Значение слова завязка в словаре литературоведческих терминов. Будьте всегда в настроении Что значит завязка в литературе

За/вя́з/к/а. Морфемно-орфографический словарь

  • завязка - ЗАВЯЗКА, -и, ж. 1. и в зн. сказ. Конец чего-л.; состояние, когда с чем-л. навсегда покончено. Всё, завязка, больше ни грамма (не пью). 2. Знакомство, блат. Быть в завязке с чем и без доп. - бросить что-л. делать, навсегда отказаться от чего-л., покончить с чем-л. От завязать. Толковый словарь русского арго
  • завязка - завязка I ж. 1. разг. Процесс действия по гл. завязывать I 1., завязываться I 1. || Результат такого действия. 2. Тесёмка, верёвка, которой что-либо завязывается. II ж. 1. Процесс действия по гл. завязываться I 2. Толковый словарь Ефремовой
  • завязка - ЗАВ’ЯЗКА, завязки, ·жен. 1. только ед. Действие по гл. завязывать - завязать1 в 1 ·знач. (·разг.). Необходимо улучшить и ускорить завязку пакетов. 2. Предмет, служащий для завязывания чего-нибудь; то, чем завязывают, тесемка, ленточка. Толковый словарь Ушакова
  • завязка - ЗАВЯЗКА, и, ж. 1. см. завязать. 2. То, чем завязывают (тесьма, лента, верёвка). Фартук с завязками. 3. Начало, исходный пункт какихн. действий, событий; начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой. З. боя. З. драмы. Толковый словарь Ожегова
  • Завязка - ЗАВЯЗКА - одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к-рые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, вплоть до развязки, эти конфликты разрешающей. Так напр. Литературная энциклопедия
  • завязка - ЗАВЯЗКА - РАЗВЯЗКА - Завязка есть! - закричал я в восхищении, - об развязке этой комедии мы похлопочем. Лермонтов. Княжна Мери. [Четвертый любитель искусств:] Вообще во всей пьесе чего-то нет. Как-то не видишь ни завязки, ни развязки. Гоголь. Словарь антонимов русского языка
  • завязка - сущ., кол-во синонимов: 17 блат 8 завязочка 1 знакомство 22 интрига 22 исходная точка 6 исходный момент 2 конец 205 начало 92 обвязка 8 обвязывание 18 отправная точка 6 павороз 6 первоначало 9 подвязь 3 пролог 18 старт 16 тесемка 11 Словарь синонимов русского языка
  • завязка - орф. завязка, -и, р. мн. -зок Орфографический словарь Лопатина
  • Завязка - Событие, определяющее начало развёртывания сюжетного действия, «завязывание» Конфликта литературного произведения. См. в ст. Сюжет. Большая советская энциклопедия
  • завязка - ЗАВЯЗКА -и; мн. род. -зок, дат. -зкам; ж. 1. Разг. к Завязать - завязывать (1.З.) и Завязаться - завязываться. З. мешков. Найти предлог для завязки курортного романа. 2. обычно мн.: завязки, -зок. То, чем завязывают (верёвка, тесёмка, ленточка). Толковый словарь Кузнецова
  • завязка - Завязка, завязки, завязки, завязок, завязке, завязкам, завязку, завязки, завязкой, завязкою, завязками, завязке, завязках Грамматический словарь Зализняка
  • ЗАВЯЗКА - ЗАВЯЗКА - событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами. Большой энциклопедический словарь
  • ЗАВЯЗКА

    Элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора

    Словарь литературоведческих терминов. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗАВЯЗКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ЗАВЯЗКА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
      403227, Волгоградской, …
    • ЗАВЯЗКА в Литературной энциклопедии:
      одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к-рые будут углубляться в процессе …
    • ЗАВЯЗКА в Большом энциклопедическом словаре:
    • ЗАВЯЗКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      событие, определяющее начало развёртывания сюжетного действия, "завязывание" конфликта литературного произведения. См. в ст. Сюжет …
    • ЗАВЯЗКА в Энциклопедическом словаре:
      , -и, ж. 1. см. завязать. 2. То, чем завязывают (тесьма, лента, веревка). Фартук с завязками. 3. Начало, исходный пункт …
    • ЗАВЯЗКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ЗАВ́ЯЗКА, событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими …
    • ЗАВЯЗКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      завя"зка, завя"зки, завя"зки, завя"зок, завя"зке, завя"зкам, завя"зку, завя"зки, завя"зкой, завя"зкою, завя"зками, завя"зке, …
    • ЗАВЯЗКА в словаре Синонимов русского языка:
      завязочка, начало, обвязка, …
    • ЗАВЯЗКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      ж. 1) Тесемка, веревка, которой что-л. завязывается. 2) а) Исходный момент, начало каких-л. событий, действий. б) Эпизод, с которого начинается …
    • ЗАВЯЗКА в Словаре русского языка Лопатина:
      зав`язка, -и, р. мн. …
    • ЗАВЯЗКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
      завязка, -и, р. мн. …
    • ЗАВЯЗКА в Орфографическом словаре:
      зав`язка, -и, р. мн. …
    • ЗАВЯЗКА в Словаре русского языка Ожегова:
      то, чем завязывают (тесьма, лента, веревка) Фартук с завязками. завязка <= завязать завязка начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий; начало …
    • ЗАВЯЗКА в Современном толковом словаре, БСЭ:
      событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими …
    • ЗАВЯЗКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      завязки, ж. 1. только ед. Действие по глаг. завязывать - завязать 1 в 1 знач. (разг.). Необходимо улучшить и ускорить …
    • ЗАВЯЗКА в Толковом словаре Ефремовой:
      завязка ж. 1) Тесемка, веревка, которой что-л. завязывается. 2) а) Исходный момент, начало каких-л. событий, действий. б) Эпизод, с которого …
    • ЗАВЯЗКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      ж. 1. Тесемка, веревка, которой что-либо завязывается. 2. Исходный момент, начало каких-либо событий, действий. отт. Эпизод, с которого начинается развитие …
    • ЗАВЯЗКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
      I ж. 1. разг. процесс действия по гл. завязывать I 1., завязываться I 1. отт. Результат такого действия. 2. Тесемка, …
    • СЮЖЕТ в Литературной энциклопедии:
      1. С. в лит-ре — отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков …
    • АКТ в Литературной энциклопедии:
      [лат. — actum; франц. — acte, действие] — система сцен, связанных между собой неразрывным исполнением во времени и составляющих законченную …
    • ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
      юридическое отношение, которое истец завязывает с ответчиком в гражданском суде, чтобы получить от суда как авторитетной власти приказ в защиту …
    • ГРАЖДАНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      Гражданский процесс - юридическое отношение, которое истец завязываетс ответчиком в гражданском суде, чтобы получить от суда, какавторитетной власти, приказ в …

