«Портреты Гойи. Гойя франсиско

Ничто не может тронуть душу человека так, как откровение великого мастера на его полотне! Ведь каждая картина это эмоции и переживания, которыми он поделился с миром. Каждый человек, созерцая картины, находит в них что-то особенное для себя, так возникает незримая связь между художником и ценителями его таланта.

Великий романтик: биография Франсиско Гойя

Франсиско Гойя – известный испанский художник, который представлял направление романтизм в искусстве. Родился мастер в маленькой деревушке Фуэндетодос в 1746г, на севере Испании. Позже семья переехала в Сарагос, и здесь начался путь талантливого художника, уже в 13 лет он стал обучаться живописи. Первое признание Гойя получил в качестве отличного портретиста, а уже в 1786 г Франсиско удостоен чести стать придворным живописцем и писать для короля.

Однако мировоззрение мастера резко поменялось после Французской революции – эти события потрясли его, к тому же состояние здоровье в этот период резко ухудшилось, и творец потерял слух. С этого момента полотна становятся более мрачными и даже пугающими, мастер перенес на них свое ощущение безысходности и одиночества. Эти творения быстро приобрели популярность. Творил мастер целых 70 лет и умер 1828 г во французском Бордо.

Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя

За время своей жизни художник успел создать множество картин, они все, без сомнения, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Самая полная коллекция работ хранится в Мадридском музеи Прадо. Однако современники выделяют наиболее удачные картины мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:

  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

Эти картины можно смело назвать шедеврами, которые получили широкое признание в наше время. Гойя писал все эти произведения, руководствуясь как внутренними ощущениями, так и отражая проблемы его любимой Испании. Каждая работа – это целая история, которую художник рассказал миру.

Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь. Художник подчеркнул ее привлекательность и темперамент – именно такой образ в понимании Гойи был присущ испанским дамам. Очарование, молодость и непреодолимая тяга к жизни и любви – все это мастер искусно изобразил на полотне. «Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера! Именно так оценивал мастер испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.

Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна.

В 1814 г была написана эта картина. Ее по достоинству считают непревзойденным шедевром. Художник смог точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости над человеком. Картина отображает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны. Он трагически переносит смерть своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойя против кровопролития и существующего режима.

Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела. Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменности и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность. Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью.

В период с 1819 по 1823 гг. мастер создал свое творение, которое отразило его внутренние переживания и страх за свою страну. Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании, в то время переживающую неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил беспощадное время, которое пожирает своих «детей». Безысходность, страх, ужас и умершая надежда – это основные темы этого «мрачно» полотна.

Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.

Творческое наследие Франсиско Гойя - произведения, картины - многообразно и многогранно. Он оставил после себя около 700 работ, выполненных в разных жанрах. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины». Взглянем на один из последних шедевров мастера.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив совершенно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. По другим мнениям, Сатурн - это французская кровавая революция или даже Наполеон. К «черным картинам» мы еще вернемся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Картины с описанием будут представлены ниже.

Детство

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30.03.1746 г. в деревушке Фуэндетодос, под Сарагосой. Семья не была ни богатой, ни совсем нищей. Франчо был младшим из троих сыновей Хосе Гойя и Грасии Лусьентес. Его отец занимался позолотой алтарей. В Сарагосе дети получили только начальные азы образования. Франчо вскоре отдали учиться рисованию художнику Лусано-и-Мартинесу.

Юность в Арагонии

В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Он одновременно успевал разучивать серенады и темпераментные танцы - фандаго и арагонскую хоту, а также проявлять свой бурный темперамент в уличных драках с применением навахи. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. На автопортрете мы видим благообразного молодого человека, по которому не скажешь, что это драчун, забияка и соблазнитель.

В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.

Рим, Неаполь и Парма

Тогда живописец решает отправиться в Италию. Там он изучает работы мастеров и пишет картины. Франсиско Гойя заслужил в Парме 2-ю премию за полотно «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные земли».

Легенды рассказывают, что Франсиско влюбился в молодую монахиню и решил ее похитить. Эта эскапада раскрылась, и молодой авантюрист в 1771 году возвращается на родину.

