Как устроен музыкальный бизнес. Новые бизнес идеи

Консультируя начинающих артистов и их представителей, я часто отвечаю на одни и те же вопросы и даю одни и те же рекомендации. В основном эти вопросы связаны с тем, что у людей просто отсутствует верное понимание механизмов работы шоу-бизнеса. Почти все они совершают одни и те же ошибки, которые со временем могут стать фатальными и обнулить все результаты проделанной работы. Данная статья призвана обезопасить первые шаги молодых исполнителей и их менеджмент от совершения критических промахов.


Нет никакого смысла просто загружать свою музыку в интернет, не лицензируя её. Сделать это совсем не сложно! Я уже рассказывал в предыдущих статьях, что артисты сегодня получают деньги даже за прослушивание людьми их музыки в социальных сетях. Каждое прослушивание песни в ВК в среднем приносит исполнителю по 1 копейке. Если тебе удалось добиться там 10млн прослушиваний своей песни, ты сможешь вывести 100 000 рублей! Это осуществляемые цифры даже для малоизвестного исполнителя, если следовать рекомендациям из статьи . 10млн прослушиваний – это 50 тысяч человек, прослушавших песню в среднем по 200 раз. Конечно, я оперировал гипотетическим примером, но ты же видишь, что это совершенно выполняемая задача! Чтобы у тебя была возможность собирать эти роялти (не только с ВК, но и с iTunes, Apple Music, YouTube, BOOM, Google Play Music, Яндекс.Музыка, ОК и со всех остальных), тебе нужно лицензировать свою музыку. Для этого тебе потребуется оригинальный мастер-трек в формате Wave и квадратная обложка песни в высоком разрешении. Эти файлы необходимо отправить дистрибьютору, который уже и займётся монетизацией твоего авторского права на всех площадках. Обычно финансовый отчёт дистрибьютора перед артистами (или продюсерами) происходит один раз в квартал. При этом ты можешь в любое время запросить количество прослушиваний и скачиваний, чтобы прогнозировать свои финансовые результаты. Только зарабатывая на своей музыке, ты можешь объективно оценивать и сравнивать эффективность проведённых промо-работ. Эта тема детально раскрыта в статье . Если ты не видишь реального результата, то тебе нечего анализировать. Помимо этого паблишер (дистрибьютор) защищает все твои авторские права, что, очевидно, снимает с тебя огромное множество головной боли. И найти такого дистрибьютора совершенно не сложно, в этом тебе поможет Google или любая другая поисковая система. Вводи ключевую фразу «дистрибуция музыки», и будет тебе счастье. Повторюсь, выпускать материал без его монетизации – не имеет никакого смысла! Серьёзные паблишеры (в особенности крупнейшие, например, Warner Music, Sony Music и другие) помимо песни с обложкой наверняка попросят тебя прислать им краткую биографию и промо-план выпускаемого релиза, прежде чем они согласятся на работу с твоим материалом. Причина такого требования заключается в том, что их доходом является оговоренный процент с монетизации выпускаемых песен. Соответственно, дистрибьютор хочет заработать на твоей музыке, и ему важно, чтобы она расходилась по людям. Небольшие выпускающие лейблы могут согласиться выпустить твою работу за фиксированную плату, не забирая у тебя никакого процента. Но в таком случае важно понимать, что паблишер не будет никак заинтересован в организации какой-либо промо-поддержки твоему релизу. С другой стороны, на свои первые релизы (не имея хотя бы небольшой активной аудитории), ты и так вряд ли получишь какую-либо промо-поддержку. Для информации, обычно такая поддержка состоит из нескольких базовых пунктов:
размещение релиза в рекомендованных новинках ВК и BOOM;
размещение баннера (анонс премьеры / плейлист новинок недели) на iTunes и Apple Music;
размещение баннера на мобильных площадках (рингтон вместо гудка);
рассылка релиза радиостанциям и телеканалам (если есть клип) с целью ротаций;
рассылка релиза телекомпаниям с целью синхронизации (саундтрек для сериалов и кино).


