Валерий Афанасьев. Фортепианный вечер

Пожалуй, невозможно найти в среде пианистов российской фортепианной школы столь же неординарную фигуру, как Валерий Афанасьев.

Сегодня он занимает почетное место в ряду музыкантов старшего поколения, которые получили в советской России уникальное музыкальное образование.

Круг интересов и занятий этого человека, получившего в молодые годы высшие награды в Лейпциге (конкурсы имени Баха) и в Брюсселе (конкурс имени Елизаветы), чрезвычайно широк и многообразен.

Валерий Павлович Афанасьев родился 8 сентября 1947 года в Москве. Музыкальное образование он получил в Московской государственной консерватории у Эмиля Гилельса. Как и у другого знаменитого пианиста , музыкальным и творческим руководителем Валерия был .

В 1968 году Афанасьев стал победителем Международного конкурса, известного как конкурс молодых исполните им Баха. А через 4 года он стал призером брюссельского конкурса королевы Елизаветы.

Следует учитывать, что ценность победы в те времена, когда конкурсов было мало, имела гораздо большее значение.

Вскоре после этих побед во время турне по Бельгии Афанасьев решил не возвращаться в СССР и попросил политического убежища. Бельгийское гражданство было ему предоставлено и в настоящее время пианист проживает в Версале.

Валерий Афанасьев дает концерты по всему миру, как в Европе, так и в США и Японии. Пианист записал двадцать компакт-дисков на фирме «Денон», самостоятельно составляя тексты для буклетов к ним с целью предоставить слушателю максимально полную картину отношения исполнителя к музыкальному произведению.

В этих аннотациях анализ музыкального произведения объединяется с философскими размышлениями, поэзией, живописью и даже ощущениями от марочных вин. Такое слияние обеспечивает понимание авторского восприятия замыслов композитора.

В списке последних записей Валерия Афанасьева – “Хорошо темперированный клавир”, 5 концертов и Вариации на тему Диабелли Бетховена, 3 последние сонаты Шуберта.

Произведения Шуберта и Бетховена в репертуаре Афанасьева вызывают наибольший интерес, так как именно их он исполняет с экстраординарной экспрессией. Его интерпретации производят неординарное впечатление своей свежестью и глубиной.

Пианист Валерий Афанасьев выступает с самыми известными оркестрами Европы, не исключая Берлинский и Лондонский Королевский филармонические оркестры, оркестр Мариинского театра.

Писатель Валерий Афанасьев

Много времени Валерий Павлович Афанасьев посвящает литературному творчеству. Его перу принадлежат восемнадцать романов, из которых десять написаны на английском языке и восемь на французском.

Он автор книги повестей, книги рассказов, сборника комментариев к «Божественной комедии» Данте, девяти лекций о музыке на французском и нескольких театральных пьес, в которых автор выступает в одно и то же время как актер и как пианист.

Недавно была издана и поставлена еще одна пьеса, принадлежащая перу Афанасьева и написанная им по мотивам произведения Кафки «В исправительной колонии». В ходе спектакля сам автор исполняет пьесу Мортона Фельдмана для фортепиано «Дворец Мари».

Дирижер Валерий Афанасьев

На протяжении нескольких лет Афанасьев успешно дирижирует разными международными оркестрами.

Основное его стремление – максимально приблизиться в качестве звучании и полифонии к эталонам своих любимых дирижеров – Тосканини, Менгельберга, Кнаппертсбуша, Фуртвенглера и Клемперера.

Афанасьев в довольно шутливом тоне рассказал о своем теперешнем образе жизни в одном из множества данных им интервью:

«Я занимаюсь на фортепиано, пишу очень много на двух языках, но не на русском - на русском я пишу только стихи; издаю книжки, пью вино, хожу в рестораны, гуляю по лесу и играю со своим замечательным котом».

Стоит упомянуть, что Афанасьев к тому же известен как коллекционер вин, и коллекция его насчитывает две с половиной тысячи экземпляров.

Еще одно его увлечение, как коллекционера – старинная мебель от Режанс до Наполеона III. Размер личной библиотеки Валерия Афанасьева составляет по его словам около тридцати тысяч томов.

Валерий Афанасьев не просто пропагандирует романтические идеалы, которые можно оспаривать, в своих эссе, он живет ими. Его разносторонней личности недостаточно успешной карьеры пианиста-виртуоза и гастролей по всему миру. Он придумал оригинальный жанр музыкального театра, публикует книги.

Щедрость, с которой Валерий Афанасьев растрачивает свои жизненные и творческие силы трудно ограничить рамками житейской логики, так же как и уместить таланты этого человека в жанровые рамки.