    Завязка

    Завязка

    ЗАВЯЗКА - одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к-рые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, вплоть до развязки, эти конфликты разрешающей. Так напр. З. «Гамлета» является встреча героя трагедии с тенью и последовавшее за нею решение Гамлета отомстить королю за убийство отца.
    Виды З. могут быть чрезвычайно разнообразными. При логически ясной диспозиции художественного произведения З. следует непосредственно за экспозицией действующих лиц; таковы напр. З. классических трагедий, новелл итальянского Ренессанса и пр. Иногда З. идет впереди экспозиции; вспомним динамическую З. «Анны Карениной» Л. Толстого: «Все смешалось в доме Облонских». Романы ужасов и детективные романы характеризуются так наз. аналитическим строением сюжета: причина открывается читателю после порожденного ею следствия («Баскервильская собака» Конэн Дойля). Далее развязка одного эпизода может одновременно включать в себя З. нового эпизода (приключенческие романы типа «Рокамболя» Понсона дю Террайля и т. п.).
    Выбор писателем того или иного типа З. определяется той стилевой и жанровой системой, в плане к-рой он оформляет свое произведение. Т. к. и стиль и жанр в свою очередь детерминированы психоидеологией той или иной классовой группировки, то композиционный прием З. становится социально обусловленным.
    Так, З. рыцарского романа, как и весь этот жанр, и по форме и по существу выражают психоидеологию аристократии с ее культом куртуазных приключений, вереницей следующих друг за другом. З. буржуазного романа эпохи расцвета торгового капитала используют тематику морских путешествий, пиратских набегов, кораблекрушений у необитаемого острова, к-рый герой превратит впоследствии в цветущую колонию. Внезапные и судорожные З. Достоевского, вводящие читателя в самую сутолоку событий, продиктованы упадочной психикой русского мещанства 60-х гг. Лишенные твердых очертаний и острых конфликтов З. чеховских драм вполне соответствуют пассивности и лиризму Тузенбахов, Войницыных и пр. представителей мелкобуржуазной интеллигенции эпохи промышленного капитализма, художником к-рой явился Чехов. Во всех этих случаях З. несет определенные функции в системе поэтического стиля, в структуре лит-ого жанра и соответствует их социальной направленности.

    Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

    Завя́зка

    Событие, нарушающее равновесие исходной ситуации, выявляющее в ней противоречие, которое порождает конфликт и приводит в движение сюжет . Завязка может быть подготовлена и мотивирована в экспозиции произведения (напр., в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира , где в первых сценах сообщается о вражде семейств Монтекки и Капулетти), но может быть и внезапной, придающей сюжетному действию особую напряжённость и остроту (как в «Ревизоре» Н. В. Гоголя ).

    Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "Завязка" в других словарях:

      ЗАВЯЗКА, завязки, жен. 1. только ед. Действие по гл. завязывать завязать1 в 1 знач. (разг.). Необходимо улучшить и ускорить завязку пакетов. 2. Предмет, служащий для завязывания чего нибудь; то, чем завязывают, тесемка, ленточка. Халаты бывают на … Толковый словарь Ушакова

      Обвязка, исходная точка, отправная точка, блат, знакомство, обвязывание, конец, первоначало, старт, пролог, завязочка, начало Словарь русских синонимов. завязка см. начало Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

      завязка - ЗАВЯЗКА, и, ж. 1. и в зн. сказ. Конец чего л.; состояние, когда с чем л. навсегда покончено. Всё, завязка, больше ни грамма (не пью). 2. Знакомство, блат. Быть в завязке с чем и без доп. бросить что л. делать, навсегда отказаться от чего л.,… … Словарь русского арго

      Событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами … Большой Энциклопедический словарь

      ЗАВЯЗКА, и, жен. 1. см. завязать. 2. То, чем завязывают (тесьма, лента, верёвка). Фартук с завязками. 3. Начало, исходный пункт каких н. действий, событий; начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой. З. боя. З.… … Толковый словарь Ожегова

      У этого термина существуют и другие значения, см. Завязка (значения). Завязка это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты. Так, в трагедии… … Википедия

      завязка - событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета художественного произведения. Завязка определяет последующее развертывание действия; это важнейший элемент сюжета. Рубрика: композиция и сюжет… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

      И; мн. род. зок, дат. зкам; ж. 1. Разг. к Завязать завязывать (1.З.) и Завязаться завязываться. З. мешков. Найти предлог для завязки курортного романа. 2. обычно мн.: завязки, зок. То, чем завязывают (верёвка, тесёмка, ленточка). Шапка с… … Энциклопедический словарь

      завязка - ЗАВЯЗКА, и, мн род. зок, дат. зкам, ж Часть литературного или театрального произведения со сложной фабулой, являющаяся началом, содержащая события, определяющие дальнейшее действие, задающая основной конфликт; Ант.: развязка. Читая «Рославлева»,… … Толковый словарь русских существительных

      завязка - užuomazga statusas T sritis augalininkystė apibrėžtis Po žydėjimo pradėjusi didėti mezginė. atitikmenys: angl. acrospire; germ rus. завязка; зародыш; зачаток … Žemės ūkio augalų selekcijos ir sėklininkystės terminų žodynas

    Любое классическое или современное литературное произведение имеет определенную структуру написания и состоит из нескольких основных частей:

    • завязка сюжета;
    • его кульминация;
    • развязка.