Если тебе знакома статья , то ты уже прекрасно понимаешь, насколько сильно может усложнить тебе карьеру неправильно подобранная для работы команда. В первую очередь важно обратить внимание на тех людей, которые работают над созданием твоего материала. Форма сотрудничества с командой по звуку может быть двух видов: артист оплачивает команде фиксированный гонорар за работу или выплачивает процент от роялти в течение какого-то времени (может и до конца жизни). В случае с долевым вариантом сотрудничества тебе нужно будет дать гарантии будущих оплат подписью на бумаге. Но прежде, чем отдать часть своего заработка, убедись, что ты работаешь с компетентными специалистами. Продюсеры, авторы, композиторы, режиссёры – они все должны как минимум чувствовать тебя и тот музыкальный жанр, в котором ты работаешь. При этом, крайне опрометчивым решением будет попытка копировать формат материала других русскоязычных исполнителей. Запомни, ещё ни один артист не стал популярным благодаря тому, что он по стилю был похож на что-то уже существующее. Даже если это «что-то» — нереально модное и стильное! Тебя просто будут воспринимать как очередную копию того, что популярно. Публика в основной массе будет воспринимать тебя как персонажа, который пытается повторить чей-то успех путём имитации. И даже если ты делаешь свой материал круче, люди всё равно будут видеть в тебе второго, повторяющего за первым. Публику может взорвать только свежий взгляд на продукт, просто вспомни все суперхиты последних лет! Время и Стекло, Скриптонит, Грибы, Элджей, Face – все они являются трендсеттерами. Трендсеттер – это инноватор, внедряющий новые тренды, которого копируют остальные игроки на рынке и поэтому навсегда остаются в его тени. Если ты пишешь песни и музыку сам или заказываешь всё это у третьих лиц, ориентируясь исключительно на уже существующие в русскоязычном сегменте проекты, то ты скорее всего обрекаешь свою карьеру на небытие. Убедись, что твой продукт уникален, и ты точно даёшь слушателю что-то новое. Только своей неповторимостью можно завоевать искреннюю любовь публики. И как я уже повторял сотни раз на протяжении многих лет – твой голос не является твоей уникальностью. Так могут думать только неопытные молодые артисты! Если твой голосовой тембр и его частотный диапазон не выходит за пределы человеческого (например, ты какое-нибудь другое животное), то, объективно, ничего уникального в твоём голосе нет! Ты, возможно, умеешь его использовать каким-нибудь интересным образом, но это уже речь о технике постановки вокала, мелодии и вокального ритмического рисунка, а далеко не об уникальности голоса. Фактор востребованности продукта в музыкальной сфере аналогичен фактору востребованности продукта любого другого вида бизнеса: чем он более эксклюзивный, тем выше на него спрос. И это касается далеко не только музыкального материала. Данное утверждение также применимо по отношению к видеоклипам, концертным шоу-программам и даже позиционированию артиста. Большинство деятелей российского шоу-бизнеса прекращают своё развитие после достижения определённых высот – именно в этом заключается основная причина такого сильного отставания отечественной музыки от западной. Дистрибьютор или музыкальный лейбл может выплатить артисту аванс для съёмок клипа на перспективную песню, но он должен быть уверен в хитовости работы. Поэтому, пока все будут впаривать тебе «делать как все» или «делать как те», найди свою собственную нишу и захвати её. Пусть в этой серой массе ширпотреба теряются другие артисты, но не ты. Статьи на этом сайте тебе в этом помогут.