Трудное становление

Сначала Гойя очень успешно работает в родной Сарагосе. Он расписывает фресками капеллу, затем ему предложено расписать молитвенный дом при дворце. Франсиско Байеу, о котором упоминалось выше, предлагает ему заказ на роспись монастыря недалеко от Сарагосы и знакомит художника со свой красавицей-сестрой, золотоволосой Хосефой.

Женитьба

Пылкий Гойя соблазняет девицу и вынужден идти под венец. Роды состоялись спустя 4 месяца после брака, но ребенок не выжил. Художник, проведя в браке 39 лет, напишет всего лишь один портрет жены.

Хосефа Байеу

Мы видим явно спокойную, выдержанную и немного печальную женщину, которая могла переносить все выходки своего непредсказуемого супруга. Впоследствии она родит еще пятерых детей, из которых выживет только один. Он, как и отец, станет художником, но такого дара и таланта ему не достанется.

Известность

Шурин начинает помогать карьере даровитого художника. При его помощи Гойя получает от графа Флоридабланка заказ на портрет. Затем Гойю представляют опальному брату короля Дону Луису.

Придворный художник

Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Тем не менее, исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита.

Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Эта картина - безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам - в светлые тонкие полупрозрачные платья. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.

Болезнь и напряженная работа

Непонятная болезнь вызвала глухоту и частичную потерю зрения у Франсиско Гойя. Известные картины он написал еще до болезни, будучи полным сил и радости. Это картоны для шпалер (их примерно 60) для принца Астурийского: «Танец на берегу Масанареса», «Маха и маски», «Драка в харчевне», «Зонтик», «Запуск змея». Самые замечательные свои творения художник создаст в зрелом возрасте.

Молодая пара

Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Сцена довольна статична.

Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую - зонтика. Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Он оттеняет молодую ничем незамутненную радость, которой проникнуто это безоблачное счастье. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы! После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».

Кто такие махи

Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Маха из простонародья - женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Под ее одеждой скрыт нож. Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов.

Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Это очень известные картины живописца.

Две махи

Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.

После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Родственники герцогини категорически отрицали, что именно 13 герцогиня Альба была натурщицей. Искусствоведы все больше начинают думать, что на портретах изображена любовница Мануэля Годоя, Пепито Туда. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя - самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой, и не подтвержденной. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.

«Капричос», что переводится как "причуды"

После кровавой французской революции характер творчества художника меняется.

Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Штрихи его иглы острые, царапающие. Политику, социальные вопросы и религию - все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании, их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Тем было освещено великое множество. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

Трудные годы

Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Его хитростью завлекли во Францию. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Так он вызвал ненависть Жозефа. После того как французов разбили в 1813 году португальцы, испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Он считал, что живописец сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.

Странное здание

Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Стены двух больших комнат живописец расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Это 14 картин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро, используя широкие мазки, мастихин, губки. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Ей никогда не выбраться. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Жить ей осталось недолго. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.

Поздние беспокойные годы

После смерти жены в 1812 году судьба дарит художнику прощальную улыбку: он завязывает знакомство с Леокадией де Вейс. Она моложе его на 35 лет. Леокадия разводится с мужем. У них родилась дочь Росарита. Король Фердинанд VII прямо говорит художнику, что он достоин только повешения.

Дожидаться такой перспективы Гойя не стал и вместе с семьей уехал в Бордо, якобы для лечения.

Он напишет портрет Леокадии, полный восхищения. В истории живописи Гойя навсегда останется мрачным романтиком. В 1828 году великий испанец умер, в 82 года. Всего 17 дней назад отмечали его день рождения. Прах живописца вернется в Испанию лишь в 1919 году и будет захоронен в церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде, которую он сам расписывал.

