Юнона и авось кто поет. “Юнона и Авось”: самая долгоиграющая рок-опера “Ленкома”

«Юнона и Авось» - самая известная и до сих пор популярная отечественная рок-опера. Премьера спектакля состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского Комсомола, на сцене которого он идёт по сей день.

Композитор

Автор музыки к спектаклю - А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать - художником-дизайнером, а отец - скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.

Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: "Остров сокровищ", "Тот самый Мюнхгаузен", "Сказка о Звёздном мальчике", "Андерсен - Жизнь без любви", "Приключения Буратино", "Красная Шапочка", "Братья Карамазовы" и др., а также к мультфильмам: "Волк и семеро козлят на новый лад", "Чёрная курица", серия "Муми-Тролль" и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.

Сюжет

Самым знаменитым произведением композитора А. Л. Рыбникова была и остаётся рок-опера «Юнона и Авось». Краткое содержание спектакля будет представлено в данной статье. В основе сюжета одноимённая поэма, написанная Андреем Вознесенским. Она знакомит нас с подлинной историей, случившейся в начале 19-го столетия. Русский государственный деятель Николай Петрович Резанов в 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где произошла его встреча с Кончитой - дочерью коменданта Сан-Франциско.

Итак, «Юнона и Авось» (краткое содержание оперы будет описано далее в деталях) - это повествование о том, как Николай Резанов в составе экспедиции, которой он руководил, по пути на Аляску останавливается в Калифорнии. На балу он знакомится с шестнадцатилетней Кончитой, которая влюбляется в него. После обручения с нею, Николай Резанов вынужден продолжить экспедицию и оставить невесту в Калифорнии. По пути в Санкт-Петербург, куда он ехал, чтобы хлопотать о разрешении на брак с Кончитой, поскольку она католичка, Николай Петрович заболевает и умирает. Кончита ждала его много лет и не верила в то, что он умер, а получив подтверждение его кончины, постриглась в монахини и дала обет молчания.

Пролог

Рок-опера «Юнона и Авось» (краткое содержание идет "нога в ногу" с самим произведением) начинается с пролога. Николай Петрович молится, взывая к Господу и к Родине. После чего выходит на сцену пророк, который предсказывает России, что скоро грядёт тяжёлый 1812 год.

Первое действие рок-оперы "Юнона и Авось"

Краткое содержание первой части таково: после отпевания в церкви жены Резанов подаёт прошение графу Румянцеву о том, чтобы тот оказал поддержку его проекту - первому в истории России кругосветному путешествию, которое он намеревается возглавить, дабы наладить дружественные отношения с Америкой, что сулит России большие блага. Получив добро от Румянцева, Н. П. Резанов отправляется в плаванье.

Второе действие

Рок-оперы «Юнона и Авось» краткое содержание (вторая часть) повествует о том, что происходит с героями уже в Америке. Сцена начинается с того, что Николай Петрович пишет письмо А. Н. Румянцеву о том, в каком состоянии его экспедиция прибыла к берегам Калифорнии, и как их встретили местные жители. Далее действие переносится в бальную залу. Здесь и происходит знакомство Н. П. Резанова с Кончитой, в честь 16-летия которой был дан бал. Николай Петрович преподносит дочери коменданта подарок - золотую диадему из коллекции императрицы Екатерины. После бала Резанов проникает в спальню Кончиты и соблазняет её. Девушка влюбляется в него, а он испытывает лишь раскаяние. На исповеди девушка рассказывает всё своему духовнику, о чём тот доносит её отцу, который настаивает на помолвке, чтобы скрыть бесчестье дочери. Резанов и Кончита обручаются, после чего он уплывает, но вернуться к ней ему уже не суждено. Тридцать лет Кончита ждала возвращения Н. П. Резанова, не веря слухам о его смерти.

Признайтесь, а вы тоже думали, что рок-опера "Юнона и Авось" - это история любви прекрасной девушки Юноны и не менее прекрасного юноши Авося, или это только я была такой невеждой? :-) Если вы тоже так думали, то пожму вашу руку и поведаю, ху из ху. Садитесь поудобнее.
Короче, повезло мне тут давеча случайно попасть на вышеупомянутую рок-оперу, театр Алексея Рыбникова забрался-таки и в наши мухосрани пенаты. Ну что я могу сказать? Учитывая, что когда вы сидите в декретном, любой поход даже в ТЦ - это уже грандиозный выход в свет, то поход в театр - это ваще Событие с большой такой буквы Сэ. Что и говорить, конечно же мне понравилось!