Теперь разберём формы продвижения артистов, которыми наиболее успешно пользуются профессионалы рынка. С маркетологами, рекламщиками и специалистами по связям с общественностью (PR-менеджерами) финансовые взаимоотношения могут быть совершенно разными. Первые двое могут работать по конкретному прайс-листу, за фиксированный ежемесячный гонорар (при этом артист дополнительно покрывает расходную часть) или за процент от заработка с проекта или его отдельных точек монетизации. Стоимости и цены могут быть совершенно разными, они зависят от навыков и компетенции специалистов. Дабы избежать сотрудничества с дилетантами в маркетинговой области, изучи материал . И ещё один очень важный момент: если тебя просят занести конверт радиостанции или телеканалу для получения ротации, ни в коем случае не соглашайся на эту сомнительную авантюру. Причины такой принципиальной позиции ты можешь найти в статье . Самым главным заблуждением исполнителей, которые переобщались с представителями рынка «старой гвардии», является ошибочная мысль о том, будто ротация и эфиры на радио/тв могут сделать артиста известным. Я уже приводил статистическую разницу и анализ охватов аудитории радиостанций, телеканалов и интернет-ресурсов в статьях и , поэтому не вижу смысла дублировать одну и ту же информацию много раз. Сегодня наиболее эффективная последовательность продвижения материала в музыкальном деле обычно состоит из следующих базовых элементов:
1. В день премьеры (+ ближайшие 2-3 суток) материал активно распространяется через интернет. Маркетологи прикладывают все усилия, чтобы количество прослушиваний (стримов) и скачиваний релиза достигли нужных показателей для попадания в топ-чарты и хит-парады всех цифровых площадок. Для этого обычно используется комбинация «посев + таргетированная реклама» в социальных сетях, а также нативная и контекстная реклама интернет-ресурсов вне социальных сетей. Оказавшись в популярных разделах, твоя музыка будет продолжать распространяться без каких-либо дополнительных усилителей, поэтому первые дни жизни песни или клипа являются наиважнейшими;
2. Параллельно первому этапу по информационным изданиям (в том числе блогерам) производится массовая (или целевая) рассылка пресс-релиза с новостью о премьере. Если в команде артиста присутствуют грамотные PR-специалисты, то в пресс-релизе будет скорее не анонс/рецензия с премьерой, а приуроченный к ней инфоповод. О том, читай в соответствующей статье;
3. На следующий (либо через) день после премьеры релиз массово рассылают по всем подходящим по формату радиостанциям/телеканалам, указывая на его высокие позиции в этих топ-чартах. Такие аргументы в несколько раз увеличивают шансы попадания материала в эфир. Кроме того, большинство крупных радиостанций сейчас выбирают себе песни для ротаций не из входящей почты, а из списка популярных в интернете песен. Ранее я подробно рассказывал о том, ;
4. В дополнение к предыдущим элементам может быть разработано и внедрено огромное множество разнообразных способов донесения своего материала до целевой аудитории. В статье я приводил несколько действенных примеров того, как мы продвигали разный материал известных и начинающих артистов. Можешь украсть у меня эти методы промо, я совершенно не против!


Теперь разберём наиболее прибыльную часть деятельности артистов – выступления. Если ты привлекаешь к этому делу кого-то близкого, без опыта работы, ему в первую очередь нужно ознакомиться со статьёй . В идеале тебе нужно завести себе такого сотрудника, который будет ежедневно предлагать твои сценические услуги клубам, концертным площадкам и частным заказчикам. Платить ли ему за эту работу фиксированный оклад? Спорный момент, и на него нет однозначного ответа. Высококлассный специалист не будет делать свою работу без гарантированной оплаты, однако менеджер всегда лучше замотивирован, если его заработок напрямую зависит от объёма выполненных задач. В идеале – договориться с ним о небольшой фиксированной ставке, которая сверху премируется оговоренным процентом от выполненных им обязательств. Это классическая схема мотивации менеджера по продажам в любом виде бизнеса. Часто мы стараемся создать гибкую систему мотивации, при которой, выполняя бонусный норматив (например, более 15 продаж за месяц), концертник получает дополнительное вознаграждение – его премиальный процент становится, например, не 10%, а 15% с продаж. Но в случае невыполнения концертником минимального плана продаж, придётся совсем лишить его премиальных. Важно оговорить все эти условия и тонкости на берегу. Процесс активной продажи шоу-программ требует времени и наработки. Поэтому вполне вероятно, что первые месяц-два его работы будут не самыми впечатляющими. И это вполне нормально!

Основы музыкального бизнеса . Возможно, ты заметил, что курс, написанный и опубликованный в 2015 году, куда-то пропал. Спешу заверить, что с ним всё хорошо, он жив, здоров и не жалуется. Просто рынок меняется, и курс потребовал переработки информации под сегодняшние реалии. В нём будут более подробно описаны системы работы шоу-бизнеса и этапы становления начинающего артиста. А пока он дописывается, ты можешь прочитать другие статьи на этом сайте и подписаться на

Заработок человеку приносят, как правило, его знания, умения, навыки и таланты. Работа в сети становится все более распространенной, активно завлекая представителей новых сфер деятельности.

Что сегодня предлагает Всемирная паутина человеку, наделенному музыкальным талантом? Каким образом можно заставить работать на себя полученное музыкальное образование?

Наиболее популярными интернет-площадками для продажи музыкальных произведений и услуг (которые также являются довольно востребованными) сегодня считаются:

  • аудио-стоки;
  • собственные сайты;
  • фриланс биржи.