ГОЙЯ (Goya) Франсиско Хосе де (1746 1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для… … Энциклопедический словарь

- (Goya) Гойя, Гойя и Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (1746 1828) Испанский художник живописец, гравер. Афоризмы, цитаты Фантазия, лишенная разума, производит чудовище; соединенная с ним, она мать искусства и источник его чудес.… … Сводная энциклопедия афоризмов

- … Википедия

- … Википедия

- … Википедия

Гойя и Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746 1828), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана и Мартинеса. Около 1769 отправился в Италию. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях… … Художественная энциклопедия

Гойя, Гойя и Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де(30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын мастера позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х.… … Большая советская энциклопедия

- (Goya y Lucientes, Francisco Jose) ФРАНСИСКО ГОЙЯ. АВТОПОРТРЕТ (1746 1828), также Гойя и Лусьентес, великий испанский художник и гравер, новатор. Родился 30 марта 1746, в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье мастера позолотчика. Когда… … Энциклопедия Кольера

Ф. Гойя. Автопортрет. 1815. Прадо. Мадрид. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя и Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746—1828), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана и Мартинеса. Около 1769 отправился в Италию.… … Художественная энциклопедия

- (Goya) (1746 1828), испанский живописец, гравёр. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Гойя (комплект из 2 книг) , В. Прокофьев, Гойя Франсиско. Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, глубоко…
  • Франсиско Гойя , . Франсиско Гойя - великий испанский художник, работавший на рубеже XVIII и XIX веков. Его искусство, пронизанное высоким гражданским чувством, тесно связанное со своим временем, с жизнью и…

А «Два старика кушают суп» очень перекликается атмосферой, экспрессией с «Едоками картофеля» Ван Гога.

Очень хорошие цитаты ты подобрала к потрясающим росписям. Мне они очень нравятся.

Писать прямо на стене — это фантастика. У меня был такой опыт, невероятные ощущения.

Юлия Риа :
ноября 22, 2011 в 12:20

Сравнила с Ван Гогом. Да, такие же мрачные цвета, такая же атмосфера удушливости и бессилия что ли... Мне больше всех из этих картин нравится «Собака», странная такая атмосфера создана Гойей.

Не помню, ты читала эту книгу про Гойю Фейхтвангера? Она обрывается как раз на том месте, где художник решил расписать стены своего дома. Должна была быть и вторая часть, но... жизнь писателя оборвалась — так несправедливо.

:
ноября 22, 2011 в 13:47

У собаки такой жалобный взгляд, столько в ней одиночества, обиды, а перед ней еле различимая тень, (но может быть это и выступы стены), на которую она смотрит с вопросом: «Почему ты меня бросил?»...

Я не помню, если читала Гойю Фейхтвангера, но это не помешает мне прочитать эту книгу, когда будет соответствующее настроение.

Эти поздние работы Гойи — чистый экспрессионизм. Он очень опередил свое время.

:
ноября 24, 2011 в 18:07

:
ноября 25, 2011 в 11:30

Я долго не принимала и отвергала концептуальное искусство, разные дикие, отталкивающие перформансы, акции, хэппенинги и тому подобное. В России принят термин — актуальное искусство, в остальном мире о нем не знают.))

Как пример, скандальные выходки самого известного русского художника, человека-собаки Олега Кулика. Очень нравится одна его старая работа «Русское затмение», где он обнаженный с красным знаменем в руке.))

Мне потребовалось много времени, чтения соответствующей литературы и статей о современном искусстве, чтобы начать убеждать себя, что всему есть место в искусстве. И нельзя ничего отрицать.

Понимать я лучше не стала, но по-прежнему иногда интересуюсь, что творится в концептуальном (интеллектуальном) искусстве. Почитай высказывания Олега Кулика, они достойны этого. Вот, например, одна его мысль:

«Все хорошие, но врут, а художник не врет, зато он жадный и наглый эгоист. Все эти качества в обывателе тоже есть, но в современном мире неприлично их демонстрировать. Самое страшное в мире обывателя не атомная бомба, не бедность, а что о тебе скажут соседи. Художник этого не боится.»

А вот еще, мне очень понравилось:

«Искусство, существующее ради продажи, уже не искусство.»

Так вот неприятие и отторжение у меня появляется от коммерческого искусства, картин для продажи. Но я давно борюсь и с этим «праведным гневом» вполне успешно.))

Юль, а у тебя что вызывает отторжение?

:
ноября 25, 2011 в 16:16

И все таки мне не совсем понятно, что имеешь ввиду под коммерческим искусством? То что продается в принципе или то, что рисуется заведодомо под вкус публики?