Для тех, кто не в материале (а я сама до недавнего времени была не сильно в материале, см. выше) кратко суть.
Сюжет основан на реальных событиях.
42-летний русский дипломат и путешественник Николай Петрович Резанов после смерти жены, продолжая дело своего тестя, отправляется налаживать торгово-дипломатические отношения с Новым светом. Так он знакомится с 15-надцатилетней дочерью коменданта Верхней Калифорнии Марией Консепсьон Аргуэльо, по свидетельствам очевидцев писаной красавицей хотя, судя по портретам, можно и поспорить, ну да ладно
Ну и, как говорится, закрутилось. У них начался бурный роман. И хоть её родители были категорически против такого развития событий (что совсем не удивительно), влюбленные обвенчались. Однако счастье было недолгим. По служебным делам графу необходимо было уехать, Кончита, как водится, обещает его ждать, а он, как водится, обещает вернуться через год. Тут-то и звучат всем известные слова песни "Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу".
Кстати, вам не бросается в глаза маленькое, но дичайшее несоответствие - ты ж через год вернуться собираешься, товарищ граф, так какого хрена "никогда не увижу", а?! Ну это так, маленькое нелирическое отступление.
За сим Резанов отбывает в далекую Расею. По прибытии ждут его разные бюрократические заморочки, времена меняются, бюрократия остается в том числе, он надеялся выхлопотать у папы Римского разрешение на брак с католичкой. Дела не клеятся, он спешит, чтобы успеть в срок, по пути падает с лошади, в расстроенных чувствах заболевает и умирает.
Кончита между тем, не смотря на долетающие до нее обрывки сообщений о смерти возлюбленного продолжает его ждать, выходя каждое утро на мыс (теперь на том месте опора знаменитого калифорнийского моста "Золотые ворота").
Она ждала его 35 (!) лет, а потом, когда ей сообщили точные сведения о кончине графа, удалилась в монастырь. Вот такая грустная история.
И да, вы не поверите, но "Юнона" и "Авось" - это названия кораблей! Неожиданно, да?:-) :-)

Постановка мне понравилась, грамотно поставлена и чётко отработана хореография, игра актёров и вокал тоже на вполне себе приличном уровне. Единственное, что для меня лично было непривычным, так это практически полное отсутствие декораций, их заменяла, даже не знаю, как это правильно назвать, вот такая штука типа большой рамы, стоящей на опорах, по всему периметру которой свисали канаты (большая часть действия-то ведь на корабле проходила).

Из-за этого и ещё из-за тёмного освещения сцены смотрелось действо несколько мрачновато.

На мой вкус, добавила бы чуть светлых красок:-) Самым ярким и красочным моментом (не по ощущениям, а по оформлению) был бал у губернатора в честь 15-надцатилетия Кончиты со всеми обязательными атрибутами балов тех времён (1806 год): дамы, как водится, в пышных платьях, кавалеры, знамо дело, в мундирах, -умели же раньше одеваться, эх- грациозные церемонные танцы -умели же раньше веселиться, эх-. В общем, красота, люблю я это все, ух. Попыталась даже запечатлеть. Вот что вышло.

Отдельного упоминания, на мой взгляд, достойна сцена нескольких аудиенций Николая Петровича у графа Румянцева, тогдашнего министра коммерции, который, насколько я поняла, был покровителем Резанова при дворе, и через которого шли все его прошения, разрешения и прочие необходимые в этих делах бумагомарания. Одной только тягучей речью, капризными интонациями и вальяжными жестами актёр Николай Лютов так тонко передал всю атмосферу тогдашнего двора с его интригами и волокитством!


Ессно, придя домой, бросилась изучать матчасть. Интересно же, так ли все на самом деле было, или приукрасили авторы искусства ради и пущего драматизма для!
В итоге на самом деле хотя кто уж теперь всю правду узнает все оказалось несколько прозаичней.

