Кусково: дворец с партером и оранжереи. Большая каменная оранжерея Что хранит Большая каменная оранжерея

Крупнейший из павильонов графской усадьбы Кусково – Большая каменная оранжерея построена в 1763 году крепостным Шереметева, зодчим Федором Аргуновым.

В центре здания доминирует восьмигранный двухэтажный корпус, от двух боковых граней отходят слегка наклоненные галереи с декоративным остеклением. Заканчиваются они симметричными цилиндрическим постройками с полусферическими куполами. Все три входа оборудованы расходящимися веером спусками, на кровле галерей и павильона установлены балюстрады.

Большая каменная оранжерея вместе с главной постройкой усадьбы – графским дворцом в Кусково ограничивают с юга и севера площадь Партер. Взаимное расположение построек хорошо видно на высотном фото, где дворец у пруда является южной границей. По сторонам центральной площади – два квадрата насаждений, очерченных дорожками. Строгая симметрия в усадьбе выдерживалась намеренно, как дань моде в садовом дизайне.

В центре западного квадрата просматривается павильон , в центре восточного восстановлен . Большая каменная оранжерея словно продляется к востоку Американской оранжереей, дворец также имеет сбоку несколько построек, первая – старейшая в усадьбе , далее Грот и Итальянский домик на берегу одноименного малого пруда.

Подобно многим строениям усадьбы, Большая каменная оранжерея увековечивает заслуги рода Шереметевых. Это заметно и внутри, по обилию портретов и бюстов, так и снаружи зданий. В архитектурном оформлении и главного дворца, и менее значительных зданий используется графская символика.

Над главным входом Большая каменная оранжерея имеет, среди лепных узоров и завитков, изображения основных геральдических фигур и символов герба древнего рода. Здесь львы со щитом, на нем два прусских креста, вверху графская корона. Графское достоинство было пожаловано Борису Шереметеву, будущему фельдмаршалу, в 1706 году Петром Первым за усмирение астраханского бунта. Девиз на латыни означает: Бог сохраняет все.

Боковой ракурс наиболее подробно представляет устройство паркового строения. Большая каменная оранжерея выглядит оригинально за счет сочетания наклонных плоскостей остекления галерей и прямых стен корпусов, своеобразной конструкции расходящихся веером лестничных маршей. Центральный оборудован ступенями, а крайние – пологими входами.

Что хранит Большая каменная оранжерея

Шереметевский графский герб повторен и внутри павильона, в высоком вестибюле центральной части строения. Ниже помещен парадный портрет Бориса Павловича Шереметева, виднейшего представителя семейства, родоначальником которого был некий давний предок, общий с родом Романовых. Под портретом установлены живописные керамические вазы с цветочными букетами.

Парные вазы предоставлены Музеем керамики, составляющими с усадьбой Кусково единый комплекс. Его экспозиция располагается в правом, восточном крыле Большой каменной оранжереи. На левой стене вестибюля помещено необычно объемистое описание картинной галереи, от истории художественных собраний вообще до конкретных экспонатов.

Кусковское собрание портретов знатных особ, которое хранит Большая каменная оранжерея, включает более чем 120 полотен, написанных русскими и иностранными мастерами. Это вовсе не фамильная летопись, в коллекции не так много изображений представителей рода Шереметевых. Историческая ценность картинной галереи в широком охвате персонажей прежде всего российской истории, но и не только.

Российские властители представлены наиболее широко, особенно семейство Романовых, по происхождению родственное Шереметевым. Сохранились также портреты их предшественников, из рода Рюриковичей, в том числе Ивана Грозного. Представлены знатные придворные, государственные деятели и военачальники вплоть до конца XVIII века.

Изначальный владелец здешних земель князь Алексей Михайлович Черкасский, породнившийся через женитьбу дочери с Шереметевыми, изображен на верхнем левом портрете. Ниже – Федор Алексеевич Головин, опекавший Петра Первого в начале царствования по просьбе его отца Алексея Михайловича и спасший от стрелецкого мятежа.

