Шотландский автор-исполнитель Донован Лич, известный всему миру как Донован (Donovan) , на заре своего творческого пути воспринимался критиками и слушателями исключительно как «британский ответ Бобу Дилану». Но по прошествии всего нескольких лет этот молодой брюнет с вьющимися волосами стал самостоятельной величиной, причем высочайшего уровня.
Если первые альбомы музыканта действительно напоминали творчество его заокеанского коллеги, то, уже начиная с пластинки «Sunshine Superman», в его песнях все отчетливее слышится свой индивидуальный стиль исполнения. Многими критиками эта работа считается одним из первых примеров британской психоделии.
Все альбомы Донована конца 60-х годов прочно вошли в «золотую сокровищницу британской рок-музыки». Его творчество пришлось по вкусу практически всем. Эти душевные и мелодичные песни даже чуткие на конъюнктуру хиппи, признавали своими.
Донован много путешествовал по стране и был близко знаком со всеми грандами британской рок-сцены, включая The Beatles , The Rolling Stones и Led Zeppelin . Постоянные музыкальные тусовки, как известно, до добра не доводят (тем более учитывая, какие это были годы). Через некоторое время Донован был арестован за хранение марихуаны, а наиболее консервативные критики усматрели в его композициях отчетливый след ЛСД.
Спустя некоторое время музыкант берется за голову и вместе с музыкантами из The Beatles совершает паломничество к гуру Махариши Махеш Йоги в Индию. На этом эпопея с наркотиками, негативно сказавшаяся на его карьере, благополучно закончилась. Донован стал активным борцом со всякого рода препаратами, изменяющими сознание, однако «золотое» время было безвозвратно упущено. Позади остались фестивали в Монтерее и Вудстоке, где колоритный Донован со своими хипповыми идеями пришелся бы как нельзя к месту.
С началом 70-х интерес к творчеству этого талантливейшего исполнителя стал угасать. Альбом «Open Road» был совсем не похож на «раннего» Донована. В его музыке стало больше рока, чем фолка, тем не менее, преданные фанаты и от этой пластинки были в восторге. Начиная с диска «Cosmic Wheels» в творчестве Донована начался «период глэм-рока», но это был совсем не тот глэм, что «проповедовали» Дэвид Боуи (David Bowie) или T-Rex. Донован, будучи весьма специфическим музыкантом, композитором и певцом, всегда оставался самим собой, будь это 60-е или 90-е. Кстати, именно в 1996 году альбом «Sutras» вернул исполнителю былую популярность.
10 мая 2013 года Доновану исполниться 67 лет, но он по-прежнему «в строю», и продолжает радовать всех своих поклонников не только регулярными концертами по всему миру, но и свежими альбомами. На сегодняшний день последней студийной работой музыканта является диск «The Sensual Donovan» (2012), на котором представлены неизданные композиции 1970 года.
Дискография:
- What"s Bin Did and What"s Bin Hid, 1965
- Fairytale, 1965
- Mellow Yellow, 1967
- A Gift from a Flower to a Garden, 1967
- Donovan In Concert, 1968 (live)
- The Hurdy Gurdy Man, 1968
- Barabajagal, 1969
- Open Road, 1970
- H.M.S. Donovan, 1971
- Cosmic Wheels, 1973
- Live in Japan: Spring Tour, 1973 (live)
- Essence to Essence, 1973
- 7-Tease, 1974
- Slow Down World, 1976
- Donovan, 1977
- Neutronica, 1980
- Love Is Only Feeling, 1983
- Lady of the Stars, 1984
- Rising, 1990 (live)
- Live in Concert, 1992 (live)
- One Night in Time, 1993
- Sutras, 1996
- Donovan in Concert (Going For), 1998 (live)
- Rising Again, 2001 (live)
- Greatest Hits Live: Vancouver 1986, 2001 (live)
- Pied Piper, 2002
- Sixty Four, 2004
- Beat Café, 2004
- Brother Sun, Sister Moon, 2004
- Ritual Groove, 2010
- The Sensual Donovan, 2012
Один из самых талантливых австралийских актеров и певцов, обладатель множества наград и премий. Его компакт диски во все времена пользовались огромной популярностью среди слушателей не только в Австралии, но и за границей. Многого Джейсон добился в Великобритании. В британских хит парадах до сих пор звучат его композиции. Например, популярная песня, записанная в дуэте с Кайли Миноуг – «Especially For You», является профессиональным достижением талантливого певца и актера. В настоящее время Донован продолжает заниматься деятельностью, связанной с шоу-бизнесом, направлял собственные силы в работу над новыми мюзиклами и ролями.
