И.В.Курбакова МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород
Изобразительное искусство, 5 класс
Тема урока « Цветовой круг»
Вид занятия: живопись, изучение основ цветоведения
Цели и задачи:
Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов, изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.
Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.
Литературный ряд: стихи о цветах (красках).
Зрительный ряд: методические таблицы : «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета»
. Вид используемого на уроке программного обеспечения:
Презентации (POWER POINT ): «Какой бывает радуга?»
мультимедийный ноутбук, проектор, экран.
тест
Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук , детские ноутбуки
Ход урока
I. Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку;
Объявление темы, целее и задач урока.
II. Вводная беседа
Разноцветные ворота
На луну построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно их нарисовать? (Радуга)
Показ презентации «Какой бывает радуга?»
Вот ещё одна сказка:
Не во сне, а наяву –
Что же здесь такого? –
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках, ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В темно-синей чаще, филин желтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К Розовым озерам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым кустом,
Белорыбицы плывут
Под вишневый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Т.Белозерова
Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 100? Попробуйте вспомнить и назвать их. Не менее 6 , столько в минимальном наборе красок: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный. Смешивая цвета можно получить намного больше красок, чем, 6 цветов.
Смешивают цвета на палитре (специальной доске)
В природе множество цветов и оттенков, чтобы лучше различать их, существует классификация цветов.
Хроматические и ахроматические цвета .
«Хроматос» - «цвет», в переводе с греческого
Ахроматические цвета – не цветные, это белый и черный, все серые.
Хроматические – все остальные, которые делятся на основные и производные цвета.
Три главных цвета: Желтый, красный, синий. Они лежат в основе остальных цветов. По парное смешение основных цветов дает нам группу цветов, называемыми составными.
Смешиваем: красный + желтый = оранжевый
красный +синий = фиолетовый
синий + желтый = зеленый
Можно заметить, что шесть цветов – это цвета радуги. Есть поговорка, которая поможет запомнить состав и порядок цветов.
Каждый – красный
Охотник – оранжевый
Желает – желтый
Знать –
зеленый
Где – голубой
Сидит – синий
Фазан – фиолетовый.
Голубой не является составным, но получается при смешивании синего и белого цветов.
III .Задание.
Смешиваем основные цвета, получаем производные.
IV .Теплые и холодные цвета .
Теплыми цветами считаются – красный, желтый, оранжевый и их смеси. Цвет солнца, огня, жары. Все они находятся рядом.
Холодными цветами считаются синий, фиолетовый, и их смеси, они похожи на цвет зимы, холода, луны.
Зеленый – особый цвет, если больше желтого, то он теплый, если больше синего, то он холодный.
Красный и синий цвет абсолютные цвета по холодности и теплу. Они находятся в спектре друг против друга.
Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают яркость друг друга.
Красный – зеленый;
Синий – оранжевый;
Желтый – фиолетовый.
Сближенные цвета – те, что в спектре находятся рядом.
Проводится тест на ноутбуках «Холодные и теплые тона» в виде закрепления материала.
V .Итоги урока.
Закрепление полученных знаний.
Домашнее задание
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Ц в е т о в о й к р у г. О с н о в ы ц в е т о в е д е н и я. Разработал презентацию: учитель изобразительного искусства Климова Наталья Васильевна МОУ Лицей №15
Не во сне, а наяву – Что же здесь такого? – Я на радуге живу В домике лиловом. Выбегаю по утру В бежевых сапожках, Ем в сиреневом бору Алую морошку. С листьев падает роса В темно-синей чаще, Филин жёлтые глаза На меня таращит. Там где свищут соловьи В закоулках бора, Пробираются ручьи К розовым озёрам, Машет белка за кустом Фиолетовым хвостом, Белорыбицы плывут Под вишнёвый мостик. Я на радуге живу Приходите в гости. Т.Белозёрова
Существует несколько основных понятий в цветоведении: Ахроматические цвета – не цветные, это белый, чёрный и все серые. Хроматические – все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные. Хроматический круг
Классификация цветов: ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА КРАСНЫЙ Ж ЁЛТЫЙ СИНИЙ + = КРАСНЫЙ Ж ЁЛТЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ + = КРАСНЫЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ + = СИНИЙ Ж ЁЛТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ Сколько же всего цветов у нас получилось?
Цвета радуги: КРАСНЫЙ - каждый ОРАНЖЕВЫЙ - охотник ЖЁЛТЫЙ - желает ЗЕЛЁНЫЙ - знать СИНИЙ - сидит ФИОЛЕТОВЫЙ - фазан
Для удобства нашу радужную полосу можно замкнуть в Цветовой круг На цветовом круге хорошо заметен постепенный переход одного цвета в другой. Эти переходы образуют оттенки основных и составных цветов.
Тёплые и холодные цвета: Зелёный – особый цвет: если в нём больше жёлтого - он тёплый, если синего, то холодный. Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветовой круг с наложением схемы гармоничного цветового сочетания
Файл создан как пример применения интерактивной доски на уроке Технологии.Удобно использовать для демонстрации способов подбора гармоничных цветовых осчетаний....
Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга
Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности....
Урок №1. Тема: Цветовой круг. Цветовые отношения. Дата ______________
Учебно-воспитательные цели и задачи:
Обучающая: Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой. Реализация полученных знаний в практическом применении. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
Развивающая: Развитие фантазии и художественного вкуса учащихся.