Продажа музыки на аудио-стоках

В настоящее время существуют ресурсы (как зарубежные, так и отечественные), с помощью которых продаются и покупаются музыкальные произведения, звуковые эффекты, лупы, сэмплы и прочие аудио файлы. Такие сервисы работают как посредники между музыкантом и потенциальным покупателем музыкальной продукции в сети Интернет. Взимая небольшой процент от стоимости каждой совершенной сделки, такие компании помогают встретиться музыканту, продающему свое произведение, и покупателю. Исполнитель получает с каждой продажи 25-70%, остальное – комиссия самого аудио-стока.

В таком проекте музыкантам нужно лишь зарегистрироваться и загрузить свои произведения. Дополнительные нюансы – реклама файла, способ оплаты – варьируются на разных сайтах. Музыкальное произведение, удачно записанный звук или исполнение будет доступно для продажи круглые сутки, без перерыва на обед, выходные и праздники в режиме онлайн.

Стоит обратить внимание, речь идет не об однократном заработке музыкой в интернете. Одни и те же музыкальные файлы будут продаваться десятки, сотни, тысячи раз уже без непосредственного участия автора, которому остается лишь наблюдать за накоплением денежных средств.

Так, музыкантам, выставившим на продажу 40-60 хороших композиций, не составляет никакого труда зарабатывать 400-500 долларов в месяц.

О высокой вероятности продаж говорит и регулярная посещаемость таких сайтов – сотни тысяч посетителей в сети за сутки. Как правило, покупают аудио файлы на таких сервисах ди-джеи, дизайнеры-оформители, реже – простые слушатели. Ищут они звуковые эффекты и музыку для рекламы, заставок, флеш-роликов, подбирают музыкальное сопровождение при написании компьютерных игр, программного обеспечения и приложений, а также оформлении сайтов и веб-страниц.

Как производится покупка?

Продавая какое-либо произведение, музыкант продает и авторские права на его использование, покупателю выдается лицензия. На аудио-стоках, как правило, предлагается два вида лицензий.

Для некоммерческого использования. Стоимость ее невысока, примерно от 1 до 20 долларов в зависимости от самой композиции и условий портала.

С расширенными правами, предполагающая коммерческое использование. Конкретные условия прописаны в договоре. Стоимость такого произведения в десять-пятнадцать раз выше в сравнении с предыдущим вариантом.

Условия продаж на сайтах различаются. В одном случае сумма определяется количеством скачивания композиции, к примеру, 99 центов – за одно скачивание. В другом – чем популярнее композиция, тем выше ее стоимость. Наибольшим спросом пользуются различные оригинальные звуки, чистая инструментальная музыка, а также всевозможные необычные композиции разных жанров и продолжительности.

Приобретая композицию по договору коммерческого использования, покупателем не предполагается вечное пользование аудиозаписью в коммерческих целях. Допустим, куплено оформление для музыкальных открыток, выпущен оговоренный тираж, после чего сроки договора исчерпываются, и покупатель уже не имеет права использовать данную мелодию.

Стоимость различных произведений колеблется в зависимости от их качества, сложности исполнения и популярности. Так, простой набор из трех звуков и приятного женского голоса длительностью 8 секунд продается музыкантом за 5 долларов (его, к примеру, уже купили 135 человек, заплатив 1080 долларов, и продажи продолжаются). За более длительную подобную композицию 340 человек выложили по 12 долларов, суммарно 4080 долларов. За необычные, качественные и небольшие по длительности композиции авторы просят до 1000 долларов, и продажи активно осуществляются. Исполнитель с особенными голосовыми данными также имеет большие шансы обратить внимание покупателей и хорошо заработать.

Собственный сайт и его преимущества

Создание личного пространства в сети дает музыканту широкий спектр возможностей. Это может быть ваша страничка в социальных сетях, блог или сайт, а в случае успеха – полноценный музыкальный бизнес.

Благодаря этому можно давать видео уроки игры онлайн на музыкальном инструменте либо делиться другими знаниями и навыками в музыкальной сфере. Талантливых композиторов и аранжировщиков гораздо меньше, чем умельцев взять два аккорда на гитаре. Можно участвовать в создании аранжировок и записей других музыкантов, всевозможных реалтонов и рингтонов для телефонов, звукового оформления компьютерных игр, сайтов, приложений. Популярно талантливое сведение чужих композиций, также пользуются спросом услуги по написанию музыки на заказ.