Портрета самого фельдмаршала Борис Шереметев не быть в картинной галерее просто не могло. Его портрет большего размера, чем другие, помещен напротив входной двери. Преданный петровский денщик, затем светлейший князь и генералиссимус Меншиков запечатлен на картине в середине правого вертикального ряда.

Властители России и Европы

На представленных в обзоре фото нет портрета Петра Великого, но в его отсутствие здесь никто не поверит. Есть в галерее и портрет великого реформатора и других правителей Российской империи. Вторая жена Петра I, императрица Екатерина I – в центре первого квадрата из девяти портретов. Ниже, возле бюста – правившая после нее Анна Иоанновна.

Екатерину Великую многие отыщут самостоятельно. Подсказка в том, что на ее голове главная корона Российской империи. Перед императрицей Золотого века страной правила дочь Петра, Елизавета Петровна, а на двоих эти две дамы царили целых 54 года. Портрет Елизаветы отыщите самостоятельно, по иллюстрации обзора или при личной поездке. И кто такие — дети на двух последних портретах?

Осталось упомянуть о европейских монархах, которых представляет Большая каменная оранжерея в графской картинной галерее. Многие известные личности здесь представлены, например, австрийская императрица Мария Терезия, правившая 40 лет. Здесь и ее дочь Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, казненная на гильотине французской революции, в том числе за передачу соотечественникам-австрийцам военных секретов Франции.

Удивляет женская красота супруги Георга Третьего, Софии Шарлотты, которой приписывают внедрение наряженных елок на городских улицах. Известна знанием ботаники, участием в создании Королевского ботанического сада и изобретением яблочного десерта — шарлотки из запеченных в тесте фруктов, который известен и популярн во многих странах. Присутствуют портреты Людовика XV Бурбона, испанского монарха Карла Третьего и других.

После постройки Большая каменная оранжерея использовалась по прямому назначению, в ней растили южные фрукты для угощения и удивления гостей. Здесь также зимовали экзотические растения, на лето их выставляли в парк. Размещение живописной коллекции вынудило закрыть наклоненное внутрь остекление, чтобы развесить портреты, а глухую стену оформили так же для симметрии. Разница только в едва видимых участках остекления вверху и колоннах по одной стороне.

Последние впечатления

Сейчас Большая каменная оранжерея используется исключительно как выставочное помещение, как хранилище значительных исторических и художественных ценностей. Безусловно ценно и само здание, наряду с портретами – еще и собранием мраморных бюстов, и образцами уникальной мебели. Построение и оформление экспозиции очень напоминает Военную галерею героев войны 1812 года в Зимнем дворце питерского Государственного Эрмитажа.

Выставленный в углу большого зала шикарно инкрустированный стол не сразу замечают большинство посетителей, увлеченных изобилием портретов. Заметившие же рассматривают в подробностях искусные рисунки из более темной древесины, бронзовые вставки и накладную фурнитуру. Необычна форма передней стенки с фигурным вырезом.

Музей керамики хотя и объединился еще в советские времена с приютившей его усадьбой, однако вход на территорию его экспозиции отдельный. Благо, что Большая каменная оранжерея конструктивно словно предназначена для двух отдельных экспозиций. Восточный вход ведет на выставку фарфоровых и стеклянных изделий старинных предприятий, как российских, так и зарубежных.

Поражают только различные порядки в разных частях здания, общего для всего учреждения, и именно категорический запрет на фотографирование. В наше время, когда фотоаппараты совмещают со всем подряд, это даже смешно. Казалось бы, чем больше сделают фото, тем большее число людей их увидит и может пожелать посетить выставку, а она действительно того стоит. Наши корреспонденты рисковать репутацией не стали и засняли только один, безразличный для служительниц экспонат, угадайте – какой?

Фарфорового Ленина фотографировать не запретили, или не заметили страшного преступления. Между тем фарфор для бюстов вождей использовали редко, скорее даже в единичных случаях. Миллионами тиражировали Ильичей и Иосифов из чугуна и гипса, наиболее дешевых и удобных в работе материалов. Вожди были в каждом кабинете чиновника или руководителя, в местах общего сбора учащихся или рабочих.