Нет, ну, во-первых, граф наш и вправду оказался личностью весьма незаурядной и занимательной, обладающей предприимчивостью, обаянием и довольно крепкой жизненной хваткой. Нескучное сочетание, правда? Вся его карьера - это череда взлётов и падений, причём не всегда ясны их причины. Была даже версия, что на заре туманной юности, когда юный Резанов служил Отечеству где-то в Крыму, его стремительному взлету по служебной лестнице весьма поспособствовал приезд туда Екатерины II, которой приглянулся молодой импозантный офицер, отвечавший за ее безопасность во время поездки. На тот момент Резанову было всего 16 лет.
Во-вторых, которые вполне себе вытекают из первых, наш Николай Петрович весьма удачно женился на опять же 15-надцатилетней судя по всему, любил наш граф молоденьких дочери купца Шелихова, предприятия которого его направили инспектировать.
Кстати, надо заметить, тесть Резанова тоже был человеком незаурядным и предприимчивым. Как много в этой истории незаурядных предприимчивых личностей, вы не находите? :-) Так вот Шелихов по тем временам был довольно успешным бизнесменом, который первым начал торговые отношения с Северной Америкой, более того именно благодаря его инициативе Аляска вошла в состав России и там основаны первые русские поселения, за что он получил даже прозвище "русский Колумб".
Брак этот был удачен с какой стороны ни посмотри: Шелихову достался зять с прочным положением при дворе, его дочери достался графский титул, ну а нашему герою - молодая красивая (так опять-таки писали очевидцы) жена с увесистым приданым.
Но если отбросить в сторону меркантильные соображения, то судя по первоисточникам, жену свою Резанов очень любил и ему, по его собственным словам, "8 лет супружества дали вкусить все счастье жизни", а смерть жены после вторых родов стала для него тяжёлым ударом, хотя в рок-опере об этом упоминается лишь мимоходом как о чем-то второстепенном. После этого он остался вдовцом с двумя маленькими детьми.
Через полгода после свадьбы дочери Шелихов, будучи ещё довольно нестарым, крепким мужчиной, внезапно умирает, и Резанов, используя свое положение при дворе, продолжает, причём весьма успешно, продвигать дальше его русско-американскую кампанию. И дело Шелихова живёт и процветает, у руля Николай Петрович Резанов!

Ещё один интересный факт из биографии нашего героя. В тот самый момент, когда он остался один с двумя маленькими детьми и, переживая потерю, собирался даже уехать с детьми в глушь, вмешался царь, на тот момент это был Александр I и отправил своего камергера с оригинальным поручением налаживать дипломатические отношения с Японией, находящейся на то время в полной самоизоляции. Японский император принял подарки, а потом продержал корабль полгода в гавани, не говоря ни да, ни нет. В результате, когда через полгода ожидания японцы дали ответ, что торговать с Россией они не желают, терпение графа лопнуло, и он высказал японскому сановнику все, что он думает о нем, его матери стране, императоре, гейшах и самураях:-) Образно, ессно.
Что было дальше, рассказывать, думаю, не нужно. Поручение было с треском провалено, видно всегдашнее резановское везение на тот момент его покинуло. Но не надолго, не переживайте.

Кстати, еще интересный факт. По мнению некоторых современников, японский император обиделся на непродуманные подарки русской стороны и даже вернул их обратно, например, посуда и ткани, на которые японцы и сами были мастера, а еще мех чернобурой лисицы, которая в Японии считается нечистым, дьявольским животным.
Не подготовился, в общем, товарищ Рязанов, не изучил перед командировкой матчасть местную производственно-сырьевую базу, так скаать. Не знаю, действительно ли японские императоры такой обидчивый народ, я с ними не знакома, но вот японцам наш обаятельный граф, как видно, понравился, потому что в японских учебниках истории он упоминается как высокоинтеллектуальный и глубокоуважаемый вагоноуважатый дипломат:-) Во как!