:
ноября 25, 2011 в 17:37

Как я могу быть против всего, что продается? Я сама продала не один десяток картин. Плюс, все в конечном счете рано или поздно попадает на арт-рынок.

Конечно, я имею в виду то, что рисуется специально для продажи. То есть заведомо зная, что публика купит. На ее вкус. Но я уже давно и к этому отношусь с пониманием. Ведь людям надо от чего-то жить. Почему бы и не от картин?

Оль, мне важно намерение художника. Изначальное. Именно оно и делает разницу между работами. Поэтому одну картину мы называем — искусство, а другую — не называем.

:
ноября 25, 2011 в 18:13

Теперь понятно А то иногда мне кажется, что ты вообще против продажи

:
ноября 26, 2011 в 12:57

Нет, конечно! Я только за. И очень рада, когда художники успевают жить от своего искусства. Это большая редкость.

В этом вопросе важно разобраться, в чем цель, а в чем средство.))

:
декабря 1, 2011 в 13:57

Да-да, если думать в первую очередь только о деньгах, теряется духовность, осмысленность. Но, наличие заработка не отрицает наличие смысла. Эти вещи не всегда всем понятны. Особенно у нас в стране, в России. Мастер должен быть беден — сидит у многих в умах, а если мастер богат — то это уже не искусство. Тот же Гойя получал немалые деньги за свои портреты и был придворным живописцем, чем гордился. Но он не переступил через себя.

Фраза: «Самое страшное в мире обывателя не атомная бомба, не бедность, а что о тебе скажут соседи» — восхитительна! Проста, но точна. Что скажут о тебе... соседи, коллеги, просто прохожие. Противно от всего этого (однако и во мне это, увы, есть).

:
декабря 1, 2011 в 15:20

Конечно, не отрицает! Люди путаются в понятиях, совершенно верно. Причем до какой степени, у меня в голове не укладывается. Например, большинство считает, что любая картина — это искусство. Автоматически. Если есть все атрибуты: холст, покрытый красками, рама, то искусство. Что же еще? Меня это не перестает шокировать. Юля, почему слово искусство относят к любой живописи? У тебя есть версия?

Вот это «что о тебе скажут» мне знакомо до боли. Так как мне всегда было все равно, то последствия моего безразличия вкушали по полной программе мои родители.))

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.

Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы - от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784-1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792-93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.


К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.

В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них - портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».

Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

ТВОРЧЕСТВО

Изначально его произведения насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции, содержащие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений.


С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист.

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков - резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение - освоением традиций , а позже .

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени - Сон разума рождает чудовищ.

ПОРТРЕТ ГРАФИНИ ДЕ ЧИНЧОН

Вытянутый формат картины и сгущающаяся темнота в качестве фона придают фигуре графини особенную хрупкость, подчеркнутую легким, воздушным платьем светлого серо-коричневого цвета с розовыми прожилками и прической, в которой словно затаился ветер. Во всем облике девушки, пусть даже и королевского рода, чувствуется грусть, сквозящая и в живых карих глазах, и в сложенных руках, которые Мария-Тереза словно нарочно пытается сжать покрепче.

Графиня переживала тогда не самое лучшее время в своей жизни: ее супруг, всемогущий премьер министр испанского правительства дон Мануэль Годой, обладал властным характером, кроме того, этот человек был любовником королевы. Гойя уже рисовал графиню, и теперь, хорошо зная эту молодую женщину и относясь к ней с сочувствием, подметил ее глубоко спрятанную печаль. Портрет, задуманный парадным, являет зрителю живого и обаятельного человека.

МАХИ НА БАЛКОНЕ

К образу махи, девушки из самой гущи жизни, типичной испанки, Франсиско Гойя (1746-1828), в живописи которого соединялись реализм и терпкий вкус его фантазий, возвращался не раз. На этой картине художник изобразил двух молодых красавиц в национальных костюмах — махи носили их в противовес принятой в высших слоях испанского общества французской моде — и двух махо, их кавалеров.