Историческое разъяснение

Для младших поколений уточним, что речь о вождях партии большевиков, Ленине и Сталине, перехвативших власть в России в неразберихе между отрекшимся царем, боевыми генералами и запутавшимся народом, управляемым беспомощным Временным правительством. Население СССР долгие десятилетия дважды в год таскало на шестах изображения главарей КПСС на демонстрациях 1 мая и 7 ноября. Уместно спросить у молодых читателей — упомянуты ли эти праздники в нынешних учебниках истории?

На этом будем считать, что Большая каменная оранжерея усадьбы Шереметевых осмотрена, сделанное напоследок фото – перед читателями обзора. Фотографировали, пройдя половину расстояния между павильоном и дворцом, в кадр попала колонна в честь Екатерины Великой.

Императрица удостоила Кусково своим посещением в 1787 году после победного окончания второй войны с Турцией, принесшей России Крымский полуостров. Большая каменная оранжерея вполне могла быть в числе объектов визита, но портретная коллекция тогда еще не была скомплектована. На колонне императрица изваяна в обличье богини мудрости Минервы, аналога греческой Афины. Каждого нынешнего посетителя, идущего в картинную галерею, она приветствует и осеняет своим копьем.

Весной 1731 года Шереметев приказал разобрать старую деревянную
Оранжерею в глубине партера-ее место должна была занять новая, каменная.
Оранжерея стала лебединой песней Федора Аргунова, вложившего в проект все
знания и весь талант выдающегося зодчего русского барокко. Посредине новой
Оранжереи Федор Аргунов поместил воксал-восьмигранный, в два яруса
павильон, увенчанный, будто короной, балюстрадой: декоративными вазами. К
началу 60-х годов моды изменились. Теперь фижмы дам занимали так много
места, что, например, в Голландский домик в платье с фижмами можно было
протиснуться только боком. Поэтому в центральный павильон Оранжереи вели
огромные застекленные двери. Обширные арочные окна над дверьми служили
«вторым светом». Вопреки названию они были нужны не столько для освещения,
сколько для того, чтобы подчеркивать высоту, торжественность и великолепие
парадных помещений. Между ярусом дверей и ярусом окон Аргунов подвесил на
мощных консолях круговой балкон для Шереметьевских оркестрантов. Отсюда
звучала не только танцевальная, но и симфоническая музыка Шереметьевского
оркестра и хоровое пение. К воксалу, словно крылья, примыкают наклонные
стеклянные стены. Прямоугольная сеть их переплетов контрастирует с
криволинейными формами центрального павильона и небольших одноярусных
павильонов по торцам. Контраст массивного и воздушного, прямого и
искривленного, столь характерный для архитектуры барокко, придал зданию еще
большее сходство с театральной декорацией, нежели его имела прежняя
деревянная Оранжерея. Помещения по сторонам центрального павильона, давшие
Оранжерее её название, были вовсе не теплицами, а кулуарами при
танцевальном зале. Пока молодежь танцевала, в застекленных крыльях
Оранжереи Кускова, на дорожках между кадками с тропическими растениями,
среди лавровых, апельсиновых, лимонных деревьев прогуливались беседующие.
Оранжерея была не только воксалом, но и особым, характерным для эпохи
воплощением «дворянского рая»-зимним садом. Зимние сады были обязательной
частью усадьбы XVIII века, и тот, кому содержать теплолюбивые растения в
условиях русского климата было не по средствам, рисовал в своем доме
цветущие магнолии и апельсиновые рощи на стенах комнаты, примыкающей к
залу. Когда в апреле 1755 года в своей знаменитой речи, произнесенной в
Петербурге по случаю открытия Московского университета, Ломоносов указал на
естествознание как на основу всех наук, зимний сад в Кускове стал
коллекцией экзотических растений, одной из самых богатых в России.