Валерий Павлович Афанасьев – экстраординарный пианист, наследник традиций русской фортепианной школы, и совершенно незаурядная личность, поэт писатель, актер, дирижер и философ. В его игре всегда главенствует интеллектуальная составляющая. Его исполнение глубоко индивидуально, иногда даже экстравагантно.

Валерий Афанасьев - известный пианист, дирижер, писатель - родился в Москве в 1947 году. Учился в Московской консерватории, где его педагогами были Я.Зак и Э.Гилельс. В 1968 году Валерий Афанасьев стал победителем Международного конкурса им. И.С.Баха в Лейпциге, а в 1972 - выиграл конкурс им. Бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года музыкант переехал в Бельгию, в настоящее время живет в Версале (Франция).

Валерий Афанасьев выступает в Европе, США и Японии, последнее время регулярно дает концерты на родине. Среди его постоянных сценических партнеров знаменитые музыканты - Г.Кремер, Ю.Милкис, Г.Нуньес, А.Князев, А.Огринчук и другие. Музыкант - участник известных российских и зарубежных фестивалей: «Декабрьские вечера» (Москва), «Звёзды белых ночей» (Санкт-Петербург), «Цветущий багульник» (Чита), Международного фестиваля искусств им. А.Д.Сахарова (Нижний Новгород), Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) и других.

Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена и Ф.Шуберта до Дж.Крама, С.Райха и Ф.Гласса.

Музыкант записал около двадцати компакт-дисков на фирмах «Denon», «Deutsche Grammophon» и других. Среди последних записей Валерия Афанасьева - «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха, три последние сонаты Шуберта, все концерты, три последние сонаты и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена. Тексты буклетов к своим дискам музыкант также пишет самостоятельно. Его цель - дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в душу и творческий процесс композитора.

В течение нескольких лет музыкант выступает как дирижер с разными оркестрами мира (в России выходил за пульт БСО им. П.И.Чайковского), стремясь приблизиться к образцам своих любимых дирижёров - Фуртвенглера, Тосканини, Менгельберга, Кнаппертсбуша, Вальтера и Клемперера.

Валерий Афанасьев также известен и как писатель. Им создано 10 романов - восемь на английском языке, два на французском, опубликованные во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, стихотворные циклы, написанные на английском, французском и русском языках, «Эссе о музыке» и две театральные пьесы, навеянные «Картинками с выставки» Мусоргского и «Крейслерианой» Шумана, в которых автор выступает одновременно как пианист и как актёр. Моноспектакль «Крейслериана» с Валерием Афанасьевым в главной роли был поставлен в Московском театре «Школе драматического искусства» в 2005 году.

Валерий Афанасьев - один из самых необычных современных артистов. Он - человек исключительной эрудиции и также широко известен как коллекционер предметов антиквариата и знаток вин. В его доме в Версале, где пианист, поэт и философ Валерий Афанасьев живет и пишет свои книги, хранится более трех тысяч бутылок редчайших вин. В шутку Валерий Афанасьев называет себя «человеком эпохи Возрождения».

Валерий Афанасьев. Фото – Елена Мулина/ИТАР-ТАСС

Валерий Афанасьев - о том, чем плохи победители Конкурса имени Чайковского и почему книги Коэльо - «буддизм для бедных».

Знаменитый русский пианист Валерий Афанасьев, живущий ныне в Версале, 19 ноября даст концерт в Берлине.

Накануне выступления в столице Германии артист дал мастер-класс и концерт в рамках фестиваля «Дебюсси и его время» в Москве, где с ним встретилась корреспондент «Известий».

- Ваш мастер-класс - редкое событие.

Я давал их всего четыре раза в жизни. Первое, что я говорю: «Если вы хотите сделать карьеру, то идите домой. А если хотите кое-что узнать о музыке - оставайтесь». Сейчас бессмысленно говорить о музыке, убеждать, что есть нюансы, что не надо рвать фразу, делать эмоцию из каждого такта.

Например, пианист Ланг Ланг - это же черт знает что. В одной фразе он чувствует весь мир и запредельный космос. Публика довольна, визжит от восторга, но музыка забыта. О ней сейчас никто не думает, за редким исключением. А если музыкант думающий, то его не хотят. Публике нужно другое.

- Что же?

Энергия. Публика должна видеть эмоции, уши уже атрофированы. Нас заморили с бесконечными растяжками, рекламой. Недавно один из самых крупных концертных менеджеров в мире на вопрос, почему у него везде играет одна плохая пианистка, ответил: «Кто сейчас думает о музыке? Лишь бы артистка была sexy».

