Свирель ученическая. Постановка тела для игры на блокфлейте

Урок 1. Берем свирель правильно.

Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.

Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой!!! И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.

Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:

МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ

  • одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
  • два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
  • три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ

Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая длительность
половинная длительность
четвертная с точкой и
восьмая длительности

Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:

И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!


А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:

А чуть ниже птичка побольше:

А еще ниже?

Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗИЦИРОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ИГРЫ НА СВИРЕЛИ

Эдельвена Яковлевна Смелова

Детский музыкальный инструмент СВИРЕЛЬ имеет своих предшественников в любой культуре мира, у любой народности. Названия у разных народов разные: по–украински - сопилка, по-молдавски - флуераш, по-грузински - саламури, у кубинцев - кена...

А суть одна: это была камышовая или тросниковая трубка с отверстиями для пальцев, закрывая и открывая которые, изменяют воздушный столб, а с ним и высоту звука.

Много подобных свистулек из бамбука и в Азии. А недавно аналог такого духового инструмента из кости был обнаружен в раскопках 35000-летней давности на юге Германии.

Работая педагогом без малого 30 лет в Музыкальной школе Обнинска, я искала пути облегчении освоения нотной грамоты учащимися хорового отделения, куда родители часто приводили мальчиков «ограждая от улицы». Музыкальных инструментов дома у большинства из них не было, и в те давние времена о такой игрушке как блок-флейта Карла Орфа даже мечтать не приходилось. Я сама узнала об этом инструменте только в семидесятые годы благодаря эстонским коллегам, с которыми было тесное сотрудничество. Для улучшения интонации учащихся необходим был «эталон звукоряда». Короткий звякающий звук металлофонов ребятами плохо фиксировался. Грубые гармошки требуют для звукоизвлечения выхода и входа, что никак не подходит по гигиеническим соображениям. Кстати, они тоже были немецкими и довольно дорогие. Привлекли пластмассовые дудочки – кларнетики и свирели, но их непонятный настрой исключал возможность использования.

Попытки поковырять отверстия привели к превращению кларнетика в ЗВУКАРИК, а книжка «БУВАРЬ-ЗВУКАРЬ» сама собой собиралась в самоучитель нотной азбуки.

У СВИРЕЛЕЙ же, напротив, приходилось заливать некоторые отверстия лаком для ногтей. А поскольку отверстий только ШЕСТЬ, эта игрушка виделась мне пригодной для до нотного периода.

Вместе с моими рукописными цифровками, исправленные свирели, успешно использовали музработники наших детских садов. Игровая форма на начальном этапе обучения помогала снять напряжение, сосредоточив внимание на звуке, на мелодии, на ритме.

И звукарик, и свирель задуманы для хоровиков, а не для духовиков у которых совершенно другие приемы звукоизвлечения и обязательно свои инструменты!!

Звукоизвлечение на СВИРЕЛИ производится ПЕВЧЕСКИМ дыханием, так необходимым не только хоровикам.

Само руководство игры на свирели занимает всего пять строчек :

Сосчитаем бугорки с отверстиями на стволе СВИРЕЛИ от мундштука: их – ШЕСТЬ.

ТРИ ПЕРВЫХ отверстия закрываются пальцами ЛЕВОЙ руки, а с ЧЕТВЕРТОГО по ШЕСТОЕ – пальцами ПРАВОЙ руки. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Под цифрами – графическое изображение РИТМА.


Освоить это способен любой ребенок, наученный прочитать и сосчитать. Поэтому я рекомендую начинать занятия с 5 -6 лет. Роль учителя, в качестве дирижера, сводится к организации а наличие фонограмм усиливает эффективность совместного творчества.

Данная технология с успехом используется многими учителями уже более 25-ти лет. Что дает использование моей методики, превосходно сформулировано методистом Е.А. Рисовой из НМЦ С-Петербурга:

«Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дисграфии. Обучение игре на свирели по методике Э.Я. Смеловой дает детям возможность играть мелодии песен и попевок уже с первых уроков без овладения нотной грамоты. Через 2-3 месяца занятий ребенок может сыграть репертуар из 15-20 мелодий. Таким образом, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений. Дети активно погружаются в огромный мир музыки, приобщаясь к музыкальной культуре».

