Как называется инструмент на котором играл садко. Гусли садко, древнерусская скрипка и поющие стрелы

«Электронные музыкальные инструменты» - Внедрение электронной музыки в процесс музыкального образования в ТСПК. Пользователь. Цель внедрения электронных инструментов в образовательный процесс: Популяризация электронной музыки. Слушатель. Проблемы, решаемые с помощью электронного инструментария. Электроника - детям. Музыкально – коммуникативная структура деятельности музыканта - «электронщика».

«Музыкальная культура» - Сидоров Денис - вокал (дипломант) Григорьева Анна – изобразительная деятельность (3 место). Загробное царство и конец Света. Дворцовое искусство. Образы отражают следующие темы. Р.Вагнер. Композиторы. Рим Греция. Первая опера 1597 год. Удивительная сила музыка. Античность. Античные образы в музыкальной культуре.

«Музыкальное искусство» - Выражение – передача чувств, настроений, разнообразия человеческих характеров. Характерные. Статус музыки в жизни человека и общества. Массовые кордебалетные танцы. Строение сонатной формы. Антракт – инструментальная пьеса, служащая вступлением к отдельному действию. Адажио. Пространственно- временные искусства.

«Музыкальные формы» - Фраза Д. Музыкальная композиция. Вариация – с латинского означает изменение. Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения произведения. Фраза С. Фраза А1. Содержание музыкального произведения неотделимо от формы. Второе предложение. Сонатная форма – состоит из трёх разделов.

«Музыкальные уроки» - Музыкальные проигрыватели. Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Пение КАРАОКЕ. Новизна средств вызывает удивление у школьников. Программы для работы с музыкой на компьютере. Интерес и инициатива самого учителя. Клиффорд. Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.

«Казахские музыкальные инструменты» - Дабыл. Настройка струн была связана с длинным устройством инструмента. На шертере играли так же, как и на домбре. В древние времена ударные инструменты имели широкое применение в жизни казахов. Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Обычно дабылом пользовались воины. Казахские музыкальные инструменты.

«Где песня льется, там счастливо живется»

С древних времен у славян были в почете самозвучащие инструменты. И по сей день нам известны звуки заливистых бубенцов и колокольчиков. А в раннем Средневековье компанию им составляли всевозможные свистящие и трещащие брунчалки, чуринги, била.

Такие инструменты изготавливались из подручных средств. Например, брунчалку можно реконструировать и сейчас. Если во время варки супа достать из бульона маленькую трубчатую кость и сделать посередине отверстие для нитки, при вращении она будет свистеть.

Брунчалка

Древнерусские удальцы любили подшучивать над девицами, гадавшими на Святки. Забравшись на крышу избы, они принимались вращать брунчалку над печной трубой. Тогда приятный свист превращался в мистическое гудение, пугавшее суеверных девушек.


Как звучит брунчалка

По схожему принципу действовала деревянная пластинка — чуринга. Кстати, у аборигенов Австралии чурингой называют тонкую деревянную пластинку с изображением священных знаков. По их поверьям, в чуринге заключается душа человека и его предков и, потеряв ее, обладатель погибает.

На Руси музыкальные инструменты тоже во многом выполняли функцию оберегов. Так, в представлении славянских племен свист и звон могли отпугнуть злых духов. Колокольчик на шею корове подвешивали не только для того, чтобы она не потерялась, но и для того, чтобы на нее ни леший, ни другая темная сила не позарилась.

К музыкальным инструментам ученые также относят «поющие стрелы», которые выполняли на Руси очень интересную функцию. Лучники проделывали в обычных стрелах отверстия так, что те во время стремительного полета жутко свистели и пугали противника.

«Старая песня на новый лад»

В славянских городах археологи находят большое количество прототипов современных и популярных музыкальных инструментов. В наше время барабан является непременным участником как рок-группы, так и симфонического оркестра. Его предшественник — било — тоже пользовался популярностью у славян. Его делали из железа, по которому били колотушкой и использовали в качестве церковного колокола. Било надолго закрепилось в русской музыкальной традиции, и после церковного раскола оно оставалось сигнальным инструментом у старообрядцев.


Как звучит било

Вы удивитесь, но уже в раннем Средневековье основным инструментом русских скоморохов была скрипка, вернее, ее славянский прототип — гудок. Это был деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами. О смычках мы можем только догадываться, что они делались в форме лука: материального подтверждения этому нет, так не был обнаружен еще ни один цельный смычок. Зато археологи находят деревянные колки, на которые натягивались струны, сделанные из жил животных. Конечно, полнота звука старинного гудка не сравнится со звучанием современной скрипки. Однако уже тогда были сделаны первые шаги в усилении звука с помощью деревянной деки и прорезей в ней, которые обеспечивают звуковой резонанс.


