Ecce Homo: испорченная фреска, которая спасла город (6 фото). Неудачные реставрации произведений искусства Младенец с чужой головой

Реставрация фрески Ecce Homo («Се человек») в наше время далеко не единственный пример неудачной реставрации. Не так давно в некачественной реставрации картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1510 год) обвинили Лувр, после чего оба реставратора подали заявление об уходе из музея.

В музее Прадо во время реставрации картины Эль Греко «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579) было стерто имя художника внизу картины.

До настоящего времени пальма первенства принадлежала бывшему премьеру Италии Сильвио Берлускони, который «пришил» Венере и Марсу недостающие части тела (). Тогда эксперты-искусствоведы назвали этот акт безвкусным и эстетически неверным, а некоторые даже приравняли решение Берлускони к вандализму.

21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой сообщалось о том, как ужасно жительница небольшого города Борха отреставрировала фреску Ecce Homo, написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом и находившуюся в храме Милосердия. До этого имя Сесилии Хименес было никому неизвестно, как, впрочем, мало кто знал и о существовании города Борха с населением всего 5 000 жителей и о самой картине, о которой теперь говорит весь мир.

Историю о «самой ужасной реставрации» подхватили все мировые СМИ, и она обернулась настоящим триумфом для автора фрески. Ведь до этого момента имя художника Элиаса Гарсиа Мартинеса было известно лишь узкому кругу специалистов. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, там же начал заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону, и после нее в Сарагосу. В Сарагосе художник женился, преподавал в Школе искусств. Там же и умер.

Художественная ценность фрески не очень велика, однако местные жители ее ценили. Не оставляла безразличной она и Сесилию. По ее словам, постоянно ухудшающееся состояние фрески, вызванное высокой влажностью в помещении, ее очень расстраивало. Тогда и возникла идея о реставрации.

Теперь, правда, «реставратор» заверяет, что идея восстановить картину принадлежала не ей, а священнику: «Священник, конечно, об этом знал. Разумеется, я работала, потому что меня попросили об этом. Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?»

Но представители церкви настаивают на том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки. По их словам, она самостоятельно решила восстановить ее и приступила к работе в 2010 году. Сложно поверить, что все эти два года никто не обращал внимания на то, чем занималась женщина, несмотря на то, что в церкви постоянно дежурит охранник.

Сесилия Хименес рисует с самого раннего детства. И это, кстати, не первый раз, когда она реставрирует картины для родной деревни, но до настоящего момента никаких жалоб на нее не поступало.

«У меня много работ, одни получше, другие похуже, но ведь все они выполнены с огромной любовью», - говорит Сесилия в беседе с журналистом испанской El Mundo. Она не раз организовывала персональные выставки, и за всю свою творческую карьеру даже сумела продать около 40 картин.

Когда разразился скандал, Сесилия была в отпуске, и, вернувшись в Борху, была неприятно удивлена. На смену удивлению пришла подавленность. Такое пристальное внимание к собственной персоне и яростная критика не прошли для нее бесследно - вскоре в прессе появились сообщения о том, что у женщины началась депрессия, она отказывается от еды и не хочет вставать с постели. «Если вы считаете, что я согрешила, совершив этот поступок, то я прошу у вас прощения... Я прошу прощения...»

Жизнь Сесилии была крайне сложной. Она рано стала вдовой и должна была воспитывать двух детей-инвалидов. Один из них умер, а другой, 60-летний, по сей день живет с ней. Женщина всегда предпочитала одиночество и вела затворнический образ жизни.

«Она каждый день ходила на мессу и помогала в церкви, как и другие женщины в деревне. Она рисовала простые картины с цветами и пейзажами... она вела очень скромную жизнь», - рассказывает один из знакомых Сесилии.

«Я не жалею, что начала реставрацию. Я сожалею, что не смогла ее закончить до конца», - говорит сама Сесилия.