Навыки опытного профессионала в записи звука различных инструментов, голоса, сведении и наложении композиций, создании альбома будут полезны для начинающих музыкантов.

Любые нестандартные музыкальные способности могут стать хорошей основой для авторского мастер-класса. Интернет поможет музыкантам рассказать о себе и своих талантах, собрать группу почитателей и организовать занятия для всех желающих.

Организовать фан-сообщество из поклонников своего таланта на собственном сайте легко.

Таким образом, исполнитель сделает свое творчество более известным и доступным, а за популярностью придут и новые предложения как творческие, так и финансовые. Люди, заинтересованные в творчестве музыканта, окажут и моральную, и материальную поддержку, покупая произведения любимого автора в сети.

Фриланс биржи для музыканта

Предложить свои услуги по обработке музыки, написанию мелодий и аранжировке музыканты могут на фриланс биржах.

Для успешной работы рекомендуется зарегистрироваться сразу на нескольких биржах и создать максимально развернутое портфолио. Насколько точно и подробно будет описание того, чем музыкант занимался, его таланты и возможности, а главное – опыт, тем больше у него шансов на успех. После регистрации можно будет ознакомиться с актуальными предложениями и выбрать подходящий для себя заказ. Если оплата и сроки выполнения устраивают, нужно подтвердить заявку и приступить к работе.

Чаще всего на фриланс биржах востребованы услуги, связанные с музыкальным оформлением рекламных роликов, спектаклей, компьютерных игр. Начав с небольших заказов, можно выйти на крупных заказчиков из разных сфер бизнеса, получить работу по музыкальному оформлению, например, крупных спортивных событий, телеканалов, кино или театральных спектаклей.

Интернет дает безграничные возможности очень многим профессиям. И если еще несколько лет назад трудно было представить, как хороший музыкант может иметь отличные заработки, не выходя из дома, то сегодня это стало приятной реальностью.

Очень много музыкантов испытывают сложности от недостатка денежных средств . Играя даже с известными исполнителями, нет 100% уверенности в высоком заработке или стабильности . В этой статье мы расскажем о том, как заработать музыканту

20 способов заработка для музыканта

1. Живые концерты
Самый верный и простой способ заработать — это конечно же живые концерты. Этот способ был, есть и всегда будет популярным вариантом заработка.

2. Продажа CD-дисков
Выступая на концертах, можно продавать диски с вашими записями. Несмотря на то, что век CD-дисков практически закончился, на их продаже также можно немного заработать, т.к. диски могут быть отличным сувениром, и участники группы могут их подписать.

3. Продажа виниловых дисков
В 2013 г. продажи виниловых дисков выросли на 30%. Имейте также небольшое количество записей на виниле, это может оказаться дополнительным доходом.

4. Вещи с символикой
Этот вариант хорошо подойдет в случае, если вы известный музыкант и постоянно выступаете. Вещи с вашей символикой (кепки, футболки, сувениры) возможно будет хорошим заработком.

5. Web продажи
Есть много вариантов продавать музыку в интернете — через свой сайт, iTunes,Bandcamp и т.д. Некоторые ресурсы берут процент.

6. Цифровой контент
Вы можете продавать книги в PDF формате в которых говорится о вас и вашем творчестве, также там могут содержаться аккорды, тексты песен или ноты. Видео с концертов тоже могут продаваться.

7. Краудфандинг
Это тоже может послужить источником дохода. Краудфандинг это когда люди добровольно собирают и объединяют свои средства вместе, чтобы поддержать и помочь другим людям в их стараниях.

8. Выплаты за использование музыки
Для этого вам необходимо состоять в организациях по защите прав. В России это РАО. Если вашу музыку используют в рекламе, концертах, кино или в любых других местах, вам должны отчисляться определенные средства.

9. Цифровые выплаты
Использование вашей музыки на сервисах интернет-радио тоже может принести вам определенный гонорар.

10. Лицензирование
Вам заплатят за лицензию, если вашу музыку разместят в кино, тв-шоу или рекламе.

11. YouTube
Правообладателям идут отчисления средств от рекламы, если ваша музыка используется в роликах на YouTube,

12. Работа сессионным музыкантом
Вы можете выступать с группами на концертах или работать на студии, записываясь для музыкальных проектов.