Джейсон Донован родился в Австралии - в городе Малверне, близ Мельбурна. Джейсону с детства были близки музыка, кино и театр. Его родители оказались непосредственно связанными с искусством, а отец - и вовсе - был известным в Австралии телевизионным актером.
В свое время Донован окончил колледж, после чего задумался о своем будущем. Первостепенными для будущего актера были профессия семья. Кстати, сегодня у актера двое обожаемых детей (его дочь родилась в 2000-ом году, а через год появился на свет сын).
Джейсон обрел большую популярность, во многом благодаря талантливо сыгранной им роли в известнейшем сериале «Соседи». В нем Донован сыграл роль Скотта Робинсона.
Чуть позже австралийский актер перебрался в Лондон, где продолжил активную деятельность. В Англии он много снимался, однако, к большому сожалению, не добился больших результатов. В конце концов, он решил с головой уйти в музыку. Вскоре талантливый Донован стал поп-певцом.
Еще во время съемок «Соседей» Джейсон познакомился с Кайли Миноуг и очень сблизился с ней. В скором времени они записала вместе несколько песен и выпустили их на свет. Тогда случился феерический прорыв в карьере британского певца. Популярность Джейсона настолько возросла, что не могла быть и близко сравнима с его прежними достижениями. Песни Донована находились на вершинах английских и австралийских чартов очень долгое время.
В последние годы 20-ого века карьера Джейсона пошла на спад. Всему виной стали наркотики. Певец и актер оказался в ужасном положении и длительное время не мог прийти в себя. Тогда же выяснилось, что Донован употреблял наркотики в довольно большом количестве, в особенности кокаин.
В настоящее время Донован живет полноценной жизнью и почти не вспоминает о прошлом.
Лучшие дня
Женское счастье Посетило:135 |
Сильный духом |
Опрометчиво названный прессой «британским ответом на Боба Дилана», Донован, однако, не вписывался в движение английских фолкеров. Он стал первым исполнителем, которого пригласили на открытие новой телевизионной программы «Ready Steady Go!», - это событие многие специалисты склонны рассматривать как точку отсчета успеха Донована на музыкальной сцене. Его первый хит-сингл «Catch The Wind» положил начало целой веренице популярных песен, которые, невзирая на музыкальную моду, высоко котировались в англоговорящем мире вплоть до начала 70-х.
Экспрессивные композиции «Colours» и «Turquoise», в целом, работали на фолк-имидж певца, хотя в музыке Донована начали отчетливо прослушиваться элементы совершенно иных стилей. Наиболее запоминающимися песнями этого музыканта стали своего рода гимны хиппи «Sunshine Superman» (1966 год) и «Mellow Yellow» (1967 год), посвященные поколению «детей-цветов» и регулярно включающиеся в многочисленные сборники Донована. Кроме того, эти две вещи свидетельствовали об уходе от стилистики Боба Дилана и активном поиске собственного творческого лица. Альбом «Sunshine Superman» продюсировал знаменитый Мики Моуст.
Использование в текстах песен аллегорий и аллюзий на наркотики дало основание причислить Донована к движению хиппи, хотя отдельные музыкальные обозреватели сочли такую классификацию искусственной. Донован добился успеха со значительно более простым материалом, таким, как, например, песни с элементами калипсо «There Is А Mountain» и «Jennifer Juniper» (последняя была написана специально для Дженни Бойд в период увлечения Донована учением известного в те годы гуру Махариши Махеш Йоги). Однако апофеоз музыкальной карьеры исполнителя пришелся на композицию по мотивам произведений Льюиса Кэрролла «Hurdy Gurdy Man» - именно эта вещь легла в основу нового имиджа Донована: увлеченного поэзией и легкими наркотиками трубадура. Однако под занавес 60-х Донован и его достаточно сложные музыкальные поэмы постепенно вышли из моды.
Несмотря на почти полное забвение на родине, в США Донована принимали очень тепло - большинство его альбомов тех лет вначале выходили в Америке, и только потом, в случае полной уверенности в успехе, переиздавались в Англии. Часто его пластинки просто не доходили до Великобритании, а те, которые все же попадали на британский рынок, иногда оказывались с переставленными композициями или же с заимствованиями из других его альбомов. Ситуация несколько напоминала неразбериху с первыми альбомами The Beatles, одновременно выходившими в США и Англии.
