Занятие по коррекции психомоторики и сенсорных процессов. Физкультурное занятие "веселый паровозик" средняя группа Игровое упражнение «Привет другу»

для учащихся начальных классов VIII вида.

"ПУТЕШЕСТВИЕ С АЙБОЛИТОМ".

Ц ЕЛЬ: Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.

ЗАДАЧИ:
Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать воображение, фантазию детей.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие
  • Развивать слуховую память
  • Коррекция мыслительных операций
  • Развивать умение удерживать равновесие, координацию движения в пространстве.
Образовательные:
  • Продолжить обучение четырёхфазному дыханию: вдох-задержка-выдох-задержка.
  • Закрепление понятий право - лево - верх - низ
  • Продолжить обучение ориентированию на листе бумаги и в помещении.
Воспитательные:
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
  • Тетради по психомоторике
  • Карандаши, ручки
  • Карта игры - путешествия
  • Костюм доктора Айболита: белый халат, шапочка с красным крестом
ОБОРУДОВАНИЕ:
  • Компьютер или аудио магнитофон с записями

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление. Настрой на работу.
Загадка об Айболите.
Выборы Доктора Айболита.
Письмо для Айболита
Загадка о транспортном средстве.
Упражнение "Паровозик".
Упражнение "По лесной дорожке".
Упражнение "Изобрази животное".
Игра "Разложи в ряд".
Упражнение "Наведём порядок".
Игра "Дни недели".
Практическая работа "Мишка".
Завершение занятия.

40 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Вот и пришла пора нашей встречи. Ждали ли вы её?

(Ответы детей)

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попытайтесь догадаться, о ком идет речь:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит.
Кто же это … (Айболит)

Кто знает этого доктора, ребята? Какой он? (Ответы детей)
Сегодня один из вас будет исполнять роль доктора Айболита. Эта должность очень почётна. Давайте выберем того, кто сможет её исполнить.

(Выборы доктора Айболита)

Мы получили письмо для доктора Айболита, и он нам его сейчас прочитает. (Чтение письма)

ПИСЬМО: Доктор Айболит. Пишут тебе жители солнечной Африки. Скоро у нас большой праздник и мы очень хотим, чтобы ты к нам приехал. Мы тебя любим и ждём.

Психолог: Доктор Айболит давай вместе со всеми отправимся в увлекательное путешествие. А транспортное средство, на котором мы сейчас поедем угадаем.

(ЗАГАДКА):
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (ПАРОВОЗ)

Итак, выполним упражнение "ПАРОВОЗИК".

Упражнение "ПАРОВОЗИК"

Все участники строятся друг за другом, берутся за талии и повторяют за ведущим стихотворение. Продвигаются по помещению, в котором проходит занятие. За ведущим повторяют слова:

У меня есть паровозик ту-ту-ту, чи-чи-чи
Он меня по рельсам возит ту-ту-ту, чи-чи-чи
У него труба и печка ту-ту-ту, чи-чи-чи
И волшебное колечко ту-ту-ту, чи-чи-чи

Психолог: Стоп! Машинист! Впереди - лес. Паровозик по лесу продвигаться не может. Пойдём пешком.

Упражнение для глаз "По лесной дорожке".

(Закрыть глаза)

Всем закрыть глаза пора,
Начинается игра
Если топну я ногой
То шагаем, все за мной
(Открывают глаза, Ходьба на носочках)
Если хлопну я рукой
Замри, стой на месте, не иди!!!

(Проходит игра)

Давайте узнаем, какие животные живут в лесу, по которому мы идём.

Упражнение "Изобрази животное".

Выбирается водящий из числа игроков. Он выходит из помещения. Остальные игроки договариваются, кто какое животное каждый будет изображать. Входит водящий, игроки изображают животных, водящий угадывает, кто какое животное изображает.

Психолог: А сейчас мы попадём на урок, который проходит в лесной школе. Здесь учатся лесные жители. Я зачитаю вам, кто чем занимается на уроке в лесной школе, а вы должны ответить на вопрос, правильно это или нет!

Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную морковку.
У лисёнка сломалась ручка и он попросил тихим шёпотом у соседа запасную.
Рысёнок не захотел слушать учительницу, открыл учебник и начал читать самостоятельно.
Белочка в парте играла орешками.
Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стульчике, он поднял лапу и попросил, чтобы его пересадили на большой стул.

Психолог: Незаметно мы вышли на опушку леса. И увидели солнышко.

Упражнение для глаз: "Солнышко".