Однако, снабдить учителя только методикой в данном в данном случае недостаточно: способ требуе средств, т.е. качественный инструмент из разрешенного для детей материала. Свирели должны приобретаться в двойном количестве – одна для работы в классе, другая – для тренировки дома. Книжка-самоучитель на каждой странице содержит новую информацию, на которой учителю стоит сосредоточить внимание учащихся на уроке в классе; пауза, реприза, ритм. Первая же песня включает тему «направление движения мелодии: вниз, вверх, на месте ». На свирели идеально соответствуют направления движения пальцев и мелодии: пальцы шагают вниз по пенечкам с отверстиями – и звуки тоже идут вниз. Здесь же можно коснуться понятия тоника .

Руководителю обучения необходимо неукоснительно следить за правильным положением рук: переучивать всегда труднее, чем научить сразу. Никто не станет переставлять клапаны на кларнете или саксафоне, где левая рука всегда над правой. (И вообще все музыканты – «левши»).

В методике большую роль играет ритмическая картинка , по которой можно проследить повторность, характерную для многих народных мелодий. На примере русской народной песни «Сени» определить движение мелодии скачком.

Понятие лада – веселый и грустный, мажор и минор – можно иллюстрировать песнями «Курочка», «Мишка с куклой», «Перепелочка» и «Березка». Здесь возможно вспомнить про тонику и дать понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях. Особо перегружать теоретическими премудростями на начальном этапе музицирования не стоит, а лучше накапливать репертуар, развивая музыкальную память. Ведь СВИРЕЛЬ – игра в музыку, расширяет кругозор, подобно накоплению запаса слов перед обучением чтению и письму.

Для СВИРЕЛИ, мною сделано уже около тысячи переложений, в их числе изданы малыми тиражами «Свирель поет мелодии Детства», «Свирель поет мелодии Рождества», «Свирель поет любимые напевы». Готовится к изданию «Свирель поет Мелодии Опер и Симфоний», «Свирель поет 100 напевов народов Мира».

Я безмерно благодарна многочисленным учителям музыки, использовавшим мой метод, подарившим тем самым тысячам ребятишек радость общения с прекрасным миром музыки, радость ощущения себя творцом.

Опыт убеждает, что обучать нотной грамоте следует на избранном традиционном инструменте, тогда позиция пальцев на нем и нотные знаки на нотоносце переходят в условный рефлекс. Работая в Торонто в CameronPublicSchool, на втором году обучения, в 3-ем и 4-ом классах, я ввела нотную запись, вернувшись к песне А.Островского «пусть всегда будет солнце», с которой в книжке дан «ключ».Затем последовали задания с переложениями знакомых и незнакомых и незнакомых мелодий с нотной записи в цифровую, и запись цифровки нотами.

Перед тем, как рассказать, что такое игра на блокфлейте позвольте несколько простых и, в тоже время, очень важных рекомендаций. Рекомендации эти касаются методов игры на любой продольной свистковой флейте.

Ведь, ? Это обыкновенная дудочка. Музыканты их называют так: продольная свистковая флейта из группы деревянных духовых. Такие дудки издавна известны многим, а может и всем, народам мира. К ним относятся, например, свирель и сопилка, а также многие другие музыкальные инструменты, принцип игры на которых одинаков. Между прочим, игра на блокфлейте становится очень модной, потому, что это легко и увлекательно, и ещё очень красиво.

Свирели популярны и сейчас

Итак, научиться достаточно просто. Даже без специального музыкального образования за несколько занятий можно начать играть на такой дудочке. Что надо знать, приступая к занятиям?

При игре на продольных флейтах есть несколько простых правил, которые пригодятся вам независимо от того будете вы играть на блокфлейте, или играть на свирели, или играть на сопилке.

Постановка тела для игры на блокфлейте

1. Учиться играть на блокфлейте лучше стоя. Но можно и сидя. Никто не запрещает. Держите блокфлейту под углом примерно 45 градусов, как показано на рисунке. В этом случае звук от инструмента будет направлен прямо на слушателя. Поэтому количество градусов можете не запоминать, главное чтобы свистковое отверстие было направлено на слушателя, а не в потолок или в пол.

так держать блокфлейту правильно

2. Голову держите прямо и чуть приподнято. Нельзя зажимать горло! Все-таки, блокфлейта это духовой инструмент и вам придется в неё дуть… Запрокидывать голову тоже не следует. Устанете. Да и глаза пялить в ноты с запрокинутой головой это ещё то занятие… В общем, как вы уже начинаете понимать, при игре на блокфлейте, главное, это удобство музыканта. Вам должно быть комфортно и приятно играть . Ведь, своему любимому занятию вы будете посвящать свое время.

Если поняли как держать голову, при игре на духовых инструментах, поставьте лайк:

Как держать кончик свистка губами при игре на блокфлейте

3. Сейчас поднесите блокфлейту ко рту. Плотно обхватите губами кончик свистка. Кончик свистка блокфлейты похож на клюв. Так его иногда и называют. Так вот, обхватите губами клюв блокфлейты. Правильно сделать это так: нижнюю часть клюва кладем на середину нижней губы и накрываем верхнюю часть клюва верхней губой.

Кончик клюва должен быть достаточно близко к зубам, но не касаться их. Делайте это без напряжения, чтобы вы могли свободно вдыхать и выдыхать воздух ртом. Вдох через уголки губ чуть растянув губы в улыбке. По поводу вдыхания воздуха через нос при игре на блок-флейте разные авторы дают разные рекомендации. Некоторые авторы допускают такой вдох, другие категорически против. В любом случае, основной вдох делается через уголки губ.

В зависимости от мелодии вдох может быть быстрым или медленным, но всегда глубоким. Одновременно, не старайтесь набрать воздуха «полную грудь» — это затруднит выдох, ускорит его и ухудшит звучание блокфлейты. Положение клюва во рту должно быть таким: кончик клюва не касается зубов

4. Пока никаких отверстий на блокфлейте не закрывайте. Плавно извлеките из блокфлейты звук произнеся слово «ту». Некоторые произносят слово «та». На самом деле, все равно, что вы будете «произносить». Главное здесь, — произносить «ту» без голоса, соблюдая артикуляцию для «т». Язык следует отводить назад, чтобы освободить проход для воздуха. Никогда не извлекайте звук, просто выдыхая воздух. Помните об участии языка при звукоизвлечении. Язык закрывает и открывает поток воздуха. Звук вы должны прекращать языком. Звук не должен прекращаться сам по себе, например, когда закончился воздух для выдоха.

Извлекаем первые звуки

5. Потренируйтесь извлекать звук плавно без рывков и срывов. Вдувать воздух в блокфлейту следует спокойно, плавно, ровно, полным потоком как при пении. От скорости струи воздуха зависит звук блокфлейты. Медленно меняйте силу воздушной струи. Не выдыхайте весь воздух из легких, так как это затруднит дыхание из-за чего вы быстро утомитесь и качество звучания блокфлейты будет плохим.

Извлеките подряд несколько звуков «ту, ту, ту, ту». Звучание каждого «ту» прекращайте закрытием языком отверстия блокфлейты. На этом этапе постарайтесь понять как меняется звучание блок-флейты в зависимости от того с какой силой вы дуете. Почувствуйте, когда блокфлейта начинает звучать, а когда просто издает противный свист. Не делайте резких «вдувов», будто вы разгневанный футбольный судья.

Флейта это ваша подруга и вам лучше поскорее привыкнуть друг к другу. Некоторые флейтисты уверяют, что они сразу чувствуют, если вдруг на их блокфлейте поиграет посторонний. Как извлекать ноты и играть мелодии на блок флейте подробно рассказано на страницах этого самоучителя игры на блокфлейте, а сейчас ещё одно важное общее правило при игре на блокфлейте:

Блокфлейта это индивидуальный инструмент. Поэтому самоучитель «Игра на блокфлейте» рекомендует: вымойте руки и, при возможности, почистите зубы перед игрой. И вам будет приятно и блокфлейте полезно… Содержите свою блокфлейту в чистоте. Протирайте её снаружи мягкой тканью. Внутри блокфлейту протирайте специальной щеткой или тканью на палочке-протирке. Некоторые духовые инструменты, например деревянные, требуют дополнительного ухода в виде смазки. Пластмассовые инструменты можно мыть, а затем вытереть и просушить. В общем случае, соблюдайте правила ухода за инструментом, рекомендованные его производителем. Серьезные производители музыкальных инструментов кладут при продаже блокфлейты палочку.