Гудок

Гудок и скрипка сильно отличаются друг от друга и обликом, и способом игры. Более неказистый древнерусский гудок имеет только 3 струны, которые располагаются в одной плоскости. Поэтому мелодия извлекается только с помощью первой струны, остальные же две остаются не зажатыми. На скрипке же каждая из 4 струн занимает свою плоскость, поэтому музыкальный диапазон гораздо шире.


Как звучит гудок

Скрипка — королева симфонического оркестра — появилась в России только после европеизации русского общества Петром I. О ее предшественнике мы знаем, что это был абсолютно светский инструмент, на котором в православии запрещалось играть в церкви. Хотя в Западной Европе аналогичные скрипичные прототипы были полноправными участниками церковных служб.

«Без песен мир тесен»

Как играли на гудке, установить было достаточно легко, чего не скажешь об игре на традиционных гуслях. Этот инструмент остался жив в памяти русского человека благодаря сказке о гусляре Садко, спускавшемся на дно озера Ильмень. К слову, именно гусли считаются наиболее древним русским щипковым инструментом, а не балалайка, которая получила распространение только в XVII веке.


Гусли

Облик гуслей и манера игры на них с веками изменилась до неузнаваемости. Традиционные гусли в XVIII веке сменились на исторические, а те — на оркестровые. Чтобы определить, как играли на «инструменте Садко», историкам пришлось сопоставлять знания сотрудников консерватории и опыт старожил отдаленных селений, где еще до войны были популярны наигрыши на исторических гуслях.


Как звучали древнерусские гусли

Современные гусли были специально созданы для фольклорных оркестров. Их конструкция позволила добиться ощутимого усиления звука, так как изначально гусли не были предназначены для игры на публике.

Русская музыкальная культура гораздо больше ценила сосредоточенность исполнителя не на аудитории, а на его внутреннем мире. Музыка была связующей нитью между человеком и высшими силами. И хотя ритуальная функция песен и мелодий спустя столетия практически сошла на нет, музыка продолжает быть средством, которое погружает нас в себя и помогает справиться с любыми проблемами.

Определить роль и значение музыки в сказках.

1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал:

Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; Е.Птичкин “Сказки гуляют по свету”, словарь “эмоций”.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.

Учитель :

Здравствуйте, дети.
Я рада вас видеть
И снова вас слышать.

Учащиеся : Приветствуем Вас!

2. Распевка

Распевка на мелодию Роджерса из к\ф “Звуки музыки”.

ДО – добавочная снизу,
РЕ – под первою всегда,
МИ – на первой притаилась,
Меж второй и первой – ФА,
СОЛЬ – застряла на второй,
Средь второй и третьей – ЛЯ,
СИ – на третьей поищи,
А под четвёртой снова – ДО.

3. Сообщение темы урока.

Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках. Итак, тема урока “Музыка в сказке”.

Вопрос: Назовите сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.

Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”…

Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть карнавалы, пиры, балы звучит музыка.

4. Повторение пройденного материала

Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете, с какой сказкой, а точнее, сказочной былиной мы познакомимся поближе.

Слайд №5

Кроссворд

  1. Композитор, автор балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”. (Чайковский).
  2. Песня без слов, исполняемая на какой-либо гласный звук. (Вокализ).
  3. На линейках, между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту… (ДО).
  4. Композитор – “Основоположник русской музыки”, автор оперы “Иван Сусанин”. (Глинка).
  5. Высокий женский голос. (Сопрано).

5. Изучение нового материала

“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.

Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?

Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.

Это не просто былина, а сказка.

Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?

Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.

Вопрос: На каком инструменте играл Садко?

Ответ: Садко играл на гуслях.

Гусли – старинный русский народный инструмент.

Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.

Прослушивание фонограммы “Гусли”. “Гусли 13 века. Народная опера”, Альбом “Глас Руси”, Славянский аутентичный фольклор.

Слова учителя на фоне звучания музыки:

Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.

Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил былину о Садко в основу музыкального произведения.

Вопрос: Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?

Ответ: Опера

Вопрос: Как называется краткое содержание оперы или балета? В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Ответ: Либретто

Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях.

Слайд №10

Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”…

Вопрос: Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр лежит в их основе?

Ответ: Сказка.

По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.

Вопрос: Где можно послушать оперу?

Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ

Слайд №11

Вопрос: В нашем городе находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.

Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?

Ответ: Мариинский театр.

Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.

Слайд №12

Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.

Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.

Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?

Ответ: Оркестр

6. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

В опере есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.

Используемый источник – DVD видео “Садко” Римский-Корсаков, Кировский театр оперы и балета, Валерий Гергиев.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки?

Ответ: Суровая, мужественная, величественная музыка.

Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Слайд №13

Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Ответ: БАС.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.

Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Слайд №13

Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Ответ: ТЕНОР.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Задание: Определите характер музыки.

Ответ: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный.

Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”. Слайд №13

Задание: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая.

Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

“А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”.

Вопрос: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию…

7. Исполнение песни учащимися

Слайд №14

Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.

Приложение 2. Текст песни

8. Подведение итогов урока.

Слайд №15

Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.

Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?

Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски

Выставление отметок

9. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.