Лидеры в классном коллективе. Известные лидеры Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе

«Лидер не только указывает путь своим последователям, но имеет желание делать это, а его последователи без принуждения идут за ним также по собственному желанию», так пишет О.А. Макарова . К лидерам следует отнести такие психологические качества как: уверенность в себе, острый ум, умение понять особенности психологии людей, сильную волю, организаторские способности. В отечественной литературе данной теме посвящены исследования Г.К. Ашина, И.Р. Колтуновой, Л.И. Кравченко, Л.Р. Кричевского, Е.С. Кузьмина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и других.

В ходе изучения феномена лидерства Э.Х. Шейн были выделены основные функции лидерства, которые можно также считать его видами .

Одной из них является интегративная функция , которая заключается в том, что лидерство объединяет определенных людей, имеющих общие цели, общие интересы, похожие хобби в одну организованную группу.

Дезинтегративная функция предполагает, что люди, объединенные своими целями в одной группе, становятся единственным в своем роде обособленным коллективом.

Также к функциям лидерства относится и организационная функция - создание одной общей для всех системы управления и таких условий, в которых бы комфортно существовали и общались члены коллектива, планирование всех предполагаемых действий, событий, своевременное распределение обязанностей и ролей между членами коллектива, кроме этого, регулирование существующих отношений между участниками данной группы.

Конструктивная функция выражается в определенной программе, в которой предусмотрены общие интересы членов команды. Эта программа должна подходить для всех участников группы, удовлетворять их интересы, не ущемляя ни в чем других членов группы.

Координационная функция предполагает то, что все решения, принятые в коллективе, были согласованы с общественным мнением, со всеми системами, принятыми в данном обществе.

Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями .

Любая социальная группа людей нуждается в лидере, который поставит перед членами группы задачи и найдет способ решить их, обеспечит совместные действия в команде и ее сплоченность, кроме этого удовлетворит ожидания всех членов этой команды. Б.Д. Парыгин приводит следующие характеристики лидера:

1. Лидерство возникает стихийно.

2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группы.

3. Лидер в основном призван осуществлять регулировку межличностных отношений.

4. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды.

5. Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности .

Между тем, в детском коллективе часто можно услышать, «А вот, Валера, самый умный у нас в классе!». Опираясь на научные исследования , которые показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы, это можно легко объяснить.

Лидерские качества в онтогенезе человека закладываются и развиваются, по мнению ученых уже в младшем школьном возрасте . Особенностями детей младшего школьного возраста является то, что это возраст спокойного и равномерного физического развития, когда происходит повышение работоспособности, основной ведущей деятельностью становится учение. Обычно уже в шестилетнем возрасте выявляются те дети-дошкольники, которые могут придумать и организовать игры, руководить распределением ролей, подсказывать другим детям действия, нужные в игре. Именно поэтому в начальной школе важно определить лидера и развивать его способности в верном русле.

Когда формируется коллектив младших школьников, в последнее время часто возникает проблема, что лидерами становятся большое количество детей. Это объясняется тем, что родители желают для своего ребёнка успешной жизни, а в наше время успешный - это лидер. Осознание данной проблемы привело многих учителей начальных классов к тому, чтобы проводить просветительские беседы с родителями учащихся о том, что чрезмерно большое количество лидеров в классном коллективе приводит к дезадаптации первоклассников к школе.

В психологии известно, лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать . Ведь психология лидерства такова, что многочисленные лидеры активно влияют на других членов коллектива первоклассников, а деадаптированные учащиеся просто не могут чувствовать себя защищенными от их постоянного руководства.

Как показывает практика, психологический климат в классном коллективе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства со стороны учителя и подчинения со стороны учащихся, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства учебной деятельностью в значительной мере зависит эффективность деятельности коллектива первоклассников, их адаптация к школе, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.

Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина . Эти эксперименты выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский), в том числе и классного коллектива.

Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается тем, что группой (классом) управляет один человек - руководитель, в нашем случае - учитель. Он вырабатывает, координирует и контролирует ее деятельность. Этот стиль усиливает фрустрацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

Демократический стильуправления (руководства) называют еще коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта - активное общение между учителем и его учениками, составляющими классный коллектив. Этот стиль способствует распространению информации и облегчает принятие решений, однако, при авторитарном стиле решения принимаются быстрее. Демократический стиль управления труднее реализовать. Он предполагает наличие у учителя таких качеств, как чувство личной ответственности, способность понимать других, толерантность и пр.

Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся, анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью передается учащимся класса, который становится «группой без руководителя». В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.

Каждый из перечисленных стилей управления классным коллективом имеет как свои достоинства, так и недостатки, которые показаны в таблице 1.

Таблица 1

Достоинства и недостатки стилей управления учителем классным коллективом в начальной школе

Формальная сторона

Деловые, краткие распоряжения

Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме)

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны

Четкий язык, неприветливый тон

Похвала и порицания субъективны

Эмоции не принимаются в расчет

Показ приемов - не система

Позиция лидера - вне группы

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений

Не сухая речь, а товарищеский тон

За реализацию предложений отвечают все

Похвала и порицание - с советами

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Распоряжения и запреты - с дискуссиями

Позиция лидера - внутри группы

Попустительский стиль

Тон - конвенциональный

Дела в группе идут сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний

Лидер не дает указаний

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

Позиция лидера - незаметно в стороне от группы

В целях определения места учащихся в классном коллективе была проведена диагностика, в которой приняли участие младшие школьники 1 «Д» класса, обучающиеся в МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара в количестве 29 человек. С помощью метода социометрии в составе класса определялись наиболее и наименее популярные учащиеся - с одной стороны своего рода «вожаки», с другой стороны - дети, которых класс не любит, не принимает, игнорирует. По этой методике диагностики были выявлены статусные группы класса: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «не принятые». С помощью социометрии определены «звезды класса», то есть учащиеся, к которым максимально положительно расположены остальные учащиеся, и диагностировали симпатии учащихся. После обработки результатов диагностики в 1 «Д» классе выделились следующие группы учащихся: 5 человек - «звезды» класса, 13 обучающихся - наиболее предпочитаемые, 10 учащихся - «принятые» и 1 человек — менее предпочитаемый.

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе была выбрана диагностика Н. Лускановой . Результаты данной работы показали что, в 1 «Д» классе 8 дезадаптированых учеников. Причинами этого могут быть разные факторы, но один из них, на наш взгляд, как показала диагностика, тот, что в классе много лидеров, и поэтому был сделан вывод о том, мера притязаний этих лидеров к готовности других учащихся принять их ведущую роль не совпадают. Эти 8 первоклассников, которые имеют трудности в адаптации, постоянно чувствуют давление со стороны «звезд» и наиболее предпочитаемых учащихся класса, что к их дезадаптации. Делая выводы по этим диагностикам, определено, что лидерство может привести к дезадаптации из-за того, что в любой группе должен быть лидер, который ведет и направляет членов группы, но большое количество лидеров приводит к разладу среди других учащихся. Ведь люди привыкли выбирать лидера, являющегося для всех авторитетом, а этот процесс очень динамичен.

Для работы над этой проблемой использована следующая программа действий. В начале учебного года с первоклассниками проведена беседа о том, как важно в коллективе иметь лидера и что их должно быть немного или лучше один. Ярким примером для них стал прайд львов. Беседа в форме круглого стола способствовала общению учащихся, где каждый первоклассник высказывал своё мнение, и осознания себя как части классного коллектива.