Теперь пора правильно взять блокфлейту в руки, чтобы начать играть на блокфлейте. Посмотрите короткое (всего 1 минуту) видео, как играет ребенок. На видео есть крупные планы и хорошо видно как располагать пальцы на отверстиях блокфлейты. Выступление Софии Куренной на международном фестивале-конкурсе «Звездный Олимп»:

На этом первое занятие самоучителя завершено.

После отработки упражнения и усвоения материала на странице Самоучитель игры на блокфлейте переходите ко второму занятию:

Второе занятие:

или ознакомьтесь с историей этого удивительного музыкального инструмента ниже на этой странице.

Немного из истории продольной флейты

Костяной дудочке из рога оленя, найденной археологами возле села Молодове Черновицкой области примерно 20 тысяч лет.

У свистковой флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, в отличие от других духовых инструментов в которых используется язычок. Продольные свистковые флейты включают целое семейство духовых музыкальных инструментов: сопилка, свирель, блокфлейта, дводенцивка, флояра, дудка, вистл это далеко не полный перечень продольных флейт.

Слово «свирель » очень древнее. Оно встречается ещё в древнеславянском языке и существовало даже до разделения этого языка на восточную, западную и южную ветви.

Конструкция этих инструментов настолько проста, что некоторые музыканты играют на собственноручно изготовленных флейтах. Наверное, отсюда родилась пословица «каждый хозяин в свою дуду дудит». Кстати, тот кто играет на флейте обычно называется флейтист. Играющий на сопилке называется сопилкарь. Музыка флейты звучит в разных стилях от народного до самых современных.

Долгое время продольные флейты изготовлялись в основном в диатоническом строе, когда полное открытие и закрытие отверстий приводило к звучанию нот без диезов и бемолей. Для извлечения таких звуков надо было прибегать к дополнительным приемам. Игра на диатонических инструментах чем-то напоминала игру исключительно на белых клавишах фортепиано.

Современная ситуация

В последнее время стали широко распространяться инструменты хроматического строя. Этому, в частности, способствовало изобретение в Украине в семидесятых годах двадцатого столетия Дмитрием Деменчуком десятидырочковой хроматической сопилки. По своим исполнительским и техническим возможностям она стоит значительно выше своих предшественниц.

Несмотря на то, что продольная флейта наиболее приспособлена для самостоятельного виртуозного исполнительства, она становится ведущим мелодийным инструментом в оркестрах и ансамблях народной музыки. И с успехом используется как основной, так и как дополнительный инструмент в музыкально-образовательных заведениях. Используется она, конечно же, и в домашнем музицировании и музыкальном образовании детей.

разные блокфлейты и сопилки

Переходите ко второму занятию.

Светлана Пономарёва
Учимся играть на свирели в детском саду

Учимся играть на свирели в детском саду

Пономарёва Светлана Николаевна

музыкальный руководитель

ДОУ ЦРР Детский сад «Счастливое детство »

Новоусманского района Воронежской области

Так несмело, неумело,

Но ведь мастера нашла!

Подарил ей мастер трель,

Превратив её в свирель .

(Н. Пикулева) .

Свирель – один из древнейших музыкальных инструментов, оставшийся при этом неизменным до сих пор. Имеет множество разных названий в различных странах. В России называется «сопилка» , но более известен под названием «свирель » . Является национальным народным инструментом в десятках государств. Очень распространён в странах причерноморья и средиземноморья от Украины до Португалии. Тысячелетиями свирель являлась неизменным атрибутом пастухов. Пастухи и подпаски очаровывали мелодичными напевами своих рожков и свирелей , подобно Лелю из сказки – пьесы Александра Островского «Снегурочка» . И умели они не только играть , но и делать свои инструменты.