В общем, вот таким уже довольно тертым калачом прибыл Резанов на солнечный калифорнийский берег, в славный залив Сан-Франциско. Тут и понеслась:-)

И пусть впоследствии влюбленных обвинят в корыстных и прагматичных намерениях. Будут говорить, что, с одной стороны, Резанов в своем дневнике слишком уж бесстрастно и отстраненно описывает происходящее, частенько упоминая, что это все нужд отечества ради и все такое (ведь именно благодаря своему удачному вояжу в Калифорнию ему удалось снабдить продуктами русских поселенцев на Аляске, которые буквально голодали из-за удаленности от России и халатности их предыдущих снабженцев) и что, с другой стороны, Кончита тоже преследовала честолюбивые планы стать женой камергера и мечтала тусоваться при роскошном русском императорском дворе. Как говорится, пусть говорят!

Ведь как ни крути, а это все же была красивая история любви, пусть и без хэппи-энда. И скорее всего, не будь ее, уверена, не стал бы граф Резанов, русский путешественник, дипломат, и просто предприимчивый мэн, столь известен потомкам, как, собственно, и дочь коменданта, прекрасная Мария Консепсьон Аргуэльо. А рок-опера, впервые поставленная непревзойденным Марком Захаровым на сцене знаменитого Ленкома с Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной в главных ролях, действительно достойна внимания, и посмотреть ее несомненно стоит!


Не так давно, в 2000 году, произошло символическое воссоединение влюбленных: в Красноярске на могиле Резанова поставили памятник - белый крест, на одной стороне которого написано: «Николай Петрович Резанов. 1764-1807. Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791-1857. Я тебя никогда не увижу». На открытие приехал шериф Монтеррея и развеял там горсть земли с могилы Кончиты. Обратно он увез горсть красноярской земли - Кончите.

Ну а русско-американским планам Резанова, к сожалению, не суждено было осуществиться: как мы все знаем, через 60 лет Аляска за бесценок была продана Америке. Зато американский адмирал Ван Дерс напишет потом такие строки: «Проживи Резанов на десять лет дольше, и то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, было бы русской территорией». Все может быть, все может статься, но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения...

«Юнона и Авось» — культовый спектакль не только для Ленкома, но и для театральной Москвы не одного десятилетия. Он появился на свет в 1981 -ом и с тех самых пор, вот уже более двадцати лет идет с неизменным аншлагом. Вашему вниманию предлагаются две версии этого великолепного спектакля..версия 1983 года с Еленой Шаниной в роли Кончитты (эта версия считается классической)..И версия 2004 года с Анной Большовой, на мой взгляд ещё более удачная постановка..

История создания

Еще в конце 70-х Алексей Рыбников, обратившись к поэзии Андрея Вознесенского, создал рок-оперу «Юнона и Авось». Так же, как главных героев этого произведения - русского путешественника графа Резанова и дочь губернатора Сан-Франциско Кончиту - оперу Рыбникова ждало немало удивительных приключений, причем, с международным размахом…

Алексей Рыбников

Мало кто помнит, что впервые опера была представлена не на сцене Ленкома, а в православном храме. В феврале 1981 года в церкви Покрова в Филях в присутствии не только меломанов, но и специально приглашенных западных корреспондентов, а также представителей милиции и КГБ (не нуждавшихся в приглашении!). Справа и слева от цоколя алтаря для создания стереоэффекта были установлены динамики, в центре за столиком с магнитофоном восседал сам Алексей Рыбников, который произнес несколько вступительных фраз, а затем около ста человек в течение почти двух часов слушали запись рок-оперы. Происходило все в неотапливаемом помещении, слушатели не снимали зимних пальто. Но цель была достигнута: в западной прессе появились статьи, после которых власти решились разобраться, что же это за напасть такая - «Юнона и Авось».
Для начала фирма «Мелодия» получила указание приостановить выпуск пластинки с оперой Рыбникова.