Некоторое время Донован сотрудничал с Джеффом Беком (1969 год), и пара добилась несомненного успеха с композицией «Goo Goo Barabajagal (Love Is Hot)», выполненной в совершенно нехарактерном для Донована жестком стиле. А его двойной альбом «A Gift From A Flower To A Garden» ознаменовал увлечение исполнителя джазом (не без влияния Джеффа Бека). Это вряд ли могло показаться неожиданностью, так как Донован часто включал ориентированные на джаз вещи в свои синглы (как правило, на b-sides) - в частности, великолепным примером «джазовой линии» Донована могут служить композиции «Sunny Goodge Street» и «Preachin" Love». В тот период многие критики не без основания обвиняли Донована в излишнем увлечении восточным мистицизмом и буквальном цитировании в своих вещах фрагментов индийских par, но музыкант не скрывал, что следует по стопам The Beatles, а новые идеи, по его мнению, следовало искать только на Востоке и, в частности, в Индии. Некоторое время Донован провел в Ирландии, откуда вернулся с готовой фонограммой музыки к фильму «If It"s Tuesday This Must Be Belgium».
В 1973 году Донован написал музыку еще к одному фильму «The Pied Piper» (в котором снялся в небольшой роли); чуть раньше была выпущена очень сильная вещь Донована (и одноименный альбом) «Brother Sun, Sister Moon» (1970 год). Записанный (при участии Кози Пауэлла) и выпущенный в 1973 году, альбом «Cosmic Wheels» принято считать вершиной творческого успеха Донована - этот диск имел рекордные цифры продажи, и в него входила великолепная композиция «Intergalactic Laxative», впоследствии ставшая «золотым» хитом. Выпущенный по следам «Cosmic Wheels» студийный альбом «Essence То Essence» оглушительно провалился, и после этого удара Донован так и не смог снова подняться на ноги. Одно время он занимался телешоу «7-Tease», затем готовил в Нэшвилле концептуальный альбом. Из забвения Донован вынырнул лишь в начале 80-х - он принял участие в рок-фестивале в Эдинбурге, затем отправился на гастроли по Германии и Франции, после которых успешно выступил на благотворительном концерте в лондонском театре «Палладиум», (Рождество 1981 года), где в одной программе с ним принимали участие Ралф Мактелл и Билли Коннолли.
В 1990 году Happy Mondays, популярнейшая в те годы английская группа, «вновь открыла» Донована, и в 1991 году музыкант отправился с ними в совместное турне. Сингл Happy Mondays «Donovan» на какое-то время привлек к исполнителю внимание прессы и фирм звукозаписи - были опубликованы большие интервью с Донованом в крупнейших британских музыкальных изданиях и выпущено несколько его сборников. Через некоторое время Донован вернулся в телевизионный эфир - в одной из передач он принял участие в пародии на свою песню «Jennifer Juniper», которую подготовили английские комики, и на волне переизданий старых пластинок Донован сумел записать новый студийный альбом, который свидетельствовал о том, что исполнитель вновь обрел рабочую форму. В 1992 году он предпринял масштабное турне по Великобритании, тогда был выпущен великолепный CD-сборник «Troubadour», в который вошли лучшие вещи Донована, написанные за всю его долгую карьеру.
Появившийся на сцене в середине 60-х, Донован расценивался многими как "британский ответ Бобу Дилану ", хотя это сравнение являлось не совсем корректным. Ведь в то время как музыка американского фолкера отдавала мрачным самоанализом и горьким реализмом, творчество шотландского трубадура было по-детски оптимистичным. Донован Лич родился в Глазго 10 мая 1946 года. В возрасте 10 лет мальчик с подачи отца увлекся поэзией и уже тогда попробовал сочинять собственные стихи. Практически одновременно в его жизнь вошел рок-н-ролл, и кумирами Донована стали Бадди Холли и "Everley Brothers ". Правда, в начале 60-х его вкусы несколько изменились, и после прослушивания Вуди Гатри и Джоан Баэз парнишка обнаружил в себе тягу к фолк-музыке. Вооружившись гитарой, юный Лич время от времени начал выступать в клубах, и на одном из концертов был замечен менеджерами, которые пригласили его в Лондон на пробную запись. Затея удалась, и Донован вскоре стал частым гостем телепередачи "Ready Steady Go". Его дебютный сингл "Catch The Wind" без особого труда угодил в национальный Топ 5, да и второй миньон "Colours" оказался не менее удачным. Вместе с тем в прессе зазвучали первые сравнения с Диланом , но уже на альбоме "Fairytale" Донован начал выходить из тени "могучего Боба ", предложив публике такие вещи как полуджазовая "Sunny Goodge Street" и пасторальная "Jersey Thursday".