13. Написание песен
Если у вас есть опыт в создании музыки и вы делаете это очень хорошо, то вы можете хорошо заработать, написанием песен или созданием аранжировки для других музыкантов, также можно писать музыку для телевидения или кино.

14. Исполнение чужих песен
Играя каверы на известные песни в ресторанах на корпоративах и свадьбах, можно отлично заработать. Многие музыканты этого не одобряют. Но в условиях сегодняшней ситуации на музыкальном рынке и предпочтениях слушателей, выбирать особо не приходится. Интеллектуальную и высокохудожественную музыку «наш» слушатель не воспринимает, поэтому этот вариант вполне приемлем для многих даже профессиональных музыкантов.

15. Спонсирование
Если вы имеете большое количество фанатов, компании могут предложить спонсировать вас. Это выгодно обеим сторонам, вас спонсируют средствами, предоставляют бесплатную продукцию или услуги, а компании делают свою рекламу вашей аудитории.

16. Уроки музыки
Обучение игре на музыкальных инструментах — это один из основных источников дохода для музыканта.

17. Эндорсмент
Если вы хороший и довольно известный музыкант, вы можете стать Эндорсером (англ. endorser - сторонник) — музыкант, использующий инструменты какой-либо фирмы по контракту. Это нельзя рассматривать как прямой источник доходов, но косвенно это может стать дополнительным доходом.

18. Табулатуры
Можно немного подзаработать создавая табулатуры в формате gtp , снимая партии инструментов новых треков различных групп, либо старых, если табулатуры на эти треки отсутствуют. Это так же продается через интернет.

19. Продюссирование
Вы можете создавать различные музыкальные коллективы, или шоу-группы, и получать процент с их выступлений.

20. Продажа музыкальных инструментов или оборудования
Конечно, чтобы заниматься этим видом деятельности, необязательно быть музыкантом, но если у вас будет определенный опыт и знания — это будет только плюсом для вас.

Чтобы заработать не достаточно иметь талант и быть просто музыкантом. Необходимо обладать многими качествами, такими как усидчивость, трудолюбие, смекалка, общительность, упорство и т.д.

С помощью описанной выше информации вы сможете зарабатывать больше. Экспериментируйте, пробуйте, будьте смелыми в своих решениях.

Если вы знаете другие способы заработка музыкой — регистрируйтесь, комментируйте, делитесь с нами информацией и опытом.

Всем удачи и успехов!

Так как же добывают хлеб насущный опытные музыканты? Существует несколько самых простых способов заработка музыкой.

Первый – это игра на улице, либо в переходах. Если имеется хороший репертуар, например, игра известных произведением каким-то своеобразным способом, да встать в хорошем месте, можно за месяц заработать и пару тысяч долларов. Но это надо быть профессионалом, артистом, виртуозом, уметь за доли секунды (пока идет человек мимо) завоевать его внимание и тронуть его сердце.

Второй популярный способ заработок на музыке – игра в ресторанах. Собираете хороший коллектив, издаете репертуарный сборник песен на 100 и играете. Конечно, мало приятного играть попсу и шансон, но именно на такой музыке можно сделать немало денег. Кстати, многие в ресторане обходятся клавишником и гитаристом, а можно и вовсе играть на клавишах и петь. Либо на гитаре с «минусом», т. к. люди должны иметь возможность потанцевать. Зарплата лабуха составляет от 10 до 60 тысяч рублей.

Как зарабатывают музыканты, не желающие опускаться до уровня перехода и ресторана? Они выбирают корпоративы. Например, группа Apple Jack Band выбрала себе стиль кантри – вот их и зовут играть на приемы в посольства, вечеринки олигархов и другие элитные места. Кроме того, они достаточно востребованы в клубах и ресторанах. То есть профессиональное кантри для России – это всегда гарантия организаторам вечеринки не ударить в грязь лицом. То же самое можно сказать о джазе, классической музыке или инструментале. Например, тот же Дидюля – тоже частый работник корпоративов. Его музыка профессиональна, нейтральна и с претензией на культурность. А вот если подумать, как зарабатывают музыканты, играющие рок-музыку, то ответ очевиден, что их шансы заработать очень малы. На клубах и концертах, собирающих в Урюпинске 100-200 фанатов, не заработаешь даже на пиво.