Марк Захаров

Помощь подоспела с самой неожиданной стороны. Андрей Вознесенский водил дружбу со всемирно известным дизайнером и кутюрье Пьером Карденом, который устраивал творческие вечера русского поэта в своем театре на Елисейских полях. Получив от друга кассету с записью «Юноны», месье Карден пришел в восторг и, приехав в Москву, решил посетить спектакль. Ему показали черновой вариант, но этого хватило, чтобы французский гость пригласил ленкомовцев в Париж. Его не смутило даже то, что труппа Марка Захарова на тот момент считалась невыездной. Авторитет Пьера Кардена в СССР был настолько велик, что он был вхож не только в Министерство культуры, но и к самому Юрию Андропову, где не уставал повторять, что советское искусство может гордиться не только балетом и цирком, но и современной оперой. Усилиями парижской знаменитости добро на гастроли театра во Францию было получено. А тем самым - и негласное разрешение на премьеру спектакля на главной сцене Ленкома.

1981 год премьера спектакля

20 лет спустя

Впрочем, Андрей Вознесенский считает, что здесь не обошлось без вмешательства высших сил: «Все наши усилия пробить премьеру разбивались о запреты КГБ. Но однажды Марк сказал: «Знаешь, Андрей, есть один человек, который нам поможет». Мы поехали в Елоховскую церковь, где Марк сказал: «Давай поставим свечки Казанской Божьей Матери!» Поставили три свечки. И я купил три образка. Один привез Караченцову (исполнителю роли графа Резанова. - Прим. Авт.), другой, может, Шаниной (Елене Шаниной, исполнительнице роли Кончиты. - Прим. Авт.), может быть, Рыбникову, не помню, и себе оставил один. И тут нам все разрешили! Может, Марк Анатольевич позвонил кому-то ночью и договорился… Но факт тот, что разрешили. Это как в «Юноне и Авось», после вмешательства Божьей Матери, вдруг дают добро поездке… Так что это магическая история. И мистика продолжается».

НА ПРЕМЬЕРЕ сп. "ЮНОНА И АВОСЬ" В ПАРИЖЕ, 1983

Интересно, что первой советской рок-оперой была «Орфей и Эвридика» ленинградского ВИА «Поющие гитары», но все равно первой советской рок-оперой во всем мире называли и будут называть «Юнону и Авось»… Действительно, рок-опере Рыбникова было суждено пережить мировую славу. Кстати, в начале 80-х была записана пластинка (причем, не с актерами «Ленкома», а с приглашенными певцами), которая разошлась тиражом более двух миллионов (!) экземпляров, за что фирма "Мелодия" наградила Рыбникова «Золотым диском».

Месье Карден сдержал свое слово и представил «русское чудо» на сценах Парижа, Нью-Йорка, Гамбурга, Мюнхена, Амстердама и других городов мира. В Париже Пьер Карден в течение двух месяцев (!) показывал русскую рок-оперу в своем театре на Елисейских полях, приглашал туда знаменитостей. Так, Ротшильды явились всем кланом.

Свое почтение выразила певица Мирей Матье. Заглянули на диковинную оперу арабские шейхи. Все два месяца были аншлаги, несмотря на довольно дорогие билеты - место в партере стоило четыреста франков. Впоследствии был снят еще и английский документальный фильм о московском спектакле. Опера также была поставлена в Венгрии, Германии, Южной Корее, Чехии, Мексике. Конечно, создатели «Юноны» мечтали о Бродвее. И вот знаменитый бродвейский продюсер Джозеф Папп («Волосы», «Корус Лайн!») предложил cделать "Юнону" с американскими актерами. Подготовили перевод на английский, Рыбников много раз летал в Нью-Йорк, где уже начались репетиции с актерами. Однако Джозеф, словно герой оперы граф Резанов, внезапно заболел и умер, а проект забуксовал.

Время от времени Ленком выезжал на гастроли и по России, где творилось что-то невероятное. Александр Абдулов, помнится, рассказывал, как проходили в начале 80-х гастроли в Ленинграде: «Когда мы впервые привезли в Питер «Юнону и Авось», несколько сотен молодых людей выломали двери Дворца имени Горького, потом минут тридцать-сорок с собаками их ловили по всему ДК. Однажды я просто обалдел: до начала спектакля оставалось минут сорок, я поднял голову наверх, а там, на колосниках, лежит человек двадцать народу, ждут встречи с искусством. Так конкретно, в балках лежат. А могли ведь запросто грохнуться на сцену!»