Центральный объем Оранжереи, акцентирующий главную ось всего
комплекса, - самое высокое сооружение регулярного парка. Двухъярусный, он
выдвинут на партер тремя своими гранями. Низкое крыльцо, веером
расходящееся в стороны, приглашает войти. Для входа служат три больших,
почти в целую стену, остекленных проема. Этот распластанный вдоль фасада
восьмигранник предназначался для концертного зала. Высокий, двусветный, с
громадными окнами, он устремился ввысь. Для музыкантов отведен внутренний
балкон, выступающий лишь на глубину поддерживающих его кронштейнов. Из
концертного зала такие же большие проемы ведут в галереи со стеклянными
стенами.

Совсем иначе решен противоположный, северный фасад Оранжереи.
Обращенный в сторону рва, ограждающего регулярный парк, он имеет вид
одноэтажного с повышенной кровлей корпуса. Выступы боковых павильонов стали
гладкими, в них появились два ряда небольших окон, а купола стали гладкими,
в них появились два ряда боковых окон, а купола исчезли вовсе. Хотя
северный фасад сохраняет трехчастную композицию, однако меняются его
масштаб и пластика. Если для пространства партера, протяженностью в треть
километра, требовалось максимально укрупнить масштаб зданий, то на
противоположной (северной) стороне такой необходимости не было.
10.Постройка церкви.

Данью памяти отцу и деду, жестом с его стороны символическим, была
закладка в 1737 году новая церковь в Кускове. Теперь затейливые и узорочные
храмы допетровской Руси окончательно вышли из моды. Церкви, как и
гражданские здания, возводились с учетом западноевропейских архитектурных
традиций - с обязательными фронтонами, выступающими из стен пилястрами,
глубокими нишами и другими декоративными элементами пышного, торжественного
стиля барокко.

В древней Руси и священники, и миряне одинаково носили бороды, а
облачение духовенства походили на длиннополые ферязи бояр. После того как
дворян заставили бриться, обрядили в европейские кафтаны и надели на них
парики, борода и косы священников выглядели как своего рода грим, а
церковное облачение - как театральный костюм, что привело к усложнению и в
«декорациях». Убранство церкви становится все более пышным. Начала
изменяться и церковная хоровая музыка, на которую теперь влияла итальянская
школа пения. Старый деревянный храм в Кускове, построенный еще в XVII веке,
было приказано разобрать: новую каменную постройку должен был отличать
новый, входивший в моду стиль. Мы не знаем, предложил ли неизвестный нам
архитектор украсить церковь скульптурой или это было желание Петра
Борисовича. Скульптура привлекала, помимо новизны, своей способностью
заставлять зрителя не только увидеть, но и внутренне почувствовать,
«пережить» положение и движение изваянной фигуры. Телесные,
пространственные объемы были прямой противоположностью бесплотным,
плоскостным образам древнерусской иконописи. Петр 1 видел в распространении
скульптуры победу светского начала в искусстве над церковным. Поэтому он
насаждал скульптуру со свойственной ему одержимостью и закупил в Европе для
новой столицы более трехсот статуй. Однако в Москве и Подмосковье
скульптура и в 30-е годы XVIII века оставалась редкой и дорогой новинкой. В
Кускове изваяния были поставлены на карнизы первого кубического яруса
церкви и в ниши восьмигранника, составлявшего второй ярус, так, что
затененные углубления ниш подчеркивали их силуэты. Самая большая скульптура
венчала купол и слегка напоминала здания. Со своим непривычным обликом она
превосходила высотой хоромы, и пассажирам карет, подъезжавших со стороны
Москвы, казалось, что участники какого-то спектакля перед представлением
взобрались на праздничное сооружение, чтобы издалека приветствовать
зрителей.

В день бесплатного посещения мы побывали почти во всех павильонах "Усадьбы Кусково". В некоторые были небольшие очереди, в некоторые - побольше. Некоторые павильоны были закрыты: Грот - на реконструкцию, а Итальянский домик - по неизвестным мне причинам.

Сейчас в одной половине Большой каменной оранжереи размещена постоянная выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково", а во второй половине, если не ошибаюсь, развернуты экспозиции Государственного музея керамики. Во второй половине мы не побывали, так как уже не хотели стоять на солнце еще одну очередь, хотя и небольшую, т.к. Валя уже устала, зато зашли без очереди в следующую - Американскую оранжерею.