    Термин — определение слова завязка сюжета — это событие в произведении, которое является побуждением и началом действия. Оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого строится сюжет, доводя его до кульминации, а потом и развязки. Это одна из важнейших структурных частей любого литературного произведения.

    Примеры определения завязки в литературных произведениях

    Рассмотрим что такое завязка в литературе более подробно с примерами, для чего она нужна и как влияет на восприятие произведения читателем.

    1. В качестве первого примера возьмем произведения «Лабиринт» французской писательницы Кейт Мосс, «Айвенго» Вальтера Скотта, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и песню «Лесник» Группы «Король и Шут».
    2. Завязкой романа «Лабиринт» является открытие таинственной пещеры при раскопках на пике Суларак в Юго-Западной части Франции. Здесь главная героиня Элис впервые ощутила воспоминания из своей прошлой жизни… Уже при прочтении первой главы становится понятно, что это исторический с элементами мистики роман.
    3. Завязка романа «Айвенго» описывает конфликт между саксонцами и норманами во времена смуты и безвластия в средневековой Англии. Классический рыцарский роман держит читателя в постоянном напряжении с первых до последних строк.
    4. «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой начал с описания страшной катастрофы в которой был травмирован летчик 0- истребитель Алексей Мересьев. Буквально с первых слов повести становится понятно, что эта военная драма рассказывает о мужестве и отваге советских летчиков.
    5. Песни группы «Король и Шут» построены по схеме всех литературных произведений и так же имеют свою завязку, кульминацию и развязку сюжета. В песне «Лесник» завязкой являются слова:
    6. «Замученный дорогой я выбился из сил. И в доме лесника я ночлега попросил». Развитие сюжета приводит к жуткой развязке в стиле современных романов — «ужастиков».

    Из примеров видно, что завязка в литературе используется для того, чтобы завлечь читателя, познакомить его с героями, показать, о чем произведение. В конечном итоге писатель в завязке сюжета должен заставить читателя сопереживать герою, словно близкому человеку или другу.

    Завязка в литературе - это событие или группа событий, которые непосредственно ведут к конфликтной ситуации. В сущности, это отправной момент в развертывании сюжета, своеобразный стартовый выстрел, отправляющий бегунов на дистанцию. Завязка может быть в произведении явно, обособленно, в качестве суверенного, самостоятельного элемента сюжета, а может сливаться с экспозицией или, вернее, вырастать из нее без видимого сигнала. Разумеется, если в произведении не одна, а несколько сюжетных линий, каждая из них имеет свою завязку, что не исключает существования общей завязки.

    Например, в рассказе Тургенева "Муму", конфликт которого составляет противоборство свободной воли природного человека Герасима, символически обобщающего весь русский народ, и косной силы парализующего эту волю крепостничества в лице безымянной старухи-помещицы, последовательно выстраиваются одна за другой две сходные, напоминающие однородные члены предложения, сюжетные линии: «Герасим + Татьяна» и «Герасим + Муму». Каждая имеет свою завязку (барыня принимает решение — в первом случае выдать Татьяну замуж за Капитона, во втором случае — избавиться от Муму); им обеим, однако, предшествует общая завязка произведения (Герасима, не считаясь с его волей и желаниями, изымают из родной деревенской среды и водворяют в чуждую ему атмосферу города).