На уроках кубановедения, окружающего мира вновь затрагивалась тема о лидерах. В процессе изучения учебного материала на них учащимся 1 «Д» класса давались яркие примеры успешных организаций и компаний. В них родители учащихся занимали высокие должности и обучающимся было привычно слышать про это. Эти примеры эффективного руководства наглядно показывало им на то, что лидер всегда должен быть один, но и у него могут быть помощники.

Во внеурочной деятельности с этой целью проводился ряд игр, которые наглядно демонстрировали работу в одной команде под руководством учителя. К примеру, игра «Карабас». Для её проведения первоклассников рассаживают в круг, вместе с ними садится учитель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово: «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев». Эта игра развивает внимание и быстроту реакции учащихся, но в этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные, но в классе. есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся.

Игра «Большая семейная фотография» также проводилась в период адаптации первоклассников к школе для выявления лидеров классного коллектива 1 «Д» класса, а также в середине учебного года, чтобы проследить динамику их места среди учащихся в классе. Младшим школьникам предлагалось представить, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Для этого необходимо выбрать «фотографа», он должен расположить всю семью для удачной фотографии. Первым из «семьи» выбирается «дедушка», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи» для фотографирования. Более никаких установок для детей не даётся. Они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Во время проведения игры учитель, кто-то из родителей или несколько родителей наблюдали за поведением первоклассников. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству учащиеся. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Всем наблюдающим будет очень интересно следить за распределением ролей, активностью или пассивностью в выборе месторасположения на будущей фотографии. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Цель приведенных выше в 1 «Д» классе игр - на практическом примере продемонстрировать первоклассникам то, что лидеры и другие ученики могут работать слажено и дружно, и не обязательно «делить» классный коллектив на части, а быть единым целым и выполнять задания вместе.

По окончанию работы по данной программе к концу первого класса были вновь предложены игры на определение лидеров в 1 «А» классе. Результаты удивили всех и учителя, и родителей первоклассников. По результатам игр, определено, что, хотя в классе был еще не один лидер, но их уже имелось не пятеро, а трое и они не конфликтовали между собой, а старались договориться. Конечно, учитель еще подсказывал первоклассникам в общении и помогал найти компромисс, но большое продвижение в сплочении коллектива класса и адаптации учащихся было заметно.

В итоге работы по программе учащиеся 1 «Д» класса вместе с учителем составили правила поведения «хорошего лидера»:

1. Лидер помогает, а не делает, так как ему самому нравится.

2. Лидер добрый, умный, справедливый.

3. Лидер четко объясняет правила и требования.

4. Лидер не кричит, а объясняет.

Итак, лидерство в классном коллективе может привести к дезадаптации первоклассников к обучению в школе. Учитель начальных классов, учащиеся и их родители должны осознавать уровень ответственности настоящих лидеров. Систематический и структурированный подход к решению данного вопроса способствует к снижению количества лидеров в классном коллективе и осознанию учащихся важности командной работы.

Детский коллектив - это начало жизненного пути каждого человека как части общества и если их не научить работать слажено, то даже опытный лидер не сразу сможет сплотить его. Поэтому учителя начальных классов вместе с родителями учащихся должны воспитывать из них не только лидеров, но и дружный коллектив класса.

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Центр дистанционного образования «Эйдос»

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Исследовательская работа по литературе

Выполнила: Леонтьева Светлана,

ученица 6 класса МОУ Агинской средней общеобразовательной школы №2

Руководитель: Морева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Агинская средняя школа №2, mog uk @ mail . ru

Web-адрес , по которому размещена работа: Mif 106. narod . ru

Я заметила, что в литературе образ подростка представлен неоднозначно, и решила исследовать эту проблему.

Цель нашей работы – выявить особенности образа подростка в различные периоды в русской литературе. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности образа подростка в 70-80 е гг. ХХ века (на материале произведений В.Крапивина, В. Железникова)

2. Определить характер изменения образа в 90-е гг. ХХ века -первого десятилетия XXI века (на материале произведений В.Железникова,В.Крапивина, Е.Мурашовой)

3. Определить причины изменений образа подростка в литературе

Многие русские и зарубежные писатели посвятили свое творчество подростку, его поступкам, интересам, проблемам. Это неудивительно: образ подростка является одним из самых важных в литературе и отражает взгляды людей на его жизнь и проблемы. Человек, вступивший в пору полового созревания, может совершать особые поступки, мыслит иначе. Поэтому часто люди оценивают подростков неоднозначно. Эта особенность отразилась в литературе.

В разных произведениях подросток представлен по-разному. По всей видимости, писатели пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия подростка. Эта проблема интересовалаписателей в различные периоды и продолжает подниматься сейчас. Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

В ходе работы мы опирались на художественные произведения указанных авторов, а также на Интернет-ресурсы, посвященные их творческой биографии, фильмографии и интервью. Так, на сайте http :// www . book - review . ru / news / news 1976. html опубликованастатья о произведенияхАнатолия Алексина, где особое внимание уделяется образу подростка. Авторы статей указывают на то, что творчество писателя должно иметь воспитательную ценность и «…сегодня нас не может не беспокоить даже единичный факт эмоционально-эстетической неразвитости среди школьников» .Однако в одной из работ, размещенных на данном сайте, отмечена разница в творчестве А.Алексина различных периодов: в последние годы он более резко показывает столкновение людей различных эпох . На наш взгляд, таким произведением является рассказ «Шаги», написанный в 2000е годы.

Творчеству В.Крапивина также посвященсайтhttp://www.rusf.ru/vk/, где этот писатель ставится в один ряд с А.Гайдаром и Л.Кассилем. Автор одной из работ, Цукерник Я.И., называет их«тремя комиссарами» русской детской литературы , однако он отмечает, что «Крапивинне с самого начала подошел к комиссарскому уровню» . Как и у Алексина, произведения разных десятилетий поднимают разные проблемы и по-разному раскрывают образ подростка.

Но Крапивин идет дальше: он указывает на причины поведения подростка, на формирование его характера: «На первом плане – дети? Да. Но и родители (или их отсутствие). И соседи. И общественность –без кавычек и с оными. И вся жизнь вокруг. И причины, вызывающие неполадки в этой жизни. И любовь автора к одним, вынужденное терпение к другим, насмешка над третьими, ненависть к четвертым, безудержная ярость к пятым. И прямые вопросы, и очень ясные ответы на них» . Качмазова Н. пытается ответить на вопрос, почему так происходит: «Мотивы поступков иные, чем у обычных людей? Да. Потому что система ценностей другая» .

На сайте, посвященном творчеству В.Железникова, фактически нет анализа его произведений. Здесь можно познакомиться с его биографией и фильмографией. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы . Его мнение в разные десятилетия меняется.

Все эти источники посвящены творчеству отдельных писателей, однако из приведенного обзора становится ясно: образ подростка в русской литературе разных лет меняется, даже в творчестве одного писателя он преображается, является неоднозначным.

В. Лукъянинсказал по этому поводу: «К сожалению, и в обиходе, и даже в сочинениях ученых педагогов получило широкое распространение (если только не возобладало) примитивное представление, будто ребенка надо с детства “психологически закаливать” - готовить к мерзостям “взрослой” жизни и вообще к тем беспощадным отношениям, с которыми ему, повзрослев, непременно предстоит встретиться. При этом почему-то не обсуждается другая версия - что, заранее готовя себя к вступлению во враждебный мир, этот “реалистически воспитанный” ребенок сам станет дополнительным источником агрессивности» .

Проблема отношения к подростку, его воспитания и восприятиясуществовала всегда и продолжает существовать сегодня. В нашей работе мы попытаемся определить, какие черты характерны для образа подростка в определенный период, а какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений.

С этим связана гипотеза нашего исследования: образ подростка в литературе разных десятилетий имеет особые черты.

Глава 1

Художественный образ

Образность – общее свойство всех видов искусства. И этим прежде всего искусство отличается от науки.

Н.И. Громов отмечает: «Сложную картину человеческой жизни, изображенную писателем в художественном произведении, принято называть образом. Это могут быть образы людей, интерьера, природы и так далее» .

Критик говорит также о том, что образ обязательно связан с жизнью: «Источником художественного образа является сама жизнь. Писатель изучает ее, обобщает свои наблюдения, но результат этих наблюдений и обобщенийвыступают не в отвлеченной форме понятия, закона, как в научных трудах, а в форме образов людейи широких картин общественной жизни» .

Авторы статьи «Образ» в книге «Литература: справочные материалы» соглашаются с мнением Н.Громова и тоже указывают на обязательную связь образа и жизни. Они отмечают, что «…человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр.» .Значит, писатель должен показать эти связи, «…показать человекаво всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обеднено и неестественно» .

Связь жизни и образа определяет задачу автора: «Перед писателем встает задача показать человека в окружающейего общественной, природной, вещной и пр. среде, в которой он реально находится, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, опять-таки образно. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себяи все то, что его в жизни окружает.

В «Энциклопедическомсловаре юного литературоведа»,кроме указанных особенностей, отмечается также, что в критике можно встретить более узкое и более широкое понимание этого термина. «Так, часто любое красочное выражение, каждый троп называютобразом, например:«Я волком бы выгрыз бюрократизм» .

Авторы этой статьирекомендуют в подобных случаях употреблять термин «словесный образ», так какв приведенном сравнении нет других свойств образа как картины человеческой жизни.Кроме того, следует разграничиватьобраз и образ-деталь.

Многие критики указывают на проблему расширения термина «образ»: «Наконец, иногда образ слишком расширяют, говоря об образе народа, образе родины. В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в произведении, хотя его художественная значимость чрезвычайно высока» .

Приведенные точки зрения свидетельствуют о том, чтотермин «образ» может иметь несколько толкований, но говоря об образе, важно помнить о том, что образ отражает жизнь во всей ее сложности.

Однако несмотря на это, качеством образа также являетсяналичие художественноговымысла: «Искусство словесного творчества, создания человеческих характеров и жизненных ситуаций требует воображения и художественного вымысла».

В нашей работе мы будем употреблять термин «образ» в его традиционном понимании, избегая его узкого и более широкого толкования.

Глава 2

§2.1 Образ подростка в 70ые-80ые годы

Исследователь творчестваВ. Крапивина Яков Цукерник отмечает: «На первом плане - дети? Да. Но и родители. И соседи. И общественность - без кавычек и с оными. И вся жизнь вокруг. И причины, вызывающие неполадки в этой жизни. И любовь автора к одним, вынужденное терпение к другим, насмешка над третьими, ненависть к четвёртым, безудержная ярость к пятым. И прямые вопросы, и очень ясные ответы на них. И рекомендации - как держаться в том или ином случае, и как добиться поставленной перед тобою цели...» .

Эта особенность проявляется почти во всех произведениях Крапивина. Из его рассказов и повестей данного периода можно отметить «Колыбельную для брата», «Гвозди», «Старый дом», «Победители». Отношение автора к героям определяет их черты, свойства, поступки. Так, главный герой рассказа «Гвозди» Костиквстречаетсяне толькос положительными персонажами, такими, как пионеры, но ис отрицательными – Глотиком и его друзьями.Костя сравнивает их и делает выбор в пользу пионеров: «Костику казалось, что, если станет он пионером, жизнь его сделается в тысячу раз лучше. Красивее, смелее, интересней» .Мальчикхочет сделать свою жизнь интересной, и этим определяется его желание стать пионером. Он до конца не понимает смысла поступков пионеров. Это осознание появляется лишь после столкновения с Глотиком, а окончательное понимание происходит после знакомства с Володей. Этот герой занимает особое место в рассказе: как и пионеры, он стремится к добру. Разница в том, что Володя знает, что такое настоящая война, а не играет в нее.

Смерть Володи оказала влияние на героя рассказа: онпонял, что любой человек, независимо от возраста,может противостоять трусости, подлости, злу. Именно это стало причиной очередного столкновения Костика и Протасова, взрослого мужчины, соседа мальчика. В отличие от предыдущих подобных встреч, заканчивающихся победой Протасова, в этот раз Костя смог отстоять свое мнение.Он не вернул гвозди, которые были необходимы для сколачивания корпусов для мин: «Он бежал и видел перед собой немецкий танк, охваченный ревущим пламенем. И никакие силы не заставили бы его разжать ладонь и отдать гвозди» .Оносознал значимость своих поступков, их место не только в своей жизни, но и жизни других.

В рассказе «Старый дом» причиной подобного противостояния становится желание и умение мечтать, находить романтику в простых вещах, делать обычное волшебным. Главный герой Вовка живет рядом с взрослыми людьми. С одной стороны, это такие удивительные личности, как Старый Капитан, научивший его любить неизведанное, новое и открывший для него Очень Синее Море. С другой – Аделаида Федоровна, считающая подобные стремлениядерзкимии ненужными .

Пока не было Старого Капитана, Вовка мирился с требованиями Аделаиды Федоровныи не отстаивал свои убеждения. С его появлением все изменилось. Вовка понял, что у человека должны быть свои взгляды и их нужно отстаивать. Это понимание проявилось в столкновении с соседкой и родителями: «Конечно, родители думали так: захочет Вовка спать и всё равно отправится в постель. Но Вовка не отправился. У него появилась гордость. Ведь он был уже немного капитаном: он умел обращаться с компасом, держал в руках настоящий штурвал и поднимал на ветер морские флаги» ..

В рассказе«Победители» умение отстаивать свои взгляды находится в центре.Вовка Локтевпроявляет стойкость в командной игреи продолжает сражаться, несмотря на то, что остальные члены команды сдались и игра закончена. Он отказываетсяпризнаватьпоражение. Для него это не просто игра, как для других, - это настоящая жизнь. Лишь немногие поддерживают его в этом: большинство считает, что он стал нарушителем дисциплины и его необходимо наказать. Только победители игры, братья Метелкины, поняли его стремления и оценили их: «В раскрытых ладонях Дима, Федя и Ромка несли свои медали – на каждой мальчишка в буденовке и надпись «За отличие». Вовка понял. Понял раньше, чем медали, звякнув, повисли на егоперемазанной смолой майке. Он только не поверил сразу, что все три…» .

Герои В. Крапивина постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать.

К такому же выводу приходят герои другого писателя – В.Железникова.В его повести «Чучело» поднимаются те же вопросы. У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешнене похожа на остальных: «…у меняведь дурацкая улыбка - досамых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами» .

Постепенновыясняется, что внутренний ее мир также отличается от мира одноклассников. Им, находящимся под влиянием родителей и живущим теми же материальными ценностями, кажется непонятным увлечение Бессольцевых картинами, и за это ониее называют Чучелом. По всей видимости, это происходит потому, что этим подросткам не хватаеттой моральной основы, которая присутствуету их родителей и позволяет с уважением относиться к другому человеку, несмотря на его непохожесть.

Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоятьлжи и сохранить духовное начало. Мироновапонимает, чтовина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они.

Проблема кроется еще и в том, что многие зависят от коллектива. Так, Рыжий, несмотря на положительное отношение к Ленке, старался скрывать его и поступал заодно с остальными. Это происходило потому,что он боялся высказать свое мнение.В этом отмечается схожесть взрослого и детского общества: они живут по одним и тем же законам.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, он кажется необыкновенным. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому.Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость,поэтомуон оказался способен на неоднократное предательство.Он предает Бессольцеву, когдане признается в своем проступке, когдавместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытаетсянапугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретовпредков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для еерода.

Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на всеиспытания,онане теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Таким образом, подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение и взгляды в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

§2.2.Образ подростка в литературеконца ХХ – начала ХХ I вв.

В литературе этого периода такжевозникает образ подростка. Он по-прежнему занимает важное место в творчестве В.Крапивина. Например, в его

повести «Семь футов брамсельного ветра» центральное место занимает образ девочки Кати. Особенности творчества этого писателя, характерные для произведений 70-80х гг., возникают и в этой повести. Девочку интересуют приключения, стремление к неизведанному. Как и другие герои этого автора, Катя учится отстаивать свое мнение в борьбе с другими подростками.

Однако нельзя говорить о том, что образ подростка в литературе этого периода неменяется. Это доказывает повесть«Чучело – 2, или игра мотыльков» , название которойпредполагает связь с «Чучелом» В.Железникова.В этом произведении также присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову.

По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевойменяется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленкабездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление.

Главныйгерой этой повести – Костя. На первый взгляд, он похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, посколькупостоянно привлекаетк себе внимание.Как и Димка, он способенна протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу» .В нем есть положительное начало: он старается быть честным.

Однако со временем он изменяется и становится эгоистом. Костядумает лишь о себе. К чувствами мыслям других людей он относитсяс презрением. Он не принимает ничьего мнения, кроме собственного. Его мать, Лиза, это понимает: « И правда, мама, он все видит и слышит по – другому. Вместе смотрим телик: там, где я смеюсь, он сидит мрачно, вздыхает, ему противно, скучно; там, где я плачу, - хохочет: вот, мол, дают! Я уж пристраиваюсь к нему, пристраиваюсь, и слева, и справа, но редко достигаю успеха. Школу свою разнес в клочья. Учителя придурки, цепляются за старое, не понимают ни фига. А литераторша вообще идиотка» .Он демонстрирует свое неприятие окружающих, не принимая их чувств и мыслей.

В своем поступке - угоне машины он не видит ничего особенного: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину. – Костя продолжает себя взбадривать. – Нея первый, не я последний… - Он махнул рукой. – Да вам все равно нас не понять… Все вы рабы. Этого нельзя, того нельзя… Подыхай и надейся – вот что вы предлагаете» . Он противопоставляет себя старшему поколению, потому что не хочет жить, как они, в соответствии с законом и моралью. Он пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.

Одна из причин такого поведения кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, стараясь взять многое от жизни. Она думает о мужчинах, а деньгитратит, не задумываясь. Именнок ней относится понятие «мотылек», вынесенное в название книги, тем самым определяя степень ее вины.К сыну она относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Именно поэтому Костя стал уверенным в том, что он – лучший.

Другая причина заключается в окружении Кости, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем не отказывая себе и думая лишь о себе. Например, Куприянов заявляет в разговоре с Каланчой: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. А по – нашему, спасай свою шкуру до последнего вздоха. Вот какая наука».Именно поэтому Глебов, раздумывая о причине поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество: «А кто виноват в его завихрениях, в духовной и нравственной путанице, которая царит в его голове? Не он ли сам и ему подобные, не окружающий ли мир, который Костя яростно отторгал? Отторгал, потому что был неспособен жить в притворстве и лжи?» .

Долгое время Костя пытается сам себе доказать, что ничего особенного в его поступке нет. Затем, когда он понимает, что понесет наказание, в нем появляется злоба: «Когда он окончательно пришел в себя, то почувствовал, что злоба на весь мир захватывала его целиком. Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира» .Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело. Он не хочет отвечать за свой проступок.

Нравственная перестройка происходит в Костев тюрьме. Именно там он осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, и прощает их. Понять это ему помогла баба Аня, его бабушка, человек, для которого родные люди были самыми дорогими. Она умела убеждать других, потому что сама жила по законам Бога. Это человек, сумевший отказаться от своего дома с тем, чтобы продать его ради нужд других. В этом она схожа с Николаем Николаевичем Бессольцевым. Поскольку для нее тоже важна прежде всего человеческая душа.

Взаключение следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой,сложен - это образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Онсмог понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя,а для других.

Особое место в литературе 90х-2000х гг. занимает творчество Екатерины Мурашовой. В центре некоторых ее произведений также возникает образ подростка. Прежде всего, это повести «Обратно он не придет» и «Класс коррекции». Она продолжает развивать ту же мысль, что и В.Железников:подросток сталкивается не только со сверстниками, как герои Крапивина, но и с действительностью. Как и Костя из повести «Чучело-2», им приходится проходить жизненные испытания.

Так, в первой повести девочка Ольга знакомится с беспризорниками Васькой и Жекой, живущими в сарае. После встречи с ними она начинает задумываться над серьезными вопросами: «Жека и Васька – беспризорники. Сегодня, а не давно. Войны нет. Войны нет, революции нет, а беспризорники есть. Откуда? Жеку бросила его родная мать. Как же она теперь живет на свете? Неужели не вспоминает? Жека болен. В гнилом сарае лучше ему, чем в детдоме, «в инкубаторе», как говорит Васька. Почему? И что же это за детдом такой? А сам Васька? Откуда он взялся?От него тоже отказались родители? Но он уже большой. Все время жил в детдоме, а теперь сбежал?..И я ничего этого не знала? А другие знают? А если знают, то почему ничего не делают?» .

Подростки стараются выжить в условиях, в которых не должны жить, и Оля понимает, что такого не должно быть в их жизни: «Получается, что про Васькину жизнь нельзя сказать: интересная или неинтересная. Тут было что-то другое. Но ясно одно: у Васьки такая жизнь, какой у него недолжно быть» .

Есть и другая проблема: болезнь Жеки. Его эпилепсия может закончиться сумасшествием в подобных условиях, и Ольга с Васькой это знают. Они пытаются спасти Жеку от безумия, уберегают его от страданий, но им это не удается. Жека испытывает потрясение, увидев любимого пса убитым, и сходит с ума.