Спектакль «Юнона и Авось» стал визитной карточкой театра, причем сегодня это не обветшавший, а вполне современный проект, куда постоянно вводятся молодые талантливые актеры. Поэтому интерес публики не ослабевает. Андрей Вознесенский по просьбе Марка Захарова даже изменил финальную строчку спектакля, которая теперь звучит так: «Дети двадцать первого столетья! Начался ваш новый век».

В 2005-м возникла опасность, что легендарный спектакль будет свернут или приостановлен, после того как попал в тяжелую автокатастрофу легендарный исполнитель роли графа Резанова 60-летний народный артист России Николай Петрович Караченцов. Однако театр нашел двух достойных Резановых в лице Дмитрия Певцова, который в свои 45 находится в потрясающей форме, а также народного артиста России Виктора Ракова, и шоу продолжается.

В начале 80-х был снят пиратский фильм-спектакль по «Юноне», с Караченцовым, Шаниной, Абдуловым, который гулял по стране в видеоверсии. В 2004-м был записан новый СD (диск выпустили Sony Music и Columbia) c ленкомовскими актерами и группой «Аракс», а также снят новый фильм по спектаклю для DVD с dolby-звуком. Алексей Рыбников не раз говорил о существовании проекта полнометражного музыкального фильма, но среди кинорежиссеров композитор пока не видит достойных кандидатур, поскольку музыкальные фильмы в России давно уже профессионально не снимались. А плохо, или даже на среднем уровне, снять картину по «Юноне» нельзя!

Магнетизм и потрясающая энергетика спектакля сделали его поистине вечным… проходят десятилетия, меняются актеры, но этот спектакль плывет как "Юнона" по волнам времени… Потрясающая актерская игра, проникновенная музыка и сильные тексты делают эту рок-оперу настоящим театральным чудом.

Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальных событиях. Изначально это была поэма «Авось», которую Андрей Вознесенский создал, впечатлившись историей любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо.

После встречи с композитором Алексеем Рыбниковым поэт пишет либретто. После переработки которого появляется рок-опера «Юнона и Авось». Это было новое веяние в искусстве – на сцене звучали песни-молитвы с современным музыкальным сопровождением. И вот уже почти 37 лет рок-опера, поставленная режиссёром Марком Захаровым, успешно идет на подмостках театра имени Ленинского комсомола.

Сюжет поэмы – о большой любви, для которой нет преград и расстояний, нет возрастных ограничений, также очень выпукло звучит тема веры и служения Отечеству, тема жертвенности во имя России.

Вознесенский показывает нам главного героя либретто с высоким чувством патриотизма, преданности Родине, человека ищущего смысл, истину жизни. Резанов относит себя к неприкаянному поколению, которым тяжело и дома, и в чужой стороне.

Николай Резанов не находит отраду в повседневности, душа его в вечном поиске несбыточных мечтаний. В юности ему приснилась Богородица и с тех пор она завладела его мыслями. По прошествии лет образ Святой Девы стал роднее. Молодой человек думает о ней как о своей возлюбленной с вишневыми глазами. Сердце его пребывает в постоянном смятении.

И вот ему 40 лет, а он как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли.

Он пишет многочисленные прошения, веря лишь в русское «авось», государю Алексею Николаевичу с просьбой поддержать его затею и направить корабли к берегам Калифорнии для осуществления российско-американской торговой компании, для упрочения славы и мощи России.

От безысходности Резанов молится Богоматери и стыдливо признается в тайной любви к ней, как к обычной женщине. В ответ он слышит голос, который благословляет его на дела. И неожиданно камергер получает положительный ответ на поездку. Государь возлагает на Резанова ответственную миссию - наладить российско-американские и испанские торговые отношения.

В ответ Румянцев милостиво, ввиду бывших подвигов Резанова и скорби после потери супруги, а также из-за сложной внешней обстановки, поддерживает проект графа.

Резанцев выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось». Уже на подходе к берегам Калифорнии, у команды не оставалось продовольствия, многие заболели цингой.

Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением.

Российский путешественник дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами. Русский мореплаватель приглашает на танец дочь Хосе Дарио Аргуэьо, которая сразу влюбилась в него. Это переломный момент в рок-опере.

