Выделяют три основных типа избирательных систем:
§ мажоритарную;
§ пропорциональную;
§ смешанную.
Мажоритарная избирательная система
В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite - большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.
Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум - 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.
Суть пропорциональной системы - в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
Смешанная избирательная система
В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая - по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.
Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая - по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй - за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.
14. Избирательная система России. Реформа избирательной системы на современном этапе .
Избирательная система включает в себя два основных элемента:
§ теоретический (избирательное право);
§ практический (избирательный процесс).
Избирательное право - это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.
Избирательный процесс - это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой - работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.
В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:
§ назначение выборов;
§ организация избирательных округов, районов, участков;
§ формирование избирательных комиссий;
§ регистрация избирателей;
§ выдвижение и регистрация кандидатов;
§ подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.
Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.
Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.
Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.
Реформа.
Избирательное законодательство России находится сегодня на этапе реформирования. Реформа нормативной базы избирательного процесса, как и любая законодательная реформа, имеет значимые последствия для развития всей системы российского права.
1. Первым этапом реформы стало обновление законодательства о выборах в 2002-2003 гг.
В новой редакции были приняты Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» 1 . Вышеназванные акты внесли ряд существенных изменений в избирательную систему России.
2. В 2004 г. различными органами власти были выдвинуты и новые инициативы по реформированию российской избирательной системы.
На федеральном уровне выборы в представительные органы государственной власти сейчас проводятся по смешанной системе. Однако практика выборов последних лет показала, что в федеральный парламент большая часть кандидатов избирается от политических партий. В связи с этим в ходе реформы избирательного законодательства 2005 г. введена полностью пропорциональная система выборов в Государственную Думу РФ.
На наш взгляд, введение пропорциональной избирательной системы на уровне Федерации вполне допустимо.
Другим существенным изменением избирательной системы России 2005 г. стало изменение порядка выборов глав регионов. Руководители субъектов РФ будут избираться не непосредственно населением, а региональными парламентами по представлению Президента РФ.
3. Сегодня российское государство предпринимает всяческие попытки обеспечить осуществление власти гражданами и оптимизировать избирательный процесс в России. Однако одних государственных усилий в этом направлении явно недостаточно. Представляется, что без реальных действий политических партий, а также граждан поставленные цели вряд ли могут быть достигнуты. На современном этапе развития российской государственности требуется более активное участие народа в осуществлении государственной власти, формирование и развитие гражданского общества. Это поможет обеспечить не только эффективность избирательных процедур, но и позитивно повлияет на всё дальнейшее развитие России и ее отношений с другими странами.
Говоря об избирательном праве и избирательной системе в Российской Федерации необходимо раскрыть целый ряд базовых терминов и понятий используемых в российском законодательстве.
Выборы – важнейший институт современной демократии, форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Выборы как конституционно-правовой институт политического регулирования решают несколько задач:
– во-первых, легитимируют власть. Именно посредством выборов, а не назначения, народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав;
– во-вторых, служат барометром политической жизни. Именно результаты выборов дают объективную оценку авторитету, «рейтингу» тех или иных политических сил, показывают настроения избирателей, определяют тенденции политической жизни;
– в-третьих, выборы представляют собой средство селекции политических руководителей и их политических концепций. Это дает возможность гражданам передавать руководящие функции и властные полномочия тем лицам и политическим силам, взгляды и программы которых показались избирателям наиболее убедительными.
Таким образом, выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важное проявление демократии, посредством которого граждане реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Прямые и косвенные выборы . Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др.
Всеобщие (общие) и частичные выборы . Всеобщие выборы предполагают участие в них всех избирателей страны (например, выборы нижней или единственной, реже - верхней палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы (иногда именуются дополнительными) проводятся, когда необходимо пополнить состав парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
Выборы бывают, кроме того,национальными (проводятся по всей стране) и региональными, местными (локальными) , посредством которых избираются органы местного самоуправления.
Выборы могут проводиться в один, два тура и более. Если выборы не состоялись, то проводятся повторные выборы.
Наконец, выборы бывают очередные и внеочередные . Как правило, такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки указанные в Конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.
Термин, «избирательная система », употребляется в двух значениях. В широком смысле – это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющее порядок выборов. В узком смысле, «избирательная система» – это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управленческих лиц.
Более простое определение термина «избирательная система» подразумевает под собой порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения, закрепленный в юридических нормах, а так же определяемый сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
Избирательное право в Российской Федерации предполагает использование различных избирательных систем.
Мажоритарная избирательная система – это один из основных способов проведения парламентских и иных выборов. При мажоритарной системе кандидат выступает в личном качестве (он может быть при этом выдвинут партией или другим способом) и для того, чтобы быть избранным, должен получить в избирательном округе, где он баллотируется, необходимое большинство голосов.
В зависимости от того, какое необходимое большинство установлено законом и сколько депутатов посылает в парламент или другой выборный орган каждый избирательный округ, различают несколько разновидностей мажоритарной системы.
При одномандатной системе относительного большинства территория страны разбивается на примерно равные по численности населения избирательные округа, в каждом из которых избирается один депутат и победителем считается тот из кандидатов, кто получил больше голосов, чем другие. Для этого достаточен один тур выборов.
При одномандатной системе абсолютного большинства для того, чтобы быть избранным, кандидат должен получить не только больше голосов, чем его соперники, но и собрать при этом более половины (50 процентов + 1) голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если в первом туре никто из кандидатов не добился такого результата, назначается второй тур, в который выходят два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов. Избранным считается депутат, получивший больше голосов, чем его соперник.
При многомандатной системе от каждого из избирательных округов избирается два (или более) депутата. Как правило, это однотуровые выборы по принципу относительного большинства.