В результате ее реставрации Иисус теперь больше походит на обезьяну: терновый венец и волосы напоминают мех, глаза и нос деформированы, а рот представляет собой пятно непонятной формы. Результат работы обнаружили сотрудники центра по охране памятников, которые получили благотворительный взнос на реставрацию фрески от правнучки Элиаса Гарсиа Мартинеса.

«Я не могла предположить, что все так закончится. Я не хотела этого», - оправдывается Сесилия. Женщина утверждает, что использовала только самые лучшие краски: «Я сама ими пишу свои картины».

Смелый поступок прихожанки храма Милосердия вызвал информационную бурю во всем мире. Как журналисты, так и социальные сети не оставили без внимания эту инициативу сеньоры Хименес.

Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие встали на защиту пожилой испанки, назвав ее новым Гойей, Мунком и Модильяни в одном лице.

На сайте change.org даже появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса, которую уже подписали свыше 10 000 человек. Авторы петиции заявляют следующее: «Испанские деятели культуры хотят переделать радикальную переработку клишированного изображения Христа кисти Элиаса Гарсия Мартинеса <...>. Это огромная ошибка, так как новое изображение является сокровищем культуры и должно быть сохранено».

Творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов. В Мадриде на рынке Сан-Мигель даже изготовили блин со съедобным изображением отреставрированной до неузнаваемости фрески.

Жители городка очень благодарны Сесилии за то, что, благодаря ей, их родной город появился на карте мире. «Она хороший человек, эта ситуация ее надломила. Не надо забывать о том, что Сесилия - человек пожилой, и мы все ей посоветовали избегать контактов с прессой. Это нормально, что она пытается защищаться, но все заканчивается тем, что она начинает ругаться с нашим священником, с семьей Элиаса Гарсия и, в итоге, очень страдает», - говорит один из соседей Сесилии.

«Мы должны все поддержать ее и решили, что каждый из нас принесет в сад Сесилии по цветку. Таким образом, мы выразим ей свою поддержку», - говорит другой.

«Я очень благодарна всем жителям Борхи. Я ощущаю их поддержку и любовь», - говорит Сесилия.

Отреставрированная фреска привлекла в город большое число туристов. Сотни любопытствующих выстраивались в очередь у храма Милосердия. Чтобы избежать повреждения фрески из-за наплыва туристов, рядом с ней была выставлена охрана.

Видя такой ажиотаж, власти города теперь хотят официально зарегистрировать марку Ecce Homo и оформить все права.

Но при этом городской совет города не исключает, что против старушки будет заведено уголовное дело за незаконные действия в отношении объекта культурного наследия. Однако представители городской администрации признают, что данная ситуация довольно «деликатная».

Многие представители властей также встали на защиту Сесилии. «Мы думаем, она сделала это из лучших побуждений. На следующей неделе она встретится с реставратором и расскажет, какие материалы использовала», - рассказал El Pais советник по вопросам культуры Хуан-Мария Охеда.

Окончательное решение о реставрации будет принято не раньше, чем через две недели.

Вот уже несколько лет подряд в храм Милосердия, расположенный в испанском городе Борха, стремятся десятки тысяч туристов. Они хотят воочию глянуть на одну небольшую фреску с изображением Иисуса Христа. Вот только вместо благоговения у одних вырываются невольные смешки, а другие недоуменно отводят взгляд. Дело в том, что фреска была отреставрирована. Вот только превратилась она в нечто совершенно невообразимое.



83-летняя жительница испанского города Борха Сесилия Хименес не задумывала ничего дурного, когда предлагала свою помощь в реставрации фрески «Ecce Homo», созданной художником Элиасом Гарсиа Мартинесом в 1932. Картина стала осыпаться и угрожала совсем исчезнуть, поэтому с разрешения настоятеля храма прихожанка занялась восстановлением картины. На это у нее ушло 2 года.


Когда люди увидели обновленную фреску, то многие не смогли ничего сказать от шока, который они испытали. Вместо Иисуса теперь красовалось существо из детских рисунков. Одни назвали фреску «картофелиной с глазами», другие – «обезьянкой», а третьи – «Пушистым Иисусом». Родственники художника, который написал фреску, даже хотели подать на пожилую женщину в суд.