Еще один отличный способ заработка на музыке – давать частные уроки. В принципе, у гуру гитарной техники или у опытных барабанщиков, заработка уроками хватает на жизнь. Вот только это должен быть безупречный профессионализм. Именно он обеспечивает хорошую репутацию. Репутация падает, падают и заработки. Вот, например, гитарист May Lian давал-давал свои мастер-классы, да в них и сел в лужу, потому что не смог ответить на элементарный вопрос аудитории о музыкальной грамоте. Вполне очевидно, что это «физкультурник», наработавший технику, но никак не профессионал музыки и брать у него уроки вряд ли имеет смысл.

Волка кормят ноги, а музыканта – гастроли. Вообще, оплата музыканта зависит от популярности группы, типа ее музыки, а также таланта директора и импресарио коллектива. Группа «Король и шут» в свое время рубила колоссальные деньги. Сейчас если им задать вопрос, сколько зарабатывают музыканты их группы, они, скорее всего, пошлют тебя подальше, т. к. на гастролях группа не может собрать даже половину зала. И если Пётр Налич всегда может пойти сыграть на корпоративной вечеринке, «Король и Шут» на такое мероприятие в жизни никто не позовет. Так что панк, хард и прочие тяжелые стили – самые невыгодные в плане заработка. Музыкальный заработок на гастролях составляет примерно от 50 до 300 долларов за выступление. То есть в расчет берется рядовой музыкант, например, гитарист. Чтобы жить красиво, надо много-много выступать, играть несколько концертов в неделю. Для этого нужна хорошая программа и раскрученный коллектив. Хотя и там заработки не столь высоки. Например, многие были бы шокированы, узнав, сколько зарабатывают рок музыканты такой популярной группы как «Ария». Так вот, заработок Владимира Холстинина составляет чуть больше 80 000 рублей в месяц. Сами понимаете, не такие это огромные деньги, чтобы из-за них всю жизнь сидеть по 10-12 часов согнутым над грифом. В то же время, Володя считается успешным музыкантом, он не ездит на «Бентли», он рассекает на BMW среднего уровня. Вот и считайте, может ли быть шоу-бизнес на рок-музыке быть высокодоходным.

Среднемесячный заработок - от 0 до 5000 рублей

Музыкой я занимаюсь около 15 лет, в разное время - с большим или меньшим погружением. Бывало, когда я не играла в группах, но училась в музыкальном колледже. А одно время работала на двух работах, училась в двух учебных заведениях, репетировала по 2–3 раза в неделю и не реже раза в месяц играла концерты. Почти не спала тогда.

Около полугода назад я решила отказаться от любой работы, которая отнимала бы больше четырех дней в неделю. Потому что поняла, что нужно отказаться от запасных подушек и заниматься только музыкой.

Я работаю, как и все, каждый день: пишу музыку, свожу, снимаю, монтирую, сижу в фотошопе или просто генерирую идеи.

В месяц я играю от двух-трех до 10 концертов. С «Фанни Каплан» в среднем гонорар - 15 000 рублей (но это на троих). Самый крупный гонорар у нас был 350 евро (но это в Европе).

В электронном проекте Rosemary Loves a Blackberry я, наоборот, трачу свои деньги. Например, на такси, чтобы добраться ночью после концерта домой. Или 600 рублей на репетицию - иногда необходимо ходить на репбазы, чтобы прогнать в условиях, больше похожих на концертные. Чтобы снимать клипы, часто нужна студия, которая стоит денег. Для записи мне нужны какие-то вещи, например звуковая карта. Постоянно что-то нужно, но денег нет. Максимальный гонорар, который у меня был в сольном проекте - пять тысяч рублей.

Работала я в совершенно разных местах: продавцом-консультантом, в кол-центре, видеомонтажером, снимала в детских садах директрис, сидящих в кабинете с триколором и портретом Путина (они не упускали возможности обмануть и недоплатить). На данный момент я не работаю уже полгода. Последний мой приработок длился пару месяцев прошлым летом и позволил мне раздать долги, а также впервые за два года подарить подарок парню.

Из-за отсутствия денег я постоянно что-то продаю. Очень радуюсь, когда покупают винил «Фанни Каплан». Он стоит 1500 рублей, с одной продажи удается прожить неделю. Сейчас продаю пианино и Korg Electribe - это последнее из того, что я могу продать, больше ничего не осталось. Но в данный момент даже при желании не могла бы устроиться на работу, так как весь май проведу в туре.