На счёт 1-8 чертим глазами круг в одну сторону, а затем на 1-8 в другую. Солнышко очень яркое: зажмуриваем глаза на счёт 1-4 и открываем широко на счёт 5-8. Психолог: Смотрите, ребята, впереди море! Оно лежит прямо до горизонта.

Упражнение для глаз "Горизонт".

Чертим кончиком пальца правой руки линию горизонта справа налево на счёт 1-4 и наоборот на счёт 5-8.

Психолог: Сейчас мы полетим над морем. А на чём, узнаем выполнив Графический диктант в тетрадях.

Упражнение "Графический диктант".

3 клетки вверх
3 клетки по диагонали вверх влево
5 клеток вверх
2 клетки по диагонали вверх вправо
6 клеток вправо
2 клетки по диагонали вниз право
5 клеток вниз
3 клетки по диагонали вниз влево
3 клетки вниз
4 клетки влево.

На чём же мы полетим (Дети: На воздушном шаре)
Летит над морем наш воздушный шар, а навстречу ветер.

Дыхательное упражнение "Ветер".

На четыре счета (1, 2, 3, 4) дети находятся в состоянии покоя.
На четыре счёта (1, 2, 3, 4)дети вдыхают воздух через нос,
затем на четыре счёта (1, 2, 3, 4) задержка дыхания,
затем на 4 счёта (1, 2, 3, 4) выдох через рот, при этом губы сложить трубочкой.
Психолог: А вот и долгожданная Африка. Здесь нас ждут весёлые зверушки. Друзья доктора Айболита. (На столе расставлены игрушечные зверушки. Дети выбирают по одной игрушке.) Начинается весёлый праздник.

(Дети с игрушками танцуют весёлый танец на мотив "Чунга - чанга". После завершения танца все возвращаются домой. Релакс. Все садятся на стульчики. Закрывают глаза).

Психолог: А сейчас мы полетим обратно домой на сверхзвуковой ракете "Дружба". Закройте глазки и представьте большую, красивую, блестящую ракету. Она движется очень быстро. И издаёт гудящий звук. Наберите воздуха. Сделайте глубокий вдох и при выдохе издайте звук "У-у-у-у!!!" Наша ракета успешно завершила свой полёт и мы с вами оказались снова в нашей школе, в нашем классе. На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги: скажите, что вам понравилось, что запомнилось.

Дина Фомина
Тренинг для воспитателей «Доверие»

Тренинг для воспитателей «Доверие»

Данный тренинг поможет созданию положительных, доверительных взаимоотношений участников тренинговой группы, что необходимо при долгосрочной работы группы.

Цель: формирование доверительных отношений в тренинговой группе

Задачи:

Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;

Снятие эмоционального напряжения участников группы

Вводная часть:

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний наш тренинг направлен на сплочение и развитие доверия в нашей тренинговой группе.

Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Давайте подумаем есть у нас у всех общие цели?

Работа в одном саду, взаимодействие в коллективе;

Переход в работе на ФГОС;

В рамках тренинга можно получить психологическую помощь, не в полном объеме как во время консультирования, но тем не менее, всегда на тренингах идет саморазвитие и личностный рост;

Можно научиться полезным приемам и навыкам: расслабления, борьбы со стрессом или апатией, работы в команде).

Переаттестации;

Открытые занятия.

Для того чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Во время работы не забывайте о правилах работы в группе.

– На каждом тренинге мы будем учиться осознавать свое состояние: состояние тела, свои эмоции и чувства. Сегодня с этого и начнем.

Цель: диагностика состояния членов группы.

Материал: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей соответствующие люшеровским цветам.

Техника проведения: психолог предлагает участникам каждому чувству и эмоции присвоить свой цвет и раскрасить этим цветом домик, а затем раскрасить силуэт человека.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам взять бланки и наборы карандашей. Теперь можете разойтись по залу, и занять любое удобное для вас место. Займите удобное положение, и подумайте о своем настроении. Какое оно у вас на данный момент? Обратите внимание и на тело. В какой части вашего тела сосредоточена та или иная эмоция. я прошу вас присвоить каждому чувству свой цвет и раскрасить этим цветом силуэт человека».

Обратите внимание:

Что в данный момент у вас в голове?

Какое чувство у вас в груди?

Какое чувство в руках и ногах?

Каким цветом хочется это отобразить?

Каждый по очереди расскажет о своем человечке и о своем настроении.

I. Разминка

– Теперь немного взбодримся и поиграем.

Упражнение «Кошка и мышка»

Цель: снятие барьеров в общении, снятие эмоционального напряжения

Процедура проведения: Участники образуют круг и берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка снаружи. Кошка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг защищают мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку.

I. Основная часть:

Упражнение «Взаимные презентации»

– Следующее упражнение поможет нам чуть лучше узнать себя и друг друга.

Цель: сплочение группы, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.

Инструкция:

«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия».

Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

Как я вижу свою профессию;

Что я ценю в самом себе;

Предмет моей гордости;

Что я умею делать лучше всего.

«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает.

После этого любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»

Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:

Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

Что ты считаешь самым отвратительным?

Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т. п.

Обсуждение: Расскажите о своих мыслях и чувствах. Что вы чувствовали и думали, когда готовили самопрезентацию? О чем думали, когда собирали информацию о другом человеке, конга ее представляли? Удалось ли вжиться в роль? Тяжело ли было говорить от имени другого?

Комментарий 3. Вопросы:

Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?

Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Деление на группы

– Теперь немного разрядим обстановку. Для следующего упражнения нам нужно разделиться на пары. Для этого встаньте и потихоньку, чтобы никто не выдел посмотрите, что написано на ваших стульях.

Теперь выйдите в зал и беззвучно изобразите то, что написано на ваших карточках. Задача каждого - найти свою пару, то есть тот же самый предмет. Когда вы решите, что нашли свою пару, объединитесь с ней, но не говорите, пока упражнение не закончится.

Упражнение «Объелись мёда»

Цель: сплочение, снятие барьеров в общении, снятие эмоционального напряжения.

Ход: Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и т. д., всем отрядом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.

Упражнение «Паровозик»

Цель: развитие доверия и сплоченности в коллективе.

Ход: Участники встают друг за другом и держатся за талию впередистоящего. Все кроме первого в колонне человека закрывают глаза. Задача первого человека провести паровозик по комнате через препятствия, задача остальных – довериться главному вагону.

Обсуждение:

Как вы себя чувствовали в роли вагона? Какие ощущения испытывали?

Упражнение «На риск»

Инструкция: «Сейчас мы с вами проделаем упражнение, связанное с определенным риском, и, наверное, даже с опасностью. Прошу войти в круг тех, кто хочет поучаствовать, хочет мне помочь. Доверьтесь мне!».

После того как все желающие войдут в круг, ведущий объявляет: «Всем спасибо, все молодцы. А упражнение уже закончено!»

Обсуждение:

Почему вы вызвались в добровольцы?

Почему вы решили не принимать участие в упражнении.

Повлияла ли фраза: «Доверьтесь мне» на ваше решение?

Легко ли доверяться другим людям?

Кому довериться легче всего?

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: активизация внимания на своих ощущениях, развитие доверия и сплоченности в коллективе.

Участники делятся на пары. Один – слепой, надевает повязку на глаза. Другой – поводырь, берет слепого за руку и води по зданию. Слепой вслух сообщает, что он чувствует, думает, представляет во время движения. Затем слепой и поводырь меняются ролями.

Обсуждение:

Рассказ о своих впечатлениях ощущениях.

Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"?

Вел ли тебя твой "поводырь" бережно и уверенно?

Знал ли ты все время, где ты?

Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?

Как ты себя ощущал в роли поводыря?

Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?

Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

III. Заключение

Упражнение «Эмоциональная диагностика»

Цель: диагностика состояния членов группы на окончание тренингового занятия.

Рефлексия: нелегко доверять другим людям. Иногда мешает собственная неуверенность, иногда неудачный опыт. Но постарайтесь больше доверять друг другу в профессиональном плане и больше помогать друг другу. Будьте искреннее на тренингах. Ведь у нас много общих целей, давайте достигать их вместе.

Упражнение «Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы.

Занятие 2. Паровозик из Родничково .

Цель:

создание в игровой комнате атмосферы безопасности, доверия и принятия;

овладение неречевыми средствами общения;

развитие коммуникативных навыков;

развитие креативного мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук.

Оборудование:

рисунок дома или макет домика с прорезями для окошек по количеству детей, фотографии детей, цветные карандаши, 0,25 альбомного листочка,

Ход занятия

1. Подготовительный этап

Упражнение «Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. затем клубок передает следующему ребенку, пока не дойдет роль до педагога.

Упражнение « Повторялки »

Ва-ва-ва-вот высокая трава.

Вы-вы-вы- даже выше головы.

Ве-ве-ве- васильки видны в траве.

Ву-ву-ву-васильков букет нарву.

Ви-ви-ви- только много их не рви.

Этюд «Штанга»

Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее и отдыхает.

2. Основной этап.

Упражнение «Паровозик с именем»

Превращения начинаются. Выбираем паровозик-один ребенок, остальные – вагончики. «Паровозик» назовет свое имя и начнет движение, а другие дети будут хлопать в ладоши и в ритм хлопков произносить его имя. Н-Р: Са-ша, Саша «проехал» круг и теперь берет другого ребенка побыть «паровозиком». Снова превращения. Саша теперь вагончик, а паровозик… . Саша встает за … и кладет ему руки на плечи. Эта пара «проезжает» круг, а все повторяют имя нового 2паровозика»: …-…, …-… . Мы приехали на нашем 2паровозике» к домику. Чей это домик? Кто в нем живет? Он еще не заселен.

(Рисунок домика висит на стене, а может быть объемным и стоять на столе. В домике много прорезей – окошек (по числу детей). Детям предлагается нарисовать автопортреты и «поселить» в домик. Выполняется совместный рисунок. Каждый ребенок раскрашивает ставни своего окошка и вставляет в него свой портрет. Возле каждого окошка небольшой кармашек для посланий, подарков-сюрпризов друг другу. В дальнейшем, приходя в игровую комнату, ребенок открывает свое окошко. Или можно из групповой фотографии вырезать в полукруге лица детей, приклеиваются на картонную основу. А затем вставляются в кармашек около соответствующего окошка. Изготавливается несколько домиков по числу детей в группе)

Упражнение «Пошли письмо»

А сейчас давайте отправим письмо другу. Но это будет необычное письмо. В нем вы передадите свое расположение, дружеское отношение к товарищу, привет, частичку своего тепла и доброты. Давайте нарисуем солнышко. Пусть оно радостно улыбается. Пошлите солнышко тому, кому захотите.

(Обратить внимание на то, чтобы «письмо» пришло каждому ребенку. Тем детям, которые не получили послания, педагог посылает свое «письмо»-солнышко.)

Игровое упражнение «Привет другу».

Дети стоят кругом, взявшись за руки.

Педагог начинает и говорит: «Я посылаю привет…». При этом пожимает руку своему соседу справа, тот также пожимает руку следующему пока «привет» дойдет до…. .теперь свой привет передает следующий по кругу от педагога, при этом говорит кому передает «привет»….

Упражнение «Жизнь в лесу»

Дети садятся на ковер кругом.

Представьте себе. Что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой.

Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь? Как выразить свое доброжелательное отношение. Не проронив ни слова?

Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ).

Чтобы ответить все хорошо, наклоняем голову к его плечу.

Чтобы выразить дружбу и любовь-ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко. Вы только что проснулись, вышли из домиков, увидели друг-друга (гладят по голове) и спрашиваете соседа чем он будет заниматься сегодня? (хлопают по ладони товарища). А сосед говорит, что все хорош о(наклоняют голову к плечу соседа)и он сегодня будет играть.(Следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой).

3. Заключительный этап.

Упражнение «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Психологическое занятие для подростков

«ИГРОКИ В ПОЛЕ ЖИЗНИ»

Материалы: стулья, стикеры, простые карандаши, музыка на релаксацию, обои, 12 маркеров, куб с надписями.

Упражнение «Паровозик»

Цель: упражнение направлено на осознание ролей (роли ведущего, ведомого, посредника), которые играет человек в жизни, на интеграцию различных составляющих личности человека.

Участники группы объединяются в тройки и становятся друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый человек - первый «вагончик» второй (он в середине) - второй «вагончик» а третий, последний, - маневренный «паровозик». Вагончики, закрывают глаза, «паровозик» - с открытыми глазами. По команде тренера «паровозики», во всех тройках начинают водить «вагончики» по комнате так, чтобы не было аварий. В помещении можно установить стулья в качестве препятствий. Через минуту-другую по команде тренера все останавливаются и меняются ролями. В следующий раз снова меняются ролями для того, чтобы каждый участник побывал в роли «паровозика», первого и второго «вагончика».

При обсуждении необходимо отрефлексировать свое состояние во всех ролях, сделать выбор: «Какую роль ты бы выбрал, если бы представилась такая возможность? » Каждая роль имеет свои плюсы и минусы. Так, первая роль - роль ведомого, от которого мало что зависит, можно «сачковать», но она несет в себе больше всего опасностей. Вторая - более защищенная роль, человек находится между другими, однако на нем уже лежит ответственность посредника. Ему необходимо точно передать сигнал первому, иначе он может попасть в опасную ситуацию. И, наконец, «паровозик» все видит, но и за все отвечает.

Упражнение «Социальные роли»

Комплекс процедур, позволяющий идентифицировать свои роли.

1. Напишите на листочке роли, которые вы играете по жизни (по 5 ролей, например, ученик, дочь, сын, друг, фанат той или иной группы и т. д.),

2. Ранжируйте их по степени значимости.

3. Напишите на листочке роли, которые хотели бы играть.

4. Ранжируйте и их (они могут совпадать или не совпадать).

Анализ:

Есть ли роли, которые совпали?

Есть ли роли противоречащие друг другу?

Какие сложности возникают при проигрывании этих ролей?

Что мешает их реализовывать? есть роли?

Упражнение «Лисы и Колобки».

Каждый участник получает маленькие листочки бумаги, на которых пишет, к какой из двух групп он себя относит – к «Лисам» или к «Колобкам» (без комментариев). Листочки необходимо сложить и никому не показывать. Затем ведущий предлагает, не произнося не слова, разделиться на две группы. После этого все разворачивают свои листочки и сверяются, правильно ли получилось интуитивное деление на команды. Участникам, оказавшимся «не в своей» группе, предлагается прокомментировать причину их ошибки.

Упражнение «Рrо еt contгa»

Обе группы садятся напротив друг друга. После чего проводится дискуссия «Рrо еt contгa» - чей образ жизни лучше. Каждая группа убеждает противников в том, что их образ жизни лучше. Если кто-то почувствует себя убежденным, он может пересесть на другую сторону.

В результате дискуссии участники могут найти очень много общего в образе жизни одних и других, только все это, возможно, выражено в другой, инаковой форме.

После этого такому участнику предоставляется на выбор – либо перейти к «своим», либо остаться в той группе, где они оказались.

Упражнение «Я зеленый крокодил»

Упражнение проводится в кругу. Ведущий начинает: «Я зайчик…, вызываю зайчика…», при этом говорящий поднимает обе «лапки», те кто стоят справа и слева поднимают по соответствующей руке. Тот, кого вызвали, вызывает другого, при этом движения у него и его соседей те же. Если зайчик или кто-то из его соседей сбились, они выходят в круг и становятся крокодилами. Задача крокодилов – непрерывно перемещаться внутри круга, и говорить: «Я зеленый крокодил». Их задача мешать зайчикам».

Рефлексия: что чувствовали в роли «зайчиков» и в роли «кракодилов».

Упражнение «Требования среды»

Цель: осознание социальных требований к личности мальчика и девочки, исследование гендерных различий, изучение ожиданий в формировании образа современного мальчика и девочки.

Положить на пол два больших листа бумаги в рост подростка. На один ложится мальчик, на другой девочка. Кто-то обводит контур лежащего человека.

После этого группа девочек собирается вокруг своего контура (контурная карта девочки), а группа мальчиков - вокруг своего (контурная карта мальчика). И по очереди или сразу все вместе пишут только с внешней стороны контура человека требования, которые предъявляет социальная среда к мальчикам (например, быть сильными, заботливыми, смелыми и т. д.). То же делают девочки (быть красивыми, сексуальными, добрыми и т. д.).

Затем группы меняются контурными картами. Девочки переходят к «мальчику», а мальчики переходят к «девочке». И пишут только внутри контура человека, что собой представляет сейчас, в реальности, что есть на самом деле современный мальчик и современная девочка.

Обсуждение. Каковы требования среды: реальны они или нереальны?

Какие существуют расхождения между требованиями среды и реальностью? Есть ли резервы совершенствования? и т. д. Когда не совпадают требования и реальность, что делают подростки?

Упражнение «Свеча» (релаксация)

Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становится светлее, когда уменьшаете его, становится темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становится ярче и лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.

Упражнение «Рефлексия»

На кубе написаны неоконченные предложения для рефлексии. Каждый участник кидает куб, и продолжает предложение, которое ему выпало.

Вспомните сегодняшнюю работу в группе и продолжите следующие фразы:

Я понял…

Меня удивило…

Я почувствовал…

Думаю…

Сегодня меня раздражало…

Мне очень понравилось…

Упражнение «Прощание»

Цель: через ритуал молчания осознать прожитый день.

Взяться за руки, закрыть глаза и постоять молча в течение одной минуты («Помолчать на одну тему»), затем передать через руки соседям чувство, которое хотелось бы вызвать в круге в данный момент.


Упражнение «Паровозики»

Цель упражнения : физическая и эмоциональная разгрузка, а также предоставление возможности участникам группы почувствовать наиболее эмоционально комфортное положение для себя.

Упражнение выполняется в тройках. Каждая тройка представляет собой поезд. «Паровоз» - идет первым с вытянутыми вперед руками, «вагон» - передает управление, «машинист» - управляет всем поездом. При этом у «вагона» и «паровоза» завязаны глаза. При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли паровоза, который идет первым, но не знает, в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у вагона), насколько можешь доверять машинисту и «вагону». Как это было - быть в роли паровоза, вагона, машиниста?
Ситуативная игра «Аэропорт»

Из числа участников группы выбираются две пары, которые проигрывают одну и ту же ситуацию. Одна пара выходит из аудитории на период игры первой пары. Каждому участнику - игроку дается для ознакомления инструкция только его роли, напечатанная на отдельном листе. Остальные участники, оставшиеся в аудитории, становятся на время наблюдателями и должны понять суть происходящего конфликта, провести анализ общения (позиции: открытая - закрытая, активная - пассивная, доброжелательная - враждебная - нейтральная; родитель - взрослый - ребенок) и эффективности результатов общения двух пар. Анализируются эффективные пути разрешения конфликта.

Инструкция роли «начальника». Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Н. не сделала расчеты к сроку. Вам передали, что она заболела, и долго не появится. Однако, когда вы несколько раз звонили домой, к трубке никто не подходил, вы летите в командировку в Санкт- Петербург без нужных вам документов, и вас это злит. В аэропорту вы сталкиваетесь с сотрудницей Н.

Инструкция роли «подчиненного». Вы - работник планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются ваши дела: в самую пору сдачи важного документа тяжело заболела сестра и, поскольку за ней некому ухаживать, вы взяли больничный по уходу и теперь временно у нее живете. Ваш знакомый прилетает из Санкт- Петербурга, откуда вам обещали передать хорошее лекарство для сестры (без этого лекарства она может даже умереть). В аэропорт вы опоздали, самолет давно прилетел, вы стоите и не знаете что делать. Вдруг вас окликает начальник.
Упражнение «Архитектор - строитель»

Цель упражнения : участники группы могут наблюдать за тем, как различно обрабатывается, передается и воспринимается одна и та же несложная информация участниками взаимодействия.

Оборудование . Два листа бумаги, два карандаша, две ширмы (ширмой может служить картонная папка). На листе бумаги, разбитом на 6–8 прямоугольников, в одном из которых нарисовано сложное схематическое изображение (пересекающиеся геометрические фигуры, какой-либо узор). Второму участнику выдается лист, также расчерченный на прямоугольники, но каким будет сложное изображение, он не знает.

Инструкция. Г руппа разбивается на пары. Один участник пары будет выполнять роль «архитектора», указывать «строителю», что, где и как он должен рисовать. Задача «архитектора» - передать информацию так, чтобы «строитель» нарисовал точно такой же рисунок. Информацию передавать только вербально, что-либо показывать и тем самым помогать «строителю» нельзя. Строитель информацию не уточняет, выполняет все молча.

В ходе обсуждения участникам важно обратить внимание на то, насколько одна и та же информация по-разному интерпретируется и обрабатывается партнерами по взаимодействию.

Обсуждение : что помогало, что мешало понять информацию «архитектора».
Упражнение «И тут Вы ему говорите»

Цель упражнения : дать возможность участникам группы почувствовать себя в разных коммуникативных техниках, найти поведенческие ходы, которые делают каждую технику успешной и субъективно привлекательной (владение всеми тремя позициями - важный залог гибкого, конструктивного поведения в общении).

Группа делится на тройки. В каждой тройке участники делятся на игрока, подыгрывающего и наблюдателя.

Инструкции игроку. Ситуация, которую я вам опишу, предполагает диалог с другим персонажем. Его будет исполнять подыгрывающий. Предложенную ситуацию вы разыграете с ним три раза. Сначала вы будете вести свою партию с позиции «сверху» - давите, требуйте, грубите, угрожайте, насмехайтесь, будьте очень настойчивы. Как бы ни вел себя ваш партнер, постарайтесь все время лидировать, быть «над ним». Через 3–4 мин. остановите диалог, немного помолчите и начинайте игру с позиции «снизу» - заигрывайте, просите, чувствуйте себя слабым и зависимым, уступайте, входите в положение другого человека и так 3–4 мин., а затем, после небольшой паузы, побудьте в позиции «на равных». Найдите верный тон, нужную позу, доброжелательные и уверенные слова.

Инструкция подыгрывающему . В отличие от игрока вы не имеете ограничений в поведении. Расслабьтесь, максимально включитесь в ситуацию, настройтесь на партнера, а после этого реагируйте на его слова так, как вам хочется. Если он вас разозлил - злитесь, обидел - обижайтесь, если его реакции растрогали вас - уступите своим добрым порывам. Будьте максимально искренни. Желательно фиксировать, какие именно слова, жесты партнера создали тот или иной ваш настрой, почему поменялось отношение к партнеру.

Инструкция наблюдателю . Ваша задача -фиксировать развитие диалога, особенности поведения, развитие сюжета, а также следить, чтобы партнеры выполнили свои инструкции. Если вы считаете, что игрок не выполняет свою задачу, уходит в другую социальную роль, вы имеете право останавливать игру.

После проведения первого цикла меняются роли. Для обсуждения даются следующие ситуации:

Ваш коллега попросил у вас на несколько дней «посмотреть» ценные рабочие материалы. Вернул только через неделю в неприглядном, местами нечитабельном виде. И тут вы ему говорите…

Вы - страстный любитель тюльпанов, выращиваете у себя на участке редкие сорта, приобретаете луковицы за очень приличные деньги. У соседки, с которой у вас нормальные отношения, есть собака - спаниель. Однажды вы выходите и видите, что клумба с тюльпанами изрыта наглыми собачьими лапами. И тут вы соседке говорите…

Вы купили на рынке понравившуюся вам блузку, придя домой и примерив ее, вы обнаружили, что она не гармонирует ни с одной вещью в вашем гардеробе, да и внутренняя обработка вам показалась некачественной. Вы возвратились на рынок с намерением сдать блузку и говорите продавцу.
Упражнение «Конфликт невербально»

Цель упражнения : проживание участниками группы конфликтных ситуаций на «телесном» и эмоциональном уровне.

Группа разбивается на 4 подгруппы. Каждой подгруппе отдельно дается задание придумать конфликтную ситуацию и изобразить ее невербально в ситуациях, когда:

1) в конфликте участвуют равные по статусу люди, и конфликт в динамике имеет все стадии;

2) в конфликте участвуют неравные по статусу (родитель - ребенок, начальник - подчиненный), и конфликт в динамике имеет все стадии;

3) конфликт возникает спонтанно, т.е. не имеет стадии потенциального формирования противоречий (например, в транспорте, очереди и других общественных местах);

4) конфликт, который не имеет разрешения, т.е. последней стадии.

Сценки с конфликтами демонстрируются поочередно; после разыгрывания конфликта одной группой участники определяют, в чем особенность демонстрируемого конфликта.

В обсуждении необходимо проанализировать, каким образом конфликт отражается в телесных ощущениях, есть ли различия в переживаемых эмоциях на разных стадиях протекания конфликта.
6.Общее представление об эмоциях. Эмоции как способ выражения отношения к происходящему. Связь эмоциональной сферы и тела.
Упражнение «Передай маску»

Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел, и тем самым освободить голову для работы. Дети очень любят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Упражнение может проводиться в качестве разминки или завершения в других блоках программы.

Инструкция. Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он передает" своему соседу слева. И так все по очереди.
Упражнение «На что похоже мое настроение»

Это упражнение в его различных вариантах может стать традиционной разминкой-ритуалом в начале занятий этого раздела. Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме.

Инструкция. Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?» Упражнение выполняется в круге, с мячиком. Варианты: «На какую погоду, (музыку, цветок, животное и т. д.) похоже ваше настроение?
Упражнение «Называем чувства»

Целью является обогащение словаря эмоций участников. В зависимости от уровня готовности детей это упражнение можно проводить как соревнование в парах или между двумя командами или же, как общегрупповой «мозговой штурм».

Инструкция. Давайте посмотрим, кто сможет назвать больше слов, обозначающих различные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана.

Информация для ведущего . Результат работы группы - лист ватмана с крупно написанными на нем словами - можно использовать на всем протяжении работы группы в качестве «подсказки», напоминания. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова - это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы, и он может показательно отличаться от группы к группе. Следите за тем, чтобы там нашли отражение основные эмоции - гнев, печаль, радость, страх, обида.

Если вам кажется, что кто-то из ребят неуверен в том, что обозначают некоторые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство.

Также в завершение этого упражнения можете задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда вы в последний раз писали контрольную работу? Что вы чувствовали, когда приближались каникулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали?»

Обсуждение. Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое чувство тебе нравится больше других? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?
Упражнение «Быстрые превращения»

Инструкция. Начните ходить по комнате. Сейчас мы с вами будем превращаться в различных людей, испытывающих разные чувства. Представьте, что вы сейчас - актер, стоящий на сцене после удачного выступления. Зал вам рукоплещет, слышны крики "Браво!". Превратитесь в этого актера. Что вы сейчас чувствуете? А теперь, представьте, что вы нечаянно разбили красивую вазу в гостях у друга. Что вы чувствуете сейчас? и т. д.
Упражнение «Волки и овцы»

Это упражнение позволяет интенсифицировать эмоциональное состояние участников.

Материалы. Кассета с записью энергичной, активной музыки.

Инструкция. Волк выходит за дверь. Включается активная музыка. Овцы пасутся на лугу, бегают по кругу. В неожиданный момент врывается Волк и хватает Овцу. Овца превращается в Волка. Теперь уже два Волка врываются в круг и т. д.

Обсуждение. Что происходило с тобой во время игры? Что ты чувствовал? Какие еще есть чувства? Что дают нам чувства? Есть ли абсолютно бесполезные или вредные чувства? Что значат эмоции для тебя? Нужны ли они тебе и зачем? Что в них хорошего для тебя, чем они тебе полезны? Чем они тебе вредят или мешают?

Замечания для ведущего .Это упражнение вызывает сильные эмоции -радость, страх, возбуждение - и может послужить хорошим началом совместного обсуждения и исследования того, как эмоции окрашивают нашу жизнь, делают нас неравнодушными к происходящему.
Упражнение «Карточки»

Данное упражнение позволяет развивать словарь эмоций, укрепляет соотнесение названия эмоции с мимическим ее выражением, осознавание индивидуального и общего в выражении эмоций.

Материалы. 2 комплекта карточек с рожицами, изображающими различные эмоции и такого же количества карточек с названием эмоций (исходя из списка эмоций, выработанного группой).

Инструкция. Разбейтесь на две команды. Сейчас я раздам вам набор карточек, на которых нарисованы разные рожицы. Вам надо будет за одну минуту подобрать к каждой рожице карточку, обозначающую эмоцию, которую она выражает.

Варианты. Если участники группы достаточно свободно владеют языком эмоций, то можно попросить их самих, без опоры на карточки, подобрать названия к каждой карточке
Упражнение «Фантом»

Позволяет осознать связи эмоций с телесным переживанием, расширяет осознанность в отношении собственного переживания и выражения эмоций.

Материалы. Листок со схематичным изображением человеческого тела - «фантом» - для каждого участника и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черного цветов.


Инструкция . Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете. Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке. Аналогично предложите детям обозначить синим карандашом, где они переживают грусть и желтым - радость. Где в теле ты чувствуешь свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство тебе было легче всего представить и ощутить в теле? А какое - труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?
Упражнение «Звук-чувство»

Инструкция. Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того чтобы показать это, мы будем гудеть. Если редко испытываем чувство - будем гудеть тихо; если чаще - то громче, если очень часто - то громко.

Обсуждение. Как вам показалось, какие чувства мы с вами испытываем чаще всего?

Информация для ведущего . Обратите внимание ребят на то, как они гудели, когда назывались различные чувства, - одинаково, или некоторые чувства хотелось гудеть со своей интонацией. Это может служить переходом к разговору об интонационных особенностях выражения различных чувств. Можно обсудить, звучало ли громче гудение во время тех чувств, которые в действительности чаще переживаются ребятами, или же когда назывались «приятные» чувства. Поговорите о том, что «приятные» чувства у себя и у других принимать легче, чем «неприятные».
Упражнение «Линии»

Упражнение позволяет потренироваться в выражении своих эмоций в символической, образной форме.

Информация для ведущего. Наряду с важностью обучения детей языку эмоций - словам, обозначающим различные эмоциональные состояния, - важно предоставлять возможность для выработки другого «языка» - языка образов, символов, который на этих занятиях будет альтернативой разговору о чувствах, другим способом выражения чувств и переживаний.

Материалы. Карандаш и лист бумаги каждому ребенку.

Инструкция. Сейчас мы попробуем передавать различные чувства,не рисуя ничего конкретного - только лишь простые линии. Нарисуйте счастливые линии…, грустные линии..., злые линии..., усталые линии..., тревожные линии».