Екатерина Мурашова поднимает вопрос: кто виноват в такой ситуации? Наверное, взрослые, все общество. Этот вопросвозникает и в повести«Класс коррекции». Действие происходит в школе, и сразу становится понятным: детей разделили на разные классы, и отношение к этим классам различается. «Первые два класса в каждой параллели – гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, а кроме того, им преподают всякие важные и нужные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки». Там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» нормальные – там учатся те, у кого более- менеетип-топ и в голове, и в семьях. В «В» скорее более, в «Г» - менее. А мы – класс «Е». Можете себе представить» .

Получается, что разделение по классам происходит не по уму, а по положению – семейному, материальному, физическому. В мире взрослых такое деление на группы существует, и они решили поделить детей на те жегруппы.

Подростки из класса «А» совершают преступление – похищение девочки из класса «Е», но взрослые стараются оградить преступников от наказания. Этому есть несколько объяснений:

1. Родители виновных – влиятельные люди, и скандал им не нужен.

2. Школе невыгодны проблемы с родителями преступников, так как они- спонсоры.

3. Преступление можно «замять», потому чтоученик из класса «Е» - никому не нужный ребенок.

Значит, в проблемах подростка виноваты взрослые. Они влияют на его отношение к другим людям, к себе и к жизни. Мнение Екатерины Мурашовой совпадает с точкой зрения В.Железникова.

Подобный взглядна образ подростка есть в творчестве А.Алексина. Например, в рассказе «Шаги». Здесь показана благополучная семья, старающаяся дать сыну все лучшее. «Я знаю, какой должна быть его дорога. И я ее проложу» - сказала мать.Она сама старалась сделать многое за него, родители давали сыну, все, что он хотел. В результате такого подхода вырос эгоист. Автор показывает, что виноваты в этом взрослые: они с раннегодетства внушали своими поступками емумысль о том, что ондолжен думать о себе, и приучили его не заботиться о других. Можно даже не прийти на похороны бабушки, если есть в это время другие, более важные дела. Заканчивается рассказ тем, что сын выселил собственных родителей из дома.

Таким образом, Железников и Мурашова показывают причину поведения подростков - это влияние взрослых и их отношение к детям, а Алексин рассказывает о последствиях такого отношения.

Заключение

В ходе нашей работыбыл проанализирован ряд произведений, написанных в разное время. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ подростка.

Мы обнаружили, что в зависимости от периода взгляд на подростка меняется. В произведениях 70-80х годов герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. В центре большинства произведений представлен обычный ребенок с тягой к романтике.

Следовательно,подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

В литературе 90х - первого десятилетия ХХ I века подростки сталкиваются не только со сверстниками, но с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, беспризорники, больные дети, дети из неблагополучных семей.

Писатели показывают, что, прежде всего,взрослые виноваты в том, что подростки оказываются в таких условиях. Они уделяют им мало времени, не замечают, что их тревожит, а иногда сами создаютпроблемы для них. Однако становится ясно, что и недостаток внимания, и его чрезмерность опасны, как в случае с Герой из рассказа «Шаги» и Костей из повести «Чучело-2».

Кроме того, дети берут пример со взрослых, стараются подражать им. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, сталкиваются с жизнью, совершаютпоступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь. Так, Костя в произведении «Чучело-2» оказывается в тюрьме, Жека в повести «Обратно он не придет» сходит с ума, Юра в «Классе коррекции» погибает.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХ I века меняется. Писателив своих рассказах и повестях отражают изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.

Список литературы

1. Алексин А. Шаги. http ://readr .ru /anatoliy -aleksin -shagi .html /

2. Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

3. Железников В.К. «Чучело». М., 1989г.

4. Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.

5. Качмазова Н. Завтрашние паруса // http://www.rusf.ru/vk/

6. Книжное обозрение // http ://www .book -review .ru /news /news 1976.html

7.http://bookz.ru/authors/krapivin-vladislav/starii-d_952/1-starii-d_952.html

11. Литература: справочные материалы. М., 1988 г..

12. Лукъянин В. Владимир Крапивинв системе ценностей переходного времени// http://www.rusf.ru/vk/

13. Мурашова Е. Класс коррекцииhttp://lib.rus.ec/b/174147/read

14. Мурашова Е. Обратно он не придет http://lib.rus.ec/b/175545/read#t1

15. Русская литература: учебник для 8 класса. М., 1988 г..

16. Цукерник Я.И. Три комиссара детской литературы//http://www.rusf.ru/vk/

17. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987г.

Рефлексия и самооценка: У меня получилось фактически все. Единственное, что вызвало затруднения -вопрос: почему в творчестве Крапивина подросток не изменился? Поэтому дальше хочу более подробно рассмотреть творчество именно этого писателя. Хотелось бы также взять для анализа литературу других периодов, например, довоенного.

Я достигла поставленных целей на 90 %. Считаю, что полученные результаты являются интересным открытием. Эта работа помогла мне развить навыки анализа, исследовательской деятельности, критической оценки своей работы. Думаю, стоит обратить внимание в последующей работе на умение формулировать мысли.

У каждого человека есть свои прототипы для наследования, кумиры или просто люди, жизнеописания которых мотивируют действовать. В мировой истории найдется не один пример биографий известных людей, после прочтения которых вдохновляешься абсолютно на любые поступки. Нередко это люди которые жили века назад, но есть и наши современники. Для одних это спортсмены, для других – политики, для третьих – успешные предприниматели. Но объединяет их всех одно – это лидеры. И даже сегодня, когда мир быстро меняется, порой по истечении нескольких столетий после смерти таких деятелей, их идеи продолжают оставаться актуальными и способствовать сплочению людей. А разве не это задача настоящего лидера?

Политические лидеры

Профессиональные политики, умелые государственные деятели подарили истории наибольшее количество известных лидеров. Причиной тому специфика области, где такие люди довольно часто вершили судьбу мира, а их имена постоянно были на слуху. Кроме того, для достижения успеха в политике требуется харизма, твердость духа и, как правило, отличные ораторские способности.

Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874-1965) – британский государственный, политический и военный деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 гг. Журналист, писатель, ученый. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Величайший британец в истории по данным опроса проведенного ВВС в 2002 г.

У. Черчилль – человек необычайной энергии и эрудиции. Он работал во многих министерствах, имел непосредственное влияние на разработку планов военных действий во время двух мировых воен. Читая его «Вторую мировую войну», не перестаешь удивляться тому, с какой детальностью автор описывает дипломатические перипетии конца 30-х гг., а уже на следующей странице дает полное техническое описание магнитной мины. Как лидер, Черчилль принимал активное участие во всем и интересовался всем, что прямо или косвенно относилось к управлению государством. Он был прекрасным оратором – его выступления по радио в годы войны (например, известное «Это было их лучшее время») собирали огромные аудитории, вселяя в людей оптимизм и гордость за Британию. Многие речи британского политика остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы стали крылатыми.

«Успех нельзя гарантировать, его можно только заслужить »

Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) – американский государственно-политический деятель, 32-й президент США, единственный президент в истории страны, избиравшийся на высшую государственную должность 4 раза подряд. Автор экономической программы «Новый курс», которая помогла Соединенным Штатам выйти из Великой Депрессии, а также один из последовательных вдох-новителей идеи создания ООН.