В конце 1965 года у музыканта появился новый менеджер Аллен Клейн, а тот в свою очередь свел его с продюсером Микки Мостом ("Animals ", "Herman"s Hermits "). Как раз с этого момента Донован вообще отказался от влияний Гатри и Дилана и направил свое творчество в русло психоделического попа. Записанный с полноценным составом и насыщенный экзотическими восточными аранжировками "Sunshine Superman" стал для музыканта краеугольным альбомом, а одноименная композиция очутилась в списках лидеров по обе стороны Атлантики.
Кстати, из-за контрактных недоразумений диск вышел только в США, и лишь по прошествии многого времени появилась домашняя и сильно отличающаяся версия. Следующий альбом был отмечен аранжировками Джона Пола Джонса и неаккредитованным гостевым вокалом Пола МакКартни . На "Mellow Yellow" Донован добавил элементы водевиля и джаза, упростил лирический подход, но вместе с тем продемонстрировал свою любовь к пасторальности. Заглавный трек стал большим хитом, однако ввиду неразрешенных юридических проблем диск был снова доступен только в Америке. Донован вернулся на домашний рынок с двойным альбомом "A Gift From A Flower To A Garden". Первая его часть посвящалась современникам Лича, а вторая предназначалась для будущего поколения. Структура песен здесь снова упростилась, однако по-прежнему было видно, что Донован остается под влиянием движения flower power. Впрочем, уже на пластинке "The Hurdy Gurdy Man" музыкант вернулся к психоделике, чему поспособствовало путешествие в Индию, которое он совершил вместе с участниками "Beatles ". Из одноименной песни опять получился серьезный хит, а за Донованом с тех пор закрепилось соответствующее прозвище – "шарманщик".
Неплохой спрос имела и композиция "Jennifer Juniper", но к концу 60-х популярность Лича стала снижаться, и альбом "Barabajagal" принес ему последнее попадание в Топ 40 ("Atlantis"). Также с этой пластинкой завершилось сотрудничество с Микки Мостом, и в следующий раз Донован занимался продюсированием самостоятельно. В 1970 он собрал команду "Open Road" и выпустил с ней диск с таким же названием. Альбом звучал довольно громко и имел неплохой спрос, но после его выхода музыкант ушел из группы. Женившись на своей давней возлюбленной (и бывшей подружке Брайана Джонса) Линде Лоренс, он стал примерным семьянином и в 1971-м выпустил детскую пластинку "HMS Donovan". Альбом записывался в акустике, но после двухлетнего перерыва Донован частично вернулся в электричество.
Хотя на "Cosmic Wheels" и на "Essence To Essence" музыкант заигрывал с модным глэмом, и прибегал к помощи Микки Моста и Эндрю Олдхэма, рейтинги его продолжали падать. Провалились и эклектичный, но довольно бодрый "7-Tease" и более сфокусированный и спокойный "Slow Down World", а пластинка 1977 года вообще не попала в чарты, поскольку разгул панк-рока не одобрял деятельность каких-либо "хиппи". Исчезнув из виду на несколько лет, Донован ненадолго всплыл на поверхность с политически ориентированным альбомом "Neutronica", в котором фолк-песни зазвучали в синтезаторных аранжировках. Диск вышел на германском отделении "RCA" и там же был издан "Love Is Only Feeling", возвращавший романтический стиль начала 70-х. За выпуск следующего альбома вообще никто не хотел браться, и только после того как музыкант включил в программу "Lady Of The Stars" римейки старых хитов типа "Sunshine Superman" и "Season Of The Witch", снисхождение оказала британская "RCA". С тех пор попытки поставить на рынок новый материал прекратились уже надолго, и лишь в начале 90-х про Донована стали вспоминать.
После издания концертных записей "Rising" и бокс-сета "Troubadour" на музыканта вышел Рик Рубин, предложивший сделать свежий альбом. В результате на свет появился фолково-медитативный опус "Sutras", но потом артист опять погрузился в молчание. Деятельность Донована несколько оживилась в нулевых, и на протяжении пяти лет он выпустил несколько дисков: детскую пластинку "Pied Piper", архивный материал 1964 года "Sixty Four", настоящий свежак в духе битников "Beat Cafe" и саундтрек к фильму начала 70-х "Brother Sun Sister Moon". Следующая работа вышла с большой задержкой, причем сам музыкант охарактеризовал "Ritual Groove" как "мультимедийный альбом". В 2012-м Донован был введен в "Зал Славы Рок-Н-Ролла" и в том же году вышел архивный сборник "The Sensual Donovan".
Last update 04.05.13