С одной стороны, я безумно устала от нищеты. С другой стороны, я счастлива в своей творческой свободе. Я бы хотела стать полноценным музыкантом в общем понимании слова, гонять по миру, играть свою музыку, кормить себя своим творчеством - вот это все. Больше мне ничего и не надо.

Это забавно, но иногда я даже начинаю задумываться о каких-то эзотерических практиках, чтобы наладить взаимоотношения с деньгами.

Среднемесячный заработок - от 30 до 200 тысяч рублей

Антон Сергеев

Кудесник leap motion под псевдонимом Антон Маскелиаде

Среднемесячный заработок - от 200 000 до 350 000 рублей

Андрей Пушкарев

Российский техно-диджей со стажем, обосновавшийся в Берлине

Музыкой я занимаюсь с 1996 года, если говорить о диджейской карьере. В Москву я переехал в начале 2000-х. А с 2009 года стал посвящать музыке все время - только диджеинг, только выступления, только гастроли и все остальное. И только в последние три года я стал себя чувствовать стабильно в финансовом плане.

Раньше прочно встать на ноги не получалось, потому что мой музыкальный формат накладывает определенные ограничения. По сравнению с людьми, которые играют EDM, я все-таки в андеграунде - у нас меньше площадки, масштаб мероприятий, примерно в десятки раз. Но это мой осознанный выбор. Если бы я хотел только зарабатывать деньги, я бы играл совершенно другую музыку. Думаю, тогда и финансовый успех наступил бы быстрее.

В октябре прошлого года я переехал в Берлин. Сейчас живу между Москвой, Берлином и Парижем. За границей я гастролирую с 2007 года. Процентов 90–95% моих выступлений сейчас за пределами России.

В месяц у меня 4–6 выступлений. Это главная статья дохода. Ведь в моем музыкальном сегменте зарабатывать продажей музыки - это почти нонсенс. Жить на это точно невозможно. Интернет внес в музыкальный бизнес свои коррективы, вся музыка есть онлайн, как бы ты ни фильтровал. А если говорить о vinyl-only-истории, то это маленькие тиражи и тоже не те суммы, на которые можно прожить. В моем случае релизы - это пиар-инструмент, работа на будущее. Это важная составляющая профайла артиста, которая в итоге тоже влияет на размер гонорара.

Сумма моего гонорара варьируется. Есть минимальный прайс, но я бы обошелся без цифр. Уровень гонорара во многом определяется экономикой страны в целом. Гонорар за мероприятие на 300 человек в Швейцарии, условно говоря, эквивалентен гонорару за мероприятие на 600 человек в Венгрии. Потому что в Венгрии вход дешевле и люди оставляют меньше денег в баре. В России долгое время было много вечеринок с бесплатным входом, потому что была куча спонсорских денег. Сейчас ситуация поменялась, все зарабатывают от входа - как в Европе.

Могу сказать так: пока график выступлений у меня расписан на три месяца вперед, из-за денег волноваться не нужно.

У меня есть агент и менеджер - они работники парижского лейбла, агентства дистрибуции и рекорд-стора . Агент - это человек, который продает выступления. Менеджер - человек, который занимается representation, имиджем артиста. Как он представлен, какие про него пишут статьи, какие фотографии у него, что о нем знают промоутеры. Поддерживает профайл артиста, короче говоря.

Агент берет 15 процентов сверх той суммы, на которую мы договорились с организаторами мероприятия. То есть эти деньги от меня никак не отнимаются. А менеджер берет 15 процентов из моего гонорара - ему я фактически плачу зарплату. Соответственно, мой доход - это гонорар минус налоги и минус зарплата менеджера. С нынешним агентом я работаю уже два года, с менеджером - год.

В Германии я так называемый фрилансер. То есть у меня есть доход, есть расход, а все, что остается, - с этого платится налог. Для того чтобы следить за этим, у меня есть налоговый консультант. Все документы на немецком, и я сам пока не очень понимаю всех тонкостей.

Помимо профессиональных доходов есть еще и профессиональные расходы. Для меня это прежде всего пластинки. Но в Германии, и это огромный плюс, профессиональные расходы могут не облагать налогом, а в некоторых случаях даже возвращают НДС. Например, я покупаю в месяц 70–80 пластинок, это 700–800 евро. Это мои профессиональные затраты, по закону мне положен возврат 19 процентов НДС, которые каждый месяц приходят на банковский счет.