Ф. Рузвельт – пример лидера способного в трудное время объединить самых разных людей ради достижения общей цели. Прикованный к инвалидному креслу вследствие перенесенной болезни, этот политик сумел собрать команду из многих специалистов и добился поддержки в Конгрессе реформ направленных на оздоровление экономики. Администрация Рузвельта дала убежище многим евреям-беженцам из Германии, после прихода там к власти нацистов. Обладающий незаурядным мужеством, целеустремленностью и твердым характером, этот деятель имел огромное влияние на международную политику в 30-х – I половине 40-х гг. ХХ века.

«Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия »

Нельсон Ролилахла Мандела (1918-2013) – 8 президент и первый чернокожий президент ЮАР, известный борец за права человека и против апартеида. За свою деятельность был осужден и провел в тюрьме 27 лет, с 1962 по 1990 г. Нобелевский лауреат премии мира в 1993 г., почетный член более 50 международных уни-верситетов.

Н. Мандела – отличный пример транзакционного лидерства. Посвятив свою жизнь идее достижения чернокожим населением ЮАР равных с белыми прав, он выступал за мирные трансформации, но не гнушался доказывать правоту, проводя диверсионные акты усилиями вооруженного крыла Африканского Национального Конгресса (АНК). После победы на президентских выборах в 1994 г. Н. Мандела назначил своего главного политического оппонента из Национальной партии Ф. де Клерка первым заместителем, желая завершить начавшийся в 90-х процесс урегулирования. Сегодня этот политический деятель является одним из авторитетнейших борцов против ВИЧ-СПИДА.

«Если у вас есть мечта, ничто не помешает вам воплотить ее в жизнь, пока вы не сдаетесь »

Маргарет Хильда Тэтчер (1925-2013) – премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. Единственная женщина, занимавшая эту должность, а также первая женщина премьер-министр европейского государства. Автор жестких экономических мер по оздоровлению экономики, получивших название «тэт-черизм». Получила прозвище «Железная леди» за упорство, с которым проводила свою политику и за постоянную критику советского руководства.

Стиль руководства М. Тэтчер, который лучше всего характеризует ее лидерские качества, был близким к авторитарному. Она – типичная бизнес-леди: рассудительная, логичная, холодная к эмоциям, но в тоже время имеющая женский взгляд на проблему. Решительность, с которой велась Фолклендская война, выдает в ней уверенного политика, а письма, которые она сама подписывала для семьи каждого погибшего – мать. Конфликт с ИРА, человеческие жертвы, покушения на жизни премьера и ее мужа, непростые отношения с СССР – это неполный список того, с чем довелось столкнуться М. Тэтчер. Как она справилась с этими вызовами, рассудит история. Интересен лишь один факт – железная леди была равнодушна к феминизму, стараясь всей своей жизнью показать, что никакой дискриминации нет, а для того чтобы добиться чего-нибудь достаточно быть лучше чем все остальные.

«Если хочешь, чтобы было что-то сказано – попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано – попроси женщину »

Примеры бизнес-лидеров

Бизнес , в отличие от политики, это та сфера, где слово «успех» применяется по отношению к известным людям гораздо чаще. Каждый хочет быть успешным, отчасти этим и объясняется популярность книг, написанных знаменитыми бизнесменами. Лидеры в экономической сфере зачастую бывают смелыми новаторами, рискованными авантюристами и оптимистами, способными увлечь своей идеей.

Джон Дэвисон Рокфеллер (1839-1937) – американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер в истории человечества. Основатель «Standard Oil», Чикагского университета, Рокфеллеровского института медицинских исследований и Фонда Рокфеллера, который занимался благотворительностью, жертвуя огромные суммы на борьбу с болезнями и образование.

Дж. Рокфеллер был грамотным управителем. На первых порах существования его нефтяной компании, он отказался от выплаты зарплат деньгами, премируя сотрудников акциями компании. Это делало их заинтересованными в успехе дела, ведь прибыль каждого напрямую зависела от доходов компании. О дальнейшем этапе его карьеры – поглощении других компаний – ходит много не самых приятных слухов. Но обращаясь к фактам, можно судить о Дж. Рокфеллере как о религиозном лидере – с детства он перечислял 10% своих доходов баптистской церкви, жертвовал на развитие медицины и христианским общинам, а в своих интервью неоднократно подчеркивал, что заботится о благе соотечественников.

««Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений» »

Генри Форд (1863-1947) – американский изобретатель, промышленник, владелец и основатель «Ford Motor Company». Первым применил промышленный конвейер для производства автомобилей, благодаря чему машины «форд» были некоторое время самыми доступными на рынке. Написал книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая стала основой для такого политэкономического явления как «фордизм».

Г. Форд, без сомнения, был одним из тех людей, которые оказали наибольшее влияние на промышленное развитие мира в ХХ веке. О. Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» начало потребительского общества связывает с именем Форда, которого мир будущего считает богом. Управленческие решения Г. Форда были во многом революционными (увеличение заработной платы почти в 2 раза позволило собрать лучших специалистов), что диссонировало с авторитарным стилем лидерства, что проявлялось в желании все решения принимать самому и полностью контролировать рабочий процесс, противостоянием с профсоюзами, а также антисемитским мировоззрением. В результате этого компания к концу жизни промышленника была на грани банкротства.

«Время не любит, когда его тратят впустую »

«Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор »

Сергей Михайлович Брин (род. 1973) – американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики. Разработчик и сооснователь поисковой системы Google и компании Google Inc. Выходец из СССР, ныне занимает 21 место в списке самых богатых людей планеты.

В целом ведущий скромный образ жизни и не являющийся публичной личностью, С. Брин известен как один из наиболее авторитетных мировых специалистов в области технологий поиска и IT. В данное время руководит специальными проектами в Google Inc. С. Брин выступает за защиту права на публичный доступ к информации, свободу и открытость в Интернете. Особую популярность у интернет-сообщества сыскал после того как выступил против радикальных программ борьбы с онлайн-пиратством, инициированных правительством США.

«Не важно, богатый или нет, я – счастлив, потому что я наслаждаюсь тем, что делаю. И это на самом деле главное богатство »

Стивен Пол Джобс (1955-2011) – американский предприниматель, разработчик и сооснователь компаний Apple, NeXT и анимационной компании Pixar. Возглавлял разработку программного обеспечения для iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad. По мнению многих журналистов Джобс – «отец цифровой революции».

Сегодня имя Стива Джобса является таким же успешным маркетинговым знаком, как и надкушенное яблоко. Биографии основателя Apple продаются многомиллионными тиражами, благодаря чему выигрывает и продукция компании. В этом, в некоторой мере, весь Джобс: успех его компании и продукции – заслуга не только качества, но и набора спланированных до мелочей действий в маркетинге, продажах, службе поддержки. Многие критиковали его за авторитарный стиль управления, агрессивные действия по отношению к конкурентам, стремление к тотальному контролю продукции даже после её реализации покупателю. Но не из-за этого ли «эпплмания» стала настоящим культурным веянием начала ХХI века?

«Инновация отличает лидера от догоняющего »

Лидерство в культуре

Не вдаваясь в философский диспут относительно влияния массовой культуры на цивилизационное развитие человечества, отметим тот факт, что именно лидеры в этой сферы чаще всего становятся предметом обожания и наследования, понятными и простыми, такими же, как и рядовой член общества. Причиной этому сама массовость понятия поп-культуры и ее доступность.

Энди Уорхол (1928-1987) – американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов, кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Уорхол второй в мире художник по объему продаж после Пабло Пикассо.