Сесилия Хименес искренне не понимала, в чем она провинилась, когда на нее посыпался шквал негодования и упреков со всех сторон.


Однако по иронии судьбы, городок стал популярен среди туристов. Всем хотелось увидеть, что же натворила старушка с фреской. Вскоре служители храма ввели символическую плату за вход, а рядом на улице появились сувенирные лавки. Когда Сесилия Хименес узнала об этом, то тут же отправилась требовать свою долю от прибыли. Власти пошли женщине навстречу, потому что, благодаря ее «реставрации» и притоку туристов, стабилизировалась экономика города Борха.


Некоторые искусствоведы уже отнесли «Пушистого Иисуса» к стилю живописи «примитивизм» и сравнили с работами таких мастеров, как Гойя и Мунк.
Кстати, творчество Эдварда Мунка также воспринималось современниками неоднозначно.

21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой речь шла о том, как ужасно жительница небольшого города Борха, 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. К публикации прилагались фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа было не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации в Heraldo вокруг поступка Сесилии Хименес, решившей отреставрировать фреску, которая, по разным данным, датируется концом XIX - началом XX века, разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов - "фотожабы" на пушистого Иисуса можно найти, .

» в оригинальном виде (слева)
и после «реставрации» (справа)

Напишите отзыв о статье "Пушистый Иисус"

Примечания

Ссылки

  • /lenta.ru

Отрывок, характеризующий Пушистый Иисус

«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.

Пушистый Иисус

Испанская 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. Мы видим фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации новости в испанских и мировых СМИ разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов.

На сайте change.org появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса. Автора обновленной версии старинной фрески сравнивают с Гойей, Мунком и Модильяни, а в самой работе видят критику "креационистских теорий" Церкви. На момент написания этого текста за сохранение "Ecce Mono" высказались более десяти тысяч человек. Возможно, все они правы в своем стремлении признать пушистого Иисуса самостоятельным произведением искусства.

Гойя - не Гойя, но фреску авторства Сесилии Хименес вполне себе можно назвать интересным образцом примитивистской живописи (если абстрагироваться от существования оригинальной версии). Примитивизм как живописный стиль зарождался примерно тогда, когда Гарсиа Мартинес, следуя академическим традициям, расписывал стены небольшой церкви в Борхе; сейчас же работы крупнейших примитивистов, например Нико Пиросмани и Анри Руссо, висят в музеях и стоят огромных денег. Нечего уж говорить про авангардистов, экспериментировавших с этим стилем и обращавшихся к нему, в отличие от испанской бабушки, абсолютно осознанно.

В этой истории Сесилия Хименес показала себя, конечно, не Пиросмани, но точно грандиозным популяризатором, подарившим миру знание. "Самая ужасная реставрация" обернулась настоящим триумфом для художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которого и знать-то до этого момента в мире никто не знал. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, начал там заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. Там женился, преподавал, рисовал, умер - словом, ничего впечатляющего. Самой же интересной страницей в биографии художника стало создание фрески с изображением Иисуса, превратившимся в XXI веке в обезьянку.

То, что обновленная фреска принесет пользу, наверняка поняли уже и в самой церкви, которая в последние дни в усиленном режиме принимает любознательных туристов. И их можно понять - канонических изображений Христа полно, а в капоре - только одно.

В своей статье арт-критик The Guardian Джонатан Джонс справедливо замечает , что набожная пенсионерка могла бы сделать карьеру в комическом жанре. Ее поступок можно сравнить разве что с реставрацией портрета матери Джеймса Уистлера, произведенной знаменитым Мистером Бином, который в прямом смысле начихал на картину, а потом в ужасе приводил ее в порядок. Даром комического разрушения тоже нужно обладать, и, грамотно его используя, сейчас можно выстроить целую стратегию популяризации искусства.