    Особое художественное значение приобретает способ введения завязки в литературе, которая может явиться вдруг, сразу, без предварительной подготовки, за счет сокращения экспозиции ("Мцыри" Лермонтова) или путем внедрения в нее («Муму» Тургенева, «Медный всадник» Пушкина), либо мы будем иметь дело с завязкой противоположного типа — задержанной, тщательно подготовленной; таковы большей частью завязки в пьесах Островского. Островский, как уже отмечалось, скрупулезнейшим образом обосновывает достоверность всех действующих лиц, исподволь нагнетая доминирующее конфликтное противостояние и последовательно доводя его до разрешения. Так, в пьесе "Гроза" упомянутый в I акте громоотвод косвенным образом свидетельствует о накапливающемся в атмосфере произведения напряжении. «Мертвое царство», оказывается, вовсе не спит, люди, общаясь друг с другом, едва не искрят — так много недоброго, грозного тока накопилось в них. Крутой волжский берег, на котором раскинулся Калинов, также на поверку таит в себе смертельную опасность. В знаменитом монологе Катерины «Отчего люди не летают так, как птицы?.. Когда стоишь ка горе, так тебя и тянет лететь...» в общей предгрозовой атмосфере экспозиции слышится не только косвенное сравнение героини с птицей, подчеркивающее ее нравственную и религиозную духовность, но и мотив гибельности полета, который она-таки совершит в V акте.

    Многозначность символа, вынесенного в заголовок пьесы, обусловила ее двойную завязку: «Осуждающие слова Кулигина в I акте — завязка социальной борьбы, последние слова Катерины во II акте окончательно завязали линию индивидуальной борьбы.

    Общеизвестно, как долго искал Толстой окончательный вариант зачина в экспозиции «Анны Карениной». Косвенно он был «подсказан»... Пушкиным. Перечитывая томик пушкинской прозы, Толстой наткнулся на начальную фразу отрывка "Гости съезжались на дачу...". «Так надо писать!» — воскликнул он, после чего появилось знаменитое "Все смешалось в доме Облонских ".

    Энергичная (по принципу «взять быка за рога!») экспозиция потребовала столь же решительной и четкой завязки. В первоначальных вариантах она была более традиционной и менее выразительной. Анна знакомилась с Вронским в Петербурге, в салоне княгини Бетси. В каноническом тексте знакомство переносится на вокзал (при этом глухо упоминается то старое знакомство, оставшееся без последствий). Что, казалось бы, изменилось? А разница кардинальнейшая: "светское", почти ритуальное, ни к чему не обязывающее знакомство в Петербурге и действительно роковое знакомство на вокзале в Москве да еще на фоне трагической гибели железнодорожного кондуктора под колесами поезда! Толстой с нарочитой многозначительностью задерживает наше внимание на том, как эмоционально, близко к сердцу, но каждый по-своему восприняли это происшествие оба участника будущей любовной драмы: Анна побледнела, почти лишилась чувств, а Вронский, как бы заранее откупаясь за свой невольный грех, отыскал начальника вокзала и передал ему деньги для вдовы погибшего. В окончательном варианте завязки, таким образом, просвечивает трагическая развязка (" Будь счастлив. Я сумасшедшая", "Через день нашли под рельсами тело"). Сам Л. Толстой настойчиво подчеркивал: "Это одно из мест, на которых стоит весь роман. Если оно ложно, то все ложно".

    Бесспорно, завязка романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" — изложение теории Раскольникова. Первоначально свое " наполеоновское credo" главный герой излагал сам на вечеринке у Разумихина. Но затем Достоевский вкладывает его в уста Порфирия Петровича, вспомнившего прочитанную им некогда журнальную статью, написанную студентом юридического факультета Родионом Раскольниковым, как нарочно оказавшимся за общим столом. Следователь-правовед реферирует содержание "статейки" ядовитым, ёрническим тоном, не скупясь на насмешливые комментарии, явно провоцируя автора, вызывая на спор, и легко добивается своего! Конечно, такая завязка в литературе - это средство, которое имеет особый художественный эффект.