Влияние Э. Уорхола с его работами как гимном эпохе массового потребления имели огромное влияние на развитие культуры 60-х гг. и остаются такими по сей день. Многие модельеры и дизайнеры считают его заслуги перед миром моды просто титаническими. С именем художника прочно связаны такие понятия как богемный образ жизни и эпатаж. Несомненно, даже сегодня работы Уорхола не теряют своей популярности и остаются очень дорогими, а многие культурные деятели продолжают наследовать его стилю.

«Самое красивое в Токио - McDonald"s. Самое красивое в Стокгольме - McDonald"s. Самое красивое во Флоренции - McDonald"s. В Пекине и Москве пока нет ничего красивого »

Джон Уинстон Леннон (1940-1980) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles». Политический активист, проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Согласно исследованию ВВС занимает 8 строчку в рейтинге ве-личайших британцев за всю историю.

Дж. Леннон был одним из самых известных духовных лидеров и вдохновителей для молодежного движения хиппи, активным проповедником мирного разрешения любых существующих в мире конфликтов. Большое количество молодых музыкантов восхищались его талантом и деятельностью. Леннон за вклад в мировую культуру и общественную деятельность был удостоен Ордена Британской империи. Творчество группы, а также сольная карьера оказали огромное влияние на развитие культуры ХХ века, а песни справедливо занимают места в списке лучших произведений из числа когда-либо написанных.

«Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы »

Майкл Джозеф Джексон (1958-2009) – американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, хореограф, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона.

М. Джексон человек, который вознес музыкальную индустрию и хореографические постановки на качественно новый уровень. Число поклонников его таланта измеряется миллионами людей со всего мира. Без преувеличения, этот человек – одна из самых значимых личностей поп-культуры нашего времени, который своей жизнью и творчеством во многом определил ее развитие.

«У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, всё пойдет прахом »

Спортивные лидеры

Спорт – одна из сфер массовой культуры. Чтоб достичь успеха в этой области, нужно обладать талантом, выделяться физическими или умственными способностями, но нередки случаи, когда успеха достигали и те, кто упорно шел к цели путем изнуряющих тренировок и полной самоотдачи. Это делает спорт предметом идеализации, ведь он знает больше всего примеров, когда мальчишка из бразильских трущоб или выходец из семьи неблагополучных африканских эмигрантов достигал вершин, становясь кумиром для миллионов таких же детей во все мире.

Эдсон Арантис ду Насименту (более известен как Пеле) (род. 1940) – бразильский футболист, предприниматель, футбольный функционер. Участник четырёх чемпионатов мира по футболу, 3 из которых Бразилия выиграла. Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА, лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.

История успеха футболиста Пеле наиболее точно подходит под заглавное описание мальчишки из трущоб. Многие достижения бразильца остаются уникальными до сегодня, его имя знают практически все дети, гоняющие во дворе мяч. Для почитателей его гения пример Пеле это не только образец одного из величайших игроков в футбол, но и успешного бизнесмена, общественного деятеля, превратившего детское увлечение в дело жизни.

«Успех не случайность. Это тяжелая работа, настойчивость, обучение, изучение, жертвоприношение и прежде всего, любовь, к тому, что вы делаете или учитесь делать »

Майкл Джеффри Джордан (род. 1963) – известный американский баскетболист, атакующий защитник. Один из лучших баскетболистов мира на этой позиции. Многократный победитель чемпионата НБА, двукратный чемпион Олимпийских игр. Сегодня владеет БК «Charlotte Bobcats». Специально для М. Джордана «Nike» разработала марку обуви «Air Jordan», которая сегодня популярна во всем мире.

Согласно исследованиям, опубликованным в статье под названием «Эффект Джордана» в журнале Fortune, экономическое влияние бренда под названием «Майкл Джордан» было оценено в $ 8 миллиардов. М. Джордан – культовая фигура для баскетбола, американских и мировых почитателей этой игры. Именно он сыграл огромную роль в популяризации этого вида спорта.

«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзиями »

Мохаммед Али (Кассиус Марcеллус Клей) (род. 1942) – американский про-фессиональный боксёр-тяжеловес, один из самых известных и узнаваемых боксёров в истории мирового бокса. Спортивная персона века по версии ВВС, посол доброй воли ЮНИСЕФ, благотворительный деятель, отличный оратор.

Один из самых известных боксеров «золотой эры бокса», Мохаммед Али является примером того, как талантливый человек, даже потеряв все, продолжая упорно над собой работать, снова достигает вершины. Три его боя с Джо Фрейзером входят в число лучших боксерских поединков всех времен и, без сомнения, известны всем почитателям этого вида спорта. Даже после окончания карьеры, Мохаммед Али остался одним из самых узнаваемых спортсменов ХХ века, о нем написано множество книг, газетных и журнальных статей, снято больше десятка фильмов.

«Всё время переживать из-за прошлых ошибок – самая грубая ошибка »

Военные лидеры

Сегодня благодаря стремительному развитию технологий, в том числе военных, места для военного гения в истории осталось не так и много. Но еще столетие назад от полководцев и военачальников порой зависели судьбы отдельных государств и мира в целом.

Александр III Великий Македонский (356-323 гг. до н. э.) – македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы. Учился у Аристотеля философии, политике, этике, литературе. Уже в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Александр Македонский, чей военный и дипломатический таланты не вызывают со-мнения, был прирожденным лидером. Недаром молодой правитель снискал любовь среди своих солдат и уважение среди врагов в столь юном возрасте (умер в 32 года): он всегда держался просто, отвергал роскошь и предпочитал терпеть те же неудобства в многочисленных походах, что и его войска, не нападал ночью, был честен в переговорах. Эти черты – сборный образ любимых всеми нами в детстве персонажей книг и фильмов, героев, идеализированных в мировой культуре.

«Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно »

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) – император Франции в 1804-1815 гг., великий полководец и государственный деятель, военный теоретик, мыслитель. Первым выделил артиллерию в отдельный род войск, стал применять артподготовку.

Отдельные битвы, выигранные Наполеоном, вошли в учебники по военному делу как образцы искусства ведения боевых действий. Император намного опередил своих современников во взглядах на тактику и стратегию войны, управление государством. Сама его жизнь – свидетельство того, как можно воспитать в себе лидера, сделав это задачей жизни. Не будучи высокого происхождения, не выделяясь среди сверстников по военной школе особыми талантами, Наполеон стал одной из немногих культовых личностей в мировой истории благодаря постоян-ному саморазвитию, небывалому трудолюбию и неординарному мышлению.

«Лидер – это торговец надеждой »

Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал. Совершил кругосветное плавание в команде М. П. Лазарева. Разбил турецкий флот в Синопском сражении во время Крымской войны. Кавалер многих наград и орденов.

Лидерские качества и навыки П. С. Нахимова наиболее полно проявились во время руководства им обороной Севастополя. Он лично объезжал передовые позиции, благодаря чему имел величайшее нравственное влияние на солдат и матросов, а также гражданское население, мобилизованное на защиту города. Талант руководителя, умноженный на энергичность и умение к каждому находить подход, сделали Нахимова «отцом-благодетелем» для подчиненных.

«Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший »

Отзывы, комментарии и предложения

Приведенный выше список выдающихся лидеров из разных областей – лишь малая часть материала в данном направлении. Вы можете высказать свое мнение или написать о личности, которая является примером для вас, воспользовавшись формой ниже.