Вспомните :

«Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю :

Срежу я с берёзы три пруточка –

Сделаю из них я три гудочка…

Теперь не надо заламывать берёзки – давайте лучше охранять зелёных друзей.

«Гудочки» - свирели изготовила Завидовская фабрика игрушек.

С воронкой – раструбом КЛАРНЕТ

Или без раструба СВИРЕЛЬ

Известны миру сотни лет,

Такой свирелью в старину ,

Крестьянских коз со всех дворов

Сгоняли в поле на стерню. Ведь сочная трава лугов

Была для барских лишь коров…

В эпоху Римской империи свирели вместе с барабанами были главными инструментами военных оркестров. Это сочетание оказалось столь удачным, что до сих пор часто используется в военных маршах.

У свирели очень характерный хрипловатый нежный звук, поэтому она обычно используется как солирующий инструмент. Для неё в разное время писались серьёзные музыкальные произведения.

При всех этих достоинствах игра на свирели проста .

При обучении игры на свирели с дошкольниками я использую свирели , изготовленные Завидовской фабрикой игрушек. Она представляет трубку длиной около 30 см со свистковым устройством с одной стороны и с шестью отверстиями. При первых отверстиях закрываются пальцами левой руки, а с четвёртого по шестое – пальцами правой руки.

Звукоизвлечение произносится лёгким певческим дыханием, близким к слогу «ХА» или «ТУ» , а если дунуть чуть СИЛЬНЕЕ – звук будет ОКТАВОЙ ВЫШЕ. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Ва - си - лёк, ва - си - лёк,

Мой- лю – би- мый - цве - ток.

Как говорил Гамлет – «…играть на свирели очень просто… Нужно только зажимать пальцами дырки, дуть ртом в конец свирели и из неё польётся волшебная музыка…»

Не зря именно на этом инструменте учат играть детей не только в музыкальных школах, но даже в детских садах . Это не сложно.

Обучая детей подготовительной группы игре на свирели я использую незаменимое пособие педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой непреклонной в своём стремлении возродить наши корни – свирельное и балалаечное искусство, чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали ЛЕЛЯМИ.

Её система приобщения к музицированию общедоступна и демократична, способствует познанию мира через музыкальное творчество разных времён и народов.

Эта система с успехом применялась Смеловой в Шри Ланке, стране самобытной культуры, своеобразной, не похожей на нашу письменность и записи нот.

Эдельвена Смелова одержима идеей обучения ВСЕХ! нотной грамоте : «Ведь нот всего семь! – меньше, чем цифр и букв, - не устаёт доказывать она».

И с этим я соглашусь с ней, целиком и полностью поддерживаю её.

Тетрадь для дошкольников и младших школьников «Играем на свирели , рисуем и поём» А. И. Конч ставит своей целью – научить ребёнка музицировать на свирели по цифрам (донотный период) и через инструментальное исполнение развивать координацию его слуха и голоса. Это пособие подготовлено к программе «Приемственность» ,

А. И. Конч предлагает последовательность разучивания.

Чтобы играть на чудо – инструментах, не обязательно сразу осваивать нотную грамоту, достаточно научиться считать хотя бы до семи.

И кем бы ни стали наши дети, у них должны быть ловкие пальцы, чуткое сердце и добрая душа.

Литература :

1. Конч, А. И. Играем на свирели , рисуем и поём. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2011. -72с.

2. Смелова, Э. Я. Ежеквартальный детский музыкальный журнал «ХОРОВОД» М.: Инкоцентр, 2011. – 15с.

3. Петелин А. С., Горькова Л. Г. Развитие творческих способностей детей средствами музыки. – Воронеж, ВОИПКРО, 2003.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду . – М.: Просвещение. 1981.

5. Ветлугина Н. А. Детский оркестр . – М.: Просвещение.

6. Кононова Н. Г. обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.

7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение : Владос, 1994.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду – М ., - 1985.

9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. –Ростов – на – дону : Феникс, 2008. – с. 42.

10. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.