Если бы такой же вопрос задали менеджеру 30 лет назад, то он бы ответил: «Почему плохая? Мне нравится», а 15 лет назад - «Да, плохая, но важна харизма». При этом страшно не только то, что сейчас бездарности становятся знаменитыми, но и то, что действительно талантливые люди не могут никуда пробиться.

- Как понять, талантлив ли музыкант?

Профессионалы чаще всего сходятся в мнениях. Есть критики, которых никто не слушает под предлогом, что они - неудавшиеся пианисты, сами играть не умеют. А к критикам надо прислушиваться, это профессиональные музыканты.

Вторая проблема - люди боятся говорить. Даже Горовиц боялся и всех хвалил, хотя в частной беседе он мог сказать, что Бенедетти Микеланджели - сумасшедший идиот.

- Вы говорить не боитесь?

Нет. Надо служить музыке, а в искусстве - вездесущие образы «хорошего парня». Например, я никак не могу согласиться с одной фразой, которую сказал Ростропович. Его спросили, с каким из оркестров лучше всего играть, и он ответил, что у каждого оркестра есть свой конек. Все оркестры сразу почувствовали себя хорошо: «А, у нас кое-что есть, вот мы позавчера сыграли «Бабу-Ягу» Лядова, так что вообще».

А меня не интересуют достижения посредственностей, пусть у них даже вдруг что-то получилось. А вот на провалах больших артистов действительно можно поучиться. К музыке надо относиться серьезно. Если играет слепой пианист, а они сейчас в моде, не думайте о том, что он слепой, слушайте музыку.

Я понимаю, что с их стороны это подвиг. Приглашайте их на коктейли и говорите им, какие они мужественные и прекрасные. Но нельзя ходить на их концерты только потому, что они слепые. Не надо использовать музыку.

Преступление, что конкурс Чайковского показывали по телевизору с репетициями. Люди слушают эту отраву и думают - вот она, музыка будущего. Это стереотип, что победители конкурса Чайковского не могут быть плохими. Могут, и в основном они плохие и есть. Из-за коррупции, из-за спонсоров, которые определяют, какой стране надо дать премию. Если висит растяжка - это не значит, что концерт будет хороший. Это значит, что есть спонсор, который за это платит.

- В литературе сейчас дела лучше?

Тоже кошмар. Все, что сейчас популярно, - это ужас. Коэльо - буддизм для бедных. Мураками - сюрреализм для бедных: один параллельный мир откуда-то выскочил и дальше 40 страниц бездарной прозы. «Код да Винчи» - просто плохая книга, ровно как и «50 оттенков серого».

Я считаю, что главу преступления против человечества надо расширить и людей, которые говорят, что музыка не важна, надо судить в Гааге. Многие говорят, что 21 декабря будет конец света. Будем надеяться, что это будет поворотный пункт и люди все-таки вернутся в нормальное состояние, ведь речь идет о человеческом достоинстве. Человек - это звучит гордо. А когда ты слушаешь плохие концерты и читаешь плохие книги - это вообще перестает звучать.

- Пару лет назад вы говорили, что будете писать меньше.

А стал писать больше. Сейчас закончил сборник русских стихов - я решил выпускать их каждые два года. Еще написал книгу о Марии Антуанетте, книгу о греческой философии и поездке моей в Камбоджу. Всего в этом году - 4–5 книг, в прошлом - тоже. Думаю, сейчас немножко приостановлюсь. Хотел бы начать писать книгу о своем увядании, постепенно когда-нибудь же я начну умирать. Интересно записывать это состояние.

- В судьбу вы верите?

Не совсем. У меня трезвая самооценка, и я не могу заниматься тем, что у меня не получается хорошо. Я хотел быть математиком - не получилось, хотел быть шахматным чемпионом - меня обыграл деревенский мальчишка.

Но когда услышал «Тристана и Изольду» в исполнении Фуртвенглера - музыка меня победила. Я даже забросил литературу и почти перестал читать, стал играть оперы по партитурам - хотел быть дирижером. Без творчества моя жизнь была бы просто смешной. Наверное, мне даже не захотелось бы ходить в рестораны и пить вино.

- Вина продолжаете собирать?

Сейчас это делать труднее, старых вин, до 1961 года, осталось мало. Из новых я иногда что-то покупаю, но в основном - пью. На старые вина сейчас безумные цены. То, что я покупал за €50, теперь стоит €500–600. Моих вин мне хватит еще на 20 лет.

- Вы не пользуетесь мобильным телефоном. Почему?

Не хочу брать на себя обязательства. Мобильный телефон надо носить с собой, не ответить просто так нельзя. А если мне звонят домой, можно сказать, что меня нет. Потом я перезваниваю через месяц и говорю: был в Египте, пирамиды - это прекрасно. Да и вообще, у Прохорова же, например, нет мобильного телефона.