Наряды девушек выписаны белым, золотым и перламутрово-серым цветами, лица даны теплыми тонами, и эта тонкая, переливающаяся живопись выглядит еще более притягательной на темном фоне. Сидящие на балконе девы, напоминающие птичек в клетке, — сюжет, типичный для современной художнику испанской жизни. Но в его трактовку Гойя внес тревожную ноту, изобразив на заднем плане одетых в темное мужчин, которые надвигают на глаза шляпы и кутаются в плащи. Эти фигуры написаны почти силуэтно, они сливаются с окружающим их сумраком и воспринимаются как тени, стерегущие прелестную молодость. Но и махи кажутся находящимися в заговоре со своими стражами — слишком заговорщически улыбаются эти обольстительницы, словно заманивая тех, кого привлечет их красота, в темноту, что клубится за их спинами. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.

РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ

Произведения художника, посвященные восстанию 1808 в Мадриде, которое ему довелось пережить, разительно отличаются от исторических картин романтиков. Они характеризуют живописца-патриота, призывающего к борьбе, как гуманиста, осуждающего войну.

Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Лиц солдат не видно, композиционный центр произведения — осужденный молодой крестьянин в белой рубахе, широко раскинувший руки. Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо. Полотно пронизано страстью личного переживания, темный пейзаж усиливает ощущение неминуемой трагедии. Художник не только запечатлел страшное историческое событие, но также показал нравственность и героизм испанского народа.

ОБНАЖЕННАЯ МАХА

В образе махи — испанской горожанки XVIII-XIX веков, художник вопреки строгим академическим канонам воплотил тип притягательной, естественной красоты. Маха — женщина, смысл жизни которой — любовь. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности. Кисть гениального художника навеки сохранила для потомков молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.

Гойя не только создал образ новой Венеры современного ему общества, но и удивительно тонко почувствовал изменения художественного стиля на грани эпох.

ПОРТРЕТ ДОНА МАНУЭЛЯ ОСОРИО И СУНИГА

Это полотно, изображающее маленького Осорио, родившегося в 1784 г., - одно из серии сеченных портретов, заказанных графом Альтамира. Ребенок, одетый в костюм ярко-красного цвета, помещен на монохромном фоне, что акцентирует внимание на его фигуре. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Другие животные, изображенные на картине, заключают в себе символический смысл, указывающий, сколь иллюзорна граница между наивным детским миром и подстерегающими его силами зла.

В честь Ф. Гойи назван астероид (6592) Goya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 3 октября 1986 г.

БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • Батикль Ж. Гойя: Легенда и жизнь. М., Астрель, АСТ, 2006
  • Левина И. М., Гойя, Л. - М., 1958
  • Прокофьев В. Н., «Капричос» Гойи, М., 1970
  • Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. - М.: Искусство, 1986
  • Фейхтвангер Л., Гойя
  • Cardera, Valentin. Biografia de D.Francisco Goya, pintor. El Artista, 2 1835
  • El Libro de Los. CAPRICHOS. Francisco de Goya. Мадрид. 1999
  • Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923
  • Klingender F. D., Goya in the democratic tradition, L., 1948
  • Sanchez Canton F. J., Vida у obras de Goya, Madrid, 1951
  • Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961
  • Harris Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., 1964
  • Wyndham Lewis D. B., The world of Goya. L., 1968
  • Gudiol J., Goya, L. - N. Y., 1969
  • Goya. Konigliche Gemaldegalerie «Mauritshuis». Katalog, Haag, 1970
  • Фильм «Обнажённая Маха» (The Naked Maja), 1958 год, производство США - Италия - Франция. Режиссёр Генри Костер; в роли Гойи - Энтони Франчоза.
  • Фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания», 1971 год, производство СССР - ГДР - Болгария - Югославия. По одноимённому роману Лиона Фейхтвангера. Режиссёр Конрад Вольф; в роли Гойи - Донатас Банионис.
  • Фильм «Гойя в Бордо» (Goya en Burdeos), 1999 год, производство Италия - Испания. Режиссёр Карлос Саура; в роли Гойи - Франсиско Рабаль
  • Фильм «Обнажённая Маха» (Volaverunt), 1999 год, производство Франция - Испания. Режиссёр Бигас Луна; в роли Гойи - Хорхе Перугоррия
  • Фильм «Призраки Гойи», 2006 год, производство Испания - США. Режиссёр Милош Форман; в роли Гойи - Стеллан Скарсгорд

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: goia.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.