1. Вид на Большую Каменную оранжерею

2. Большая Каменная оранжерея

3. Портреты русских царей, цариц, царевича и патриарха. Слева направо сверху вниз:
царь Федор Борисович Годунов, царь Борис Федорович Годунов, царь Михаил Федорович;
патриарх Филарет, царица Ксения Ивановна Романовна, царь Алексей Михайлович;
царица Мария Ильинина, царевич Алексей Алексеевич,царь Федор Алексеевич.

4. Портретная галарея: российские монархи и члены их семей

5. Портрет императора Петра I неизвестного русского художника

6. Портрет императрицы Анны Иоанновны неизвестного русского художника

7.Портрет императрицы Екатерины II. (Копия с оригинала Торелли) неизвестного русского художника

8. Портрет великой княгини Марии Федоровны - урожденной Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, русской императрицы, второй супруги императора Павла Петровича.

9. Портреты российских государственных деятелей. Слева направо сверху вниз:
князь Алексей Михайлович, княгиня Мария Юрьевна Черкасская, Анастасия Петровна Голицына;
граф Федор Алексеевич Головин, граф Иван Иванович Бутурлин, Афанасий Данилович Татищев;
граф Петр Андреевич Толстой, герцогиня Анастасия Ивановна, барон Петр Павлович Шафиров.

10. Портреты представителей западноевропейских правящих династий. Слева направо сверху вниз:
шведский король Густав III, шведская королева София Магдалена, испанский король Карл III;
неаполитанский король Фердинанд IV, английский король Георг III, английская королева София Шарлотта;
жена голландского штатгальтера Фредерика София Вильгельмина Прусская, голландский штатгальтер Вильгельм V Оранский, король Сардинии Виктор Амадей III.

11. Портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой

12. Другие экспонаты портретной галереи

На выставке выдают ксерокопию каталога портретной галереи, чтобы ориентироваться в портретах и находить по изображениям их подписи (под самими портретами подписей нет). Выставка нам всем очень понравилась, было интересно догадываться по портрету о том, кто на нем изображен. Правда, мы очень мало кого угадали. Я, например, не узнала Петра I (а Валя, напротив, узнала).

Добавим к историческим портретам выставки семейные фотопортреты нашей дочери, Валентины Вячеславовны, сделанные в этот день в галерее портретов.

Музей-усадьба «Кусково» – уникальный музей, где удивительным образом сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий – это «дворянское гнездо» принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Своего расцвета усадьба Кусково достигла в середине XVIII века, когда во владение усадьбой вступает граф Петр Борисович Шереметев. Изысканность архитектуры, великолепные парки – пейзажный и регулярный, зеркальная гладь прудов – все это служило декорацией, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. Особенно пышными они были по поводу приезда монарших особ – здесь бывала императрица Елизавета Петровна, польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II. Екатерина Великая посетила усадьбу шесть раз! Для увеселения гостей хозяин Кускова, граф П.Б. Шереметев, строит в регулярном парке павильоны, посвященные различным европейским странам: Итальянский и Голландский домики и французский павильон Эрмитаж, которые и сегодня радуют посетителей музея. Настоящая «жемчужина» дворцово-паркового ансамбля усадьбы – это деревянный Дворец, построенный в середине XVIII века и сохранивший свои интерьеры до наших дней. К числу уникальных и единственных в своем роде строений, относится и парковый павильон Грот, который символизирует пещеру подводного царства. Кусковский Грот единственный сохранил свое «гротическое» убранство, в создании которого использовались многочисленные морские и речные раковины. Среди московских усадебных парков, парк усадьбы Кусково также занимает особое место. Это единственный подобный парк в Москве, который сохранил свою планировку и украшением которого является скульптура XVIII века. В 1919 году усадьба стала музеем. В 1932 году в Кусково был переведен Музей керамики, созданный на основе национализированного после революции художественного собрания А.В. Морозова. В 1937 году два музея были юридически объединены. Сегодня музей является обладателем одной из крупнейших в мире коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний. Проезд: метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково»; метро «Выхино», далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»; метро «Новогиреево», далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».