Эмоции переполняют главных героев. Дочери губернатора было всего 16 лет, сеньор Федерико считался ее женихом. Но Резанцев уже не может отказаться от юной красавицы и приходит к Кончите ночь со словами нежности. Они становятся близки.

Им приходится совершить тайную помолвку, которая не имела никакой силы. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – Кончита должна была получить согласие Папы Римского, Резанов –российского императора.

Общество осуждает действия русского, назревает скандал. Резанов с грустью покидает свою невесту; держит путь в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. К тому же Резанову нужно продолжить начатую миссию во благо Отечества.

Обратный путь был печальным. Резанов пишет государю, что хотел прославления родины, но его мечты разбились вдребезги. Возвращаясь в Петербург, путешественник заболевает горячкой и умирает, так и не осуществив свой замысел.

Кончита остается ждать Резанова. Когда ей сообщают о гибели любимого, она отвергает эти слухи. И продолжает ждать. Много завидных женихов сваталось к дочери губернатора, но она вновь и вновь отказывала им. Сердце ее принадлежало только далекому русскому. Мать и отец состарились, Кончита заботилась о них. И ждала.

Шло время, ушли в мир иной родители. Минуло тридцать лет. И только когда Кончита увидела официальные бумаги о гибели Резанова, она становится монахиней, проведя остаток дней в доминиканском монастыре.

«Юнона и Авось» - о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь. В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» - как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.

«…В море общем сливаются реки,

Картинка или рисунок Рыбников - Юнона и Авось

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Зося Богомолов

    Великая Отечественная, июль 1944 года, Польша. Сильно поредевший батальон отведен в тыл для отдыха и пополнения в деревушку Новы Двур.

  • Краткое содержание Листопадничек сказка Соколова-Микитова

    В рассказе Ивана Сергеевича Соколова-Микитова повествуется о зайчонке. Зайчат, которые рождаются осенью, охотники называют листопадничками.

  • Краткое содержание Оперы Летучий голландец Вагнера

    Опера начинается с момента, когда на море сплошная непогода. Корабль Даланда причаливает к скалистому берегу. Матрос, стоящий у штурвала устал. Несмотря на то, что он пытался себя взбодрить, все равно засыпает.

  • Краткое содержание Чайка по имени Джонатан Ливингстон Ричарда Баха

    Данная повесть посвящена необычной чайке Джонатан Лингвистон, жаждущего развить небывалые способности. В то время, как другие чайки хитростью пытались добыть себе пропитание из сети рыболовного судна. Джонатан совершенно один отрабатывал свой полёт

  • Краткое содержание Бальзак Гобсек

    Гобсек – это слово, которое означает человека, только и думающего о деньгах. Гобсек – по-другому, это человек, который дает деньги в долг под большие проценты. Это – ростовщик, который не знает жалости

Ленком театр Спектакль "Юнона и Авось"

Краткое содержание

Создатели "Юноны и Авось" определили жанр этого спектакля как "современная опера". В основе ее сюжета - судьба русского графа, камергера Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках "Юнона" и "Авось" к берегам Калифорнии.

Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Резанов осознает утопичность своих замыслов, однако упорно подает одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.

Отказы сломили его волю. В отчаянии Резанов молится Богоматери, признаваясь в своём самом сокровенном и пугающем его чувстве - любви к Богоматери как к женщине. Резанова охватывает болезненное наваждение и он слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, мечта Резанова осуществляется наяву - он получает высочайшее разрешение на путешествие.

После тяжелейшего пути через тихий океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами и с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашённым на приём к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью - шестнадцатилетней Консепсией де Аргуэльо. На балу жених Кончиты Федерико поёт сонет о печальной судьбе двух влюблённых, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестественной страсти.

Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке. Не в силах справиться с охватившим его чувством, он проникает в спальню к Кончите. Резанов умоляет её о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние девушки, овладевает ею... И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, а в душе Резанова остаются только отчаяние и горечь.

С этого момента счастливая фортуна отворачивается от Резанова. Его поступок заставляет жениха Кончиты вызвать камергера на дуэль, во время которой Федерико погибает. Русские вынуждены срочно покинуть Сан-Франциско.

В своём письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.

После тайной помолвки с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. Кончита остаётся верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.