Лидеры в классном коллективе - В классном ученическом коллективе встречаются лидеры, роли которых различны: деловые лидеры, эмоциональные и т.п.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом, в реализации трудовой, учебной деятельности. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в классе. Ученики, успешно действующие в обеих сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения большего количества одноклассников, чем эмоциональные лидеры. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих соклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры часто не испытывают потребности в управлении классом и поэтому не нуждаются в знании межличностных отношений.

Отрицательные взаимоотношения между учениками точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. В то же время в сфере эмоциональных отношений особых различий между разными лидерами нет. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности.

Классные руководители должны помнить, что лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специальную организацию учебной или внеклассной работы можно обеспечить благоприятные возможности для успеха учеников, обладающих развивающим потенциалом влияния на соклассников. Нравственно ценная деятельность, принятая классом и развивающая учеников, выдвигает и соответствующих лидеров.

Для развития классного коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от деятельности, что обеспечивает каждому ребенку возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Коллективная учебная работа. В совместной (коллективной) учебной работе детей изменяется характер отношений между учениками и учителем: ученики меньше нуждаются в помощи и поощрениях взрослого, чем в условиях фронтальной работы. Групповая работа учащихся освобождает учителя от большинства организационных, контрольных и оценочных функций, поэтому он может быть более внимателен к личностным особенностям учеников, их взаимоотношениям.

Дети при этом осваивают те стороны учебной деятельности (в частности, целеполагание, планирование, контроль, оценку и учет работы), которые обычно берет на себя учитель.

Этап организации, вхождения в совместную работу детей невозможен без учителя, однако, начав действовать сообща, дети сами регулируют в дальнейшем свои взаимоотношения и обсуждают деловые вопросы, разрешая в свободной дискуссии спорные проблемы. Обращение к учителю за помощью встречается не часто, лишь по таким поводам: требование дополнительной информации; апелляция к авторитету, если высказанное мнение ученик не может сам доказать, а партнер продолжает сомневаться;

Особенностью совместной работы детей является также обращенность их первым делом на партнера. Учет в собственном действии позиции других участников, децентрализованный характер совместных действий, действия за другого участника - вот ведущая характеристика совместной работы детей.

Особенностью групповой работы детей является полное равноправие всех ее участников, что особенно благотворно сказывается на поведении слабых учеников. Они все с большим удовольствием принимают участие в коллективной работе. Они при этом во немалом не уступают сильным партнерам, ошибаются, но легко идут на этот риск, при непонимании задают сотоварищам вопросы, при несогласии возражают и проявляют настойчивость в споре.

Учебное сотрудничество со сверстниками должно стать такой же обязательной формой организации обучения в начальной школе, как и фронтальная, и индивидуальная работа учеников.

В школьной практике учителя, родители и психологи часто поднимают вопрос о выявлении лидеров среди обучающихся.

Правильный ответ заключается в том, что в школе, среди детей, нет и не может быть лидеров. Потому что лидер - это человек, который ведёт за собой других людей к общей для всех цели . У школьников нет общей цели . Цель у каждого своя: получить аттестат с наилучшими оценками. Эта цель напрямую не зависит от других учеников: каждый получит свой аттестат со своими оценками . Дети просто учатся рядом друг с другом , а не идут к общей цели.

Я никогда ничего не делал в одиночку – может, только экзамены сдавал.

Это высказывание прирождённого лидера - Билла Гейтса, очень хорошо иллюстрирует тот факт, что школа - одно из редких мест, где нет почвы для лидерства. Там многое делается в одиночку, хотя рядом очень много людей.

Кто тогда есть в школе, если в ней нет лидеров? Есть дети, которых путают с лидерами.

В первую очередь, это агрессивные дети . Поскольку они опасны и жестоки, другие дети их побаиваются и иногда им подчиняются из страха. К лидерству это не имеет никакого отношения, потому что лидеру подчиняются добровольно из уважения к его достоинствам.

Во-вторых, за лидеров часто принимают приятных детей . С ними другие ребята хотят дружить и проводить вместе время. Это, опять же, не про лидерство, а про симпатию.

Социометрия

Существует хороший метод выявления эмоциональных предпочтений в коллективе, в том числе в детском, - социометрия . Школьникам предлагают ответить на вопросы:

  1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
  2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

Анализ полученных ответов позволяет выделить популярных (звёзд) и непопулярных членов группы (пренебрегаемых, отверженных, изолированных). Психологи обычно говорят, что социометрические "звёзды" - это лидеры, выявленные с помощью профессионального инструмента.

Однако, лидеры нужны для решения общегрупповых, трудных задач, нередко связанных с конкуренцией с другими группами. Подобных задач в жизни школьного класса нет. Переход из одной школы в другую, используемый в социометрии, является сменой одной нейтральной ситуации на другую.

Поскольку лидеры решают нелёгкие, рискованные задачи, они обладают такими качествами, как твёрдость, принципиальность, воля, дерзость, способность принимать непопулярные решения. Поэтому в реальных ситуациях лидером станет скорее кто-то из непопулярных, с точки зрения социометрии, членов группы.

Сержант Волков в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» описывается как "вечно сумрачный", "неразговорчивый", "злой в службе и в бою". Неприятный человек, однако пользовался огромным уважением и у сослуживцев, и у командования: был лидером среди солдат. Он, наверняка, и в детстве был "злым", "неразговорчивым", "сумрачным". Кто хотел бы взять такого с собой в другую школу? Зачем нам мрачный молчун за соседней партой? Мы выберем кого-то более жизнерадостного, общительного и позитивного.

Война же совсем другое дело. Бой, безусловно, трудная задача. Чтобы победить опасного противника, нужен лидер. Солдаты называли сержанта Волкова "правильным человеком". "Сумрачный, "злой", "неразговорчивый" но "правильный". Он был убит у пулемёта, прикрывая отступление товарищей. Если бы бойцов спросили, кого они взяли бы при переходе в другой полк, то сержант Волков был бы одним из самых популярных. Зачем нам в бою жизнерадостный и общительный солдат? Чтобы выжить мы выберем кого-то смелого , хладнокровного и правильного, чья злость вселяет уверенность в победе.

Таким образом, социометрия - это про эмоциональную структуру группы, симпатии и антипатии, но никак не про лидерство и влияние.

Ситуационный лидер

Стивен Кови. Лидер во мне: Как школы и родители по всему миру помогают детям стать великими .

Всё-таки в школе есть лидеры, но только в определённых ситуациях. Например, на уроке химии учитель разбил класс на группы и дал им задания: тот, кто лучше всех разбирается в химии, станет лидером для своей группы, то есть будет вести свою команду к достижению трудной, общей для всех цели. Но с окончанием урока лидер-химик перестаёт быть лидером. То же самое может произойти на уроке физкультуры, когда самый спортивный парень может стать лидером во время игры в баскетбол.

Персональное лидерство

О персональном лидерстве говорят, когда человек ведёт к своей цели только себя. Многие люди не являются лидерами ни для себя, ни для других; ни к какой цели себя не ведут, а просто, занимая , реагируют на внешние стимулы.

С этой точки зрения все дети в школе могут быть лидерами. Стивен Кови в книге "Лидер во мне" описывает внедрение