Воспитательная: воспитание творческого вкуса учащихся.
Тип урока: изучение новой темы
Вид урока: декоративное рисование
Методы: рассказ, беседа.
Оборудование, наглядные материалы: таблица цветового круга;
иллюстрации с изображением радуги, акварель.
Структура урока:
Организационный момент.
Психологический настрой.
Сообщение нового учебного материала.
физминутка
Практическая работа.
Анализ выполненной работы.
Подведение итогов урока.
Задание на дом.
Ход урока:
Организационный момент
Психологический настрой.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю
Изучение нового материала.
Классификация цветов
Хроматические цвета
Цветовой круг
Теплые цвета. Холодные цвета.
Абсолютные, контрастные, сближенные цвета.
Отгадайте загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? Конечно же это радуга. А вот еще одна загадка: Разноцветные ворота На луну построил кто -то, Но пройти в них не легко,Те ворота высоко.
Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три- Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать?Можно их нарисовать?
Из каких цветов состоит радуга (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, нужно запомнить поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).
Существует классификация цветов: Ахроматические цвета (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)Черный, белый и все оттенки серого.Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет».
Хроматические цвета в свою очередь делятся на основные и составные. Основные цвета: желтый, синий, красный. Они называются основными потому что их нельзя получить путем смешивания красок. Составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Можно получить путем смешивания двух или нескольких красок.
Желтый + красный= оранжевый Синий + красный = фиолетовый Желтый + синий= зеленый
Цветовой круг состоит из шести цветов, трех основных и трех составных.(назовите их)
Также существуют теплые цвета. Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе. И Холодные цвета.Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.
Существуют абсолютные цвета : оранжевый и синий. Контрастные цвета- противоположные. Они подчеркивают и усиливают яркость друг друга. Красный-зеленый, оранжевый-синий, желтый – фиолетовый. Сближенные цвета - те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки
Физминутка.
Практическая работа.
Сегодня вы познакомитесь с новой техникой работы акварелью которая называется лессировка. Лессировка выполняется путем наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя.
Последовательность выполнения упражнения:
Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)
Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.
После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.
Анализ выполненной работы.
В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.
Подведение итогов урока.
Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Задание на дом.
Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.
Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).
Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый).
Разделы: МХК и ИЗО
Тема урока : Выполнение цветового круга.
Вид занятия: Декоративное рисование.
Цели и задачи урока:
- Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой.
- Реализация полученных знаний в практическом применении.
- Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
- Развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.
Оборудование урока:
- таблица цветового круга;
- иллюстрации с изображением радуги, заката;
- акварель, планшет для демонстрации приемов работы акварелью;
- заготовки для упражнений.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение нового учебного материала.
- Практическая работа.
- Анализ выполненной работы.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
Оформление классной доски.
Подготовка рабочих мест.
Сообщение учителем темы, задач и целей урока.
2. Изложение нового учебного материала.
Изложение новой темы проходит в форме беседы. Учащиеся вместе с учителем повторяют предыдущую тему, постепенно переходя к новой, отвечая на вопросы:
Какие цвета называют основными и почему? (красный, синий, желтый – нельзя получить смешиванием красок).
Какие цвета называют составными и почему? (оранжевый, зеленый, фиолетовый – можно получить смешиванием двух или нескольких красок).
Как получают составные цвета на бумаге? (показать на планшете).
Где в природе можно увидеть все цвета вместе? (радуга).
Каков порядок цветов в радуге?
Дети вспоминают поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).
В этом ряду основные цвета чередуются с составными (исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг). Для удобства эту полосу можно замкнуть в круг, в котором цвета сменяют друг друга до бесконечности - совсем как в природе. Например, та же радуга или закат. Теперь попробуем составить цветовой круг сами.
3. Практическая работа.
Учащимся раздаются заготовки круга (R= 8 см), который разделен на 6 равных частей. Для удобства пронумеровать части от 1 до 6.
/рисунок 1/
Упражнение будет выполняться лессировкой (наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя). Учитель последовательно показывает этапы выполнения упражнения, учащиеся повторяют за учителем.
Последовательность выполнения упражнения:
1. Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)
/рисунок 2/
2. Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.
/рисунок 3/
3. После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.
/рисунок 4/
4. Учащиеся проверяют правильность выполнения работы. В центр круга вставляется остро отточенная спичка (заранее подготовленная). Получился цветной волчок. Дети запускают его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет. Если цвет не белый, а серый, значит, взяты слишком насыщенные цвета.
/рисунок 5/
4. Анализ выполненной работы.
В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.
5. Подведение итогов урока.
- Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
6. Задание на дом.
Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.
Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).
Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый) и заливаются на волчке.
Правильность выполнения проверить вращением волчка.
Литература:
- Н.М. Сокольникова «Основы живописи», 1996 год.
- И.Г. Мосин «Рисование», 1996 год.
Первый цветовой круг И. Ньютона. Цветовой круг получается, если полосу спектра вообразить в виде гибкой пластины и согнуть ее в окружность. Чтобы понять основные принципы работы с цветовым кругом, его заменяют обычно упрощенной моделью. Цветовой круг Иттена
Составные Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Теплые и холодные тона Цвета делятся на теплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и желтый цвета – теплые, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета и холодные, и теплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт. Красный так же может быть как холодным, так и теплым.
Контрастные цвета Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают ее. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы. Цвета расположенные в цветовом круге напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными.