше ничего, чем оказаться в плохой компании.

Мой последний совет. Вам надо понять, готовы ли вы рискнуть всем и попытаться попасть в тот 1% успешных художников или потратить все свои силы на непонятно что и в итоге разочароваться? Готовы ли вы убиваться день и ночь, знакомиться с людьми, которые вам могут быть не очень приятны, стоить карьеру, добиваться выставок, учить языки, подавать заявки в резиденции, делать рутинную работу, при этом не забывать делать свои творческие проекты (и эти проекты никак не должны быть связаны с конъюнктурой рынка и желанием заработать)? Если ответ «да», то добро пожаловать в прекрасный мир искусства, хотя вас тут совсем не ждут. Но кто хотя бы раз в жизни не открывал дверь ногой?