Недостаток мажоритарной системы заключается в том, что она делает возможным резкое несоответствие числа мандатов, полученных политической партией или другими избирательными объединениями, количеству собранных голосов в масштабе всей страны (или региона, где проводятся выборы). Однако эта система дает возможность избирателю оценить личность конкретного кандидата, а не голосовать за партийный список (в значительной мере обезличенный).
Пропорциональная избирательная система , применяется только в условиях многопартийности. В отличие от мажоритарной избирательной системы избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.
Техника пропорциональной системы, как правило, такова: каждый субъект федерации (например, земля, автономный округ) или административно-территориальная единица (область, департамент) рассматриваются как избирательный округ, избирающий определенное число депутатов соответственно численности своего населения. Партии представляют списки, где число кандидатов равно, или, что встречается чаще, несколько больше числа подлежащих замещению мандатов.
Партия завоевывает столько мандатов, сколько раз определяемая математическим путем избирательная квота укладывается в число полученных списком партии действительных голосов. Порядок определения квоты устанавливается законом, при этом применяются различные способы.
В большинстве стран применяющих пропорциональную систему к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5 процентов (так называемый «заградительный барьер», призванный воспрепятствовать чрезмерной дробности политических групп в парламенте).
Преимущество пропорциональной системы в сравнении с мажоритарной системой состоит в том, что она дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Недостаток же заключается в том, что пропорциональная система делает выборы в значительной мере безличностными – многие кандидаты в партийных списках малоизвестны избирателям.
В современную эпоху во все большем числе стран пропорциональная система применяется в сочетании с мажоритарной (так называемая смешанная система).
Такая смешанная система была использована на парламентских выборах в России в 1993, 1995 и 1999 г.г. Половина депутатов нижней палаты – Государственной Думы избиралась по партийным спискам, а другая – по одномандатной однотуровой мажоритарной системе относительного большинства (для этого территория страны была разбита на 225 одномандатных избирательных округов).
Совет Федерации – верхняя палата – избирался в 1993 г. по двухмандатной однотуровой избирательной системе относительного большинства: каждый субъект федерации выступал в качестве избирательного округа. За всех избранных в Государственную Думу в одномандатных округах депутатов проголосовало около 40 процентов избирателей, принявших участие в выборах; процент проголосовавших за депутатов Совета Федерации был несколько выше.
В настоящее время верхняя палата Федерального собрания состоит из руководителей исполнительной власти и представительских органов субъектов федерации (т.е. по два члена Совета Федерации от каждого субъекта федерации).
В результате использования вышеуказанных избирательных систем в Российской Федерации созданы условия и гарантии реализации избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан, сформирована система независимых избирательных комиссий, развиваются и внедряются новейшие избирательные технологии.
С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.
Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.
Избирательная система включает в себя два основных элемента:
- теоретический (избирательное право);
- практический (избирательный процесс).
Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.
Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.
В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:
- назначение выборов;
- организация избирательных округов, районов, участков;
- формирование избирательных комиссий;
- регистрация избирателей;
- выдвижение и регистрация кандидатов;
- подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
- предвыборная борьба; о проведение голосования;
- подсчет голосов и определение результатов голосования.
Принципы демократических выборов
Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.
Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:
- всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
- равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
- прямое и тайное голосование;
- наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
- гласность проведения выборов;
- правдивое информирование избирателей;
- отсутствие административного, экономического и политического давления;
- равенство возможностей политических партий и кандидатов;
- добровольность участия в выборах;
- правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
- периодичность и регулярность выборов.
Особенности избирательной системы Российской Федерации
В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.
Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.
Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.
Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.
Виды избирательных систем
Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.
По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:
- мажоритарную;
- пропорциональную;
- смешанную.
Мажоритарная избирательная система
В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.
Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.
Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем
Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.
Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.
Смешанная избирательная система
В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.
Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.
В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.
На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы . Рассматривая данные системы, обратим особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.
· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Большинство бывает разным . Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (это 50% + 1 голос и более ). Такая избирательная система существует, например, в Австралии.
Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников .
Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу». О ней также говорят - «победитель получает все».
В настоящее время такая система действует в четырех странах - США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии .
Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы . Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.
При мажоритарной системе, как правило, возникают и упрочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями .
Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями . Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.
Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий.
Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем .
· Пропорциональная избирательная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов.
Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная . В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе .
При использовании пропорциональной избирательной системы преследуется цель обеспечения широкого и пропорционального представительства в органах власти политических партий, а также социальных и национальных групп .
Данная система способствует развитию многопартийности . Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.
Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разновидности . Существуют два ее вида:
· пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне . В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;
· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах . В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки . Остановимся на них подробнее.
К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства .
Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства .
Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику . Примеры США, Англии и других стран достаточно убедительно об этом свидетельствуют.
Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения парламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают .
Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей . В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных округов .
Как показывает опыт, сельское население голосует более традиционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов . Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.
Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти .
К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил .
Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества , в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.
Однако рассматриваемая система имеет весьма существенные недостатки . (Пример Италии, использующей данную систему: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства ).
Основные недостатки данной системы можно свести к следующему .
Во-первых , при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства . Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью.
Во-вторых , пропорциональная избирательная система приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.
В-третьих , при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая .
В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зависимости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламентариев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.
Недостатки пропорциональной системы очевидны и существенны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропорциональные избирательные системы .
Мировая практика показывает, что если мажоритарные системы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны .
Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств .
Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере .
В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.
1. Системы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма ;
2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом ;
3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению представителям некоторых политических сил в парламент .
Пример - избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от политической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в границах всей страны, в парламент не попадают . Такой «избирательный метр» используется и в ряде других государств.
Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем.
Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствий с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства .